Формирование рынка образовательных услуг. Коммерциализация высшего образования

Одним из основных проявлений трансформационных процессов, произошедших в нашей стране в последние годы, стало формирование в России рынка образовательных услуг наряду с другими не менее важными рынками (рынок труда, финансовый рынок и др.), оказывающими непосредственное влияние на этот рынок.

Рынок образовательных услуг представляет собой систему экономических отношений по поводу создания, распределения, купли-продажи и потребления образовательных услуг. Как и для любого рынка, здесь обязательны три компонента: покупатель, продавец и товар, который в образовании принимает специфический вид, то есть выступает в виде образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг является в определенной мере социально-ориентированным, соединяющим в себе элементы классического рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Рынок образовательных услуг является специфичным и неоднородным, он включает в себя следующие взаимодействующие секторы:

· государственный;

· частный;

· зарубежный;

· региональный;

· муниципальный (рис. 2.4)

Рисунок 2.4 - Состав рынка образовательных услуг

В России преобладающим был и остается государственный сектор: в 2005 г. общее число высших учебных заведений исчислялось 1068: в том числе, государственных – 656, негосударственных – 413; средних специальных учебных заведений – 2905, в том числе соответственно – 2688 и 217; общеобразовательных учреждений – 61,5 тыс., в том числе соответственно 60,8 тыс. и 0,7 тыс.

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов экономики, например, высшей школы России может быть представлена следующим образом (таблица 2.3).

В соответствии с требованиями современного рынка труда встала задача переориентации многих образовательных учреждений. Поэтому с начала 1990-х годов в России стал формироваться рынок образовательных услуг, который должен был обеспечить постоянную связь между производителями и потребителями благ в сфере образования.


Таблица 2.3

Сравнительная характеристика государственного и негосударственного секторов

экономики высшей школы России за 1990-2005 годы

Сектор Годы
1990/91 1995/96 1997/98 1998/99 1999/00 2000/01 2001/02 2002/03 2003/04 2004/05
Государственный
Негосударственный
Доля вузов различных секторов в общем их числе, %
Государственный 65,7 63,5 62,8 62,9 61,6 63,04 62,5 61,9
Негосударственный 34,3 36,5 37,2 37,1 38,4 36,96 37,5 38,1
Численность студентов вузов, млн. чел.
Всего 2,88 2,79 3,25 3,7 4,07 4,87 5,42 5,95 6,46 6,88
Доля численности студентов различных секторов в их общей численности, %
Государственный 95,16 93,78 93,02 91,53 88,97 88,4 87,9 86,6 85,2
Негосударственный 4,84 6,22 6,98 8,47 11,03 11,6 12,1 13,4 14,8

В последнее время стал возрастать интерес к получению образования, который основывается на понимании того, что в новой общественно-экономической ситуации образование является не только ценностью само по себе, но и становится все более важным условием социальной и профессиональной мобильности населения.

Становление в нашей стране рыночных отношений в сфере образования позволило изменить структуру и содержание подготовки специалистов. Образовательные учреждения приобрели право открывать новые специальности, формировать учебные планы и разрабатывать образовательные программы. Такая деятельность образовательного учреждения регулируется со стороны государства, что выражается в лицензировании новых специальностей, в установлении соответствия учебных планов и программ государственному образовательному стандарту, в формировании контингента обучающихся в пределах государственных нормативов. Новые возможности позволяют образовательным учреждениям повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, поскольку на их основе «формируется уникальное торговое предложение учебного заведения».

Стародубцева Любовь Викторовна

канд. социологических наук, доцент, кафедра менеджмента и экономики образования, физико-математический факультет, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования отечественного рынка образовательных услуг. Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений на рынке в сфере образования в настоящее время является одной из актуальных задач. В области профессионального образования проблема организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений особенно важна.

Ключевые слова: образовательные услуги, образовательные учреждения, рынок образовательных услуг

Particularities of the shaping domestic market of the educational services

Starodubceva Luybov Viktorovna

candidate of sociology, associate professor, the department of management and economy of education physico-mathematical faculty, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsev`ev, Saransk, Russia

Abstract: This article discusses the problem of organizing of educations market. The study of the problems and trends of the development of the market relations on the educations market is very actual at present. The problem of organization the systematic observation for move and nature of the qualitative market change in sphere of vocational training is very important.

Keywords: educational services, educational institutions, market of the educational services

Изучение проблем и тенденций развития рыночных отношений в сфере образования, отношения между образовательным учреждением и основными социальными группами, которые заинтересованы в его деятельности, организация систематического наблюдения за ходом и характером качественных рыночных изменений в настоящее время являются актуальными задачами.

Рынок образовательных услуг - это система экономических отношений между экономическими агентами по поводу договора оказания образовательных услуг. Характер и направления развития рынка образовательных услуг, обусловленные влиянием широкого круга разнообразных факторов, являются предметом постоянного интереса субъектов этого рынка. Вместо оценки качества образовательной услуги потребителем могут использоваться экспертные оценки уровня и качества знаний учащихся или результаты экзаменационных и тестовых испытаний .

Образовательные учреждения получили возможность выбора программ, форм, средств и методов обучения и воспитания. В силу того, что значительная часть образовательных услуг предоставляется для потребителей бесплатно, деятельность производителей этих услуг не имеет стоимостной оценки, одна из причин такой ситуации является отсутствие субъекта готового заплатить за эту услугу. Это обстоятельство порождает значительные трудности в мотивации производителей образовательных услуг к предоставлению услуг высокого качества .

Рынок образовательных услуг стремительно развивается и, как любой другой рынок, подчиняется определенным закономерностям развития. Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования рынок образовательных услуг представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков.

Рынок образовательных услуг подвержен влиянию тех же факторов, которые воздействуют на любой рынок. Соответственно, регуляторами здесь являются факторы не только макро и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические. Однако рынок образовательных услуг, и именно в этом, прежде всего, и наблюдается его специфика, сочетает в себе рыночные и нерыночные механизмы функционирования. Такое сочетание механизмов функционирования рынка образовательных услуг вытекает из специфики образовательной деятельности как услуги, направленной на удовлетворение не только частной потребности, но и общественной .

Одна из важнейших проблем современного образования – установление соответствия между интересами и возможностями различных субъектов, действующих в системе образования. Рынок требует от работников в первую очередь компетенций как суммы знаний и навыков, а не абстрактных, пусть и фундаментальных знаний. Образовательная система плюс ко всему, должна учить и навыкам адаптации, давать знание о самостоятельном управлении жизненными ситуациями, что необходимо гражданам и в будущей трудовой деятельности, и в социальных ситуациях.

Важная задача образовательного учреждения - создать образовательный продукт, соответствующий определённым идеальным представлениям потенциального потребителя образовательных услуг. На начальном этапе образовательному учреждению необходимо обратить внимание на формирование спектра услуг. В некоторых случаях имидж учебного заведения и его привлекательность могут быть высокими благодаря хорошему качеству именно вспомогательных элементов товарного комплекса Следующий шаг при разработке деятельности образовательного учреждения — анализ каждой отдельной услуги. Это необходимо для того, чтобы представить суть услуги, ее ядро, т.е. то, что реально ищет покупатель, заинтересовавшись этой услугой. Для дальнейшего развития учебного заведения необходимо регулярно комплекс предлагаемых услуг.

Качество образовательных услуг определяется кадровым обеспечением, качеством педагогического, научно-исследовательского и административно-управленческого персонала всех уровней (профессиональными, деловыми и личностными характеристиками, способностью к образованию и развитию, обладание современными знаниями и навыками, практическим опытом в профессиональной области и пр.); качеством учебно-вспомогательного персонала. Материально-техническая база образовательного учреждения, адекватная современным требованиям рынка, информационная компетентность персонала в значительной степени определяют успех .

Отечественный рынок образовательных услуг только формируется. Еще полностью не установлены правила и нормы взаимодействия. Формируются локально-замкнутые участки и участники рынка. Многие участники рынка образовательных услуг стараются решать свои проблемы самостоятельно, стараются получить услугу на безвозмездной основе, что не соответствует принципам функционирования рынка. Более развиты вертикальные связи, чем горизонтальные.

В процессе формирования рынка образовательных услуг (для развития конкурентоспособности образовательного учреждения и реализации принципов рыночного взаимодействия) необходимо достаточное количество квалифицированных специалистов и хорошо организованная система управления процессами для реализации образовательных программ, проведения современных научных и научно-методических исследований, управления рыночными процессами.

Дальнейшее развитие рыночных отношений, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг, вызывают необходимость изучения состояния этого рынка, оценок и ожиданий потребителей образовательных услуг.

Список литературы:

  1. Анисовец, Т. А. Экономика образования и образовательного учреждения: учебно-методическое пособие (компендиум). Санкт-Петербургский филиал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. –168 с.
  2. Винокурова, Н. В. О возможности инновационного развития педагогических вузов / Н. В. Винокурова // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 2 (6). – С. 9–14.
  3. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании / В. В. Кадакин // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 2 (10). – С. 9 – 12.
  4. Листвина, Е. В. Риски образовательного пространства / Е. В. Листвина // Гуманитарные науки и образование. – 2012. – № 1 (9). – С. 42–48.

Сотникова Наталья Вячеславовна

Современные тенденции развития рынка образовательных услуг

Аннотация: в статье рассмотрены различные подходы к определению рынка образовательных услуг, определены субъекты и объекты маркетинга образовательных услуг, описан жизненный цикл образовательной услуги.

Ключевые понятия - рынок образовательных услуг, жизненный цикл образовательной услуги, участники рыночных отношений.

Рынок образовательных услуг в России развивается очень бурно. В него вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработки направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.

В работе М.И. Гавриловой рынок образовательных услуг определяется как система экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем.

И. Березин определяет рынок образовательных услуг как материальные взаимодействия участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организаций, оплачивающих эти услуги .

Голдобин Н.Д. понимает рынок образовательных услуг как совокупность социально-экономических отношений и связей между субъектами рынка по поводу предоставления и получения образовательных услуг.

Исходя из этого, маркетинг в сфере образования - это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка, свободного выбора приоритетов и действий с обеих сторон. Целевой результат маркетинговой деятельности - это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей: личности - в образовании, учебного заведения - в развитии и благосостоянии сотрудников, фирм - в росте кадрового потенциала, общества - в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала .

Важным моментом при рассмотрении вопросов рынка образовательных услуг является определение субъектов и объектов рынка. По мнению А.П. Панкрухина, «участниками рыночных отношений являются не только образовательные учреждения, но и потребители (отдельные личности, предприятия и организации), широкие круги посредников (включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений и др.), а также общественные институты и структуры, причастные к продвижению образовательных услуг и продуктов на рынке» .

Среди субъектов маркетинга особую роль играет личность учащегося, студента, слушателя. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только лицо, использующее их в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Личность отличается от остальных потребителей образовательных услуг тем, что использует образовательный потенциал не только для создания материальных и других благ, не только для зарабатывания средств к жизни, но и для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно личность, персонифицированный носитель, обладатель, пользователь и конечный потребитель образовательных услуг и продуктов осуществляет конкретный выбор своей будущей специальности и специализации, места и формы обучения, источников его финансирования, а также выбор будущего места работы и всего комплекса условий реализации приобретённого потенциала. Благодаря и вокруг этого личностного выбора встречаются и налаживают свои отношения все остальные субъекты рынка и маркетинга образовательных услуг, объединяемые этим центральным субъектом .

Другим субъектом маркетинга образовательных услуг являются фирмы, организации и предприятия. Они являются промежуточными потребителями образовательных услуг, формируют спрос и предъявляют его на рынке. Функциями организаций-потребителей являются:

Информирование образовательных учреждений и структур, посредников и отдельных личностей о предъявляемом спросе;

Установление особых требований к качеству образовательных услуг и к своим будущим работникам с позиций профессиональных и должностных требований, соответствующее участие в оценке качества образовательных услуг;

Определение места, эффективных условий будущей трудовой деятельности выпускников и соблюдение, выполнение этих условий;

Полное или частичное возмещение затрат, оплата или иные формы компенсации за оказанные услуги .

Образовательные учреждения выступают в роли субъектов, формирующих предложение, оказывающих и продающих образовательные услуги. В их функции входит:

Оказание обучающимся услуг по приобретению (передаче) желаемых и необходимых знаний, умений и навыков;

Производство и оказание сопутствующих образовательных услуг, а также оказание воздействий, формирующих личность будущего специалиста;

Оказание информационно-посреднических услуг потенциальным и реальным обучающимся и работодателям, включая согласование с ними условий будущей работы, размеров, порядка и источников финансирования образовательных услуг .

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока ещё находятся в стадии формирования, развёртывания своей маркетинговой активности. К ним относятся службы занятости и биржи труда, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Они способствуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции как:

Накопление, обработка и продажа информации о конъюнктуре рынка образовательных услуг, консультирование других субъектов;

Участие в процессах аккредитации образовательных учреждений, осуществление рекламной деятельности, юридической поддержки;

Формирование каналов сбыта, организация заключения и содействие выполнению сделок по образовательным услугам и другие .

Одним из субъектов маркетинга образовательных услуг является государство и органы его управления. Его функции весьма специфичны, так как не могут быть выполнены другими субъектами маркетинга:

Создание и поддержание имиджа образования как среди населения, так и работодателей;

Финансирование государственных образовательных учреждений;

Правовая защита субъектов маркетинга образовательных услуг;

Установление перечней профессий и специальностей .

Итак, активными участниками рыночных отношений являются образовательные учреждения, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство .

Традиционно объектом маркетинга является любой объект, который предлагается на рынке для обмена и пользуется спросом .

Экономические отношения в образовательной сфере можно интерпретировать как отношения продавца (общеобразовательного учреждения), продающего покупателю (физическому лицу или государству) товар (знания, навыки, информацию).

Для рынка образовательных услуг характерна своя специфика, поскольку качество образовательной услуги как товара нельзя в полной мере оценить даже в процессе его потребления, не говоря уже о предварительной оценке. Кроме того, качество образовательных услуг зависит напрямую не только от условий их производства (использование современных образовательных и воспитательных технологий, наличие высококвалифицированных педагогов), но и от индивидуальных способностей детей, принятых на обучение.

Вместе с тем, образовательные услуги – это высоколиквидный (его производство позволяет быстро вернуть затраченные ресурсы) и социально значимый (важен не только для физического лица – потребителя образовательных услуг, но и для всего общества в целом) товар.

Жизненный цикл образовательной услуги, как и любого товара, включает 5 стадий:

1. внедрение – период медленного роста, когда услуга только начинает осваивать рынок; на этой стадии новая образовательная услуга становится впервые пригодной для рынка, люди могут проявлять осторожность, поэтому расходы велики, но нет большого числа конкурентов;

2. рост – период быстрого завоевания рынка; если новая образовательная программа удовлетворяет рынок, то она привлекает потребителей; в течение этой стадии необходимо поддерживать быстрый рост спроса, улучшая качество программ и акцентируя внимание на их новые особенности, находя новые рынки сбыта, используя рекламу и иные пути привлечения дополнительного внимания к образовательной услуге;

3. зрелость – период медленного роста, вследствие получения образовательной услуги большинством потенциальных потребителей; это, наряду со следующей, наиболее длительная стадия, с которой связаны наибольшие усилия при организации маркетинга;

4. насыщение – образовательную программу начинают предлагать и другие образовательные учреждения, спрос падает, возникает перепроизводство, что ведет к усилению конкуренции между учебными заведениями и снижению объема продаж;

5. спад – период, когда интерес потребителей падает; он может быть быстрым или медленным.

Продвижение (распространение) образовательной услуги – процесс, посредством которого образовательное учреждение делает свои программы и услуги доступными для своих целевых рынков.

Следует отметить, что рынок образовательных услуг значительно расширился и экономические отношения в образовании сегодня формируются в условиях сокращения государственного финансирования образования и развития рыночных отношений в сфере образования. Поэтому, в условиях конкуренции, в положении лидера окажется то учебное заведение, которое окажется способным предоставить востребованные образовательные услуги, подкрепленные квалифицированными кадрами и разумной ценовой политикой.

При отборе участников канала сбыта услуг руководство учреждения - должно оценить потенциальные возможности развития каждого участника канала, его прибыль, доходность, способность кооперации и репутацию. При этом учреждение должно постоянно мотивировать участников своих каналов сбыта, включая не только своих сотрудников, но и независимых посредников. Для обеспечения эффективного функционирования канала сбыта необходимо регулярно оценивать работу своих посредников и помогать им рекомендациями. С изменением покупательной модели потребителей услуг, расширением рынков сбыта, усложнением товаров и услуг, возникновением новых конкурентов возникает потребность в модификации структуры канала сбыта, что необходимо использовать для создания творческой структуры каналов распределения услуг.

Система продвижения услуг на рынок – это программа общих маркетинговых коммуникаций учреждения – продуцента услуг. Маркетологи называют четыре главных средства продвижения:

Стимулирование сбыта – краткосрочные стимулы поощрения покупки или продажи товара или услуги;

Связь с общественностью – построение хороших отношений компаний с различными слоями общественности;

Персональные продажи – устное общение с одним или более предполагаемых покупателями с целью совершения продаж товаров и услуг.

Список использованной литературы:

1. Голдобин, Н. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения. Дистанционное образование. / Н. Голдобин. М, 2004. – № 1.

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. - М., 2006. - 395 c.

3. Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. - с. 42-47.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. - 2002. - №2 . - с.3-25.

5. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. - М.: Интерпракс, 2006. -352с.


В период рыночной трансформации всех экономических систем возникает множество проблем развития рынка, в том числе рынка образовательных услуг. В данном контексте актуализируется роль их теоретического обоснования и глубокого изучения.

По своей экономической сущности рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием спроса и предложения с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Когда речь идет о процессах формирования рынка образовательных услуг, то имеется в виду, что в определенном макро- и мезоэкономическом контексте в системном взаимодействии должны формироваться:

  • - социально-экономические условия (в том числе сугубо региональные и локальные), обусловливающие потребность в образовании, в определенном общественно-необходимом спектре образовательных услуг;
  • - совокупная потребность в образовательных услугах и соответствующее предложение в лице системы разнотипных образовательных учреждений - производителей образовательных услуг;
  • - рынок образовательных услуг как экономический институт, призванный обеспечить эффективную координацию и взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения в макро- и мезоэкономической системах.

Таким образом, механизм формирования и функционирования рынка образовательных услуг представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг, сложившихся под воздействием условий развития макро- и мезосистем.

В настоящее время научное экономическое сообщество располагает множеством теорий и концепций функционирования рынков, различия в которых указывают на многогранность и многоаспектность изучаемого явления. Каждая концепция характеризуется специфическим подходом к понятию рынка. В институциональной концепции центральной является система экономических агентов сферы обращения, составляющая сущность регионального рынка, а его основной функцией считается обеспечение экономических связей. В концепции демаркетинга сущность рынка состоит в обеспечении реализации товаров (услуг) и формировании нового спроса.

Модель пространственного распределения товарных потоков рассматривает рынок как систему каналов товародвижения и исследует не только финансово-экономические, но и материально-технические стороны движения товаров от производителя к потребителям. Все охарактеризованные теории и концепции развития рынков были сформированы в западной экономической науке двадцатого века. Данный опыт может быть использован при разработке основ концепции развития и функционирования рынков.

Динамизм формирования рынка образовательных услуг не соответствует быстрому становлению рынков в других сферах экономики. Согласно теореме Ланкастера, если хотя бы на одном рынке оптимальное равновесное состояние не достигнуто (например, что данный рынок просто находится в процессе формирования), то продвижение к оптимуму на всех других рынках вовсе не обязательно будет оптимальным по Парето для всей экономики. Таким образом, несформированность рынка образовательных услуг обусловливает неэффективность функционирования и других рынках в тех сферах экономики, которые более быстро обеспечили переход к рыночным механизмам функционирования.

Институциональная структура рынка образовательных услуг представлена следующими субъектами: население, предприятия, организации, учреждения, учебные заведения, государство, инфраструктурные элементы, неформальные институты традиций, этики, религиозные догмы и др., а также совокупность экономических связей, возникающих в процессе взаимодействия выше перечисленных субъектов.

Основными продуктами вузов являются образовательные услуги, результаты НИР, НИОКР, результаты творческой деятельности, консультационные услуги и др. субъектами конкурентной борьбы выступают местные вузы, вузы столиц субъектов, работающие в регионе, столичные вузы, зарубежные вузы.

Институциональная поддержка рынка образовательных услуг представлена спектром посреднических услуг, которые способствуют заключению договоров о предоставлении всех видов образовательных услуг и образуют инфраструктуру указанного рынка.

Посреднические структуры на рынке образовательных услуг пока еще находятся в стадии формирования, развертывания своей активности. Набор инфраструктурных услуг, необходимых для успешного функционирования включает следующие инварианты: информационные, консультационные, профориентационные, юридические, тренинговые, рекламные, кредитные, страховые, а также структуры, способствующие продвижению образовательной услуги на рынке. Роль посредников выполняют СМИ, рекламные агенства, Интернет, Центры содействия трудоустройству выпускников, Центры профориентации и др.

Указанных участников рынка можно разделить на общие, отдельные и единичные. К первым относятся практически все население, отдельными субъектами являются групповые участники рынка, наконец, единичными, самыми конкретными субъектами рынка становятся физические лица. Конечно, все перечисленные участники обмена могут одновременно действовать не только в локальных масштабах.

Среди объектов рынка образовательных услуг также целесообразно выделить общие, отдельные и единичные. Первыми служит вся совокупность образовательных и сопутствующих их услуг. Сопутствующими услугами являются передача материальных или материализованных продуктов, обладателями или производителями которых выступают учебные заведения. Это информационные, консультационные, экспертные, инжиниринговые услуги, лизинг. Вместе с образовательными услугами (или самостоятельно) реализуется интеллектуальная собственность работников и коллективов образовательных учреждений - изобретения, патенты, программы исследований, обучения и практических работ, другие инновационные услуги и продукты. К отдельным объектам можно отнести многочисленный ассортимент предоставляемых услуг внутри этой совокупности. Единичные объекты - конкретные образовательные услуги, предлагаемые местными учреждениями.

Обобщая различные подходы к определению рынка образовательных услуг, наиболее емким, предельно корректным и адекватным предметной области экономики представляется взгляд Е.В. Афониной, Ю.С. Колесникова и др., которые представляют рынок образовательных услуг как высокоинституционализированную систему взаимодействия спроса на образовательные услуги учебных заведений профессионального образования и предложения этих образовательных услуг на основе рыночных сигналов (цен, заработной платы, конкурентности) во взаимодействии с механизмом спроса и предложения на рынке труда специалистов.

В настоящее время рынок образования характеризуется, как несовершенный, не до конца сформированный и представлен как поле, в рамках которого идут процессы взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования. Наиболее интенсивно процессы трансформации происходят на рынке услуг высших учебных заведений. Образовательные учреждения становятся самостоятельно хозяйствующими субъектами, принимающими тактические и стратегические решения, исходя из изучения конъюнктуры, как рынка образовательных услуг, так и связанных с ним межрегиональными связями рынками, входящими в систему региональных рынков (рынок труда, промышленности и т.д.)

В этой связи возникает необходимость рассмотрения экономических отношений на рынке высшего профессионального образования с позиций взаимодействия с сопряженными с ним иными региональными рынками. Функциональная связь рынка труда специалистов и региональной системы высшего профессионального образования в экономическом смысле проявляется двояко: в формах определенных соотношений спроса и предложения на выпускников вузов на региональном рынке труда и на рынке образовательных услуг.

Основой формирования спроса на образовательные услуги населения молодежи является социальный спрос, определяемый населением субъективно, на основе личных предпочтений, представлений, интересов, потребностей. Он формируется спонтанно, независимо от реального спроса экономики и является отражением социальных функций образования, ориентированных на удовлетворение потребности личности в самореализации и (или) приобретения более высокого социального статуса. Индикатором социального спроса является общее количество заявлений, поданных в вузы в период приема.

Значительной частью социального спроса является статусный спрос. При получении образования индивид ориентируется, как уже отмечалось, не только на действительный рост профессиональной квалификации, сколько на сертификат, диплом, формально свидетельствующих о профессиональных возможностях их обладателя, его статусе в иерархии профессионально квалификационной вертикали. В этом случае имеет место имитация процесса обучения, так как покупателя образовательной услуги интересует не сам указанный процесс, а получение материального свидетельства - диплома.

Экономический спрос на образовательные услуги определяется наличием реальных вакансий в отраслях народного хозяйства и формируется на основе структуры и динамики потребностей народного хозяйства. Он выступает в форме институционального спроса, регулируемого определенными экономическим порядком, нормами, правилами и т.п. Индикаторами являются состав и численность заявок предприятий на специалистов, а также количество договоров предприятий на их целевую подготовку по определенным профессиям.

Институциональное предложение образовательных услуг численность вакансий в вузах, определяемое потенциалом и их возможностями и ориентированное на максимально более полное удовлетворение социального спроса. Индикатором такого предложения является численность приема в вузы. В то же время объем приема в этих учреждениях является отложенным предложением (на 3-5 лет) в сегменте рынка труда специалистов. Объем выпуска относится к индикаторам актуального в данный момент времени предложения в сегменте рынка труда.

Спросом на рабочую силу является вакансии на начало года, потребность работников на новые рабочие места, на замену выбывающих по собственному желанию и по другим причинам, не связанным с сокращением численности персонала.

Предложением рабочей силы является численность различных категории граждан, подающих заявки на рынок труда.

Исследование деятельности учебного заведения на рынке образовательных услуг невозможно без анализа роли ключевого действующего лица в системе образования - государства. В экономической науке проблему соотношения платности и бесплатности можно рассматривать с позиции соотношения роли государства и рынка в образовании. В этой связи сторонники «свободного предпринимательства» отмечают, что государство, управляя сферой образования, ограничивает частную инициативу и подавляет стимулы в конкурентной борьбе производителей образовательных услуг, нарушает принципы социальной справедливости, так как за образовательные услуги платят одни (налогоплательщики), а получают совсем другие. Более того, государство нарушает принципы ценообразования не в пользу системы образования.

Становление рыночных отношений существенно изменило источники финансирования государственных вузов анализ статистических данных по государственным вузам свидетельствует об устойчивой тенденции роста объема средств от предоставления платных услуг и существенном сокращении масштабов бюджетного финансирования (таблица 3). Это указывает на активизацию процесса включения высшей школы в систему развивающегося рыночного пространства в стране.

Источники финансирования вузов

В контексте данного исследования целесообразно придерживаться точки зрения А.Я. Лившица, согласно которой государству следовало бы в равной степени воздерживаться как от всеобщей национализации сферы высшего образования, так и от ее развития на чисто рыночной основе. В условиях развития и становления рыночного пространства наиболее эффективным представляется следующий вариант: государственные вузы функционируют с негосударственными, пользующимися государственной поддержкой в виде льготного налогообложения, финансирования фундаментальных исследований, субсидий.

Современная модель функционирования в общих условиях рынка предполагает исследование проблемы финансирования учебных заведений. Для ее рассмотрения целесообразно конкретизировать, что является предметом сделки в образовательной сфере.

В экономической литературе, в некоторых нормативных документах встречаются различные трактовки предмета и сторон рыночной сделки на рынке образовательных услуг. Например, было выдвинуто утверждение, что «субъектами рыночных отношений здесь выступают вузы и предприятия, являющиеся потребителями молодых специалистов». По сути дела, аналогичной точки зрения придерживались и разработчики нового нормативного акта в области платного образования, действительности развитие системы платного образования пошло по пути создания рынка образовательных услуг не на «выходе» системы (т.е. между вузом и предприятием), а на «входе» (т.е. между абитуриентом и его родителями, с одной стороны, и вузом с другой стороны). Иначе акты купли - продажи в исследуемой сфере в реальности происходят не между вузом и предприятием по поводу приобретения «молодого специалиста как товара», а между вузом и гражданином по поводу получения последним образовательной услуги как товара. «Даже в том случае, когда предприятие выступает спонсором и оплачивает обучение студента по контракту, реальным товаром является именно образовательная услуга, а не сам будущий специалист. Данное обстоятельство является одной из причин возникновения уникальной ситуации глубокого структурного и качественного спроса и предложения на кадры специалистов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что стереотипы поведения непосредственных потребителей образовательных услуг, их родителей не реагируют на экономический спрос.

Вузы в процессе управления и организации своей деятельности должны в первую очередь ориентироваться на качественную подготовку специалистов, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда, а значит учитывать реальные и перспективные требования указанного рынка, прогнозы отраслевого и территориального развития.

Рынки труда находятся в состоянии непрерывного изменения. Меняются потребности отраслей экономики в профессионально-кадровой структуре и уровнях подготовки специалистов, что ведет к значительному перераспределению рабочей силы между отраслями экономики, перетоку численности занятых из промышленности в сферу услуг. Очевидно, что динамичной модели социально-экономического развития территорий должна соответствовать адаптивная системы образования, быстро реагирующая на запросы рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. В таких условиях региональные системы профессионального образования призваны обеспечивать перспективные потребности экономики субъектов в профессиональноквалификационном обновлении кадров.

В последние годы наметился устойчивый рост выпуска специалистов в учреждениях профессионального образования, который составил для среднеспециальных учебных заведений - 101,5%, для высших - 209,5%. Современные молодые специалисты знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе эффективные информационные средства. Однако реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников образовательных учреждений. Около 40% выпускников выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, до 10% выпускников регистрируются в качестве безработных, при этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров.

Таким образом, необходимо проводить постоянный мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий региона, а также информации о причинах дисбаланса рынка труда, чтобы выпускать востребованных рынком труда специалистов с необходимой квалификацией, уровнем образования и пр. Получаемые в настоящее время отчетные, статистические и аналитические данные недостаточны для информационного обеспечения управления кадровым потенциалом. В частности, органы государственной статистики не формируют показателей дифференцированного учета работающих в разрезе профессий и специальностей.

Анализ состояния спроса и предложения на профессии разной квалификации и направленности показывает, что во многих регионах в настоящее время предложения юристов и экономистов превышает спрос в два раза, менеджеров разного уровня - в два-три раза. При этом значительно возрастает спрос на рабочие профессии промышленности и строительства, а потребность в инженерных кадрах уже в настоящее время в два раза превышает предложение.

В целом с 2010 по 2015 годы снижение численности занятых составила более 1120,8 тыс. человек. Вместе с тем за годы реформ структура занятости населения области приобрела черты, свойственные рыночному типу экономики. Это проявилось в увеличении доли работающих в сфере услуг и ее сокращении в производственном секторе. На большинстве предприятий отмечается положительная динамика постоянного персонала. Увеличилась потребность в работниках, заявленная предприятиями в службы занятости, значительно сократились масштабы неполной занятости.

Конкурс на вступительных экзаменах в государственных высших учебных заведениях Челябинской области по отраслевой специализации учебных заведений в динамике (на 100 мест подано заявлений о приеме)

Отрасли специализации

Промышленности

Строительства

Транспорта

Сельского хозяйства

Экономики

Здравоохранения

Образования

Искусства и кинематографии

Всего по ЧО

Спад промышленного производства в регионах России привел к снижению престижности инженерных и технических специальностей, сокращению потребностей предприятий и организаций в молодых специалистах и уменьшению объемов научно-исследовательских работ, которые постепенно наращиваются. Снижение жизненного уровня основной части население способствует сокращению миграции абитуриентов между регионами страны.

Согласно данным, приведенным в таблице, наблюдается увеличение конкурса на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения региона по всем отраслям специализации. Это обусловливается возрастающей потребностью населения в получении высшего образования и процессами, обеспечивающими повышение его доступности. Самый большой конкурс наблюдается при поступлении в вузы, отраслью специализации которых является строительство, причем если проследить данные в динамике, то можно сказать что конкурс по указанной специализации за последние годы увеличился практически в 2 раза. Если оценить экономическую ситуацию в строительной отрасли региона, то можно отметить увеличение объема капиталовложений, дальнейшее развитие положительных тенденций, наличие объективных предпосылок для дальнейшего повышения деловой активности в строительстве.

Уменьшился конкурс по специальностям права, что обусловлено перенасыщением рынка труда специалистов указанной квалификации. Отмечается постепенный рост конкурса на вступительных экзаменах по специализациям сельско-хозяйственной отрасли. Конкурс на остальные отраслевые специализации характеризуется стабильностью на протяжении рассматриваемого периода.

Распределение среднегодовой численности занятых по отраслям экономики (тыс. чел.)

Как видно из вышеприведенной диаграммы, численность занятых в промышленности Челябинской области занимает около 30% от всей численности занятых в промышленности ЮФО (529 и 1770 тыс. чел. соответственно).

Необходимо создание системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда, что позволит повысить уровень социально полезной отдачи системы профессионального образования, создаст условия для реструктуризации кадрового состава организации, профессионального и социального развития молодых специалистов, снизит уровень социальной напряженности на рынке труда.

Таким образом, на основе выше изложенного, можно выделить черты рынка образовательных услуг, которыми являются олигопольно - монополистическая структура, глубокая дифференциация по регионам по всем характеристикам, высокая эластичность спроса, наличие структурных диспропорций между подготовкой специалистов и потребностями в них на рынке труда, сокращение финансирования государственного сектора, отрицательная селекция институтов.

На деятельность рынка образования в функциональной взаимосвязи с рынком труда оказывают влияние три составляющие: национальная, отражающая развитие национальной экономики; региональная, отражающая влияние региональных факторов; отраслевая, отражающая развитие отдельных отраслей региона.

Формирование рыночных отношений инициирует развитие многоуровневой и непрерывной системы подготовки. Наряду с процессами регионализации происходят процессы горизонтальной интеграции - сотрудничества и взаимодействия вузов, расположенных как в рамках региона, так и за его пределами. Указанные процессы выделяют особый аспект конкурентных отношений в сфере образования.

Несмотря на представление рынка образовательных услуг в функциональной зависимости с рынком труда, указанные рынки развиваются обособленно, что требует выработки механизмов их взаимодействия, опосредованных социально-экономическими условиями локализованной территории, которые предопределяют выполнение функциональных задач образовательными учреждениями, предприятиями народно-хозяйственного комплекса, органов власти, посреднических структур локализованной территории.

Рынок образовательных услуг формируется в условиях, когда важнейшие элементы его функционирования - прием и выпуск специалистов определенных квалификаций - не приведены в соответствие с потребностями рынка труда, что изначально деформирует такие важнейшие параметрические характеристики рынка образовательных услуг, как спрос и предложение. В современных условиях ценовой фактор формирования спроса и предложения, как на общенациональном, так и на региональном рынке утрачивает свое преобладающее значение, приоритетным становится качество образования, как «точка соприкосновения» субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда.

Рынок образовательных услуг и рынок труда должны иметь общий вектор развития, опосредованный социально-экономическими условиями локализованной территории. В этих целях вузам необходимо активизировать деятельность по мониторингу социально-экономических процессов, исследованиям маркетингового характера, прогнозированию регионального развития. Вуз должен взять на себя функцию самооценки в русле выполнения социально-экономических функций. В выше охарактеризованном контексте представляется целесообразным исследование инновационных методов, форм и подходов к организации и управлению образовательной деятельностью в вузе, отвечающим современным условиям.

Т.А. Старовойтова

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ

В статье рассмотрено развитие рынка образовательных услуг, выявлены его особенности, проведен анализ понятия образовательная услуга. В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услугперед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем,связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Ключевые слова : вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.

Профессиональное образование в СССР формировалось в условиях централизации государственной власти, и все виды учебных заведений имели статус государственных.О высоком уровне образовательной системы социалистического периода свидетельствует множество признаков, основными, из которых являются:

Высокая оценка наших специалистов за рубежом;

Выход СССР на передовые позиции в ряде научно-технических исследований;

Мощное развитие таких наук как математика, физика и др.

Благодаря огромному вниманию к системе образования со стороны государства, во времена СССР образовательные структуры выступали как наиболее стабильные элементы государственной системы.Мало можно было найти областей, где труд был столь престижен и хорошо оплачивался. Свои функции государство осуществляло через жесткую систему планирования: оно делало системе образования плановый заказ на выпуск кадров определенных профессий и в определенных количествах. Советское высшее образование было практически идеальным для плановой экономики, действующей в СССР.

В 80-е годы прошлого столетия известные политические события, приведшие к распаду СССР, передвинули проблемы образования на задний план государственной политики Российской Федерации. Материально-технические базы образовательных учреждений устарели, а государство оказалось не в состоянии финансировать образовательные учреждения в тех объемах, которые были необходимы.

В 90-е годы образовательному сектору России приходилось жить в условиях, когда:

· происходило снижение реального внутреннего валового продукта в течение десяти лет;

· строились новые взаимоотношения бюджета центра и регионов, что привело кдестабилизацииисточников финансирования системы образования;

· увузов не хватало возможностей для удовлетворения спроса на подготовку специалистов, необходимых рыночной экономике.

Все это привело к ряду проблем: необходимости реструктуризации системы высшего образования в короткие сроки,какне соответствующую общим экономическим тенденциям; недостаточности и нестабильности финансирования системы образования и не соответствию навыков и знаний выпускаемых специалистов реальным запросам рыночной экономики.

Государство предоставило право образовательным учреждениям самим решать финансовые проблемы, путем оказания платных услуг. В статье 45 Закона «Об образовании», принятому в 1992 году сказано: «Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать платные дополнительные услуги…». Причем виды платных услуг учреждение определяет самостоятельно, фиксируя их в уставе. Это и явилось предпосылкой зарождения рыночных отношений в области образования.

В период становления этих отношений большинство образовательных учреждений, оставаясь в государственном секторе экономики, по инерции продолжало надеяться на заботу государства, скорую стабилизацию и прежнюю государственную финансовую поддержку. Эти условия нестабильности существенно подорвали уверенность преподавателей в завтрашнем дне, за несколько лет из вузов ушли способные и энергичные специалисты, а приток новых кадров не компенсировал их утрату.

Российское образование, начав переход к рыночным отношениям, не имело: ни теории образовательного учреждения; ни собственной экономической концепции развития; ни механизмов управления рыночными отношениями в образовании; и что не менее важно не имело корпуса менеджеров-профессионалов, отсутствовали инвестиционные и мотивационные механизмы.

Рынок- это экономические отношения, связанные с обменом товаров или услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена. На рынке образования товаром выступает образовательная услуга.

В сегодняшних экономических условиях невозможно дать однозначного определения и понятия образовательной услуги. Анализ отечественной литературы и периодики показал, что единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. А обобщенное определение представляется в следующей интерпретации: образовательная услуга - это экономическое благо в виде духовного продукта, который способен удовлетворить человеческую потребность в приобретении знаний, умений и навыков, то есть это - продукт, которым можно располагать для этих целей.

Но по своей социально-экономической природе образование является товаром общественным и наряду с наукой, культурой и здравоохранением относится к смешанному сектору народного хозяйства. Оно оказывает положительное воздействие на социально-экономические процессы в обществе: содействует повышению общей эффективности трудовых ресурсов страны, возрастанию их конкурентоспособности. В настоящее время не прекращаются дискуссии о сущности образовательной услуги. Но общее мнение все же сводится к тому, что образовательная услуга - это специфический товар, отличный от всех других видов услуг. Чтобы эту выявить эту специфичность кратко обозначимсущность понятия «услуга» вообще.

Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» . Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристики следующие:

· Неосязаемость. Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышатьили понюхать до момента приобретения.

· Неотделимость от источника. Услуга неотделима от своего источника, ее осуществление возможно только в присутствии производителя.

· Непостоянство качества. Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их производителей, а также от времени и места их оказания.

· Несохраняемость. Услугу невозможно хранить для последующей продажи или использования.

В этой связи А. Панкрухин выделяет ряд особенностей образовательных услуг как таковых:

· Они не осязаемы до момента их приобретения. Услуги приходится приобретать, веря "на слово". Чтобы убедить клиента сделать это, производители услуг стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: учебные планы и программы; информация о методах, формах и условиях оказания услуг; сертификаты, лицензии, дипломы.

· Услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их. Любая замена учителя, преподавателя, тьютора может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").

· Услуги непостоянны по качеству. Это связано, прежде всего с их неотделимостью от субъектов-исполнителей, а также с невозможностью и нецелесообразностью определения жестких стандартов на процессы и результаты оказания услуг. Непостоянство образовательной услуги имеет еще одну причину - изменчивость "исходного материала" - обучающегося.

· Услуги несохраняемы. Для образовательных услуг несохраняемость имеет две ипостаси. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объеме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательных услуг эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для них действует другая сторона несохраняемости - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит свою лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды.

Образовательные услуги,какилюбойтовар,реализуютсянарынке, которыйпонимаетсякаксовокупностьсуществующихипотенциальных покупателей и продавцов товара. Рынок образовательных услуг, в этомслучае, представляетсобойрынок,накоторомвзаимодействуютспросна образовательныеуслугисостороныосновныххозяйствующихсубъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций,государства) иихпредложениеразличнымиобразовательнымиучреждениями.Помимо производителейи потребителей образовательныхуслугвсоставучастников рыночных отношений в этой сфере входят широкиекругипосредников,включая службызанятости,биржитруда,органырегистрации,лицензированияи аккредитации образовательных учреждений, образовательныефонды,ассоциации образовательныхучрежденийипредприятий, специализированные образовательные центры идр.

Особенностьрынкаобразовательныхуслуг заключается также в значительном влиянии на него государстваиегооргановуправления.В частности к их специфическим функциям в сфере образования относятся:

Создание,поддержкаиукреплениеблагоприятногообщественного мнения, позитивного имиджа образовательных институтов;

Финансированиеобразованияипредоставлениегарантийдля долгосрочных инвестиций других субъектов в эту сферу;

Применение налоговых льгот и иных форм регулирования рынка целях развития приоритетных специальностей,формиметодовподготовки специалистов, а так же и образования в целом;

Лицензирование и аттестация образовательных учреждений, мониторинг качества услуг;

Информационное обеспечение образовательных учреждений и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что и сам рынок образовательных услуг имеет ряд особенностей, и не только в связи с уникальностью выносимого товара - образовательной услуги.

Современный рынок образовательных услуг вРоссиисложился за достаточнокороткийпромежутоквремени, и рыночные отношения в образовании только начинают приобретать цивилизованные формы.Предложение образовательных услугзапоследниегодысделало колоссальный скачок. Во многих случаяхсегодня оно дажепревышаетспрос. Поэтому в последнее время во главу угла ставится студент и его потребности в образовании. К студенту теперь все чаще относятся как к клиенту. И в условиях борьбы за студента (клиента) конкурентные отношения все в большей степени начинают охватывать рынок образовательных услуг. Соответственно вузы пытаются занять свое место в бизнесе.

Обострение конкуренции связано с появлением большого количества негосударственных вузов, которые ориентированы на подготовку студентов по профилю наиболее востребованных населением специальностей.

Кризисные явления в стране привели к более жесткой привязке населения к вузам своего региона. А количество выпускников школ в последнее время резко сократилось и в своем регионе его можно прогнозировать. И, наконец, абитуриенты начали интересоваться не только ценой, но и качеством образования в целом.

Миро­ вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи является доминирующей тенденцией современности, а следст­ вием этой тенденции — сближение, интеграция национальных систем образования. Россия участвует в международных проектах, активно обменивается учащимися, профессорско-преподавательским составом, а традиции и нормы мировой образовательной системынеизбежно проникают в наше образовательное пространст­ во.

В связи с формированием многоукладной образовательной системы и становлением рынка образовательных услуг перед высшими учебными заведениями страны возникает целый ряд проблем, связанных с необходимостью адаптации к жестким конкурентным условиям.

Сегодня отношение к образованию изменилось во всем мире. Высшее образование рассматривается как наиболее важный фактор в экономическом и социальном развитии. Человек, его знания, его способность принимать нестандартные решения в быстро меняющихся экономических условиях становитьсяглавной ценностью общества. И именно конкуренция способна стать своего рода рычагом, способным подтолкнуть высшее образование к качественно новому витку развития.

Вузам необходимо проводить оценку уровня конкурентоспособности и на ее основе разрабатывать стратегии повышения конкурентоспособности, а это требует проведения вузом постоянного мониторинга внешней среды в части содержания и структуры образовательных услуг. Такой мониторинг и будет являться базойповышения конкурентоспособности. Эта работа может быть осуществлена на базе стратегического управления вузом и вузы, которые смогут ее правильно и своевременно организовать в перспективе будут конкурентоспособны на рынке образовательных услуг.

Литература:

1. Волгин Н.А. Социальная политика: учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 734с.

2. Закон Российской Федерации "Об образовании", от 10.07.1992 N 3266-1, (ред. от 16.03.2006), КонсультантПлюс

3. Котлер Ф. Основы маркетинга: - М.: Прогресс, 1990. - 736 с.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем идополнительном образовании. Учебное пособие. М.: - Интерпракс, 1995, 240с.

5.Попов Е. Услуги образования и рынок // Российский экономический журнал. - 1992. № 6 - с. 43-49.

6.Сагинова О. В. Природа и характеристики образовательных услуг: // Маркетинг. — 2005. — №3 (82). — С. 53 — 63

7. Свиридов О. А. Теория и методология функционирования образовательных систем //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук Йошкар-Ола 2006]

8. Харитонов Д.Я. Финансирование системы образования.// Финансы и кредит. №27. 2007.с. 51


Ключевые слова: вуз, образовательная услуга, рынок образовательных услуг.