Начать малый бизнес в условиях санкций. Путин обяжет малый и средний бизнес спасать российскую экономику в условиях санкций западных стран Развитие бизнеса в условиях санкций

2014 год выдался довольно насыщенным на всевозможные политические события, которые, в итоге, привели к тому, что между странами (в основном, Евросоюз и США против России) начались экономические войны. И теперь мы имеем дешевеющую нефть, растущий как на дрожжах доллар, повышение цен на импортные (и даже свои) продукты на 15-20% и больше.

Понятно, что все развивается по спирали и это кризис сменится подъемом, надо просто пережить. Но вот что делать, если хочется заняться бизнесом в сегодняшних условиях санкций, но нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Ходите сюда, расскажем немного о том, что ожидается в будущем и чем заняться, когда вокруг экономический хаос.

Сегодня экономическая и политическая обстановки в России очень нестабильны. Ежедневное понижение цены на нефть, стремительно растущий курс доллара и евро, падающий курс рубля – все это показывает на неутешительные прогнозы в экономике.

Как отреагирует отечественный бизнес, какие перспективы развития или ликвидации его ожидают?

Геополитическая динамика

Внешнеполитические отношения усугубляют экономическое положение России. Стремительное увеличение цен, увеличение бюджетного дефицита, превышение спроса на рабочие места, значительное сокращение ВВП до 0,5% — обостряет положение нашего государства.

Но все ли так плохо? Многие специалисты видят в грядущем кризисе возможность России встать на новые рельсы и поднять экономику.

На протяжении уже многих лет на львиную долю экономики России оказывала нефтегазовая отрасль. Сокращение нефтяного экспорта и самой стоимости на нефть значительно сокращает федеральный бюджет. Так, российский экспорт состоит на 75% от продажи нефти, и это примерно половина федерального бюджета.

Не стоит и забывать о введенных Западом санкций, которые так же на данном этапе тормозят экономику. Вся эта кризисная ситуация может повлиять на социальную политику государства. При включённом режиме экономии будут отменены субсидии компаниям и гражданам, неблагоприятная ситуация будет и для всего бизнеса в целом.


К чему приведет дефицит бюджета?

Для того чтобы пополнить государственный бюджет не достаточно уменьшения расходов, так как бюджету для более стабильного положения необходимо постоянное его пополнение. Откуда государству взять это пополнение? Естественно, вся нагрузка ложится на налоговую политику. Государству ничего не остается как поднять налоговые ставки, ввести новые налоги.

С 2015 года вводится новая схема налога на недвижимость для физических лиц . Новый транспортный налог в стоимости бензина, в результате владельцы автомобилей будут платить за свое движимое имущество налоги неоднократно, это решение вызвало большой резонанс в обществе, но пересмотрению уже не подлежит. Политика государства постоянно пытается найти золотую середину, не убить налоговой нагрузкой бизнес и максимально выжать с него выплаты.

Для самих компаний повышение налогов может заставить руководство уйти в тень, и скрывать свои доходы, так как выжить в суровых экономических условиях весьма непросто. И большое сокращение работников и увеличение уровня безработицы – увеличит государственные расходы на социальные выплаты.

Еще один новый налог – налог с продаж (НСП), который составит 3%. Однозначно налог войдет в стоимость и ляжет на плечи самих покупателей, в результате повысится уровень инфляции. Положительная сторона – только увеличение государственной казны.

Кризис на благо развития экономики

Благодаря санкциям, введенным против нашей страны, и ответным действиям России, в экономике положен новый курс на ее развитие. Появился огромный стимул развивать сельское хозяйство, снизилась конкуренция на рынке. С одной стороны, производители могут выгоднее поставлять и продавать на рынке свою продукцию, с другой, она может оказаться менее качественной, чем ранее.

Изменения коснутся и банковской отрасли. Так, после того как зарубежные банки отказались выдавать кредиты российским банкам, это повлекло повышение кредитных ставок, что, в свою очередь, уменьшило процент закредитованности населения. Отсутствие у населения возможности оплачивать и рост общей задолженности перед кредитными организациями, заставляет банки предлагать более выгодные ссуды и выгодные условия капиталовложения, что в целом положительно повлияет на население.

Политика импортозамещения так же положительно оказывает влияние на экономику. Россия пользовалась услугами и товарами других государств по «исторической накатанности», что не давало выйти на рынок товарам более выгодных по цене. Сейчас страны, которые не приняли санкций против России, все больше и больше предлагают товарозамещение на более выгодных условиях.


Государственная поддержка

1 февраля 2008 года по инициативе В.В. Путина был создан Фонд национального благосостояния России, благодаря которому Россия достойно пережила мировой кризис 2008 года. Данный фонд продолжает работать и по сей день, многие эксперты надеются, что и в 2015 году российская экономика выдержит экономические потери. Естественно, полностью надеяться на такую помощь нельзя.

На стадии законопроектов у государства на вооружении множество программ развития: создание технопарков, введение налоговых каникул для некоторых отраслей, создание особых экономических зон, в которых будут налоговые льготы и свободные таможенные режимы.

Большинство экспертов не советует сильно ждать помощи от государства и советуют самостоятельно заниматься решением проблем. Отмечают, что государство, скорее всего, будет вести политику помощи уже существующим бизнес-проектам, а тем, которые находятся только на стадии бизнес- плана, предстоит как следует убедить государство вкладывать инвестиции в проект, либо искать других инвесторов.

Мнение других экспертов гласит, что государству при любых обстоятельствах не выгодно оставлять без внимания инновационные проекты, так как именно они двигают развитие экономики.

И все же, какую бы экономическую и политическую политику не вела Россия, предсказать результаты со сто процентной уверенностью невозможно. Но такому территориально большому государству пора перестать экономически зависеть от газонефтедобычи.

Нужно брать пример с Объединенных Арабских Эмиратов, которые за 30 лет со дня нахождения залежей нефти, смогли поднять экономику и в настоящее время полностью стать независимыми от нефтересурсов. Возможно, грядущий кризис заставит изменить приоритеты в развитии экономики и у России.

2. Как заработать на санкциях. Топ бизнес идей.

О создании новых рабочих мест и снабжении страны товарами собственного производства говорилось еще в 90-е годы. Сегодня высшие чиновники откровенно заявляют, что еще во времена экономических реформ прошлого века надо было вести работу над импортозамещением, да все никак не могли начать. А потом случился нефтедолларовый дождь, и про эту тему забыли вообще.

Сегодня все знают о событиях, происходящих в мире, в связи с чем, мы возвращаемся к теме импортозамещения. В условиях экономических санкций появилась возможность развивать внутренние сырьевые отрасли и зарабатывать на этом, создавая при этом новые рабочие места.

Комбикорм для рыб

После введения санкций все заметили резкое исчезновение красной рыбы с прилавков, даже повышение стоимости доллара не вызывало стольких отрицательных эмоций. Практически вся красная рыба поставлялась в Россию из Норвегии, где она выращивалась на фермерских хозяйствах.

В нашей стране организовать производство красной рыбы не составляет труда, и вскоре после исчезновения форель и семга вновь появились в продаже, но по завышенной цене до 1000 рублей за килограмм.

Все дело в том, что корм для рыб Российскими фермами тоже закупался в Норвегии, так как местных ресурсов недостаточно, а имеющаяся продукция низкого качества. То есть, для развития производства рыбного комбикорма в нашей стране на данном этапе существуют хорошие перспективы.

Русский фаст-фуд

В советские времена существовали так называемые «Закусочные», в которых люди предпочитали есть. Меню состояло из обычных бутербродов с колбасой или сыром, простых салатов и пельменей с супами. Такие заведения имели хорошую оборачиваемость при высокой торговой наценке.

Если перевести цены тех времен на наши деньги, то стоимость бутерброда равна 15 рублям, чай -7 рублей, пельмени одна порция -30 рублей. Без сомнений, заведение с такими ценами клиент будет посещать значительно чаще, чем Макдональдсы, где стоимость одного гамбургера превышает 100 рублей.

Открытие подобных закусочных в городах России однозначно приведет к хорошей прибыли, тем более что Макдональдсы возможно в скором времени вообще прекратят свою деятельность в связи с ужесточением санкций.

Молоко

Процесс импортозамещения необходимо начинать именно с производства молока в России. Как оказалось, около 80% потребляемого Россией молока, было импортным. В настоящее время именно открытие молочной фермы станет наиболее высокодоходным делом.

Инструментарий для нефтянки

В нашей стране для нефтехимической промышленности монтажниками использовалось оборудование, в частности трубопроводы, американского или европейского производства. Для данной промышленности наибольшее значение имеют не сами трубы, а их резьбовое соединение, которое в нашей стране якобы не могут производить высокого качества.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

И импорт таких труб был достаточно большими партиями. На самом деле российским инженерам вполне по силам спроектировать инструмент, не уступающий по качеству известным зарубежным производителям. А производством такого оборудования может заниматься малый бизнес, используя небольшие производственные мощности.

Приборы для трубопроводов

Так уж сложилось в нашей стране, что практически всю технику мы импортируем. Взять, например, трассоискатели. Российскими организациями закупалось только американское оборудование. Монтажники объясняют это тем, что зарубежные трассоискатели значительно лучше и быстрее находят подземные трубы, плюс удобная навигация и подключение к GPS.

Хотя, ни для кого не секрет, что советские конструкторы были самыми лучшими в разработках локаторов–трассоискателей. Наша страна и сегодня может отлично справиться с производством такого оборудования, самое главное закупить необходимые комплектующие хорошего качества. Это под силу и небольшим фирмам, специализирующимся на производстве промышленной электроники. Для наилучшего отслеживания координат местности поможет национальная система ГЛОНАСС.

Тепловизоры

Очень активно российскими электромонтажниками используются тепловизоры для обнаружения проблем на электросетях, также эти приборы помогают контролировать теплозащитные свойства зданий. Все тепловизоры поступали к нам из Европы, и теперь тоже оказались под действием санкций. На самом деле Россия обладает всем необходимым для запуска производства тепловизоров компактных размеров. До начала1980-х годов, советские ученые были первыми в этой научной сфере, наряду с немцами.

Говядина

Долгое время наша страна закупала говядину в Европе, так как это было выгоднее для нас. Российское же производство мяса крупного рогатого скота развивалось плохо. Сегодня на импорт говяжьего мяса из Европы наложены санкции, и цены резко подскочили.

Теперь этот продукт является дефицитным из-за отсутствия у большинства граждан возможности приобретать его. В России развитие животноводческих ферм поддерживается региональным правительством, так что сейчас самое время заняться производством отечественной говядины.

Сыры

Один из самых любимых продуктов практически любого россиянина оказался также дефицитным. На импорт сыров наложены санкции. Между тем, все импортные сыры производятся на частных фермах, как правило, небольших размеров, а все оборудование является типовым. У нас в России открывается отличная возможность запустить производство сыров, ферму желательно расположить там, где климат напоминает южноевропейский. Благодаря санкциям и здесь есть возможность заработать.

ГЛОНАСС-приемники

GPS-навигация пользуется большим спросом в России, чем можно воспользоваться. Приобретя национальный чип для шифровки и расшифровки, запустить собственную разработку и внедрение на отечественный рынок ГЛОНАСС-приемников. До этого времени все GPS-навигаторы собирались в Китае, все детали производили сами, кроме чипов, которые приобретались у производителей микроэлектроники.

Яблоки

Достаточное долгое время россияне употребляли в основном яблоки, завозимые из Польши. Так повелось еще со времен Варшавского договора, хотя отечественные яблоки считались всегда самыми лучшими и вкусными, взять хотя бы «Антоновку». Сегодня польские яблоки тоже оказались под запретом. Настало время исправлять ситуацию и возобновлять выращивание яблоневых садов.

3. Комментарии предпринимателей о том, как санкции влияют на бизнес

Первая волна мнений о положительных последствиях санкций против России прошла. Многие бизнесмены отмечают возможность появления серьезных последствий из — за всех введенных ограничений. Какие сферы экономики страдают в первую очередь? Как снова начать получать прибыль при существенном снижении дохода?

Прежде всего, страдают компании, чья прибыль зависит от валютного курса. Из-за резкого снижения курса рубля, фирмы, которые на производство тратят иностранную валюту, терпят значительные убытки, так как регуляторы рынка не позволяют резко увеличивать цену на готовую продукцию.

Следующая группа – компании, на которые наложены санкции по работе с определенными видами товаров или услуг. И наконец самая незначительная группа – люди- клиенты, попавшие в черный список, которые являются партнерами или клиентами компаний. В целом можно отметить, что санкции разного рода, пусть даже не значительно, тормозят бизнес и экономику.

По мнению Георгия Гаспаряна – основателя «Российского Клуба директоров» большие потери несут автопроизводители отечественного и зарубежного производства.

Автодилерским компаниям необходимо модернизировать свою деятельность и пытаться создать дополнительные пакеты услуг: например, автосервис, страхование, кредитование и другие.

Финансовые учреждения с государственным капиталом так же несут большие потери. Данные банки выдавали ссуды на развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня данная сфера заторможена.

Но как и у любого экономического явления санкции оказывают положительное влияние. После введения ограничительных мер высокий темп роста почувствовали юридические и консалтинговые предприятия. При ежедневном повышении курса доллара и евро, положительную динамику в продажах почувствовали отечественные производители импортозамещающей продукции.

Оборонительный комплекс России так же подвергся западным санкциям. С одной стороны, страна потеряла зарубежные активы и оборонительную продукцию, но с другой стороны освободила себя от станков числового программного управления – которые, по словам специалистов, являются военными шпионами.

Для выхода из сложившейся ситуации российскому бизнесу необходимо создавать внутренние ресурсы, научиться выживать со своей помощью, повышать профессионализм своих работников.

Самое время стране взять курс на развитие и модернизацию информационных технологий, тем самым помогать абсолютно всем отраслям и помочь России запустить компании собственного производства, не зависящие от иностранного капитала.

Несколько предпринимателей высказались на сайте Kontur.ru относительно того, как санкции влияют на их деятельность.

Павел Спичаков, генеральный директор компании «КИТ»:

Санкции влияют на наш бизнес опосредовано - через резкое повышение курсов евро и доллара. Компания как раз сейчас завершает крупную закупку оборудования в Европе, из-за резкого скачка валютных курсов эта покупка обошлась нам на несколько миллионов рублей дороже, чем мы планировали.

И это при том, что мы покупали евро на 5 руб. ниже рыночного курса, потому что застраховали курс покупки заранее. А вот если бы мы не зафиксировали верхнюю планку евро на старте проекта, то компания понесла бы существенные убытки, и под угрозой оказался бы не только проект, но и все наше небольшое ООО.

Вообще, любые скачки валютных курсов оказывают на нас негативное влияние: мы регулярно несем убытки из-за повышения стоимости закупаемых материалов для наших медицинских масок из-за рубежа. Также санкции повышают цену на европейские комплектующие и запасные части для производственного оборудования, сокращают доступность кредитов и повышают стоимость разных финансовых услуг и инструментов.

Производственные проекты, связанные с европейским оборудованием, будут теперь не просто дороже, но и ощутимо рискованнее. Я полагаю, что многие компании даже будут отказываться от новых проектов или переносить сроки их реализации.

Все это выльется в замедление развития бизнеса, сокращение числа новых высокотехнологических рабочих мест, потому что в ряде случаев заменить европейское или японское качественное высокоавтоматизированное оборудование на оборудование из других стран попросту невозможно.

Чтобы снизить влияние санкций, нужно иметь запас финансовой устойчивости, уменьшить зависимость от внешних кредиторов и банков, а также сократить импорт из-за рубежа. Например, мы много лет завозили из Китая резинку для ушной петли для медицинской маски. В прошлом месяце мы запустили собственное производство этой резинки. Теперь мы импортируем для наших медицинских масок из-за рубежа только фильтр, остальное закупаем в России и Беларуси или производим сами.

Денис Мазуров, генеральный директор компании Denis Cleaning:

Введенные санкции мой бизнес пока не задели. Возможно, в дальнейшем я почувствую это влияние. В целом, санкции сильно ухудшают общее финансовое состояние страны и ее жителей: сокращается глобальный товарооборот, снижаются иностранные инвестиции, падает средний уровень жизни в стране.

Евгений Дьяченко, создатель площадки Supl.biz:

Санкции, вероятно, приведут к общему спаду в экономике. Могут возникнуть проблемы с импортом техники, что очень сильно ударит как по оптовым/розничным продавцам (в том числе интернет-магазинам), так и по покупателям - вырастут цены. Это относится не только к бытовой технике, но и к промышленному оборудованию. Весь бизнес будет стремиться сократить расходы, а это, в первую очередь, негативно отразится на секторе B2B.

Снизить негативные последствия санкций помогут различные торговые площадки, устанавливающие горизонтальные связи между владельцами разных бизнесов. Например, наша площадка Supl.biz помогает компаниям найти новых поставщиков на замену импортных или получать услуги и продукты с экономией в 15-25%.

Ужесточение санкций - это хорошая возможность для отечественных импортозамещающих компаний увеличить продажи и развить свое производство.

Артем Субботин, создатель компании SoftBag:

Санкции коснулись нас только косвенно: наши партнеры и клиенты, обеспокоенные сложившимся положением вещей, просят зарегистрировать компанию за пределами России, чтобы иметь возможность продолжать сотрудничество. Меня беспокоит курс рубля по отношению к доллару и евро. Если рубль продолжит падать, нам сложно будет работать по старой схеме с клиентами в России и производством в Китае.

Нужно будет решать: либо мы работаем в России и переносим сюда производство и оборудование, либо переезжаем за границу и работаем и производим все там.

Василь Закиев, руководитель технопарка Navigator Campus:

Прямого влияния на технопарк и на наши компании нет. Сильнее всего санкции скажутся на крупном бизнесе, прежде всего, банковском и страховом секторе. А ответные санкции, наверное, на рознице. Негативно или нет, сложно сказать, но на прилавках станет больше отечественных продуктов.

Для высокотехнологичной разработки, которой мы занимаемся, все так же двояко: с одной стороны, внутренний спрос резко повысится, с другой - возможности импорта комплектующих и технологий из-за рубежа сократятся.

Руководитель производственной компании, импортирующей товар из США:

От санкций пострадать могут все предприниматели, везущие товары или сырье из США. Таких немного, но они есть. И наша компания из их числа.

Недавно у моих коллег, импортирующих американские напитки (газировку типа оригинальной пепси и кока-колы), «завернули» и отправили обратно их контейнер на таможне. Коллеги сказали, что теперь таможня придирается к документам и находит причины, чтобы не пускать в РФ товар из США. Об этом в отрасли стараются не говорить, потому что это может негативно отразиться на контрактах с дистрибьюторами и сетями.

Мы, конечно, найдем способ импорта продукции и сырья. Но ситуация ухудшается, и контрагенты могут посчитать сотрудничество с такими компаниями, как наша, слишком рискованным.

Могут сорваться хорошие контракты: торговые сети опасаются, что поставщик не сможет своевременно и в полном объеме поставлять продукцию.

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд проблем, тормозящих поступательное развитие в России малого предпринимательства:

  • -- сложная финансовая и экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
  • -- низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры, как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • -- негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей; -- неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне; -- слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе, в первую очередь, предприятия, функционирующие в сфере производства отечественных товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, стоимость которых постоянно растет. Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого бизнеса. Проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства опросы руководителей малых предприятий показали, что «свыше 80% участников опроса отметили, что они нуждаются в государственной поддержке своей предпринимательской деятельности, а 70% -- что им нужны надежные законодательные гарантии». Исследования свидетельствуют, что около 75% малых предприятий постоянно нуждаются в прямой финансовой поддержке со стороны Федеральных, региональных и местных органов власти, около 83% -- в предоставлении налоговых льгот, 57% обследованных малых предприятий -- в получении льготных кредитов для осуществления конкретных проектов. Основное противоречие современного положения малого предпринимательства в России состоит в том, что оно характеризуется высокой социально-экономической значимостью и одновременно относительно низким уровнем жизнеспособности. Это противоречие предопределяет необходимость его государственной поддержки. Необходимыми условиями развития малого предпринимательства в современной России являются: Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Второе условие -- необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры -- вплоть до введения налоговых каникул на первые два (адаптационных) года работы для новых производственно-инновационных, строительных, «офицерских», «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства -- медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Третье условие -- налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений Президента РФ. Четвертое условие -- активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего консервативного типа потребительского поведения. Государственная политика поддержки малого предпринимательства -- самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах: первый -- широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки; второй -- умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малых предприятий. Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающий следующие направления: -- «формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; -- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; -- установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности; -- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; -- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.». Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются: -- оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; -- финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; -- льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства и др. Меры государственной поддержки малого предпринимательства можно классифицировать следующим образом: это поддержка малого предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежат: соответствующий (федеральный, региональный, местный) нормативный акт органов представительной власти, который устанавливает основ такой поддержки; соответствующая (федеральная, региональная, местная) программа поддержки малого предпринимательства. В этих двух документах обычно содержатся как реальные льготы, так и указание органам исполнительной власти на разработку отдельных мер поддержки. В последнем случае сами льготы закреплены в нормативных актах органов исполнительной власти соответствующего уровня. Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малого предпринимательства условно можно разделить на те, что связаны с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, и иные льготы и преимущества, например упрощенная регистрация, льготное кредитование и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. В настоящее время основными источниками финансирования малого бизнеса, помимо собственных средств предпринимателей, средств их родственников и друзей, являются «прямая финансовая поддержка малого бизнеса со стороны государства, и банковское кредитование». Большинство экспертов отмечает невысокую эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса через Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который в настоящее время упразднен. Действовавшая система предусматривала перечисление средств из Федерального фонда в его региональные отделения, далее происходило прямое («точечное») финансирование отдельных предпринимателей. В результате прежняя редакция Федерального закона от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» не только устарела, но и во многом дискредитировала себя. Причина проста -- коррупция. Приближенные к органам распределения лица зачастую регистрировали малые предприятия, получали деньги, а потом искусственно банкротились, оставляя себе бюджетные средства. До реально действующих предпринимателей государственное финансирование доходило не часто. В результате государственное финансирование малого бизнеса в настоящее время свелось к четырем проектам. Первый проект -- создание бизнес -- инкубаторов. Бизнес-инкубатор -- это достаточно большие помещения, где размещаются малые предприятия. Начинающему предпринимателю выделяется в зависимости от потребностей 2-3 рабочих места либо небольшая комната. Как правило, один бизнес-инкубатор может вместить до 100 компаний. В первый год для них действует льготная арендная ставка, во второй год она повышается, а на третий компания должна выйти из инкубатора, а на ее место прийти другая. Субъекты РФ сами решают, где им создавать такие инкубаторы. Финансовая поддержка из федерального бюджета сводится к финансированию строительства или реконструкции здания, обеспечение связью, компьютерами и оргтехникой. Сам же объект находится в собственности субъекта РФ, и бремя расходов на его содержание несет собственник. Второй проект -- поддержка экспортно-ориентированного малого бизнеса. Если малое предприятие имеет возможность участвовать во внешнеэкономической деятельности, то его поддержка со стороны государственного бюджета выглядит следующим образом: -- «субсидирование процентной ставки, под которую малое предприятие получило в банке кредит под экспортный контракт в размере 50 процентов; -- компенсация 50 процентов затрат, связанных с оформлением выхода на внешний рынок, в виде стоимости сертификатов, лицензий, подтверждения соответствия; -- компенсация затрат на аренду выставочных площадей за рубежом в размере 75 процентов от стоимости аренды». На реализацию механизма компенсации в рамках этой программы исполнительной власти региона предоставляются субсидии. Она определяет орган, который будет выдавать компенсацию. Для ее получения предпринимателями предусмотрен заявительный порядок. Третий проект -- поддержка микрофинансовых организаций (кредитных кооперативов). Суть кредитных кооперативов состоит в том, что физические лица объединяются в такие кооперативы с целью кредитования друг друга на осуществление предпринимательской деятельности на основе взаимных поручительств. Государственная поддержка состоит в том, что бюджет компенсирует процентную ставку (не больше половины) для микрофинансовых организаций, так, чтобы стоимость кредита для конечного заемщика была несколько ниже. Четвертый проект -- поддержка малых инновационных компаний. Основными препятствиями в получении банковских кредитов малым бизнесом являются следующие обстоятельства: -- высокая степень риска; -- высокий уровень издержек. Высокая степень риска заключается в том, что малые предприятия зачастую не могут выплатить высокую процентную ставка по кредиту, у них отсутствует залоговое обеспечение, кредитная история, имеются трудности при составлении бизнес-плана и технико-экономического обоснования проекта. Высокий уровень издержек состоит в том, что затраты банка на выдачу одного крупного кредита значительно меньше, чем на сотню мелких кредитов. Применяемые в настоящее время модели экспресс -- кредитования также отличаются рядом серьезных неудобств для предпринимателей. «Во-первых, размер кредита, полученный экспресс-методом без предоставления залога, не превышает 30 000 руб. Во-вторых, более крупные суммы кредита можно получить только под залог, которого у предпринимателей зачастую нет, или же он не удовлетворяет банк». В результате, для того чтобы поддержать малый бизнес в процессе получения банковских кредитов, государственный бюджет должен нести финансовые потери. Государственная финансовая поддержка заключается в следующем: -- производится оплата структурам поддержки малого предпринимательства за разработку бизнес-планов и технико-экономических обоснований проектов для малого бизнеса; -- частично субсидируется процентная ставка по банковским кредитам; -- предоставляется залог в качестве гарантии возврата кредита. Подводя итог изложенному в этой главе можно сделать следующие выводы. Малый и средний бизнес занимает особое место в экономике многих стран, в том числе и России. В настоящее время разработана законодательная база по поддержке малого бизнеса, определены критерии, по которых предприятие отнесено к малому или среднему бизнесу. Этапы развития малого бизнеса в России показывают недостатки и преимущества развития малого бизнеса. В настоящее время малый бизнес имеет достаточное количество проблем, решать которые помогает государственная политика в области поддержки малого и среднего бизнеса.

В ходе ноябрьского раунда опроса «Индекс деловой среды РСПП» участникам были заданы дополнительные вопросы на тему последствий введений санкций для российского бизнеса. В анкетировании по данной теме приняли участие 55 компаний. 70,4% респондентов указали в качестве основного вида экономической деятельности «промышленность». Порядка 11% компаний принадлежат энергетическому сектору. Компании строительного сектора составили долю 9,3%, а компании сектора «транспорт и связь» - 7,4%. Большая часть респондентов (83,3%) относятся к категории «крупный бизнес», представители средних предприятий составили 7,5%, а субъекты малого предпринимательства - 9,2%.

48,1% компаний, принявших участие в опросе, считают, что экономические санкции оказывают влияние на деятельность предприятий. 38,9% отрицают влияние санкций на их компании, а 13% затруднились с ответом на данный вопрос.

Мы задали уточняющий вопрос, какие именно санкции влияют на деятельность организаций. Треть респондентов выбрали ответ «как санкции со стороны западных стран, так и ответные санкции со стороны России оказывают влияние на деятельность компаний», и две трети участников опроса уверены, что речь может идти о влиянии только санкций со стороны США, стран Европы и ЕС.

Введение санкций сказалось на экономических условиях ведения бизнеса по различным направлениям.

В ноябре наиболее критичным для российского бизнеса стал рост цен на сырьё, оборудование, комплектующие, связанный с введением санкций со стороны стран ЕС, США, Японии и других стран - об этом заявили 64,6% респондентов. 20,8% организаций отметили, что воздействие по данному направлению незначительно. В то же время 14,6% не испытывают на себе роста цен на сырьё, оборудование, комплектующие из-за санкций.

Снижение доступности кредитов оказывает воздействие на деятельность почти половины компаний-участниц опроса (48,9%), а 17% компаний отметили, что по данному направлению введение санкций оказывает воздействие незначительно или не в полной мере.

Об уменьшении инвестиций как последствии введения санкций заявило 35,4% организаций, на деятельность 27,1% компаний уменьшение инвестиций в связи с санкциями оказывает незначительное влияние.

Для 29,2% представителей бизнеса, принявших участие в опросе, негативным результатом введения санкций стала невозможность оснастить организацию новым оборудованием, технологиями из-за ограничения импорта товаров, работ, услуг. 35,4% респондентов ощущает воздействие санкций по данному направлению как незначительное, и то же число компаний не испытывают подобного воздействия на деятельность компаний.

18,8% респондентов указали, что значимым последствием, связанным с введением санкций, стало появление трудностей в работе со смежными организациями - получателями продукции/услуг, в случае 27,1% компаний такого рода трудности оказывают незначительное влияние на деятельность.

15% организаций, принявших участие в опросе, ощущают на себе воздействие запрета на поставку продуктов питания в Россию из США, Европы и других стран, о том, что это воздействие незначительно заявили 12,5% респондентов. 72,5% компаний не испытывают последствий для своих компаний из-за введения данного запрета.

Необходимость поиска новых контрагентов, изменение логистики поставок оказывает влияние на 14,6% организаций, 31,2% обозначили влияние такого рода как незначительное, и 54,2% компаний не видят для себя последствий по направлению необходимости поиска новых контрагентов, изменения логистики поставок.

Снижение спроса на выпускаемую продукцию / услуги компаний-участниц опроса связано с введением санкций, по мнению 12,5% респондентов; 27,1% организаций отметили влияние снижения спроса из-за санкций как незначительное. 60,4% отрицают такого рода последствий для своего бизнеса от введения санкций.

Прекращение сотрудничества в оборонной сфере как последствие введения санкций является значимым для 11,4% компаний, принявших участие в опросе, 6,8% организаций считают, что прекращение сотрудничества в оборонной сфере влияет на деятельность их компании в незначительной степени.

Прекращение сотрудничества в нефтегазовой сфере оказывает воздействие на 9,5% компаний-участниц опроса, на 19% компаний данное воздействие незначительно. 71,4% респондентов отрицают для себя воздействие введения санкций в нефтегазовой сфере.

Проблемы с экспортом продукции появились у 6,4% компаний-участниц опроса, 19,1% отметили вариант «не в полной мере или незначительно», у 74,5% респондентов таких проблем нет.

На вопрос существуют ли возможности импортозамещения в отрасли, где работают или планируют работать компании-участницы опроса 60% ответили положительно, соответственно, 40% выбрали отрицательный ответ.

По мнению более половины респондентов, указавших, что импортозамещение в их отрасли в принципе возможно, введённые санкции расширяют возможности для импортозамещения. 18,2% компаний уверены в обратном. 15,2% участников опроса не видят связи между процессом импортозамещения и введением санкций. Ту же долю составили компании, затруднившиеся с ответом на данный вопрос.

Для большинства организаций стратегия компании в условиях действия санкций заключается в оптимизации затрат предприятия без снижения выпуска продукции (объема деятельности/производства) - 78,3% респондентов выбрали этот вариант.

Четверть респондентов (26,1%) планируют расширить производство, а пятая часть участников опроса готовы переориентировать предприятие на выпуск иной продукции. Об интенсификации - увеличении выпуска продукции (результатов деятельности) без расширения производства как составной части стратегии компании в условии действия санкций заявили 17,4% респондентов, 13% компаний собираются снижать объём производства или оказания услуг.

19,6% организаций намерены изменить списочную численность работников в период действия санкций - сократить сотрудников. 17,4% компаний указали, что готовы изменить кадровую политику, а 15,2% собираются снизить размер «социального пакета».

В 10,9% организациях действует план антисанкционных мер.

Ключевым направлением по оказанию государственной поддержки, по мнению респондентов, являются программы по субсидированию инвестиционных проектов, модернизации и реконструкции производства (доля ответов 75%).

Программы компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам, льготное кредитование привлекают 62,5% организаций, принявших участие в опросе.

Более половины участников опроса (55%) указали в качестве наиболее востребованного вида поддержки со стороны государства снижение фискальной нагрузки, приостановку налоговых инициатив, связанных с введением налога с продаж, изменением порядка начисления социальных выплат в Пенсионный фонд и другие. Половина компаний заинтересованы в такой мере поддержки, как распространение льготы по налогу на имущество на увеличение стоимости при модернизации, реконструкции, объектов введённых в эксплуатацию до 2013г.

42,5% компаний считают, что поддержка должна осуществляться в виде установления на законодательном уровне льгот и преференций при реализации российскими предприятиями масштабных инвестиционных проектов.

Предоставление государственных гарантий по инвестиционным проектам востребовано в качестве меры государственной поддержки в условиях санкций чуть более третью компаний (32,5%).

Данный вопрос предполагал возможность множественного выбора ответов, поэтому сумма не сводится к 100%.

В условиях санкций и нестабильной макроэкономической конъюнктуры малый производственный бизнес имеет хороший шанс повысить свою конкурентоспособность за счет гибкости и ориентации на внутренний рынок. Однако часто меняющиеся правила игры, инфляция и недоступность кредитов не дают ему наращивать инвестиции и обороты, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в пилотном выпуске мониторинга делового климата в малых промышленных организациях

Первый выпуск мониторинга посвящен состоянию дел в малом бизнесе во II полугодии 2014 года и ожиданиям предпринимателей на I полугодие 2015 года.

Эксперты проанализировали мнения руководителей более 1000 малых промышленных организаций. Опрос проведен по заказу НИУ ВШЭ в октябре 2014 года АНО «Статистика России».

Несмотря на сложную макроэкономическую обстановку и внешнеэкономическую конъюнктуру, малый бизнес во втором полугодии 2014 года оказался в более выгодном положении, чем предприятия крупного и среднего бизнеса. Более того, он получил определенный импульс к развитию благодаря повышению своей конкурентоспособности. В условиях нестабильности стали выигрывать более гибкие и мобильные предприятия (это именно малый бизнес), которые имеют возможность быстро приспособиться к новым правилам игры, конъюнктуре и не зависят от спроса на внешнем рынке.

«К позитивным моментам, выявленным опросом, можно отнести мнения руководителей об увеличивающейся конкурентоспособности основного вида продукции на внутреннем рынке. При этом три четверти респондентов ожидают, что рост конкурентоспособности продолжится и в I полугодии 2015 года», – подчеркивается в мониторинге.

49% опрошеных руководителей малых предприятий заявили, что качество производимой продукции является основным фактором, стимулирующим их производство.

Вместе с тем неопределенность текущей экономической обстановки и общее снижение спроса повлекли за собой снижение инвестиционной активности и выпуска. Так, 71% руководителей малых производств констатировали недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке и увеличение производственных издержек. 66% руководителей отметили, что практически не осуществляют инвестиции.

В результате, только 11% предприятий имели практически полную загрузку производственных мощностей, а 8% руководителей малых производств зафиксировали в текущем полугодии улучшение экономической ситуации на своих предприятиях по сравнению с I полугодием 2014 года.

«Если почти три четверти руководителей малых предприятий в промышленности, мягко говоря, не очень понимают, что происходит в настоящее время с экономикой страны, то ждать от них управленческих шагов в сторону инвестирования, модернизации и внедрения инноваций вряд ли возможно», – отметили эксперты ЦКИ.

Ситуацию усугубили девальвация рубля, рост цен и затруднения в получении банковских займов. Около 40% бизнесменов сообщили, что ощутили рост цен на сырье и материалы. 60% предпринимателей пожаловались на низкий уровень доступности кредитов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом производственном бизнесе – во II полугодии 2014 года оказался «в минусе» и составил -9% (соответствующее помесячное значение ИПУ за этот период для крупных и средних промышленных предприятий, наблюдалось примерно на отметке -4%).

Авторы исследования предупреждают: постоянные стрессы, которым подвергается малый бизнес, а также изменения правил игры и госрегулирования, не могут дать возможность предпринимателям стать драйверами будущего экономического роста и увеличивать долю рынка. По данным Росстата, на I полугодие 2014 года доля малых предприятий составляла 16%, а их оборот не превышал 10% от оборота всей российской промышленности.

Руководители малых производственных компаний выделили топ-10 лимитирующих факторов для своего бизнеса:

  • рост цен на энергоресурсы – 75% руководителей;
  • неопределенность экономической обстановки – 72% руководителей;
  • недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке – 71% руководителей;
  • увеличивающиеся издержки на выработку конечной продукции – 71% руководителей;
  • существующий налоговый режим – 69% руководителей;
  • инфляционные ожидания – 68% руководителей;
  • процентные ставки по кредитам – 64% руководителей;
  • недостаток квалифицированного персонала – 62% руководителей;
  • высокие транспортные расходы – 57% руководителей;
  • объем финансовых средств – 56% руководителей.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович :

За всю более чем двадцатилетнюю постсоветскую историю существования институт малого предпринимательства пережил целую череду спадов и относительных подъемов. Каждый новый цикл, наполненный инициативами и проектами, давал малым предпринимателям очередные надежды на «большое будущее». Однако смена этапов происходила без очевидных структурных сдвигов в экономике в целом. В результате «затянувшееся взросление», протекая зачастую с захватывающими экономическими, институциональными и регуляторными изменениями, стало национальной специфической чертой становления российского малого бизнеса.

Текущее обследование делового климата малых производств за II полугодие 2014 года – лишь очередное подтверждение сложившейся ситуации. Совокупность имеющихся статистических данных свидетельствует о том, что динамика развития российских промпредприятий наполнена преимущественно неблагоприятными тенденциями, а перечень стресс-факторов указывает, что «малые» по-прежнему не услышаны.

Потолок возможностей для компаний будет по-прежнему ограничен множеством факторов, главными из которых остаются депрессивность реального сектора, как источника спроса, ограниченные материальные ресурсы, а также непредвиденные маневры законодательства.

Проблема не совсем легальной деятельности является одной из ключевых и достаточно масштабной для понимания специфики малого бизнеса. В частности, Госдума планирует обсудить поправки в Налоговый кодекс о введении сборов за определенные виды экономической деятельности.

Эксперименты с нормативной базой, особенно в сфере налогообложения, зачастую приводили к росту социальной напряженности и частичному уходу предприятий в неформальную экономику. В ходе опроса 86% руководителей сообщили, что, например, пересмотр налоговых ставок в сторону уменьшения окажется самым действенным регулирующим решением, способствующему выводу производств из тени.

Таким образом, именно сейчас важно понимать, что текущий момент в контексте основы формирования Новой экономики и, как следствие, ближайшего будущего для малых организаций, должен стать исключением из правил и началом нового цикла. Природа наблюдаемых экономических преобразований, особенно в части импортозамещения, как никогда, способствует переменам. В частности, подъем пищевой и легкой промышленности, оборонного комплекса уже в ближайшее время видится локомотивом малой промышленности в качестве основных импортозамещающих сегментов. Имеющийся потенциал и, главное, сильный российский предпринимательский дух, который удивительным образом позволяет им оставаться в бизнесе, несмотря на постоянные изменения правил игры, могут стать опорой для будущего индустриального развития России.

В июне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил: «Мы неоднократно говорили, чего-либо нового здесь нет: в санкционном обмене принцип взаимности - это основа нашего подхода. Россия, естественно, считает эти санкции необоснованными, незаконными, и мы никогда не были и не являемся инициаторами санкционных мер». Он добавил, что решение о санкциях против стран ЕС обосновано интересами российской экономики. 24 июня глава Минсельхоза Александр Ткачев назвал продление ответных мер «бальзамом на душу».

Процесс приспособления

Продление санкций было вполне ожидаемым, равно как и продление российских «антисанкций». Год назад многие считали, что никакие санкции стране не страшны. Однако с определенными сложностями все же пришлось столкнуться организациям, предпринимателям и гражданам.

В конце 2014 года банки, лишившись возможности кредитоваться на Западе, были вынуждены поднять ставки по кредитам внутри страны. Бизнесу пришлось непросто. Однако в последние месяцы ситуация с кредитованием стала налаживаться.


На заметку

100 млрд евро. Столько недополучили страны ЕС в результате обмена санкциями, сообщил «Коммерсант» со ссылкой на Австрийский институт экономических исследований WIFO.


«Надо понимать, что в целом мы имеем довольно сложную ситуацию в экономике - конъюнктура внешних рынков остается совсем неблагоприятной, рынки закрыты (если говорить о финансовых рынках)», - отметил 1 июля Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с Экспертным советом при Правительстве РФ. «Товарные рынки тоже ограничены и в ту, и в другую сторону - продолжает действовать режим санкций, действует и режим ответных мер, который введен по указу президента и решению правительства», - сказал глава кабмина.

По мнению некоторых чиновников, ограничение импорта должно дать импульс развитию отечественного производства. Но и здесь возникли определенные сложности.

Выяснилось, что подавляющее большинство оборудования на производственных предприятиях - импортное, и в условиях роста курсов валют (вернее, падения рубля), его ремонт и обслуживание становятся очень дорогими. Так что сейчас идет процесс приспособления российского бизнеса к работе в новых условиях и иногда, стоит отметить, он весьма продуктивен.

Государственная поддержка

Государство в непростых условиях старается облегчить положение коммерсантов. Для примера можно взять законопроект о запрете плановых проверок малого бизнеса на три года. Как сказано в пояснительной записке, данная мера будет способствовать развитию предпринимательства. Для развития МСБ делаются и другие шаги. Так, Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». И это очень отрадно, что власти поняли необходимость поддержки бизнеса в непростых экономических условиях.

Сейчас важно создать в стране условия, позволяющие гражданам иметь свое дело, развивать малое предпринимательство. Самое главное - для этого не потребуется ни колоссальных денежных вливаний, ни составления хитроумных и дорогостоящих программ, достаточно ослабить налоговый и административный пресс. И хорошо, что власти это поняли. Предпринимателям же можно посоветовать только одно - работать, пытаясь сохранить свой бизнес, клиентов, рабочие места для сотрудников, оптимизировать расходы, повышать производительность труда, одним словом, использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы стать лучше. Ведь, как утверждают чиновники, сейчас самое время для этого.

Стоит отметить, что 29 июня санкции против России ввела и Канада. Как сообщил МИД этой страны, решение о расширении санкций принято в связи с тем, что в правительстве Канады «придерживаются мнения, что действия РФ серьезно нарушают международный порядок и безопасность; эти действия привели или, по всей видимости, приведут к серьезному международному кризису». Чиновники сразу отреагировали на эту новость и предложили принять ответные меры. Так что «война» санкций продолжается.