Организаторские способности и навыки. Организаторские способности: что к ним относится, как развить

Для достижения высоких показателей в работе коллектива современный руководитель нуждается в эффективных организаторских способностях, которые объединяются в три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

    психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

    практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

    психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

    энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

    требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

    способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью.

Хороший руководитель должен обладать следующими личными качествами:

    широким кругозором, жаждой знаний, профессионализмом,новаторством, творческим подходом к работе;

    чувством понимания ситуации;

    творческим отношением к работе, упорством, уверенностью в себе и преданностью делу;

    нестандартным мышлением, изобретательностью, инициативностью и способностью генерировать идеи;

    готовностью к переменам, открытостью, гибкостью и легкой приспособляемостью к происходящим изменениям;

    стремлением к сотрудничеству, коммуникабельностью и чувством успеха;

    эмоциональной уравновешенностью и стрессоустойчивостью, психологическими способностями влиять на людей;

    ситуационным лидерством и энергией личности в корпоративных структурах;

    способностью работать в коллективе и с коллективом;

    умением предвидеть результат;

    внутренней потребностью к саморазвитию и самоорганизации;

    способностью и умением рисковать;

    способностью действовать самостоятельно;

    ответственностью за деятельность и за принятые решения;

    способностью увидеть, выделить существенное;

    искусством выполнять планы.

В настоящее время выделяют следующие образцы навыков руководства, которые необходимы руководителю при формировании и управлении организацией:

    умение при управлении учитывать поведение подчиненных;

    способность устанавливать и контролировать дисциплину;

    стремление гибко использовать различные стили руководства, приспосабливая их к переменам;

    осознание выполняемой им роли и эффективное использование своего положения;

    развитие и поддержание хороших отношений с окружающими;

    отдача четких однозначных указаний и распоряжений;

    регулярный анализ работы подчиненных и учет его результатов;

    стимулирование деятельности подчиненных, поощрение наилучших примеров в работе;

    системный подход к анализу работы;

    квалифицированное делегирование полномочий;

    избежание слишком частого применения негативного подкрепления;

    создание эффективной обратной связи;

    защита персонала организации от внешних угроз;

    поиск способов повышения результативности работы сотрудников;

    установление системы оценки работы и критериев успеха.

Эффективное руководство предполагает, что люди совместно координируют ресурсы, определяют задачи, выдвигают и поддерживают идеи, планируют деятельность и т. д. Коллективная работа позволяет открыть большие новые возможности, коллективный подход - решать проблемы сообща. Тем самым вырабатывается больше идей, возрастает инновационная способность, уменьшаются возможности для появления стрессовых ситуаций.

Воздействие руководителя на коллектив начинается с подбора и расстановки кадров на различных участках. Расстановка кадров должна помогать раскрытию личных способностей работников, обеспечивать рост эффективности совокупного труда всего коллектива.

В решении этой задачи большая роль принадлежит руководителю, его умению учитывать индивидуальные способности, интересы и психологические особенности людей при организации их совместного труда. Руководитель должен уметь анализировать и учитывать мотивы поведения членов коллектива, применять дифференцированный подход к людям с учетом их отношения к положительным примерам и имеющимся недостаткам, с учетом их личных склонностей, интересов и психологии. Успех руководства во многом зависит именно от того, насколько руководитель опирается на коллектив, на его опыт и знания, насколько он поддерживает и развивает деловую инициативу.

На эффективность деятельности большое влияние оказывает установившийся в коллективе психологический климат, под которым понимают характер отношений между людьми, преобладающее в коллективе настроение, удовлетворенность работников выполняемой работой и т. д. Психологический климат коллектива во многом зависит от психологической совместимости работников. Психологическая совместимость - это способность членов группы к совместной деятельности, основанная на оптимальном сочетании их психологических свойств.

Роль руководителя в организации коллектива во многом зависит от совершенствования стиля и методов его руководства, от поведения руководителя, от характера его взаимоотношений с людьми. Многочисленные исследования показали, что руководителю зачастую мешает эффективно выполнять свои функции неспособность сотрудничать с людьми.

Результатом организаторской работы должна выступать только исполнительная организационная система. Г. П. Щедровицкий обратил внимание на то, что организация может рассматриваться в двух ракурсах:

    как искусственное образование - искусственный взгляд на организацию свойствен самому организатору, так как тот, кто эту организацию конструирует и создает, всегда смотрит на нее как на свое творение, которое он сделал и собирается использовать как средство, как орудие для достижения своих целей (в этом смысле организации могут быть любые в зависимости от целей и задач организатора, при этом сама организация своих собственных целей не имеет);

    как естественно живущее - после завершения создания организации организатор уходит, остается управляющий, а организация трансформируется в форму жизни коллектива и начинает жить своей собственной жизнью, что с естественной точки зрения делает возможным появление других целей - целей того коллектива, который организован.

Организаторская деятельность синтезирует все виды деятельности в системах. Она весьма трудоемка и имеет значительный удельный вес в труде руководителя (до 60-80%). Предмет этой деятельности - социально-экономические системы, учет экономических, эстетических, технологических, профессиональных и прочих связей и отношений, формирование самого коллектива как целостной динамической и устойчивой системы.

Александр Александрович Огарков, кандидат экономических наук, доцент, заместитель декана по научной и воспитательной работе Волгоградской академии государственной службы при Президенте РФ.

Под организаторскими способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организаторской деятельности успешно их реализовать.

К организаторским способностям относят следующие:

  • 1. Адаптационная мобильность - склонность к творческим формам деятельности, усугублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, стремление учить других, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
  • 2. Контактность - общительность, интерес к людям, способность располагать к себе, видеть себя со стороны, выслушивать, понимать и убеждать людей, умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
  • 3. Стрессоустойчивость - включает интеллектуальную и эмоциональную защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
  • 4. Доминантность - властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, игнорирование авторитетов, самоуважение, смелость, волевой характер.

И наконец, тип общения, который подразделяется на слабовольный, агрессивный и социально-адекватный.

Причем, между типами общения и стилями руководства имеется прямая зависимость: слабовольному типу соответствует либерально-отстраняющийся стиль руководства, агрессивному - автократический, социально-адекватному - демократический стиль.

Как же формируются и развиваются организаторские способности и связанное с этим лидерство, являются ли они врожденными или приобретенными? На этот вопрос существуют разные взгляды.

Ряд специалистов отрицают существование специфических признаков личности, которые обеспечивали бы их носителю преимущество в руководстве людьми, другие же, напротив, доказывают их наличие. Вторая точка зрения представляется более верной.

Учеными установлено определенное влияние психологических характеристик личности на успех управленческой деятельности. Изучение в последние годы психологии человека привело к выделению его общих и частных способностей, рассматриваемых в единстве.

Под общей способностью нужно понимать способность к интегрированию, к "сплавлению" в единстве всей совокупности специфических качеств (способностей) личности. Например, когда речь идет о современном стиле руководства, говорится о необходимости органически сочетать исполнительность, дисциплинированность со сменой инициативной и предприимчивостью, практичность и деловитость с устремленностью и т. п., что удается немногим. Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общей способности личности, набором взаимно дополняющих друг друга качеств и их противоположностей.

Организаторский потенциал руководителя проявляется в системе его отношений к самому себе и к другим людям (среде).

Разнообразие социальных функций руководителя как политического лидера, организатора, специалиста, воспитателя и т. д., что создает значительные трудности. Регулирующий механизм поддержания самотождественности при множестве ролей и является предпосылкой актуализации организаторского потенциала.

В широком смысле личностные качества руководителя - это совокупность всех свойств, особенностей работника, позволяющих ему реализовать свои функции.

Уровень развития личностного потенциала управленца, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого - либо одного элемента, сколько от способности интеграции всех элементов, внутренней их сбалансированности.

Играют важную роль в жизни любого человека. Развитие таких способностей необходимо для построения карьеры, бизнеса и личных отношений. Руководитель предприятия должен владеть навыками управления, знать основы психологии взаимоотношений для минимизации производственных проблем. Применение навыков коммуникации важно в любых стрессовых ситуациях.

Развитие коммуникативных способностей

Взаимоотношения начальник - подчиненный, поставщик - заказчик особенно ярко проявляют умение эффективно общаться.

Первым шагом в й является умение слушать. Сегодня лидеры предприятий должны прислушиваться к мнениям подчиненных и коллег, анализировать ситуации, решать конфликты. Слушание поможет вам получить новые идеи. Способы устранения производственных проблем станут более понятными для подчиненных, дадут возможность ощущать себя членом команды.

Чаще всего талантливые и творчески мыслящие люди из-за отсутствия организаторских и коммуникативных навыков не могут доносить свои идеи до окружающих людей, не могут заинтересовать участников команды. Очень часто степень владения навыками общения зависит от личных качеств человека.

Есть несколько качеств, необходимых как для коммуникаций, для лидера команды.

  1. Рассудительность.
  2. Решительность.
  3. Отзывчивость.
  4. Умение слышать собеседника.

В своей основе коммуникативные навыки влияют на построение деловых связей, эффективность работы, дают возможность обнаруживать проблемы на их ранних стадиях, решать их без недоразумений и сложностей.

Организаторские способности

Качества организатора должны быть присущи талантливому руководителю. Они включают в себя коммуникативные, лидерские способности и стремления, психологическую гибкость. Для эффективной работы коллектива важно, чтобы руководитель стремился

  • быть справедливым;
  • быть объективным;
  • заинтересовать сотрудника, мотивировать к работе;
  • быть миротворцем и уметь решать конфликты.

Организаторская деятельность трудоемка, она подразумевает умение работать в социально-экономических системах, учитывать эстетические, экономические отношения, оценивать профессиональные навыки и качества каждого члена коллектива, а также в умении формировать навыки коллектива как устойчивой и динамической системы.

Упражнения для развития организаторских способностей

Развивать коммуникативные и организаторские способности можно в любом возрасте при помощи несложных упражнений.

  1. Упражнение «Пантомима». Поможет сохранить самообладание в любых ситуациях, научиться правильно передавать свое эмоциональное состояние. Итак, встаньте перед зеркалом и продемонстрируйте волнение, гнев, смех, иронию и т.д.
  2. Упражнение «Желание». Поможет отработать навыки коммуникации. Для этого каждый член команды на листике записывает свое желание. Задача: убедить партнера выполнить желание, не говоря ни одного слова, после показать запись на листочке.
  3. Упражнение «Выйди из скорлупы». Поможет обрести умение убеждать. Человек, слабо владеющий навыками коммуникации, становится посреди комнаты в круг. Задача партнеров состоит в том, что бы убедить его выйти из круга. К примеру, пообещать что-либо взамен, процесс можно снимать на камеру.
  4. Упражнение «Задай вопрос при помощи пения». Поможет обрести навык выражать эмоции. Компанию нужно поделить на 2 группы. Одна команда задает вопрос при помощи песни, вторая отвечает словами другой.

Для того чтобы развивать коммуникативные и организаторские способности , стоит ознакомиться с книгами Михаила Литвака, Стивена Р. Киви, Николая Козлова, пройти тренинги разработанные специализированными центрами. Ставьте перед собой цель быть идеальным собеседником и партнером.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждому человеку необходимо иметь в своем арсенале высокие организаторские способности. Если задуматься, то буквально ежедневно и систематически, мы сталкиваемся с коллективом.

Это может быть школа, университет, рабочий коллектив, друзья и даже родственники. На самом деле, от умения организовать время и пространство вокруг, зависит успешность реализации целей.

Но каким образом разглядеть в себе навыки убеждения, стремление вести за собой, выражать активную позицию и наконец-таки способности к организации?

Очень часто талантливые особи из-за низких коммуникативных навыков , не могут успешно презентовать свои идеи для широких масс. И как быть в таком случае? Буду честной и откровенной.

Нужные умения приходят с опытом и постоянной работой над собой. В сегодняшней статье мне хотелось бы ознакомить вас с наиболее важными правилами для повышения уровня организаторских способностей.

Оценка собственных сил

А перед этим, предлагаю узнать, какие качества или умения нужны для настоящего лидера в команде? Итак, вы готовы оценить свои первоначальные данные для дальнейшей подготовки?

  • Высоченный уровень стрессоустойчивости;
  • решительность и быстрая степень принятия решений;
  • рассудительность и навыки стратегического мышления, то бишь привычки думать не ситуативно, а на перспективу;
  • общительность;
  • умение вести переговоры, слышать оппонента и по требованию отключать эмоции .

По правде говоря, черты характера руководителя, должны быть присущи и организатору. Они могут формироваться в сплетении нескольких качеств воедино.

Так вы можете найти в недрах души запросы на реализацию лидерских позиций, проявление высоких коммуникативных навыков и психологическую гибкость.

Для вашего результативного роста над собой очень важно:

  • быть максимально логичным и уравновешенным;
  • воспитывать в себе объективность;
  • постоянно работать над усовершенствованием интеллектуальных способностей и использованием максимально разные виды мышления ;
  • быть готовым брать на себя ответственность за работу целого коллектива;
  • уметь правильно решать конфликты ;
  • мотивировать к работе не только себя, но и каждого члена группы.

Руководитель - это серый кардинал и прекрасный дирижер в одном лице. Его умение предвидеть надвигающуюся бурю или число проблем с помощью интуиции и инструментов анализа - всегда поражает.

И опять-таки, не нужно думать, что организаторские и управленческие сверхспособности даются при рождении. Если вы нашли в себе несколько качеств, требующих раскрытия и совершенства, то вы уже на полпути к победе и становлении себя, как лидера!

Основные пункты для дальнейшей работы

1. Волевой стержень

Человек, воспитавший в себе высокие способности к организации, выделяется среди толпы твердостью характера, упорством и авторитетностью. Если руководитель отдал распоряжение выполнить задачу, то подчиненный или ответственное лицо должно незамедлительно выполнить поручение!

Запомните, авторитарность особи определяется не только напыщенной уверенностью в себе , но также и уровнем профессионализма. Именно организатор несет полную ответственность за конечный результат мероприятия, важной встречи или миссии.

Люди будут сами идти к вам за советом, напутственным словом или подстраховкой, а все потому, что руководитель компетентный и полностью осведомлен в вопросе.

Любые данные по тонкостям работы, срокам выполнения, правильностью принятия решения и т. д., находятся в его голове. Поэтому, нужно стремиться подавать личный пример работоспособности участникам группы, для максимально проявления себя, как «капитана».

Не скупитесь на мотивирующие речи и демонстрацию уверенности в себе. Вы должны быть бесстрашным

2. Наука конфликтология

Пожалуй, это одна из самых главных составляющих организаторских способностей. Это нормально, что в рабочих вопросах возникают споры и трения мнений. Но для руководителя важно вовремя заметить и погасить конфликт, иначе весь проект рискует выпасть из графика по причине разборок.

Воспитывайте в себе сдержанность и желание отыскать компромиссное решение. Помните, от того, насколько правильно вы себя поведете, зависит конечный результат стараний не только вас, а целой группы людей или компании.

Категорически важный совет: запомните, ни в коем случае, не вступайте в перепалку между участниками конфликта. И никогда не выясняйте отношения с коллегами или сослуживцами на публике.

3. Равенство

Выделять любимчиков или лицемерить - не путь организатора! Справедливость - вот залог равенства в рядах. Поймите, вы не должны быть слишком приятны или чересчур злобным существом, к которому страшно подойти за помощью.

Ваша главная миссия - организовать процесс и контролировать механизм, что должен работать по аналогии с часами. Участники коллектива должны одинаково поощряться и получать «нагоняй» в абсолютно равной степени.

Именно благодаря такой тактике, формирование здорового микроклимата между «цехами» и отделами, наступает очень быстро и комфортно.

4. Мотивация

Похвала и поощрение сотрудников, как публично, так и в личной беседе, всегда вносит дополнительную мотивацию. Определитесь со своими стремлениями! Вы хотите больше эффективности и рвения в глазах? Тогда не скупитесь на похвалу и дополнительное поощрение.

Выстройте задачи и работу таким образом, чтобы участники организованного вами мероприятия, были максимально включены в работу для удовлетворения личных потребностей и выгод.

Проконтролируйте, чтобы ваша управленческая модель не служила пинками для участников проекта. Создайте условия для того, что бы они сами выбирали себе кнут и пряник. Больше внимания и человеческого отношения к каждому!

5. Планирование

Точно и фиксировано держите в своей голове виденье, как результат должен выглядеть в финале? Это ваша забота и головная боль. Не имея детально проработанной карты или маршрута, очень сложно идти по лесу проблем.

Графики, дедлайны , списки и структурированный бизнес-план важного дела, должны всегда быть перед вашими глазами. Вы ответственны за предвидение катастроф, метеоритов и вторжений инопланетян. Также на ваших плечах лежит устранение любых проблем, что мешают воплощению общей цели.

Чтобы научиться думать стратегически, необходимо заранее подготовить план работы не только для себя, но и для каждого человека отдельно.

6. Делегирование и критика

Даже если вы претендуете на звание «Гениальный организатор», то правильное делегирование - это наиболее выгодное проявление качеств опытного руководителя.

Запомните, вы не должны все делать в одиночку! Для того, что бы процессы выполнялись в срок и профессионально, вы и приобщаете специалистов к сотрудничеству!

Учитесь выставлять приоритеты и раздавать обязанности в понятной формулировке. Ведь от того, насколько качественно вы задачу поставите, зависит и степень ее выполнения.

Развитие ваших способностей напрямую связанно с восприятием критики. Тренируйте терпимость и спокойное отношение к сказанному. Каждый человек имеет право на выражение своего мнения. Критикуйте только конструктивно и ни в коем случае не переходите на личности.

Если вы дадите возможность коллегам вносить свои пожелания и разумные коррективы по повышению условий сотрудничества, то уровень доверия к вашим организаторским способностям только повысится!

Друзья, на этом финиш.

Подписывайтесь на обновления и советуйте блог друзьям. А вот в комментариях посоветуйте игры или упражнения для тренировки способностей «режиссера»!

До встречи на блоге, пока-пока!

Любое лицо, наделенное властью, должно иметь организаторские способности. Как наемные руководители, так и владельцы бизнеса, грамотно управляющие персоналом, приведут компанию к успеху.

Какие ловушки поджидают на этом пути? Многие люди, занявшие высокий пост, полагают, что подчиненные должны незамедлительно выполнять каждый их приказ. Однако такие действия очень быстро приводят к потере авторитета. Руководителя перестают уважать, а персонал теряет стимул качественно работать.

Да, возмущение персонала можно подавить. Для этого прекрасно подойдут штрафные санкции, угроза лишения рабочего места, урезанная заработная плата. Однако это не сделает работу эффективной, а будет держать каждого сотрудника в напряжении и дискомфорте. Вот здесь и понадобятся организаторские способности.

Что это такое?

Что же представляют собой организаторские способности? Это набор качеств, которые помогут организовать работу ваших сотрудников. Без этого невозможна эффективная работа даже при условии вашего высокого профессионализма. Сюда входят:

  • авторитетность;
  • решение конфликтов;
  • справедливость;
  • строгость;
  • планирование;
  • умение поощрять;
  • делегирование полномочий;
  • контроль.

Рассмотрим каждое качество более подробно.

Авторитетность

Это главное качество, которое должно присутствовать у руководящей личности. Вы должны добиться того, чтобы ваши распоряжения выполнялись без колебаний. Для этого важны как внешние, так и внутренние атрибуты. Вы должны быть уверены в своей правоте и действиях. Окружающие прочувствуют вашу внутреннюю уверенность и возьмут с нее пример.

Также хороший руководитель хорошо образован в том, что он поручает другим личностям, какие сложности и тонкости поджидают на пути. Вы должны видеть сам процесс и держать его под контролем. Такие качества как высокая работоспособность, организованность приведут вас к успеху.

Подавайте пример другим. Если ленитесь вы, то же станут делать и ваши подчиненные.

Разрешение конфликтов

Организаторские способности включают в себя и умение грамотно разрешать конфликты. Трудовой коллектив невозможен без проблемных ситуаций. Между людьми обязательно возникают трения и нужно вовремя сгладить все острые углы. Какие приемы можно применять в данном случае?

Если сотрудники находятся в ссоре, попытайтесь поговорить с каждым по отдельности. Важно, чтобы беседа была в доверительном и позитивном ключе. Если никакие разговоры не помогают, рассредоточьте подчиненных по разным отделам.

Справедливость

К сожалению, многие личности, пришедшие к власти, забывают о справедливости. Руководствуясь личными симпатиями, они выделяют сотрудников, к которым более благосклонны. Среди «любимчиков» обязательны и те, к которым предъявляются повышенные требования.

Старайтесь максимально развить в себе справедливость по отношению к каждой личности. Подчиненный должен получать то, что заслуживает. Так вас будут больше уважать.

Строгость

Организаторские способности нельзя представить без строгости и контроля. Если у человека есть возможность не трудиться, то он не будет прилагать лишние усилия.

Не допускайте рассадника лени в своем коллективе. Сотрудники должны помнить, что неповиновение влечет за собой наказание со стороны руководителя.

Поощрения

Ни в коем случае не игнорируйте заслуг ваших подчиненных. Будь то личное или публичное поощрение, вы должны отмечать успехи других. В противном случае персонал потеряет мотивацию трудиться в полную силу.

Такие действия принесут вам двойную пользу. Это полезно не только для отдельной личности, но и коллектива целом, ведь поощрения и признания заслуг повышают командный дух. Усилий будет тратиться меньше, в то время как продуктивность возрастет.

Руководителю необходимо выработать такое качество как внимательность. Только при пристальном наблюдении за сотрудником вы сможете заметить его прогресс.

Наблюдательность и контроль

Нельзя считать хорошим руководителем ту личность, которая не может отследить процессы на производстве, сроки сдачи работ и в целом имеет общее представление о том, что творится в его компании. Вы должны руководствоваться четким планом и не отступать от него.

Смотрите в будущее! Учитывайте возможные промахи и неудачные сделки. У вас должен быть четкий план действий, будь то непредвиденные обстоятельства или размеренное течение дел.

Планирование

Нельзя упомянуть о таком важном качестве как умение планировать свои дела. Это касается не только вас, но и ваших подчиненных. Каждый сотрудник должен получить определенный объем заданий, которые следует выполнить к вечеру.

Устанавливайте и общие сроки. К примеру, коллектив должен вывести компанию на новый уровень через полгода.

Делегирование полномочий

Мы уже разобрали, что грамотный руководитель должен отличаться высокой работоспособностью, показывая пример другим. Но один человек не может выполнить весь объем работ. Ведь в таком случае возникнет путаница в делах, а качество проделанных задач будет желать лучшего. В этом случае самый разумный вариант – делегирование полномочий. Но для этого вам понадобятся такие качества как наблюдательность и внимательное отношение к подчиненным.

Некоторое время понаблюдайте за персоналом. Кто лучше всего справится с порученными задачами? Следите за тем, чтобы объем работ не был слишком большим. Помните, что каждое дополнительное дело должно быть отмечено словесным или материальным поощрением.

Отношение к критике

Что отличает грамотного и опытного руководителя? Такой человек спокойно относится к критике, не воспринимая всё на свой счет. Слушайте своих подчиненных. Их мысли и идеи, возможные корректировки могут привести вашу компанию к еще большему успеху.

Выслушивая такие предложения, вы повысите свой авторитет. Сотрудники станут больше вас уважать и загорятся желанием трудиться с еще большим энтузиазмом.

Избавление от лишнего

Способности организатора включают в себя умение отметать лишнее. Держите ситуацию под контролем и не позволяйте сотрудникам лишних вольностей. Дайте чётко понять, что никто не сможет отнять у вас драгоценные часы и минуты понапрасну. Цените как свое, так и чужое время.

Да, практические навыки невозможно развить в один день. Но регулярная практика поможет стать вам грамотным руководителем, который сможет найти подход к любой личности.