Проектирование как сфера профессиональной деятельности конспект урока. Урок на тему: Проектирование в профессиональной деятельности

10 класс

Дата

Тема: Проектирование в профессиональной деятельности.

Цели урока:

- подготовка учащихся к осознанному профессиональному самоопределению, систематизировать теоретические знания, закрепить навыки использования современных информационных технологий;

Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «Технология»; развивать творческое мышление, способность аргументировать свою точку зрения, отстаивая её;

воспитывать культуру общения и уважение к иной точке зрения; инициативность и интерес к творческой деятельности.

Ход урока

    Организационный момент.

    Изучение нового материала

1.Главный труд ученика - это учеба, и хотелось бы, чтобы интеграция знаний по экономике, технологии и информационным технологиям, были востребованы вами в практической деятельности.

Человек сегодня не может чувствовать себя социально защищенным, владея какой-либо одной профессией, она может оказаться невостребованной. Конкуренция на рынке труда обязывает выпускника быть мобильным и готовым к неожиданным переменам. Уверена, что данный урок научит вас находить аргументированные пути решения возникающих проблем.

В 10 классе мы ориентируемся на выполнение не столько прикладных проектов, сколько связанных с предпринимательством. Однако учащимся бывает очень сложно понять, что в таких проектах необходимо учитывать не столько свой интерес, сколько интерес потребителей, заказчиков услуги и тех, кто, условно говоря, инвестирует проект.

Любую выполняемую работу (стирка белья, ремонт комнаты и т. д.) можно рассматривать как творческий проект. Каждый проект - это реализация вашего замысла. Как правильно выполнить его? Какова последовательность проектирования? Об этом вы узнаете сегодня на уроке.

Что же такое проектирование? Проектирование - это поиск аргументированных решений, необходимых для достижения выбранной цели с учетом заданных условий.

Приведите примеры тем проектов по разным сферам деятельности: технической, художественной и т. д. (Ответы учащихся.)

Проектирование является неотъемлемой частью нашей жизни. Проект может быть выполнен в любой сфере деятельности: технической, социальной, творческой, экономической. Выполнение проекта предусматривает изготовление нового конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека и пользующегося спросом потребителей.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ЭТАПЫ):

1.Поисковый этап:определение проблемы; темы будущего проекта; поиск и изучение всей имеющейся информации по проблеме; поиск путей решения проблемы

ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ – изделие, социальное мероприятие или услуга, которую можно усовершенствовать, предложить на рынок, с помощью которых можно было бы удовлетворить чьи-либо потребности

2. Конструкторский этап: разработка нескольких вариантов эскизов; их сравнение; выбор лучшего варианта; подготовка необходимой конструкторской документации

3. Технологический этап: разработка технологии изготовления объекта; составление технологической карты; изготовление спроектированного объекта.

4. Аналитический этап: анализ результатов работы; подведение итогов; оформление пояснительной записки и подготовка проектной документации для презентации; подготовка и проведение презентации проекта.

Защита проекта - это, прежде всего, демонстрация результатов вашей творческой самостоятельной работы. В ходе защиты вы учитесь аргументировать свой выбор, предлагать пути решения поставленных задач, излагать полученную информацию, доказывать свою точку зрения и отвечать на вопросы.

2.Карьера – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера?- Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера – Это рост профессионального мастерства.

Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Примерный план профессиональной карьеры:

    Смысл и цель жизни;

    Планируемая профессия (основной и запасной варианты);

    Предлагаемое образование (содержание и уровень);

    Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);

    Предполагаемая должность, пост;

    Желаемый размер оплаты;

    Место проживания, жилищные условия.

3. Итог урока

1.Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

2. Тестирование

Большинство из нас выбирают по­могающую профессию, потому что мы являемся социально активными или для нас очень важно чувство связи с другими людьми. Чаще всего при выборе этой профессии человеком движут не столько фи­нансовые соображения, сколько идеологические.

Сейчас предлагаю Вам нарисовать свой «жизненный путь»: разверните лист горизонтально (альбомный лист), на нем нарисуйте горизонтальную линию. Это ваш жизненный путь, путь вашей жизни. В середине ее отметьте точкой настоящее время, слева от нее важные события в прошлом, подписывая даты событий, справа – возможные события в будущем.

- Какие факты из жизни – профессиональные или личные – преобладают?

- Что, по Вашему мнению, играет большую роль в жизни?

Не всегда жизнь это профессия, а профессия это – жизнь. Поэтому давайте выделим из Вашего общего «Жизненного пути» «Профессиональный жизненный путь». Рисуем вторую горизонтальную линию, в центре отмечаем настоящий момент, то положение, которое вы занимаете сейчас, и также слева до настоящего момента отметьте важные с профессиональной точки зрения события и подпишите даты этих событий и их названия.

Посмотрите на эти линии, на жизненный и профессиональный пути.

- Каких событий больше – личных или профессиональных?

- Взаимосвязаны ли события личного и профессионального характера между собой?

- Какие это были события?

Давайте вспомним, как начиналась Ваша профессиональная жизнь как спасателя. Ведь профессиональный путь начинается не с первого рабочего дня, а с того момента, когда мы задумались о новой для нас профессии. Что определило Ваш профессиональный выбор? Профессия спасателя стала продолжением Ваших спортивных увлечений (подводное плавание, скалолазание), Ваш выбор определил пример друга, или внутреннее желание помочь людям, или, может быть, престижность профессии, или по другим причинам?

То, как люди попадают в профессию, зачастую определяет процесс становления в профессии, его начало, то, как человек будет адаптироваться в профессии, кризисно это будет проходить, либо плавно. Однако в профессиональном становлении каждый человек проходит определенные этапы. Давайте вспомним их.

Этапы профессионального развития

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или к профессиональной деструкции.

Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период "выбора профессии", проектирования про­фессионального "старта" и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной под­готовки к "жизни", к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта дея­тельности. Формируется реалистическое представле­ние о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профес­сиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные, конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст 15 - 18 или 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта. К адептам можно отнести обучающихся (учащихся) разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала.

В целом, в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность и культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развива­ются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.

3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:

    стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адап­тация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.

    стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.

    Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:

    стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На этом этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

    стадия авторитета, как и стадия мастерства, суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки от­личия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

    стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает, когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства, или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии, такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

- Соотнесите эти этапы с Вашим профессиональным путем.

- На Вашем пути есть такие этапы?

- Отражены ли они на Вашем рисунке?

- Если нет, соотносятся ли события, отмеченные Вами, с этими этапами прямо или косвенно?

Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.

- С какими изменениями связан каждый этап Вашего профессионального становления?

- Что Вы приобрели, и что Вы потеряли на каждом из них?

На Вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором Вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).

- Какие события соответствуют этому этапу?

- Что Вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?

- В результате Вы приобрели больше, чем получили, или меньше?

Рекомендации по ведению: Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания», и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.

Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).

- С чем он был связан лично для Вас (может быть с каким-то событием)?

- С какими потерями связан этот этап?

- Что Вы приобрели на этом этапе?

Запишите их под этим этапом.

Рекомендации по ведению: Также прорабатываются последующие этапы профессионального становления, вплоть до этапа профессиональной подготовки. Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас Ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у Вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?

Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для Вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала Вашего пути до настоящего момента.

- Как менялись Ваши ценности от этапа к этапу?

- Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?

- Что изменилось в Ваших профессиональных ценностях в настоящем: может, изменились сами ценности, может, ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?

- Запишите Ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.

Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.

- Что изменилось?

- Поменялись ли сами ценности?

- Что повлияло на эти изменения?

Но на этом этапе Ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что Вы находитесь сейчас в том месте Вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться Вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и Ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле, и у каждого из Вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что Вы эффективно справляетесь со сложными, иногда новыми задачами, связанными с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что Вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?

Рекомендации по ведению: При возникновении затруднений приводим пример: Вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и, как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется Вам вести водолазные работы, становится понятным только на месте. Водолазов нет, и Вы понимаете, что эту работу придется делать Вам. Это новый для Вас вид деятельности. Понятно, что когда-то Вас этому учили, но в последнее время Вы этим не занимались. Что Вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с Вами? Или нырнете в воду?

- Находились ли Вы когда-нибудь в похожей ситуации?

- Как Вы обычно справляетесь с новыми задачами?

Сейчас посмотрите на Ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап Вашего развития.

- Каким Вы его видите?

- Что Вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?

- Изменятся ли как-то Ваши ценности?

Упражнение «Через много-много лет». Данное упражнение помогает сформировать положительный образ старости.

Давайте пофантазируем и представим себя через много-много лет в старости. Представьте, что Вы довольны своей жизнью. Возьмите чистый лист бумаги и опишите свою жизнь:

- Чем Вы занимаетесь? Работаете ли? За что отвечаете? Может быть, у Вас появились новые увлечения, хобби?

- Как Вы выглядите в старости? Какую носите одежду? Может, Вы измените прическу, отпустите бороду или отрастите усы?

- Где Вы живете? Какой у Вас дом? Кто живет вместе с Вами? Может у Вас есть домашнее животное?

- Подумайте, какая музыка Вам будет приятна? Как будут проходить праздники?

- Представьте, как изменится Ваш день? Поздно или рано Вы будете ложиться спать или просыпаться? Как часто будете ходить на прогулки?

- Довольны ли Вы описанным образом?

- Что нравится Вам в этом образе больше всего?

А теперь представьте, что «Вы в будущем» можете передать маленькую записку «себе в настоящий момент». Возьмите маленький листочек (7 7 см.) бумаги и запишите это пожелание. Главное условие - это должно быть всего лишь одно предложение. Сохраните его, возможно, оно Вам пригодится!

Анализ профессиональной деятельности специалиста является первым этапом работы инженера-педагога над проектом обучения.

Как известно, создание всякого проекта, в том числе и дидактического, начинается с анализа исходных данных.

В результате такого анализа создается полное представление о той информации, которая должна лечь в основу проекта, а также вырисовывается образ конечного продукта, создаваемого в ходе проектирования, устанавливаются условия, необходимые для решения задач обучения. Все это определяет важность рассматриваемого этапа, от которого в дальнейшем зависит результат проектирования. Этот этап дидактического проектирования включает анализ профессиональной деятельности, исходя из чего носит название этапа аналитической деятельности.

Рассматриваемая деятельность имеет структуру, присущую любой деятельности и для ее описания используют комплексное применение наук - психологии, педагогики. Комплексная структура деятельности в данном случае будет включать организационные и психологические элементы.

Субъект деятельности - группа, которая целенаправленно действует для удовлетворения своих потребностей.

Цель является системообразующим фактором деятельности и может быть выражена в форме ее результата и продукта.

Результат деятельности - психологическое приращение опыта личности, которое он приобретает при достижении цели.

Продукт деятельности - материальное представление того, что получается при осуществлении деятельности.

Предмет деятельности - это то, что имеет субъект в начале деятельности, и то, что в конечном итоге преобразуется в продукт.

Процесс деятельности - это совокупность целенаправленных действий преподавателя по применению предмета деятельности в соответствии с заданной целью.

Способ деятельности характеризуется подготовленностью субъекта к той или иной работе и может быть раскрыт через средства осуществления деятельности.

Средства - это или опыт субъекта, который может быть выражен через совокупность профессионально-методических задач, или все вспомогательные объекты, при помощи которых осуществляется деятельность.

Условия деятельности - это среда средств, при помощи которых осуществляются действия.

Иными словами, субъект, имея определенную цель, которая определяется мотивом, воздействуя на предмет и осуществляя определенные действия при помощи средств деятельности в определенных условиях, получает продукт и результат.

Для описания любой деятельности, в том числе и аналитической, достаточно раскрыть каждый из приведенных элементов.

Еще по теме 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности:

  1. 6.3. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологического отряда и его подразделений.
  2. Основные подходы к изучению менеджера образования как субъекта профессиональной деятельности и развития в современной психологии
  3. Психологические особенности профессионального развития менеджера в сфере образования
  4. 10.2. Задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда
  5. Билет 40.Психодиагностика профессионально важных качеств педагога.
  6. 37. Изучение и проектирование профессиональной деятельности
  7. Оценка качества менеджмента путем проведения внутренних аудитов интегрированной системы менеджмента
  8. Оценка медицинской организации на соответствие модели делового совершенства (Премия Правительства РФ в области качества)

Человек проявляет и формирует себя через деятельность, в том числе через профессиональную деятельность. Возможность кризисов, сбоев в развитии профессиональной деятельности, занимающей важное или ведущее место в жизни человека, является психологической закономерностью. Кризисы, переломы – обязательные спутники всякого живого развития. В зависимости от обстоятельств эти периоды могут проходить по-разному – сглажено или резко, легко или обостренно, краткосрочно или долговременно, наконец, они могут вести к профессиональному развитию или профессиональной деструкции.

Профессиональное становление – это динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных этапов:

1) Формирование профессиональных намерений. Развитие в период "выбора профессии", проектирования про­фессионального "старта" и жизненного пути определяется как стадия оптанта. Это этап осознанной под­готовки к "жизни", к труду, этап планирования, проектирования профессионального жизненного пути.

Этап оптанта завершается оформлением специфического для нее психического новообразования в самосознании субъекта дея­тельности. Формируется реалистическое представле­ние о некоторой "референтной" профессиональной общности, в которую оптант включает себя в будущем. Формируются профес­сиональные планы, принимаются соответствующие сознательные, самостоятельные конкретные и достаточно твердые решения.

2) Профессиональное обучение. Этап развития в период профессионального обучения и дальнейшего становления профессионала - в разных случаях приходится на возраст от 15 - 18 до 16 - 23 лет. Молодой человек психологически стал более или менее выраженным приверженцем определенной профессиональной общности. Этот период можно назвать стадией или фазой адепта.К адептам можно отнести обучающихся учащихся разных уровней и типов профессионального образования.

Конечно, если рассматривать многолетнюю подготовку профессионала, то необходимо различать тех, кто находится на пер­вом, на втором и т.д. годах обучения. В течение периода профессионального образования проис­ходят очень существенные изменения самосознания, направлен­ности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности; есть свои специфические "кризисы развития", и потребность в психологической поддержке станов­ления профессионала.

В целом в это время происходит освоение системы основных ценностных представлений, характеризующих данную профес­сиональную общность и культивируемых в ней, овладение специ­альными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными как для успешного профессионального старта, для будущей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Развива­ются профессионально важные личные качества, структурируются системы этих качеств. Формируется профессиональная пригодность, понимаемая как системная организация субъекта и объекта (субъекта в профессиональной специфической среде) и выражающаяся в сочетании успешности учебно-професси­ональной, трудовой деятельности с удовлетворенностью избран­ным путем.



3) Этап профессиональной адаптации представлен следующими стадиями:

Стадия адаптации, "привыкания" молодого специалиста к работе. Профессионала на этой стадии можно назвать адаптантом. На этой стадии происходит привыкание, адап­тация молодого специалиста в профессиональной среде. Профессионал непосредственно сталкивается с необходимостью вхождения во многие тонкости профессиональной деятельности, о которых молодой специалист, возможно, знал только со слов своих преподавателей. Происходит формирование копинг-стратегий, позволяющих профессионалу справляться с неизбежными сложностями и психотравмирующими обстоятельствами профессиональной деятельности. Как правило, стадия адаптации длится от года до трех лет. Этап вхождения в профессию является чрезвычайно опасным для профессионала с точки зрения формирования профессиональных деструкций. На этом этапе для молодого специалиста важным является наличие наставника. Это может быть научный руководитель или опытный коллега в коллективе.

Стадия интернала. Профессионала на этой стадии можно назвать уже опытным специалистом, который уверен в правильности выбранного им профессионального пути, любит свою работу. Он обладает достаточным опытом для того, чтобы самостоятельно и с достаточной эффективностью решать основные профессиональные задачи. Коллеги специалиста оценивают его как профессионала, имеющего собственные наработки и нашедшего свое место в профессии.



4) Частичная или полная реализация личности в профессиональном труде представлена следующими стадиями:

Стадия мастера, мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных стадий как бы суммируются с ее характеристикам. Профессионал уже может решать как простые, так и самые трудные профессиональные задачи. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль профессиональной деятельности, его результаты стабильны. У него уже есть опыт уникального решения ряда задач. На том этапе профессионал, как правило, имеет формальные показатели высокой квалификации и значительный авторитет у коллег.

Стадия авторитета, как и стадия мастерства,
суммируется с последующей. Профессионала на этой стадии смело можно назвать мастером своего дела. Это хорошо известный в профессиональном кругу специалист, возможно, его известность выходит за рамки профессиональной деятельности. Он имеет высокие формальные показатели, возможно, является руководителем, имеет награды, знаки от­личия, существует круг коллег, которые обращаются к нему за консультацией, поддержкой или советом. Как правило, эта стадия наступает в возрасте, когда уже проявляется снижение работоспособности, связанное с возрастными изменениями, различными соматическими заболеваниями, однако, профессиональный опыт, выработанные эффективные стратегии решения профессиональных задач, наличие помощников позволяют успешно компенсировать эти неблагоприятные изменения.

Стадия наставника, наставничества в широком смысле наступает когда вокруг авторитетного мастера собирается круг единомышленников, осознанно разделяющих подход к решению профессиональных задач мастером, возможно, что это специалисты других специализаций, представляют другие ведомства или других, смежных специальностей. Авторитетному мастеру начинают, порой неосознанно, подражать, возникают «легенды», анекдоты о мастере, свидетельствующие о том, что этот профессионал в сознании большинства коллег неотделим от представлений о профессиональной общности, и порой определяет эти представления. Коллеги стремятся ознакомиться с опытом мастера, перенять этот опыт, у него есть ученики. Может быть, мастер возглавляет научное направление и организацию. Это период, когда профессионал, выходя за рамки своей профессии, приходит к философским обобщениям, что позволяет ему расширять контекст профессиональной деятельности, находить инновационные решения для труднейших профессиональных задач.

Профессиональное развитие – это не только совершенствование, но и разрушение, деструкции, деформации. Это означает, что профессиональное развитие - и приобретения и потери. Развитие специалиста проходит через ряд кризисов развития, возникающих при переходе с одного этапа на другой. Успешное разрешение кризисов сопровождается нахождением новых смыслов профессиональной деятельности. Даже при осознании профессионалом необходимости кризисов в развитии такие периоды сопровождаются переживанием напряженности, тревожности, неудовлетворенности и другими негативными состояниями. Безусловно, эти периоды описываются профессионалами как тяжелые, трудные, подчас снижается эффективность профессиональной деятельности.

Обсуждение:

· Соотнести эти этапы с вашим профессиональным путем.

· На вашем пути есть такие этапы?

· Отражены ли они на вашем рисунке?

· Если нет, соотносятся ли события, отмеченные вами, с этими этапами, прямо или косвенно?

Примечания для преподавателя

Это делается для того, чтобы спасатели задумались над смыслами тех событий, которые с ними происходили, может быть, события которые они считали негативными или др. на самом деле оказались одним из этапов становления.

· С какими изменениями связан каждый этап вашего профессионального становления?

· Что вы приобрели, и что вы потеряли на каждом из них?

На вашем «Профессиональном жизненном пути» найдите глазами тот этап профессионального становления, на котором вы находитесь сейчас. Подпишите этот этап соответствующим названием (мастер, авторитет, наставник).

Обсуждение:

· Какие события соответствуют этому этапу?

· Что вы потеряли с переходом на этот новый профессиональный этап (меньше стало свободного времени)?

· В результате вы приобрели больше, чем получили или меньше?

Примечания для преподавателя

Если спасатели видят, что у них приобретений больше, чем потерь на этом этапе, значит все хорошо, можно переходить к следующему профессиональному этапу. Если вышло так, что потери преобладают над приобретениями, надо обратить внимание спасателя на то, почему так произошло, обратиться к личному опыту, выяснить, что происходило там в это время. Прояснить насколько личная ситуация влияла на профессиональную жизнь. Если в этот период в личной жизни происходили серьезные значимые события (неважно плохие или хорошие), тогда обратить внимание спасателей на то, что они могли «оттянуть на себя большую часть внимания» и тогда профессиональное становление отошло на второй план. Здесь важно расставить приоритеты, что тогда было для человека наиболее важным: личное или профессиональное, и в итоге прийти к тому, что приобретений у лично него больше, чем потерь.

Хорошо, движемся назад по профессиональному пути к следующему этапу. Подпишите его, что это был за этап (профессиональная адаптация).

Обсуждение:

· С чем он был связан лично для вас (может быть с каким-то событием)?

· С какими потерями связан этот этап?

· Что вы приобрели на этом этапе?

Запишите их под этим этапом.

Примечания для преподавателя

Также прорабатываются последующие этапа профессионального становления вплоть до этапа профессиональной подготовки.

Итак, пройдя столь долгий профессиональный путь, полный потерь и приобретений, кризисов и различных метаморфоз, несомненно, сейчас ваши представления о профессии и о ценностях в профессии (важных для профессии) отличаются от тех представлений и ценностей, которые были у вас, когда вы пришли в профессию. Давайте вспомним, какими они были?

Спасатели на листе бумаги в столбик пишут 5-10 ценностей, которые были важны для них в начале профессиональной деятельности. Теперь проранжируйте их. Первый ранг получает самая важная ценность, соответственно, последняя – наименее важная для вас. Давайте попробуем проследить, как менялись ценности от начала вашего пути до настоящего момента.

Обсуждение:

· Как менялись ваши ценности от этапа к этапу?

· Что изменилось на этапе профессионального обучения, на этапе адаптации?

· Что изменилось в ваших профессиональных ценностях в настоящем: может изменились сами ценности, может ценности остались те же, но изменились приоритеты – другие ценности сейчас на первых местах?

· Запишите ваши ценности на настоящий момент и проранжируйте их.

Спасатели записывают их ценности в соседнем столбике и ранжируют их так же, как в предыдущий раз. Теперь давайте сравним эти две колонки.

Обсуждение:

· Что изменилось?

· Поменялись ли сами ценности?

· Что повлияло на эти изменения?

Примечания для преподавателя

Основным лейтмотивом обсуждения является идея о том, что каким бы ни было наше прошлое, без него мы бы не стали такими, какие мы есть сейчас.

Но на этом этапе ваша профессиональная жизнь не заканчивается, впереди еще много времени и многое может произойти, несмотря на то, что вы находитесь сейчас в том месте вашего профессионального пути, где, казалось бы, учиться вам уже не чему. Ваше нынешнее обучение – это последняя ступень обучения профессии «спасатель». Вы и ваши коллеги являетесь лучшими в своем деле и у каждого из вас есть свой индивидуальный стиль. Этот индивидуальный стиль проявляется в том, что вы эффективно справляетесь со сложными иногда новыми задачами, связанные с жизнью человека. Сталкиваясь с новой задачей в работе, что вы делаете для того, чтобы быстро и эффективно ее решить?

Примечания для преподавателя

При возникновении затруднений приводим пример: вы какое-то долгое время работаете на ЧС одного вида, например на обрушениях зданий и конструкций. В одну из смен происходит вызов и как часто бывает из-за нехватки информации, то, что придется вам вести водолазные работы становиться понятным только на месте. Водолазов нет, и вы понимаете, что эту работу придется делать вам. Это новый для вас вид деятельности. Понятно, что когда-то вас этому учили, но в последнее время вы этим не занимались. Что вы будете делать в этой ситуации? Звонить знакомому водолазу? Посоветуетесь с коллегами, которые находятся рядом с вами? Или нырнете в воду?

Обсуждение:

· Находились ли вы когда-нибудь в похожей ситуации?

· Как вы обычно справляетесь с новыми задачами?

Сейчас посмотрите на ваш «профессиональный путь» и отметьте на нем следующий этап вашего развития.

Обсуждение:

· Каким вы его видите?

· Что вы, возможно, потеряете и приобретете на новом этапе?

· Изменятся ли как-то ваши ценности?

Возникновение и развитие организационного проектирования

Организационное проектирование возникло как отдельное направление научной организации труда руководителей и специалистов, представляющее собой системное проектирование разделения и кооперации умственного труда, организации рабочих мест, условий труда, нормирования труда и других направлений его организации в середине XX века.

Изменение характера умственного труда, связанное с развитием информационных технологий, появление новых трудовых функций, специальностей, профессий, возникновение международных стандартов качества, экологии, менеджмента вызвало необходимость поиска новых методов системного проектирования умственного труда.

Понимание организационного проектирования расширилось. В настоящее время по единым методологическим схемам формируются методики комплексной оценки качества управленческого труда, проектирования автоматизированных рабочих мест, автоматизированных систем управления, рационального разделения и кооперации труда.

Системное исследование организации процессов управления в России, Белоруссии, способствовало формированию таких новых направлений организационного проектирования как регламентация управленческого труда и проектирование стандартов системы менеджмента для организаций.

Развитие организационного проектирования в США и Европейском Союзе привело к возникновению организационного реинжиниринга, формированию методологии структурного анализа и проектирования (SADT) и системы методологий IDEF.

Развитие организационного проектирования в настоящее время идет в направлении создания методологии и методических инструментов комплексного проектирования систем совершенствования труда управленческого персонала. Организационное проектирование в современном понимании представляет собой комплекс методических инструментов, которые позволяют упорядочить, привести в систему процессы управления.

Проектирование как процесс, в зависимости от объекта проектирования, может быть представлено как:

· стратегическое;

· организационное;

· инвестиционное;

· конструкторское;

· технологическое.

Все перечисленные виды проектирования имеют место в организации управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий и их объединений. Проектирование любого объекта связано с созданием, преобразованием и представлением в принятой форме образа этого объекта, чаще его составных частей, т. е. функционально взаимодействующих между собой структурных элементов целого. Этот образ может создаваться в воображении творческого человека или генерироваться по некоторым алгоритмам в процессе взаимодействия человека и ПЭВМ. Для стратегического проектирования создаваемый образ может быть представлен в форме комплекса стратегий, для маркетингового проектирования – в форме маркетинговой программы продвижения товаров, изучения рынков и т.п., для организационного проектирования – в форме особой организации рассматриваемого объекта, организационных решений, повышающих эффективность управления и, соответственно, хозяйственной деятельности.



Как правило, проектирование начинается при наличии задания на проектирование, отражающего потребности общества, правительственных органов страны или администрации предприятий. Результатом же проектирования является комплекс управленческих решений, выраженный в виде полного комплекта документации, содержащей достаточные сведения для организации того или иного вида деятельности или создания объекта. Преобразование исходной информации в проектные решения порождает промежуточные описания – проектные решения, являющиеся предметом дальнейшего рассмотрения с целью окончания проектирования.

С точки зрения принятия решений проектирование представляет собой процесс разработки управленческих, проектно- конструкторских, социальных, экономических решений, направленных на получение желаемого эффекта.

С информационной точки зрения проектирование есть процесс преобразования входной информации об объекте проектирования, о состоянии знаний в рассматриваемой области, об опыте проектирования объектов аналогичного назначения в выходную информацию в виде проектно-технологической, экономической, организационной документации, позволяющей материальную реализацию проекта.

С организационной точки зрения к процессу проектирования могут быть применены различные подходы. Прежде всего – блочно – иерархический. Согласно этому подходу проектируемая система расчленяется на иерархические уровни. На высшем уровне используется наименее детализированное представление, отражающее только общие черты и особенности проектируемой системы. На следующих уровнях степень подробности рассмотрения возрастает. При этом система рассматривается отдельными блоками. Любая система представляет собой совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, интегративных свойств.

Каждая система имеет собственное внутреннее строение (структуру, функции, факторы, обеспечивающие целостность организации). Например, система организации управленческого труда включает в себя: сам живой труд (расходование рабочей силы), предметы труда, средства труда, выступающие мерилом развития рабочей силы, а также показателем общественных отношений. Функции такой системы составляют проявление внутреннего содержания системы в ее отношениях с внешней средой. Выявить структуру объекта – значит упомянуть его части и способы, с помощью которых он вступает во взаимоотношения. Окончательная же оценка качества полученных решений, как правило, производится по функциональным моделям.

Организационное проектирование отличается от других видов проектирования не только формой результата и областью исследования, но также необходимостью учета характера и взаимных связей большого числа факторов, влияющих на построение изучаемого объекта, и определяющих его экономическую эффективность.

Отличие организационного проектирования состоит также в необходимость обязательного проведения структурной и параметрической оптимизации рассматриваемых объектов (с использованием структурных и функциональных моделей).

По мере совершенствования компьютерной техники и информационно – программного обеспечения все большее число проектных процедур переводится в автоматический (пакетный) режим. При автоматизации проектирования значительные трудности возникают на этапе формализации задач организации управления инвестициями, технологическими и трудовыми процессами. Во многих случаях удается получить математические модели, которые допускают использование приближенных алгоритмов решения задач. Математическое моделирование – это процесс создания модели и оперирование ею с целью получения сведений о реальном объекте. Математическая модель – это совокупность математических объектов (чисел, символов, множеств) и связей меду ними, отражающих важнейшие для проектировщика свойства объекта. Модель создается ради познавательных, практических целей, отвлекаясь от множества характеристик изучаемой системы, создает некую идеальную, доступную изучению конструкцию системы. Моделирование переходных процессов, статистических режимов, частных характеристик может быть сведено к решению систем дифференциальных уравнений.

Раздел 2. Методология организационного проектирования