Профессиональная вспышка. Как выбрать вспышку для студийной съемки

Любой человек, имевший дело с фототехникой, пусть даже в виде камеры смартфона, знает, что качество фотографий сильно зависит от освещения. При слабом свете фотографии не получаются, либо имеют низкое качество. При этом, чем ярче освещен объект, тем больше простор для выбора настроек. Освещение может быть естественным (например, солнце) или искусственным. Искусственное освещение, в свою очередь, может быть постоянным или импульсным . Импульсным освещением являются различные устройства, объединяемые общим понятием “вспышка”. Именно о них будет наша статья.

Для начала, расскажем о достоинствах и особенностях фотовспышек.

    Энергоэффективность. Вспышка, как можно понять, работает очень малый промежуток времени. Если быть точным, это время даже меньше, чем выдержка обычной фотокамеры. Поэтому энергия источника питания не будет тратиться на создание потока света, когда он не нужен.

    Единство цветовой температуры. Все вспышки имеют одинаковую цветовую температуру. То есть, если вам нужно использовать одновременно несколько вспышек, можно использовать разные, от разных производителей.

    Широкие творческие возможности. Вспышки имеют высокую яркость, благодаря чему можно использовать отраженный свет, либо свет, прошедший через какой-либо рассеиватель. Яркость вспышек может быть сильнее, чем у прямых солнечных лучей: вы даже на ярком солнце можете создать тот светотеневой рисунок, который вам нужен.

    Удобство. Современные фотовспышки надежны, имеют простое управление и небольшую стоимость. Например, пара накамерных вспышек легче, чем набор объективов для камеры со сменной оптикой, но дает не меньшие творческие возможности.

Как говорилось, все фотовспышки достаточно четко разделяются на накамерные и студийные. Расскажем о них по отдельности.

Накамерные вспышки

Накамерные вспышки, как понятно из их названию, устанавливаются на камеру, снабженную так называемым “горячим башмаком”. Данные крепления, несмотря на внешнюю схожесть, имеют разное расположение электрических контактов, поэтому накамерные вспышки в большинстве случаев рассчитаны на камеры определенного производителя.


Внимательнее рассмотрев крепление у какой-либо вспышки, мы увидим, что контактов достаточно много, благодаря чему становится понятно: они служат для передачи данных. Это связано с автоматическими режимами работы камеры, о чем рассказано ниже.

Будучи портативными устройствами, накамерные вспышки имеют облегченную конструкцию, то есть пластиковый корпус и оптику.

При выборе накамерной вспышки следует обратить внимание на следующее:

Фокусное расстояние

Накамерные вспышки с помощью собственной встроенной оптики могут “подстраиваться” под эквивалентное фокусное расстояние объектива. Собственно, в настройках вспышки вы можете указать это фокусное расстояние, дабы максимально эффективно использовать её мощность.


Ведущее число

Это условная величина, измеряемая в метрах, характеризующая мощность вспышки.

В основных характеристиках накамерных вспышек всегда указывается ведущее число на максимальном зуме вспышки, так как оно просто больше. На это стоит обратить внимание. Поэтому современные вспышки с ведущим числом 60 на фокусном расстоянии 200 мм не отличаются по мощности от вспышек предыдущего поколения с ведущим числом 58 на 120 мм.

Режимы

Вход для синхрокабеля представляет собой разъем jack 3,5 мм, реже jack 6,3 мм (аналогичен аудио разъему наушников). При замыкании его контактов срабатывает вспышка. Для этого на фотокамерах может присутствовать так называемый PC-разъем, который и соединяется со вспышкой синхрокабелем для синхронизации вспышки со срабатыванием разъема камеры.

Для несложных задач студийной съемки могут использоваться так называемые лампы-вспышки. Они представляют собой вспышку в корпусе, рассчитанном под патрон E27, отличаются низкой ценой и простотой в использовании. Минус таких вспышек - невысокая мощность.


Выводы

Рассматривая основные характеристики современных вспышек, приходишь к выводу, что они не так сильно меняются со временем. Например, десять лет назад функционал накамерных и студийных вспышек был очень схож с тем, что есть сейчас. Однако, с приходом китайских производителей поменялось и кое-что очень важное - цена. Она уменьшилась в три-четыре раза, как на накамерные, так и на студийные вспышки (относительно стоимости фотоаппаратов и объективов). В итоге, съемка с искусственным освещением стала доступной, многие покупают студийный свет в личное пользование. Так что, если вы задумываетесь о том, как реализовать творческие возможности вашей камеры, советуем присмотреться именно к различным фотовспышкам.

Артем Кашканов, 2017

Многие фотолюбители, насытившись всеми «прелестями» встроенной вспышки рано или поздно озадачивается выбором вспышки внешней. В этой статье я приведу краткие рекомендации, которые, вероятно, помогут вам купить такую внешнюю вспышку, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.

В первую очередь нужно осознавать, для чего на самом деле нужна внешняя вспышка. Вероятно, начитавшись статей в Интернете, вы уже знаете, что внешняя вспышка обладает большим ведущим числом, то есть, мощнее встроенной и имеет больший радиус действия. Это безусловный плюс, но не главный. Главное достоинство внешней вспышки - она позволяет снимать не в прямом, а в отраженном свете, который обеспечивает более плавное заполнение помещения светом и делает светотеневой рисунок более художественным, чем прямое освещение (вспышка в лоб).

Внешние вспышки бывают разных классов и стоят они по-разному. Бывает даже так, что вспышка стоит дороже камеры. Чем обусловлена такая разница в цене? Неужели только ведущим числом? Нет, есть другие немаловажные параметры, о которых пойдет речь ниже.На что нужно обращать внимание, выбирая вспышку?

Голова вспышки

Голова вспышки должна поворачиваться. Причем, не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении. Это дает большую свободу в выборе отражающей поверхности - ведь свет вспышки можно отражать не только от потолка, но и от стены. Также возможность поворота головы вспышки в горизонтальной плоскости незаменима, если нам нужно снимать вертикальные кадры, отражая свет от потолка.

Ведущее число

Ведущее число - важный, но не критичный параметр. Современные вспышки профессионального класса имеют ведущее число 50-60 (что примерно соответствует эффективной дальности действия 25-30 метров и больше) . На самом деле это востребовано только при съемке в очень больших помещениях с телеобъективом. Для большинства сюжетов достаточно вспышки с ведущим числом 25-30, в т.ч. для свадебной фотографии. Недостаток ведущего числа легко компенсируется повышением ISO, что для большинства современных камер не проблема.

Режимы "ведущая" и "ведомая"

Внешние вспышки могут работать отдельно от камеры. Можно создавать световые схемы, в которых участвует несколько вспышек. При этом одна вспышка ведущая (master), остальные - ведомые (slave). Функцией ведущей обладают, как правило, только вспышки верхнего ценового диапазона. В них встроен радиопередатчик, который подает остальным вспышкам команду на срабатывание. Если в ваших планах есть съемка с использованием сразу нескольких вспышек, одна из них должна уметь быть «ведущей».

Еще один способ использовать сразу несколько вспышек - это световая синхронизация. Для работы с ней нужно, чтобы дополнительные источники света имели «световую ловушку» - устройство, которое реагирует на внешний световой импульс и заставляет источник света срабатывать синхронно с ним. Такой способ синхронизации достаточно широко используется при студийной съемке, в качестве освещения используются моноблоки - мощные импульсные источники света, работающие от электрической розетки. Что делать, если у вспышки нет функции «master»? Означает ли это, что она непригодна для профессиональной съемки? Нет, не означает. При установке на камеру она ведет себя точно также как и более дорогая модель. Один в один! Более того, ее можно снять с камеры, установить на отдельный штатив и «поджигать» с помощью радиосинхронизатора - спаренного устройства, состоящего из передатчика и приемника. Передатчик ставится на горячий башмак камеры, приемник подключается к вспышке. Некоторые вспышки имеют встроенную световую ловушку, для них «мастером» может выступать даже встроенная вспышка!

Диапазон фокусных расстояний

Возможно, звучит странно, но эта характеристика у вспышки тоже есть! Вспышка умеет менять угол рассеивания света в зависимости от фокусного расстояния объектива. Это позволяет при съемке с длиннофокусным объективом использовать более узкий и направленный пучок света и не тратить энергию на освещение всего помещения. Большинство вспышек поддерживают зумирование в диапазоне 24-105 мм. Иногда имеется широкоугольный рассеиватель, который обеспечивает равномерное освещение кадра при съемке на фокусном расстоянии 16-17 мм.

Выдвижной отражатель (белая карта)

Вспышки подороже помимо широкоугольного рассеивателя имеют выдвижной отражатель. Он используется при съемке со вспышкой в потолок. При этом часть светового потока отражается от отражателя и подсвечивает тени, под бровями и подбородком. Также наличие белой карты добавляет блик в глазах модели, делая их более выразительными и "живыми". Отсутствие выдвижного отражателя - не критичный недостаток. Он может быть заменен самодельным, либо просто визиткой, которая крепится к голове вспышки при помощи резиночки.

Быстрая синхронизация

К числу дополнительных полезных функций можно причислить быструю синхронизацию. Обычно минимальная выдержка срабатывания вспышки ограничена 1/200…1/250 секунды. Это связано со спецификой работы затвора зеркальной камеры. При более короткой выдержке шторка затвора открываются не полностью, а выглядит как узкая «щель».

Эта «щель» пробегает сверху вниз и последовательно засвечивает сенсор.Эта ограничивает применимость вспышки при съемке на улице в солнечный день для смягчения теней. Чтобы растянуть выдержку до 1/250 секунды, можно прикрыть диафрагму, но это увеличит ГРИП - это не всегда на пользу. Однако, если вспышка умеет искусственно «растягивать» длительность импульса на то время, когда «щель» пробегает вдоль матрицы, становится возможна съемка на более коротких выдержках. Это и называется быстрой синхронизацией.

Синхронизация по первой и второй шторке

У большинства внешних вспышек можно настроить тот момент, когда она будет срабатывать - по открытию затвора или по его закрытию. При съемке статичных сюжетов разницы нет никакой, но при съемке динамики разница кардинальная - по первой шторке шлейф от движения объекта направлен вперед, по второй шторке - назад. Это может дополнительно подчеркнуть динамику.

Оригинал или неоригинал?

Традиционно считается, что лучше покупать вспышки оригинальные. При этом гарантируется 100% совместимость, которая сэкономит вам массу нервов и, возможно, денег. Представьте себе ситуацию - вы снимаете свадьбу, какой-то ответственный момент, например, первый поцелуй. Вот-вот, он тот самый момент, жмете кнопку и… БАХ! Вспышка «лупит» на полную мощность и безнадежно засвечивает снимок. Если вы используете оригинальную вспышку, вероятность такого неприятного момента стремится к нулю. Неоригинал может подвести. Меня как-то подвел.Из этого можно сделать вывод - если вы занимаетесь выполнением ответственных заказов, я бы однозначно рекомендовал не пожалеть денег и купить оригинальную вспышку. Пусть не такую мощную, как китайская за эти же деньги, но «родную». Окупится!

Для домашней фотосъемки, и неторопливых постановочных фотосессий с большим количеством дублей вполне сгодится и неоригинальная вспышка, благо, сейчас их качество заметно подросло по сравнению с тем, что было на заре моего репортажного фототворчества.

Аккумуляторы или батарейки?

Вспышки работают обычно от 4 элементов питания АА («пальчиковые» батарейки). Я бы рекомендовал сразу приобрести аккумуляторы. Как показывает практика, комплекта аккумуляторов емкостью 2700мА/ч хватает примерно на полторы тысячи срабатываний, иногда больше - зависит от условий съемки. Батарейки садятся заметно быстрее. Если вы не планируете регулярно фотографировать репортаж, вам будет достаточно купить один комплект аккумуляторов и в случае чего, покупать батарейки для подстраховки. Никто не запрещает купить несколько комплектов аккумуляторов, но почти наверняка второй комплект будет использоваться очень редко. Большую часть времени они будут просто лежать и саморазряжаться.

В Фотоучебнике есть глава " ". В ней более подробно описаны принцип действия и режимы работы внешней вспышки, а также приведены некоторые примеры использования внешней вспышки на практике.

>В отличие от постоянного освещения вспышка создает пучок кратковременного света, который фотографы используют в самых различных ситуациях для получения технически качественных снимков. Вспышки применяют не только при студийной фотосъемке, но также при съемке на выезде, в яркую солнечную погоду, при недостатке освещения и многих других ситуациях. Опытные фотографы, безусловно, в курсе, что не все вспышки подходят для всех камер. Требуется совместимость моделей вспышки и фотоаппарата.

Совместимость камеры

Стойки и кронштейны

Когда вы планируете бюджет для покупки освещения, имейте в виду, что, возможно, вам понадобится инвестировать небольшие средства в стойку и для зонтика.

Большинство вспышек поставляются с подставками.

Это позволяет поставить вспышку на плоской поверхности типа стола или на пол. Если модель вашей вспышки идет без подставки или вы предпочитаете больше гибкости в работе, вам придется . Они, как правило, недороги и достаточно надежны.

Поворотный кронштейн для зонта - еще один полезный аксессуар в студийной съемке и фотографии на пленэре. У нас в блоге выходила статья про специальные держатели вспышек . Хотя, безусловно, можно с легкостью пользоваться обычной подставкой для вспышки, все-таки стоит купить стойку, чтобы иметь возможность изменить угол вспышки относительно объекта съемки.

Головка вспышки может быть повернута в удобном направлении за счет кронштейна-переходника, через который, собственно, и устанавливается вспышка на стойку. Такой кронштейн еще может быть оснащен гнездом для монтажа зонта. Использование зонтов в фотосъемке дает фотографу возможность реализовать более широкий спектр задач и вывести свои портретные снимки на более высокий технический уровень. Как вариант фотографу следует всегда рассматривать приобретение софтбокса для накамерной вспышки .

Это хороший модификатор для накамерной вспышки, который становится стандартом и хорошим тоном для репортажной съемки. Зонты и софтбоксы для накамерных вспышек более легкие в обращении, достаточно мобильны, поэтому не занимают много места и широко используются при фотосессии на выезде.

В каком-то смысле повезло: у них самый большой выбор оригинальных и неоригинальных вспышек. Даже на Nikon ассортимент чуть хуже, не говоря уже про другие системы. Немудрено, что многие кенонисты в затруднении при выборе. В этом материале мы расскажем, чем отличаются друг от друга и сколько стоят модели вспышек, которые производит сама Canon. Выбор между родной и совместимой вспышками всегда сложен, свои плюсы и минусы есть у обоих вариантов, но если вы все-таки твердо решили приобретать именно вспышку Canon - этот материал для вас. О продукции сторонних производителей мы расскажем в следующий раз.

Если вы не очень хорошо разбираетесь в устройстве, назначении и характеристиках различных вспышек, то советуем для начала почитать наш обзорный материал . Цены, безусловно, там указаны до изменения курса, но в остальном статья более чем актуальна. Кстати, про цены. Почему-то на вспышки пришлось самое серьезное подорожание - оптика и камеры прибавили в стоимости значительно меньше. Так что не удивляйтесь ценам в этом обзоре (что, например, самая примитивная модель стоит дороже 10 тысяч рублей) - это новая реальность, к которой приходится привыкать.

Ведущее число: 27 (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: нет.

Подсветка автофокуса: нет.

Ручная регулировка мощности: нет.

Тип элементов питания: AA.

2.

Габариты: 64x65x76 мм.

Вес: 145 г.

Примерная цена: 11 000 рублей.

270-я - это логичное продолжение встроенной вспышки. Та маломощная, бьет только «в лоб», оставляет «красные глаза» - эта мощность имеет чуть более высокую, головка поворачивается на 90 градусов, успешно противостоит «красным глазам». Казалось бы, что еще нужно любителю? Однако SPEEDLITE 270EX II большим успехом все равно не пользуется.

Плюсы модели понятны - она очень проста в использовании. На корпусе - только рычажок включения-выключения и индикатор перезарядки. Всю настройку нужно производить в меню аппарата. Это не сильно ограничивает возможности, но какую-либо оперативность сводит на нет. Хотя справедливости ради стоит признать, что новичок вряд ли будет что-то настраивать и россыпь кнопок на задней панели ему не нужна. В качестве плюсов можно отметить и тот факт, что вспышка работает от двух аккумуляторов типа AA. Не нужно покупать четыре - уже экономия.


Даже ярые критики этой вспышки признают, что качество фотографий с ней значительно выше, чем со встроенной. Даже при съемке «в лоб» свет получается лучше за счет большего удаления от оси объектива и за счет большей площади излучателя, а уж если повернуть головку на 90 градусов вверх, то и сравнивать бесполезно. Мощности хватает, чтобы снимать отраженным светом в помещениях с небольшими потолками.

Увы, но трезвый подход к оценке выявит и несколько жирных минусов модели. Перезаряжается она долго, снимать сериями можно даже не мечтать. На улице мощности уже не хватает. В качестве ведомой в студии использоваться не может (с синхронизаторами, хотя на команды встроенной реагировать умеет). Подсветки автофокуса, которой так не хватает камерам Canon, нет. И, наконец, головка не поворачивается в бок, то есть рассеянным светом можно снимать только в пейзажном положении камеры, а при повороте в портретное - свет в потолок не направить.


Все бы ничего, но при нынешней цене минусы оказываются слишком существенны. При стоимости в 5-6 тысяч рублей эта вспышка была бы интересна многим, но в нынешних реалиях есть смысл подкопить и купить более достойный вариант.

Ведущее число: 32 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 24 и 50 мм.

Подсветка автофокуса: нет.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 78x70x115 мм.

Вес: 320 г.

Примерная цена: 14 500 рублей.

Эта вспышка самая новая в модельном ряду. Ее появление - своего рода эксперимент и попытка дать источник света для людей, которые снимают на фотоаппарат не только фото, но и видео. А таких в последнее время очень много. Вспышка имеет дополнительную лампу на передней панели, которая может служить в качестве источника постоянного света.

По сравнению с 270-й 320-я куда больше похожа на серьезный инструмент фотографа. Она заметно больше и тяжелее, работает на четырех аккумуляторах, а довольно массивная головка поворачивается как по вертикали, так и по горизонтали. Мощность возросла не очень сильно, но для любительского использования ее вполне хватает. Кроме того, 320-я модель может полноценно использоваться в студии как ведомая. Здорово, что ее можно использовать как пульт к камере для дистанционного спуска затвора, такой фишки нет даже у топовой модели.

Появился в 320-й и зум, но очень странный. Мало того что он неавтоматический, так еще и положений только два: 24 и 50 мм. Переключаться между ними нужно вручную, если фотограф, конечно, про это не забудет - следить за изменением фокусного расстояния на объективе эта модель не умеет. По большому счету, толка от такого зума все равно нет - а значит, вспышка дает неоптимальный световой поток и напрасно расходует батареи. В качестве минуса (и серьезного!) отметим и отсутствие подсветки автофокуса.

Видеосвет работает нормально, но ему не хватает мощности. На переднем плане еще что-то можно подсветить, но про большие фокусные расстояния речи не идет. Для любительской съемки этого может хватить, но профессионалы будут разочарованы. Кроме того, во время работы видеосвета основная вспышка не функционирует.

Модель оставляет противоречивое впечатление: вроде бы заметно продвинутее 270-й, кроме того, может помочь при съемке видео, но ограничения в функциональности прямо-таки бросаются в глаза. Впрочем, любителю смириться с ними будет просто, да и цена кажется более-менее оправданной.

Ведущее число: 43 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 24-105 мм.

Подсветка автофокуса: есть.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 101x72x122 мм.

Вес: 330 г.

Примерная цена: 18 000 рублей.

430-я и до подорожания была основной вспышкой Canon, а теперь и подавно. Раньше она считалась идеальной моделью для продвинутого любителя, а с нынешними ценами ей не брезгуют и профессиональные фотографы. Это вполне справедливо, потому что каких-то принципиальных проблем и ограничений у этой модели нет. Как указывает индекс II, эта модификация пришла на смену похожей вспышке прошлого поколения, а до этого была 420-я модель. Все основные классовые признаки сохранились, отличия между всеми тремя моделями не очень большие.

Мощности вспышке хватает в большинстве ситуаций - как в помещении, так и на улице, головка вращается во все стороны, управление полностью сосредоточено на самой вспышке, что очень удобно и оперативно. Есть экранчик, по которому наглядно менять различные параметры.

В отличие от 320-й есть полноценный зум. Да еще какой: вспышка может оптимизировать световой поток на фокусных от 24 до 105 мм, причем делать это автоматически после изменения фокусного расстояния на объективе (ручной режим, конечно, тоже есть). Наконец, появилась подсветка автофокуса, которой так не хватало предыдущим моделям. Это просто какой-то бич инженеров Canon - мало того что они не делают дополнительного светодиода на самих камерах, так еще и только в третьей по стоимости вспышке появилась нужная функция. По сравнению с младшими моделями в 430-й наличествует кнопка пробного пилотного света, что может быть нелишне в сложных условиях.

430-я уверенно работает в качестве ведомой и с использованием синхронизаторов, и по командам от встроенной. Кроме того, для удаленной съемки имеется много настроек, что позволяет из нескольких 430-х делать полноценную студию с гибкой и креативной системой освещения.

Особых минусов у 430-й нет, есть скорее некоторые маркетинговые ограничения, чтобы она не конкурировала с топовыми моделями. В частности, 430-я не может быть ведущей вспышкой, у нее нет встроенной визитки-отражателя (лечится самодельными листами на резинках), да и головка по вертикали вращается на 270, а не на 360 градусов. Вот, пожалуй, и все.

Ведущее число: 60 м (ISO 100).

Поворотная головка: есть.

Зум: 14, 20-200 мм.

Подсветка автофокуса: есть.

Ручная регулировка мощности: есть.

Тип элементов питания: AA.

Количество элементов питания: 4.

Габариты: 125x80x142 мм.

Вес: 425 г.

Примерная цена: 33 000 рублей.

Иногда складывается впечатление, что в Canon несколько перестарались с функциональностью своей топовой вспышки - ее возможности не всегда используются даже профессиональными фотографами. Многие из которых, кстати, до сих пор пользуются предшественницей «шестисотки» Canon Speedlite 580EX II , которую, правда, уже сложно найти в магазинах, но которая значительно дешевле при схожих возможностях. Да, там чуть меньше зум, мощность и поворот головки, но имеющихся функций хватает за глаза, а цена ниже на 10 тысяч рублей. Но маркетологи постепенно от 580-й избавляются.

«Шестисотка» же, конечно, поражает функциональностью. Головка у нее не только вращается по горизонтали и вертикали, но и умеет наклоняться назад. Мощности хватает в любых ситуациях. Зум покрывает огромный диапазон фокусных и при этом имеет дополнительный режим широкого угла, который активируется при использовании штатного диффузора. Перезарядка мгновенная, вспышка умеет снимать сериями и очень экономна к аккумуляторам.

Модель поддерживает все возможные режимы: TTL, E-TTL, E-TTL II, ручную регулировку мощности, экспокоррекцию, брекетинг, высокоскоростную синхронизацию, съемку по второй шторке, стробоскоп и так далее. Естественно, «шестисотка» может быть ведущей вспышкой во всех осветительных системам и имеет встроенную визитницу.

Отдельная фишка скрывается в аббревиатуре RT. Это единственная модель компании, которая имеет встроенный радиосинхронизатор. Не нужно покупать никаких сторонних устройств, «шестисотка» умеет управляться по радиоканалу штатно. Правда, эта функция работает только с современными камерами, на которых есть поддержка такого вида управления.

В общем, SPEEDLITE 600EX-RT - настоящая мечта фотографа, причем независимо от жанра съемки. Минус у модели один - цена ну очень негуманная. «Шестисотка» стоит больше аппаратов начального уровня с китовыми объективами. Покупать ее есть смысл только профессиональным фотографам, да и то далеко не всем.

Выводы

Несмотря на кажущуюся широту выбора, он на самом деле довольно простой - SPEEDLITE 320EX либо SPEEDLITE 430EX II . 270-я модель слишком примитивная, а 600-я слишком дорогая. Из двух разумных вариантов 320-я может пригодиться тем, кто часто снимает видео (хотя не стоит рассчитывать на большую мощность света), а 430-я - всем остальным. Статистика продаж согласна с нашими выводами: SPEEDLITE 430EX II - самая популярная вспышка Canon у покупателей.

29119 Повышаем мастерство 0

Общение с победителем одного из наших , получившего приз за победу - фотовспышку, натолкнуло на мысль о пробеле в уроках фотошколы сайта: как и по каким критериям выбирать фотовспышку. Конечно же, этот урок надо было разместить в курсе , но раз уж объявили об окончании публикаций материалов этого раздела, но помещаем его в курс "Повышения мастерства". Как говорится: лучше поздно, чем никогда.

Практически все современные фотокамеры оснащены встроенными фотовспышками. Но, как мы уже выяснили в по основам работы со вспышками - толку от них мало, «минусов» не меньше, чем «плюсов». Тогда как «накамерная», внешняя вспышка, монтируемая на разъем "горячий башмак" (убедитесь, что он есть у вашей камеры), не только более мощная, но и позволяет использовать и прямой, и отраженный свет (поскольку ее «голову» можно направить вверх или повернуть в сторону), подсветить тени или, например, фотографировать длиннофокусной оптикой. Учитывая разнообразные потребности фотографов, производители выпускают разнообразные вспышки.

Итак, вы твердо решили купить вспышку для своего фотоаппарата. И это правильно! Как правильно сделать выбор? Какую вспышку выбрать? Эти вопросы часто беспокоят начинающего фотографа, который решился на покупку серьезного источника света и недоволен встроенной вспышкой.

Фирмы-бренды, производящие вспышки

Сегодняшний рынок по продаже фототехники предлагает большое количество различных вспышек от различных производителей. Большинство компаний, такие как Nikon, Canon, Sony и другие, производящие фотоаппараты, выпускают свои, "фирменные" вспышки. На эту категорию, обычно, обращают внимание в первую очередь при выборе вспышки.

Но есть и несколько независимых производителей, таких как Metz, Nissin или Sigma, а также набирающие силу китайские изготовители, как Yongnuo. Разница в цене с фирменными может заставить вас обратить внимание именно на эту категорию. Но прежде, чем купить ту или иную "не родную" вспышку, нужно убедится в том, что она подходит в вашей модели фотокамеры. Это указывается в маркировке вспышки (например, for Canon).

"Горячий башмак" камер Canon и Nikon

Очень важно, чтобы вспышка интегрировалась с системой автоэкспозиции вашего фотоаппарата, а также включала в себя другие полезные функции. Вспышки, которые не совместимы с "горячим башкаком" вашей камеры - работать не будут.

Типы внешних вспышек

Вспышки бывают разных форм и размеров, что может относить их к различным жанрам фотографии.

Camera-top вспышки, которые монтируются сверху фотоаппарата непосредственно на «горячий башмак», над видоискателем. Это самые распространенные и популярные вспышки.

Ringflash - кольцевые вспышки, которые наиболее часто используют макро- и фэшн-фотографы. Кольцевая вспышка концентрирует свет вокруг объектива и убирает тени. Надевается, как правило, непосредственно на объектив и подсоединяется к «горячему башмаку» через устройство сопряжения.

Twinflash - работают по тому же принципу, что и кольцевые вспышки, подсвечивают объект съемки и исключают тени. Можно подсоединять дополнительные вспышки и вращать их вокруг объектива.

Hammerhead - (типа «молоток») благодаря своей мощности и дальнобойности - это любимая вспышка свадебных фотографов и репортеров. Крепится сбоку фотоаппарата на резьбу для штатива через кронштейн.

Выбор правильного типа вспышки зависит от ваших потребностей в жанре, в котором вы снимаете.

Характеристики фотовспышек

1. Ведущее число. Все вспышки принято оценивать по ведущему числу. ВЧ - это максимальное расстояние (в метрах) от фотовспышки до снимаемого объекта при котором обеспечивается получение нормально экспонированного изображения (в зависимости от светосилы вашего объектива и значения светочувствительности матрицы) и означает максимальную энергию светового импульса фотовспышки.

Если в паспорте вашей вспышки указано, что ведущее число равно, например, 38 при ISO 100, то это значит, что для широко распространенных китовых зум-объективов с максимальной диафрагмой 3,5 вы получите расстояние работы вспышки 38/3,5=10,8 метров. Для увеличения этого расстояния необходимо увеличивать чувствительность матрицы ISO, но до значений, при которых не будет повышенных шумов.

2. Система экспозамера фотовспышки . Существует 3 способа определения экспозиции при работе со вспышкой.

1 - Ручной режим. В ручном режиме вы сами определяете какие установить экспозиционные параметры. Для этого используются специальные таблицы зависимости экспозиции от режима мощности вспышки и расстояния до объекта. Или изменять мощность в зависимости от результатов съемки путем внесения коррекции, оценивая результат по гистограмме. Мы не будем вдаваться в подробности этого способа, поскольку он может понадобиться только в довольно редких случаях студийной съемки.

2 - Автоматический режим. В этом режиме перед главным импульсом вспышка производит ряд очень коротких импульсов, практически незаметных глазом, датчик вспышки анализирует отраженный сигнал и на основании расчета устанавливает режим работы для получения правильной экспозиции. Все происходит очень быстро и практически незаметно для фотографа. Преимущество этого способа состоит в том, что он может использоваться с фотоаппаратами любого типа, в том числе устаревших моделей.

3 - Автоматический TTL ("through the lens") режим. Также как и в простом автоматическом режиме, вспышка производит предварительный каскад импульсов, но приемник сигнала стоит не в самой вспышке, а в фотоаппарате, после объектива. Это самый точный способ экспозамера, поскольку световой поток анализируется после прохождения через объектив, т. е. это именно тот свет, который создает изображение на матрице. Конкретная техническая реализация автоматического TTL режима в фотоаппаратах различных марок различна, но принцип действия аналогичен рассмотренному. Плюс режима TTL в том, что вспышка работает в автоматическом режиме, и вы не делаете каких-то специальных настроек. Минус в том, что TTL-вспышки стоят дороже.

Во многих современных фотовспышках присутствуют все три режима, что расширяет сферу их применения для разных фотоаппаратов и условий съемки.

3. Минимальное время перезарядки — это промежуток времени, за которое фотовспышка зарядится и будет готова к съёмке следующего кадра. Чем меньше это значение, тем лучше вспышка и она более удобная в работе.

4. Поворот головки вспышки в различных плоскостях. Самые маловыразительные кадры получаются при фронтальном освещении, поэтому возможность направлять поток света в разные стороны — очень полезное свойство вспышки.

5. Наличие зума рефлектора фотовспышки согласовывает угол рассеяния светового потока от вспышки с углом поля зрения объектива. Очень полезная функция, поскольку позволяет увеличить расстояние до снимаемого объекта при использовании зуммирования или сменных объективов с разным фокусным расстоянием.

6. Наличие дополнительных рассеивателей. Многие производители выпускают для своих вспышек специальные светорассеивающие приспособления, позволяющие еще больше устранить влияние резкого направленного света и получить мягкое естественное освещение.

7. Возможность создания системы освещения из нескольких фотовспышек. Современная электроника позволяет создать систему из связанных между собой фотовспышек, в которой одна является ведущей и посредством своего импульса управляет остальными ведомыми через встроенные в них специальные датчики. На ведомых вспышках можно установить необходимую мощность импульса и тем самым реализовать практически любую систему освещения объекта аналогично студийному свету.

8. Наличие светодиодной подсветки для съемки видео. Последние разработки вспышек стали содержать эту удобную функцию.

9. Габариты и вес вспышек напрямую зависят от перечисленных выше характеристик. Согласитесь, что компактную по размерам вспышку сложно оснастить большим количеством функций и элементов питания.

Другие характеристики - наличие гнезда подключения внешнего источника питания, возможность съемки определенно большого количества кадров, качество дисплея вспышки и объем выводимой на него информации - не столь важны для любителя, и нами не рассмотрены. При необходимости, вы легко разберетесь с ними.

И последний совет по теме. Перед покупкой очень внимательно изучите инструкцию к той вспышке, которую вы собираетесь приобрести. Современная фотовспышка - довольно сложный электронный прибор, с множеством функций и возможностей. Поэтому внимательно прочитав руководство пользователя, возможно, вы откроете для себя много нового и интересного, и сделаете окончательный выбор.

На сегодня - это все, что мы хотели вам рассказать. Удачного вам выбора и всего самого фотографического!