Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической проблемы. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результат.
Использование элементов исследовательской деятельности позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность.
Тема работы продумывается четко. Надо учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности; учебно-познавательную деятельность проектировать так, чтобы она отражала логику научно-познавательной деятельности.
Конечно, большая работа проводится учителем. Необходимо заранее выбрать тему проекта, продумать цели и задачи, которые будут поставлены перед учениками. Необходимо заинтересовать ребят проектом.
Задача учителя состоит в том, чтобы умело подвести ребят к поставленной цели, помочь выбрать нужные сведения из общего потока информации. Каждый этап работы над проектом должен иметь свой продукт.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуется, по крайней мере, три различные классификации.
Начну с самой основной, которая определяет содержательную специфику каждого проекта.
1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3 .Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикации в средствах массовой информации. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
5.Разработка и реализация ролевого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат такого проекта остается открытым до самого окончания.
По комплектности выделяют два типа проектов.
1. Монопроекты. Проводятся в рамках одного предмета или одной области знания. Но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты различаются и по характеру контактов между участниками:
– внутриклассные;
– внутришкольные;
– региональные;
– межрегиональные;
– международные.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Я считаю, что требуется определенный полет фантазии. Важно сочетать интересы и способности проектантов – артистических, художественных, организационных, конструкторско-технических.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект. Важно учить детей аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. Целью проведения презентации является выработка, развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся:
– кратко, достаточно полно рассказать о постановке и решении задачи проекта;
– демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
– анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
– демонстрировать найденное решение;
– анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
– проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивается решение.
Защита работ проходит в форме выпуска школьной живой газеты, выступление на общешкольной конференции, на окружном и городском конкурсах.
Продукт (изделие), сделанное своими руками в результате проделанной работы (макет, рисунок, картина и т.д.) активизирует познавательную способность, имеет положительные отклики у ребят. Материал проектных работ используется на различных этапах урока. Авторы выходят в классы и сами проводят уроки.
Таким образом: использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.
Литература.
1.Инновационные технологии обучения в современной начальной школе. О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.
1.2 Виды учебных проектов
1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся .
§ Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.
§ Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.
§ Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.
§ Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.
2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов .
По комплексности (предметно-содержательной области):
§ Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
§ Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов:
§ Внутриклассные,
§ Внутришкольные,
§ Региональные (в пределах одной страны),
§ Международные.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, использование средств современных компьютерных технологий.
3) Классификация проектов по продолжительности .
§ Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
§ Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
§ Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
§ Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму (приложение 1) проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
Использование метода проектов на уроках в начальной школе
Учебные проекты находят все более широкое применение в образовательном процессе, поэтому возникла насущная необходимость в их классификации. Е.С. Полат предложена следующая классификация проектов: 1...
Использование проектной методики для обучения иноязычному общению на уроках иностранного языка в средней школе
Технология проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для каждого ученика, участвовавшего в разработке проекта...
Что такое учебный проект? В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза". В современном понимании учебный проект - это и задание для учащихся...
Использование учебного проекта на уроках английского языка в средней школе
Опыт работы над технологией методики проекта в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку". Естественно, меня...
Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Знание типологии проектов поможет учителям при разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах. К типологическим признакам можно отнести: 1.Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий...
Метод проектов на уроках иностранного языка
Одним из проблемных методов изучения иностранного языка является метод проектов. В своей статье, давшей название этой главе, Зачёсова Е.В., участница семинара ДООБ-2005...
Методика использования проектных технологий на уроках информатики
Методика работы над проектом на уроке иностранного языка (старшая ступень обучения)
Проект - это одна из технологий обучения, в том числе иностранному языку, основная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”...
Организация проектной деятельности в условиях ДОУ
В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности...
Особенности использования информационных и коммуникационных технологий в процессе работы над учебным проектом в рамках дисциплины "Естествознание" в начальной школе
Тематику учебных проектов следует выбирать в соответствии с содержанием программы естествознания, которую применяет учитель...
Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников...
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, -- вот основ-ной тезис современного понимания метода проектов, который и при-влекает многие образовательные системы...
Проектная технология обучения
Еще один разработчик метода проектов, американский профес-сор Коллингс предложил первую в мире классификацию учебных проектов. Проекты игр -- различные игры, народные танцы, драматические постановки и т.п...
Проектная технология обучения
Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства...
Технология проектного обучения профессионального образования
Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы...
Образовательное проектирование - процесс разработки и реализации проектов, направленных на организацию образовательного процесса и отдельных его видов и направлений.
Образовательное проектирование -
- - один из видов планирования и организации образовательного процесса;
- - это процесс разработки и реализации системы управления повышения качества образования (детей и педагогической деятельности) или отдельных элементов, где все элементы взаимосвязаны и образуют некую определенную и устойчивую целостность;
- - практическая целенаправленная совместная деятельность детей и взрослых, открывающая возможности формирования собственного жизненного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром;
- - образовательная технология, актуализирующая субъектную позицию детей в образовательном процессе;
- - метод, идущий от реальных детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самодеятельность и самореализацию;
- - игра всерьез, результаты которой являются значимыми как для детей, так и для взрослых;
- - один из немногих методов, выводящих образовательный процесс из стен детского сада в окружающее пространство (природную и социальную среду);
- - образовательная технология, обеспечивающая рост личности ребенка, позволяющая фиксировать этот рост, вести детей по ступеням роста - от проекта к проекту .
Образовательное проектирование способствует актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность в самореализации, самовыражении, в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе.
Анализ деятельности социального учреждения позволил выделить следующие виды образовательного проектирования:
- - проектирование в области познавательной деятельности детей по разным направлениям;
- - проектирование продуктивной деятельности;
проектирование с использованием информационных
технологий.
Результатом образовательного проектирования могут быть модели, проекты разных видов.
Анализ литературы по проектированию в образовательных и социальных учреждениях позволил выделить разные трактовки и виды образовательных проектов (Табл. 18).
Таблица 18.
Определения понятия «образовательный проект» и его разновидности
Трактовка термина |
||
Образовательный проект (применительно к школе) рассматривается как совместная учебнопознавательная, творческая и игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. |
Современная городская школьная медиотека. Модель оснащения и возможные формы организации работы: Методические рекомендации/Под общ. ред. Е.Н. Ястребцева. - М., 1992.} |