Термин и понятие в изобразительном искусстве. Плакат - это что такое? Значение и виды плакатов Сообщение на тему плакат

Мастер-класс

12.12.14.

Учитель русского языка и литературы Мухаметшина Л.К.

Плакат как вид искусства и средство пропаганды

Цель:

    рассказать историю развития плаката как вида искусства;

    остановиться на плакатах периода Великой Отечественной войны;

    познакомить с особенностями плаката как средства пропаганды;

    развивать умения писать слоганы, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

    воспитывать ответственность за написанный текст.

Планируемый результат:

Предметные умения : иметь представление о плакате, требованиях к языку плаката;

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах плакатов, речевых ошибках; формирование познавательного интереса к русскому языку через различные информативные источники;

Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умения общаться, сотрудничая в малых группах.

Подготовительная работа:

    Подготовка презентаций

    Подготовка карточек с заданиями.

    Подготовка высказываний.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    Школьный кабинет, стулья расставлены вдоль стен, столы для двух команд; места для гостей.

    Ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

1. Психогимнастика: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»

В кабинете рассаживаются ученики 9-10 классов из разных школ, делятся на две команды.

Добрый день! Мы начинаем с вами необычное занятие «Плакат как вид искусства и средство пропаганды». Почему необычное? Потому что нет в школьной программе ничего похожего. И я надеюсь, что собрались в этом кабинете только заинтересованные люди.

Давайте немного разомнемся и проделаем такое упражнение: Нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» по кругу.

Вот мы и познакомились.

2. Слово учителя.

Плакат в нашей жизни занимает довольно значительную роль. Он оказывал и оказывает на умы и сердца людей определённое влияние. Именно благодаря этому плакат как разновидность графики выделился в ряду других видов искусства

1). История развития социального плаката (Презентация 1).

1. Слово «плакат» немецкого происхождения, в переводе означает объявление, афиша.

2. Плакат - это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения.

3. Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики - окончательно сложился в конце Х1Х века. Начало плаката можно видеть в гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.

4. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.

5. В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка собрала 700 произведений из 13 стран.

В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. С этих пор плакат становится самым демократичным видом искусства.

6. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Колоссальное распространение получил агитационный плакат.

В России издается большая серия плакатов, которые призывают собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войн.

7. Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.

В 1917 году художники авангарда во главе с Маяковским создают знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство). Они пропагандируют через плакаты новое пролетарское искусство в стране, где подавляющая часть народа неграмотна.

Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА - это газета для неграмотных.

8. В годы Гражданской войны самыми выразительными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?».

9. Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне - белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. Образ крестьянина выглядит на нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи

10. В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е - 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть».

11. Плакаты и другие виды агитмассовой продукции делались в те годы не только в Москве и Питере, но и во многих городах российской провинции.

12. Во второй половине ХХ века плакат в СССР проникает в самые разные уголки жизни: в городскую среду, на территорию фабрик и заводов, в колхозы, клубы, школы и больницы, затрагивая все стороны жизни советского человека.

13. Большую роль играет советский плакат в антиалкогольной пропаганде.

14. В настоящее время былая жанровая широта плаката на улице сузилась до торговой рекламы. Все мыслимые и немыслимые места в городах забиты рекламными щитами. Но художественного плаката на них мало.

Учитель: В 2015 году наша страна празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому мы не могли обойти стороной плакаты этого времени.

2). Плакат в годы Великой Отечественной войны (Презентация 2).

Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Значение его трудно переоценить. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к победе.

1. По аналогии с Окнами РОСТА художниками выпускаются Окна ТАСС, в которых принимает участие большинство выдающихся художников-плакатистов, живописцев и графиков всех поколений.

2. Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

3. Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, а также вдохновляли тружеников тыла.

4. Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата.

5. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.

Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.

Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак - Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.

6. Один из самых известных плакатов тыловой тематики - «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы - мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.

Учитель: Сейчас мы проведём небольшое соревнование. Вы сели за столы, интуитивно выбрав себе партнёров по команде. Итак, у нас образовалось две команды. Ваша задача – творчески подойти к заданиям, научиться разбираться в плакатах и выиграть.

Будьте предельно внимательны при прослушивании. Вся информация вам затем пригодится.

Разрешите познакомить вас с составом жюри:

3) . Принципы создания плаката (Презентация 3).

Плакат на современном этапе становится самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач .

Какие задачи ставятся создателем плаката?

А) заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм - все идет в дело!

Б) донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени для восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.

В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись и т. д.

Каковы условия эффективного воздействия плакатов на людей?

1. На плакате не должно быть много деталей. Плакат состоит из крупного изображения и надписи.

2. Цветовая гамма насыщенная, контрастная.

3. Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.

4. Изображение плаката должно соответствовать тексту.

Какие бывают плакаты?

    Социальные плакаты – это плакаты, затрагивающие те или иные проблемы общества с целью привлечения внимания к той или иной негативной чаще черте общества (алкоголизм, наркомания, бездомные дети, бездомные животные и так далее).

    Бывают ещё и политические плакаты, которые чаще появляются во время предвыборной кампании.

Несколько советов по речевому оформлению

    Стремитесь к простым , коротким, но достаточно информативным предложениям

    Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.

    Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.

    Не преувеличивайте. Эмоционально-оценочная лексика («великолепный». «восхитительный», «фантастический») часто раздражает, а не привлекает.

    Будьте точны , когда создаёте рекламный плакат. Не используйте «размытые» данные: неправдоподобно низкая цена, увидите и удивитесь. Лучше укажите точные цифры.

    Используйте глаголы только в настоящем времени изъявительного наклонения. Слова «будет », «может », «мог бы » не убедительны. Товар делает то-то, и все.

В последнее время надписи на плакатах называть слоганами.

Словарная работа

Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.

Примеры слоганов (взяты с сайтов )

А) Политические слоганы

Опыт и знание, преданность делу и верность слову!

Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние!

Возродим промышленность – возродим Россию!

Мы просто любим свою страну.

Пристегните самого дорогого – пристегнитесь сами!

Вместе мы можем помочь.

Помогите детям-сиротам, и они подарят вам свою улыбку.

Будьте бдительны, водители. Почти все из вас – родители.

Когда в жизни ест цель, наркотики не нужны!

Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Кто пьёт за рулём – рискует потерять всё.

А теперь задания. Мы даём время на обсуждение.

Задание 1.

Определите, в какой исторический период возникает данный плакат? По каким признакам вы об этом догадались?

Задание 2.

Каково назначение плаката? Это средство пропаганды или социальная реклама?

Задание 3.

Представьте себе, что вы должны создать плакат. Слоган вам дан, а ваша задача - представить, что будет на плакате изображено.

Итак, слушаем слоган.

Миру нужен новый герой.

Задание 4.

Перед вами плакат, состоящий из фотографий. Снимки сделаны очевидцами гражданской войны в Украине. Ваша задача – придумать такой слоган, который очень точно отражал бы мысль фотографов-художников.

Подведение результатов.

Выявление победителя

6. Вывод

Чему мы научились сегодня?


Плакат, вид графики

Плакат (нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики . 2) Единичное произведение искусства , выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком , живописью ; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии , в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн ", схожих с произведениями книжно-журнальной графики [работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании , У. Брэдли и Э. Пенфилда в США]. С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой , стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов , К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека , Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша ", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Лит.: Бутник-Б. Сиверский, Советский плакат эпохи гражданской войны 1918-1921. [Библиографии, указатель и исследования], М., 1960; Г. Демосфенова, А. Нурок, Н. Шантыко, Советский политический плакат, М., 1962; [В. Ляхов], Советский рекламный плакат. Торговая реклама. Зрелищная реклама. 1917-1932. [Альбом], М., 1972 (на рус., англ, и нем. яз.); В. М. Полевой, Двадцать лет французской графики, М., 1981; Революционный праздничный плакат, 1917-1927, Л., 1982; Советский политический плакат, М, 1984; Hutchison H. F., The Poster. An illustrated history from 1860, N. Y., , Sehindler H., Monographie des Plakats, Mьnch., 1972; Barnicoat J., A concise history of posters, N. Y., 1979; Holme B., Advertising: Reflections of a century, N. Y., 1982.

Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. В основном это реклама и реже анонсы каких либо событий. Политический плакат появляется в поле нашего зрения непосредственно перед выборами, когда начинается агитация и поэтому встречается достаточно редко. Каким должен быть хороший плакат? Прежде всего плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение – и задача дизайнера заключается в том, чтобы представить идею плаката в максимально понятной форме. И совершенно не важно, какими средствами это будет сделано – главное, чтобы люди сразу же понимали, что им хотят сообщить.

Как правило, дизайн плаката начинается с выбора его размера. В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома. Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

Как отличить хороший плакат от плохого? Это, конечно, вопрос вкуса, однако правильно спроектированный плакат обладает некоторыми признаками. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 признаков хорошего плаката.

ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ

Допустим, у нас есть плакат, который сообщает о каком-либо приближающемся событии, например, о концерте популярного исполнителя. Ключевая информация, размещенная на плакате, должна считываться издалека и привлекать внимание людей. Соответственно, в тексте плаката должна присутствовать визуальная иерархия. Если текста достаточно много, то должно быть как минимум три иерархических слоя.

Заголовок . Это самый главный и самый большой текстовый элемент дизайна. Он должен быть контрастным по отношению к фону и набран таким шрифтом, который бы был хорошо различим даже с дальнего расстояния.

Подробности . Что? Где? Когда? Вся подобная информация располагается на втором уровне иерархии. Человек, которого заинтересовал плакат, обязательно захочет ознакомиться с подробной информацией, поэтому ее нужно представить в понятной, но в то же время сжатой форме. Для второго уровня используется шрифт меньшего размера, нежели в заголовке, так как нет необходимости в том, чтобы эта информация считывалась издалека.

Мелкий шрифт . На третьем уровне размещается дополнительная информация. Очень часто мелкий шрифт встречается на кинопостерах и рекламных плакатах.

КОНТРАСТНОСТЬ

У дизайнеров есть всего одна возможность привлечь внимание зрителя. Поэтому плакат должен «цеплять». Добиться этого можно при помощи контрастных элементов. Это в вебе можно сделать бледную иллюстрацию с плавным градиентом и модными тонкими шрифтами – для обычного плаката этот способ подходит плохо. Чем резче текст или иллюстрация контрастирует с фоном – тем заметнее плакат. Приступая к дизайну, нужно в первую очередь определиться с контрастом элементов и постоянно проверять его во время работы. Если дизайнер работает над цветным плакатом, нужно периодически проверять, как он выглядит в оттенках серого – контраст основных элементов должен быть хорошо различим и в этом режиме.

РАЗМЕР И РАСПОЛОЖЕНИЕ

Очень часто дизайнер заранее знает, где будет размещен его плакат. Исходя из этой информации, он должен правильно подобрать размер плаката. Важно, чтобы посылу плаката не мешали различные визуальные помехи – он должен занимать доминирующую позицию. Что касается цветовой гаммы, то тут тоже нужно исходить из реалий – если известно, что плакат будет висеть на стене, окрашенной в зеленый цвет, то лучше не использовать в плакате близкие к зеленому оттенки.

ПЛАКАТ РАБОТАЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРА

Очень часто начинающие дизайнеры отказываются от заданий, в которых требуется создать большой плакат, допустим, 10 на 6 метров. Им почему-то кажется, что создать такой плакат намного сложнее, чем какой-нибудь постер размером с лист А4. Это большое заблуждение. Если плакат скомпонован правильно, он будет одинаково хорошо смотреться независимо от размера и масштабирование на него никак не влияет. Если дизайнер получил заказ на создание плаката, который затем будет использоваться в рекламе и будет выпущен в самых разных размерах и форматах (в том числе и цифровом), он должен думать прежде всего о композиции и основной идее и не заботиться о том, где будет размещено его творение.

БОЛЬШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Если в плакате используется изображение, то оно должно занимать доминирующую позицию, так же как и в случае с текстом. Изображение должно быть хорошо различимо издалека, при этом очень важно позаботиться об узнавании образа. Сильно усложнять визуальный ряд не стоит – нужно использовать столько элементов, сколько требуется, чтобы донести основную идею. Этот принцип применим ко всем видам плаката, в том числе и к кинопостерам, которые порой бывают слишком перегружены деталями.

НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Плакат не картина, поэтому дизайнеру просто необходимо работать со свободным пространством. Не стоит стремиться заполнить весь плакат – нужно «оставить воздух». Есть несколько действенных способов повысить читаемость плаката. Например, можно увеличить расстояние между буквами. Тесный кернинг, может быть, хорошо смотрится, на открытке, но для плаката все же важней читаемость. Если буквы расположены слишком близко, то издалека текст становится плохо различимым, что крайне не рекомендуется. Так же можно увеличить расстояние между строками – это тоже пойдет плакату на пользу.

ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ

Цель любого плаката – заставить людей совершить какое-то действие, например, посетить шоу, выставку, купить какой-либо товар или прийти на выборы. Призыв к действию – это самый главный, центральный элемент плаката и дизайнер должен уделить ему основное внимание. В отличие от веб-дизайна, в графике не работает интерактив, поэтому в обычном плакате нельзя использовать его принципы. У графического дизайнера другие инструменты донесения сообщения для людей и он должен приложить все усилия к тому, чтобы призыв к действию был понятен с первого взгляда.

НЕОБЫЧНАЯ ТИПОГРАФИКА

Плакат – это именно тот жанр, где можно смело экспериментировать с типографикой. Некоторые из самых известных плакатов сделаны без использования иллюстраций и графических элементов и при этом отлично выражают идею. Использование качественной типографики придаст плакату индивидуальность – главное, чтобы дизайнер не переусердствовал. Не стоит использовать 10 шрифтов в одном плакате – дизайн от этого лучше не станет. Лучше всего уделить внимание визуальной иерархии и использованию негативного пространства. Буквы сами по себе несут определенный посыл и правильное понимание принципов типографики позволит дизайнерам создавать эмоциональные и запоминающиеся плакаты.

РУЧНАЯ РАБОТА

Появление компьютерной графики явно не пошло на пользу искусству плаката. Раньше дизайнер работал с живыми материалами и плакаты выглядели совершенно не так, как в наши дни. Сегодня признаком хорошего плаката является его техника исполнения. И неважно, что дизайнер создал его на компьютере – если у плаката есть душа и создается впечатление, что дизайнер нарисовал его вручную – это хороший плакат. Ну а если плакат пошел в печать как раньше, с физического носителя – это вообще замечательно.

ДЕРЗОСТЬ

Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж – это очень усиливает эмоциональный посыл. Так что не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные элементы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, что нужно.

ВЫВОД : Плакат очень интересный вид графики, который позволяет дизайнерам дать волю своему воображению. К тому же это отличный способ освоить новую технику или улучшить свои навыки. Иногда создание плаката дается очень трудно – ведь требуется донести идею, используя минимум средств. Но в любом случае это интересно – особенно когда плакат получился удачным и привлекающим внимание людей.

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора , разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт , расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью .

История

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века . В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека . В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок , с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии .

Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.

Представители жанра плаката 2-й половины XIX века : Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек , Т.Стейнлен , Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность , кадрированность изображения, использование силуэта , приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли , Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты ). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа . Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев , передать жанр фильма и пр.

С 1920-1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве .

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат , появившийся в начале XX века . Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен , немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц .

Ознакомиться с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке . Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экземпляров.

См. также

  • Советские плакаты

Напишите отзыв о статье "Плакат"

Примечания

Ссылки

  • Плакат / М. Л. Иоффе // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • - [военная техника, оружие, медицина, связь, инженерная и физическая подготовка]

Отрывок, характеризующий Плакат

Все это по пятидесятилетней привычке физически тревожно подействовало на старого генерала; он озабоченно торопливо ощупал себя, поправил шляпу и враз, в ту минуту как государь, выйдя из саней, поднял к нему глаза, подбодрившись и вытянувшись, подал рапорт и стал говорить своим мерным, заискивающим голосом.
Государь быстрым взглядом окинул Кутузова с головы до ног, на мгновенье нахмурился, но тотчас же, преодолев себя, подошел и, расставив руки, обнял старого генерала. Опять по старому, привычному впечатлению и по отношению к задушевной мысли его, объятие это, как и обыкновенно, подействовало на Кутузова: он всхлипнул.
Государь поздоровался с офицерами, с Семеновским караулом и, пожав еще раз за руку старика, пошел с ним в замок.
Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.

В русском языке слово плакат (от немецкого «das Plakat») появилось в XIX веке. В Англии и Америке использовали слово poster, а во французском варианте это слово звучит как «affich» - афиша.

Человечеству плакат известен с давних времен. Впервые плакаты (а вернее, их предтечи, поскольку эти изображения нельзя в полной мере соотнести с современным понятием плаката) появились в Древнем Египте. Это было связано с господствовавшим тогда рабовладельческим строем, и тем, что иногда рабам удавалось бежать. И именно для того, чтобы разместить информацию о поимке беглых рабов, в то время применялись особые объявления, которые, с некоторой натяжкой, можно считать родоначальниками современных плакатов.

Далее, по мере развития культуры и искусства, своеобразные плакаты стали применять в Древней Греции и Риме для оповещения населения о предстоящих спектаклях и интересных торговых предложениях. В каком-то смысле, с тех пор мало что изменилось - до сих пор плакаты с успехом применяются, помимо прочего, и для этих целей.

Официальным днем рождения плаката считается 1482 г. Именно тогда английский книготорговец Батдольд, рекламируя новое издание «Геометрии Эвклида» впервые использовал для привлечения покупателей плакат. С этого времени начинается история возникновения плаката, но к сожалению, он не сохранился.

Современная жизнь плаката началась в XIX веке, именно тогда и появилось привычное для нас слово плакат - в переводе с немецкого "das Plakat". Началом истории плаката считается 1866, когда француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основал небольшую литографию в Париже. Именно этот человек сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность восприятия изображения и текста "на ходу", лаконичность и концентрацию внимания на одной главной фигуре. Шере создал больше тысячи плакатов, в основном это была реклама маскарадов, выставок.

Говоря о истории развития плаката, нельзя не упомянуть великого Анри де Тулуз-Лотрека. Афиши парижских кабаре, созданные им в 90-х годах XIX века, вознесли рекламное искусство плаката на недосягаемую высоту. Первый из них - плакат открывшегося в 1889 г. "Мулен Руж" со скандально известной танцовщицей Ла Гулю ("Ненасытная") - произвел фурор.

Долгое время многие рекламные художники использовали в качестве основы написания своих плакатов различные популярные на то время стили изобразительного искусства. Поэтому с течением времени рекламный плакат перешёл в раздел художественных произведений. На нём всё чаще старались изобразить мир в радужных красках, привлечь потенциального посетителя или покупателя.

История плаката неотъемлемо связана с процессами, происходившими в социальной среде.

Художники моментально реагировали на это, и выпускали в свет новые, шагающие в ногу со временем произведения.

Ближе к концу XIX века рекламный плакат, получил официальное признание культурного факта, а организатором и инициатором этого важного в истории плаката события стала Россия. В конце 1897 года в Санкт-Петербурге была открыта Всемирная выставка плакатов и афиш, на которую собралось множество талантливых рекламных художников. Они привезли с собой свои лучшие на тот момент произведения и представили их взгляду широкой публики. Выставка имела ошеломительный успех и завоевала всеобщее признание.

В современном понятии под словом плакат подразумевают графическое изображение, крупного формата нанесенное на бумагу или ее аналог. Современные плакаты - это продукт высоких технологий в сфере изобразительного искусства и печати.

В последнее время все чаще на обсуждениях и в печати поднимается разговор о специфике плакатного искусства. Этот действительно важный вопрос и по сей день остается неясным и своей нерешенностью мешает практической работе художников.

Плакат -- особая форма изобразительного искусства, отличная от станковой живописи и графики. В плакате самое важное--это заключенная в нем степень убедительности и умелая передача идеи.

Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте до огромной рекламы на бигборде. Плакат разнообразен не только по размерам, он богат по видам, жанрам и формам. Он прочно вошел в общественно-политическую, хозяйственную и культурную жизнь страны и всего мира, в наш быт и обычаи. Мы постоянно встречаем его на улицах, на заборах, на стенах учреждений или цехов, клубов, на фасадах кинотеатров, в витринах магазинов, на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог, и, наконец, зажигая газ или и закуривая, - держим и видим его в своих руках на спичечной коробке.

Словом, плакат знаком каждому из нас, но не все по-настоящему знают об особенностях, о специфике этого многообразного искусства.

Даже среди художников и искусствоведов до сих пор существует разноголосица в терминологии и классификации плаката в критериях, определяющих его качество и недостатки, в значении традиции и новаторства.

Всем известно, что плакаты бывают разные по величине. Но не только это отличает или роднит их между собой.

Название "плакат" происходит от позднелатинского "placatum" - объявление. Виды плакатов очень многообразны. Это наиболее массовый вид изобразительного искусства, выполняющий задачи наглядной агитации и пропаганды или служащий целям рекламы, инструктажа, информации и обучения.

Соответственно своему назначению плакаты (обычно представляющие собой изображение, сопровождающееся текстом) делятся на следующие:

политические -- агитационные, пропагандистские и лубки;

инструктивные -- по технике безопасности, сангигиене, агротехнике и т.д.;

информационные -- лотерейные, библиотечные и т. п.;

учебные -- пособия по различным областям знаний;

монографические,-- посвященные выдающимся деятелям, событиям, юбилеям.

По технике воспроизведения плакаты бывают:

печатные, -- издающиеся массовым тиражом при помощи литографских или офсетных машин;

трафаретно-шелкографские,-- тиражируемые ручным способом при посредстве трафаретов из картона или матриц на шелковой или нейлоновой (как очень прочной) сетке. Раньше этот способ использовался художниками-оформителями

рисованные от руки -- в одном или нескольких экземплярах, например: реклама фильмов на фасаде кинотеатров, торговая или другая реклама на многоэтажных зданиях, разные по содержанию плакаты на рекламных щитах вдоль шоссейных дорог и т. д.;

световые -- статичные или динамичные, сочетающиеся с изображением, или чисто шрифтовые с широким использованием цветного неона и аргона (главным образом для городской рекламы) или обычных электрических ламп (при оформлении празднеств);

объемные -- сложные по конструкции сооружения, широко распространенные в зарубежной торговой рекламе.

Различны плакаты и по средствам исполнения оригинала художником. Эти средства бывают графическими или живописными,

В зависимости от них плакат делается плоскостным, объемно-пространственным или комбинированным, одноцветным или многоцветным.

Плакаты выполняются разными материалами: углем, сангиной, карандашом, гуашью, акварелью, темперой, маслом -- на бумаге, картоне, фанере, холсте и т. д.; реже -- путем автолитографии, линогравюры или фотомонтажа.

В последнем случае имеется в виду творческое использование специальных фотоснимков, порой в сочетании с рисунком или цветными плоскостями, а не механическая склейка случайных фотографий.

Разнятся между собой плакаты по жанру.

Существуют плакаты призывные (героические) и сатирические, иногда сочетающие в себе ту и другую особенности, юмористические, декоративные и «чисто» шрифтовые.

И, наконец, самый важный признак различия в плакатах -- это степень их идейно-художественного качества. Об этом лучше всего можно судить по политическому плакату, так как это самый массовый вид изобразительного искусства, одна из самых действенных и доходчивых форм агитации, обращенной к широким массам зрителей.

Назначение плаката -- звать и убеждать. Он должен быть деловым, предельно ясным и доходчивым. А так как жизнь плаката проходит не в выставочных залах со специальным освещением, а в самых случайных местах -- и под дождем, и под солнцем, -- то плакат должен быть таким, чтобы при любых условиях делать свое дело. И содержание плаката, и его форма должны быть ударны. Таков идеал прекрасного в плакате. Такова его специфика. Мерило художественности в плакате другое, нежели в живописи или станковой графике.

Специфика заключается еще и в том, что большое содержание, большую идею надо высказать не на сотнях страниц романа, не в тысячах кадров кинофильма и не на любом размере холста многофигурной станковой композиции, а всего-навсего на одном стандартном листе бумаги. Вместе с тем при небольшом формате листа плакат обязан оперировать крупными изображениями, иначе он не будет достаточно заметен. Плакат, который демонстрируется в разных условиях, очень чувствителен и к формату и к размеру. И чем они больше и разнообразнее, тем лучше.

Работая над плакатом, художник обязан сделать его отточенным и острым и тем повысить уровень его воздействия на зрителя. Поэтому вопрос о сумме приемов, делающих плакат наиболее эффективным, не является излишним, а, наоборот, имеет практически важное значение.

Сейчас в плакатном искусстве прослеживается возросшее умение художников дать углубленную трактовку образа, видны определенные достижения в воплощении идеи.

Художник-плакатист порой встречается с такими темами, изобразить которые чрезвычайно трудно. Решая подобные темы, в ряде случаев надо прибегать к широкому использованию таких условных приемов, как сопоставление на одном листе разных сюжетов, разных пространств, разных масштабов; прибегать к локальной, обобщенной трактовке формы и цвета взамен неуместного в плакате пленера, «тонких» рефлексов и других художественных средств станкового произведения; применять символику; использовать натюрмортные и пейзажные решения. Расширение арсенала художественных средств -- одна из дорог к разнообразию, свежести и новизне решений, усилению активности плаката.

Иногда художники-плакатисты забывают о специфике и особенностях жанра, в котором они работают. Искусство плаката имеет свои законы, свое понимание красоты, чувство цвета, которые составляют его природу и отличают его от живописи. Плакатист должен использовать приемы, свойственные данному виду искусства. Естественно, что канонизированной суммы таких приемов не существует, есть лишь несколько обязательных требований, которые должны развиваться всякий раз в абсолютной зависимости от темы плаката, его идеи, целенаправленности, от индивидуальных творческих наклонностей. Плакат должен восприниматься издали, не дробиться, поэтому в нем применяется локальный цвет, форма моделируется крупными объемами и плоскостями.

Также большое значение в плакате имеют литературная формулировка и композиционное размещение текста. На деле смысловая и композиционная связь между текстом и изображением плаката зачастую оказывается очень слабой. Нередко это происходит потому, что окончательный текст устанавливается только после того, как плакат закончен художником. Из-за этого, как правило, текст пишется внизу плаката, что усиливает впечатление шаблона.

В идеале текст плаката должен быть слитным с изображением, должен органически включаться в изобразительную плоскость, то есть быть составной частью плаката не только в смысловом, но и в композиционном отношении. Не хорошо, когда текст многословен и плохо запоминается.

Лаконизм и выразительность текста плаката имеют огромное значение в достижении ударной силы плаката, страстности агитационного призыва, в том, что этот призыв, это краткое словесное определение идеи, органически связанное с изобразительным образом плаката, усиливало бы эмоциональное впечатление от него и, хочет того зритель или не хочет, укоренялось в его сознании, внушало ему определенную мысль, убеждение.

Между тем в выборе, текста мы часто допускаем перестраховку и в ущерб лаконизму «размазываем» его, стремясь предупредить мнимые недоумения, которые якобы могут возникнуть у зрителя.

Из-за недоверия к зрителю (а вдруг не поймет, вдруг истолкует не точно?) многие плакаты и поныне портятся многословными, неэнергичными, незапоминающимися подписями. Именно подписями, а не призывами. К тавтологии, к ненужному повторению в тексте того, что ясно из изображения, прибегают потому, что на формулировку призыва смотрят изолированно, как будто текст его будет жить самостоятельно, без изображения. А это вовсе не так.

Для плаката очень существенными признаками является лаконизм, краткость и четкость выражения. Лаконизм в плакате -- это отбор и обобщение как содержания, так и формы.

Существует суждение, что хорош тот плакат, который ясен и без подписи. Нет правил без исключения. Однако если быть принципиальным до конца, то это не совсем так.

Стремление молодых художников к поиску новых форм, методов и идей закономерно, так как рекламная деятельность, которой проникнута наша жизнь, требует от художников полнокровного, правдивого и в высшей степени эмоционального искусства.

Стремясь к обобщению и выразительности в плакате, художник проходит три стадии работы. Первая -- поиски композиции из элементов, выражающих идею плаката, его образ. Этой стадии присуще общее, схематическое или, как принято говорить, эскизное определение формы. На второй стадии идет изучение и разработка элементов, отобранных для плаката. На третьей -- такое обобщение формы, когда удаляется все лишнее и подчеркивается только существенное ради пластической выразительности формы, ради активности плакатного образа.

Коротко эти стадии можно определить тремя понятиями: схема, разработка, обобщение.

Ошибкой многих художников является то, что они начинают работу со схемы и ею же заканчивает. В результате они добиваются не обобщения, а обедненного упрощения формы. «Опущенные» детали в таких работах потому «не угадываются», что их не было. В глаза бросаются «непостроенность» и приблизительность формы. Эту приблизительность обычно пытаются оправдать плакатной условностью, ее спецификой.

То, что плакату действительно присуща условность, известно давно. Но этим никак нельзя оправдать приблизительность и схематизм. Художественность, а с нею и лаконизм в плакате -- плод большого творческого труда, при котором путь к простоте далеко не прост.

Схематизация плаката - это не примитивность, не упрощение, Это использование общих законов искусства, приспособленных для решения своей, специфической задачи. Художник-плакатист так же пишет пейзажи и так же рисует, как и любой другой художник, но, приступая к работе над плакатом, он отбрасывает многое, не свойственное этому виду искусства, и внимательно выбирает именно те средства, которые ему необходимы в работе, В этом и заключается профессиональность плакатиста, трудность и увлекательность его деятельности.

Плакат прежде всего должен быть произведением искусства -- броским, запоминающимся и обязательно образным. Хороший плакат всегда лаконичен. Если живописец предоставляет зрителю постепенно сделать нужный вывод, то плакат призывает к немедленному действию. Это то, о чем не должен забывать начинающий художник-плакатист. Чтобы лучше понять сказанное, можно вспомнить, как по-настоящему требовательный к себе художник Валентин Серов работал над иллюстрациями к басням И. А. Крылова. Добиваясь характерности, выразительности и лаконизма в своих работах, он без конца «калькировал» один вариант рисунка за другим, отсекая все лишнее и оставляя только существенное и необходимое, Это были иллюстрации. В плакате все иначе.

В плакате все должно быть собранным, концентрированным. Ведь только концентрированное, типичное производит большое впечатление.

В целях усиления активности плаката допустимы условные приемы: обобщение рисунка и цвета, опущение второстепенных деталей, совмещение разных масштабов и т. д.

Символичность образов является основным художественным свойством плаката. Это искусство обобщающего, органически вырастающего из жизни символа. Ведь лучшие плакаты, созданные на всем протяжении этого искусства, были всегда символичны.

Символика лучших плакатов всегда основывается на непосредственных жизненных впечатлениях. Всегда хорошо смотрятся и «работают» плакаты, в которых остроумно найдено узловое действие или деталь.

Известно много примеров, когда интересно, изобретательно освещенная подробность заставляет задуматься над сложными проблемами жизни, и мы знаем множество примеров того, когда безупречно в стилистическом отношении выполненная работа, но без яркого узла выдумки, оставляет нас равнодушными. Основное в плакате,-- находчивость сюжета, остроумие в раскрытии темы.

Основа специфики плаката та, что плакат -- это агитация средствами изобразительного искусства. В этой короткой формуле обе ее части одинаково важны -- если будет агитация, но выраженная антихудожественно, то не будет искусства, если же будет только художественность, то не будет агитации, Здесь нужен естественный синтез, и очень важен такт.

Важнейшей чертой плаката является сочетание в нем изобразительных и текстовых моментов. Текст должен органически входить в плакат, быть связанным с ним и цветом и композицией.

Текст должен быть красноречивым. Трудно, например, представить себе хорошего оратора, произносящего речь в одном тоне, без оттенков. Опытный оратор обогащает свою речь интонациями, «нажимая» на ударные слова и фразы, приглушая образы, подготавливающие и связывающие главные мысли. Надпись в плакате должна «говорить» со зрителем, поэтому художник не только вправе, но и обязан разнообразить ее формы.

В последнее время художественный уровень плакатов в рисунке, композиции и цвете намного повысился, приобрел свой стиль. Выпускаемые плакаты стали разнообразны по форме, смелее в решениях. Именно поэтому особенно нетерпимы некоторые недостатки в развитии этого важного участка изобразительного искусства. Многие художники и дизайнеры начали объединяться в группы.

Очень известна на сегодняшний день Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» - общественное объединение дизайнеров, арт-менеджеров, заинтересованных в решении экологических проблем средствами искусства. Эта Ассоциация создана на добровольной основе с целью поддержки и развития творческих инициатив в области экологии, дизайна и культуры.

Ассоциация «4-Блок» названа так в память о взрыве ядерного реактора 4-го энергоблока Чернобыльской атомной станции 26 апреля 1986 года. Основными направлениями ее деятельности являются: проведение Международной триеннале плаката экологического направления «4-й Блок» (триеннале проводится с 1991 г. один раз в три года); пополнение коллекции современного экологического плаката, графики и дизайнерских проектов, связанных с экологией; создание Дизайн-Центра для демонстрации и пропаганды экологических идей средствами графического дизайна и искусства. Ассоциация дизайнеров-графиков «4-й Блок» является единственным от Украины членом Международного координационного совета Ассоциаций по графическому дизайну ICOGRADA.

Таким образом, современный тип печатного плаката зародился в XIX в. в Европе, в условиях быстрого развития экономики, расцвета шрифтового творчества и усовершенствования цветной литографии. Тогда же возник принцип уникального, субъективного подхода художника к созданию плаката - плакат стал действительно художественным, авторским. Возникнув в отношении к иллюстративной рекламе, этот принцип в дальнейшем стал применяться и в работе над шрифтовым плакатом.

Активнейшее развитие различных художественных течений в Украине и Европе в XX в. окончательно сформировало облик современного шрифтового художественного плаката: асимметричная композиция текста и функционализм (минимум и важность информации, ясность структуры, выражение сути текстового сообщения художественными средствами шрифта). Плакаты такого типа продолжают создаваться и сегодня, являясь почти универсальным решением в работе над шрифтовыми плакатами рекламного назначения. Помимо таких, функциональных, сегодня существует большое количество сложных и художественно или информационно насыщенных шрифтовых плакатов. Их наличие связано с возникшим в конце XX в. постмодернистическим направлением в искусстве, особенно активно развившимся после начала использования компьютера в дизайне в 1990-х гг.

На сегодняшний день можно выделить два основных художественных типа плаката: минималистично-функциональный и сложно-экспрессивный. Первый тип обязан своим появлением традиции стандартизированного текстового блока, а также функциональной типографике XX в. Второй тип вобрал в себя национальные особенности шрифтовых культур разных народов, традиции каллиграфии, принцип живой асимметрии и выражает собой не только суть представляемого зрителю сообщения, но и творческое лицо автора плаката. Следует также отметить, что минималистично-функциональный тип шрифтового художественного плаката является международным, носит черты наднационального современного дизайна, а сложно-экспрессивный тип - наоборот -- представляет собой современную интерпретацию национальных традиций и художественных особенностей конкретного народа.

Оба направления в настоящее время продолжают активно развиваться, возникают многочисленные произведения смежного типа. Многие факторы, в том числе непрекращающееся развитие компьютерных и полиграфических технологий, дают основания полагать, что настоящее столетие будет временем ещё более активных изменений в сфере художественного плаката.