Приказ о проведении служебной проверки глонасс образец. Порядок проведения служебной проверки в органах, организацияx и подразделениях МВД — Российская газета

При обнаружении каких-либо нарушений на предприятии бывает необходимо выяснить различные обстоятельства допущенного проступка и определить виновных лиц. Такая процедура называется служебным расследованием и регулируется нормами закона о труде.

Понятие «служебное расследование»

Служебное расследование – это своеобразная совокупность применяемых мер по сбору, анализу и проверке сведений о проступке с целью выявления вины работника, а иногда и установления виновного лица, если сразу это неизвестно.

По ст. 21–22 ТК РФ при подписании трудового договора стороны приобретают права и обязанности. Работодатель вправе привлечь сотрудника к ответственности за нарушения. Но сначала требуется установить, что именно он совершил проступок и действительно присутствует его вина.

Распространенные нарушения, по которым проводятся расследования:

Неисполнение трудовой функции;

Нарушение должностных обязанностей согласно инструкции;

Причинение материального ущерба.

Этот перечень не является закрытым, на практике может возникнуть и любая другая ситуация, при которой потребуется проведение служебного расследования.

Когда при нарушении выявлен факт преступления, к примеру, воровство, по завершении служебного расследования руководитель дополнительно может сообщить о нем в правоохранительные органы.

Проверка и изучение материалов сопровождается оформлением специальной документации, чтобы впоследствии у работодателя была возможность отстоять свою правоту.

Служебное расследование по Трудовому кодексу: алгоритм

Порядок действий при осуществлении расследования:

1. Создание комиссии и издание приказа. Обычно в комиссии состоит не меньше 3 человек: например, юрист, экономист и кадровый работник.

2. Непосредственная работа комиссии с изучением всех сторон дела, сбором доказательств, опросом свидетелей и т.д.

3. Если известен виновный сотрудник, он пишет объяснительную записку.

4. Подготовка акта расследования и его подписание всеми участниками разбирательства.

При расследовании устанавливаются обязательные моменты, без которых взыскание ущерба невозможно:

  • причинен ли фактический ущерб и в каком размере,
  • наличие материальной ответственности по статье 239 ТК РФ,
  • присутствие виновных действий или бездействия работника,
  • наличие связи между действиями (бездействием) работника и наступившими последствиями.

Фактически, служебное расследование – это непосредственная процедура изучения материалов дела, которые доказывают виновность нарушителя.

Приказ о проведении служебного расследования: образец

Стандартный образец приказа на служебное расследование в отношении работника отсутствует. Составлять его допускается в удобной форме. Он должен включать обязательные пункты:

Название фирмы и ее организационно-правовой формы;

Краткое описание – «о проведении служебного расследования»;

Описание обстоятельств, по которым требуется провести служебное расследование на предприятии;

Состав комиссии;

Период проведения расследования;

Подпись руководителя;

Печатают приказ о проведении служебного расследования на фирменном бланке компании. С ним под подпись должны ознакомиться все заинтересованные лица.

Образец приказа о служебном расследовании

Акт о проведении служебного расследования: образец

Нормативные акты не устанавливают конкретный образец акта служебного расследования. Однако, он должен содержать обязательную информацию:

Название, дата и место составления документа;

Состав комиссии;

Информация о лице, по поводу которого проводилась проверка;

Обозначение цели проведения расследования;

Обстоятельства, выявленные при проведении проверки;

Решение о виновности либо невиновности работника.

Дополнительно акт служебного расследования содержит опись документальных доказательств, запрошенных и полученных во время расследования. В завершении документа ставятся подписи комиссии, виновного лица и дата его ознакомления с актом.

Правильно проведенное расследование позволит организации защитить свои права при возможном обращении виновного в проступке сотрудника в высшую инстанцию.

Служебные расследования на предприятиях встречаются не так уж и редко. Толчком к этой процедуре служит отдельный документ под названием «Приказ о проведении служебного расследования», написанный в результате возникновения в организации какой-либо нештатной ситуации.

ФАЙЛЫ

Что может стать причиной для расследования

Должностная инструкция любого работника содержит раздел, в котором прописывается ответственность за те или иные нарушения. Обычно здесь есть пункты о:

  • причинении ущерба компании,
  • порче товарно-материальных ценностей,
  • несоблюдение трудовой дисциплины,
  • халатное выполнение трудовых функций,
  • разглашение коммерческой тайны и т.п.

Все эти проступки могут повлечь за собой достаточно серьезные последствия для организации и стать причиной служебного расследования. И если это случилось, то внутреннее «следствие» поможет установить истинную причину происшествия и определить степень виновности того или иного сотрудника.

Порядок проведения расследования

При некоторых видах правонарушений проведение расследования является обязанностью работодателя, в других же случаях оно является добровольной инициативой руководителя. Если такое расследование не провести, то сотрудник в дальнейшем сможет обжаловать дисциплинарное наказание, которому был подвергнут.

Однако процедура расследования достаточно трудоемкая и ответственная, поэтому для нее отдельным приказом назначается специальная комиссия. Основная ее задача: выяснение обстоятельств случившегося, беседы с предполагаемыми виновниками, установление степени их вины, подсчет нанесенного организации ущерба.

В состав комиссии должно входить не менее трех человек из разных подразделений компании. Все они должны быть достаточно квалифицированными и грамотными специалистами, чтобы провести расследование качественно, на должном уровне, разобрав все мотивы, причинно-следственные связи и прочие обстоятельства. При этом действовать нужно предельно аккуратно, не допуская нарушения прав работников. Как правило, в комиссию включаются:

  • представитель внутренней службы безопасности,
  • юрист,
  • сотрудник бухгалтерского отдела или экономист,
  • технический работник, например, инженер и т.п.

В комиссию может входить и руководитель компании.

Результаты расследования

После проведения расследования комиссия в специальном акте выносит свое решение, которое в случае доказательств виновности сотрудника служит основанием для назначения ему дисциплинарного наказания.

Обычно в таких случаях наказание наступает в виде выговора или даже увольнения, редко кому удается отделаться замечанием. Кроме того, сотрудник может понести и материальную ответственность (если были доказаны факты умышленной порчи имущества предприятия).

В особых ситуациях внутреннее расследование может послужить основанием к возбуждению административного или даже уголовного дела, а также привести к подаче против виновника гражданского иска.

Кто пишет приказ

Непосредственно составлением приказа занимается секретарь организации, либо тот сотрудник, который является полномочным представителем руководителя. При этом сам приказ всегда пишется от лица директора компании и обязательно должен быть заверен его подписью (в случае его отсутствия на рабочем месте – заместителем, действующим ).

Основание для приказа

Любой приказ должен иметь под собой какое-либо основание. В данном случае в роли него выступает или представление от начальника отдела/руководителя подразделения, в котором обнаружилось нарушение. В приказе нужно обязательно указывать ссылку на данный документ.

Как составить приказ

На сегодняшний день нет стандартного унифицированного образца приказа о служебном расследовании в отношении провинившегося работника. Предприятия и организации могут писать его в произвольной форме или использовать шаблон, разработанный внутри предприятия, исходя из его потребностей (в этом случае форма приказа должны быть утверждена в четной политике фирмы).

Приказ о расследовании должен включать в себя ряд основных сведений. Это:

  • название компании-работодателя,
  • персональные данные сотрудника: его должность, ФИО, информация о случившемся,
  • ссылку на основание,
  • сведения об ответственных за его исполнение лицах.

Также приказ обязательно должен быть пронумерован и датирован . Ставить печать на документе не обязательно, т.к. с 2016 года требование закона к юридическим лицам (как ранее и к ИП) о применении в работе штампов и печатей отменено.

Как оформить приказ

Приказ пишется в единственном экземпляре . Он может быть составлен как на обычном листе формата А4, так и на фирменном бланке предприятия, в печатном или рукописном виде (всё это роли не играет). Однако он обязательно должен содержать в себе подписи:

  • руководителя компании,
  • ответственных сотрудников,
  • при необходимости лица, в отношении которого он был составлен.

Образец приказа

  1. В начале слева или справа (не имеет значение) пишется название организации с указанием ее организационно-правового статуса (т.е. ЗАО, ОАО, ИП, ООО), а также дата и номер документа.
  2. После этого посередине вписывается слово «Приказ» и чуть ниже коротко передается его смысл (в данном случае, «о служебном расследовании»).
  3. Затем располагается основная часть приказа.

  4. Сначала сюда вносится «предисловие», то есть информация о нештатной ситуации (нарушении, проступке и т.п.) и допустившем ее сотруднике, указывается дата инцидента.
  5. Затем отдельными пунктами пишется собственно приказ. Здесь назначается состав комиссии (указываются должности сотрудников предприятия, их фамилии, имена, отчества) с выделением председателя и рядовых членов, прописываются их цели и задачи, а том числе составление заключения о проведенном расследовании.
  6. Отдельным пунктом назначается ответственное за выполнение приказа лицо.
  7. После этого в документ вносится ссылка на основание (с его номером и датой).
  8. В завершении приказ подписывается руководителем, а также всеми упомянутыми в нем работниками.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации


Документ с изменениями, внесенными:
(Российская газета, N 208, 12.09.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.05.2015, N 0001201505200020);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.10.2015, N 0001201510260050);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.12.2016, N 0001201612090011);
приказом МВД России от 19 июня 2017 года N 394 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.07.2017, N 0001201707140019);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2018, N 0001201812050016).
____________________________________________________________________

В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
_______________


приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации.
_______________
Далее - "МВД России".

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.
приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559 приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .
_______________
..

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2008 года N 1140 "Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" .
_______________
Зарегистрирован в Минюсте России 11 февраля 2009 года, регистрационный N 13293.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр генерал-лейтенант полиции
В.Колокольцев

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 мая 2013 года,
регистрационный N 28587

Приложение. Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации

Приложение

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок определяет организацию работы по проведению служебных проверок в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 сентября 2014 года приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559 ; в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .
_______________
Сноска исключена с 20 декабря 2016 года - приказ МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 ..

Далее - "органы, организации или подразделения МВД России".
приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" , Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года N 1377 .
приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.900; N 27, ст.3880, 3881; N 30, ст.4595; N 48, ст.6730; N 49, ст.7018, 7020, 7067; N 50, ст.7352; 2012, N 26, ст.3441; N 50, ст.6967.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2012, N 50, ст.6954.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

Собрание законодательства Российский Федерации, 2012, N 43, ст.5808.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 года N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .
_______________
Далее - "органы внутренних дел".
(Сноска в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации, заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел, подчиненного ему по службе.
_______________
Далее - "Министр".

Далее - "сотрудник".

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации, заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.
приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903 .
_______________
Далее - "ГУСБ МВД России".

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению начальника ГУСБ МВД России или его заместителя подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2018 года приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759 .

7_1. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности оперативно-поискового подразделения, подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел проводится по решению Министра, заместителя Министра, ответственного за деятельность указанных подразделений, руководителя (начальника) территориального органа МВД России, начальника оперативно-поискового подразделения либо подразделения специальных технических мероприятий органов внутренних дел сотрудниками данных подразделений.
приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903)

8. Пункт утратил силу с 25 июля 2017 года - приказ МВД России от 19 июня 2017 года N 394 ..

9. В рамках служебной проверки сотрудники, ее проводящие, не вправе совершать действия, отнесенные к компетенции органов дознания и предварительного следствия.

10. Сотрудникам, участвующим (участвовавшим) в проведении служебной проверки, запрещается разглашать любую выявленную или ставшую известной в ходе проведения служебной проверки информацию, относящуюся прямо или косвенно к сотрудникам, в отношении которых проводилась служебная проверка.

11. В случае обнаружения в действиях сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, признаков состава преступления или события административного правонарушения указанная информация подлежит регистрации и проверке в установленном порядке.
_______________
Приказ МВД России от 29 августа 2014 года N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях" (зарегистрирован в Минюсте России 6 ноября 2014 года, регистрационный N 34570).
(Сноска в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 .

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка, не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
_______________
Далее - "соответствующий руководитель (начальник)".

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , а также заявление сотрудника.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 .

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

14_1. В случае если сведения о наличии оснований для проведения служебной проверки содержатся в электронном документе или электронной копии документа, поручение о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью.
(Пункт дополнительно включен с 16 декабря 2018 года приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759)

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается  следующий за ним рабочий день .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 6 ноября 2015 года приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903 .

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в .

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.
приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 23 сентября 2014 года приказом МВД России от 2 июля 2014 года N 559 .

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.
приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722)

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722 .

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам в течение пяти рабочих дней с момента обращения.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2018 года приказом МВД России от 12 ноября 2018 года N 759 .

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.
(Подпункт дополнительно включен с 20 декабря 2016 года приказом МВД России от 14 ноября 2016 года N 722)

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные .

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных с.
приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 .

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 .

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 6 ноября 2015 года приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903 .

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" .
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 31 мая 2015 года приказом МВД России от 20 апреля 2015 года N 447 .

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

38_1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.
(Пункт дополнительно включен с 6 ноября 2015 года приказом МВД России от 22 сентября 2015 года N 903)

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

40. Пункт утратил силу с 6 ноября 2015 года - приказ МВД России от 22 сентября 2015 года N 903 ..

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

47. Сотрудник, в отношении которого проводилась служебная проверка, вправе обжаловать заключение по результатам служебной проверки вышестоящему руководителю (начальнику) либо в суд.

Приложение к Порядку. Объяснение

Приложение

(наименование должности, специальное звание,

фамилия и инициалы руководителя органа, организации,

подразделения МВД России, принявшего решение

о проведении служебной проверки (в дательном падеже)

ОБЪЯСНЕНИЕ

(фамилия, имя, отчество)

Дата рождения

Место рождения

Место службы и номер служебного телефона

Специальное звание

Должность

Обязанности и права, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , мне разъяснены и понятны:

(должность, место службы, звание) (подпись) (фамилия и инициалы)

По существу заданных мне вопросов могу пояснить следующее:

Объяснение

(написано собственноручно или с моих слов записано верно)

(мною прочитано)

(заполняется сотрудником собственноручно)

(подпись)

(фамилия и инициалы)

Объяснение получил:

(должность, место службы, звание)

(подпись)

(фамилия и инициалы)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Служебное расследование - это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ , которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу () не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

Каждый человек, работающий официально на предприятии, несет ответственность за свои действия или бездействие. Например, офисные работники должны правильно относиться к технике, чтобы компьютер не сломался, причем дополнительно они не должны разглашать коммерческую тайну или делиться информацией из рабочего компьютера.

Если возникает ситуация, при которой теряются или портятся разные ценности, доверенные конкретному работнику, то руководство фирмы обладает возможность определить причину нанесения такого ущерба. Для этого проводится служебное расследование, но для его начала требуется сформировать руководителем соответствующий приказ.

Если во время проверки, аудита или других мероприятий обнаруживается, что на предприятии недостает каких-либо ценных активов или утрачено имущество и документация, то непременно выполняются действия руководством:

  • выявляется, какой именно по величине ущерб был нанесен компании;
  • определяется причина появления такой ситуации;
  • находится лицо, ответственное за этот ущерб, причем не всегда им выступает работник компании, на которого возложена соответствующая обязанность хранить имущество от потери или порчи.

Чтобы найти ответы на все вышеуказанные вопросы, создается специальная комиссии, состоящая из специалистов, имеющих возможность и навыки оценить нанесенный ущерб, а также определить, что стало причиной такой проблемы.

Обычно входит в эту комиссию юрист, работник службы безопасности, инженер и бухгалтер, но допускается включать и других специалистов. В ст. 247 ТК указывается возможность создавать такую комиссию.

ТК РФ Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Важно! Основной целью комиссии является проведение внутреннего расследования.

Если по результатам расследования выявляется виновник, он может обжаловать решение о каких-либо мерах наказания через суд. Для создания комиссии непременно выпускается работодателем приказ. Он содержит прямое указание на осуществление данного процесса, а также много другой информации.

Как правильно составить документы для служебной проверки на предприятии – смотрите в этом видео:

Кто и когда занимается формированием приказа

Приказ, на основании которого начинается служебное расследование, издается только после того, как будет обнаружено хищение или порча какого-либо имущества. Это может обнаруживаться в результате разных проверок или инвентаризации.

Составлением документа занимается секретарь компании или другой работник, у которого имеются соответствующие полномочия. Формируется он от лица директора фирмы, а также заверяется его подписью.

Как проводится служебное расследование

Если возникает ситуация, при которой выявляются какие-либо проблемы с имуществом фирмы или недостачи, то, чтобы определить виновника нанесенного ущерба и взыскать с него средства, проводится расследование.

Важно! За счет правильности проведения процесса обеспечивается в будущем снижения вероятности повторных нарушений со стороны работников, так как они будут оповещены о том, что им придется отвечать за свои ошибки.

Сам процесс проведения расследования делится на этапы:

  • издается соответствующий приказ, который подписывается руководителем организации;
  • на основании него формируется комиссия, состоящая из работников фирмы или приглашенных специалистов, которые не должны иметь какого-либо отношения к происшествию;
  • назначается секретарь, который будет вести документацию по расследованию;
  • все члены такой комиссии получают приказ, который изучают, а после расписываются на нем;
  • они занимаются сбором информации, на основании которой могут определить виновника происшествия, поэтому все полученные данные тщательно анализируются, для чего изучается документация, опрашиваются работники фирмы и оцениваются иные доказательства;
  • у сотрудника, ответственного за конкретное имущество, которое пропало или которому был нанесен серьезный ущерб, должен в письменном виде дать показания, причем если он отказывается выполнять это требование, то составляется акт, в котором расписываются свидетели;
  • проводится заседание комиссии, на котором решается множество вопросов, а именно выявляется причина и размер ущерба, оцениваются все обстоятельства и выявляются виновники, а также учитываются все смягчающие обстоятельства при их наличии;
  • составляется специальный , в котором описывается принятое решение.

Как правильно составить акт расследования несчастного случая – читайте .

Акт непременно подписываются всеми членами комиссии, после чего с ним может ознакомиться виновник. Он может обжаловать решение, на основании которого к нему применяются разные меры наказания.

Когда обычно требуется проведение расследования

Необходимость в этой процедуре может потребоваться по разным причинам. Наиболее часто она осуществляется при:

  • нанесении какого-либо вреда активам фирмы;
  • порче материальных ценностей;
  • отказе от соблюдения дисциплины на рабочем месте. В каком порядке составляется – читайте по ссылке;
  • халатном отношении к должностным обязанностям;
  • разглашении коммерческой информации. вы узнаете, как правильно составить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

Каждое такое нарушение может стать причиной серьезных негативных последствий для каждого работника.


Образец приказа о служебном расследовании.

Форма и структура приказа о проведении служебного расследования

Формируется документ в произвольной форме, но надо пользоваться бланком компании, где имеется ее наименование и юридический адрес.

Непременно содержится в приказе:

  • его порядковый номер;
  • дата и место формирования;
  • название, а также слово «Приказываю»;
  • указывается причина, по которой надо провести расследование;
  • далее назначается комиссия для осуществления данного процесса.

Структура может быть разной, но непременно должны содержаться в документе все необходимые сведения.

Этапы формирования приказа

Чтобы он был грамотно составленным, выполняются действия:

  • первоначально указывается номер приказа и название фирмы;
  • далее в середине прописывается слово «Приказ» или «Приказываю»;
  • ниже приводится цель создания документа, которая заключается в необходимости проведения расследования;
  • далее идет основная часть, в которую вносятся сведения о происшествии, а также указывается состав комиссии;
  • отдельный пункт выделяется для назначения ответственного лица, на которое ложится выполнение этого приказа;
  • должна иметься ссылка на основание формирования документации;
  • в конце ставится подпись директора фирмы и членов комиссии.

Таким образом, если тщательно разобраться в процессе, то не возникнет сложностей с созданием документа.


Пример заполнения акта служебного расследования. Фото: pytochok.ru

Как избежать ошибок

Чтобы сделать приказ правильно, учитываются рекомендации:

  • не требуется строгая форма документа, поэтому он формируется в произвольном порядке;
  • должны вноситься сведения обо всех членах комиссии, чтобы их можно было легко идентифицировать;
  • описывается кратко происшествие, на основании которого требуется расследование;
  • вписываются данные о лицах, ответственных за ценности, которым бы нанесен ущерб;
  • составляется документ в одном экземпляре.

Заключение

Таким образом, необходимость в приказе, на основании которого проводится расследование на предприятии, может потребоваться в разных ситуациях.

Важно грамотно сформировать данный документ, а также указать в нем актуальные сведения. Далее правильно осуществляется расследование, благодаря которому выявляются виновники происшествия.

Как правильно оформлять приказы, учитывая все требования законодательства РФ, – смотрите в этом видео: