206. Торпедный катер пр.206 Зенитное ракетное вооружение

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 218

– полное 250

Главные размерения, м:

– ширина по крыльям 12,5

– осадка по крыльям 3,24

– тип дизельная

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 1450

– ходом 37 уз 600

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– СУАО «Барс» (МР-103)

Торпедное:

Радиоэлектронное:





Т-150

Т-272

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-126

Т-140

Т-115

Т-96

Т-100

Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-101

Т-116

Т-88

Т-167

Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-252

Т-253

Т-273

Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-98

Т-117

ТК-75

Т-73

Т-119

Т-15

Т-95

Т-94

Т-75

Т-118

Примечания:

Торпедные катера пр. 206М – 24 (22)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 218

– полное 250

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 39,5 (37,5)

– ширина корпуса наибольшая 7,6

– ширина по крыльям 12,5

– осадка средняя на стопе по корпусу 2,01

– осадка по крыльям 3,24

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 25 (4)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД 3 х М 504 (15 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая,уз 44

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 1450

– ходом 37 уз 600

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-57/80 (АК-725)

– СУАО «Барс» (МР-103)

– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 х 2-25/80 (2М-ЗМ)

Торпедное:

– количество ТА х труб (тип ТА) ….. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)

– боезапас 4 торпеды 53-56 или СЭТ-65

Радиоэлектронное:

– система групповых атак «Дозор-1»

– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»

– ГАС с опускаемой антенной «Ока»


Схема внешнего вида торпедного катера пр. 206М

1 – 25-мм АУ 2М-ЗМ; 2 – ходовая рубка; 3 -ходовой мостик; 4 – 533-мм ТА; 5 – АП РЛС «Баклан»; 5 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); б – репитер гирокомпаса и визирная колонка СУАО «Барс »; 8 – АП РАС СУАО «Барс»; 57-мм АУ АК-725; 10 – обтекатель опускаемой антенны ГАС «Ока».



Схема общего расположения торпедного катера пр. 206М\

1 – форпик; 2 – кубрики личного состава; 3 – цистерна пресной воды; 4 – 25-мм АУ 2М-ЗМ; 5 – ходовая рубка; 6 – каюты офицеров; 7 – трюм; 8 – тамбур офицерских кают; 9 – ходовой мостик; 10 – расходная топаливная цистерна; 11 – топливные цистерны; 12 – штормовой коридор; 13 – воздушно-вентилляционные шахты МО; 14 – камбуз и провизионные кладовые; 15 – пост дистанционного управления главными двигателями; 16 – носовое МО; 17 – главные двигатели; 18 – ДГ; 19 – кормовое МО; 20 – 57-мм АУ АК-725; 21 – барбет 57-мм АУ; 22 – ахтерпик; 23 – транцевая плита.


Торпедный катер пр. 206М (шифр «Шторм») спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие катеров пр. 206. От прототипа он отличался, прежде всего, усиленным артиллерийским вооружением, а также несколько увеличенными размерами корпуса, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой.

Кроме этого, катер пр. 206М, благодаря наличию опускаемой (в некоторых источниках классифицируется как опускная) ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды, мог решать противолодочные задачи. Классифицировался как большой торпедный катер (БТКА) и предназначался для борьбы с судами, слабо вооруженными надводными кораблями и подводными лодками в прибрежных районах.

Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагались в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Надстройка выполнена из легких сплавов.

Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 уз при волнении моря до 4 баллов и до 35 уз при волнении 5 баллов.

Всего в период с 1971 г. по 1976 г. советскому флоту передали 24 корабля данного типа. Причем восемь катеров, входивших в состав ТОФ, имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге.

Кроме того, в 1978-1985 гг. на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы и Эфиопии построили 16 катеров по пр. 206МЭ. Они не имели опускаемой ГАС.

В 1987- 1990 гг. на том же ССЗ на экспорт построили еще восемь катеров пр. 02065, вооруженных 76-мм (АК-176) и 30-мм (АК-630М) АУ, но без 533-мм ТА и крыльевых устройств.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206М. (Еще два однотипных корабля принадлежали правительству Литвы.)


Т-150 (зав. № 807). Владивостокский ССЗ: 08.1973 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-272 (зав. № 813). Владивостокский ССЗ: 05.1976 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1991 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-126 (зав. № 801). Владивостокский ССЗ: ; ; 08.1971 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-140 (зав. № 802). Владивостокский ССЗ: ; 1971 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-115 (зав. № 803). Владивостокский ССЗ: ; 08.1972 г.

Входил в состав ТОФ. В начале 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-96 (зав. № 804). Владивостокский ССЗ: 12.1972 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-100 (зав. № 805). Владивостокский ССЗ: ; 12.1972 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-101 (зав. № 806). Владивостокский ССЗ: ; ; 06.1973 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1992 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-116 (зав. № 808). Владивостокский ССЗ: 12.1973 г.

Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-88 (зав. № 809). Владивостокский ССЗ: 02.1974 г.

Входил в состав ТОФ. В ноябре 1991 г. был выведен в резерв, а декабре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-167 (зав. № 810). Владивостокский ССЗ: 12.1974 г.

Входил в состав ТОФ. В апреле 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-252 (зав. № 811). Владивостокский ССЗ: ; 08.1975 г.

Входил в состав ТОФ. В апреле 1990 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1993 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-253 (зав. № 812). Владивостокский ССЗ: 12.1975 г.

Входил в состав ТОФ. В апреле 1991 г. был выведен в резерв, а в ноябре 1995 г. исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-273 (зав. № 814). Владивостокский ССЗ: 12.1976 г.

Входил в состав ТОФ. В мае 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

Т-98 ()(зав. № 400). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 1973 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-117 ()(зав. № 401). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.

Входил в состав БФ. В ноябре 1993 г. был исключен из боевого состава флота и передан правительству Литвы.

ТК-75 (зав. № 402). Средне-Невском ССЗ (г. Ленинград): 30.01.1974 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.

Т-73 ()(зав. № 403). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.

Входил в состав БФ. В декабре 1992 г. был исключен из боевого состава флота, а в феврале 1993 г. передан правительству Литвы.

Т-119 (зав. № 404). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): 1975 г.

Входил в состав ЧФ. В середине 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове. В марте 1992 г. корабль исключили из боевого состава флота, передали ОФИ для утилизации и в 1993 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобрали на металл.

Т-15 (зав. № 901). Рыбинский ССЗ: 10.1972 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1995 г. был исключен из боевого состава флота и передан ОРВИ для утилизации.

Т-95 ()(зав. № 902). Рыбинский ССЗ: 1973 г.

Входил в состав БФ. В январе 1993 г. был исключен из боевого состава флота, а в феврале 1993 г. передан правительству Литвы.

Т-94 (зав. № 01301). Рыбинский ССЗ: 1972 г.

После вступления в строй входил в состав БФ, а с 1994 г.- в состав КФл. В 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.

Т-75 (зав. № 01302). Рыбинский ССЗ: 10.1974 г.

После вступления в строй входил в состав ЧФ, а с декабря 1993 г.- в состав КФл. В конце 1998 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОРВИ для утилизации.

Т-118 (зав. № 01303). Рыбинский ССЗ: 1976 г.

Входил в состав БФ. В апреле 1992 г. был выведен из боевого состава флота и передан ОФИ для утилизации.

(22*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-70.

(23*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-73.

(24*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-117.

(25*) По другим данным, имел литерное обозначение Т-68.

Справочник содержит сведения о корабельном составе ВМФ СССР по состоянию на декабрь 1991 г. Однако в нем прослежена судьба кораблей советского флота до 2001 г. Приведены данные по находившимся в строю, строившимся и проектировавшимся боевым кораблям, их названиям, заводским номерам, датам закладки, спуска, вступления в строй, вывода из боевого состава флота, модернизаций или переоборудования, предприятиям (заводам, фирмам)-строителям и фирмам-проектантам. Рассказано об особенностях проектов, проектировании, строительстве, ремонтах и модернизациях, наиболее характерных авариях и важных этапах активной службы. Представлены схемы внешнего вида, продольные разрезы всех проектов и их модификаций, многочисленные фотографии. Справочник издается в четырех томах: т. I. Подводные лодки (в двух томах); т. II. Ударные корабли (в двух томах); т. III. Противолодочные корабли; т. IV. Десантные и минно-тральные корабли. В приложениях к каждому тому приводятся основные тактико-технические характеристики вооружения кораблей советского и российского ВМФ: ракетного, артиллерийского, противолодочного, радиотехнического и авиационного. Справочник составлен по материалам открытой отечественной и зарубежной печати. Впервые корабельный состав ВМФ СССР представлен с максимально возможной полнотой. Рекомендуется всем, кто интересуется состоянием и развитием отечественного флота.

Торпедные катера пр. 206 – 50 (6)

Основные ТТЭ

Водоизмещение, т:

– стандартное 129

– полное 161

Главные размерения, м:

– длина наибольшая (по ВЛ) 34,6 (33,6)

– ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 6,74 (5,6)

– осадка 1,72

Экипаж (в т. ч. офицеров), чел 21 (2)

Автономность по запасам провизии, сут 5

Главная энергетическая установка:

– тип дизельная

– количество х тип (суммарная мощность, л. с.) ГТД ЗхМ 503 (15 000)

– количество х тип движителей 3 х ВФШ

Скорость хода наибольшая, уз до 45-46

Дальность плавания, мили:

– ходом 14 уз 2 000

– ходом 37 уз 750

Вооружение:

Артиллерийские комплексы:

– количество АУ х стволов (тип АУ) 2 х 2-30/71 (АК-230)

– СУАО «Рысь» (МР-104)

Торпедное:

– количество ТА х труб (тип ТА) …. 4 х 1-533-мм (палубные неповоротные)

– боезапас 4 торпеды 53-56

Радиоэлектронное:

– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Баклан»

Торпедный катер пр. 206 (шифр «Шторм») спроектирован в ЦКБ-5 (с 1967 г. – ЦМКБ «Алмаз») под руководством П.Г. Гойнкиса на базе ракетного катера пр. 205. Это предопределило сущность многих технических решений в этом проекте, прежде всего по составу и мощности главной энергетической установки в части, касающейся артиллерийского вооружения и т. п. Катера пр. 206 имели несколько меньшее, чем катера пр. 205, водоизмещение и размерения, что позволило обеспечить им более высокую скорость хода. Данные корабли классифицировались как большие торпедные катера (БТКА) и предназначались для борьбы с транспортами и слабо вооруженными надводными кораблями.

В период с 1960 г. по 1974 г. для советского флота было построено 50 катеров пр. 206: по 25 единиц на Ярославском и Сосновском ССЗ.

Кроме того, на тех же заводах на экспорт построили еще 41 корабль, из которых 11 в разобранном виде передали правительству Югославии. В конце 1970-х годов продавались за рубеж и те катера пр. 206, которые входили в состав ВМФ . Всего было продано 66 кораблей данного проекта, включая специально строившиеся на экспорт. Они входили в состав флотов Анголы, Болгарии, Египта, ГДР, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, КНДР, Вьетнама, Югославии и Островов Зеленого Мыса.


1 – 30-мм АУ АК-230; 2 – ходовая рубка; 3 – АП РЛС «Баклан»; 4 – АП станции «Нихром» (системы опознавания); 5 – ходовой мостик; 6 – репитер гирокомпаса; 7 – визирная колонка СУАО «Рысь»; 8 – АП РЛС СУАО «Рысь»; 9 – 533-мм ТА; 10 – бомбосбрасыватели.



Помимо катеров пр. 206 для ВМФ СССР в 1974 – 1975 гг. на Средне-Невском ССЗ

(г. Ленинград) построили четыре корабля пр. 205Т (зав. № 450 – 453, в корпусе катера пр. 205У, но с четырьмя 533-мм ТА вместо ПУ противокорабельных ракет). В 1976- 1977 годах для правительств Сомали и Эфиопии были построены еще четыре таких же катера по пр. 205ЭТ, но с глубинными бомбами вместо 533-мм ТА.

В декабре 1991 г. в составе советского флота оставались лишь шесть катеров пр. 206 и пр. 205Т.

По состоянию на декабрь 2001 г. в составе российского флота оставалось два катера пр. 206.

ТК-127 (зав. № 450, пр. 205Т). Средне-Невский ССЗ (г. Ленинград): ; 30.01.1974 г.

Входил в состав ЧФ (первоначально базировался в Потийской ВМБ, а с декабря 1991 г. – в Новороссийской ВМБ). В декабре 1993 г. корабль исключили из боевого состава флота и передали ОФИ для утилизации.

ТК-72 (зав. № 172). Ярославский ССЗ: 30.12.1975 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагалось исключить из боевого состава флота.

ТК-373 (зав. № 226). Ярославский ССЗ: 1974 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в марте 1992 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 г. в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-174 (зав. № 3206). Сосновский ССЗ: ; 1967 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в сентябре 1994 г. исключен из боевого состава флота и летом 1996 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-94 (зав. № 3224). Сосновский ССЗ: 1969 г.

Входил в состав ЧФ. В мае 1990 г. был выведен в резерв, законсервирован и поставлен на прикол в Очакове, в апреле 1992 г. исключен из боевого состава флота и осенью 1994 года в Карантинной бухте (г. Севастополь) разобран на металл.

ТК-118 (зав. № 226). Сосновский ССЗ: 30.11.1972 г.

Входит в состав КФл. В декабре 2002 г. корабль предполагается исключить из боевого состава флота.

Количество

Постройка

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Ленинград, Средне-Невский ССЗ – 5 единиц

затем - АК-75
с 1976 - АК-61
затем - АК-72

Ленинград, "Алмаз" - 2 единицы

Рыбинск, "Вымпел" - 3 единицы

затем - АК-118

Владивостокский ССЗ - 14 единиц

Пр.206МЭ - Владивостокский ССЗ - 16 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание


Переклассифицированы в торпедные катера.

Тактико-технические данные

Водоизмещение, т:
стандартное: 218
полное: 250
Размеры, м:
длина: 39,5
ширина: 7,6 (габаритная - 13,6)
осадка: 1,64 (габаритная - 3,24)
Скорость полного хода, уз: 44
Дальность плавания: 1450 миль (14 уз), 600 миль (37 уз)
Автономность, сут: 5
Силовая установка: 3х5000 л.с., дизели М-504Б, 3 ВФШ, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 200 кВт
Вооружение: 1х2 57 мм АК-725 - 600 выстрелов СУ МР-103 "Барс"
1х2 25 мм 2М-3М - 1200 выстрелов
4х1 533 мм ОТА-53-206М (пр.206МЭ - ОТА-53-206МЭ) - 2 торпеды 53-56В или 53-56ВА и 2 торпеды 53-65К, затем 4 торпеды УСЭТ-80
10 ГБ
РТВ: РЛС МР-102 "Баклан", НРЛС МР-206, ОГАС МГ-329 "Шексна" (нет на пр.206МЭ), БИУС "Дозор-1"
Экипаж, чел: 25 (4 офицера)

Общий вид

История создания проекта

Модернизации проекта

Артиллерийские катера: АК-61 (Т-61), АК-72 (Т-72), АК-75 (Т-75), АК-118 (Т-118). На АК-61 сняты ТА
Т-72, 118 срезаны ПК.
1х1 12,7 мм ДШКМ установлены на Т-95, 98, 117, 118 (2х1 12,7 мм ДШК на Т-72)
На Т-72, 94, 95, 98, 117 установлены комплекс РЭБ ПК-16 (2 ПУ КЛ-101) – выстрелы АЗ-ТСТ-60, АЗ-ТСП-60УМ (с 1991), АЗ-ТСТМ-60У (с 1994)
На Т-72, 95, 117 в 1981? установлены 2 ПУ помех УБ-16-57УМП (выстрелы С-5П)
На Т-98 в 1981? установлена 1 ПУ помех УБ-32
На Т-72 установлена НРЛС SRN-206S
На Т-117 установлена НРЛС SRN-207M
На Т-75, 118 установлена НРЛС SRN-207N

Распределение по флотам

БФ : Т-72 (с 09.1993 КВФ ), 95, 98, 117
ЧФ : Т-61, 94, 119, 373
СФ : Т-75 (с 1981 БФ , с 1992 КВФ ), 118 (с 1981 БФ , с 1992 КВФ )
ТОФ : Т-88, 96, 100, 101, 115, 116, 126, 140, 150, 167, 252, 253, 272, 273, зав.№815-830

Бортовые номера

Т-61: 300(1982), 302(1984)
Т-72: 412(1974), 306(1978), 364, 399, 353(1990), 051(2005)
Т-75: 244(1978), 377(1985), 370(1987), 300(1992), 305(1998), 052(2001)
Т-94: 300(1976), 304(1976), 305, 303(1982), 306(1984), 300(1990)
Т-95: 326?, 305(1974), 419(1975), 316(1979), 339(1989), 363(1992)
Т-98: 317(1979), 320(1985), 373(1989), 360(1992)
Т-116: 466?(1975)
Т-117: 321(1973), 413(1975), 432, 320(1978), 330(1982), 301(1984), 352(1989), 350(1992)
Т-118: 341?, 348(1978), 340(1983), 391(1984), 310(1987), 301(1995), 053
Т-119: 305?, 370, 308(1984), 300(1986), 302(1990)
Т-126: 451
Т-140: 452(1971), 467(1973)
Т-252: 272(1983)
Т-272: 463?(1975)
Т-273: 263(1983)
Т-373: 312, 311(1984), 302(1986), 303(1992)

Списание

1991 – Т-126 (24.06, учебное судно клуба "Восток")
1992 – Т-98 (19.03), Т-116 (апрель), Т-140 (19.03), Т-150 (19.03), Т-167 (апрель)
1993 – Т-88 (30.06), Т-96 (30.06), Т-100 (30.06), Т-252 (30.06), Т-253 (30.06), Т-272 (30.06), Т-273 (30.06), Т-115
1994 – Т-94 (5.07), Т-101 (ноябрь), Т-119 (5.07)
1995 – Т-15 (1.09), Т-95, Т-117, Т-373 (5.12)
2001 – Т-72 (3.05)
2002 – Т-118 (10.04)
2004 – Т-75 (29.12)

Экспорт

Вьетнам : 5 единиц
HQ-331 (до 1984 зав.№826), HQ-332 (до 1984 зав.№827), HQ-333 (до 1985 зав.№828), HQ-334 (до 01.1986 зав.№829), HQ-335 (до 01.1986 зав.№830). На HQ-334 срезаны ПК

Кампучия : 2 единицы
Пр.206М: 1 единица в 03.1984 (без ТА), 1 единица в 02.1985. №11, затем №1121, №12, затем №1122

Куба : 9 единиц
№101, 102 в 02.1979 (бывшие зав.№815, 816), №108, 112 в 02.1980 (бывшие зав.№817, 818), №130, 165 в 02.1981 (бывшие зав.№819, 820), №178, 180 в 01.1983 (бывшие зав.№821, 822), №193 (до 11.1983 зав.№823)

Сейшельские острова : 1 единица
Зороастер (до 21.06.1986 Т-61). Списан в 1995

Эфиопия : 2 единицы
НТВ112 (до 03.1985 зав.№824), НТВ113 (до 03.1986 зав.№825). Потоплены в 02.1991 эритрейской артиллерией на о.Нокра

Спроектированы ЦКБ-5 (с 1967 г. - ЦМКБ "Алмаз") под руководством главного конструктора П.Г. Гойнкиса. Тактико-техническое задание утвердили 24 мая 1955 года. Катера дальнего действия предназначались для ведения торпедных атак в прибрежных районах и в ближней морской зоне.

Корпус катера сварной из высоколегированной стали с комбинированными круглоскулыми обводами в носовой половине и остроскулыми в кормовой. Палуба прямая по всей длине катера. В средней части расположена протяжённая надстройка с боевой рубкой и открытым ходовым мостиком. Надстройка выполнена из лёгких сплавов. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки были скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 8 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик на 6 мест, артпомещение;
  3. Кубрик на 11 мест;
  4. Машинное отделение №1;
  5. Машинное отделение №2;
  6. Каюты офицеров и мичманов, бытовые помещения;
  7. Артпогреб, кладовые;
  8. Румпельное отделение;
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал при волне до 5 баллов на скоростях до 30 узлов, а при 4-балльной волне никаких ограничений на скорость катера не налагалось.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-503А по 4000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Реверсивная муфта смонтирована в литом алюминиевом картере, который крепится при помощи фланца к картеру дизеля. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Двигатели устанавливаются на четырех лапах с резиновыми амортизаторами и жестко крепятся болтами. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 220 В включает три дизель-генератора (ДГ) мощностью по 28 кВт каждый.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 спаренных 30-мм автоматов АК-230 с длинной ствола 71,3 калибра, расположенных один на баке и один в корме. Скорострельность установки составляла 1 000 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +87°, а горизонтального до 180°. Начальная скорость снаряда 1060 м/с, дальность стрельбы до 5 км. Питание автоматов ленточное, в ленте на каждый ствол по 500 патронов. Стрельба ведется очередями до 100 выстрелов на ствол после чего требуется охлаждение в течение 15-20 минут. Допускается стрельба до израсходования боекомплекта (500 патронов) с перерывами каждые 100 выстрелов на 15-20 сек. После этого требуется замена ствола и ремонт автомата. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 926 кг. Автоматы имели систему дистанционного управления от ПУС "Колонка" и дистанционного автоматического управления от РЛС УАО МР-104 "Рысь".

Система управления торпедной стрельбой состояла:

  • из ПУТС "Онега", который вырабатывал элементы движения подводной цели и решал торпедный треугольник, в состав прибора входили:
    • торпедный автомат стрельбы ТАС, который на основе поступающих данных постоянно вырабатывал дальность, направление и решал торпедный треугольник, а также вводил данные в головки самонаведения торпед.
  • Информация о цели шла в систему ПУТС от РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
Система «Онега-4» позволяла вести стрельбу торпедными аппаратами по надводной цели одиночно и залпом дистанционно.

Катера комплектовались гирокомпасом, РЛС кругового обзора МР-102 «Баклан», РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь", РЛС опознавания «Нихром», а также дымовыми шашками МДШ.

РЛС МР-102 «Баклан» кругового обзора, предназначенная для навигации и целеуказания торпедному оружию. Станция сантиметрового диапазона обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

Система управления огнем корабельной 30-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Рысь" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-104 "Рысь" управлял 2 автоматами выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 30-мм артиллерии.
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-104 "Рысь".

РЛС управления стрельбой МР-104 "Рысь" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 30-мм калибра. РЛС автоматически сопровождала воздушные цели при скорости до 300 м/с на дальности до 26 км, а надводные цели типа торпедного катера до 4 км.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Строительство проводилось на заводе №345 в г. Ярославле(20), на заводе №640 в Сосновке(25) и на Средне-Невском заводе №363 в п. Понтонный(5).

Головной катер вошёл в строй флота в октябре 1960 года.


Тактико-технические данные БТКА проекта 206 Водоизмещение: стандартное 129 тонн, полное 152 тонны. Длина наибольшая: 34,2 метра
Ширина наибольшая: 6,74 метра
Осадка полная: 1,5 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-503А по 4000 л.с.,
3 винта
Электроэнергетическая
система:
Скорость хода: полная 45 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 800 миль при 30 узлах, 1400 миль при 14 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 30-мм автомата АК-230 от РЛС УАО МР-104 "Рысь"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
противолодочное:
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан", РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 21 человек (2 офицера)

Всего построено катеров с 1960 г. по 1974 г. - 50 единиц.

    Большие торпедные катера проекта 206М "Шторм"
- это модернизированный вариант разработанный в ЦМКБ "Алмаз" под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко в 1967 году. Проект предусматривал увеличение размеров корпуса, установку носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плиты, а так же усиление артиллерийского вооружения.

Корпус катера гладкопалубный, стальной, удлиненный на 4 метра в кормовой части для расположения 57-мм артустановки. В средней части находится протяжённая надстройка из лёгких сплавов. Ходовую рубку сместили в переднюю часть надстройки, что улучшило оперативный обзор. Для улучшения условий смыва при радиоактивном заражении стык палубы с бортом и верхняя часть надстройки скруглены.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 10 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Кубрик №1, артпомещение;
  3. Кубрик №2;
  4. Каюты мичманов, бытовые помещения;
  5. Машинное отделение №1;
  6. Пост дистанционного управления главными механизмами;
  7. Машинное отделение №2;
  8. Топливные цистерны;
  9. Артпогреб;
  10. Румпельное отделение;
Катера могли использовать весь свой оружейный арсенал без ограничений при волне до 5 баллов на скоростях до 35 узлов, а при 4-балльной волне на скорости катера до 44 узлов.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями М-504 по 5000 л.с. каждый с реверсивной муфтой, обеспечивающей передний, задний и холостой ход при неизменном вращении коленчатого вала. Между валом реверсивной муфты и валом отбора мощности устанавливается редуктор, который через валопровод передоёт вращение на винт фиксированного шага. Дизели снабжены системой автоматической сигнализации и защиты, предупреждающей обслуживающий персонал световым сигналом о нарушениях в работе дизеля. Пуск дизеля производится сжатым воздухом. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 2 500 часов, а полный ресурс - 10 000 часов при частоте вращения 2 000 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 4 однотрубных 533-мм торпедных аппаратов ОТА-53-206 с ПУТС "Онега-4", расположенных побортно под углом к диаметральной плоскости. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для самонаводящихся торпед.
  2. Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3М с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автомат имел систему ручного управления.
  3. Из 1 спаренного 57-мм автомата АК-725 с длиной ствола 75 калибров, расположенного в корме. Охлаждение стволов орудий осуществлялось забортной водой непрерывно. Привод электрический - ЭСП-72. Заряжание автоматов ленточное. Темп стрельбы 100 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -12 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 1020 м/с, дальность стрельбы до 13 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 14 500 кг. Автомат имел систему дистанционного управлени от РЛС МР-103 "Барс" и местного резервного управления от поста с визирной колонкой с кольцевым векторным прицелом.
  4. Из 12 глубинных бомб ББ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для контрольного бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и быстроходных кораблей.
  5. Из 2 пусковых установок выстреливаемых помех (КЛ-101) комплекса помех ПК-16 калибра 82-мм с пакетом из 16 направляющих труб. Предназначен для постановки радиолокационных и тепловых отвлекающих и дезинформирующих ложных целей для противодействия управляемому оружию с радиолокационными и тепловыми системами наведения (самонаведения). Снаряды вручную устанавливаются в направляющие пусковой установки и далее процесс стрельбы идет автоматически или полуавтоматически. Темп стрельбы составлял 2 залпа/с. при любой заданной последовательности снарядов, дальность постановки ложных радиолокационных целей от 500 метров до 3,5 км, а ложных тепловых целей - от 2 до 3,5 км. Способ ведения огня автоматический, дистанционный, залпами, а полуавтоматический, дистанционно, одиночными выстрелами. Приведение заряженной установки в боевую готовность производится без выхода личного состава на верхнюю палубу и заключается в установлении на пульте заданного режима стрельбы и открывании передней крышки. Боевое обслуживание заряженной установки производится одним номером. Тип снарядов помех РУММ-82 (ТСП-60). Масса незаряженной ПУ составляла 400 кг.
Не ограничиваясь привычным для торпедных катеров кругом задач, они оказались способными успешно бороться даже с подводными лодками, действуя в составе тактических групп.

Система управления огнем корабельной 57-мм артиллерии состояла:

  • из прибора управления артиллерийским огнём(ПУАО) "Барс" в состав которого входили:
    • центральный автомат стрельбы ЦАС (счетно-решающий прибор), который на основе поступавших данных от РЛС управления МР-103 "Барс" управлял 1 автоматом выдавая углы вертикальной и горизонтальной наводки 57-мм артиллерии.
  • из аппаратуры селекции подвижных целей и помехозащиты
  • Главным средством целеуказания служила РЛС кругового обзора МР-102 "Баклан".
  • После получения целеуказания цель бралась на сопровождение стрельбовой РЛС МР-103 "Барс".

РЛС управления стрельбой МР-103 "Барс" дециметрового диапазона волн позволяла определять дальность и сопровождать воздушные, надводные и береговые цели для управления стрельбой автоматов корабельной артиллерии 57-мм калибра. РЛС автоматически устойчиво сопровождала малоразмерные морские и воздушные цели на дальности до 40 км.

На катере устанавили буксируемую опускаемую ГАС МГ-329 "Ока" и систему групповых атак "Дозор-1".

ГАС опускаемая МГ-329 "Ока" служит для прослушивания пространства, в опускаемой части находится вращающаяся акустическая антенна, обеспечивающая прием шумов при шумопеленговании (режим "ШП") и излучение/прием акустических импульсов в режиме эхопеленгования. Используется лишь на «стопе» и опускается за борт из специального помещения. Дальность обнаружения подводной лодки в любом режиме не превышала 6 км.

Система групповых атак (СГА) "Дозор-1" позволяла применять противолодочное оружие по данным целеуказания с других кораблей.

Строились катера на заводе №345 в г. Ярославле и на заводе №602 в г. Владивостоке.

Головной катер был сдан флоту в 1972 году.


Тактико-технические данные БТКА проекта 206М Водоизмещение: стандартное 218 тонн, полное 250 тонн. Длина наибольшая: 39,5 метра
Ширина наибольшая: 7,6 метра
Ширина по крыльям: 12,5 метра
Осадка по корпусу: 2,0 метра
Силовая установка: 3 дизеля М-504 по 5000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система:
3 ДГ по 28 кВт постоянный ток 220 В
Скорость хода: полная 44 узла, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 1 450 миль при 14 узлах, 600 миль при 37 узлов
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 3 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомат 2М-3М,
1х2 57-мм автомат АК-725 от РЛС УАО МР-103 "Барс"
торпедное: 4х1 533-мм ТА ОТА-53-206 от ПУТС "Онега-4"
или от системы групповых атак "Дозор-1"
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 12 глубинных бомб ББ-1
гидроакустическое: ГАС погружная МГ-329 "Ока"
радиотехническое: РЛС МР-102 "Баклан",
РЛС опознавания "Нихром"
навигационное: 1 гирокомпас, эхолот, лаг
химическое: ? дымовые шашки МДШ
Экипаж: 21 человек (2 офицера)

Всего построено катеров с 1972 г. по 1978 г. - 24 единицы.


ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА ПРОЕКТА 206М (206МЭ) «ШТОРМ»

TORPEDO BOATS OF THE PROJECT 206М (206МЭ) «STORM»

Большой торпедный катер пр. 206М «Шторм» спроектирован в ЦМКБ «Алмаз» под руководством И.П. Пегова и А.П. Городянко как развитие торпедных катеров пр. 206.
Отличался от базового проекта усиленным артиллерийским вооружением, более крупным корпусом ракетного катера проекта 205, наличием носового малопогруженного подводного крыла и управляемой транцевой плитой. Благодаря наличию опускаемой ГАС и возможности использовать противолодочные торпеды мог бороться с подводными лодками.
Основная задача состояла в усилении артиллерийского вооружения, поскольку в странах НАТО в этот период появились катера, оснащенные артиллерийскими установками калибром 76 мм, а отечественные катера имели 30-мм установки. На ТКА проекта 206М были размещены 57-мм установка АК-725 с системой управления «Барс» и спаренная 25-мм установка. Размещение опускаемой на «стопе» ГАС МГ-329 позволило применять противолодочные торпеды из 533-мм торпедных аппаратов. Благодаря установке носового ПК и управляемой транцевой плиты удалось достичь повышения мореходности. При полном водоизмещении 250 т катер развивал скорость хода 44 уз на тихой воде и 36 уз на волнении 5 баллов.
Корпус гладкопалубный, стальной, разделен водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков. Дизельные двигатели располагаются в двух отсеках (пятом и седьмом), между которыми расположен пост дистанционного управления главными механизмами. Три дизельных установки М-504 с тремя валами дают скорость до 44 узлов. Надстройка выполнена из легких сплавов. Дальность плавания от 600 до 1450 миль. Экипаж - 25 человек.
Вооружён двойными артустановками АК-725 и 2М-3М, а также четырьмя торпедными аппаратами для пуска торпед 53-56 или СЭТ-65. Использование оружия без ограничений возможно на скоростях хода до 40 узлов при волнении моря до 4 баллов и до 35 узлов при волнении 5 баллов.
В 1963 году заводом № 5 по проекту ЦКБ-5 строится экспериментальный катер проекта 205Э. на котором в целях повышения ходкости и мореходности устанавливаются носовое малопогруженное крыло с наклонными стабилизаторами и транцевая плита.
Головной катер проекта 206М строился на Приморском заводе ПО «Алмаз» в 1972- 1973 годах.
Всего ПО «Алмаз», Владивостокским, Рыбинским и Средне-Невским судостроительными заводами было построено 24 катера проекта 206М, из них 19 со стационарным носовым крылом (НКУ-1), а остальные - с НКУ-2, оборудованным автоматически управляемыми закрылками и складывающимися стабилизаторами. Благодаря последним упрощалась швартовка катеров.
Восемь катеров входили в состав Тихоокеанского флота и имели складывающееся крыло, что позволяло транспортировать их по железной дороге. Также с 1978 по 1985 на Владивостокском ССЗ по заказу правительств Вьетнама, Кубы, Эфиопии и других стран построили 16 катеров по проекту 206МЭ, на которые не ставилась опускаемая ГАС. Итого для Вьетнама было отправлено 5 катеров, для Камбоджи и Эфиопии - 2, для Кубы - 9 и ещё одно судно для Сейшельских островов.
После распада СССР в ВМФ России находились катера «Карачаево-Черкессия», «Будённовск» и «Боровск». Два корабля из состава ВМС СССР были проданы Литве.
В настоящее время осталось 2 ТКА в составе Каспийской флотилии

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение
стандартное 218 т,
полное 250 т
Длина 39,5 м
Ширина 7,6 м (по крыльям 12,5 м)
Осадка:
по корпусу — 2.0 м,
по крыльям — 3,24 м
ГЭУ: дизельная, трехвальная, три дизеля М-504 (15000 л.с.)
Скорость хода 44 узла
Дальность плавания, мили:
ходом 14 уз 1450
ходом 37 уз 600
Автономность плавания 5 дней
Экипаж 25 человек (4 офицера)

ВООРУЖЕНИЕ

Артиллерийское вооружение:
1х2 57-мм артустановка АК-725
1х2 25-мм артустановка 2М-3М
Торпедное вооружение 4 x 533-мм торпедных аппарата (торпеды 53-56 или СЭТ-65)

Радиолокационное вооружение
навигационная РЛС «Баклан»,
РЛС управления огнем МР-103 «Барс»,
система групповых атак «Дозор-1»,
погружная ГАС «ОКА», ОГАС МГ-329 «Шексна» (нет на пр.206МЭ)

Источники: ЦКМБ «АЛМАЗ», armyman.info, www.warships.ru и др.