Послереволюционная сатира. Сатира маяковского - особенности, описание и интересные факты

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на страницы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее страницах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

Традиции, заложенные русской классической литературой, были подхвачены в XX веке, особенно в первые годы после ре­волюции. Первым из советских сатириков следует, очевидно, назвать Маяковского, который называл сатиру «оружия любимейшего род». Еще до революции Маяковский написал не­сколько сатирических «гимнов» («Гимн ученому», «Гимн су­дье», «Гимн обеду» и др.), в которых в гротескно-иронической форме мнимой похвалы высмеивал социальные порядки старо­го общества, его науку, литературную критику, а главное – «сытых», довольных жизнью людей. «Я жирных с детства при­вык ненавидеть, / Всегда себя за обед продавая», – напишет о себе Маяковский. Эти же самые «сытые», довольные мещане стали основным объектом сатиры и в послеоктябрьский период творчества Маяковского. Вообще-то Маяковский писал сатиры на все те явления, которые противоречили его романтическому идеалу революции – белогвардейцы («Окна РОСТа»), дезерти­ры («Сказка о дезертире…»), вообще «буржуи» («Сказка о Пете и Симе»), бюрократизм («Прозаседавшиеся»), различного рода социально-нравственные уродства («Трус», «Подлиза» и др.). Но главным и наиболее ненавидимым объектом сатиры Мая­ковского был все-таки мещанин-обыватель, который умеет пре­красно приспособиться к любой власти, которому в коммуниз­ме важна не идея, а возможность устроить свое личное благополучие. Для Маяковского эта советская обывательщина страшна прежде всего тем, что она расплодилась повсюду, что она – не буржуи или белогвардейцы, которых можно убить или прогнать, а нечто, укорененное в самой советской системе. Об этой силе приспособления к любому режиму Маяковский с горькой иронией скажет: «Раньше жили своими домками – Теперь зажили своим домкомом». Мещанство для Маяковско­го – это своего рода психологическая контрреволюция, а в ес­тественном, в общем-то, желании людей обрести покой, уют, надежное, стабильное существование Маяковский видел при­знаки застоя, отступление от революционного духа, идеи, кото­рая требовала забвения личного ради неуклонного продвиже­ния общества в будущее. Поэтому наиболее сильное и глубокое сатирическое стихотворение Маяковского – «О дряни». Имен­но в нем дан уничтожающий и в то же время страшный образ пошлости, которая может подчинить себе даже коммунистиче­скую идею. Эмблема советского государства – серп и мо­лот – олицетворяющая для Маяковского высокую социаль­ную идею, становится… женской модой: «И мне с эмблемами платье: Без серпа и. молота не покажешься в свете!» Таким же символом пошлости, подчинившей себе все, выступает и коте­нок, который греется, лёжа на «Известиях». Да и вообще в жи­лье мещанина все по-правильному, не придерешься, есть даже портрет Маркса в алой рамочке, но надо всем торжествует сим­вол пошлости и мещанства: «оголтелая канареица». Вывод из стихотворения выглядит глубоко эмоционально мотивирован­ным: «Страшнее Врангеля обывательский быт. Скорее головы канарейкам сверните, чтобы коммунизм канарейками не был побит!»

Маяковский создавал сатирические образы не только в стихах. Его пьесы, в особенности «Клоп» и «Баня», – это об­разцы революционных сатирических комедий, где основной объект сатиры все тот же – мещанин, пытающийся приспо­собиться к коммунизму. Пафос сатиры естественно сочетался у Маяковского с пафосом романтики, стремлением к возвы­шенному коммунистическому идеалу.

Здесь искали:

  • сатира маяковского
  • сатира маяковского сочинение
  • сочинение на тему Сатира Маяковского

1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.

Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов

На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.

В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.

«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны — злая сатира. Герои его — унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:

Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!

Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:

Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.

Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.

Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех — это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи — обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.

Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:

Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.

Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:

На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.

И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину — образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:

Опутали революцию обывательщины нити —
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!

Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:

Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!

И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —
еще обидится правительство!

В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов — «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.

(по стихотворению «Прозаседавшиеся»)

Говоря о чертах, определяющих характер сатиры, М. Е. Салтыков - Щедрин писал: «Для того чтоб сатира была действительно сатирой и достигала своей цели, надобно, во-первых, чтобы она давала почувствовать читателю тот идеал, из которого отправляется творец ее и, во-вторых, чтоб она вполне ясно сознавала тот предмет, против которого направлено ее жало». Сатира Маяковского полностью удовлетворяет этим требованиям: в ней всегда ощущается тот общественный идеал, за который борется поэт, и четко определено то зло, против которого направлено ее острие.

Сатира Маяковского многообразна в жанровом отношении. От весьма своеобразного сатирического «гимна» в дореволюционной поэзии он пришел к веселой остроумной карикатуре с присущей ей тенденцией к сатирическому образу-маске, широкому использованию гиперболы в поэзии послереволюционной. В 20-е годы в стихах о загранице Маяковский обращается к жанру лиро-эпического, сюжетного стихотворения, в котором часто присутствует сатира. Много и настойчиво работает поэт и в жанре стихотворного сатирического фельетона. Этот жанр, наметившийся в поэзии Маяков ского уже в начале 20-х годов, наибольшего развития достигает в последний период его творческого пути. К этому жанру можно отнести его сатирические стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся». Центральные темы сатирического творчества поэта - мещанство и бюрократизм. Если в стихотворении «О дряни» обличается мещанство, то в стихотворении «Прозаседавшиеся», написанном год спустя, впервые сатира направлена против бюрократизма. И хотя проблема «бюрократизма» впоследствии нашла отражение во многих произведениях Маяковского, стихотворение «Прозаседавшиеся » осталось одним из лучших образцов сатиры Маяковского на эту тему.

Особенность стихотворения «Прозаседавшиеся» в том, что в нем не выведен конкретный образ бюрократа, но зато есть обобщенная картина заседающих бюрократов. Сатирический эффект в стихотворении создается постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает его сатирическое звучание:

Чуть ночь превратится в рассвет,

Вижу каждый день я:

Кто в глав,

Кто в ком,

Кто в полит,

Кто в просвет

Расходится народ в учрежденья.

А вот сатирическое звучание второй строфы уже не вызывает сомнения:

Обдают дождем дела бумажные,

Чуть войдешь в здание:

Отобрав с полсотни -

Самые важные! -

Служащие расходятся на заседание.

Для Маяковского бюрократизм всегда будет означать слепую власть бумажки, циркуляра, инструкции, которая употребляется в ущерб живому делу. Не случайно «В стихах о советском паспорте » поэт столь резко выразится о бюрократической бумажке («к любым чертям с матерями катись любая бумажка…»). Образ «бумажного дождя», намеченный в «Прозаседавшихся», в этом отношении весьма примечателен и будет продолжен в целом ряде последующих произведений поэта. Однако в этом стихотворении этот образ не получает развития, ибо Маяковского здесь интересует другое - заседательский раж бюрократов. Неверно было бы полагать, что Маяковский берет под сатирический обстрел заседания вообще. Речь идет о бюрократических заседаниях, которые в полном соответствии с сущностью бюрократизма живое дело подменяют разговорами, решениями, резолюциями, да и сама тематика этих заседаний, собраний, совещаний надуманная. На протяжении всего стихотворения поэт подчеркивает явно бюрократический, архиформальный характер проводимых заседаний:

Товарищ Иван Ваныч ушли заседать -

Объединение Тео и Гукона…

…Заседают:

Покупка склянки чернил

Губкооперативом…

Проситель, обивающий пороги этого учреждения «со времени она», чтобы взять аудиенцию у одного из его работников (некоего Иван Ваныча), никак не может его застать на месте, ибо неуловимый Иван Ваныч постоянно на каких-то заседаниях. Маяковскому самому пришлось столкнуться с бюрократической волокитой, когда он попытался (за год до создания «Прозаседавшихся ») опубликовать в Госиздате пьесу «Мистерия-буфф». В своих заявлениях в комиссии, в отделы, в некоторых письмах того времени Маяковский рассказывает, как ему пришлось столкнуться с «бюрократизмом в чистом виде», с «бюрократизмом, смешанным с издевательством», он пишет о том, что «обивал пороги головы». Конечно, в «Прозаседавшихся» эти биографические факты предельно обобщены, но их нельзя не учитывать.

Четыре раза за день взбирается несчастный проситель на «верхний этаж семиэтажного дома», но так и не может застать Ивана Ваныча. Каждый раз он слышит один и то же ответ: «Заседают». Но главное не в том, что Иван Ваныч заседает, а в том, на каких заседаниях он проводит свое служебное время, так как именно в этом выявляется бюрократическая сущность «прозаседавшихся». Уже после первой попытки встретиться с Иваном Ванычем проситель слышит, что Иван Ваныч «ушли заседать» на «объединение Тео и Гукона». Только в мозгу отъявленного бюрократа могла родиться мысль объединить столь различные по своему характеру учреждения, какими является Театральный отдел Главполитпросвета (ТЕО) и Главное управление коннозаводства при Наркомземе (ГУКОН). И Маяковский, опираясь на реальный факт (в 1921 году бывший заведующий ТЕО режиссер С. Н. Кель был назначен на работу в… Гукон начальником отдела коннозаводства), идет дальше, заставляя бюрократов вообще ставить вопрос об объединении этих несовместимых учреждений и тем самым добиваясь остросатирического эффекта.

В четвертый раз, уже «на ночь глядя», приходит проситель в учреждение и узнает, что таинственный Иван Ваныч на этот раз «на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». В этой абракадабре - высмеивание любви к сложным аббревиатурам, характерной для двадцатых годов.

В конце концов «взъяренный» посетитель, «дикие проклятья дорогой изрыгая», врывается, доведенный до белого каления, на заседание и видит «страшную картину» - сидящие половинки людей, ибо «поневоле приходится раздвояться. До пояса здесь, а остальное там». Фантастическая картина заседания бюрократов, где сидят «людей половины», - это, конечно, тот же гротеск, построенный на буквальном понимании выражения «разделиться пополам», «раздвоиться». Как ни фантастична нарисованная поэтом картина, она лишь подчеркивает реальность - заседательскую суетню бюрократов. Сатирический эффект усиливается еще и тем, что «взъяренному », метущемуся от «страшной картины» герою противостоит «спокойнейший голосок» секретаря:

Они на двух заседаниях сразу.

Заседаний на двадцать

Надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться…

В заключительной строфе подводится итог всего стихотворения. «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний» - эти строки приобрели поистине всенародную известность, они применимы ко всякого рода бюрократическим заседаниям. Прочно вошел в русскую разговорную речь и неологизм Маяковского «прозаседавшиеся».

Современность сатиры В.В. Маяковского

Отношение Маяковского к миру всегда было чисто полярным, всё делится на чёрное и белое, полутона почти отсутствуют. «Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь» – вот лейтмотив творчества поэта. Именно эта ненависть к «мертвечине» ярче всего проявляется в сатирических произведениях. При этом Маяковский предельно чёток в разграничениях, последователен и гиперболичен, то есть, способен преувеличивать и доводить предмет сатиры до абсурда.

Второй причиной того, что поэт уделяет огромное внимание написанию сатирических произведений, является безусловная вера Маяковского в силу слова («Я знаю силу слов, я знаю слов набат…»). Поэту всегда было свойственно желание заставить читателя изменить себя и мир. Следствием этого являются прямые постоянные обращения к читателю и стремление Маяковского к общедоступности его сатиры (известно, что его стихи печатались даже на конфетных обёртках), лёгкость тиха, ритма и рифмы.

В своей статье «Как делать стихи» Маяковский указывает, что писать те или иные стихи его побуждает «творческая необходимость, социальный заказ». Поэт ощущает опасность того или иного явления, необходимость его искоренения. Отсюда – поразительная злободневность стихов Маяковского, материал для которых брался непосредственно из жизни. А потому темы и образы сатиры в разные периоды творчества поэта различны.

До революции поэт считает мёртвым весь мир, и поэтому весь мир становится объектом высмеивания. Маяковский постоянно эпатирует публику, дразнит её, отсюда – постоянный вызов толпе в названиях стихотворений («Нате!», «Вам!», «Эй!»).

Маяковский переосмысливает само искусство сатиры, вводит новые приёмы и переиначивает использование старых. Поэт снижает жанр гимна («Гимн обеду»), широко использует метафору («Легко ли критикам наше бельё ежедневно прополаскивать в газетной странице?»), искажённые цитаты (Мысль одна под волосица вложена: «Причёсываться? Зачем же?! На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно…»).

После Октябрьской революции происходит перелом в творчестве Маяковского. «Я с теми, кто вышел строить и месть в сплошной лихорадке буден…» - провозглашает поэт и посвящает свою поэзию революционной борьбе.

Аудитория сатиры Маяковского – 150000000. Отсюда – появление главных её качеств – простоты и доходчивости, основными жанрами становятся жанры народные – частушка, песня, сказка. Стихотворения, как правило, строятся по одной схеме: общие соображения по теме стиха («Хоть пока победила крестьянская рать, хоть пока на границах мир, не время ещё в землю штык втыкать, красных армий ряды крепки!»); предмет сатиры («Кто из вас не крещёным огнём, кто считает, что шкурнику лучше? Прочитай про это, подумай о нём, вникли в этот сказочный случай»); фантастическая сказочная история, имеющая реальную основу; печальный конец героя сатиры и предостережение читателям («Бабу видели мою, наши обыватели? Не хотите в том раю сами побывать ли?»).

В период с 1919 по 1922 год идёт работа Маяковского в окнах РОСТа, которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и навыки.

В 1921 году выходит стихотворение «О дряни»: Слава, славе героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. Теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества Маяковского. Бури утихомирились, «и вылезло из-за спины РСФСР мурло мещанина». Мещанство у поэта – это не сословие, а нравственная категория. После отступления опасности на фронтах наибольшую опасность начинает представлять собой быт. Мещанин очень легко усваивает советскую атрибутику, символы («И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете!»), на стене у него портрет Маркса, котёнок греется, «на «Известиях» лежа». Для Маяковского обыватели мертвы, и поэтому он использует приём оживления вещей – портрет оказывается живее настоящих людей.

Итак, «мещане» и «обывательщина», по мнению поэта, являются первым врагом республики. Второй враг, безусловно, бюрократия, опасность которой Маяковский увидел сразу после революции (в автобиографии «Я сам» в главе «Октябрь» он записал: «Начинают заседать»). В 1922 году поэт пишет лейтмотивное для этой темы стихотворение «Прозаседавшиеся». Сам факт постоянных заседаний там доводится до абсурда («Поневоле приходится раздвоятся. До пояса здесь – остальное там»). В конце, как обычно, даётся вывод- -указание к действию: «О, хотя бы ещё одно заседание относительно искоренения всех заседаний!» Тема бюрократии развивается также в стихах «Бюрократиада», «Анчар», «Фабрика бюрократов».

Кроме главных вышеуказанных пороков нового общества Маяковский критикует религию, взяточничество и многие нравственные пороки людей: ханжество, трусость, сплетничество. Сатирические произведения поэта – это всегда деятельный призыв к искоренению недостатков.

Большое количество стихотворений Маяковского является сатирой на бесчеловечный дух наживы в капиталистическом обществе (циклы «Стихи об Америке», «Париж» и прочие.). Маяковский высмеивает мещанство в различных аспектах советской и западной жизни, делая выводы в пользу своей страны.

Сатирические темы затрагиваются и в ряде драматических произведений автора. Маяковский по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию. «Мистерия-буфф»,- сатира на старый мир, пьеса «Клоп» направлена против мещан, «Баня» – пьеса о бюрократах. Все они злободневны, остры, сатирический эффект достигается за счёт преувеличения недостатков и введения элементов фантастики.

Всё сатирическое творчество Маяковского отчётливо ориентировано на будущие. Уверенность поэта в том, что Россия избавится от всего дурного и что его произведения могут этому помочь.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.