Крейсера типа тикондерога. Ракетные крейсеры класса «Ticonderoga Тактико-технические характеристики крейсера «Тикондерога»

Корабли класса «Ticonderoga» относятся к типу ракетных крейсеров, которые состоят на вооружении ВМС США. Боевые корабли данного класса стали первыми в американском военном флоте, которые оснащены боевой информационно-управляющей системой «Aegis».

Заказ от военно-морского флота на постройку головного корабля поступил в 1978 году, причем корабль изначально был заложен как УРО, однако 1 января 1980 года еще до окончания спуска на воду, в силу более расширенных возможностей получил иную классификацию - крейсер УРО. При разработке проектно-технической документации крейсера класса «Ticonderoga » был использован корпус эсминца класса «Spruance ».

Данного класса имеет характерный корпус с вытянутым в корму полубаком, проходящим через 2/3 всей длины крейсера, нос, а также транцевую корму. Обводы корпуса крейсера спроектированы таким образом, что конструкция способствует снижению амплитуды бортовой и килевой качки, а также несколько уменьшает сопротивление воды. С учетом опыта эксплуатации эскадренных миноносцев класса «Spruance » на крейсере была увеличена общая длина корабля на 1,1 метр, где был установлен специальный фальшборт высотой 1,4 м для снижения воздействия волн в штормовых условиях, а также защищает носовые артиллерийские установки и пусковые шахты ракет. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине крейсера . За ходовой рубкой и в средней части надстройки располагаются решетчатые мачты.

К характерным особенностям крейсеров класса «Ticonderoga » можно отнести наличие плавниковых стабилизаторов и способность этих кораблей длительное время идти со скоростью хода не менее 20 узлов при волнении моря 7 балов.

При строительстве крейсеров данного класса были широко применены долговечные материалы, такие как алюминиевые сплавы, пластик, износоустойчивые покрытия и тому подобные.

Погреба для хранения боеприпасов защищены 25 мм стальными плитами. Наиболее жизненно важные детали надстройки также дополнительно имеют протекцию в виде сотовых панелей. Верхняя палуба крейсера имеет виниловое покрытие.

В сравнении с другими проектами кораблей американского флота на крейсерах класса «Ticonderoga» несколько увеличена площадь жилых помещений, которые находятся в средней части корпуса. Американскими корабелами также были предусмотрены помещения для активного отдыха и занятий спортом.

Все крейсеры «Ticonderoga » приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения. Для чего в корпусе и надстройке отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оснащены системой кондиционирования воздуха.

На крейсере установлены ленточные транспортеры для передачи различных грузов с верхней на нижние палубы и передачи их по отсекам. Одно из таких устройств обеспечивает горизонтальное перемещение грузов через всю длину корабля. В носу и корме крейсера оборудованы посты для приема грузов, доставляемых вертолетами.

Еще одной отличительной особенностью данного проекта является применение модульной конструкции устройств , что дает возможность использовать метод агрегатной замены оборудования и в кротчайшие сроки вводить в строй различные системы корабля силами и средствами личного состава корабля.

крейсеры класса «Ticonderoga»







крейсер «Philippine Sea» (CG 58) в Севастополе

крейсер «USS Lake Champlain»

крейсер УРО «USS Monterey» (CG 61)


127 мм автоматическая пушка Mk 45

сравните корпуса двух кораблей: эсминца «Spruance» и крейсера «Ticonderoga»

немного о ракетном вооружении крейсера «Ticonderoga»

В период с 2000 по 2011 год все крейсеры класса «Ticonderoga » прошли модернизацию вооружения. получили возможность использования ракет-перехватчиков RIM-161 «Standard Missile 3 », которые с помощью системы наведения атаковать заатмосферные цели на удалении до 500 км при высоте 160 км и ярким примером тому стало событие, состоявшееся 21 февраля 2008 года. Впервые в истории флота с крейсера «USS Lake Erie » при помощи такой ракеты был успешно произведен перехват неуправляемого спутника USA-193 на расстоянии в 275 км.

На первых пяти ракетных крейсерах класса «Ticonderoga » размещались обычные двухбалочные универсальные пусковые установки для запуска противокорабельных ракет типа «Harpoon », зенитных «Standard » и противолодочных «ASROC». Однако в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет с ячейками-контейнерами. Применение этого комплекса позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, а также сократить время контратаки. Типовая загрузка установки вертикального пуска ракет на шестом и последующих крейсерах класса «Ticonderoga » следующая: 26 крылатых ракет класса «Tomahawk », 16 противолодочных управляемых ракет «ASROC» и 80 зенитных управляемых ракет «Standard 2 » - всего 122 ракеты в двух модулях.

Всего построено 27 крейсеров УРО этого класса. Девятнадцать крейсеров данного проекта были построены на верфи «Ingalls Shipbuilding », а восемь - на предприятии «Bath Iron Works », США. Четыре из них крейсеры «USS Yorktown », «USS Vincennes », «USS Valley Forge », «USS Thomas S. Gates » уже выведены из состава американского флота, и готовятся к утилизации, а головной корабль «USS Ticonderoga » станет плавучим кораблем-музеем, о чем недавно было достигнуто соглашение с правительством США.

«USS Ticonderoga » в качестве морского музея будет установлен в городе Паскагоула, штат Миссисипи. Стоимость всех работ, включающих подготовительный ремонт, подготовку причала, буксировку и установку корабля оценивается в сумму 17 миллионов долларов США.

Все крейсеры кроме «USS Thomas S. Gates » названы в честь знаменательных событий связанных с Америкой в период второй мировой войны.

Технические характеристики ракетного крейсера «USS Ticonderoga»:
Водоизмещение - 9800 тонн;
Длина - 172,8 м;
Ширина - 16,8 м;
Осадка - 10,2 м;
Силовая установка - четыре газовых турбины типа LM2500 «General Electric»
Мощность - 80000 л. с.;
Скорость хода - 32,5 узла;
Дальность плавания - 6000 миль при скорости хода 20 узлов;
Экипаж - 387 человек;
Вооружение :
Артиллерийские установки Mk45 127 мм - 2;
Ракетное вооружение: ракеты «Tomahawk» - 26, противолодочные управляемые ракеты ASROC - 16, зенитно-управляемые ракеты «Standard 2» - 80. Общий боезапас - 122 ракеты;
Зенитные установки «Phalanx» 20 мм - 2;
Зенитные установки Mk38 25 мм - 2;
Пулемет 12,7 мм - 2;
Торпедные аппараты 324 мм - 2 (трехтрубные);
Вертолеты «Sikorsky» SH-60B или MH-60R «Seahawk» - 2;

Для сравнительной оценки ракетного крейсера «Москва» можно было бы взять эсминец УРО типа «Орли Берк», однако это все-таки корабль другого класса, хотя и близкий по составу вооружения и водоизмещению.

Простое сопоставление тактико-технических характеристик образцов вооружения мало что дает. Причины просты: каждое государство создает оружие в соответствии с требованиями, которые определяются в первую очередь содержанием военных угроз, избранными методами и способами их нейтрализации, общим уровнем промышленности, специфическими особенностями военно-технических школ. Поэтому необходимо учитывать условия боевого применения сравниваемых образцов и характер решаемых ими задач. Строго говоря, надо сопоставлять не ТТХ, а вытекающие из них боевые возможности. Для этого необходимо соблюдать определенную методику анализа.

“ Во встречном бою шансы поразить авианосец будут значительно меньшими, если не нулевыми – он не допустит приближения нашего крейсера на дистанцию залпа ”

Прежде всего важен корректный выбор претендентов для сопоставления. Иностранный аналог должен относиться к тому же классу, что и российский образец. Целесообразно, чтобы они были примерно из одного поколения боевой техники. Хотя это требование не является обязательным, поскольку часто новые системы вооружения, выигрывая в одном, проигрывают предшественникам в другом. В результате в конкретных условиях при решении специфических задач более современный образец может оказаться менее эффективным.

Также важны корректные условия сравнения, то есть в каком конфликте, против какого противника, какими способами применяются сравниваемые образцы. Часто рассматриваются действия по схеме «один на один». Однако есть такие образцы боевой техники, которые не предполагают прямого противоборства. В качестве примера можно привести противолодочные самолеты – им попросту нечем воевать между собой. Если эффективность сравниваемых образцов несимметрична по условиям боевого применения, необходимо рассматривать различные варианты с учетом ожидаемой вероятности их реализации.

Только после этой работы имеет смысл переходить к анализу тактико-технических характеристик. При этом необходимо акцентировать внимание на тех данных, которые значимы применительно к выбранным боевым задачам и условиям обстановки. На этой основе можно сделать оценки ожидаемой эффективности, в том числе в схеме «один на один». Расчет производится для каждого сопоставляемого образца по всем рассматриваемым боевым задачам и при возможных вариантах условий применения. Далее вычисляется интегральный показатель эффективности. В нем суммированы результаты решения всех типовых боевых задач в прогнозируемых вариантах обстановки. Это уже более или менее объективная характеристика сопоставляемых тактических единиц. Такой показатель дает всестороннюю оценку сравниваемых образцов. Можно говорить, какой из них будет более эффективен в реальной боевой обстановке.

Важна и экономическая оценка изделий. Но бывает, что ее нельзя привести к общему эквиваленту.

На ринг вызываются

С учетом сказанного оценим российский крейсер типа «Москва» проекта 1164. Прежде всего найдем ему подходящего соперника. Не вдаваясь в детали технологии выбора, констатируем, что в наибольшей мере подходит американский крейсер типа «Тикондерога». Представители этой серии, фактически единственные в иностранных флотах, относящиеся к классу крейсеров УРО, имеют сопоставимое с «Москвой» вооружение. В определенной мере схожи и задачи, для решения которых создавались сравниваемые корабли. Их проектирование и постройка велись в 70–80-e годы, то есть это одно поколение.

Крейсер «Москва» проекта 1164
Полное водоизмещение - 11 500 тонн
Длина - 186,5 метра
Экипаж - 510 человек
Полный ход - 32 узла

Фото: blackseanews.net

Относясь к весьма универсальному классу, корабли рассчитаны на применение во всех видах военных конфликтов. И уже показали себя. Российский крейсер – в отражении агрессии Грузии в 2008 году и в сирийских событиях, правда, в обоих случаях без применения оружия. Американские крейсеры действовали в полной мере во всех вооруженных конфликтах и региональных войнах начиная с «Бури в пустыне» в 1991-м до операции против Ливии в 2011-м.

Соответственно будем рассматривать два варианта условий: действия сопоставляемых кораблей в локальном столкновении со слабым в военно-морском отношении противником в интересах группировки ВВС и СВ, в крупномасштабной войне Россия – НАТО. Кроме того, имеет смысл рассмотреть вариант: наш крейсер против американского в составе корабельной ударной группы (КУГ). Такой вариант вполне возможен, поскольку оба могут действовать в качестве ядра КУГ с охранением из кораблей более легких классов. Здесь для чистоты сравнения целесообразно принять, что поражающий потенциал средств ПВО кораблей охранения у российской и американской групп примерно одинаков.

В конфликтах оба корабля решают следующие основные задачи, по которым и предстоит провести сопоставление: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника, уничтожение КУГ и КПУГ, уничтожение подводных лодок, отражение ударов средств воздушного нападения противника, нанесение ударов по наземным объектам.

В локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника с учетом вероятности возникновения той или иной задачи весовые коэффициенты распределяются так: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, уничтожение подводных лодок – 0,05, отражение СВН – 0,3, нанесение ударов по наземным объектам – 0,55. Этот расклад относится как к российскому, так и к американскому кораблю. Задача уничтожения авианосных сил противника в данном случае, очевидно, стоять не будет.

В крупномасштабной войне весовые коэффициенты распределяются иначе и различаются для российского и американского кораблей. Их значение для «Москвы» можно оценить следующим образом: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника – 0,4 (в том числе 0,1 – из положения слежения оружием и 0,3 – во встречном бою), уничтожение КУГ и КПУГ – 0,25, подводных лодок – 0,1, отражение СВН – 0,2, удары по наземным объектам – 0,05. У «американца» иначе: уничтожение КУГ и КПУГ – 0,2, подводных лодок – 0,3, отражение СВН – 0,3, удары по наземным объектам – 0,2. С учетом того что Россия располагает одним авианосцем, который будет действовать в составе группировки ударных сил, решая главным образом задачи ПВО этого соединения или в системе ПВО морского района, задача его уничтожения для американского ракетного крейсера будет малозначимой.

В красном углу

Ракетный крейсер проекта 1164 при полном водоизмещении более 11 000 тонн в качестве основного вооружения имеет комплекс «Вулкан» с боезапасом 16 ПКР. Максимальная дальность стрельбы – до 700 километров. Основное зенитное вооружение представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф). Боезапас – 64 ракеты. Дальность стрельбы – до 90 километров. Зенитные огневые средства самообороны: два одноканальных комплекса «Оса-МА» и три батареи по два 30-мм автомата АК-630. Противолодочное вооружение включает два пятитрубных торпедных аппарата и две РБУ-6000. Универсальная артиллерия представлена двуствольной АУ АК-130 калибра 130 миллиметров. Корабль имеет эффективные средства РЭБ для нарушения работы РЭС самолетов и ГСН ПКР. На крейсере предусмотрено базирование вертолета Ка-27. По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести ПКР «Гарпун» или двух-трех «Томагавк».

В синем углу

Крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки. Типовая загрузка – 24–26 КР «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках. Корабли оснащены боевой информационно-управляющей системой типа «Иджис». Универсальная артиллерия представлена двумя АУ Mk-45 калибра 127 миллиметров. Противолодочное вооружение включает два трехтрубных ТА для малогабаритных противолодочных торпед Mk-46. Корабли имеют мощные гидроакустические средства поиска подводных лодок и противолодочные вертолеты. Потребное число попаданий тяжелых российских ПКР для вывода крейсера из строя или его потопления можно оценить в один – три, для уничтожения американского авианосца – в три – семь.

Встречный бой

Наиболее благоприятная ситуация решения задачи поражения авианосца крейсером типа «Москва» – стрельба из положения слежения оружием. В этом случае корабль при прочих равных с АУГ условиях гарантированно нанесет удар по ордеру главных сил (авианосец и три-четыре корабля охранения). Залп из 16 ракет встретит противодействие многоканальных систем ПВО, истребителей боевого воздушного патруля и средств РЭБ. До двух ракет могут быть сбиты истребителями. Суммарный потенциал средств ПВО ордера, составляющий от 7–8 до 10–12 единиц, позволит уничтожить до 70–80 процентов оставшихся ракет залпа. Средства РЭБ снижают вероятность попадания в цель еще на 50–60 процентов. В итоге до авианосца дойдут максимум одна-две ракеты при самых благоприятных условиях. То есть вероятность вывода авианосца из строя таким залпом составляет не более 0,2.


Крейсер USS Port Royal (CG-73) типа «Тикондерога»
Полное водоизмещение - 9800 тонн
Длина - 172,8 метра
Экипаж - 387 человек
Полный ход - 32 узла
Дальность плавания - 6000 миль
Фото: warday.info

Во встречном бою шансы поразить авианосец будут значительно меньшими, если не нулевыми – он не допустит приближения нашего крейсера на дистанцию залпа (поэтому, кстати, ключевую роль в бою с АУГ будут играть подводные лодки и морская ракетоносная авиация).

В бою с соединениями надводных кораблей наш крейсер выглядит существенно лучше. При действиях против КУГ в составе двух – четырех эсминцев и фрегатов УРО он способен вывести из строя или потопить до двух кораблей противника, сам оставаясь неуязвимым для них (за счет превосходства в дальности ракетного оружия). Удар по десантному отряду или конвою позволит уничтожить три-четыре корабля из их состава. То есть боевую эффективность нашего крейсера в данном противоборстве можно оценить в 0,3–0,5.

Эффективность средств ПВО корабля при отражении удара эскадрильи самолетов тактической авиации или ракетного залпа из 12–16 ракет «Томагавк»/«Гарпун» определяется (на основании открытых данных) в 0,3–0,6 в зависимости от типа СВН.

Возможны варианты

В ударах по наземным объектам наш крейсер будет использовать ПКР «Вулкан». В этом случае возможности по поражению целей следует оценить в два-три точечных объекта на глубину до 600–650 километров от побережья. Учитывая, что целью таких ударов является нарушение функционирования какой-либо системы, в частности ПВО или управления войсками в определенном районе, эффективность действий надо сопоставлять с общим количеством целей, которые необходимо поразить. Если речь идет об упомянутых сложных системах, то точечных объектов даже в отдельном ограниченном районе может быть 20 и более. Соответственно эффективность воздействия оценивается в 0,1 и меньше.

Возможности нашего крейсера по борьбе с подводными лодками рассчитываются по критерию вероятности уничтожения субмарины до ее выхода в позицию торпедного залпа. Этот показатель зависит от многих факторов, но главнейшим является энергетическая дальность обнаружения цели ГАК корабля. С учетом всего комплекса факторов эту вероятность для нашего крейсера я оцениваю в 0,3–0,6 в зависимости от гидро-акустических условий и типа подлодки.

Аналогичные показатели для крейсера «Тикондерога» выглядят следующим образом. Уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ, десантных отрядов и конвоев) примерно эквивалентно: три-четыре надводных корабля или 0,3–0,5. Эффективность борьбы с подводными лодками с учетом более мощного ГАК может составить 0,5–0,9. Решение задач ПВО – 0,4–0,7 в зависимости от типа СВН. Поражение наземных объектов «Томагавками» – шесть – восемь точечных целей на глубину до тысячи километров, то есть 0,2–0,4.

В дуэльной ситуации при прочих равных условиях «Москва» за счет значительного превосходства в дальности стрельбы имеет возможность вывести из строя или потопить американский крейсер с вероятностью до 0,5–0,7, сама не входя в зону поражения противника.

В условиях взаимного обнаружения на дальности досягаемости ракет «Тикондероги» шансы последнего выше. Однако вероятность такого события крайне мала. «Американцу» для выхода в позицию залпа надо будет сближаться с нашим кораблем, находясь в зоне досягаемости его оружия несколько часов.

Победа по очкам

Проведенный анализ позволяет вывести интегральный показатель соответствия предназначению двух кораблей. У российского крейсера он составляет: применительно к локальным войнам – 0,23, а к крупномасштабной – 0,28. У «американца» эти показатели 0,39 и 0,52 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению наш крейсер уступает «американцу» около 40 процентов. Однако в дуэльной ситуации российский корабль бьет оппонента за счет значительного превосходства в дальности применения оружия.

Главная причина в том, что наш крейсер более специализирован как ударный, предназначенный для борьбы с крупными группами надводных кораблей противника. При этом его возможности по решению главной задачи – разгрома АУГ относительно невелики, тогда как крейсер «Тикондерога» универсальнее и ориентирован на решение широкого круга задач, которые актуальны в большем спектре возможных ситуаций.

Огромная ударная мощь при минимальных затратах. Крейсер «Тикондерога» - абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн :

— 11 радаров.
— 80 антенных устройств.
— 122 ракетные шахты.
— боевая информационно-управляющая .

Выбор названий кораблей - в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.

Среди достижений и рекордов:

Участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;

Уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)

Крейсер «Филиппин Си» ведет обстрел позиций ИГИЛ (сентябрь 2014, выпущено 47 «Томагавков»)

Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.

Справка. О том, чего не видно с берега

Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».

Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.

Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых - уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.

Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.

Слева - крейсер, справа - эсминец

«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный . Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» - он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.

…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин - www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».

Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.

Основное назначение «Тикондерог» - противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.

Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.

Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».

Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.

Система ПВО

Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.

Основной компонент «Эгиды» - многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы - дециметровый (S). Пиковая мощность излучения - 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.

SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.

Единственная проблема SPY-1 - радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.

Система управления огнём - архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).

Главный неисправимый недостаток SPG-62 - механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное - не более двух с каждого борта).

Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.

В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).

БПК «Маршал Шапошников» на фоне неуклюжего с виду USS Chosin (CG-65)

Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет - таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».

Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет . Надо полагать, что кое-чему они научились.

Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» - проблему обнаружения низколетящих целей.

Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).

Видна носовая группа УВП

В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:

- ЗУР семейства «Стандарт» . Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;

- экзотическая RIM-161 «Стандарт-3» , чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) - радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;

- зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.

Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.

В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».

Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.

Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.

Противолодочная оборона

Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:

Активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
- буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
- два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
- противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL - макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть - малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
- два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение - борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.

ПЛО - задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.

Ударное вооружение

В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены . Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.

В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.

Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск - с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды - против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.

В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.

Авиационное вооружение

В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля - там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.

Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.

Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».

В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.

Артиллерийское и вспомогательное вооружение

Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».

Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.

После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.

Средства РЭБ

На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).

Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.

Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.

Окончание

В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа . Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).

«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.

Затопление в качестве мишени списанного крейсера «Вэлли Форж»

Вооружение

Артиллерия:

  • 2 (1×1) - 127-мм АУ MK-45 Mod. 1.

Зенитная артиллерия:

  • 12 (2×6) - 20-мм ЗАУ «Фаланкс»,;
  • 2 (1×1) - 25-мм ЗАУ «Бушмастер»,;
  • от 2 до 4 - 12,7 мм Browning M2.

Ракетное вооружение:

  • 8 (2×4) - ПКРК «Гарпун» MK-141;
  • 8 (2×4) - ПУ MK-26;
  • 16 (2×8) - УВП MK-41.

Минно-торпедное вооружение:

  • 2 трёхтрубных 324-мм торпедных аппарата MK-32.

Авиагруппа:

  • 2 вертолёта - SH60B или SH60R.

Построенные корабли

Ticonderoga, Yorktown, Vincennes, Valley Forge, Thomas S. Gates, Bunker Hill, Mobile Bay, Antietam, Leyte Gulf, San Jacinto, Lake Champlain, Philippine Sea, Princeton, Normandy, Monterey, Chancellorsville, Cowpens, Gettysburg, Chosin, Hué City, Shiloh, Anzio, Vicksburg, Lake Erie, Cape St. George, Vella Gulf, Port Royal.

Ракетные крейсера типа «Тиконде́рога» (англ. Ticonderoga-class of guided-missile cruisers) - тип ракетных крейсеров, стоящих на службе Военно-Морских Сил США c 1981 года. Крейсера этого типа обладает невероятной огневой мощью и с легкостью справится с воздушными, надводными и подводными целями. Первоначально задумывалось создать универсальный недорогой корабль который смог бы выполнять операции разного предназначения, но в результате получился возможно самый совершенный боевой корабль.

История создания

Заказ на строительство первых шести крейсеров типа Тикондерога был выдан в сентябре 1978 года. Планами предусматривалось построить 28 таких кораблей, затем администрация Рейгана увеличила это число до 30, но позднее уменьшила до 27. Крейсер «Тикондерога» вошел в боевой состав флота в 1983 году, а последний корабль типа, «Порт Ройал», - в 1994-м. Строительство новых крейсеров осуществлялось на верфи фирмы "Ingalls Shipbuilding"(Паскалуга, штат Миссисипи), и на верфи "Bath Iron Works"(Бат, штат Мэн).

Предшественники

Эскадренные миноносцы типа «Спрюэнс»

В процессе создания кораблей типа Тикондерога за основу были взяты корпус и механизмы эскадренного миноносца«Спрюэнс» , что позволило ускорить и удешевить производство нового крейсера.Также это решило вопрос с обеспечением запасными частями, и облегчило подготовку личного состава. При этом получили дальнейшее развитие методы проектирования корабля как комплексной системы оружия, включающей его корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав.

Предпосылки к созданию

Основной целью конструкторов было создать современный корабль которой бы боролся с воздушными, и подводными целями при действии в составе авианосной многоцелевой и корабельной ударной групп. Многоцелевое применение крейсера позволяло бы осуществлять сопровождение гражданских кораблей и авианосцев. А также выполнять огневую поддержку при высадке десанта или ведения разведки. Также задачей было автоматизировать управление движения и маневренности корабля, системы вооружения и энергетические установки.

Проектирование

Задача проектировщиков корабля, являлась разработка такой конструкции корпуса, при которой можно было без больших материальных затрат и в сравнительно короткое время проводить их модернизацию. Также их задачей было размещение и условия функционирования различных систем. Одной из главных задач было оптимальное размещение радиоэлектронных средств,так как большое количество антенных устройств создавали взаимные помехи при работе.

При проектировании ставилась задача повысить ударо- и взрывостойкость корпусных конструкций и оборудования. Полуавтоматическая аварийная система с помощью специальных датчиков информирует командование о характере и объеме повреждений и позволяет дистанционно закрывать люки и двери для предотвращения распространения огня и воды.

Введен в строй

В январе 1983 года вступил встрой крейсер УРО "Тикондерога" - головной корабль из серии в 27 единиц. Как сообщают журналисты что в состав ВМС США вошел самый современный надводный корабль, в котором воплощены последние достижения в области кораблестроения.«Stand by admiral Gorshkov: «Aegis» - at sea!» - «Берегись адмирал Горшков: «Иджис» - в море!» - именно с таким сообщением вышла в море первая «Тикондерога».

Описание конструкции

Материалы и покрытия

В конструкции корабля широко применимы также новые долговечные материалы (алюминиевые сплавы, пластмассы, износостойкие покрытие и т.д). Погреба боеприпасов защищены 25-мм стальными плитами. Наиболее важные части надстройки дополнительно защищены сотовыми панелями. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие. Для поглощения звука двигателя и других модулей использовались звукопоглощающие покрытие разработанное по специальным технологиям. Кевларовой бронёй защищены основные боевые посты, находящиеся в надстройке.

Корпус

Разрез крейсера УРО типа Тикондерога.

Корпус крейсера типа «Тикондерога» строился на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секций.

Корабль имел вытянутый нос с полубаками, составляющий 85% всей длины носа, также клиперский нос и транцевую корму. При проектировании корпуса была задача защитить ракетные установки которые расположены в носовой части корабля от воздействия волн в штормовую погоду. С той же целью был спроектирован корпус с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. Так же для защиты от волн был установлен фальш борт длиной 40 и высотой около 1,4 м за счет удлинения носовой части базовая длина эсминца типа «Спрюэнс» увеличилась приблизительно на 1,1 м.

Требовалось уделить большое количество внимания оптимальному размещению большого количества антенных устройств, создающие взаимные помехи при работе.

Благодаря конструкции корпуса и надстроек в которых полностью отсутствуют иллюминаторы, а также все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха корабль способен продолжать выполнение боевых действий в условиях применения оружия массового поражения. Например: химического или бактериологического.

Боевой информационный пост

Размещение функциональных зон в боевом информационном посту.

Боевой информационный пост (БИП) крейсера размещен на платформе 01 в носовой части надстройки. Он разделен на шесть функциональных зон, в которых установлено оборудования (пульты, индикаторы) подсистем, обеспечивающих сбор, анализ, обобщение и отображение информации для принятия решения на применение оружия против подводных лодок, воздушных целей, надводных кораблей, а также для контроля тактической обстановки, управления действиями как одного корабля, так и всего соединения.

Ремонт

Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей его плавбазы.

Энергетическая установка и ходовые качества

Крейсеры типа "Тикондерога" стали первыми крупными кораблями ВМС США, имеющими в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) агрегат из четырёх газотурбинных двигателей General Electric LM2500 общей мощностью 80 000 л. с. (60 МВт). ГЭУ занимает четыре отсека и размещена эшелонированно в двух машинных отделениях, разделённых двумя отсеками вспомогательных механизмов. Так как газотурбинные двигатели General Electric LM2500 имеют одностороннее вращение, для обеспечения противоположного вращения гребных винтов было выбрано обратное расположение установок правого и левого бортов. Двигатели и редуктор каждого эшелона установлены на общей фундаментной плите на амортизирующих опорах. Двигатели оборудованы защитными звукоизолирующими кожухами, внутрь которых подаётся воздух для охлаждения двигателей. Воздухозаборники находятся в верхней части надстройки, через воздуховоды может осуществляться погрузка и выгрузка двигателей. Замерзанию воздуховодов препятствует предварительное нагревание воздушного потока путём смешивания его с нагретым воздухом системы охлаждения силовых блоков. В целях снижения расхода топлива предусматривается возможность работы каждой турбины в отдельности.

General Electric LM2500.

В общекорабельной сети используется переменный ток (частота 60 Гц), вырабатываемый тремя газотурбогенераторами мощностью по 2.500 кВт, каждый из которых выполнен в едином блоке (газовая турбина, электрогенератор, редуктор) и размещается в первом и четвертом энергетических отсеках, а также в кормовой части корабля. Обслуживают главную энергетическую установку 54 человека, а несут вахту пятеро.

Вспомогательное оборудование

На корабле смонтированы ленточные транспортёры и элеваторы для передачи грузов с верхней палубы на нижние и перемещения их по отсекам. Один из транспортеров обеспечивает горизонтальное перемещение грузов по всей длине корабля - с носа до кормы. В носовой и кормовой частях оборудованы два поста приема грузов, доставляемых вертолетами.

Вооружение

Иджис

Крейсера типа «Тикондерога» стали первыми кораблями ВМС США на которых появилась базовая информационно управляющая система "Иджис" ее основной элемент это мощнейшая радиолокационная станция AN/SPY-1A, которая способна автоматически обнаруживать, отслеживать и сопровождать до 1000 подводных, надводных и воздушных целей в радиусе 300 км. При чем машина способна самостоятельно определять какая из захваченных целей представляет наибольшую угрозу для корабля и атаковать ее. Перехват производится зенитным управляемым боеприпасом RIM-161 семейства "Стандарт" с его помощью можно уничтожить не только самолет или вражеский снаряд ну и баллистическую ракету и даже боеголовку на заатмосферных высотах, причем для выполнения задания RIM-161 потребуется всего несколько минут. К числу других ключевых элементов системы "Иджис" относятся следующие подсистемы: управления и контроля, обеспечивающая командование корабля и корабельной ударной группы, необходимыми данными по тактической обстановке, управлением оружия.

Расположения вооружения на корабле типа «Тикондерога»

Артиллерия

Mark-42

Артиллерийское вооружение корабля представлено двумя башенными 127 артустановками Mark 42 , которые расположены в носовой и кормовой части корабля. Артиллерийских установки модели Mark-45, по сравнению с его предшественником АУ Mark-42 он был легче на 20 тонн и обладал лучшей надежностью и ремонтопригодностью. Для того чтобы достичь легкостью конструкции пришлось пожертвовать скорострельностью. Средний вес снаряда 30 кг., длина 66 см. Установка данного типа состоит на вооружении кораблей ВМС США с 1971 г.

Характеристика Значение
Полная длина ствола 6858 мм
Скорострельность 20 выстрелов/мин
Максимальная дальность стрельбы 23,130 м
Дальность эффективной стрельбы 15000 м
Досягаемость по высоте 8000 м
Угол вертикального наведения от - 15 до +65°
±170°
20°/с
30°/с
Вес орудия 21,6 тонн
Боекомплект 600 снарядов
Жизненный цикл - 7000 выстрелов 7000 выстрелов
Численность обслуживающего персонала 6 человек

Зенитная артиллерия

Mark 15 Vulcan Phalanx

На вооружении корабля находились две автоматические зенитные установки типа Mark 15 Vulcan Phalanx CIWS которые способны поражать крылатые ракеты и самолеты с близкого расстоянии. CIWS расшифровывается как Close-In Weapon System - система оружия ближнего боя. В отличии от других CIWS она занимает меньше места на палубе. Производство установок данного типа было начато в 1978, а поступил на вооружение в 1980 г.

Характеристика Значение
Калибр 20×102 мм
Длина ствола 7752 мм
Количество стволов 6
Скорострельность 3000 выстрелов/мин
Масса снаряда 0,102 кг
Начальная скорость снаряда 1036 м/с
Максимальный угол возвышения от - -28 до +85°
Угол горизонтального наведения ±170°
Скорость вертикального наведения 92°/с
Скорость горизонтального наведения 126°/с
Время реакции 2-3 с
Эффективная дальность стрельбы 1,47 км
Досягаемость по высоте 1470 м
Тип снаряда ОФЗ, З-Т, БПС-Т
Боезапас до 1470
Масса установки 5,42 т

Mark 38 Bushmaster

25-мм артиллерийская установка Mark 38 - одноствольная автоматическая корабельная установка на основе 25-мм пушки M242 Bushmaster, разработанной компанией McDonnell Douglas и выпускаемой компанией Alliant Techsystems. Охлаждение - воздушное, стабилизация отсутствует, наведение ручное. Стрельба в полуавтоматическом (одиночные выстрелы) и автоматическом режимах.

Browning M2

M2 Browning - американский крупнокалиберный пулемёт является наиболее широко используемым во всех странах мира. Предназначен для введения огня на небольшом расстоянии и по небольшим кораблям. Пулемет данного типа состоит на вооружении кораблей ВМС США с 1933 г.

Ракетное вооружение

Mark 141

Mk 141 (Mark 141) – американская корабельная пусковая установка для противокорабельных ракет «Гарпун». Применяется на кораблях ВМС США и других стран. Установка представляет собой станину, на которой с фиксированным углом подъёма устанавливаются от 1 до 4 транспортно-пусковых контейнеров с ракетами.

  • Масса установки - 5900 кг.
  • Угол установки контейнеров - 35°.
  • Состоит на вооружении с 1978 года.

Mark 26

На первых пяти кораблях типа «Тикондерога» размещались две универсальные пусковые установки MK-26 для запуска противокарабельных ракет «Гарпун», зенитных «Стандарт» и противолодочных АСРОК. Они размещенные в носовой части и на кормовой части надстройки. Но с 1986 года на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет MK-41 с ячейками-контейнерами.

Mark 41

Mk 41 (Mark 41) – унифицированная корабельная американская установка вертикального пуска для управляемых ракет. Применяется на кораблях ВМС США и других странах мира.

Применение УВП позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции. Типовая загрузка УВП на шестом и последующих крейсерах типа «Тикондерога» - 26 крылатых ракет «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2» - всего 122 ракеты в двух модулях.

Минно-торпедное вооружение

Mark 32

Mark 32 - американский торпедный аппарат. Стоит на вооружение кораблей ВМС США с 1960 года и по настоящие время. Аппарат представляет собой трубу из стеклопластика, либо стеклопластиковый лейнер в металлическом кожухе. Корпус аппарата водонепроницаемый, при регулярном техническом обслуживании возможно длительное хранение торпеды внутри аппарата. Трёхтрубный аппарат весит около 1010 кг. Предназначен для запуска торпед Mark 44, Mark 46, Mark 50 (начиная с Mod 17), и Mark 54. Аппататы предназначены для дистанционного пуска торпед, однако возможность ручного пуска сохранена для всех аппаратов, кроме Mod 15, устанавливавшихся на эсминцах типа «Спрюэнс». Выброс торпеды осуществляется сжатым воздухом из напорной ёмкости в задней части аппарата.

РЛС навигационной и обнаружения надводных целей SPS-55

  • РЛС SPQ-9
  • комплект радиоразведки SLQ-32
  • Авиагруппа

    Сикорский SH-60 «Си Хок» (англ. Sikorsky SH-60 Sea Hawk) - американский многоцелевой вертолёт. SН-60 разработан на основе вертолёта UH-60 в соответствии с конкурсной программой ВМС США LAMPS Мк.3 (Light Airborne Multipurpose System - лёгкая авиационная многоцелевая система) для эксплуатации с военных кораблей. Первый полёт вертолёта состоялся в 1979 году и был принят на вооружение ВМС США в 1984 году.

    Недостатки и достоинства

    Недостатки:

    • недостаток 1 ограниченные размеры, и, как следствие, опасная перегруженность корабля;;
    • недостаток 2 широкое применение алюминия в конструкции крейсера. ​.

    Достоинства:

    • достоинство 1 невиданная прежде универсальность при минимальных затратах;;
    • достоинство 2 огромная ударная мощь;;
    • достоинство 3 возможность решения задач ПРО и уничтожения спутников на низких орбитах. ​.

    Построенные корабли

    Номер Название фирма-строитель заложен спущен вошёл в строй Списан
    CG-47 Ticonderoga Ingalls 21.01.1980 25.04.1981 22.01.1983 30.09.2004
    CG-48 Yorktown Ingalls 19.10.1981 17.01.1983 04.07.1984 10.12.2004
    CG-49 Vincennes Ingalls 19.10.1982 14.04.1984 16.07.1985 29.06.2005
    CG-50 Valley Forge Ingalls 14.04.1983 23.06.1984 18.01.1986 30.08.2004
    CG-51 Thomas S. Gates Bath 31.08.1984 14.12.1985 22.08.1987 15.12.2005
    CG-52 Bunker Hill Ingalls 11.01.1984 11.03.1985 20.09.1986 2021 (план)
    CG-53 Mobile Bay Ingalls 06.06.1984 22.08.1985 21.02.1987 2022 (план)
    CG-54 Antietam Ingalls 15.11.1984 14.02.1986 06.06.1987 2022 (план)
    CG-55 Leyte Gulf Ingalls 18.03.1985 20.06.1986 26.09.1987 2022 (план)
    CG-56 San Jacinto Ingalls 24.07.1985 14.11.1986 23.01.1988 2023 (план)
    CG-57 Lake Champlain Ingalls 03.03.1986 03.04.1987 01.06.1988 2023 (план)
    CG-58 Philippine Sea Bath 08.04.1986 12.07.1987 18.03.1989 2024 (план)
    CG-59 Princeton Ingalls 15.10.1986 02.10.1987 11.02.1989 2024 (план)
    CG-60 Normandy Bath 07.04.1987 19.03.1988 09.12.1989 2024 (план)
    CG-61 Monterey Bath 19.08.1987 23.10.1988 16.06.1990 2025 (план)
    CG-62 Chancellorsville Ingalls 24.06.1987 15.07.1988 14.11.1989 2024 (план)
    CG-63 Cowpens Bath 23.12.1987 11.03.1989 09.03.1991 2026 (план)
    CG-64 Gettysburg Bath 17.08.1988 02.07.1989 22.06.1991 2026 (план)
    CG-65 Chosin Ingalls 02.07.1988 01.09.1989 12.01.1991 2026 (план)
    CG-66 Hué City Ingalls 20.02.1989 01.06.1990 14.09.1991 2026 (план)
    CG-67 Shiloh Bath 01.08.1989 08.09.1990 24.04.1992 2027 (план)
    CG-68 Anzio Ingalls 21.08.1989 02.11.1990 02.05.1992 2027 (план)
    CG-69 Vicksburg Ingalls 30.05.1990 07.09.1991 21.09.1992 2027 (план)
    CG-70 Lake Erie Bath 06.03.1990 13.07.1991 24.07.1993 2028 (план)
    CG-71 Cape St. George Ingalls 19.11.1990 10.01.1992 13.04.1993 2028 (план)
    CG-72 Vella Gulf Ingalls 22.04.1991 13.06.1992 12.07.1993 2028 (план)
    CG-73 Port Royal Ingalls 18.10.1991 20.11.1992 09.07.1994 2029 (план)

    См. также

    Литература и источники информации

    • Википедия
    • Зарубежное военное обозрение 1984г. №1