Человек и его дело - Газета «Нива» - Советский район Курской области. Человек и его дело - Газета «Нива» - Советский район Курской области Она дарит улыбки

Бригадир, тренер, папа… На все хватает сил, если есть интерес

Павел Лягушин — машинист-наладчик. Всего три года он трудится на «Гофроне». Казалось бы, не так много. Но этого времени молодому человеку хватило, чтобы зарекомендовать себя ответственным и перспективным работником.

— По специальности я мастер-строитель, — рассказывает Павел Лягушин. – Когда пришел на «Гофрон», начал осваивать новую профессию. Учился тут же, без отрыва от производства. И с самого начала понял: мне это интересно, это мое.

Благодаря такому отношению к делу Павел не только «вырос» до четвертого разряда, но еще и стал бригадиром, в подчинении которого восемь человек. В его обязанности входит настройка оборудования, контроль за процессом производства. Как бригадир он следит также за тем, чтобы не было бракованной продукции.

Павел Лягушин не раз становился наставником для новичков. Кстати, не так давно двое его учеников успешно сдали экзамен на очередной разряд.

А еще Павла Петровича знают на предприятии как тренера и капитана сборной футбольной команды «Группа компаний «ДАФ», созданной в этом году. Не новичок в этом виде спорта (увлекался еще с детства, а несколько лет назад «вел» футбольную сборную «Новоселки»), Павел сейчас тренирует работников «Гофрона», обучая тонкостям игры. И, конечно же, мечтает, чтобы их команда стала лидером в соревнованиях по мини-футболу среди предприятий округа.

Работа, тренировки… Всегда на людях и с людьми…А свободное время Павел предпочитает проводить с семьей – женой и двумя маленькими дочурками. Незамысловатые повседневные хлопоты: погулять и поиграть с малышками, помочь супруге – Павлу только в радость.

Подробности Категория: Человек и его дело Опубликовано 26.02.2019 16:29 Просмотров: 84 О таких людях, как В.В. Лукьянова вполне справедливо говорят, что на них держалось и до сих пор держится наше село. Эта женщина прошла нелегкий жизненный путь в заботах и повседневных хлопотах. Вначале трудилась в колхозе «Россия» дояркой, потом, почти 20 лет, заведующей Михайлоанненской молочно-товарной фермой... С благодарностью вспоминает Валентина Васильевна те к сожалению уже ушедшие годы, когда животноводческая отрасль была на подъеме. - На нашей МТФ дойных высокопродуктивных коров было более четырехсот голов,- рассказывает она. -Функционировал целый молочный комплекс с машинной дойкой, отлаженной системой навозоудаления и кормления. Молоко на Кшенский маслозавод отправлялось охлажденным, первого сорта. При ферме для отдыха имелись Красный уголок, душевые, бассейн, бильярд, телевизор... - Какие же все-таки это были благодатные времена, мы, работники фермы, молодые, полные сил и здоровья, трудились с удовольствием, не зная усталости, и благодаря нашим общим дружным усилиям был безукоризненно отлажен весь процесс по уходу за животными, выращиванию молодняка, - и на комплексе, и в летнем лагере, и в дождь, и в снег, - со светлой, радостной улыбкой вспоминает Валентина Васильевна. - Забрезжил рассвет, едва лишь показалось солнышко, мы спешим на работу. А вечером солнышко прячется за горизонт, бортовая машина развозит доярок по домам и над нашей родной Михайлоанненкой вначале издалека, а потом все ближе и ближе слышен звон красивых, добрых русских песен. Я считаю, что в этом – истинное человеческое счастье, ради всего этого стоило и стоит жить, безмерно радоваться каждому встреченному тобой закату и рассвету, - говорит Валентина Васильевна... В трудах и заботах, словно быстрокрылая птица, незаметно пролетели годы. И вот уже у В. В. Лукьяновой – очередной юбилей. Вновь Валентина Васильевна со светлой, приветливой улыбкой распахнет двери своего уютного, гостеприимного дома и скажет: - проходите, гости дорогие, присаживайтесь за стол, будем праздновать!.. И потекут неспешно за празднично накрытым столом оживленные разговоры о житье-бытье, нескончаемым потоком посыпятся в адрес виновницы торжества поздравления, пожелания здоровья, благополучия, радости и хорошего настроения от ее родных и близких, детей и внуков... И эти, сказанные от чистого сердца слова пожеланий, несомненно будут для Валентины Васильевны самым бесценным и желанным подарком! А. Драчев

Доброту и любовь он оставил живым

Природа – мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Некрасов

20 января не стало Блудова Вячеслава Владимировича… Эта печальная весть сразу же облетела посёлок, разнеслась по всему району и потянулась во многие российские города, наполняя скорбью сердца тех, кто знал его. Ушёл из жизни необыкновенный человек, яркий, незаурядный, талантливый. Трудно поверить в то, что его больше нет рядом с нами, говорить о нём теперь надо в прошедшем времени. С горечью осознаёшь, что не скоро заполнится пустота, образовавшаяся после его ухода.

О Вячеславе Владимировиче говорить легко и просто. Его жизнь протекала на виду у окружающих. Для многих он – учитель, которого никогда не забудешь. Таких называют учителями от Бога. Он сам был влюблён в математику, прекрасно знал свой предмет и умело передавал свои знания ученикам. Его уроки незабываемы. Вячеслав Владимирович никогда не повышал голоса, ему достаточно было взгляда и небольшой паузы, чтобы снова завладеть вниманием учеников. Уроки проходили на одном дыхании. Работали все, и даже не очень сильные в математике справлялись с трудными заданиями. Он объяснял просто, доступно. У него никогда не было четвертных и годовых «двоек». Выпускники говорят, что он поражал их глубоким знанием своего предмета, широкой эрудицией, высокой культурой, справедливостью и требовательностью. Они были счастливы, что им довелось учиться у такого Учителя. Учились у него и молодые педагоги. Перенимали его мастерство и словесники, и биологи, и учителя начальных классов. Старались подражать его строгой интеллигентности, манере говорить и вести урок, умению сложное сделать простым и понятным. Рядом с таким человеком хотелось стать выше, благороднее, чище. Как преподаватель Вячеслав Владимирович имел высшую квалификационную категорию. Охотно делился своим опытом с коллегами: давал открытые уроки, выступал на предметных семинарах, обобщал свой опыт на страницах журнала «Математика в школе».

Вячеслав Владимирович никогда никому не отказывал в помощи: проводил дополнительные занятия для детей, давал мудрые советы, поддерживал добрым словом, умел вселять в человека веру и надежду. Для окружающих он был непререкаемым авторитетом.

Удивительно, как в одном человеке могло проявиться столько талантов! Он был не просто педагогом и прекрасным математиком, но и музыкантом по образованию, замечательным самодеятельным композитором, сочинившим несколько десятков песен, написавшим гимн родному посёлку – «Кшенский вальс». Вячеслав Владимирович по праву удостоен почётного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». И мало кто знает о его художественном таланте. В доме Блудовых висят картины, написанные Вячеславом Владимировичем на холсте. Поистине говорят: талантливый человек талантлив во всём.

Коллеги, друзья, соседи знают Вячеслава Владимировича как человека скромного, тактичного, интеллигентного, очень ответственного и порядочного. Он был достойным сыном своих родителей, заботливым мужем и любящим отцом для своей дочери и двух сыновей. Вячеслав Владимирович стал примером для подражания. Ещё при жизни он слышал много добрых слов, слов благодарности и признательности от учителей и учеников, от друзей и близких ему людей. О его таланте, незаурядности, трудолюбии не раз рассказывалось на страницах газеты, о его мастерстве говорилось с высокой трибуны учительских конференций, а он оставался скромным, немного застенчивым человеком, влюблённым в свою работу. В его душе гармонично уживались физик и лирик. Такими людьми восхищаются, к ним тянутся, на них равняются. Они оставляют на Земле яркий, глубокий след. Их дело продолжает жить и после смерти.

Коллеги, ученики и все, кто был знаком с этим замечательным Человеком, искренне скорбят о невосполнимой утрате, выражают соболезнование его семье, родным и близким.

Светлая и благодарная память о Вячеславе Владимировиче Блудове будет вечно жить в наших сердцах!

Коллектив Советской средней школы №1

Так называют ажиотажный спрос на цветы в канун или в праздник 8 марта. Мужчины стоят в очереди, чтобы порадовать женщин в весенний день, ведь цветы стали обязательным подарком для поднятия настроения любимым жёнам, матерям, дочерям и просто близким людям. Но иногда на следующий день этот подарок уже не приносит радости, начинает выглядеть убого: лепестки скручиваются, опускается бутон, листья чернеют.

Комментарии: 0

Просмотры: 330

Она дарит улыбки

Все мы, конечно же, мечтаем иметь безупречную белоснежную улыбку, красивые зубы. Кроме того, здоровье зубов - необходимое условие здоровья всего организма в целом. В Древнем Риме, например, в домах знатных особ для ухода за полостью рта содержались специальные рабы. Сегодня человек располагает для этого массой подручных средств, однако, если по каким-то причинам всё же лишается зубов, спешит в стоматологию. Вот тут-то и происходит знакомство со стоматологом-ортопедом, ведь нередко случается так, что решение проблемы возможно лишь при условии применения протезов или ортопедических аппаратов, от качества которых напрямую зависят красота и комфорт.

Комментарии: 0

Просмотры: 413

Поэтической строкой

Комментарии: 0

Просмотры: 361

Он излечит, исцелит…

Лечить животных и осуществлять профилактику их болезней – дело очень нелёгкое. Иногда намного более трудное, чем лечить людей. Четвероногий пациент не может объяснить, в каком месте болит, и настоящий профессионал должен чувствовать безмолвный язык зверей, а для этого нужны огромные знания, терпение, желание совершенствоваться в профессии.

Комментарии: 0

Просмотры: 448

Жизнь, отданная морю

Старейшая в посёлке первая школа за многие десятилетия существования собрала поистине драгоценный фонд из выпускников, оставивших светлый след в жизни нашего общества и являющихся достойнейшим примером молодому поколению.

Комментарии: 0

Просмотры: 486

Реформа, повернись к деревне…

Виктор Александрович Серёгин уроженец Старого Рахина всю жизнь проживает в родных краях. Работал трактористом и водителем автобуса в совхозе «Амосовский», водителем автоклуба, пекарем, никогда не гнушался никакой работы. Его депутатская деятельность началась ещё в те времена, когда советский строй казался незыблемым, а деревни процветали и строили богатые планы на будущее.

Они просто не могли не встретиться. Ибо невозможно себе представить их раздельное существование. Это как раз тот случай, когда можно, перефразировав поэта, сказать: «Мы говорим бизнес - подразумеваем Пискунов . Мы говорим Пискунов - подразумеваем бизнес».

Сегодня наш рассказ - о почетном работнике транспорта Российской Федерации, генеральном директоре ООО «КАМАЗавторемонт» и заместителе руководителя Брянского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ » Игоре Алексеевиче ПИСКУНОВЕ .

После окончания БИТМа он мог работать в Москве , Ленинграде . Имел право выбора, т.к. был лучшим студентом, получал повышенную стипендию. Но отправился в Махачкалу . К тому времени уже обзавелся семьей, родился сын, а в Дагестане , где тогда на улицах еще не стреляли и не взрывали, после землетрясения много строилось жилья. К тому же специалистов с высшим образованием в недавно созданном троллейбусном управлении (а у него диплом по городскому электрическому транспорту) не было. За четыре года прошел путь от мастера депо до начальника производственно-технического отдела управления.

А потом, говорит с улыбкой, родина позвала. Хотя на Кавказе очень нравилось. Брянское троллейбусное управление, управление «Брянскавтотранс »… Везде - на высоких руководящих должностях.

Рассказываю об этом потому, чтобы читатель яснее представлял, что терял Игорь Алексеевич, решив выйти из налаженной производственной системы на «вольные хлеба». Первым в объединении возглавляемый им коллектив взял свое предприятие (нынешняя его база) в аренду - на такую форму труда в виде эксперимента перешли тогда лишь пять транспортных организаций России. Пришлось, правда, держать жесткий экзамен перед министром, убеждать в своей состоятельности бизнес-планом.

Вскоре приватизировали предприятие. У Пискунова - контрольный пакет. Официальная бумага, регистрирующая знаковую процедуру, вышла в свет под номером 14. Так что он по праву считает себя одним из пионеров нового дела на Брянщине .

Непростой разговор состоялся тогда с начальником управления: «Ну, куда ты идешь? У нас же централизованное снабжение…» Но Пискунов выходил на «рандеву» с ним не с пустыми руками. Перед тем побывал в Набережных Челнах , заключил прямые договоры на ремонт техники, поставку запчастей…

Свобода действий пробудила инициативу. Решил открыть параллельно общепитовский бизнес. Почему именно такое направление? Время было провальное, голодное: начало 90-х. Да и пример приятеля подтолкнул. Ресторан «Монблан » и казино, появившиеся на улице Орловской в Бежице , - детище Пискунова. Набрал персонал - 115 человек. В основном, все студенты. Подготовили из них официантов, крупье - специально опытного преподавателя нанимали.

Рынок преподал урок. Казино пришлось закрыть через три года: нерентабельным оказалось. Ресторан трансформировали, часть площади отвели под магазин. «Суетное и хлопотное занятие, - говорит Игорь Алексеевич. - Надоедает. Отдали помещение в аренду «Магниту».

А главное дело - ремонтная база - на ходу. К территории, доставшейся от приватизации, добавили участок, выкупленный у соседей - БМЗ. Теперь у Пискунова с партнерами полтора гектара земли. Работает фирма по принципу технопарка. «Мы, - поясняет Игорь Алексеевич, - даем возможность малым предприятиям стать на ноги и развиваться. Обеспечиваем их помещениями, оборудованием».

Около шестидесяти фирмочек «прописаны» в его «епархии». Многие начинали деятельность, не имея за душой никакого первоначального капитала. Только руки и горячее желание открыть свое дело. У Пискунова же они получают своего рода путевку в жизнь.

Показательно, что среди предпринимателей, стартовой площадкой для которых стала база «КАМАЗавторемонта», есть и такие, кто со временем вырос из коротких штанишек малого бизнеса и перешел в иную, более весомую категорию: бизнес средний. И мы постараемся о них отдельно рассказать. Очень поучительно!

Вместе с Игорем Алексеевичем прошелся по территории. Всюду что-то крутилось, гудело, изготавливалось… «Вторые этажи на зданиях видите? - указал. - Надстроили, чтобы создать максимум удобств предпринимателям. Оборудование вовремя ремонтируем, другие вопросы решаем, чтобы не возникало у них проблем».

Однако работать в последнее время, признается, стало труднее. Конкуренция усилилась. Старые «КамАЗы » уходят, заказов меньше. Затраты на энергоресурсы стремительно растут. «Питались» прежде от БМЗ, но ситуация так сложилась, что пришлось строить свою котельную - взяли кредит на шесть миллионов рублей. Естественно, экономику это не радует. Да еще душит в объятиях газовая тарифная политика. Арендная же плата пропорционально не растет. Наоборот - падает: кризис в экономике.

А тут еще один «подарок» надвигается. «Работали мы, - рассказывает Игорь Алексеевич, - по упрощенной системе налогообложения и были освобождены от уплаты налога на недвижимость. Но с этого года вынуждены перечислять два процента от кадастровой стоимости. Это бьет, образно говоря, под дых».

Данный факт не ускользнул от внимания ведущих общественных организаций, представляющих интересы предпринимателей: «ОПОРА РОССИИ» и «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ». Письма с призывом к власти - предусмотреть определенные преференции, что сделали в ряде субъектов, направлены в администрацию области. Для разруливания ситуации создана рабочая группа при Брянской областной Думе. Но из коридоров власти предостерегающе звучат сетования по поводу выпадающих доходов. Мол, денег нет. «Как же нет?» - недоумевает Пискунов. И приводит контраргумент. По данным фискального ведомства, собираемость налогов в Брянской области за прошлый год увеличилась в полтора раза, общая сумма превысила 50 млрд. рублей.

Возражения вызывает у него и характер межбюджетных отношений, когда средства, зарабатываемые регионами, перечисляются в Центр, а уже оттуда долями спускаются «низам».

Плоды незрячей политики в отношении малого бизнеса у генерального директора перед глазами. Не у всех хватает силенок и духа, некоторые так и вовсе уходят из этой сферы.

Выше я упомянул про «ОПОРУ РОССИИ». Нелишне будет сказать, что у истоков создания регионального отделения стоял и Пискунов. Говорит: так легче отстаивать интересы предпринимателей. У авторитетной общественной организации есть весомые результаты. «ОПОРА…» пролоббировала принятие на федеральном уровне закона о проверках бизнеса - прежний наносил существенный вред малым предприятиям, которых постоянно терзали все кому не лень. Теперь проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года. С облегчением вздохнули предприниматели с принятием закона об отмене кассовых аппаратов для предприятий, работающих на едином вмененном налоге. Есть и другие примеры.

…Бизнес его привлекал с детства. И это не авторский прием для придания колорита герою публикации. Кто-то попытается, возможно, меня развенчать: «Загнул, братец! Какой мог быть бизнес в советские времена?» А вот и был! Уже в двенадцать лет у пацаненка появилось неуемное желание зарабатывать денежку. Пример родной бабушки надоумил, как это осуществить. Она была рукодельницей, вязала крючочком разные вещи и относила на «барахолки».

И он научился вязать крючочком - манжетики, воротнички на школьную форму. Бабушка по сходной цене их продавала на тех же «барахолках». И по районам ездила. Предприимчивой была (не в нее ли сам Игорь Алексеевич?). Когда теперь проводит он встречи со школьниками и рассказывает о столь ранней заре своего предпринимательства, детвора испытывает что-то вроде потрясения.

В Махачкале создал бригаду и подрабатывал слесарем во вторую смену на ремонте троллейбусов. А это плюс двести рублей к основной зарплате.

Вернулся из Махачкалы - стал шапки шить, при этом шкурки кроличьи, ондатровые сам выделывал. А теперь - внимание: в то время Пискунов уже возглавлял в Брянске троллейбусное депо. Удивительно: директор шьет шапки! А еще занимался отделкой кондитерской фабрики: лепнина, подвесные потолки, коридоры. «И сейчас, - признается, - шапку могу сшить. Было постоянно желание работать и зарабатывать».

Сразил и такой подробностью: «Таксовал...» Нынче этому придумали иной сленг: «Бомбил». По пути на работу из Володарского района в Бежицкий заруливал на железнодорожный вокзал - к московскому поезду. В депо приезжал - в кармане денежка. Домой с работы возвращается - опять кого-то «подцепит».

А не было комплекса - вдруг кто-то из подчиненных увидит? - спрашиваю.

Никогда не было такой боязни. Потому что считаю: любой труд почетен. Вот дворник метет двор - после него становится чисто.

Как символично! Ведь и сам на протяжении ряда лет тоже своего рода дворник. Живет в Чайковичах, на берегу озера. Сколько же мусора оставляют здесь соплеменники! Собирает и вывозит его в город к контейнерам. Такое придумал: развесил по берегу десяток мешков. Вместо урн. Приезжает на рыбалку (и своих детей приучил) - всегда в машине мешки. Надо, считает, создать экологическую полицию, и чтоб штрафы были от десяти тысяч и более.

Но автор немного ушел в сторону. О чем же мечтается человеку, вращающемуся в сфере малого бизнеса? Признался Игорь Алексеевич: большого личного капитала у него нет. Многие предприятия, автоколонны развалились, поменяли собственников. «КАМАЗавторемонт» сохранился, потому что средства вкладываются в его развитие. Например, два года назад 1 млн 800 тыс. рублей потратили на асфальтирование территории. Да и другое приходится периодически восстанавливать.

А мечтает о том, чтобы принимаемые по малому бизнесу законы были адекватными. «Нельзя, - считает, - брать налог с того объекта недвижимости, который не приносит дохода. Сейчас закон это позволяет. При этом в расчет берется кадастровая стоимость, которая, как показывает практика, очень далека от реалий».

Как же снимает напряжение, приводит душу в порядок? Думалось, услышу примерно такое: «Беру вечерком книгу, ложусь на диван и читаю». Не учел главную особенность этого человека: постоянную жажду работы. «Хозяйством занимаюсь», - отвечает.

Оказывается, выращивает Игорь Алексеевич вместе с супругой гусей, курочек, уток (в том числе диких), индоуток, индюков. Осенью численность птицы доходит до семидесяти. «Вот если бы еще вороны гнезда не разоряли…»

Абсолютно искренне говорю: снимаю перед ним шапку!

Взять координаты нашего местоположения проще простого — металлическая табличка на деревянном столбе говорит сама за себя: «Мыс Челюскина. Самая северная точка Евразии. Открыт подштурманом Российского флота Семеном Челюскиным 9 мая 1742 года».

Далековато? Так ведь это откуда смотреть. Во всяком случае, до аэропорта, с которого нам начинать знакомство с работой малой авиации на Севере, две минуты ходу.

В диспетчерской - морзянка, треск помех и голоса - все о погоде. Она везде своя: на Диксоне, мысе Желания, Северной Земле, в бухте Прончищевой, в Хатанге... Где туман, где пурга, где ветер -«больше тридцати», а здесь, на Челюскине, солнце - без темных очков на океан не поглядишь. Ветерок зябкий, и морозец того самого градуса, когда капюшон поверх ушанки да тулупчик как раз впору.

В диспетчерской своя «погода»: окошки, увитые созревающими помидорами, приметно запотели. Раскинувшаяся во всю стену карта Арктики кажется покрытой облаками, и отыскать на ней маленькую точку, нас интересующую, не так-то просто.

В Хатангу? Не дальний свет - отвезем!

Да тут лететь-то три часа с копейками! - Второй пилот (а своеобразный этот оборот принадлежит ему) человек в экипаже, как водится, самый словоохотливый: - Видимость - миллион на миллион, ветер - в норме, расчетное время посадки - двенадцать тридцать.

Двигатель - зверь!

Это, понятно, бортмеханик. Лаконичная, но, признаться, всегда приятная пассажиру реплика. Командир еще более краток:

Поехали!

И вот вертолет Ми-8, эта круглобокая, сине-голубая птица с четырьмя лопастями на загривке, уже в полете. В ослепительном солнце стынет под нами край материковой суши. Вертолет закладывает широкий вираж, второй пилот опускает светофильтровые щитки, машина набирает высоту, входит в заданный эшелон и берет курс на Хатангу.

Но до места мы не дотянули. Всего четырех километров: Хатанга не принимает. Спускаемся в какую-то дырку между клубящимися облаками и садимся на пятачке, сплошь окруженном туманом, погрузив шасси в мягкую оранжево-бурую шкуру тундры.

Впрочем, точнее, присаживаемся, потому что двигатель продолжает работать и командир не снимает наушников - Хатанга на связи «до погоды».

Привыкайте, мужики, - успокаивает второй пилот, - загорать у нас тоже надо учиться!

Но минут через пять Хатанга позвала, и вскоре «восьмерка» мягко садится на влажный бетон среди таких же, как она, металлических птиц. Спрыгиваем на полосу, сразу же скинув за ненадобностью меховые тулупы: здесь плюс семь.

Хатанга, большой заполярный поселок и районный центр, известна на Таймыре не только отменным географическим положением - на большой реке Хатанге, недалеко от слияния рек Хеты и Котуя. Своеобразие облика Хатанги определяет множество ее «профессий». Это морской и речной порт; здесь находится несколько солидных организаций: научных, промышленных, сельскохозяйственных. Но вот что бросается сразу в глаза: центром Хатанги - сердцем ее и руками - остается аэропорт. И это понятно: если представить себе все перечисленные службы единым механизмом, обживающим тундру и Арктику, главным рычагом этого механизма придется признать авиацию. И в основном винтокрылую. Вот почему все организации, находящиеся в заполярном поселке, без обиды за честь мундира числят себя ее заказчиками.

К сине-голубому боку нашей «восьмерки» подкатывает заправщик, а груженный доверху ЗИЛ притормаживает возле задней части фюзеляжа с раскрытыми створками. Трое ребят уже шагают по полосе - командир (он самый старший, ему около тридцати, зовут его Николаем Сергеевичем Бубновым), второй пилот Виктор Пономаренко, с навигационной линейкой, втиснутой, по здешним правилам, за голенище, и бортмеханик Василий Каралаш, тот самый, у которого двигатель - «зверь».

Все хорошо, но вот груз в кузове ЗИЛа - мешки с крупой, ящики тушенки, железные бочки, два лодочных мотора и что-то еще, укрытое промасленным брезентом, - заставляет подумать: а не оставят ли нас здесь до другого раза? Это зависит от заказчика, он хозяин груза и в конечном счете распорядитель рейса. Судьба попутных пассажиров в его власти.

Заказчику - директору совхоза «Катарыкский» Виктору Николаевичу Козаку - наше репортерское задание показалось основанием достаточно веским.

Ладно! Бочку солярки возьмем другим рейсом. Мужикам тоже работать надо!

Мы оценили великодушие Виктора Николаевича: кто не знает, что значит в тундре горючее...

Директор арендовал вертолет, чтобы «пройти по точкам» своего огромного хозяйства. Сейчас на точку летит Валерий Величко, инженер по промыслам. Без этой профессии в тундре теперь не обойтись. Скажем прямо, не от хорошей жизни она понадобилась: истощение охотничьих угодий - беда времени, потому и явилась нужда в специалисте, который совмещал бы в одном лице промысловика и человека, крепко подкованного в вопросах экологии.

Так кто же он такой, инженер по промыслам? И как очерчивается сфера его работы?

Ответ Величко, хоть и несколько неожиданный по форме, точен по существу: смысл своей работы он видит в том, чтобы приблизить время, когда последнюю синтетическую шапку можно будет сдать в музей быта.

Что для этого нужно? Смотрите, - инженер разворачивает на коленях карту Таймыра, - вот, к примеру, Диксонский район. Здесь есть все: арктические пустыни, арктические и типичные тундры, тундры горные. Все это охотничьи угодья. Но - потенциальные. Потому что охота ведется в основном на узенькой полоске, прилегающей к побережью Карского моря и Енисейского залива, где расположены все зимовья. Здесь и только здесь добываем мы песца - работаем на маленьких пятачках огромного края. Дело даже не в том, что добыча ограничена территориально, нельзя долбить в одно место - природа этого не простит... Но выход-то есть. Вот он.- Валерий Величко прикладывает ладонь к переборке, отделяющей нас от пилотской кабины.- Это вам не вездеход, от которого зверь и птица бегут сломя голову и который оставляет в тундре незаживающие раны! Вертолет - машина деликатная. А главное - с его помощью мы можем расселить промысловиков по всему Таймыру. Сможем взять и больше, и для природы безболезненней... Говорят - дорого. Но ведь речь-то идет не только о сегодняшнем дне!

Наша «восьмерка» села возле охотничьего балка в излучине безымянной речки. Сообща живо выгрузили лодочный мотор, аккумуляторы к рации, кипу газет и журналов да ящик банок с зеленым болгарским горошком. Оказывается, хозяин балка, которого все зовут Никанорычем, бородатый, с львиной гривой охотник, большой его любитель.

Никанорыч, инженер и Василий, наш бортмеханик, занялись мотором, а командир со вторым пилотом отладили рацию. И вот уже все вместе, в тесном балке, пьем кружку за кружкой обжигающий крепкий чай. К цейлонскому его запаху добавился аромат тундры, и стоит в балке особенный, что-то давнишнее напоминающий дух...

Балок промысловика на краю земли! Входишь в него., согнувшись под притолокой, и, сняв шапку, сразу попадаешь в мир, так волновавший с детства, - жилье охотника... Карабин на стене, двенадцатого калибра ружьишко рядом; поблескивают остро отточенные ножи с затейливыми, домодельной работы рукоятками из оленьего рога; меховые тулупы на лавках; под нарами сапоги, валенки. Два мохнатых черно-бурых пса с подпалинами глядят на гостей, довольные тем, что любезны те хозяину, виляют хвостами и вежливо не переступают порога... А на чисто выскобленной столешнице сияет медью и, конечно, урчит не переставая ведерный самовар. Никанорыч все подливает, подливает чаю и рассказывает, рассказывает... Величко остается на точке - будет им о чем потолковать: до сезона рукой подать, а нам, хоть и досадно прерывать разговор, время лететь дальше - нас ждут.

Все чаще говорю «нас», потому что от посадки к посадке незаметно как-то, но все больше сродняешься с вертолетом, с экипажем, да и с пассажирами, постоянно меняющимися.

Новые попутчики - бригада строителей. Поздоровались, погрузили инструмент, а сами продолжают разговор о чем-то своем - о новых каких-то конструкциях, и одно лишь слово «сваи» что-то тебе говорит. Но, вступив в разговор (здесь этого не осудят!), узнаешь, какая мудреная, оказывается, наука - строить на вечной мерзлоте, тем более что строить в Заполярье надо теперь фундаментально - времяночками уже не отделаешься...

Строителей оставили на речном галечном мысу, возле двух палаток и груды свежеспиленной, пахнущей еще далекой тайгой лиственницы. Сделают они здесь еще одно доброе дело, и пойдет отсюда в эфир морзянка - о ветрах и облаках, бегущих к нам на материк...

Место строителей в вертолете заняли гидрографы. Только что закончили они разведку верховьев Котуя, о котором недавно еще один исследователь писал: «Котуй напоминает реку потустороннего мира». До сегодняшнего дня не промеряны были глубины верхнего Котуя. Сейчас выяснилось, что крупные суда могут доставлять грузы вплоть до устья Котуйкана, а это, в сущности, начало новой жизни таймырской глубинки. И хоть трудно представить себе возможность географического открытия на исходе двадцатого столетия, а вот оно... Уникальный край!

Впрочем, этот эпитет едва ли не всякому новому делу здесь впору. И когда в вертолет сели двое ребят-охотоведов, мы уже не удивились тому, что и они - участники эксперимента уникального.

Несколько лет назад о таймырской речке Бикаде знали только вертолетчики да охотники, промышлявшие песца. Нынче при слове «Бикада» любой таймырский мальчишка расскажет, что к чему, а в научном мире теперь это адрес особого значения: лет десять назад переселили сюда из Канады овцебыков. С этими канадскими переселенцами и работают новые наши попутчики. «Как освоились? Завезли десять голов. Нынче считали - сто тридцать. Хорошо, выходит, освоились...»

Снова сменились попутчики. Потеснились мы охотно, помогли троим геологам погрузить увесистый движок. Разместились они на своих рюкзаках и, разморенные теплом и усталостью, задремали. До их точки лету было двадцать минут...

Вот так и летаем мы - с точки на точку; совсем уже потерял я счет посадкам, и справляться приходится по бортовому журналу - куда, зачем и что дальше. Но одну - четырнадцатую, на озере Матуда, - запомнил. Здесь явился к нам попутчик, занявший в моей памяти особое место.

Шаркнул нижней ступенькой по брусничной россыпи трап - и мигом влетел к нам загорелый, обветренный, быстрый в движениях и ладный такой паренек. В одной руке он держал зачехленный карабин - отцовский, понятно; в другой - фанерный ящик, затянутый сверху брезентом. Через плечо - полевая сумка. После короткого «здрасьте» он обернулся ко мне:

Если вы учетчик, смотрите внимательно: очень много здесь в этом году оленей проходит!

Понимаю, привык паренек, что в его краях все профессии к делу и люди без надобности над тундрой не летают. И действительно, едва взлетев, увидели мы огромное стадо, перекрывшее течение реки чуть в стороне от нашего курса. Товарищ мой хотел было просить пилотов спуститься пониже, чтобы хорошенько снять оленей, да остановили его слова: «Зачем волновать их без особой нужды? Олени - животные нервные».

Вадим Булдыгин, ученик седьмого класса из Норильска, провел у отца-охотника в тундре все лето - уже не первое. Легко могу представить его через несколько лет охотоведом или биологом. Но кем бы Вадим ни стал, уверен, всегда останется с ним серьезное это отношение к живому... Есть, правда, у меня и другая причина его вспоминать.

Мне очень хотелось угадать, что хранится в фанерном ящичке. Улыбнувшись загадочно, Вадим снял брезент, умело вытащил двух диких гусят, которых отловил в тундре. Нет, не ради добычи, а для школьного живого уголка. В его руках гусята чувствовали себя отлично. Потом так же ловко и осторожно, как делают бывалые натуралисты, Вадим определил их на место, сказав, что это не игрушка, и поставил ящик рядом со мной на откидное сиденье. А я приспособил садок, положив на него блокнот, чтобы записать наш разговор, и карандаш все прыгал, когда гусята ворочались под брезентом...

Хотите, я подарю вам кость мамонта? - неожиданно предложил Вадим.- Да нет, совсем не жалко! - расстегнул полевую сумку, бережно вытащил завернутый в платок отполированный временем желтоватый, в мелких трещинках кусочек древней жизни.

Лежит теперь этот подарок на моем столе, и всякий раз, глядя на него, я вспоминаю наш вертолет, взлеты, посадки и места, где нас ждали. И весь тот долгий полярный день...

П-ов Таймыр А. Николаев.