Налоговые льготы предусмотренные малым предприятиям. Правила уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости

Минфин согласен частично освободить малые предприятия от налога на имущество исходя из кадастровой (рыночной) стоимости торгово-офисных помещений.

Как пояснили "РГ" в Минфине, такой вариант развития событий обсуждался на совещании в администрации президента РФ.

Отмена льгот с 1 июля 2014 года и с 1 января 2015 года для малых предприятий, "работающих" на едином налоге на вмененный доход и, соответственно, по упрощенной системе налогообложения (УСН) в торгово-офисных помещениях, взволновало общественные организации, защищающие права бизнесменов. По расчетам экспертов, малым предприятиям, причем, как собственникам, так и арендаторам помещений, из-за "кадастрового" налога грозят убытки. Тем более, при несовершенстве нынешней кадастровой оценки. Компенсировать же налоговое бремя можно будет только за счет конечных потребителей товаров и услуг, то есть повышения цен. Второй вариант - вообще закрыть бизнес. Эти перспективы "РГ" подтвердил руководитель центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства "Опоры России"" Иван Ефременков.

В Минфине думают по-другому. Владельцы крупных торговых и офисных зданий, для которых с января 2014 года был введен налог на имущество по кадастровой стоимости, начали спешно "дробить" свои объекты недвижимости на мелкие части.

"Поправки нужны не для увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес, а чтобы предотвратить уклонение от налога на имущество по кадастровой стоимости крупных владельцев имущества", - поясняют в ведомстве. Например, в Москве некоторые здания были сразу же переданы в собственность так называемому "малому бизнесу", организациям без больших доходов и применяющим специальные и упрощенные режимы налогообложения, чтобы освободиться таким образом от нового налога.

Вместе с тем, признают сейчас "недоработку" в Минфине - и это, кстати, консолидированное мнение участников обсуждения в администрации президента - для добросовестных малых компаний, на которые "не записывают" торговые и офисные центры в целях уклонения, можно было бы сохранить существовавшую до сих пор налоговую льготу.

Одновременно участники совещания сошлись и на том, что пока какие-то скоропалительные выводы делать рано, так как новые правила еще не заработали. Да и первых итогов взимания налога на имущество с кадастровой стоимости толком нет (всего три региона - Амурская, Кемеровская области и Москва воспользовалось своим правом и ввели его).

"Договорились по итогам 2014 года посмотреть, что происходит с малым бизнесом и уплатой налога на имущество по кадастровой стоимости, а потом определиться, нужно ли частично сохранить льготу для "малышей", - таков вердикт Минфина.

В ведомстве также озвучили более предпочтительный подход - запрещать переход на налоговые специальные льготные режимы тем предприятиям, налог с имущества которых исчисляется по кадастровой стоимости. Возможно, с ограничением по стоимости такого имущества. В "Опоре", между тем, предлагают установить минимальную площадь помещения в 1000 квадратных метров, владельцы которых - малые компании на налоговых спецрежимах - должны платить налог с кадастровой стоимости. Таких, кстати, по оценкам "Опоры" в России более 90 процентов и большинство из них владеет помещениями под небольшими семейными магазинами, кафе, ресторанами, парикмахерскими, автосервисами, уточняет Ефременков.

Что касается арендаторов, то установить для них вычет по площади будет проблематично или вовсе невозможно. "Тогда это точно приведет к разрастанию" теневых" схем ухода от налогов", - говорит Ефременков.

"Облагать новым налогом надо только используемые помещения, а склады, вспомогательные площади - нет, считает член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин.

У организации, зарегистрированной в Москве, находится в собственности административное здание, по которому налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. До 31 июля 2016 г. компания имела статус субъекта малого предпринимательства (выписка из базы данных субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы). С 1 августа 2016 г. организация не попала в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Имеет ли право она применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество в соответствии с п. 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64?

Пунктом 1 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» (далее - Закон № 64) предусмотрена льгота в отношении объектов недвижимоcти, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы организация являлась субъектом малого предпринимательства. В Законе № 64 нет указаний о том, что для получения льготы организация должна быть внесена в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр).

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства дано в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). К ним относятся компании, соответствующие условиям ч. 1.1 данной статьи.

С 1 января 2016 г. некоторые из этих условий изменились. В частности, это касается ограничений по численности и доходам. Сами числовые значения остались прежними: не более 100 человек и не более 800 млн руб. Однако если раньше с ними сравнивалась средняя численность работников за год и выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, то теперь - среднесписочная численность и доходы, определяемые в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах и суммируемые по всем налоговым режимам (п. 2, 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

С 1 июля 2016 г. действует новая ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ. Ей установлено, что теперь компании, удовлетворяющие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, включаются в реестр, который ведет ФНС России. В соответствии с ч. 4 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ при внесении организаций в реестр берутся показатели среднесписочной численности и доходов за предшествующий календарный год. Сведения вносятся ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе данных, имеющихся у ФНС России по состоянию на 1 июля текущего календарного года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ). В письме от 23.08.2016 № СА-4-14/15480 ФНС России разъяснила, что для формирования реестра использовались данные за 2015 г. Следовательно, если в 2015 г. среднесписочная численность и (или) доходы компании превысили установленные пределы, она в реестр не включается, так как не соответствует критериям субъекта малого предпринимательства.

Таким образом, организации надо проверить свои данные по среднесписочной численности и доходам за 2015 г. на их соответствие критериям ч. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. И если окажется, что они превышают установленные пределы, компания не вправе применять в 2016 г. льготу по налогу на имущество.

Последние поправки в налоговое законодательство наводят на мысль о полном реформировании этой сферы.

Того требует сложная экономическая ситуация в стране и стремление увеличить бюджетные поступления. Правительство идет по пути ужесточения собираемости обязательных платежей, поднимает налоговые ставки. И тут проще всего «прижать» владельцев недвижимости.

Правила оплаты для юридических и физических лиц

Имущественный налог находится в ведении регионов. В 2019 году, до 1 декабря, вносятся платежи за период-2018.

Физические лица

Заплатить налог придется любому человеку , в чьей собственности есть недвижимость, указанная в ст.401 НК.

Базой начисления признается кадастровая оценка по ЕГРН (ст. 403 гл.32). Обязательно учитываются законные пути уменьшения платежной суммы.

Юридические лица

Организации и предприятия всех форм также платят налоги. Все основные моменты этого отражает глава 30 НК.

Чтобы недвижимость попала в поле зрения налоговиков, требуются всего два условия :

А вот способ имущественного обладания у предприятия куда больше, чем у гражданина, начиная с привычной собственности и заканчивая непонятными порою для обывателя вариантами:

  • временным владением/распоряжением;
  • доверительным управлением, концессией;
  • и другими.

В целом налоговая система для юридических лиц значительно сложнее, чем «гражданские» правила. До настоящего времени многие объекты юридических собственников облагаются налогами по среднегодовой оценке.

Кадастр применим для следующего имущества:

  • административно-управленческие комплексы, торговые сооружения;
  • нежилые помещения с использованием под офисы, общепит или бытовое обслуживание;
  • недвижимость иностранных предприятий, работающих в РФ без представительств;
  • не балансовые жилые помещения (то же служебное жилье, к примеру).

Налоговая ставка имущественных платежей из кадастрового расчета находится в ведении местных органов власти, которые определяют точное значение ставки, согласно ст. 380.

Изменения в законодательной базе по данному вопросу

Громкие изменения определил ФЗ № 284 от 04.10.14 о дополнении Налогового Кодекса главою 32 «Налог на имущество физических лиц». В соответствие с п.1 ст.402 инвентаризационная оценка для исчисления недвижимости заменяется на кадастровую стоимость объекта. Фактически можно говорить о совершенно новом налоге на недвижимость.

Соответствующие поправки в законодательство начали действие 01.01.15. Тот год стал экспериментальной площадкой по отработке новых положений. Платежки за налоговый период-2015, обсчитанные по кадастровому принципу, собственники получили в 2016 г.

Для нивелирования недовольства граждан и более мягкого перехода к жесткой схеме «удовольствие» от роста налогов растянули во времени до 2020 года :

  • в предстоящие 5 лет ставки растут за каждый год на 20%;
  • применяются понижающие коэффициенты;
  • регионы подключаются поэтапно в зависимости от экономической обоснованности реформ (то бишь, платежеспособности населения и числа бюджетных «дыр»).

Основные направления ФЗ № 335, принятого в ноябре прошлого года, удивили тем количеством изменений, которые коснулись налогов на имущество. Довольно неприятным сюрпризом для многих явилось налогообложение для категорий лиц, выступающих плательщиками ЕНДС с 1 января 2018 года. Правило действует и в 2019 году. Если до этого момента перечисление было обязательным для организаций, работающих по общему режиму отчислений, ЕНДВ, УСН и по патентной форме, то теперь нововведения коснулись и производителей товаров сельскохозяйственной группы.

В то время как для организаций налог стал обязателен только на имущественные объекты, облагаемые кадастровой стоимостью, для тех, кто относится к категории плательщика НДС – он введен абсолютно по всем формам имущества, как движимого, так и недвижимого.

С этого года налоговая нагрузка вырастет не только в области ввода НДС, но и вводе бюджетных отчислений на все основные средства, не имеющие прямого отношения к сельскохозяйственной сфере.

Кроме того, новый закон регламентирует, что физические лица теперь будут отчислять 0,1% от кадастровой стоимости недвижимого имущества.

Ставки

Определены следующие величины:

Оценка имущества (рублей) Налог (%)
До 10 000 000 0,1
От 10 000 000 до 20 000 000 0,15
От 20 000 000 до 50 000 000 0,25
От 50 000 000 до 300 000 000 0,35
От 300 000 000 3
гаражи/машино-места 0,1
частное незавершенное строительство 0,3
прочая недвижимость 0,5

По замыслу тяготы новой системы в первую очередь почувствуют владельцы дорогостоящей элитной недвижимости. Повышение для собственников строений среднего класса и эконом не столь значительны.

Так считается. Однако на первом ценовом уровне самый широкий диапазон социальной принадлежности людей. В трехкомнатной квартире могут проживать семья, а в «однушке» – не требовательный к условиям бизнесмен.

Отметим, что приведенные в таблице ставки являются базовыми для регионов. На местах законотворческая власть вправе их изменять.

Как и ранее, в текущем году ставки увеличены в основном для собственников дорогостоящих объектов недвижимости, остальные категории владельцев жилья повышение практически не коснулось.

Виды объектов недвижимости

До изменений мы все платили налог за четыре категории «недвижки»:

Поскольку в последние годы в собственности граждан обозначились абсолютно новые формы владений, привычный список пополнился следующим имуществом (ст. 401) :

  • машиноместа;
  • дачи и подобные им постройки на участке;
  • объекты недостроя;
  • единый недвижимый комплекс (ЕНК) – включает несколько построек, объединенных технологически и по расположению в одну систему правоустанавливающими документами собственника (ст. 133.1 ГК РФ).

Регионы применения

Для граждан

В настоящее время большинство регионов перешло на новую налоговую схему – 61 субъект.

Процесс реформирования происходил так:

  1. С 2015 года схема запущена в качестве «пилотного» проекта в 28 регионах страны. Список «первопроходцев» открыли Бурятия, Ингушетия, респ. Коми, Забайкальский край, Удмуртия, Татарстан, г. Москва и некоторые другие регионы страны с приемлемым качеством жизни населения.
  2. На следующий год налоги по кадастру начали взимать еще в 21 субъекте. В 2017 году реформы пришли в Оренбуржье, Адыгею, в Карелию, в Астраханскую, Мурманскую, Орловскую и Тамбовскую области, в Еврейскую область и Чукотскую автономию.
  3. В 2019 году актуально действие программы в 57 регионах РФ. Список пополнил ряд крупных промышленных областей, где качество жизни населения на порядок выше.

Для юридических собственников

Здесь изменения не столь стремительны: в регионах не торопятся применять законодательные новшества.

Кадастровая стоимость для административных объектов, торговых и деловых центров по налоговым периодам применяется следующим образом :

  • 2015 – ввели 29 регионов;
  • 2016 – подключились 19 субъектов;
  • 2017 – список дополнили 8 местностей;
  • 2018 — список субъектов федерации, где изменения, принятые на законодательном уровне, вступили в силу и активно применяются, составляет 64 региона, что в 2,5 раза больше, чем в 2015.

Предоставление льгот и вычетов

В «бочке дегтя» есть «капля меда» – инициаторы новой схемы налога сохранили применяемые налоговые преференции.

Налогоплательщикам по-прежнему предоставляется возможность уменьшить налоговые расходы, а то и вовсе не платить.

Категории льготников

Статья 407 НК определяет круг лиц, полностью освобожденных от имущественных платежей.

В списке льготников:

  • всех категорий;
  • инвалиды детства;
  • граждане, пострадавшие от радиации после различных аварий на гражданских объектах;
  • лица, принимавшие участие в термоядерных испытаниях особого риска;
  • ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
  • члены семьей военнослужащих, погибших на службе;
  • представители творческих профессий в отношении объектов, используемых непосредственно в такой деятельности;
  • физлица – на хозяйственные постройки до 50 «квадратов», находящиеся на садово-огородных участках, под ИЖС.

Государство пресекает попытки переоформления недвижимости на льготника. Поэтому исключения предоставляется на один объект каждого типа недвижимости по выбору собственника. Если же он не делает этого, ФНС поможет определиться, но не в пользу льготника.

Таким образом, можно одновременно не платить за дом, квартиру и гаражный объект, но вот избежать платежей сразу за две квартиры не выйдет.

Налоговые вычеты

Уменьшить налоги может каждый путем снижения налогооблагаемой площади.

Вычеты предоставляются на такие типы недвижимости (в кв. метрах):

  • комнаты – 10;
  • квартиры – 20;
  • частный дом – 50.

Это общероссийские нормы. Муниципалитеты и власти городов с федеральным статусом вправе увеличивать вычеты.

На практике процедура осуществляется путем вычета из общей оценки кадастровое начисление за льготную площадь. Иногда применение вычетов приводит к отрицательному значению. Собственник может порадоваться: налоговая база считается равной нулю, и платить ничего не придется.

Порядок расчета

Кадастровая стоимость устанавливается субъектом с применением 135-го закона «Об оценочной деятельности».

Периодичность пересмотра :

Узнать актуальную стоимость можно на портале Росреестра через раздел справочной информации. Также можно обратиться к сервису налоговой службы. Но для этого понадобится кадастровый номер объекта.

Собственник не обязан считать налог на свою квартиру самостоятельно. За него это сделает налоговая служба и уведомит соответствующей квитанцией. Однако, в связи с последними изменениями, лучше заранее узнать сумму, которую предстоит выложить в бюджет.

Налоговый расчет по новой схеме проводится с применением формулы:

Н = (Н1*СК – Н2*СИ) *К + Н2*СИ

  • Н – итоговая сумма платежа;
  • Н1 – кадастровая оценка недвижимости;
  • СК – ставка по кадастру;
  • Н2 – инвентаризационная стоимость;
  • СИ – ставка инвентаризационного налога;
  • К – коэффициент.

Коэффициенты понижения : 2016 – 0,2; 2017 – 0,4; 2018 – 0,6; 2019 – 0,8. Собственники выходят на 100-процентную оплату по кадастру без понижения к 2020 г. , после чего платеж считается как умножение кадастровой стоимости на ставку за минусом налогового вычета.

Алгоритм вычислений:

  • определяем размер налога от кадастра;
  • считаем инвентаризационный платеж;
  • определяем разницу между этими показателями;
  • полученный результат умножаем на коэффициент понижения;
  • к итогу прибавляется инвентаризационный налог.

Пример

Рассмотрим перечисление в 2019 году за период 2018.

Данные объекта:

Определим налогооблагаемую базу стоимости: 2500000 * 50 / 30 = 1500000 рублей. Кадастровый налог равен 1500 рублей (1500000 * 0,1 / 100), инвентаризационный платеж – 250 рублей (250 000 * 0,1 / 100).

В результате собственник заплатит 450 рублей: (1500 – 250) * 0,2 + 250.

Порядок оспаривания оценочных действий

Массу вопросов вызывает кадастровая оценка . Часто показатель прилично завышен.

Особенно это касается домов старой постройки: 60-х и 70-х годов. Морально и физически эти строения устарели: амортизационный износ превышает половину их реальной стоимости. Но у государственной системы иное мнение: домик-то, оказывается, еще в цене. На практике продать дом за такие деньги не реально, зато налог получается внушительный. Несоответствия характерны и для более «молодых» объектов.

Поэтому логичен вопрос: можно ли оспорить кадастровую оценку недвижимости при ее завышении? Закон такую возможность предоставляет, но придется проявить настойчивость.

Предоставляется два способа :

  • обращение с иском в судебные инстанции;
  • комиссионное разрешение споров в местном подразделении Росреестра. Ознакомиться с порядком оспаривания можно на ведомственном сайте.

Другая возможная ситуация – ошибки в начислении платежа. Но их обнаружить сможет человек, осведомленный о порядке расчета налога и своих правах на применение льгот.

Восстановить справедливость не сложно:

  • направляется письменная претензия в подразделение ФНС по месту своей регистрации или через личный кабинет налогового портала. В обращении нужно перечислить ошибки в расчете, указать основания для предоставления льгот (если таковые есть). Завершается претензия требованием возврата переплаты;
  • представители ведомства обязаны дать письменный ответ;
  • при несогласии с отрицательным решением или если обращение проигнорировано, нужно идти в суд.

Налоги – платят, права — отстаивают

При введении кадастровой схемы имущественного налога инициаторы ссылаются на мировой опыт. Однако в российских условиях основная доля платежей придется на граждан с невысокими/средними доходами. Помните, от налога вас никто не освободит, а вот подойти к вопросу разумно по силам любому собственнику.

Новшества 2019 года

С 1 января 2019 года вступил в силу закон, подписанный Президентом РФ, которым теперь корректируется механизм исчисления налога по кадастровой стоимости (налог на имущество, земельный налог).

Отменяется коэффициент 0.8, то есть коэффициент будет доходить до значения 0.6 и увеличиваться не будет. Также изменения вводят ограничение в 10% в части увеличения суммы налога к платежу за прошлый год, кроме того они исключают возможность пересчета налога «задним числом», если корректировка не приводит к уменьшению платежа.

С 2019 года если налогоплательщик сумел доказать, что кадастровая стоимость была рассчитана неверно, то закон обязывает использовать при расчете налога измененную кадастровую стоимость именно момента, когда ошибочная стоимость начала применяться.

Ежегодное увеличение суммы налога на имущество, рассчитанной по кадастровой стоимости теперь ограничено 10%.

О новых правилах уплаты взносов за объекты недвижимости смотрите в следующем видеосюжете:

В соответствии с НК РФ малые предприятия могут применять следующие специальные налоговые режимы:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл.26.1 НК РФ);
  • упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ).

Кроме того, по относимым к региональным налогам налогу на имущество организаций и транспортному налогу законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования (ст.372, ст.356 НК РФ). А нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения по земельному налогу (ст.387 НК РФ, Письма ФНС РФ от 17.02.2017 г. №БС-4-21/2664@, Минфина РФ от 25.05.2016 г. №03-01-11/29777).

Льготы для плательщиков на УСН

Малые предприятия имеют право перейти на УСН с 1 января 2017 года, если по итогам девяти месяцев 2016 года доходы не превысили 59,8 млн рублей.

О переходе на УСН малые предприятия уведомляют налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на данный режим.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка составляет 6 %.

При этом законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка составляет 15 %. При этом законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков.

В большинстве субъектов РФ действуют пониженные ставки «упрощенного» налога для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Для того чтобы воспользоваться пониженной ставкой «упрощенного» налога, организации необходимо зарегистрироваться в данном льготном регионе и создать обособленное подразделение по месту осуществления фактической деятельности организации.

Распространенным условием применения льготной ставки «упрощенного» налога является ведение налогоплательщиком приоритетного для региона вида деятельности.

Например, Законом Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО пониженная налоговая ставка в размере 10% устанавливается для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:

  • обрабатывающие производства (кроме производства подакцизных товаров);
  • производство изделий народных художественных промыслов и ремесленных изделий;
  • строительство зданий и сооружений;
  • инновационная деятельность (деятельность в области научных исследований и разработок);
  • сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство;
  • здравоохранение, образование и предоставление социальных услуг;
  • жилищно-коммунальные услуги, предоставляемые населению;
  • услуги по организации внутреннего туризма, физической культуры и спорта.

При этом доля доходов от указанных видов деятельности в течение отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов от реализации товаров, работ, услуг (ст.2 Закона Челябинской области от 30.04.2009 г. №418-ЗО).

На сегодняшний день в ряде регионах пониженная ставка может применяться всеми категориями «упрощенцев», независимо от вида осуществляемой ими деятельности, наличия недоимки по налогам и прочих условий (например, Закон Тюменской области от 21.11.2014 г. №92).

Законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. А в случаях, предусмотренных п.3 и 4 ст.346.20 НК РФ, законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% (ст.2 Закона № 232-ФЗ).

Так, Законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя налоговая ставка может быть уменьшена на территориях соответствующих субъектов РФ для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в следующем порядке (п.3 ст.346.20 НК РФ):

  • на период 2015-2016 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 0;
  • на период 2017-2021 гг. налоговая ставка может быть уменьшена до 3 % в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом налоговые ставки могут устанавливаться в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности (п.1 ст.2 Закона №232-ФЗ).

ИП, применяющие УСН с объектом обложения «доходы» с 1 января 2015 г., вправе применять 0 ставку при условии принятия субъектами РФ соответствующего закона.

Для того чтобы воспользоваться льготой, ИП должен выполнить ряд условий:

  • предпринимательская деятельность должна осуществляться в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг;
  • ИП зарегистрирован впервые и поставлен на учет в ИФНС после вступления соответствующего закона субъекта РФ в силу.

НАПРИМЕР

ИП с объектом налогообложения «доходы» зарегистрирован в г. Пышма в декабре 2015 г. Законом Свердловской области от 20.03.2015 г. №21-ОЗ, вступившим в силу 23.03.2015 г., установлена налоговая ставка в размере 0% для впервые зарегистрированных налогоплательщиков - ИП, осуществляющих один или несколько из следующих видов предпринимательской деятельности, входящих в класс «Производство пищевых продуктов», «Производство текстильных изделий», «Производство одежды», в группу «Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках» в соответствии с федеральным законодательством, устанавливающим классификацию видов экономической деятельности и др.

Таким образом, ИП имеет право на налоговые каникулы (то есть на применение ставки 0%) при осуществлении одного из 31 видов деятельности, перечисленных в Законе Свердловской области.

Льготы для плательщиков ЕНВД

Для плательщиков ЕНВД ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода (п. 1 ст. 246.31 НК РФ).

С 1 января 2016 г. регионам предоставлена возможность снижения ставки единого налога с 15 до 7,5% (п.2 ст. 346.31 НК РФ). Такие благоприятные изменения предусмотрены Законом №232-ФЗ. Благоприятные изменения с 1 января 2017 г. произошли и в самом расчете ЕНВД.


Так, сумма ЕНВД может быть уменьшена на сумму перечисленных страховых взносов, оплаты больничных пособий за первые 3 дня и платежей на основании договоров добровольного личного страхования в пользу работников.

Такая поправка внесена Федеральным законом от 02.06.2016 г. №178-ФЗ в пп.1 п.2 ст. 346.32 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 20.02.2017 г. №03-11-06/3/9409). До 1 января 2017 г. сумму ЕНВД можно было уменьшить в пределах 50% только на страховые взносы, уплаченные за работников.

Льготы для плательщиков, применяющих патент

Оплата стоимости патента производится в следующем порядке (п. 2 ст. 346.51 НК РФ):

  • если срок действия патента меньше шести месяцев - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
  • если срок действия патента от 6 до 12 месяцев;
  • в размере 1/3 суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
  • в размере 2/3 суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.

ПСН применяется ИП наряду с иными режимами налогообложения в отношении видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.43 НК РФ. Например, в отношении:

  • услуг общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота;
  • производства кожи и изделий из кожи;
  • производства молочной продукции;
  • производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;
  • услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков - ИП, впервые зарегистрированных после вступления в силу льготных законов субъектов РФ (п.3 ст.346.50 НК РФ). При этом деятельность ИП должна осуществляться в определенной сфере: производственной, научной, социальной, а доля прибыли, полученной от осуществления данной деятельности должна составлять не менее 70% в общей величине совокупного дохода.

Например, Законом республики Башкортостан от 28.04.2015 г. №221-з для ИП на патенте предусмотрены налоговые каникулы на период с 11.05.2015 г. по 31.12.2020 г. Налоговые каникулы предусмотрены и для ИП, зарегистрированных в г. Москве и осуществляющих определенные виды деятельности в период с 25.03.2015 г. по 31.12.2020 г. (Закон г. Москвы от 18.03.2015 г. №10)

Льготы по налогу на имущество

Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости.

В отношении же имущества, налоговая база по которому определяется в соответствии со ст.375 НК РФ как среднегодовая стоимость (ст.375 НК РФ), данные налогоплательщики по-прежнему освобождены от уплаты налога на имущество.

Полностью освобождены от уплаты налога на имущество организации - плательщики ЕСХН (п.3 ст.346.1 НК РФ).

Субъекты малого предпринимательства, применяющие ЕНВД и УСН, освобождены от обязанности уплаты налога на имущество организаций в случаях:

  • если субъектом РФ не принят региональный закон в рамках ст.378.2 НК РФ;
  • объекты недвижимого имущества, указанные в пп.1 и пп.2 ст.378.2 НК РФ, не включены в Перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ о налоге (Письмо Минфина РФ от 19.03.2015 г. №03-11-03/3/14786).

НАПРИМЕР

Ст.4.1 Закона г.Москвы от 05.11.2003 г. №64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 300 кв. м площади объекта недвижимого имущества на одного налогоплательщика в отношении одного объекта по выбору налогоплательщика при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик-организация является субъектом малого предпринимательства;
  • налогоплательщик-организация состоит на учете в налоговых органах не менее чем три календарных года, предшествующих налоговому периоду, в котором налоговая база подлежит уменьшению;
  • за предшествующий налоговый период средняя численность работников налогоплательщика составила не менее 10 человек и сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника составила не менее 2 млн рублей.

Кроме того, по закону некоторых субъектов РФ, налогом по кадастровой стоимости могут облагаться принадлежащие компании жилые дома и помещения, которые не учтены на балансе в составе основных средств (Письма Минфина РФ от 06.02.2017 г. №03-05-05-01/6118, от 26.01.2016 г. №03-05-05-01/2969).

Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам МСП.

Малый бизнес в 2019 году — критерии определения

Лимиты доходов для субъектов МСП установлены в .

Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.

В 2019 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале: для гособразований, общественных и религиозных организаций и фондов — не более 25 % в сумме; для обычных юрлиц, в том числе иностранных, — не более 49 % в сумме; для юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений нет.

С 1 августа 2016 года функционирует , используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте ФНС. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы им воспользоваться, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП.

Почему реестр имеет значение? Потому что наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о вашем бизнесе или вы выяснили, что те сведения, которые есть, некорректны, не поленитесь отправить заявку и предоставить верную информацию.

Налоговые каникулы

Впервые зарегистрированные ИП могут «отправиться» в 2019 году на . Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса — с 1 января 2015 года. Налоговые каникулы, по мнению чиновников, должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.

Накануне 2019 года президент подписал , в соответствии с которым мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлевается еще на два года — до 31 декабря 2020 года. Проверок не избежать только тем, кто работает в сферах, где введен риск-ориентированный подход, и юрлицам и ИП, у которых до этого уже отбирали или приостанавливали лицензию, или если ранее вступило в силу постановление о назначении административного наказания за грубое нарушение КоАП РФ или же имели место дисквалификация или административное приостановление деятельности.

Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным планом проверок субъектов предпринимательства на 2019 год на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Региональные налоговые льготы

Такие льготы в 2019 году имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию лучше узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Проще всего воспользоваться поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах » на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Укажите регион — и вы автоматически попадете на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

Субсидии

Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в . В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.

Условия и порядок получения субсидии лучше уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других госструктур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей (с момента регистрации юрлица, ИП — не более двух лет), так и для более опытных бизнесменов.

Так, московский предприниматель может рассчитывать на компенсацию лизинговых платежей, компенсацию процентов по кредитам, компенсацию затрат на приобретение оборудования и др. На сайте Департамента обозначены условия, порядок процедуры и даже приведены бланки необходимых документов .

Кадровый учет

Закупки

Право льготной аренды получает победитель аукциона, но при условии восстановления объекта за свой счет. Ставка 1 руб. за кв.м в год начинает действовать после завершения реконструкции объекта и выполнения требований программы.

Важно также отметить, что с 3 июля 2018 года действует , который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.