История пишущей машинки. Перо, печатная машинка, компьютер, или как пишутся рукописи 1 печатная машина

Впервые пишущая машинка могла бы появиться в 1714 году, когда в Англии механику Лондонской водопроводной станции приказали изготовить машину для производства оттиска текстов. К сожалению историков в хрониках не сказано о выполнении этого предписания. Прошло еще 150 лет до того, как первые серийные пишущие машинки увидели свет. Первые машинки сильно отличались от современных и использовали различные методы для печатанья текста.

Из всех разработок впоследствии сохранили свое значение всего около двадцати. Самой удачной была конструкция американца Шолеса. Его «Ремингтон» стал родоначальником современной пишущей машинки.

Шолес жил в американском городке Милуоки и по образованию был полиграфистом, но тогда зарабатывал деньги, собирая налоги. Он изобрел механизм для простановки номеров страниц в книгах и все свободное время посвящал попыткам изготовить его. Там же работал над своим оригинальным плугом фермер-изобретатель Глидден. Как то раз Глидден пришел с журнальной статьей о пишущей машинке Пратта и уговорил сделать подобную машинку на основе механизма Шолеса. В 1867 году машинка была сделана..

Удовлетворенные друзья послали всем своим знакомым письма, напечатанные на этой машинке. Среди получивших письма оказался Глидден. Он предложил изобретателям финансовую поддержку за счет будущей прибыли, но указал на необходимость усовершенствования. Несмотря на выход из предприятия Глиддена, Шолес в одиночку произвел необходимые доработки. Он изготовил около тридцати машинок, и в 1873 году опытный образец вышел в серию на заводе Ремингтона.

Изобретателем первой компьютерной мыши считается Дуглас Энджелбар, работавший в Исследовательском центре Стэндфордского исследовательского института. Ее разработка относится к 1964 году и является побочным продуктом операционной системы oN-Line System (NLS). →

Впервые колесо рулетки появилось во Франции в 1655 году. Блез Паскаль пытался создать вечный двигатель, проводя опыты с шариком и колесом-рулеткой. Идея Паскаля была использована каким-то предприимчивым дельцом для создания →

Так, я недавно видел объявление о продаже самого расхожего немецкого «Роботрона», в котором продавец просил 50 000 рублей. Впрочем, неразборчивых покупателей, которые «ведутся» на красивый или «винтажный» внешний вид машинки, увы, тоже достаточно. Это я знаю по людям, которые обращаются потом ко мне за ремонтом. Почему продавцы, не разбираясь в ценности «товара», хотят, чтобы их машинки купили как можно дороже, и откуда берутся фанаты машинописных устройств? Какую машинку стоит купить, чтобы стать счастливым обладателем оригинальной модели?
ПОЧЕМУ МАШИНКИ ВОСКРЕСЛИ? Печатные машинки как средство делопроизводства массово перестали использовать ещё в прошлом веке. С появлением компьютеров и принтеров они моментально стали восприниматься как пережиток старины. Но спустя пару десятилетий интерес к ним стал возвращаться. Оказалось, что они – не только прекрасный элемент интерьера, они долговечны и печатать на них можно ещё сто, а то и двести лет. Фото Janine Vangool КТО И ЗАЧЕМ СЕГОДНЯ ПЕЧАТАЕТ НА ПЕЧАТНЫХ МАШИНКАХ? Многие печатают на машинках рассказы, повести, пишут письма, некоторые так часто и активно, как и в ту эпоху, когда машинка использовалась во всех конторах и офисах мира. Я знаю журналистку из петербургского Балтийского информагентства, которая в редакции пишет на компьютере, а дома стучит на машинке, потому что ей это в кайф! Некоторые люди используют печатные машинки для оформления их блогов. Они набирают текст на бумаге, сканируют его и загружают на свою интернет-страничку. Зачем им это?

Каждый оттиск печатной машинки всегда уникален.

В компьютерном наборе, напечатав слово неправильно, нельзя его так размашисто перечеркнуть:

Или ударить литерой в неправильно напечатанную букву, чтобы придать ей вид правильной:

Каждая буква печатается с разным нажимом и жирностью, линия строки хотя бы слегка «плавает»:

… и многим блогерам это нравится, потому что такие тексты смотрятся интереснее, индивидуальнее, будто ручная работа, в которую душу вложили. КАК РЕШИТЬ, КАКУЮ МАШИНКУ КУПИТЬ? Когда вы решите покупать машинку, вам не обязательно досконально разбираться в их технических тонкостях и механических принципах, главное – понять свои предпочтения, вкусы, взгляды о прекрасном. У машинок разные характеристики и, соответственно, цены на них разные. ПАРАМЕТРЫ И ДИЗАЙН Начнём с того, что машинки бывают канцелярские, т.е. большие, предназначенные исключительно для работы в стационарных условиях (сравните с персональным компьютером), и портативные, их ещё называют дорожными, которые легко можно взять с собой (сравните с ноутбуками и планшетами). Канцелярские машинки, такие как Underwood 5, Remington 12, L.C. Smith Bros. 8 весьма и весьма увесистые. Так, например, Royal 10 весит около 15 кг, а отечественный «Прогресс» около 20 кг.
Фото: Typewriter museum.lv , mytypewriter.com Портативные машинки весят значительно меньше – в среднем 5-6 кг. Одной из самых лёгких считается немецкая Kolibri, её вес – 4 кг вместе с лёгким чемоданчиком.
Фото typewriters.ch
Маленькие портативные машинки вообще не производились до 20-х годов прошлого века. И функций у них меньше, чем в канцелярских. Но зато после 20-х годов ХХ века американцы, немцы, а позже и итальянцы соревновались в дизайнерских изысках. И даже во время Великой американской депрессии, когда стремились делать всё просто и дёшево, в США создали прекрасные машинописные устройства, такие как Royal Standard Portable и Remington Rand 5.
СТЕКЛЯННЫЕ ИЛИ ПЛАСТИКОВЫЕ КЛАВИШИ? Если вы захотите приобрести машинку с клавишами со стеклянным покрытием, можете быть уверены, этой машинке не меньше 70 лет. По крайней мере, после окончания Второй Мировой они считались уже морально устаревшими. Удивительно, правда, что и сегодня их можно найти в отличном или очень хорошем состоянии.
Конструкция клавиши весьма замысловата – на её опору помещён картонный кружочек с изображением буквы или символа, сверху стеклянный кружочек, и всё это закреплено круглой металлической «обоймой» – кольцом с зажимами. После 50-х все машинки производились преимущественно с пластиковыми клавишами. Впоследствии корпуса машинок также начали делать из более дешёвой пластмассы.
Однако по своей красоте и дизайну такие машинки отнюдь не уступают своим предшественницам. ЛЕНТЫ И КАТУШКИ Если вам достанется машинка, весьма вероятно, что лента окажется засохшей и непригодной для работы. По счастью, такие «пережитки старины» ещё можно найти, нужно всего лишь подобрать аналоги красящих лент от современной оргтехники. Однако прежде чем купить ленту, важно знать её ширину. Для большинства универсальных машинок требуются ленты на 13 мм, но есть и такие, где нужны на 16 мм – особенно это касается больших канцелярских машинок.
Кроме этого, многие машинки позволяют печатать в два цвета – чёрным и красным (на машинке есть специальный переключатель), но такие ленты достать в России весьма проблематично.
Впрочем, вопрос решаемый. Иногда я заказываю двухцветные ленты в США – там «культ» пишущих машинок очень силён, производителям до сих пор выгодно делать ленты именно под конкретные модели, хотя производство самих машинок давно приостановлено.
Раскрою секрет. Можно подобрать (и удачно!) двухцветные ленты от не слишком распространённых кассовых аппаратов и печатающих калькуляторов, которыми пользуются и в наши дни, и такие продаются в интернет-магазинах в России. Что касается катушек, главное, чтобы они были в наличии. Иногда такие катушки играют декоративную роль, входят, так сказать, в дизайнерский ансамбль машинки.

С «родных» катушек старая лента легко удаляется и так же просто снимается с новых (менее «модных»), потом устанавливается на оригинальные. ГДЕ ИСКАТЬ МАШИНКИ? Спрашивать у знакомых, мониторить на досках объявлений и аукционах, обратиться к коллекционерам или механикам и купить уже готовую к работе машинку, прошедшую техобслуживание. СКОЛЬКО В РЕАЛЬНОСТИ СТОИТ МАШИНКА? Сразу оговорюсь: есть дьявольская разница между двумя обстоятельствами - покупать машинку у случайных продавцов или у механиков и коллекционеров, которые умеют привести машинку в работоспособное состояние. Подавляющее большинство машинок, которые выставлены на Авито, продаются «как есть», то есть они не обслуживались годами, иногда десятилетиями. Даже если автор объявления уверяет, что «машинка полностью рабочая», в этом следует усомниться: продавец, как правило, сам не знает ничего о функциях машинок и думает, что если в машинке что-то шевелится, значит, она исправна.
Итак, эти рекомендации относятся как раз к объявлениям, которые публикуют непрофессионалы.
За редким исключением послевоенные отечественные машинки (сделанные в СССР) не стоит покупать более чем за 2000 рублей. Пустая трата денег. В самом деле, их ещё столько много и даже в отличном состоянии, что и продавать дороже нескромно. Речь идёт о машинках типа «Любава», «Ортех». Исключение могут составить, на мой взгляд, ранние модели портативной «Москвы». Такая машинка в классическом стиле справедливо может стоить дороже, но только если она очень хорошо сохранилась и исправна.
Что касается немецких и американских моделей этого периода (с кириллическим шрифтом или с латинским – неважно), а они тоже в советскую Россию, как правило, поступали в больших количествах (особенно немецкие), не стоит переходить за рубеж 7000 рублей. При этом, если машинка неисправна или выглядит неприглядно, не покупайте её более чем за полторы тысячи. Если предлагается машинка довоенной поры, то здесь всё зависит от творчества, маркетинговых способностей продавца и умения покупателя торговаться. Такая машинка в хорошем состоянии может стоить от 7 до 15 (иногда и выше) тысяч рублей.
Если вы готовы выложить больше 10 тысяч рублей, вероятно, вы уже очень хорошо разобрались в вопросе и собираетесь сделать себе или приятному вам человеку хороший и оригинальный подарок. Вы уверены в выборе и знаете, на что потратите деньги.

ПРОВЕРЯЕМ МАШИНКУ ПЕРЕД ПОКУПКОЙ

Прежде чем покупать машинку, хорошо бы увидеть её живьём. Первое, что следует проверить, насколько легко валик машинки вкручивает бумагу. Если возникли затруднения, значит или ролики, которые не видны снаружи, не прижимают бумагу (они серьёзно деформировались) или поверхность резины вала настолько закостенела, что стала скользкой, как свечка и восстановить её – целая эпопея. Плохое качество резиновой поверхности вала должно стать причиной отрицательного решения при вопросе о покупке, если вы собираетесь за машинкой работать, а не держать её в качестве элемента интерьера. Затем проверяется работа каретки, причём тщательным образом. Нужно убедиться, что машинка легко может напечатать строку до конца (возможно, пружина барабана ослабла, а то и вовсе не работает). Если каретка не двигается при печатании вообще, это значит, что она зафиксирована для транспортировки и нужно отключить фиксатор. Если причина не в этом, тогда, возможно, у механизма слетел тросик или леска, или вышел из строя главный механизм пишущей машинки.
Только после такого тестирования проверяется работа всех клавиш (соответственно, и литерных рычагов). Некоторые из них могут заедать, застревать в пазах литероносителя. Беды в этом большой нет – просто машинка давно не чистилась, не смазывалась и не регулировалась. Главное, чтобы вы видели, как печатают все литеры, все ли они на месте и нет ли среди них повреждённых, которые дают нечёткий оттиск. И всё же надо сказать честно: если вы никогда не сталкивались с пишущими машинками, проверить её на предмет полной работоспособности не получится. Обычно люди довольны уже тем, что машинка отстукивает буквы, но вскоре, по мере познания этой техники обязательно выяснится, что машинка ещё умеет выставлять поля - правое и левое, в конце строки всегда звучит колокольчик, таблицы и отступы можно создавать при помощи механизма табуляции и многое другое. КАК УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ СВОЕЙ МАШИНКИ У каждой серьёзной машинки есть свой серийный (можно сказать, идентификационный) номер. Это не пустой набор математической комбинации, а ценная информация. По ней можно установить год выпуска машинописной модели. Но не всегда. Наиболее ответственно к сохранению данных о своих машинках подошли американцы. В интернете есть открытые базы, по которым можно установить год выпуска. Самая известная typewriterdatabase.com . Для абсолютной убедительности данные предпочтительно сверить с какой-нибудь ещё одной или двумя альтернативными базами, т.к. при составлении могла быть допущена ошибка или опечатка. Чуть менее подробная информация сохранилась о годе рождения немецких машинок. С советскими вообще не повезло – очень мало сведений, но, к счастью, восстановлением информации по отечественным моделям уже тоже занимаются. Впрочем, если у вас есть документы на благоприобретение, это снимает все вопросы. Так, например, мне досталась редкая Optima P 1, она продавалась в антикварном магазине вместе с документами, так что устанавливать год выпуска не понадобилось. Приблизительный период выпуска машинки с кириллицей установить нетрудно по нескольким признакам. Одним из показателей является раскладка клавиатуры. Если она по большей части совпадает с современной (как на компьютерах), значит, машинка была произведена не раньше 50-х годов прошлого столетия. А если на ней ещё есть клавиша «ять», это свидетельствует о дореволюционном её происхождении.

Американская печатная машинка «Ундервудъ» с дореформенной раскладкой. 1907 г.

Таким образом, покупка печатной машинки - ответственное мероприятие. Разумеется, лучше всего покупать машинки у профессиональных механиков или фанатов-самоучек, которые знают тонкости профилактического обслуживания этих аппаратов. Таковых немного, их можно по пальцам сосчитать, да и то - только в Москве и Санкт-Петербурге. По крайней мере, специалистов из других регионов я не знаю (но был бы рад познакомиться). Конечно, машинки, обслуженные специалистами, стоят дороже: вы покупаете не только само устройство, но и непростую работу, проведённую механиком. У меня всегда есть машинки на продажу, свяжитесь мной или посмотрите из в разделе " ".

Сообщество фанатов пишущих машинок:

За свою более чем 100-летнюю историю печатные машинки «видели» множество талантливых произведений, они были непосредственными участниками создания тысяч шедевров и бестселлеров по всему миру. На протяжении многих десятилетий печатная машинка считалась основным рабочим инструментом писателей, философов и журналистов.

А начиналась история создания печатной машинки в 1714 году, когда был выдан патент на некий пишущий агрегат. Изобрел ее водопроводчик Henry Mill (Генри Милл) из Англии, но точных данных о механизме и фото самого агрегата, к сожалению, нет.

Потребовалось потратить практически целое столетие, чтобы в 1808 году была создана первая, и что немаловажно, работающая пишущая машинка. Творцом и разработчиком стал Пеллегрино Тури, который придумал ее для знакомой графини Carolina Fantoni da Fivizzono. Каролина была слепа, а при помощи такого аппарата она могла переписываться со своими родственниками. Письма Каролины Фантони да Фивизоно сохранились до наших дней, а вот пишущий аппарат – нет. Известно, что для печати использовалась бумага, испачканная сажей (похоже на копирку). Кстати, идея «копирования» нескольких документов была разработана не Тури. В 1806 году англичанин Ральфом Ведгвудом запатентовал «угольную бумагу». Она на протяжении еще двух веков активно применялась в делопроизводстве для быстрого получения копий.

Но вернемся к печатным машинам.

Следующей попыткой создать пригодный для «быстропечатанья» агрегат была в России, когда М.И. Алисов разработал наборно-пишущую машину. Михаил Иванович хотел упростить и облегчить процедуру переписывания рукописей и оригиналов, и ему это удалось. Машинка отлично себя показала. Правда, высокая стоимость изделия, поставила жирный «крест» на истории развития этого изделия.

Сентябрь 1867 года стал знаковой датой для всех пишущих агрегатов мира.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Кристофер Лэтхэм Шолес был писателем, журналистом и, конечно, изобретателем. В 1867 он подал заявку на получение патента для производства своего «детища» – печатного аппарата. «Бюрократической машине» понадобились месяцы на принятие решения, но тем не менее в 1868 году Кристофер получил заветное подтверждение. Соавторами разработки были указаны Глидден и Соул.

Спустя шесть лет на американский рынок поступила первая партия пишущих агрегатов под брендом «Sholes & Glidden Type Writer». Следует отметить, что внешний вид сильно отличался от того, какой мы привыкли видеть: клавиатура представляла собой в два ряда букв, размещенных согласно алфавитной иерархии. Кстати, цифр 1 и 0 не было, их роль исполняли «I» и «O». Минусов у первого агрегата были предостаточно. Это и неудобное расположение букв, и невозможность быстро работать, ведь молоточки, на которых закреплены штампы с буквами не успевали занимать исходное положение, и путались между собой.

Кстати, «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, увидевшая свет в 1876 году, была напечатана именно на такой машинке с «путающимися молоточками». Можно позавидовать терпению автора.

Решить проблему запутывания молоточков можно было несколькими способами: работать медленней (это не устраивало писателей) или менять конструкцию машинки. Но Christopher Sholes воспользовался третьим методом: изменил порядок литер. Дело в том, что молоточки были установлены на дуге, и чаще всего заклинивало буквы, размещенные по «соседству». И тогда, разработчик решил закрепить их так, чтобы буквы, которые участвуют в образовании устойчивых сочетаний, находились дальше друг от друга. Разместив литеры в правильном порядке, обновленная клавиатура начиналась с букв Q,W, E, R, T, Y.

QWERTY-раскладка или универсальная клавиатура стала популярна во всем мире.

Знаете ли вы, что любимым пишущим помощником Л. Н. Толстого, без которого не возможно было представить интерьер его рабочего кабинета, был надежный «Ремингтон», а его коллега по писательскому цеху В.В Маяковский был ярким поклонником «Ундервуда».

В 1877 году Шолес продал права на изготовление печатной машинки компании «Remington», производившей оружие. И это было началом новой главы в истории создания печатной машинки. Инженеры Ремингтон дополнили «исходник» возможностью печатать заглавные и строчные буквы (в первоначальном варианте писались только заглавные). Для этого добавили клавишу «сдвиг» (Shift).

Успех Шолеса вдохновлял и других изобретателей. В 1895 году Франц Вагнер заполучил патент на изготовление машинки с горизонтально расположенными рычагами, которые ударяют по бумагоопорному валу спереди. Главным отличием, и в то же время достоинством, от изобретения 1867 года было то, что напечатанный текст был виден в процессе работы. После Вагнер продал права на изготовление своей печатной машинке Джону Ундервуду. Конструкция была очень удобной в использовании, и уже очень скоро новый владелец заработал на ней целое состояние.

Помимо «ремингтонов» и «ундервудов», десятки других компаний выпускали свои варианты других пишущих машинок. С 1890-1920 годы эти устройства постоянно модернизировались и улучшались. Среди машин этого периода можно выделить два основных вида: с единым буквоносителем и с рычажным устройством. Удобство первых заключалось в том, что напечатанный текст можно было увидеть сразу, но при этом они были очень медленным в работе и имели слабую пробивную способность. Преимуществом вторых была скорость.

Последний завод по изготовлению печатных машинок, которых находился в Индии, был закрыт в апреле 2011 года. Это значит что, эпоха этого писательского инструмента официально закончилась.

Около года назад - в апреле 2011 - поднялась большая шумиха, связанная с прекращением производства печатных машинок на заводах индийского холдинга Godrej and Boyce. В силу ли журналистской небрежности или потому, что сообщающий об этом пресс-релиз был написан невнятно, новость под заголовком «Конец эры печатных машинок», рассказывающая о том, что Godrej and Boyce были последним в мире производителем пишущих машинок, разошлась огромными тиражами. Похороны отгремели, сотни людей приобрели себе винтажные «Remington» и «IBM-Selectrick», а через пару месяцев выяснилось, что в действительности печатные машинки всё ещё выпускаются. Например, американская компания Swintec продолжает их производить и поставлять, при этом не только в страны третьего мира, где есть недостаток в компьютерах, но и в американские тюрьмы 43 штатов.

История не закончилась, но почему бы не оглянуться назад и не посмотреть на то, как, на протяжении почти полутора столетий, печатные машинки верно служили тысячам журналистов, секретарей, копирайтеров и, конечно, писателей. Контрибьтор питерского мужского блога Interes , а теперь и автор FURFUR Олег Уппит вспоминает о любимых печатных машинках великих писателей.

К сведению

История печатной машинки современного образца началась 23 июня 1868 года, когда американский изобретатель Кристофер Лэтем Шоулз получил патент на разработанное им устройство «Type-Writer». Через пять лет, десятки усовершенствований, несколько не увенчавшихся успехом презентаций потенциальным инвесторам и попыток развернуть собственное производство, Шоулз и помогавшие ему в разработке Самуэл Соул, Карлос Глидден и Джеймс Денсмор смогли подписать договор на выпуск 10 000 печатных машинок с компанией «Remington and Sons». Производство началось в сентябре 1873, и 1 июля 1874 года аппарат, получивший название Remington №1, вышел на рынок.



Марк Твен и «Remington №1» - первая печатная машинка, выпущенная большим тиражом

По уверению писателя, «Том Сойер» был напечатан на «Remington №1» в 1874 , но издатели вспоминали, что, в действительности, первым поступившим от Твена печатным текстом была «Жизнь на Миссисипи», написанная в 1883. Впрочем, это противоречие никак не помешало Remington использовать фрагменты «Биографии» в своей рекламе.


Побудительным мотивом для Ницше для приобретения пишущей машинки становится его ухудшающееся зрение. Справа - разработанный специально для слепых «письменный шар», один из которых и использовал Ницше

Приблизительно в те же годы печатную машинку начинает использовать немецкий философ Фридрих Ницше. Однако, если Марком Твеном двигают в первую очередь любопытство и тяга к техническим новшествам, то для Ницше побудительным мотивом для приобретения пишущей машинки становится его всё ухудшающееся зрение. Во второй половине семидесятых годов XIX века Ницше видит уже очень плохо, чтение, а тем более письмо, вызывают у него усталость и головную боль. Под действием болезней почерк философа становится всё более неразборчивым. В 1879 он вступает в переписку с датчанином Расмусом Хэллингом Хансеном, разработавшим печатную машинку для слабовидящих и слепых. В 1881 Ницше решается её приобрести. Позже он заметит в одном из писем «За 375 рейхсмарок (доставка не включена), даже полуслепой писатель теперь может представить издателю красиво оформленные документы, стандартизированные как печать».

Печатная машинка Хансена, которой пользовался Ницше, значительно отличалась от американских образцов - пятьдесят четыре стержня, на которых были нанесены буквы, цифры и символы, были расположены концентрически для удобства слабовидящих пользователей. Хансен писал: «Слепые, для которых этот "письменный шар" был в основном разработан, могут научиться писать на нём в удивительно короткие сроки. На поверхности сферы каждая позиция полностью идентифицируется относительно других. Поэтому можно ориентироваться исключительно на свое осязание, что было бы гораздо сложнее в случае плоской клавиатуры».

Вопреки заявлению Хансена, слепая печать вскоре приживается и на плоских клавиатурах обычных пишущих машинок - уже в 1888 году проводится первое соревнование на скорость печати, победителем которого становится разработчик «слепого метода» Эдгар МакГуррин. МакГуррин выигрывает 500 долларов (почти двенадцать тысяч «зеленых» в переводе на современный курс), а его метод получает большую популярность.


Герои романов Артура Конана Дойла часто пользуются печатными машинками, впрочем конкретные модели автор никогда не указывал. Справа: «Corona 3», на которой печатал Эдвард Мэлоун - герой романа «Затерянный мир» - в экранизации 1925 года.

Весь сюжет этого рассказа закручен вокруг переписки на печатной машинке. Среди прочего Холмс заявляет: «Я собираюсь в ближайшее время написать небольшую работу на тему "Пишущие машинки и преступления"».

При этом конкретные модели печатных машинок в тексте не указываются. Позже Дойлом не была указана и модель печатной машинки, которую использует главный герой романа «Затерянный Мир» репортёр Эдвард Мэлоун. Однако, это упущение было исправлено при экранизации романа в 1925 году. В фильме Мэлоун печатает на «Corona 3», согласно договору, подписанному продюссерами фильма с Corona Typewriter Company.


Гофард Лавкрафт высоко ценил как ружья Remington, так и печатные машинки той же марки

Автор «Зова Ктулху», «Теней над Инсмутом» и «Сомнамбулического поиска неведомого Кадата», писатель и знаток истории Род-Айленда, Гофард Филлипс Лавкрафт на протяжении всей своей жизни пользовался печатной машинкой Remington 1906 года выпуска. Биограф Лавкрафта Спрэг де Камп пишет: «Когда она изнашивалась он отдавал её в ремонт. Но это происходило через большие промежутки времени, поскольку, стеснённый в средствах, он лишь изредка мог позволить себе дорогостоящий ремонт.»

По всей видимости, Лавкрафт приобрёл подержанную печатную машинку, вернувшись к написанию прозы в 1919-1920. Современному маркетологу польстит предположение, что Remington был выбран в силу «приверженности бренду» - ранее у Лавкрафта было ружьё этой марки, которое писатель высоко ценил.


Автор серии историй про Дживса и Вустера предпочитал печатную машинку «Royal Desktop»

Автор, известный нам в первую очередь по серии историй про Дживса и Вустера, начиная с сороковых годов пользовался печатной машинкой «Royal Desktop». Во вступительном слове к одному из произведений «Дживс и Вустерского» цикла Вудхауз рассказывает, как однажды он, было, взялся за фонограф, но, начитав несколько страниц, послушал свой голос в записи, нашел его весьма противным и уверенно вернулся к пишущей машинке.


Уильям Фолкнер не привязывался к определенным печатным машинкам и часто менял их
Olympia SM-1

Remington Model 12

Фолкнер относился к печатным машинкам как к расходному материалу, предпочитая портативные, которые он мог переносить и перевозить с места на место, нещадно изнашивая их. В выборе моделей писатель также не был особо щепетилен - он успел попользоваться «Underwood Standard Portable», «Remington Model 12» и «Olympia SM-1».


Справа: Шведская «Halda Portable», снабженная чемоданчиком для транспортировки


Что появилось раньше - печатная машинка «Remington Rand» или псевдоним Айн Рэнд долгое время являлось предметом споров

Долгое время бытовало мнение, что Алиса Розенбаум взяла в качестве псевдонима марку своей печатной машинки. Но её биографы Готхельф и Берлинер установили, что писательница стала подписываться Айн Рэнд ещё до того, как Remington Typewriter Company, Rand Kardex Company, и Powers Accounting Machine Company, объеденившись в одну компанию стали выпускать пишущие машинки под маркой Rand.


В фильме Кроненберга «Голый завтрак», поставленом по одноименному роману Берроуза, главный герой Билл Ли часто обращается за советом к своей печатной машинке


Справа: Печатная машинка IBM Selectric. Такой Томпсон пользовался почти всю жизнь, на такой же было напечатано и его «последнее слово»

Полицейский отчёт с места самоубийства Хантера Стоктона Томпсона сообщает, что в стоящей перед трупом писателя печатной машинке находился листок, промаркированный датой Feb 22 "05 с единственным словом - «Counselor».

Томпсон начал пользоваться печатными машинками, когда работал журналистом. В какой-то мере он вдохновлялся примером Хемингуэя и Скотта Фицжеральда, в какой-то просто использовал для работы наиболее, на его взгляд, удобный инструмент.

Приведём фрагмент интервью, данного Томпсоном корреспонденту журнала The Paris Review, в котором создатель гонзо-журналистики рассказывает, почему до сих пор пользуется печатной машинкой:

The Paris Review: Какую роль для вас играет инструмент сочинения? Вы известны как один из немногих писателей, до сих пор использующих электрическую пишущую машинку. Чем плох компьютер?
Хантер С. Томпсон: Я пробовал. Но соблазн перейти к копированию или переписыванию уже напечатанного слишком высок. Думаю, я никогда не смог бы перестать нажимать на клавиши, переставляя и переписывая слова на экране. Мне нравится видеть оконченной часть работы, когда я печатаю на чём-то вроде этого (указывает на печатную машинку). На печатной машинке я никогда не возвращался на два абзаца назад, чтобы что-то исправить. Текст хранится в ней, как будто это уже окончательный вариант.


«Hermes 2000», на котором был написан «Нейромант», достался Гибсону от родственника-журналиста

Фрагмент интервью, данного Гибсоном журналу Playboy в 1996 году:

PLAYBOY: Многие люди находят нелепым то, что Вы написали «Нейромант», пользуясь печатной машинкой.

Гибсон: Пишущая машинка, которой я пользовался тогда - «Hermes 2000», очень похожая на ту, какой пользовался Хемингуэй во время Гражданской Войны в Испании, досталась мне от деда жены, который был журналистом. Я всё ещё храню её, но она уже не работает. Я долго пытался найти кого-нибудь, кто мог бы её починить, но в конце концов отказался от этой затеи и приобрёл «Apple II». Помню, один парень в магазине печатных машинок сказал мне: «Ну, я могу заказать для вас такую, их до сих пор делают. Это будет точно такая же машинка. только с немного другим механизмом.» Но это обойдётся дороже, чем компьютер.

PLAYBOY: То есть это даже не была электрическая пишущая машинка?

Гибсон: У меня никогда не было электрической пишущей машинки. Когда я начинал писать, когда придумывал киберпространство - вершиной писательских технологий была «IBM Selectric», все хотели такую. Но я никогда не мог себе её позволить. А сегодня они заполняют свалки. Я видел, как пятьдесят работающих Selectric свалили в кучу на задворках университетского склада, как дохлых тараканов.


Маккарти был приверженцем одной печатной машинки - «Olivetti Lettera 22»

Помимо приверженности к отсутствию знаков препинания, автор «Дороги» и «Старикам здесь не место» известен тем, что до сих пор пользуется печатной машинкой. « Olivetti Lettera 22», которую он использовал с 1963 года и на которой были написаны все его произведения, была продана за в декабре 2009 года. Взамен МакКарти приобрёл себе новую.

Слава печатной машинки уже закатилась, а ведь еще совсем недавно она была поистине грандиозной. В конце прошлого века пришлось пишущей машинке передать эстафету дальше — персональному компьютеру. Но какой была первая печатная машинка? Фото, история изобретения и конструктивные особенности - далее.

Первые опыты

Когда появилась первая печатная машинка? История переносного устройства для печати начинается задолго до двадцатого века. Множество людей вместе или независимо друг от друга в разные годы неизменно приходили к идее быстрого набора самых разнообразных текстов. Впервые это случилось еще в начале восемнадцатого века, а именно в 1714 году.

Тогда английская королева Анна выдала официальный патент работнику водопроводной станции в Лондоне Генри Миллю на машину, в которой искусственный метод отпечатывания букв позволяет располагать каждую отдельно и в необходимом порядке. При этом текст отпечатывается на бумаге ясно и четко. К сожалению, кроме текста патента, не сохранилось ничего.

Вторично печатную машинку сконструировал уже в Германии в пятидесятых годах того же столетия Фридрих фон Кнаусс. Этому устройству не суждено было стать популярным, о пишущей машинке снова забыли. Далее настал черед Испании. Приблизительно в 1808 году талантливый механик Терри Пеллегрино создает собственную печатную машинку. Это устройство породила любовь.

Трогательная любовная история

Терри Пеллегрино влюбился в прелестную графиню Каролину Фантони. Молодая девушка вдруг ослепла, но ее избранник оказался верным и довольно-таки предприимчивым человеком. Для своей незрячей любимой Терри создал первую печатную машинку. На ней слепая Каролина Фантони писала письма возлюбленному и сочиняла поэмы.

Устройство работало следующим образом. Графиня пальцами находила клавишу с выгравированной на ней необходимой буквой, легко нажимала, а литера опускалась, оттискивая через копирку букву на бумаге. После смерти Каролины сама машинка затерялась, но сохранилось несколько напечатанных на ней писем.

Первая копировальная бумага

Осенью 1808 года Каролина сообщала Терри, что у нее кончается бумага, без которой она больше не сможет писать письма любимому. Таким образом, предприимчивый итальянец может считаться создателем не только первой в мире печатной машинки, но и прототипа современной копировальной бумаги.

Обычные листы Террри Пеллегрино пропитывал типографской краской и высушивал на солнце. После этой трогательной истории различные опыты по созданию новых версий машинок для слепых получили широкую известность во многих странах мира. До победного конца пишущую машинку начали изобретать в США.

Американские изобретения

В 1829 году американский гражданин Уильям Остин Берт запатентовал пишущую машинку для незрячих под названием «Тайпограф» («печатник»). Методом специального тиснения заготовки букв оставляли четкий след на толстой бумажной ленте. В 1843 году патент на печатное устройство получил Чарльз Тобер.

Изобретателя волновала судьба слепых. Как и его предшественники, американец хотел обеспечить работой слепых людей, которые до этого никак не участвовали в социальной жизни. Машинка Тобера не нашла отклика у производителей, но в его изобретении используется плодотворная идея рычажной передачи движения букв.

Следующая «первая» печатная машинка — изобретение Сэмюэла Френсиса. В его машинке 1856 года были и подвижная каретка, и рычаги с заготовками букв, и лента, пропитанная специальной типографской краской, и даже звонок, который предупреждал о конце строки.

Другие изобретатели

Так кто изобрел первую печатную машинку? В середине девятнадцатого века очередной прототип печатной машинки создал некий итальянец. Он назвал свое изобретение «пишущий клавесин», или «машина для письма с помощью клавиш». Это было уже более современное устройство, которое позволяло видеть написанный текст в процессе печатания.

В 1861 году свой вариант устройства создал бразильский священник. Вдохновленный этим изобретением, император Бразилии Педро I наградил священника золотой медалью. Отец стал настоящей гордостью латиноамериканской страны. В Бразилии его до сих пор считают единственным изобретателем.

Русская машинка для письма

Кто создал первую печатную машинку в России? В 1870 году Михаил Иванович Алисов сконструировал «скоропечатник», или «скорописец». Его целью была замена каллиграфического переписывания рукописей и различных документов. Скоропечатник оказался вполне пригоден для этого, за что получил высокие отзывы и медали на трех выставках: в Вене в 1873 году, в Филадельфии в 1876 году и в Париже в 1878 году.

Изобретателя, который придумал такое устройство, Русское техническое общество наградило медалью. Та печатная машинка сильно отличалась по внешнему виду от большинства устройств, знакомых современному обывателю. Использовалась восковая бумага, которая потом размножалась на ротаторе.

Клавиатура QWERTY

Различные типы печатных машин постепенно становились более практичными для ежедневного использования. Знакомую всем клавиатуру QWERTY придумал некий Скоулз. Изобретателями была проанализирована сочетаемость букв в английском языке, а QWERTY — это вариант, при котором часто сочетающиеся литеры расположены максимально далеко. Это предотвращало залипание клавиш при наборе текста.

Нестареющая классика

Классический «Ундервуд» появился еще в 1895 году и добился господства в начале двадцатого века. Это первая печатная машинка в мире, которая действительно получила ошеломляющий коммерческий успех. Вскоре появилась еще одна классическая модель. Американец Кристофер Лэтем Шоулз запатентовал устройство, которое после нескольких усовершенствований получило коммерческое название «Ремингтон № 1». Эти машинки выпускались серийно.

Торговля «Ремингтонами» шла тяжело до тех пор, пока машинки не заказало министерство финансов. К 1910 году в Америке использовалось уже более двух миллионов таких пишущих машинок. Один печатающий аппарат из этой серии приобрел для себя даже писатель Марк Твен.

Серийное производство в России

В России до революции пишущие машинки не производились, но активно использовались. В силу дореволюционной орфографии буквы на них располагалась довольно необычно. На портативных устройствах отсутствовали цифры, которые при печати заменялись на соответствующие буквы («О», «З» и так далее).

Первая печатная машинка в России, которая выпускалась серийно, называлась «Яналиф».Производилось устройство с 1928 года в Казани. В позднее время самыми распространенными отечественными марками машинок были портативные «Москва» и «Любава», канцелярские «Украина» и «Ятрань». Из зарубежных устройств были популярны «Оптима» и «Роботрон», «Эрика» из ГДР, «Консул» из ЧССР, «Олимпия» из ФРГ.