Сценарий «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца

Сценарий

«Сказки о потерянном времени»

Е. Шварца.

(«Песенка друзей» № 4, 3cd)

I действие

Картина 1.

В школу вбегает мальчик Петя Зубов, как всегда с опозданием. Кидает портфель, начинает снимать курточку, кричит:

Петя З.: Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

тётя Наташа: Кто меня зовёт?

Петя З.: Это я, Петя Зубов!

тётя Н: А почему у тебя сегодня такой хриплый голос?

Петя З.: Я и сам удивляюсь. Вдруг охрип ни с того, ни с сего.

Тётя Наташа поворачивается, вдруг видит Петю.

тётя Н: Ой!

Петя З.: Тётя Наташа, что с вами?

тётя Н: Как что? Вы говорите, что Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка?

Петя З.: Какой же я дедушка? Я Петя, ученик 6-ого класса.

тётя Н: Да вы посмотрите на себя в зеркало! (берёт зеркало) Вот, полюбуйтесь!

Держит зеркало. Петя смотрит на себя - не узнаёт.

Петя З.: Ой! Мама! (убегает прочь, забывает портфель)

тётя Н: (следом) Вы забыли свой портфель!

Картина 2.

Петя поднимается по ступенькам к двери своего дома. Стучится.

Мама: Сыночек, это ты?

Петя З.: Это я, мама!

Мама: Вам кого, дедушка?

Петя З.: Ты меня не узнаёшь? (бросается к маме)

Мама: Что вы себе позволяете! Простите, я вас не узнаю.

Петя поворачивается, роняет курточку, идёт прочь.

Мама: Постойте! Вы забыли своё пальто! (пытается догнать)

Картина 3.

Из кулис вновь появляется Петя. Медленно идёт, совершенно расстроенный. (В это время меняется декорация)

Петя З.: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться.

Настоящие старики - те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен? Когда я всего-навсего только ученик шестого класса? Мне даже и пенсии не дадут - ведь я всего только пять лет работал.

Да и как работал - на двойки да на тройки. Что же со мной будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?!

(Звуки леса № 2)

Вдруг озирается вокруг себя, удивляется, где он оказался.

Петя З.: Ой, где это я? Какая-то избушка! А это кто?! (видит волшебников, прячется)

Действие II

Картина 1.

Лес. Избушка. Стол, табуретки. Входят волшебники, рассаживаются.

Сергей Владимирович: Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Марфа Васильевна, а это вам Пантелей Захарович.

Ольга Капитоновна: А мне?

С. В.: А вы и так у нас самая молодая, Ольга Капитоновна!

Марфа Васильевна: Славно мы поработали. Здорово мы проучили этих двух девчонок и двух мальчишек. Всё потерянное ими время стало теперь нашим, а эти - пусть теперь навек останутся стариками.

С. В.: Господа волшебники! Знайте - ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.

Все: Как?!

С. В.: Сейчас скажу. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно и скажут волшебные слова: «Делу время, а потехе час», то дети снова станут детьми, а мы - погибнем!

Все: Ой!..

О. К.: Откуда им всё это узнать?

Пантелей Захарович: Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают!

М. В.: Да куда им! Да где им! Эти лентяи и до семидесяти семи сосчитать не сумеют, сразу собьются.

С. В.: Так-то оно так! А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки - нам тогда и с места не сдвинуться. Ну а пока нечего время терять - за работу! (уходят)

(«Песенка страхов» № 17, 1cd)

Действие III

Картина 1.

По улице города идёт Петя. Навстречу ему попадаются прохожие, среди которых он пытается увидеть своих друзей по несчастью. Навстречу старушка с палочкой.

Петя З.: Скажите, пожалуйста, бабушка, вы не школьница?

Старушка: Что, что?

Петя З.: Вы не шестиклассница? (на ухо)

Старушка: По крайней мере я ещё не глухая! (уходит, погрозив палочкой)

Навстречу идёт деловая женщина.

Петя З.: Тётенька, а вам сколько лет?

Женщина: Как вам не стыдно спрашивать у женщины возраст. А ещё пожилой человек.

Бежит девочка-школьница.

Девочка: Дедушка, скажите, который час?

Петя З.: Не знаю… (разводит руками)

Мимо проходят студент, спешащий на лекцию и навстречу ему две девушки-подруги. (Поприветствовали друг друга)

Наконец бабушка катит коляску с ребёнком.

Петя З.: (ей вслед) Баб… (извиняется)

(бабушка уходит, пожимая плечами)

Петя З.: И куда все спешат? Ну и мне надо спешить! (уходит)

Картина 2.

В городском сквере скамейка. Выходит странная девочка (девочка - не девочка, старушка - не старушка). Садится на скамейку, плачет. Петя замечает её, садится рядом. Наблюдает за поведением странной девочки. Та вдруг встаёт, начинает играть в мяч.

Петя З.: Бабушка, вы не школьница? (та не слышит, увлекшись игрой в мяч)

Бабушка, честное слово, вы школьница!

Маруся Поспелова: Ой! Верно, верно! Я ученица шестого класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Петя З.: А я Петя Зубов. Такой же несчастный старик или ученик, не знаю, как теперь и сказать.

(Взялись за руки, крутятся от радости)

Петя З.: А теперь бежим скорее! Нам нельзя терять ни минуты! (убегают)

Картина 3.

Вбегают. Видят, странная девочка играет в классики.

Вдвоём: Бабушка, вы… ты… школьница?

Наденька Соколова: Верно, школьница. Ученица шестого класса. Наденька Соколова. А вы кто такие?

Петя З.: А мы такие же, как и ты, несчастные старики. Нам надо спешить. Бежим с нами!

(убегают, взявшись за руки)

Картина 4.

Вбегают. Видят, странный то ли мальчик, то ли старичок едет на велосипеде.

Вместе: Ты школьник?

Вася З.: А вам что? (защищается от них, прячет велосипед)

Петя З.: Нам нельзя терять ни минуты, если хотим вновь стать детьми. (вдруг замечает волшебников) Бежим скорее!

(Начинается погоня)

(Звуки леса № 2)

Действие IV

Картина 1.

Ребята, взявшись за руки, идут по волшебному лесу. Раздаются лесные звуки, ребята в страхе оглядываются по сторонам. Петя ищет глазами избушку волшебников.

Петя З.: Вот она! (вдруг замечает) Скорее!

Вбегают. Петя начинает крутить стрелку часов, остальные торопят его, боятся, как бы не вбежали волшебники.

Петя З.: Семьдесят, семьдесят один… (считают дальше вместе) Семьдесят пять, семьдесят шесть… (появляются волшебники) Семьдесят семь!

(Волшебники в ужасе пятятся назад)

Дети: Ура! (кружатся, радуются)

Вместе: Делу время, а потехе час!

(«Песенка друзей» № 4, 3cd)

Сказка о потерянном времени читать:

Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Все «успею» да «успею».

И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

– Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовет?

– Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

– А я и сам удивляюсь, – отвечает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

– Ой!

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

– Тетя Наташа, что с вами?

– Как что? – отвечает тетя Наташа. – Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я – Петя, ученик третьего класса.

– Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тетя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

– Мама! – и выбежал прочь из школы.

Бежит он и думает:

«Ну уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало».

Прибежал Петя домой и позвонил три раза.

Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

– Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец.

– Ты меня не узнаешь? – прошептал Петя.

– Простите – нет, – ответила мама.

Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят.

Идет он и думает:

– Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же все это кончится?

Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шел он по лесу, пока не стемнело.

«Хорошо бы отдохнуть», – подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за елками, белеет какой-то домик. Вошел Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола – четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.

Лег Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утер слезы бородой и уснул.

Просыпается Петя – в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята – два мальчика и две девочки. Большие окованные медью счеты лежат перед ними. Ребята считают и бормочут.

– Два года, да еще пять, да еще семь, да еще три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.

Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?

Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.

Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и еще одного мальчика, и еще двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, – забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.

Как быть?

Что делать?

Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?

Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счеты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, – не позволил. Взял он счеты и подошел к ходикам. Покрутил стрелки, подергал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защелкал на счетах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и еще раз проверил, сколько получилось у него.

Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:

– Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, еще могут помолодеть.

– Как?- воскликнули волшебники.

– Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович.

Он вышел на цыпочках из домика, обошел его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.

Петя Зубов замер, как мышка.

Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:

– К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:

– Откуда им все это узнать?

А Пантелей Захарович проворчал:

– Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.

А Марфа Васильевна пробормотала:

– Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются.

– Так-то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А все-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего время терять, – идем на работу.

И волшебники, спрятав счеты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.

Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников.

Город еще не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идет не спеша по улице старушка с большой корзинкой.

Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, бабушка, – вы не школьница?

– Что, что? – спросила старушка сурово.

– Вы не третьеклассница? – прошептал Петя робко.

А старушка как застучит на Петю ногами да как замахнется на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унес. Отдышался он немного – дальше пошел. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел все это Петя Зубов и только теперь понял, почему так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.

Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.

Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.

Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, – нет, как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.

Ровно в полдень зашел Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.

И вдруг вскочил.

Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.

Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.

– Подожду! – сказал он сам себе.- Посмотрю, что она дальше делать будет.

А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.

Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтерла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трешки.

Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:

– Бабушка! Честное слово, вы школьница!

Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:

– Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

Бросились Петя и Маруся к ней.

– Бабушка! Вы школьница?

– Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?

Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.

Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только.

А время идет. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажегся свет. Кончается день. Что делать? Неужели все пропало?

Вдруг Маруся закричала:

– Смотрите! Смотрите!

Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!

Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажегся на перекрестке красный огонь, остановился трамвай.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».

– Ты школьник? – спрашивают.

– А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?

Рассказали ему ребята, кто они такие.

Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.

Какие-то школьники ехали в том же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место.

– Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.

Смутились старики, покраснели и отказались.

А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:

– Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.

Тут, к счастью, подошел трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.

Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.

Наступила ночь, темная, темная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.

– Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.

Влез Петя Зубов на березу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых елок.

Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:

– Тише! Ни слова! За мной!

Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.

Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.

– Они спят! – сказала Маруся.

– Тише! – прошептал Петя.

Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.

С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щеки.

– Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!

Подняли товарищи Петю на руки.

На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете.

Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.

Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

(по мотивам одноименной сказки Е. Шварца)

Действующие лица:
Петя Зубов, ученик 3-го «Б» класса
Вася Зайцев, ученик 3-го «Б»
Наденька Соколова, ученица 3-го «А»
Маруся Поспелова, ученица 3-го «А»
Мария Ивановна, учительница
Владимир Сергеевич, добрый волшебник
Сергей Владимирович, злой волшебник
Пантелей Захарович, злой волшебник
Марфа Васильевна, злая волшебница
Ольга Капитоновна, злая волшебница
Алёна Берёзкина
Ученики 3-го «Б»
Посторонняя бабушка

КАРТИНА 1.
Мастерская часовщика. Владимир Сергеевич склонился над столом, приставил к глазу специальную лупу, ремонтирует часы и что-то напевает себе под нос. Вдруг вся мастерская словно оживает: часы на стенах бьют, звонят, кукуют на все голоса. Стрелки показывают ровно 12. Владимир Сергеевич поднимается, подходит по очереди ко всем часам, заводит механизм, протирает циферблат, прислушивается, как стучит маятник-сердце.
ПЕСНЯ ЧАСОВЩИКА.
Часы идут, идут за шагом шаг,

Часы идут вертеть, идут крутить,
Идут тянуть секундной стрелки нить.
А эта нить и есть - и век и год.
А эта нить и есть - и бег, и ход.
И тик всегда идёт за таком вслед,
И в этом-то загадка и секрет.

ПРИПЕВ.
Скачут стрелки, словно белки
В циферблате-колесе.
Их проказы и проделки
Замечаем мы не все.

Часы спешат, спешат издалека.
А каждый шаг - столетья и века.
А в каждом миге столько важных дел,
Которые ты сделать не успел.
Часы идут, идут за шагом шаг.
Часы идут: тик-так, тик-так, тик-так.
Часы идут, как водится, вперёд.
И вместе с ними сказка к нам идёт.

Владимир Сергеевич сел за стол и снова принялся за работу. В мастерскую вошёл Петя Зубов, да так и загляделся на старинные часы: «Ух, ты!» Так загляделся, что даже не сразу заметил мастера: «Вот это да-а!»

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Здравствуй, Петя.
ПЕТЯ. Ой! Владимир Сергеевич! Вы что, Вы здесь, что ли работаете?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Да, вот здесь я и работаю.
ПЕТЯ. А Вы разве должны?..
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Все должны трудиться.
ПЕТЯ. А я думал, что…
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Т-с-с!.. Я знаю, о чём ты думал. А ещё я знаю, что ты пришел сюда по делу.
ПЕТЯ. Точно. Я принёс будильник. У него, кажется, звонок сломался (достаёт из портфеля будильник и отдаёт его Владимиру Сергеевичу).
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Ну-ка, ну-ка… Посмотрим… (осматривает будильник, что-то подкручивает)
ПЕТЯ. Вы уж почините, пожалуйста. А то ведь так все на свете проспать можно.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Готово.
ПЕТЯ. Ого! Уже? Правда? И, пожалуйста, на полминутки вперёд поставьте, чтобы я везде успевал и никуда не опаздывал.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. На полминутки?
ПЕТЯ. Ага. Спасибо.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (отдаёт Пете будильник) Ну, я вижу, ты теперь времени даром не теряешь. Молодец.
ПЕТЯ. Я теперь каждую минуточку берегу. Вы же сами помните…
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Помню, я всё помню.

Будильник звенит у Пети в руках. Исчезает мастерская. Звонок будильника перерастает в школьный звонок.

КАРТИНА 2.
В класс входит учительница.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Здравствуйте, садитесь (ученики сели). Почему доска грязная, кто сегодня дежурный?
УЧЕНИКИ. Зубов! Петька Зубов! Только он не пришёл. И Зайцева Васи тоже нет.
Стук в дверь. Входит Петя.

ПЕТЯ (скороговоркой) Здравствуйте, извините, можно войти?
МАРИЯ ИВАНОВНА. Зубов! Ты почему опоздал?
ПЕТЯ. Не успел.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Что ты не успел?
ПЕТЯ. Опоздал.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Ты же у нас, Петя, и так самый отстающий. У тебя по четырём предметам неуспеваемость.
ПЕТЯ. Я догоню, Мария Ивановна. Успею ещё в следующей четверти.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Домашнее задание сделал?
ПЕТЯ. Я тетрадку дома забыл.
МАРИЯ ИВАНОВНА. А голову свою ты не забыл? Давай дневник и садись на место.
Петя отдает дневник учительнице, не торопясь, подходит к последней парте и садится на своё место.

ПЕСНЯ ПЕТИ ЗУБОВА И МАРИИ ИВАНОВНЫ.

МАРИЯ ИВАНОВНА. «Два» за поведение,
Снова опоздание
И невыполнение
Домашнего задания.
ПЕТЯ.
Вы меня простите, Марь Иванна,
Всё, конечно, так, но вот что странно:
Почему четвёрки и пятёрки
Долететь не могут до галёрки?
Ну, скажите мне на милость,
Где же Ваша справедливость?

МАРИЯ ИВАНОВНА. На уроке чтения
В облаках летание,
Игры, развлечения,
Сплошное невнимание!
ПЕТЯ.
Посудите сами, Марь Иванна,
Школьная система негуманна.
Целых сорок пять минут урока -
Это ж настоящая морока.
Мне, - скажу Вам откровенно,
Не хватает перемены.

МАРИЯ ИВАНОВНА и УЧЕНИКИ. Зубов, ты позоришь класс!
Зубов, ты подводишь нас!
Подтянись!
ПЕТЯ.
Ещё успею!
МАРИЯ ИВАНОВНА и УЧЕНИКИ. Исправляйся!
ПЕТЯ.
Я сейчас!

МАРИЯ ИВАНОВНА. Итак, запишите тему урока…(Звонок) И не стыдно тебе, Зубов? Из-за тебя одного целый класс столько времени потерял! Сейчас большая перемена, вы можете идти отдыхать. Только, пожалуйста, не опоздайте на следующий урок. Слышишь, Зубов?

А Петя уже ничего не слышит - у него ж перемена! Подбежал он к Алёне, дернул её за косичку.

ПЕТЯ. Алёнушка-Алёнка, на носу зелёнка!
АЛЕНА. Где, где? (обиженно) Дурак какой-то придурочный!
ПЕТЯ. Зина - с лягушками корзина! Ква-ква-ква! Маша - (сморщившись) соленая каша! Фу!
МАША. А ты.. А ты… знаешь, ты кто...
ЗИНА. Петька - двоечник бестолковый! Вот!
ПЕТЯ. Ну и не складно! Где рифма-то? Нету рифмы. Научись сначала, а потом обзывайся. Вот, смотри, как надо! (кричит) Катя - упала с кровати! Вера - загремела с шифоньера!
ВЕРА. Всё Марь Иванне скажу!
ПЕТЯ. (ещё громче) Таня - по уши в сметане! Юля - вруля, спуля и кастрюля!
ДЕВОЧКИ. (собрались в кружок, договорились тихонько и хором) Знают все, что Зубов Петя - первый лодырь на планете!
ПЕТЯ. Да ну вас! (подбегает к Мишке) Что нашёл? Давай меняться!
МИШКА. А у тебя что?
ПЕТЯ. Не покажу. И ты мне не показывай. Махнем не глядя!
МИШКА. Давай!
Петя отдаёт Мишке авторучку, а взамен получает большой осколок зелёного стекла, смотрит через него на всех, смеётся.

ПЕСНЯ-МЕНЯЛКА.
(Ребята поют по одной строчке и одновременно меняются.)
Поменял я авторучку на зелёное стекло,
А его - на календарик, представляешь, повезло?
А потом шнурок от кеда - на звонок велосипеда,
И все вместе - на фломастер. Я вообще меняться мастер!
ПРИПЕВ.
Дырку в кармане - на облако в небе,
Бурю в стакане - на ломаный грош.
Так мы менялись, дружно смеялись,
Шило - на мыло! Весело было!
Очень крепкую веревку поменял я на свисток,
А застежку от портфеля - на булавку и платок.
Желтый фантик - на зеленый, сладкий бублик - на соленый,
И четыре ржавых гайки - на струну от балалайки!

КАРТИНА 3.
За городом, в лесу, в самой чаще, стоит старая деревянная избушка. Посреди избушки дубовый стол, вокруг стола четыре табуретки. В углу у стены сено навалено, а на сене спят-похрапывают два старика и две старухи. Один проснулся, посмотрел на часы на стене - одиннадцатый час!
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Вставайте, господа! Хватит спать! (расталкивает их) Ну же, Пантелей Захарович! Просыпайтесь!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Что случилось, Сергей Владимирович?
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Господа, вы что, забыли, какой сегодня день? Сегодня исполнится наше самое заветное желание. Собирайтесь живее! (старики поднимаются и, кряхтя, приводят себя в порядок) У вас всё готово, Марфа Васильевна? Всех бездельников запомнили, никого не забыли?
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Да где ж их всех запомнишь, с моим-то склерозом?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Однако нет причин для беспокойства, Сергей Владимирович. Мы с Марфой Васильевной тетрадь специальную завели, туда и записываем наших бездельничков. Никого теперь не забудем.
ПЕСНЯ.
Очень многие мальчонки
И, конечно же, девчонки,
Что сидят у нас печенке,
С ленью-матушкой дружны.
Сколько лодырей на свете:
Тани, Вани, Кати, Пети -
Каждый лодырь на примете,
Нам бездельники нужны.
ПРИПЕВ.
Детишки зевают и не замечают,
Как быстро минутки от них убегают.
Детишки родителям не помогают,
И время теряют, теряют, теряют.

Если есть у вас приятель -
Опоздатель, просыпатель,
Никуда не успеватель -
Покажите нам его.
Мы дадим ему ирисок,
Карамелек, барбарисок,
И запишем в чёрный список,
Но не скажем для чего.

ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. (Протирает линзы очков, пристально вглядывается в зрительный зал) Ольга Капитоновна! Где же ваша тетрадь? Ольга Капитоновна, записывайте скорее, я, кажется, ещё одного лодыря нашёл. Вон, мальчишка в 10-ом ряду - он всё утро сегодня проспал. Уж мама его будила, будила…
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Да вы никак ослепли на оба глаза, Пантелей Захарович! Не в 10-ом ряду, а в 12-ом. И не мальчик вовсе, а девочка. Я вот отсюда вижу, что у неё уроки не выучены. Записывайте, записывайте, Ольга Капитоновна!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Нет, давайте разберёмся сначала, так нельзя. Скажите, пожалуйста, есть в зале ребята, которые не прибирают за собой игрушки? Давайте, говорите фамилию, запишем всех по порядку.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Потом, потом, Ольга Капитоновна. Господа злые волшебники, мы теряем драгоценное время. Это хорошо, что в зале много лентяев, но сейчас мы должны выбрать из тех, кого уже записали. Вы для себя выбрали, Марфа Васильевна?
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Ох, мы и выбрали, Сергей Владимирович. Мы с Ольгой Капитоновной выбрали двух славных подружек из 3-го «А».
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Это Наденька Соколова и Маруся Поспелова, обе болтушки, лентяйки и большие модницы.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. А вы, Пантелей Захарович?
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. А у меня ещё лучше - прогульщик, бездельник и ротозей. Зовут его Вася Зайцев.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Очень хорошо. Обожаю таких детишек. А я, как самый главный, возьму на себя Петю Зубова, большего шалопая, лоботряса и засони просто не найти. Ну что ж, Марфа Васильевна и Ольга Капитоновна, ведите нас к вашим подружкам-болтушкам!

КАРТИНА 4.
Маруся Поспелова разговаривает по телефону с Наденькой Соколовой.
НАДЕНЬКА. Да ты что! В самом деле?
МАРУСЯ. Я своими глазами видела, и Алёнка слышала, и вообще, весь класс уже знает.
НАДЕНЬКА. А теперь давай я тебе позвоню, хочешь?
МАРУСЯ. Давай!
НАДЕНЬКА. Ну, пока!
МАРУСЯ. Пока! (Кладут трубки, Наденька набирает номер. У Маруси звонит телефон.) Алло!

ПЕСНЯ НАДЕНЬКИ И МАРУСИ.
НАДЕНЬКА.
Ты мне дашь списать задачу
И ещё пример впридачу?
Я вчера тебе сказала,
Что в киоске у вокзала.
А причёска как у Нинки,
И такие же ботинки.
И толкнул меня в буфете
То ли Вася, то ли Петя.

МАРУСЯ.
Приходи ко мне с тетрадкой
И молочной шоколадкой.
Послезавтра ровно в восемь.
Ну, а если мы попросим?
Все мальчишки - обормоты!
Он мне нравится? - Ну что ты!
Мне приснились две старушки.
Хорошо, что мы подружки!

НАДЕНЬКА И МАРУСЯ (по очереди)
- Ты мне дашь списать задачу?
- Приходи ко мне с тетрадкой
- И ещё пример впридачу?
- И молочной шоколадкой
- Я вчера тебе сказала,
- Послезавтра ровно в восемь
- Что в киоске у вокзала
- Ну, а если мы попросим
- А причёска как у Нинки,
- Все мальчишки - обормоты!
- И такие же ботинки
- Он мне нравится? - Ну что ты!
- И толкнул меня в буфете
- Мне приснились две старушки.
- То ли Вася, то ли Петя.
- Хорошо, что мы …. (короткие гудки)

МАРУСЯ. Алло! Алло!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Ваше время истекло! Ха-ха-ха! (Надя и Маруся превращаются в старых бабушек.)
Маруся снова звонит Наде.
МАРУСЯ. Надя, это я опять звоню. Давай встретимся сегодня в парке около школы, у пятой скамейки слева.
НАДЯ. Хорошо. А что у тебя с голосом?
МАРУСЯ. (Покашливает) А что?
НАДЯ. У тебя голос какой-то не такой.
МАРУСЯ. И у тебя тоже странный какой-то.
НАДЯ. Это, наверное, мы охрипли, потому что по телефону долго разговаривали.
МАРУСЯ. Разве это долго, всего-то полчасика. Полчасика - это не долго, это нормально - полчасика. Это даже мало, другие знаешь, сколько болтают…
НАДЯ. Ну, хорошо, значит, через час на нашем месте. У пятой скамейки слева. Не опаздывай!
МАРУСЯ. Да когда это я опаздывала? Сама всегда опаздываешь, а я никогда не опаздываю. Я вовремя прихожу.
НАДЯ. А я ещё раньше, чем вовремя. Я в тот раз ждала, ждала, ждала, ждала…

КАРТИНА 5.
В парке около школы прогуливается Вася Зайцев. Он идёт не спеша, насвистывает, пританцовывает и поёт песню.

ПЕСНЯ ВАСИ ЗАЙЦЕВА.
Раз - на ветке, два - на крыше,
Три - уселась на скамейку.
И, пожалуйста, потише,
Не спугните всю семейку.
ПРИПЕВ.
Я гуляю, я мечтаю,
Я везде ворон считаю,
Насчитаю триста штук -
Стану доктором наук.
(Слышал я, что так бывает,
Но не сразу и не вдруг.)
Девять, десять - на дорожке.
Замечательные птицы!
Подожду ещё немножко.
А куда мне торопиться?
Восемнадцать, девятнадцать.
И Берёзкина Алёна
Тоже, если разобраться,
Настоящая ворона!

АЛЁНА. Сам дурак!
Вася встречает Петю Зубова.
ПЕТЯ. Васька! Здорово! А ты чего сегодня в школу не пошёл?
ВАСЯ. А я думал, не будет уроков.
ПЕТЯ. Чего это их не будет-то? Как так?
ВАСЯ. Марь Иванна вчера за один урок четыре раза чихнула. Я думал, она заболеет сегодня, так чего зря-то ходить?
ПЕТЯ. Тебе теперь двойку поставят.
ВАСЯ. Подумаешь! Мне и вчера поставили. Вчера да сегодня, два плюс два, получится четыре. Это не две двойки, а одна четвёрка! От перестановки слагаемых… как там дальше-то?
Петя смотрит на Васю через стекло.
ВАСЯ. Дай поглядеть!
ПЕТЯ. Не дам!
ВАСЯ. Дай!
ПЕТЯ. Догони сначала!
Петя высовывает язык, натягивает Васе на нос кепку и убегает. Вася гоняется за ним. Так они бегают друг за дружкой и вдруг превращаются в стариков. Состарившийся Петя останавливается, чтобы отдышаться, к нему подбегает состарившийся Вася, толкает его в спину.
ПЕТЯ (оборачивается). Вы чего, дедушка?
ВАСЯ. Ой, извините! Сами вы - дедушка! (хохочет, убегает. Звенит звонок на урок, Петя бежит в школу.)

КАРТИНА 6.
В лесной избушке радостно потирают руки две девочки и два мальчика. Странные они какие-то: охают, кряхтят, одежда на них старомодная и не по размеру большая.
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. Как приятно снова почувствовать себя молоденькой девочкой, не правда ли, Ольга Капитоновна?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА (глядится в зеркало). Ох, ох, Марфа Васильевна, и зубы-то все на месте, и спина не болит.
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ. Так чего же вы кряхтите, Ольга Капитоновна?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. По привычке, по привычке, Пантелей Захарович. Ишь, молодец какой стал!
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА. А Сергей Владимирович и того краше!
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Мы с вами теперь, господа злые волшебники, ещё лет сто проживём!

ПЕСНЯ.
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.
Пантелей Захарович, как здоровье ваше?
ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ.
Ольга Капитоновна, очень хорошо.
Марфа свет Васильевна…
МАРФА ВАСИЛЬЕВНА.
Можно просто Маша.
Мне всего десятый год, кажется, пошёл.
ПРИПЕВ.

Чтобы хоть на миг вернуться в детство.
Люди говорят, что нету средства,
Только знаем мы секрет.
Стать обратно маленького роста,
Сбросить десять, двадцать, девяносто, -
Оказалось, это очень просто, -
Сбросить кучу лишних лет.

ПАНТЕЛЕЙ ЗАХАРОВИЧ.
Ольга Капитоновна, славные косички!
Вы не возражаете?.. Я совсем чуть-чуть… (дёргает)
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА.
Пантелей Захарович, детские привычки -
Стыдно в вашем возрасте! Я ведь закричу.

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Пантелей Захарович, немедленно прекратите хулиганство, или я вас сейчас вмиг состарю. Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна! Хватит перед зеркалом вертеться, что за кокетство такое?! Или вы забыли о том, что нас ждут великие дела!

ПЕСНЯ ЗЛЫХ ВОЛШЕБНИКОВ.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ.
Э-гей, господа!
Вот заклинание
По части вреда
И, конечно, страдания.
Чтоб не было места играть детворе,
Намусорим мусору в каждом дворе.
Всё это не просто угрозы,
Детишки прольют свои слёзы!
ПРИПЕВ.
Детишки и родители,
Вам так не повезло!
Хотите - не хотите ли,
Мы злые, мы вредители,
Мы всё творим назло!
Э-гей, господа
Злые волшебники!
Несите сюда
Буквари и учебники.
Мой план, как обычно, жесток и хитёр:
Из книжек устроим мы славный костёр!
И значит, на всём белом свете
Останутся глупыми дети!

КАРТИНА 7.
В классе идёт урок.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока…
В класс вбегает состарившийся Петя Зубов.
ПЕТЯ. Ой! Извините, Марь Иванна!
МАРИЯ ИВАНОВНА. Ничего, ничего, проходите, пожалуйста.
ПЕТЯ (удивленно присвистнул, подмигнул одноклассникам и пошёл на своё место на самой последней парте) Парта какая-то маленькая.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Простите, а что вы хотели?
ПЕТЯ. Как что? Я учиться пришёл. (Класс смеётся.)
МАРИЯ ИВАНОВНА. Что за шутки? Кто вы такой?
ПЕТЯ. Я - Петя Зубов, ваш ученик…
МАРИЯ ИВАНОВНА. Понимаю, понимаю. Вы, наверное, Петин дедушка. Вас, наверное, беспокоит его неуспеваемость… Вы очень похожи на Вашего внука Петю.
ПЕТЯ. Вы чего, Марь Иванна? (одноклассникам) А вы чего? Вы чего меня не узнаёте?
МАРИЯ ИВАНОВНА (детям) Не надо смеяться, ребята. Просто человек что-то перепутал. Это совсем не смешно, это очень грустно. (Пете) Скажите, чем я могу Вам помочь?
ПЕТЯ (смеется) Ничего я не перепутал. Это вы что-то перепутали, а я учиться пришел, знания получать.
МАРИЯ ИВАНОВНА. Извините, но мне нужно начинать урок, нам предстоит изучить очень сложный материал, поэтому я убедительно вас прошу не отнимать у нас драгоценное время и покинуть класс.
ПЕТЯ. А вы двойку не поставите? (Класс смеется)
МАРИЯ ИВАНОВНА. Если вы сейчас же не выйдете из класса, мне придётся вызвать для вас скорую помощь.
ПЕТЯ. Ничего не понимаю, это шутка, да?
МАРИЯ ИВАНОВНА. Я говорю очень серьёзно.
Петя посмотрел на ребят, пожал плечами, вышел из класса и увидел, как в коридоре разговаривают две девочки.
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. А ну, подойди-ка сюда, прелестное дитя.
АЛЕНА. Это ты мне?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Тебе, красавица. Назови мне свое имя.
АЛЁНА (удивленно) Алёна.
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Посмотри, Алёна, что у меня есть (показывает ей зеркальце) Нравится тебе мое зеркальце?
АЛЁНА (зачарованно) Ага.
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Оно может стать твоим, если ты только согласишься отдать мне взамен свой учебник по математике.
АЛЁНА. Как же я буду без учебника?
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. А ещё я подарю тебе две очень вкусные, ароматные жвачки. Я тебе - две жвачки и зеркальце (показывает), а ты мне - учебник по математике. Договорились?
АЛЁНА. (отдаёт ей учебник, смотрится в зеркальце, распечатывает жвачку, жуёт) А если спросят, скажу, что потеряла или… (к ней подбегает Петя, выхватывает из рук зеркальце, смотрит на своё отражение, кричит страшным голосом «МАМА!» и убегает.) Эй, дедушка, зеркальце моё отдайте! (бежит за Петей)
К Ольге Капитоновне подходит Сергей Владимирович. В руках у него большая табличка «Меняем учебники на игрушки и сладости». Звенит звонок с урока, вокруг злых волшебников собирается целая толпа детей: «А мне мячик! А мне пистолет! И мне тоже! Шоколадку хочу! Газировку!».

ПЕСНЯ.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы учебники листали
От зари и до зари.
Наши глазки потускнели,
Наши щечки побледнели,
До чего ж нам надоели
Словари и буквари.
Меняю учёную книжку на сдобную с маком коврижку!
Меняю четыре тетради на сладкий зефир в шоколаде!
А толстую книгу для чтения - на два килограмма печения!
ПРИПЕВ.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
А теперь мы отдохнём,
Больше в школу не пойдём.

Мы делили, умножали,
Малышей не обижали,
Головой соображали,
Из ушей струился дым.
Мы за партами сидели,
Чуть совсем не поседели.
Нужен отдых в самом деле
Организмам молодым.
Я готов уйти из школы только дайте пепси-колы!
Я меняю свой портфель на большую карамель!
Нерешённые задачки - на фруктовые жвачки!

КАРТИНА 8
Петя Зубов пришел домой и позвонил в дверь.
МАМИН ГОЛОС. Кто там?
ПЕТЯ. Я.
МАМИН ГОЛОС. Вам кого?
ПЕТЯ. Да это я, мам. Я домой пришел.
МАМИН ГОЛОС. Вы ошибаетесь, вы, наверное, дом перепутали.
ПЕТЯ. Мама, это я, Петя.
МАМИН ГОЛОС. Мой сын Петя сейчас в школе.
ПЕТЯ. Мам, это я, меня из школы выгнали.
МАМИН ГОЛОС. Ну, хватит, это уже не смешно и не остроумно. И не стыдно вам в вашем возрасте такими глупостями заниматься?
ПЕТЯ. Мама, открой, мама, я тебе все объясню, мам, я есть хочу.
МАМИН ГОЛОС. Если вы не перестанете звонить, я милицию вызову.
ПЕТЯ. Мама, посмотри, вот мой портфель школьный, узнаешь? (поднимает портфель так, чтобы его было видно в глазок) Веришь мне теперь?
МАМИН ГОЛОС (тревожно) Что вы сделали с моим сыном?! Где мой Петя? Отвечайте!
ПЕТЯ. Да вот же я, мама! Я - Петя! Я - твой сын!
МАМИН ГОЛОС. Алло! Милиция! Алло! Срочно приезжайте…

Испугался Петя и бросился наутек. Прибежал он в сквер, сел на скамейку, дышит тяжело.

ПЕТЯ. Что же мне делать теперь? Куда идти? Кому я нужен такой? Плохо быть стариком, а ещё хуже - таким, как я. У настоящих стариков дети да внуки есть. Все их любят, уважают. А ещё им пенсию платят. Только у меня никого нет: ни мамы, ни папы, ни друзей, ни внуков. И даже пенсии я не заслужил. Где это видано, чтобы за двойки и тройки пенсию давали? (Плачет) Бедный я старик, несчастный я мальчик!

ПЕСНЯ СОСТАРИВШЕГОСЯ ПЕТИ.

Был я с утра молодым и веселым,
Бегал и прыгал, опаздывал в школу.
Жизнь бесконечной мечтою казалась,
Я и не понял, за что мне досталась…

ПРИПЕВ.

Бедный я мальчик, несчастный старик.
Старость - не радость, ох, старость - не радость.
Я с бородою ходить не привык.
Старость - не радость, ох, старость - не радость.
Ну, помогите, прошу, кто-нибудь,
Старость - не радость, ох, старость - не радость.
Пропавшее детство вернуть.

Мама и папа меня не узнали.
Видно, придется мне спать на вокзале.
Словно чужим стал мне город огромный,
Я одинокий, больной и бездомный.

Петя горько плачет, рядом с ним присаживается на скамейку Владимир Сергеевич.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Эх ты, Петя! Опять попусту время теряешь. Послушай, Петя, слезами горю не поможешь.
ПЕТЯ (утирает слезы бородой). А как вы меня узнали с бородой?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Да, узнать тебя теперь непросто.
ПЕТЯ. А кто вы такой?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Зовут меня Владимир Сергеевич, я - добрый волшебник.
ПЕТЯ. А разве они бывают?

ПЕСНЯ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА
Волшебники живут кругом
Ты кое с кем из них знаком
Обычный с виду человек
Не так уж он и прост.

Смотри, какие чудеса
Случаются за полчаса
Ты постарел на целый век
И бородой зарос.

ПРИПЕВ
Я волшебник, я волшебник,
Между нами говоря,
Я волшебник, я волшебник
Дети верят в нас не зря.
Если ты в меня не веришь,
Я исчезну сей же миг
Если ты в меня не веришь,
Ты действительно старик.

Но жизнь устроена хитро.
Одни всегда творят добро,
Другие всюду сеют зло
И нет конца борьбе.
Узнав, какая здесь беда,
Я тотчас поспешил сюда
И раз тебе не повезло,
Я помогу тебе.

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Дело в том, что люди, которые теряют время даром, сами не замечают, как стареют. Этим и воспользовались злые волшебники.
ПЕТЯ. Какие волшебники? Как воспользовались?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Они украли молодость у тебя и ещё у троих ребят. Потерянное вами время злые волшебники забрали себе. Вот и стали вы старыми стариками, а злые волшебники - малыми детьми.
ПЕТЯ. И я навсегда останусь стариком?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. К счастью, так устроено на свете: из любой беды может спастись человек. Если тебе удастся разыскать ещё троих ребят, которые так же, как и ты, превратились в стариков, вы вместе сможете вернуть себе молодость. Знаком тебе Вася Зайцев?
ПЕТЯ. С Васькой мы друзья.
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. А Марусю Поспелову и Наденьку Соколову ты знаешь?
ПЕТЯ. А-а, эти, выбражули из 3-го «А»?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Сегодня ровно в полночь вы должны перевести стрелки на семь оборотов назад на часах, которые висят на стене в избушке у злых волшебников. И тогда вы снова станете детьми, а злые волшебники исчезнут. Но, смотрите, не опоздайте, иначе вам уже никто не поможет. Поторопись, разыскать друзей нелегко, ведь они тоже состарились.
ПЕТЯ. Спасибо, Владимир Сергеевич! Я побегу, я разыщу! Ой, а где избушка злых волшебников?
ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ. Я объясню тебе, как найти туда дорогу.

КАРТИНА 9

Около скамейки в парке стоит состарившаяся Наденька Соколова. К этой же скамейке подходит состарившаяся Маруся Поспелова, оглядывается. Некоторое время обе они стоят около скамейки, затем присаживаются.

НАДЯ. Скажите, вы тут никакую девочку не видели?
МАРУСЯ. Нет, не видела. А вы случайно по дороге никакую девочку не встречали?
НАДЯ. Нет, не встречала. (МОЛЧАНИЕ.)
МАРУСЯ. Мы тут договорились с одной девочкой встретиться, а она не пришла почему-то.
НАДЯ. Ничего, подождите, может, придет скоро. Вот у меня тоже подружка есть, вечно везде опаздывает. Так и приходится её ждать каждый раз.
МАРУСЯ. Значит, вы тоже девочку ждете. А какая вам нужна девочка?
НАДЯ. Ой, вы её сразу узнаете, она толстая такая, конопатая, и нос у неё такой (показывает) курносый.
МАРУСЯ (смеётся). А моя подружка, знаете, какая? Тощая, как шкилетина и вот с такими ушами (показывает). А как зовут вашу девочку?
НАДЯ. Маруся. А фамилия такая смешная… (хохочет)
МАРУСЯ (настороженно) Какая фамилия?
НАДЯ. Поспелова! Вот смеху-то: Поспелова! Какая ж она Поспелова, когда она самая настоящая Опоздалова?!
МАРУСЯ. Вы откуда меня знаете?
НАДЯ. Ниоткуда я вас не знаю, я вас вообще в первый раз вижу.
МАРУСЯ. Вам что, Надька Соколова про меня наболтала?
НАДЯ. Это я Надя Соколова. Это меня так зовут.
МАРУСЯ. А меня, между прочим, Марусей зовут. Маруся Поспелова, Поспелова, а вовсе и не Опоздалова! И никакая я не толстая, и нос у меня нормальный, а не вот такой! (показывает)
НАДЯ. (Смеётся) Какая же вы Маруся? Марусю я знаю, она девочка.
МАРУСЯ. А я кто, по-вашему? Мальчик, что ли?
НАДЯ (Смеётся) А вы бабушка пожилая.
МАРУСЯ. Сами вы пожилая, а я девочка, я в школу хожу. Ну, где эта Надя опять опаздывает? Расскажу ей про вас - вот смеху-то будет!
НАДЯ. Так ведь я же вам говорю, что Наденька Соколова - это я и есть.
МАРУСЯ. Нет, Надя не такая. Наде скоро десять исполнится, а вам, наверное, сто десять уже стукнуло. Вы хоть в зеркало себя видели? (Достаёт из сумочки зеркальце, показывает его Наде. Увидев своё отражение, Надя падает в обморок. Маруся удивлённо пожимает плечами, смотрится в зеркало сама, падает рядом.)
Не заметив двух лежащих за скамейкой старушек, на эту же скамейку присаживается отдохнуть настоящая бабушка. К ней подбегает Петя Зубов.
ПЕТЯ. Бабушка, вы школьница? Вам сколько на самом деле лет?
БАБУШКА. Ну, знаете ли! Это неприлично, в конце концов, спрашивать у дамы о возрасте! (возмущенно встает)
ПЕТЯ. Извините, пожалуйста, я не хотел, понимаете…
Слышится звон разбитого стекла, через несколько секунд появляется состарившийся Вася Зайцев. Он несется, сломя голову, и сбивает Петю с ног.
БАБУШКА. Пожилые люди, а ведут себя, как дети малые! (возмущенно уходит)
ПЕТЯ. Васька?
ВАСЯ (пряча в карман рогатку) Это не я, я нечаянно, я больше не буду. (Пытается убежать, Петя догоняет его, хватает за руку.)
ПЕТЯ. Да постойте, послушайте, сколько вам лет?
ВАСЯ. Ну, десять, а что?
ПЕТЯ. Ты - Васька Зайцев?
ВАСЯ. Ну и что?
ПЕТЯ. А то, что я - Петька Зубов! Я тебя по всему городу ищу.
ВАСЯ. Вы чего, дедушка, на солнышке перегрелись? Отпустите меня, я сейчас взрослых позову!
ПЕТЯ. А ну-ка замолчи и послушай меня, а то сейчас как тресну! (замахивается)
ВАСЯ. Помогите! Мама! Ребенка обижают!
ПЕТЯ. Значит, ты до сих пор ничего не заметил… Ты теперь не ребенок, Вася. Ты теперь старик, такой же, как я.
ВАСЯ. Врете.
ПЕТЯ. А ты голову свою потрогай (снимает с него кепку.)
ВАСЯ (гладит себя по лысине) Ой, что это?
ПЕТЯ. Это твоя лысина, Васька. Но ты не расстраивайся, зато у тебя борода еще длиннее моей выросла.
ВАСЯ. Не нужна мне никакая борода, не хочу я лысым ходить.
ПЕТЯ. А если не хочешь всю жизнь лысым ходить, то пойдем скорей со мной. Теперь мы с тобой должны найти Надю и Марусю из 3-го «А», они тоже состарились.
ВАСЯ (заметил торчащие из-за скамейки четыре ноги) Смотри!
ПЕТЯ. Может, они?
Друзья начали приводить в чувства «бессознательных» бабушек: и тетрадками их обмахивали, и по щекам били, и даже искусственное дыхание пробовали - не помогло.
ПЕТЯ. Ну что нам с ними делать, время-то идет!
ВАСЯ. (старушкам) Не хотите по-хорошему подниматься - сами виноваты.
(Засунул два пальца в рот да ка-а-ак засвистел! Тут не только Надя и Маруся подскочили, но даже Петя подпрыгнул от неожиданности.)
НАДЯ. Где я?
МАРУСЯ. Кто я?
НАДЯ И МАРУСЯ (хором). Что со мной?
ПЕТЯ. Скажите, это вы - Надя и Маруся из 3-го «А»?
НАДЯ. Я Надя Соколова.
МАРУСЯ. А я Маруся Поспелова. А вы кто?
ПЕТЯ. Я - Петя Зубов, а это - Вася Зайцев.
НАДЕНЬКА. Это - Васька?! (смеётся). Такой лысый?
ВАСЯ. Сейчас как врежу!
ПЕТЯ. Перестаньте ссориться, мы теряем время! Или вы хотите остаться старыми навсегда?
МАРУСЯ. Не хотим. А что делать?
НАДЯ. Что случилось?
ПЕТЯ. Идёмте за мной. Я вам по дороге все объясню.

КАРТИНА 10
Зашли ребята в самую чащу леса. А вокруг тишина, только старые сосны скрипят, качаясь, да где-то сова ухает.
ПЕТЯ. Вот она - избушка! (заглядывает в окно).
МАРУСЯ. Есть там кто-нибудь?
ПЕТЯ. Все четверо. Спят.
НАДЕНЬКА. А часы видишь?
ПЕТЯ. Ой! Одна минута осталась.
ВАСЯ. Бежим!
МАРУСЯ. Скорей!
Ребята забежали в избушку. Петя запнулся об табуретку, и от грохота проснулись злые волшебники. Завязалась драка.
СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. Держите их, Пантелей Захарович, не подпускайте их к часам!
ПЕТЯ. За мной!
ВАСЯ. Я вам покажу, как наше время воровать!
ОЛЬГА КАПИТОНОВНА. Держите её, Марфа Васильевна!
Марфа Васильевна пытается удержать Наденьку, Ольга Капитоновна - Марусю, Петя сражается с Сергеем Владимировичем. Вася побеждает Пантелея Захаровича и приходит Пете на помощь. Петя подбегает к часам. Часы начинают бить. Петя переводит стрелки назад, все хором считают до семи.
Дым, звон, темнота. Злые волшебники исчезают. Петя, Вася, Маруся и Наденька снова становятся детьми: «УРА!»

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Пусть говорят, что сказка ложь,
А в ней намек, и ты поймешь:
Потратить время очень просто,
А вот обратно не вернешь.

Тик-так, тик-так, - а в чем же суть?
О самом главном не забудь,
Что если ты теряешь время,
Его находит кто-нибудь.

ПРИПЕВ
День за днем, за годом год
Тик-так, тик-так.
Время движется вперёд.
Тик-так, тик-так.
Час за часом просто так,
Тик-так, тик-так.
Это вовсе не пустяк
Тик-так, тик-так.

И чтоб не даром жизнь прожить,
И о прошедшем не тужить,
Нам нужно каждою минутой
И каждым часом дорожить.
Тик-так, тик-так, - о том и речь,
Что время надобно беречь.
Ну, вот и нам пора прощаться,
До новых встреч, до новых встреч.

Жил-был на свете один учёный, настоящий добрый волшебник, по имени Иван Иванович Сидоров. И был он такой прекрасный инженер, что легко и быстро строил машины, огромные, как дворцы, и маленькие, как часики. Между делом, шутя, построил он для дома своего чудесные машины, лёгкие как пёрышки. И эти самые машинки у него и пол мели, и мух выгоняли, и писали под диктовку, и мололи кофе, и в домино играли. А любимая его машинка была величиной с кошку, бегала за хозяином, как собака, а разговаривала, как человек. Уйдёт Иван Иванович из дому, а машинка эта и на телефонные звонки отвечает, и обед готовит, и двери открывает. Хорошего человека она пустит в дом, поговорит с ним да ещё споёт ему песенку, как настоящая птичка. А плохого прогонит да ещё залает ему вслед, как настоящий цепной пёс. На ночь машинка сама разбиралась, а утром сама собиралась и кричала:

– Хозяин, а хозяин! Вставать пора!

Иван Иванович был хороший человек, но очень рассеянный. То выйдет на улицу в двух шляпах разом, то забудет, что вечером у него заседание. И машинка ему тут очень помогала: когда нужно – напомнит, когда нужно – поправит.

Вот однажды пошёл Иван Иванович гулять в лес. Умная машинка бежит за ним, звонит в звоночек, как велосипед. Веселится. А Иван Иванович просит её:

– Тише, тише, не мешай мне размышлять.

И вдруг услышали они: копыта стучат, колёса скрипят.

И увидели: выезжает им навстречу мальчик, везёт зерно на мельницу. Поздоровались они.

Мальчик остановил телегу и давай расспрашивать Ивана Ивановича, что это за машинка да как она сделана.

Иван Иванович стал объяснять.

А машинка убежала в лес гонять белок, заливается, как колокольчик. Мальчик выслушал Ивана Ивановича, засмеялся и говорит:

– Нет, вы прямо настоящий волшебник.

– Да вроде этого, – отвечает Иван Иванович.

– Вы, наверное, всё можете сделать?

– Да, – отвечает Иван Иванович.

– Ну, а можете вы, например, мою лошадь превратить в кошку?

– Отчего же! – отвечает Иван Иванович.

Вынул он из жилетного кармана маленький прибор.

– Это, – говорит, – зоологическое волшебное стекло. Раз, два, три! – И направил он уменьшительное волшебное стекло на лошадь.

И вдруг – вот чудеса-то! – дуга стала крошечной, оглобли тоненькими, сбруя лёгонькой, вожжи повисли тесёмочками. И увидел мальчик: вместо коня запряжена в его телегу кошка. Стоит кошка важно, как конь, и роет землю передней лапкой, словно копытом. Потрогал её мальчик – шёрстка мягкая. Погладил – замурлыкала. Настоящая кошка, только в упряжке.

Посмеялись они.

Тут из лесу выбежала чудесная машинка. И вдруг остановилась как вкопанная. И стала она давать тревожные звонки, и красные лампочки зажглись у неё на спине.

– Что такое? – испугался Иван Иванович.

– Как что? – закричала машинка. – Вы по рассеянности забыли, что наше увеличительное зоологическое волшебное стекло лежит в ремонте на стекольном заводе! Как же вы теперь превратите кошку опять в лошадь?

Что тут делать?

Мальчик плачет, кошка мяучит, машинка звонит, а Иван Иванович просит:

– Пожалуйста, прошу вас, потише, не мешайте мне размышлять.

Подумал он, подумал и говорит:

– Нечего, друзья, плакать, нечего мяукать, нечего звонить. Лошадь, конечно, превратилась в кошку, но сила в ней осталась прежняя, лошадиная. Поезжай, мальчик, спокойно на этой кошке в одну лошадиную силу. А ровно через месяц я, не выходя из дому, направлю на кошку волшебное увеличительное стекло, и она снова станет лошадью.

Успокоился мальчик.

Дал свой адрес Ивану Ивановичу, дёрнул вожжи, сказал: «Но!» И повезла кошка телегу.

Когда вернулись они с мельницы в село Мурино, сбежались все, от мала до велика, удивляться на чудесную кошку.

Распряг мальчик кошку.

Собаки было бросились на неё, а она как ударит их лапой во всю свою лошадиную силу. И тут собаки сразу поняли, что с такой кошкой лучше не связываться.

Привели кошку в дом. Стала она жить-поживать. Кошка как кошка. Мышей ловит, молоко лакает, на печке дремлет. А утром запрягут её в телегу, и работает кошка, как лошадь.

Все её очень полюбили и забыли даже, что была она когда-то лошадью.

Так прошло двадцать пять дней.

Ночью дремлет кошка на печи.

Вдруг – бах! бум! трах-тах-тах!

Все вскочили.

Зажгли свет.

И видят: печь развалилась по кирпичикам. А на кирпичах лежит лошадь и глядит, подняв уши, ничего со сна понять не может.

Что же, оказывается, произошло?

В эту самую ночь принесли Ивану Ивановичу из ремонта увеличительное зоологическое волшебное стекло. Машинка на ночь уже разобралась. А сам Иван Иванович не догадался сказать по телефону в село Мурино, чтобы вывели кошку во двор из комнаты, потому что он сейчас будет превращать её в лошадь. Никого не предупредив, направил он волшебный прибор по указанному адресу: раз, два, три – и очутилась на печке вместо кошки целая лошадь. Конечно, печка под такой тяжестью развалилась на мелкие кирпичики.

Но всё кончилось хорошо.

Иван Иванович на другой же день построил им печку ещё лучше прежней.

А лошадь так и осталась лошадью.

Но правда, завелись у неё кошачьи повадки.

Пашет она землю, тянет плуг, старается – и вдруг увидит полевую мышь. И сейчас же всё забудет, стрелой бросается на добычу.

И ржать разучилась.

Мяукала басом.

И нрав у неё остался кошачий, вольнолюбивый. На ночь конюшню перестали запирать. Если запрёшь – кричит лошадь на всё село:

– Мяу! Мяу!

По ночам открывала она ворота конюшни копытом и неслышно выходила во двор. Мышей подкарауливала, крыс подстерегала. Или легко, как кошка, взлетала лошадь на крышу и бродила там до рассвета. Другие кошки её любили. Дружили с ней. Играли. Ходили к ней в гости в конюшню, рассказывали ей обо всех своих кошачьих делах, а она им – о лошадиных.

И они понимали друг друга, как самые лучшие друзья.

Сказка о потерянном времени

Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.

– Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.

А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:

– Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!

А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

– Кто меня зовёт?

– Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.

– А я и сам удивляюсь, – отвечает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.

Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю да как вскрикнет:

Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:

– Тётя Наташа, что с вами?

– Как что? – отвечает тетя Наташа. – Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

– Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я – Петя, ученик третьего класса.

– Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тётя Наташа.

Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.

Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.

Крикнул он басом:

– Мама! – и выбежал прочь из школы.

Бежит и думает: «Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало».

\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий для школы "Сказка о потерянном времени" (Е. Шварц)

Сценарий разработала и прислала: Галина

Действующие лица:

Волшебники:

  • Василий Перфирьевич-(В.П. )
  • Михаил Михайлович-(М.М. )
  • Мария Ивановна-(М.И. )

Дети:

  • 1 мальчик-(1м. )
  • 2 мальчик-(2м. )
  • девочка-(Д. )

Другие:

  • Милиционер-(Мил. )
  • Женщина-(Ж.)
  • Дедушка-(Дед. )
  • Таня-(Таня)
  • Коля-(Коля)

Действие 1.

(Сказочный лес. Волшебники идут друг за другом и поют песню.)

Песня волшебников.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем Шёл однажды кое-как в кой-какую школу, Шёл однажды кое-как и ловил ворон, А за ним - тик-так, тик-так - времени вагон! Припев: А мы всё время убиваем время, Проматываем, прожигаем время. А где берём всё время это время - Об этом мы не скажем никому! И пока ловил ворон кое-кто с портфелем, Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой, А бородку-то ему дал на память он, Чтобы было кой-кому чем ловить ворон! Припев.

(Волшебники шепчутся.)

В.П . - Сверим часы. Пошли!

(Расходятся в разные стороны.)

Действие 2.

Перед школой. Звонок на урок. Ученики бегут в школу.

1 м . - Зубрилы побежали!

(1м. и девочка расходятся в разные стороны. Девочка играет в классики.)

М.И. подглядывает за девочкой.

Появляется 2 м. и разбивает стекло из рогатки. Старик (М.М. ) подглядывает.

1м. кривляется перед витриной. К нему подходит В.П.

В.П. - Ты чего тут делаешь?

1 м. - Я? Ничего.

В.П. - Совсем ничего?

1 м. - Совсем.

В.П. - Совсем, совсем, совсем ничего не делаешь?

1 м. - Да ничего я не делаю.

В.П. - Вот и хорошо. Вот и отлично. Спасибо тебе, мальчик, большое спасибо.

В.П. жмёт руку 1 м. и они превращаются друг в друга.

1 м. - Вот это да! Дяденька, вы фокусник?

В.П. - Фокусник, фокусник. А ну, закрой глаза - ещё не то увидишь!

(1 м. закрывает глаза. В.П. уходит.)

1 м. - Пора? Дяденька, пора?

Пора - не пора, открываю глаза! (замечает бороду)

Ой! Что это? Ой!

(Бежит к милиционеру)

1 м. - Дяденька, кто я?

Милиционер - Простите, дедушка, не понял?

(1 м. разворачивается и уходит, плача. Садится на скамейку. К нему подходит М.И. - девочка.)

М.И. - Что, допрыгался?

1 м. - Дяденька, это Вы?

М.И. - Дяденька? А с тобой который работал?

1 м. - Где он, который худой?

М.И. - Слушай меня. Ты как ленился? Я спрашиваю - время ты как профукивал?

1м. - Да ничего я не делал! Я с отражением играл.

М.И. - Да ты что! А во что?

1м. - Во всё. Язык ей показывал.

М.И. - Надо-же! Талантливо! А моя бездарь - на одной ножке скакала.

(Бежит девочка, превращенная в старуху.)

Д. - А ну, держи её! Держи, кому говорю?

(М.И. из-за угла)

М.И. - Привет бабушке!

Д. - Лопух! Растяпа!

1м. - Ты чего?

Д. -Расчевокался! Кричали тебе - держи.

1м. - А чего она такого сделала?

Д. - Тебе-то ничего, а мне - чего. Я какая? Видишь?

1м. - Противная.

Д. - Что?

1м. - А какая?

Д. - Старая. А какая была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Нормальная - молодая. А какая она была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Старая! А какой сделалась?

1м. - Слушай! Мой тоже стариком был. И тоже молодым стал. А я?

Д. - Я? Я? Давай - за мной!

(Уходят)

Д. - Умные какие - детей в стариков превращать! Со мной такие фокусы не пройдут!

1м. - Точно! И у меня фокусник был.

(Подходят к забору. За ним - стройка. Смотрят в дырку в заборе. Разбивается стекло. Бежит М.М. с рогаткой. За ним милиционер. М.М. пролезает в забор.)

Мил. - Где мальчик?

1м. - Там. В лесу.

Д. - Какой он мальчик? Он один из них. Ловите его.

(Мил. смотрит через забор - стройка.)

Мил. - Да где ж там лес-то? Эх, старость - не радость.

(Дети проверяют)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Дошло.

Д. - А до меня - нет. Лезь за мной.

1м. - Страшно!

Д. - Ну, где ты там? Давай быстрее сюда. Ты что, хочешь навсегда стариком остаться?

(1м. перелезает через забор. Они оказываются в сказочном лесу)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Нет.

Д. - Они здесь живут.

Видишь, как намусорили? Что, у них, дежурных что ли нету?

(Подходят к часам, которые идут в обратную сторону)

Действие 3.

(В доме волшебников)

В.П. - Вы меня просто удивляете, Марь Иванна! Какое легкомыслие - подойти и выболтать все наши секреты.

М.И. - Да будет Вам, Василий Парфирьич.

М.М. - (поет) А мы всё время

Убиваем время…

В.П. - Михал Михалыч, ну прекратите, наконец, своё дурацкое пение.

Вы, Марь Ивана, простите, только о себе думаете. Вы же ему подсказали, что мы его время украли. Более того - Вы ему самую суть раскрыли.

М.И. - Это какую же, какую?

М.М. - (поет) А вот какую (2 раза)

Я вот кукую (2 раза)

В.П. - Это я или Вы спрашивали его - как он ленился? Это я или Вы дали ему возможность догадаться, что только у лентяев и можно украсть время?

М.М. - (поет) Только у лентяев (2 раза)

Можно времечко украсть.

В.П. - Михал Михалыч, да прекратите Вы своё пение или нет?

М.М. - (поет) Лопнуло терпение -

Прекращаю пение. (разбивает стекло в домике)

В.П. - Намёк я Ваш понял, Михал Михалыч, но между прочим колотить стёла и витрины лучше в лесу, а не в городе, где мы с вами работаем, и где сегодня Вы троих навели на наш след. А что, если они сюда заявятся? А?

М.И. - Ну и зануда Вы, Василий Парфирьич.

В.П. - А. Так, по-вашему я - зануда?

М.И. - Да, да!

В.П. - А знаете ли вы, что лентяи сейчас на вес золота? Это вам не 10 лет назад! Лентяй другой пошёл. Он для чего с уроков удирает? Чтобы в окна из рогатки стрелять? Нет, дорогие, нет! Он теперь хобби занимается.

М.И. - Ха-ха-ха! Хобби!

В.П. - Разве с таким лентяем поработаешь? Он тебе ни минуты не даст.

М.И. - Да ну Вас! В кои-то веки я с лоботрясом поговорила - а уж крику-то, крику! Что же по-вашему - они вот так прямо и догадались, что надо найти третьего, попасть в кой-какой тупик, кой на что влезть, и кой куда заглянуть. Найти в кой-каком лесу кой-какую избушку и кой-какие часы перевести в кой-какую сторону. Тьфу! С Вами сама занудой станешь.

М.М. - А пробьёт 12 (2 раза)

Их время станет нашим навсегда! (разбивает стекло)

Д. - Попасть в кой-какой тупик.

1м. - Попали.

Д. - Залезть кой-куда.

1м. - На забор.

Д. - Кой-куда спрыгнуть.

1м. - В лес.

Д. - Найти кой-какую избушку.

1м. - Нашли.

Д. - И кой-какие стрелки перевести в кой-какую сторону. За мной!

1м. - Куда?

Д. - Искать третьего.

(убегают)

Действие 4.

(В городе)

Подходят к женщине.

1м. - Простите, дедушка…

Ж. - Кто? Дедушка? Какой я вам дедушка? Ещё скажите - бабушка! Нахальство какое.

Подходят к дедушке.

Д. - Дедушка, Вы настоящий или с Вами тоже работали?

Дед. - Простите, что значит - настоящий? А какой же я, по-вашему, деревянный?

1м. - Настоящий.

Д. - Да.

2м. - (в виде дедушки) А, ну-ка, мальчик, переведи меня через дорогу.

Коля - Пожалуйста.

2м. - Молодец! Иди - уроки учи. Отличником будешь.

2м. - (смеётся) А, ну-ка, девочка, переведи меня на другую сторону.

Таня - Сейчас, дедушка.

2м. - Эх, старших не уважаешь! Торопишься куда-то. С ноги сбиваешься. Веди назад!

(Подходят 1м. и Д. )

Д. - Дедушка шутит. Ты иди, девочка, иди. Мы сами его переведём.

2м. - Эй, старики, вы чего?

(Разговор на скамейке)

2м. - Нет, старики, это не для меня. Кое-куда идти, кое-чего переводить. А для чего? Снова уроки зубрить, контрольные писать, диктанты! Да мне это вот как надоело. Давайте, старики, так - время каждый сам терял - пускай каждый сам себе его и возвращает.

(Все молчат)

Мы что - в молчанку играем?

Ну, как хотите.

Ну, старики, не жмите на психику.

В общем - я пошёл, старики. (Встаёт, делает 2 шага вперёд - оборачивается)

Нет, я серьёзно. Я ведь уйду. Ну, чего расселись - сидите, а время-то не ждёт. Айда в ваше кой-куда!

Действие 5.

(Сказочный лес)

В доме волшебников -

В.П. - (в телефонную трубку) Алло! Вася, это я Парфирьич.

М.И. - (крутит обруч)

М.М. -(бегает с пистолетом) Та-та-та-та-та!

Дети подходят к часам и поворачивают стрелки в обратную сторону. В доме все замирают на месте. Часы бьют 12 раз. Волшебники превращаются в стариков, а дети - в детей.

Дети - (хором) УРА!

Действие 6.

Перед школой. Звенит звонок. Школьники бегут в школу. Сзади идут 2м. , Д, 1м. 1м. останавливается перед витриной и начинает по привычке кривляться. Вдруг видит в отражении бороду.

1м. - Ой! Ой-ой-ой! (бежит в школу) Машет рукой.