Государственный стандарт основные этапы его разработки. Порядок разработки стандартов в россии

Национальные стандарты РФ разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2 - 2004.

В соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004 и Правилами по стандартизации ПР 50.1.074-2004 «Подготовка проектов национальных стандартов РФ и проектов изменений к ним, к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» порядок разработки стандарта включает 4 этапа , представленные на схеме рис.3:

    Организация разработки стандарта;

    Разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение

    Разработка окончательной редакции проекта стандарта и проведение экспертизы;

    Подготовка к утверждению, утверждение, государственная регистрация и опубликование стандарта.

Рис. 3. Этапы разработки стандарта

Рассмотрим вышеперечисленные этапы разработки стандарта.

1. Организация разработки стандарта

Организуют разработку стандарта технические комитеты. Подготовка к разработке стандарта, проведение НИР, набор статистических данных, расчет норм, если необходимо, разработка и апробация нового прибора, разработка методики испытаний и другие работы предшествуют разработке стандарта. Орга-

низация, проводящая перечисленные работы, подает заявку в ТК на разработку стандарта. В заявке приводится обоснование необходимости разработки стандарта. По поданным заявкам составляют годовые планы стандартизации.

Для разработки стандарта ТК определяет подкомитет ПК, который будет вести разработку стандарта. ПК составляет рабочую группу из числа специалистов, занимающихся объектом стандартизации. Рабочая группа (РГ) заключает договор на разработку стандарта, к которому должно быть приложено техническое задание (ТЗ) на разработку.

В техническом задании на разработку стандарта указывается:

    Сроки и стадии разработки стандарта. Сроки определяются по каждому этапу разработки стандарта.

    Состояние стандартизуемого объекта и цель разработки.

    Рабочая гипотеза решения поставленной задачи. Критерии для сравнения проектируемых показателей.

    Разделы стандарта, перечень основных требований к продукции, которые намечается установить стандартом.

    Технико-экономическое обоснование проекта стандарта.

    Перечень государственных органов управления и предприятий для рассылки стандарта на отзыв.

    Дополнительные требования заказчика.

Техническое задание согласовывается с соисполнителями и утверждается в Департаменте легкой промышленности.

После формирования рабочей группы утверждается руководитель разработки, ответственные исполнители и исполнители. Исполнители начинают работу со сбора информации по объекту стандартизации, изучают и анализируют материалы по объекту стандартизации и требования к нему. Для этого проводят анализ литературы, нормативной документации, в то числе зарубежной, изучают отчеты по НИР, патенты, авторские свидетельства, зарубежный опыт, используя переводы зарубежных авторов, образцы изделий, рекомендации ИСО и др.

Затем от изготовителей и потребителей продукции запрашивают замечания и предложения по содержанию стандарта, результаты испытаний продукции за последний год-полтора, а также образцы продукции для проведения собственных испытаний.

Ответственные исполнители разрабатывают рабочую (методическую) программу. Рабочая программа - это рабочий план, содержащий весь объем работы и разбитый на этапы и отдельные работы внутри каждого этапа. Например, рабочая программа может включать следующие этапы: выбор ассортимента для исследования и получение образцов с предприятий; разработка ТЗ; получение результатов испытаний с предприятий, проведение собственных испытаний, обработка результатов испытаний и их анализ, расчет норм по выбранным показателям качества, разработку первой редакции проекта стандарта, рассылку проекта стандарта на отзыв, получение замечаний и предложений от заинтересованных организаций, составление сводки отзывов, составление окончательной редакции, представление проекта в ТК и в Департамент и др.

Виды стандартов.

Существуют следующие виды стандартов:

Основополагающие стандарты;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на работы и процессы;

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

Технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

Общетехнические стандарты;

Организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения, обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства, испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные (общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты, регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание) обеспечивают информационную совместимость документации. Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся

Стандарты общих технических требований;

Стандарты общих технических условий;

Стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации). Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки, сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость продукции. Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля, маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании и хранении, полноценного использования продукции при потреблении, восстановление продукции. Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции. Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения различного рода работ, процессов. Главным их требованием является обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных работ (процессов). Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ, испытаниям при сертификации продукции. Технические условия – это нормативный документ, который имеет отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную продукцию.



4. Органы и службы по стандартизации. Государственный комитет по стандартизации.Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизацииосуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматриваетсякак юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи иструктуру. Основная функция такого органа – разработка и утверждение нормдокументов, доступных широкому кругу потребителей.Национальным органом по стандартизации в России являетсяГосударственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии(Госстандарт России). Госстандарт России выполняет следующие функции:координирует деятельность государственных органов управления, касающихся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов Федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации.;осуществляет государственную регистрацию норм, документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в межгосударственном совете СНГ;сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований ГОСТов, правил обязательной сертификации;участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;при разработке ГОСТов определяет организационно-технические правила, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности, как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативные документы;организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

Госстандарт определяет стратегические направления по стандартизации, анализирует все заказы, планы работы технических комитетов, предложения субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают годовые планы по стандартам. Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК). Они специализируются в зависимости от объекта стандартизации. Научно-технической базой для создания ТК служат предприятия или организации, профиль деятельности которых соответствует специализации ТК. Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие НД (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей организационной структуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов.

Порядок разработки стандартов.

Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в технический комитет. На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной стандартизации России. Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов». Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется. Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежегодном Информационном указателе. Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и взаимозаменяемость. Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в ведении Госстандарта РФ. Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.

цели Цель стандартизации – выявление наиболее правильного и экономичного варианта. Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономию всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Задачи

Основными задачами стандартизации являются: установление требований к техническому уровню и качеству продукции а также норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции, позволяющих ускорять внедрение прогрессивных методов производства продукции высокого качества и ликвидировать нерациональное многообразие видов, марок и размеров; развитие промышленной продукции как важнейшего условия специализации производства; обеспечение единства и достоверности измерений в стране, созданий и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, также методов и средств измерений высшей точности; формирование системы стандартов безопасности труда и улучшения использования природных ресурсов;

Государственные стандарты не являются объектом авторского права. Они разрабатываются коллегиально. Разработчиками ГОСТ Р являются технические комитеты по стандартизации при Госстандарте России, закрепленные по объектам стандартизации. В их составе на добровольной основе работают:

Полномочные представители всех предприятий и организаций, заинтересованных в разработке стандартов (разработчики, изготовители и потребители продукции);

Ведущие ученые и специалисты, специализирующиеся по определенным видам продукции или технологиям;

Представители общественных организаций.

Основные стадии разработки ГОСТ Р следующие:
I стадия – организация разработки стандарта;
II стадия – разработка проекта стандарта (1редакция);
III стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция);
IV стадия - принятие, утверждение, государственная регистрация стандарта.

I стадия: Определение конкретных исполнителей (рабочей группы), сроков выполнения работ и публикацию информации о начале работы над стандартом, с тем, чтобы иметь обратную связь с заказчиками проекта.

II стадия : Рабочая группа разрабатывает 2 документа: проект стандарта и пояснительную записку к стандарту. В пояснительной записке приводятся следующие сведения: соответствие проекта стандарта международным и региональным стандартам; сведения о патентной чистоте объекта стандартизации (отсутствие аналогичного стандарта); источники информации, принятые во внимание при разработке проекта стандарта; сведения об адресатах рассылки проекта стандарта.

Проект стандарта и пояснительная записка передаются в технический комитет на предмет проверки соответствия действующему законодательству. После этого технический комитет передает проект стандарта на отзыв заинтересованным предприятиям и специалистам.

III стадия : На этом этапе технический комитет с учетом поступивших замечаний и предложений готовит 2 документа: окончательную редакцию проекта стандарта и пояснительную записку, которая дополняется характеристикой принципиальных замечаний по проекту стандарта.

Окончательная редакция вместе с пояснительной запиской передается на рассмотрение:

Членам технического комитета;

Организациям госнадзора за стандартами;

Научно-исследовательской организации стандартизации для издательского редактирования.

IV стадия : На этом этапе решается вопрос о принятии проекта стандарта путем голосования членов технического комитета и оформления результатов голосования протоколом.

Информация о принятии стандарта публикуется в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Порядок кодирования нормативной документации.

2. Основные этапы разработки нормативной документации в Российской Федерации.

ЛЕКЦИЯ № 10

ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация продукции – деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Сертификация осуществляется в целях:

· создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

· защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

10.1 Основные понятия, используемые при сертификации

Сертификация – система мероприятий, удостоверяющая посредством сертификата (сертификата соответствия или знака соответствия), что изделие или услуга отвечает определенным стандартам. Сертификация призвана гарантировать потребителю наличие у изделия определенных, заранее объявленных свойств и качеств. Перечень продукции, подлежащей сертификации устанавливается каждой страной на основе национальных законов о безопасности эксплуатации продукции и охраны окружающей среды.

Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, который по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждает соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Система сертификации – совокупность участников сертификации осуществляющих сертификацию по правилам установленным в этой системе. системы сертификации в зависимости от статуса могут быть добровольными и обязательными .

Обязательная сертификация – когда стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению. Область обязательных к применению стандартов в большинстве стран ограничена требованиями охраны окружающей среды, безопасностью людей и сохранностью имущества, здравоохранения и т.д. В России для всех пищевых продуктов обязательна сертификация.

Добровольная сертификация – проводится по инициативе юридических лиц и граждан на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Системы добровольной сертификации имеют ряд преимуществ:

· доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны;

· предотвращение импорта в страну изделий, не соответствующих требуемому уровню качества продукции;

· сертификация отечественной продукции снижает импорт аналогичных изделий;

· сертификация упрощает выбор продукции потребителем;

· сертификация защищает изготовителя от конкуренции с поставщиком несертифицируемой продукции и обеспечивает рекламу и рынок сбыта;

· сертификация улучшает качество стандартов путем выявления в них устарелых положений и стимулирует переработку этих стандартов.

Испытательная лаборатория (испытательный центр) – лаборатория (центр), которая проводит общие или отдельные испытания в определенной области аккредитации.

Аккредитация испытательной лаборатории - процедура, посредством которой уполномоченный орган, официально признает возможность выполнения испытательной лабораторией конкретных работ в заявленной области. Испытательные лаборатории при аккредитации проверяются на соответствие их технического обеспечения, квалификации персонала и нормативного обеспечения.

Орган по сертификации – орган, проводящий сертификацию определенной продукции согласно области аккредитации и в результате проделанной работы он выдает сертификат соответствия, а в дальнейшем осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией - проверка, осуществляемая с целью установления того, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Эксперт по сертификации, аттестации – лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Основные цели сертификации.

2. Перечислите основные понятия, используемые при сертификации.

ЛЕКЦИЯ № 11

ВИДЫ СЕРТИФИКАТОВ.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ СХЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ ТОВАРОВ

11.1 Виды сертификатов

Практика производственно-коммерческой деятельности и предоставления услуг выделяет следующие виды сертификатов: сертификат соответствия, сертификат гигиенический, сертификат качества, сертификат безопасности, сертификат (свидетельство) происхождения товара, гарантийный (ветеринарный) сертификат, фитосертификат.

Сертификат соответствия – документ, выданные по правилам системы сертификации, подтверждающий соответствие продукции, работ, услуг установленным требованиям нормативных документов.

Гигиенический сертификат – документ, подтверждающий, что произведенная и предлагаемая на продажу продукция не является потенциально опасной для потребителя, не оказывает неблагоприятного воздействия на здоровье человека при ее использовании.

Сертификат качества – товаросопроводительный документ, удостоверяющий качество фактически поставляемого товара.

Сертификат безопасности – документ, удостоверяющий отсутствие недопустимого риска, связанного с возможным нанесением личного ущерба пользователю, т.е. подтверждает потребительское свойство продукции, характеризующее степень защиты человека от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при потреблении товара.

Ветеринарный сертификат - санитарный документ, удостоверяющий незараженность импортируемого (экспортируемого) скота, птицы, продуктов их переработки и подтверждающий, что они происходят из районов, благополучных в отношении острозаразных заболеваний.

Сертификат происхождения товара – документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера, который ответственно удостоверяет страну происхождения товара.

Фитосертификат - санитарный документ, удостоверяющий, что импортируемые (экспортируемые) растения, плоды и овощи не заражены вредителями и болезнями, оговоренными в контракте, и происходят из районов благополучных в карантинном отношении.

11.2 Действующие схемы сертификации товаров и услуг

Таблица 1

№ схемы Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях и др. способы доказательства соответствия Проверка производства (системы качества) Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы качества производства)
Испытания типа - -
Испытания типа -
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Анализ состояния производства
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
Испытания типа - Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя
Испытания типа Анализ состояния производства Испытания образцов, взятых у продавца. Испытания образцов, взятых у изготовителя. Анализ состояния производства
Испытания типа Сертификация производства или сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества (производства). Испытание образцов взятых у продавца и (или) у изготовителя
Сертификация системы качества Контроль сертифицированной системы качества
Испытание партии - -
Испытания каждого образца - -
Рассмотрение декларации о соответствии с прилагаемыми документами - -

Окончание табл. 1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные виды сертификатов.

2. Действующие схемы сертификации товаров и услуг.

ЛЕКЦИЯ № 12

ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ ПО ДОКУМЕНТАМ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РФ

Сертификация проводится изготовителем через центральные органы, органы по сертификации и испытательные лаборатории, получившие право осуществления работ по сертификации.

При сертификации проверяются показатели продукции позволяющие:

Провести идентификацию продукции, в том числе проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие технической документации (по показателям назначения и другим) происхождение, принадлежность к данной партии и т.д.;

Полно и достоверно подтвердить соответствие продукции требованиям безопасности для жизни, здоровья, окружающей среды, установленных в нормативных документах для этой продукции, а также другим требованиям, которые на основе законодательных актов должны проверяться при обязательной сертификации, при обычных условия использования и транспортирования этой продукции;

Получить информацию об органолептических свойствах продукции, ее химическом составе и т.д.

Порядок проведения сертификации состоит из следующих этапов:

Первый этап - подача и рассмотрение заявки на сертификацию.

Для сертификации продукции заявитель направляет заявку в аккредитованный орган по сертификации, при наличии нескольких заявитель вправе направить заявку в любой из них. При отсутствии органа по сертификации заявка направляется в Госстандарт России.

Второй этап - принятие решения по заявке.

Орган по сертификации рассматривает заявку в срок не более 3-х дней и принимает по ней решение для продукции длительного хранения. Заявка по сертификации скоропортящейся продукции рассматривается незамедлительно и решение по ней сообщается заявителю в день обращения. Решение содержит все основные условия сертификации, в том числе: схему сертификации, перечень необходимых технических документов, перечень аккредитованных испытательных лабораторий, перечень органов, которые могут провести сертификацию производства или системы качества.

Пищевая продукция может быть сертифицирована по одной из действующих схем, кроме схемы 1, 6, 8 , а именно:

схема 2: сертификат на продукцию может быть выдан на основании
положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного
контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб
взятых из сферы торговли;

схема 2а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 2 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 3: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции, на основе испытаний проб взятых со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;

схема 3а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 3 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 4: сертификат на продукцию может быть выдан на основании положительных результатов испытаний проб продукции в аккредитованных испытательных лабораториях при осуществлении последующего инспекционного контроля сертифицированной продукции на основе испытаний проб взятых из сферы торговли и со склада готовой продукции предприятия-изготовителя;

схема 4а: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к схеме 4 (до выдачи сертификата) будет проведен анализ состояния производства сертифицируемой продукции;

схема 5: сертификат на продукцию может быть выдан, если дополнительно к процедуре схемы 4 проводится сертификация производства или сертификация систем качества, при осуществление испытательного контроля за аттестованным производством и стабильностью функционирования систем качества;

схема 7: сертификат на продукцию может быть выдан на партию продукции на основании положительных результатов испытании представительной пробы от партии, проводимых аккредитованной испытательной лабораторией. При сертификации по 7-й схеме в сертификате необходимо дать четкую характеристику партии, на которую выдается сертификат (номер партии, показатели ее идентификации, маркировка или номер, дата выработки и т.д.).

Третий этап - отбор, идентификация образцов и их испытание.

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются по нормативным документам и методикам испытаний.

Заявитель представляет необходимую техническую документацию к образцам. Отбор образцов осуществляет испытательная лаборатория или по ее поручению компетентная организация с оформлением акта отбора проб. Образцы подлежат хранению в течение срока годности продукции. Ответственность за правильность отбора образцов, их хранение, упаковку, транспортировку, влияющие на достоверность испытаний, несет испытательная лаборатория.

Орган по сертификации может включить в отбираемую партию для сертификационных испытаний дополнительно по одному образцу каждого вида продукции (кроме скоропортящейся) для хранения ее в испытательной лаборатории в качестве контрольных экземпляров с целью решения возникающих разногласий и апелляций, проверки качества продукции, заложенной на длительное хранение. Срок хранения контрольных образцов или испытываемых образцов должен соответствовать сроку действия сертификата или сроку годности продукции, по истечении которого они возвращаются изготовителю.

Четвертый этап - определение порядка работ по сертификации производства или сертификации систем качества.

Сертификация производства проводится в соответствии с типовой методикой (программой проверки) для производства однородной пищевой продукции. При отсутствии типовой методики сертификация производства проводится в соответствии с рабочей методикой, разрабатываемой органом по сертификации производств.

Сведения о сертификации производства или системы качества приводят в сертификате на продукцию.

Пятый этап - анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия.

Орган по сертификации проводит анализ следующих документов протоколов испытаний, оценки производства, сертификации производств; или системы качества, анализы документов о соответствии продукции НД.

Орган по сертификации осуществляет оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат и регистрирует его.

Срок действия сертификата, выданного на партию продукции, устанавливается в зависимости от срока годности продукции или срока, на который сертифицировано производство или система качества, но не более чем на три года.

При внесении изменений в состав продукции или технологию ее производства, заявитель извещает об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости новых испытаний или оценки состояния производства.

Шестой этап - выдача сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.

Сертификат соответствия оформляется, как правило, на конкретное наименование продукции. В обоснованных случаях сертификат может быть оформлен на отдельную группу однородной продукции одного изготовителя, включающую несколько наименований.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком
соответствия, принятым в системе. Знак ставится на изделие, тару, упаковку, сопроводительную техническую документацию, товаросопроводительную документацию. Правила нанесения знака устанавливаются порядком проведения сертификации в Российской Федерации. При этом соблюдаются следующие общие требования:

· знаком соответствия маркируется каждая единица продукции, при невозможности маркировки продукции маркируется первичная (потребительская) тара (упаковка), при невозможности маркировки первичной тары знак соответствия может наноситься на этикетки, ярлыки и и.д.;

· если сертификация проводилась по схемам 2 или 7, допускает маркировка знаком соответствия невозвратной тары (упаковки), а в случае невозможности этого в исключительных случаях знаком может маркироваться техническая документация.

Способ маркировки указывается в сертификате соответствия.

Седьмой этап - инспекционный контроль.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (если он предусмотрен схемой сертификации) осуществляют органы, проводившие сертификацию этой продукции с привлечением, при необходимости, других компетентных организаций.

Инспекционный контроль проводится в течение срока действия сертификата и лицензии, но не реже одного раза в квартал в форме периодических и внеплановых проверок, включая испытания образцов и других проверок. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором делается заключение о возможности сохранения действия сертификата. В зависимости от схемы сертификации инспекционный контроль может включать:

отбор образцов и их испытания по полной или частичной программе» аккредитованной лаборатории;

· получение информации о продукции от основных потребителей, надзорных органов, обществ потребителей;

· получение информации о способах применения знака соответствия и тому подобное;

· получение информации от заявителя и проверка на месте состояния производства и (или) системы качества;

· проверка на месте правильности применения знака соответствия;

· другие действия, учитывающие специфику продукции и способы ее производства.

По результатам контроля орган по сертификации может приостановить или отменит действие сертификата в случаях:

· несоответствия продукции требованиям нормативной документации;

· изменения нормативной документации на продукцию или методов испытаний;

· изменения состава изделия;

· изменения технологии и организации производства;

· невыполнение требований технологии, методов контроля, системы обеспечения качества, если эти изменения могут вызвать изменение качества продукции.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Перечислите основные этапы сертификации пищевой продукции по документам системы сертификации РФ.

2. Правила маркировки сертифицированной продукции знаком соответствия.

3. Условия приостановления или отмены действия сертификата соответствия.

ЛЕКЦИЯ № 13

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЯВЛЕНИЯ-ДЕКЛАРАЦИИ.

СЕРТИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

13.1 Сертификация с использованием заявления-декларации

Сертификат на продукцию по этой схеме может быть выдан на основании заявления-декларации, в котором заявитель гарантирует, что продукция соответствует всем требованиям безопасности и представляет документы, подтверждающие это, в том числе:

· для отечественной продукции:

результаты проверки изготовителя службами Государственного надзора, сведения об отсутствии рекламаций от торгующих организаций и потребителей и тому подобное, а также протоколы испытаний, санитарные свидетельства для животноводческой продукции, документы государственной службы по карантину растений для растениеводческой продукции;

· для импортируемой продукции:

свидетельства о безопасности для здоровья людей, выданные компетентными организациями страны-изготовителя, сертификаты качества изготовителя и протоколы испытаний, сертификаты происхождения и тому подобное, ветеринарные сертификаты для животноводческой продукции, фитосертификаты для растениеводческой продукции.

Сертификация по заявлению-декларации проводится в следующем порядке:

1. Составление заявления-декларации.

Первый шаг, с которого начинается сертификация - подача декларации-заявки в орган по сертификации. Эксперты органа по сертификации, рассмотрев декларацию-заявку, готовят по ней решение. В заявке должен быть указан номер технических условий (ТУ) являющихся в России документом поставки продукции. Для импортируемой продукции документом поставки является контракт.

2. Отбор образцов.

Отбор образцовдолжен быть таким, чтобы обеспечивать случайность выборки. Он проводится комиссией, в состав которой должен входить представитель органа по сертификации.

3. Выбор испытательной лаборатории.

Лаборатория должна быть аккредитована и заявляемая продукция должна находиться в области ее аккредитации.

4. Определение числа образцов для испытаний.

Число образцов определяется из нормативной документации в зависимости от размеров партии. Проведение испытаний осуществляется по перечню показателей, указанных в ГОСТ Р и по методикам, определенным ГОСТ на методы испытании.

5. Оплата работ по сертификации.

Оплатаосуществляется заявителем вне зависимости от полученных результатов. При проведении сертификации заявитель оплачивает: работу органа по сертификации; испытания продукции; инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией; право применения сертификата и знака соответствия.

При проведении инспекционного контроля оплате подлежат: работа экспертов;

расходы по отбору образцов; контрольные испытания; командировочные расходы.

ГОСТ Р 1.2-92

Государственная система стандартизации
Российской Федерации

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

Москва

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов отраслей народного хозяйства

ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

4 ПЕРЕИЗДАНИЕ (май 1999 г.) с Изменением № 1, принятым Постановлением Госстандарта России от 15 декабря 1993 г. № 21

ГОСТ Р 1.2-92

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственная система стандартизации Российской Федерации
Порядок разработки государственных стандартов

State System for Standardization of Russian Federation.
Procedure for developing state standards

Дата введения 1993-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов Российской Федерации (далее - стандарты).

Положения настоящего стандарта подлежат применению техническими комитетами по стандартизации, государственными органами управления, предприятиями, предпринимателями, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями.

ГОСТ Р 1.5-92 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов

3 Разработка стандарта

3.1 Общие положения

3.1.1 Разработку государственных стандартов Российской Федерации осуществляют технические комитеты по стандартизации (ТК), а также предприятия, общественные объединения в соответствии с заданиями планов государственной стандартизации Российской Федерации, программ (планов) работ ТК и договоров на разработку стандартов или в инициативном порядке.

3.1.2 При разработке стандартов следует руководствоваться законодательством Российской Федерации, государственными стандартами государственной системы стандартизации Российской Федерации и другими нормативными документами по стандартизации.

При разработке стандартов используют научно-технические результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, результаты патентных исследований, международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации, прогрессивные национальные стандарты других стран и иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.

3.1.3 В целях обеспечения организационного единства и создания условий для своевременной подготовки к применению стандартов предусматривают, как правило, следующий порядок разработки стандарта:

1-я стадия - организация разработки стандарта;

2-я стадия - разработка проекта стандарта (первая редакция);

3-я стадия - разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия;

4-я стадия - принятие и государственная регистрация стандарта;

5-я стадия - издание стандарта.

Примечание - Допускается совмещение стадий разработки стандарта, что отражают в договоре на его разработку.

3.1.4 Построение, изложение, оформление, содержание и обозначение стандартов - по ГОСТ Р 1.5 .

3.2 Организация разработки стандарта

3.2.1 Разработке стандартов предшествуют, как правило, подготовка и представление заявок на разработку стандартов в ТК по закрепленным за ними объектам стандартизации. В заявке приводят обоснование необходимости разработки стандарта.

К заявке может быть приложен в качестве исходного материала проект стандарта, подготовленный заявителем.

Заявки могут представлять ТК, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, государственные органы управления Российской Федерации, предприятия и предприниматели.

Подготовку и рассмотрение заявок, формирование годового плана государственной стандартизации Российской Федерации, заключение договора на разработку стандарта осуществляют в порядке, установленном Госстандартом России (Госстроем России).

При этом может быть разработано как приложение к договору на разработку стандарта или в качестве самостоятельного документа техническое задание, в котором, например, устанавливают:

Стадии разработки и сроки их выполнения;

Разделы стандарта и примерную номенклатуру основных требований, устанавливаемых стандартом;

Перечень документов, представляемых со стандартом;

Перечень государственных органов управления и (или) предприятий, которым проект стандарта должен быть разослан на рассмотрение или согласование;

Дополнительные требования заказчика.

3.2.2 ТК организует разработку проекта стандарта:

Определяет подкомитет (ПК), в котором будут разрабатывать стандарт;

Определяет рабочую группу или предприятие для разработки проекта стандарта;

Устанавливает сроки выполнения работ по стадиям разработки стандарта в соответствии со сроками, установленными договором.

ТК направляет информацию о начале разработки стандарта (с краткой аннотацией) для опубликования в специализированном издании Госстандарта России (Госстроя России) для получения от заинтересованных предприятий заявок на направлениеим на отзыв проекта стандарта (первой редакции).

3.3 Разработка проекта стандарта (первая редакция)

3.3.1 Рабочая группа (предприятие) готовит проект стандарта и пояснительную записку к нему.

В наименовании пояснительной записки приводят наименование проекта стандарта и наименование стадии разработки стандарта.

В пояснительной записке к проекту стандарта в общем случае приводят:

Основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа;

Краткую характеристику объекта стандартизации;

Сведения о соответствии проекта стандарта законодательству Российской Федерации, международным, региональным стандартам, правилам, нормам и рекомендациям по стандартизации (их проектам), а также прогрессивным национальным стандартам других стран;

Сведения о патентной чистоте проекта стандарта;

Сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими нормативными документами по стандартизации и предложения по их пересмотру, изменению или отмене;

Сведения о согласовании, если оно проводилось;

Источники информации.

3.3.2 ТК (ПК) проверяет проект стандарта на соответствие условиям договора на разработку стандарта, требованиям законодательства и стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации и направляет его с пояснительной запиской членам ТК (ПК).

3.3.3 Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта (на заседании, путем переписки, переговоров) и подготавливают свои предложения по нему в порядке, определяемом ТК (ПК).

3.3.4 ТК (ПК) с учетом полученных предложений подготавливает проект стандарта в качестве первой редакции.

Примечание - Номенклатуру и уровень требований, включаемых в проекты стандартов, ТК (ПК) определяет в соответствии с 3.1.2.

3.3.5 ТК (ПК) направляет проект стандарта (первую редакцию) с пояснительной запиской заказчику разработки стандарта и в соответствующую научно-исследовательскую организацию Госстандарта России (Госстроя России), если она не является членом ТК (далее - научно-исследовательская организация).

ТК (ПК) с учетом полученных заявок на проект стандарта рассылает его на отзыв.

3.3.6 После получения проекта стандарта на отзыв заинтересованные предприятия и специалисты составляют отзывы на проект стандарта и направляют их ТК (ПК) в двух экземплярах не позднее чем через 2 месяца со дня получения проекта стандарта.

Замечания и предложения по проекту стандарта излагают в последовательности:

По проекту в целом;

По разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям в порядке изложения стандарта.

Предложения по введению новых, исключению или изменению требований, предусмотренных в проекте стандарта, должны быть обоснованы.

3.4 Разработка проекта стандарта (окончательная редакция) и представление его для принятия

3.4.1 ТК (ПК) с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта стандарта.

3.4.2 Проект стандарта (окончательную редакцию) с пояснительной запиской ТК (ПК) направляет:

Членам ТК (ПК);

Органам государственного контроля и надзора, если они не являются членами ТК (ПК), и если это необходимо;

В научно-исследовательскую организацию (в двух экземплярах).

Члены ТК (ПК) рассматривают проект стандарта в порядке и в сроки, установленные ТК (ПК).

Органы государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), в месячный срок со дня получения проекта стандарта согласовывают этот проект или дают по нему заключение с обоснованными предложениями по требованиям проекта стандарта, относящимсяк их компетенции.

Научно-исследовательская организация готовит заключение на проект стандарта, обеспечивает его издательское редактирование, направляет в ТК (ПК) заключение и экземпляр проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование, в срок, не превышающий месяца со дня получения проекта.

3.4.3 ТК (ПК) с учетом предложений членов ТК (ПК), согласования с органами государственного контроля и надзора, заключения научно-исследовательской организации и результатов издательского редактирования дорабатывает проект стандарта.

При наличии разногласий по проекту стандарта ТК (ПК) организует рассмотрение и снятие этих разногласий.

3.4.4 ТК (ПК) на заседании рассматривает проект стандарта и проводит по нему голосование.

Решение заседания оформляют протоколом. В протоколе должны быть указаны результаты голосования каждого предприятия (организации) - члена ТК (ПК).

Допускается подтверждение согласия с проектом стандарта предприятий (организаций) - членов ТК (ПК) письмом, телеграммой, телефаксом, телетайпограммой, подписанной руководителем (заместителем руководителя) предприятия (организации) - члена ТК (ПК), или подписью руководителя (заместителя руководителя) предприятия (организации) на проекте стандарта, если постоянный полномочный представитель предприятия (организации) - члена ТК (ПК) не имел возможности присутствовать на заседании.

При получении согласия всех членов ТК (ПК) с проектом стандарта допускается не проводить заседание ТК (ПК).

Запись «Согласовано с замечаниями» не допускается.

3.4.5 ТК (ПК) одобряет проект стандарта, рекомендует его для принятия Госстандартом России (Госстроем России) и направляет в Госстандарт России (Госстрой России), если с этим проектом согласны не менее двух третей предприятий (организаций) - членов ТК (ПК).

При этом проект стандарта не может быть направлен для принятия в следующих случаях:

Если его не согласовали органы государственного контроля и надзора, не являющиеся членами ТК (ПК).

3.4.6 ТК направляет для принятия в Госстандарт России (Госстрой России) проект стандарта (окончательную редакцию) в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, и следующей документацией в одном экземпляре:

Пояснительной запиской к проекту стандарта (в соответствии с 3.3.1);

Протоколом заседания ТК (ПК) по рассмотрению окончательной редакции проекта стандарта;

Подлинными документами, подтверждающими согласование окончательной редакции проекта стандарта, если оно проводилось;

Экземпляром проекта стандарта, прошедшего издательское редактирование.

Одновременно проект стандарта (окончательную редакцию) с приложением пояснительной записки и протокола заседания ТК (ПК) или документов, подтверждающих согласование проекта стандарта с членами ТК (ПК), направляют заказчику стандарта.

3.4.7 В случае разработки стандарта вне рамок ТК предприятия, общественные объединения разрабатывают проект стандарта с учетом порядка, предусмотренного подразделами 3.2-3.4.

При наличии ТК по данному объекту стандартизации предприятие (организация)-разработчик направляет ему проект стандарта на отзыв, а по решению Госстандарта России (Госстроя России) и на согласование.

Примечание - Согласование проекта стандарта в ТК (ПК) осуществляется в соответствии с 3.4.4.

3.5 Принятие и государственная регистрация стандарта

3.5.1 Госстандарт России (Госстрой России) рассматривает проект стандарта, принимает его и вводит в действие Постановлением Госстандарта России (Госстроя России).

Перед принятием стандарта Госстандарт России (Госстрой России) проводит его проверку на соответствие законодательству Российской Федерации, требованиям государственных стандартов, метрологическим правилам и нормам, применяемой терминологии, правилам построения, изложения и оформления стандартов.

При принятии стандарта устанавливают дату его введения в действие с учетом мероприятий, необходимых для внедрения стандарта. Срок действия стандарта, как правило, не устанавливают.

3.5.2 Государственную регистрацию стандарта осуществляет Госстандарт России в установленном им порядке.

3.6 Издание стандарта

3.6.1 Госстандарт России публикует информацию о принятых стандартах в ежемесячном информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации».

Госстандарт России и Госстрой России издают и распространяют стандарты в установленном ими порядке.

4 Обновление, отмена стандарта

4.1 Общие положения

4.1.1 Обновление стандарта проводят для поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны.

ТК (ПК) анализирует и обобщает предложения по обновлению стандарта, поступившие от предприятий - членов ТК, других предприятий, предпринимателей, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, государственных органов управления, в том числе от органов государственного контроля и надзора.

В качестве предложения может быть представлен проект изменения или проект пересмотренного стандарта.

4.1.2 С учетом поступивших предложений ТК разрабатывает и направляет в Госстандарт России (Госстрой России) проект изменения к стандарту (предложения по пересмотру стандарта) или предложение по отмене стандарта, решение по которым принимает Госстандарт России (Госстрой России).

4.1.3 Госстандарт России (Госстрой России) принимает решение об отмене стандарта:

В связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту;

При разработке взамен данного стандарта другого нормативного документа;

В других обоснованных случаях.

4.2 Разработка изменения к стандарту

4.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, добавлении или исключении отдельных требований стандарта.

Изменение к стандарту на продукцию разрабатывают при введении в него новых, более прогрессивных требований, которые не влекут за собой нарушение взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту.

Изменение к стандарту только редакционного и (или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают. Такого характера изменение включают в изменение, обусловленное заменой (добавлением, исключением) требований к качеству продукции (услуг), а также в изменение, связанное с применением международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации или прогрессивных национальных стандартов других стран.

4.2.2 Разработку изменения к стандарту проводят в порядке, установленном в разделе 3 для стандартов, и с учетом требований настоящего раздела.

4.2.3 При разработке изменения к стандарту одновременно осуществляют подготовку предложений по изменению взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.2.4 Проект изменения к стандарту допускается не согласовывать с органами государственного контроля и надзора, которые не являются членами ТК (ПК), если изменение не затрагивает требований, относящихся к их компетенции.

4.2.5 Проект изменения к стандарту направляют для принятия в Госстандарт России (Госстрой России), как правило, не позднее чем за 9 месяцев до предполагаемой даты введения изменения в действие.

4.2.6 Каждому вносимому в стандарт изменению Госстандарт России (Госстрой России) присваивает порядковый номер и устанавливает дату введения изменения в действие (как правило, не менее чем через 6 месяцев со дня принятия изменения).

4.2.7 Информация об изменении к стандарту и текст этого изменения публикуются в информационном указателе «Государственные стандарты Российской Федерации», ежемесячно выпускаемом Госстандартом России.

4.3 Пересмотр стандарта

4.3.1 При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего. При этом действующий стандарт отменяют, а в новом стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Новому стандарту присваивают обозначение старого стандарта с заменой двух последних цифр года принятия.

Пересмотр стандарта на продукцию осуществляют при установлении новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту, и (или) изменению основных показателей качества продукции.

4.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (невзаимозаменяемую по новому и действующему стандартам) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенных изделий, находящихся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют. В этом случае разработчик подготавливает проект изменения к действующему стандарту, в котором уточняет область его применения:

«Настоящий стандарт применять только для изготовления запасных частей и ремонта изделий, находящихся в эксплуатации».

При этом сохраняют регистрационный номер стандарта, к которому разработано такое изменение.

4.3.3 При пересмотре стандарта одновременно осуществляют подготовку предложений по обновлению или отмене взаимосвязанных нормативных документов по стандартизации.

4.4 Отмена стандарта

4.4.1 При согласии с предложением об отмене стандарта ТК направляет в Госстандарт России (Госстрой России) с сопроводительным письмом, подписанным председателем ТК, следующую документацию в одном экземпляре:

Протокол заседания ТК (ПК), содержащий предложение об отмене стандарта, а также информацию о том, какой документ будет действовать взамен, или информацию об отмене стандарта без замены;

Подлинные документы, подтверждающие согласование возможности отмены стандарта с органами государственного контроля и надзора, ранее согласовавшими стандарт, если они не являются членами ТК (ПК).

4.4.2 Госстандарт России регистрирует документ об отмене стандарта и публикует эту информацию в информационном указателе государственных стандартов Российской Федерации, как правило, не позднее чем за 3 месяца до даты отмены стандарта.

Ключевые слова: стандарты государственные Российской Федерации; порядок разработки, согласования, принятия, государственной регистрации, обновления, отмены