Должностная инструкция диспетчера поездного дорожного центра управления перевозками. Поездной диспетчер Функции поездного диспетчера

1. Общие положения

1.1. Поездной диспетчер относится к категории специалистов.

1.2. На должность поездного диспетчера назначается лицо, имеющее

высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на

должностях, связанных с движением поездов не менее 1 года или среднее

профессиональное (техническое) образование и стаж работы на должностях,

связанных с движением поездов, не менее 3 лет.

1.3. Поездной диспетчер назначается на должность и освобождается от

нее руководителем предприятия и непосредственно подчиняется

________________________________________________________________________.

1.4. Поездной диспетчер должен знать:

— Правила технической эксплуатации железных дорог

— Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных

— Инструкцию по сигнализации на железных дорогах

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ

— Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при

производстве путевых работ

— правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с

опасными грузами при перевозках по железным дорогам

— распоряжения и указания руководства управления железной дороги,

отделения железной дороги

— методические, нормативные и другие руководящие материалы по

организации движения поездов

— график движения поездов и план формирования поездов и порядок

направления вагонопотоков, схемы, профиль путей,

техническо-распорядительные акты, технологические процессы работы станций

— работу устройств диспетчерской централизации

— правила работы на ПЭВМ

— показатели и технические нормы эксплуатационной работы

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности,

производственной санитарии

— Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте

— основы экономики и управления производством

— Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта

— Положение о рабочем времени и времени отдыха работников

железнодорожного транспорта

— _________________________________________________________________.

1.5. Во время отсутствия поездного диспетчера (командировка, отпуск,

болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в

установленном порядке.

1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Поездной диспетчер:

2.1. Руководит движением поездов на обслуживаемом (диспетчерском)

2.2. Обеспечивает выполнение графика и безопасность движения

поездов, эффективное использование технических средств, вагонного парка и

локомотивов.

2.3. Оценивает и прогнозирует положение на участке, планирует и

организует пропуск поездов, ввод в график опаздывающих пассажирских и

пригородных поездов.

2.4. Следит за следованием поездов по перегонам, своевременным

приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, особенно при

нарушениях нормальной работы устройств СЦБ и связи, при обгонах и

скрещениях пассажирских, длинносоставных, тяжеловесных, с разрядными и

негабаритными грузами поездов и другими поездами.

2.5. Обеспечивает развоз местного груза и выполнение регулировочного

задания по сдаче порожних вагонов.

2.6. Контролирует работу станций по выполнению задания по погрузке и

выгрузке вагонов, приему, формированию и отправлению поездов.

2.7. Выполняет операции по приготовлению маршрутов приема,

отправления, пропуска поездов и маневровых передвижений на участках,

оборудованных диспетчерской централизацией.

2.8. Получает на ЭВМ информацию о движении поездов и локомотивов по

участку, контролирует своевременность передачи информационных сообщений

станциями.

2.9. Дает указания дежурным по станциям по организации движения

поездов, приказы о закрытии и открытии перегонов (путей), о переходе с

одних средств сигнализации и связи на другие, с двухпутного движения на

однопутное, об отправлении поездов по неправильному пути и др.

2.10. Обеспечивает своевременность предоставления «окон», принимает

меры по организации, аварийно-восстановительных работ и своевременному

устранению неисправностей технических устройств и оборудования.

2.11. Ведет график исполненного движения поездов и другую

установленную документацию, регистрирует приказы в журнале диспетчерских

указаний.

2.12. Руководит работой единой смены диспетчерского участка.

2.13. _____________________________________________________________.

Поездной диспетчер имеет право:

3.1. Представлять на рассмотрение руководства предложения по

вопросам своей деятельности.

3.2. Получать от специалистов структурных подразделений предприятия

информацию, связанную с вопросами своей деятельности.

3.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей

компетенции.

3.4. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в

исполнении своих должностных обязанностей.

3.5. ______________________________________________________________.

4. Ответственность

Поездной диспетчер несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных

обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в

пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей

деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и

гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных

действующим законодательством Российской Федерации.

4.4. ______________________________________________________________.

Раздел II. ДИСПЕТЧЕРСКОЕ РУКОВОДСТВО ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА УЧАСТКАХ И В УЗЛАХ

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПОЕЗДНОГО ДИСПЕТЧЕРА

3.1. Права и обязанности поездного диспетчера

Поездной диспетчер является непосредственным организатором выполнения заданий сменносуточного плана поездной и грузовой работы на участке. Он обязан oбеспечивать рациональное использование вагонов и локомотивов, пропускной и провозной способности участка и перерабатывающей способности станций, безопасность движения поездной и маневровой работы, контролировать работу станций. Диспетчер руководствуется в своей работе Правилами технической эксплуатации железных дорог, инструкциями по движению поездов и маневровой работе, по сигнализации на железных дорогах по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и работ на контактной сети, действующими графиком движения и планом формирования поездов, а также техническо-распорядительными актами и технологическими

процессами станций участка, приказами и указаниями МПС, дорога и отделения, сменно-суточным планом поездной и грузовой работы участка и указаниями дежурного по отделению - руководителя диспетчерской смены. Диспетчер ведет необходимую техническую документацию: Журнал диспетчерских распоряжений, график исполненного движения поездов и приложение к нему, Журнал осмотра устройств СЦБ и связи.

Перечень основных вопросов, по которым ДНЦ издаются приказы, регистрируемые в Журнале диспетчерских распоряжений, и формы этих приказов приведены в Инструкции по движению поездов и маневровой работе. В ней же изложен и порядок работа поездного диспетчера. Примерные формы диспетчерских приказов приведены в приложении к пособию.

Диспетчер фиксирует на графике исполненного движения фактическое следование поездов, нанося на сетке графика линии хода поездов по перегонам и отмечая время прибытия, отправления и проследования по станциям, и записывает сведения о поездах, поездной и грузовой работе станций, использовании локомотивов, нарушениях нормальной работы и их причинах (рис. 4). На бланке графика ДНЦ прокладывает линии хода поездов по участку на несколько часов вперед.

При организации и управлении работой участка ДНЦ обязан использовать передовые приемы и методы. Он имеет право давать оперативные задания, распоряжения и приказы (устные или решстируемые) дежурным по станциям, локомотивным бригадам и работникам других подразделений, связанным с обеспечением перевозочного процесса на участке; разрабатывать и

осуществлять регулировочные меры, направленные на предотвращение или ликвидацию сбоев в работе и на повышение эффективности использования перевозочных средств; обращаться с докладами и предложениями к руководителю смены и вышестоящим командирам; давать предложения о поощрении и наложении взысканий на оперативный персонал структурных подразделений участка.

Прием дежурства. Для своевременного вступления на дежурство ДНЦ должен заблаговременно явиться на рабочее место и за 15 мин до начала смены быть готовым к проводимому ДНЦС (или его заместителем) оперативному совещанию диспетчерской смены. Прием дежурства включает следующие операции:

Получение у сдающего дежурство ДНЦ исходной информации на начало смены об особенностях предстоящей работы и о планируемых мерах по преодолению затруднений;

Проверка исправности технических средств; получение, информации о действующих на участке предупреждениях и “окнах“;

Получение плана работы на смену (или 3-4-часовой период) у старшего диспетчера отделения;

Оформление приема-сдачи дежурства циркулярным приказом в Журнале диспетчерских распоряжений.

Рис. 4. Фрагмент графика исполненного движения на однопутном участке

При вступлении на дежурство ДНЦ должен ознакомиться с поездным положением станций; вызвать всех ДСП своего участка, проверить вступление их на дежурство, записать их фамилии, а также фамилии операторов, сверить часы, выяснить, какие приемо-отправочные пути на промежуточных станциях заняты отдельными

вагонами и составами; проверить, какие диспетчерские приказы, записанные в журнале ранее, продолжают действовать.

Вступивший на дежурство ДНЦ передает на станции участка регистрируемый циркулярный приказ по форме:

13.03, 20 ч 03 мин, №117 Циркулярный.

В 20 ч 00 мин дежурство принял ДНЦ Иванов.

В 20 ч 00 мин дежурство сдал ДНЦ Павлов.

Оценка и прогноз положения на участке. Для того чтобы оценить положение на участке, ДНЦ должен по графику исполнекного движения определить занятость станционных путей и перегонов (при ДЦ или ДК на участке и по табло-мнемосхеме) , уточнить исправность работы технических средств, проанализировать фактическое движение по графику находящихся на участке поездов, а также план прибытия поездов и план отправления поездов по основным станциям участка на ближайшие 4-б ч, подход поездов по стыковым пунктам и план местной работы на участке, уточняя возникающие вопросы по телефону с причастными работниками.

Если в результате анализа положения на участке ДНЦ приходит к выводу, что пропускная и перерабатывающая способность участка и станций позволяют справиться с заданными размерами движения поездов, то организует работу участка на основании сменно-суточного плана, передавая распоряжения о порядке работы (устно или в виде регистрируемых приказов) непосредственным исполнителям на местах.

В случае возникновения сбоев в работе, различного рода неисправностей технических

средств и подвижного состава, препятствующих выполнению плановых заданий, или же несоответствия ожидаемых размеров движения пропускной и перерабатывающей способности участка ДНЦ ставит в известность ДНЦО. Совместно с ДНЦО, ТНЦ и ДНЦВ разрабатывает меры по устранению сбоев в работе и новый план-график пропуска поездов по участку. Откорректированный план работы доводится до исполнителей.

Текущее планирование работы. Цель текущего планирования - конкретизация и детализация по 4-6-часовым периодам плана оперативной работы с учетом меняющейся обстановки, направленные на выполнение количественных и качественных показателей сменно-суточного плана работы.

Для текущего планирования пропуска поездов по участку ДНЦ анализирует данные о подходе поездов и характеристики каждого поезда, характеристики локомотивов и локомотивных бригад, планы приема-отправления поездов техническими станциями, а также наличие предупреждений и “окон“.

Сравнивая данные ожидаемого поезда с нормативным графиком движения поездов, ДНЦ устанавливает их соответствие. Если направление следования" и время поступления соответствуют графику, ДНЦ согласовывает прием поезда с соседнего участка, проверяя возможность пропуска поезда без задержек по условию режима работы локомотива и локомотивной бригады. Разработанный план пропуска фиксируется на бланке графика исполненного движения. Если имеются отклонения от действующих плана формирования или графика движения, ДНЦ докладывает об этом ДНЦО и получает разрешение на при-

ем поезда с соседнего участка, при этом выясняет причину отклонения и планирует пропуск поезда вне графикового расписания, рассчитывая интервал между графиковыми поездами, время отправления поезда вслед за предыдущим и время проследования попутных станций, зная перегонные времена хода, характеристику поезда, исправность локомотива, наличие предупреждений и т. д. Если пропуск поезда вне расписания за расчетное время невозможен, ДНЦ определяет время возможного приема и сообщает ДНЦ соседнего участка и ДНЦО. Если соседний участок не может принять поезд, то ДНЦ определяет возможность временной его задержки на одной из промежуточных станций участка, учитывая характеристики поезда и промежуточных станций, профиль и длину станционных путей, согласовывает с ДНЦО и доводит результат решения до непосредственных исполнителей.

Планируя организацию местной работы на участке, ДНЦ, зная план погрузки, выгрузки и сдачи (или получения) порожних вагонов по каждой станции и в целом по участку (по количеству и роду подвижного состава) и учитывая принятую систему развоза местного груза на участке, планирует работу сборных и передаточных поездов, диспетчерских локомотивов - определяет конкретно по каждому поезду число поступающих на станции груженых вагонов под выгрузку и порожних под погрузку с учетом очередности подач, сроков выполнения грузовых операций и рода подвижного состава, вывоз погруженных вагонов с учетом формирования отправительских и ступенчатых маршрутов, а также сбор порожних вагонов. Этот план по каждо-му поезду разрабатывается не позднее, чем за 30 мин до его отправления на участок.

В случае возникновения затруднений в организации местной работы ДНЦ должен выяснить причины и совместно с ДНЦВ разработать меры, направленные на выполнение плана местной работы участка; разработанный план довести до непосредственных исполнителей.

Выполнение плана местной работы ДНЦ контролирует, анализируя ход погрузки, выгрузки вагонов на станциях участка, грузовую работу-основных предприятий, получая нужные данные запросом от ДСП, станционных диспетчеров и руководителей транспортных цехов.

При -организации ремонтных работ на участке с предоставлением “окон“ ДНЦ строит свою работу на основе вариантного графика движения поездов (при его наличии), где четко определены время начала и окончания “окна", расписания графика, которые в связи с этим сняты или проложены дополнительно, технические средства, при которых будут проводиться работы.

В случае если нормативным графиком предоставление “окон" не предусмотрено, но необходимо проведение ремонтных работ на участке с закрытием движения, за сутки до начала работ должен быть разработан и утвержден установленным порядком вариантный график движения поездов, с которым ДНЦ знакомится при вступлении на дежурство и в соответствии с которым организует работу на участке.

Подход поездов по стыковым пунктам с соседними ДНЦ дается поездным диспетчером в форме регистрируемого приказа через каждые 3-4 ч на основании разработанного плана-графика пропуска поездов (такой график иногда на-зывают прогнозным), как находящихся на участке, так и тех, которые поступят на участок до конца периода шинирования со станций формирования или других стыковых пунктов.

Контроль за выполнением сменно-суточного плана и подведение итогов работы. Контроль за выполнением заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы ДНЦ осуществляет по 4-6-часовым периодам и в конце дежурства, собирая оперативные данные и сопоставляя их с плановыми показателями сменно-суточного плана диспетчерского участка; о приеме-сдаче поездов и вагонов по стыковым пунктам; о приеме, расформировании, формировании и отправлении поездов техническими станциями; о погрузке и выгрузке вагонов; регулировке порожних вагонов; о выполнении графика движения пассажирских, пригородных и грузовых поездов по отправлению и проследованию.

В случае отклонений ДНЦ через ДСП или маневровых диспетчеров станций выясняет причины срыва, разрабатывает меры, направленные на выполнение сменно-суточного плана и, согласовав их с ДНЦО, доводит до исполнителей.

Поездной диспетчер - единоличный руководитель движения поездов на участке, обязан контролировать работу станций, следить за приемом и отправлением поездов на станциях и принимать меры по обеспечению безопасности движения. Особенно необходим контроль ДНЦ за работой тех станций, на которых по тем или иным причинам нарушено нормальное действие устройств СЦБ и связи. Дежурный по станции обязан ставить в известность поездного диспетчера о случаях неисправности устройств СЦБ и связи по движению поездов, неисправности поез-дной радиосвязи, о невозможности открытия входных и выходных сигналов и в последующем действовать в соответствии с указаниями ДНЦ.

Для того чтобы обеспечить эффективный контроль за работой станций, ДНЦ обязан знать правила пользования имеющимися на станциях устройствами СЦБ и связи и, давая то или иное указание ДСП, отчетливо представлять себе технологию выполнения всех операций.

При подведении итогов работы смены ДНЦ должен оценить выполнение участком и отдельными станциями основных заданий сменно-суточного плана поездной и грузовой работы участка по перечисленным показателям, а также обеспечение безопасности движения в поездной и маневровой работе и техники личной безопасности. Сравнительно несложно оценить и уровень выполнения участковой скорости движения грузовых поездов.

Результат анализа итогов работы смены доводят до ДСП или маневровых диспетчеров основных станций участка, характеризуя качество работы каждого.

Сдача дежурства. За 30-60 мин до окончания смены ДНЦ подготавливает необходимую информацию для принимающего дежурство ДНЦ об особенностях работы и планируемых мерах, если в конце дежурства возникли какие-либо затруднения. Готовит учетные и отчетные документы: завершает оформление Журнала диспетчерских приказов, включая подготовку текста приказа о приеме-сдаче дежурства; подтягивает график исполненного движения, дооформляет приложение к графику (краткие характеристики поездов) и Журнал устройств СЦБ; анализирует и заверяет документы своей подписью.

Поездной диспетчер

Рабочее место поездного диспетчера

Поездной диспетчер - ответственный работник хозяйства перевозок железнодорожного транспорта , который единолично руководит движением поездов на своём участке (диспетчерском круге) и несёт за это полную ответственность. Его приказы по движению поездов подлежат беспрекословному выполнению работниками, связанными с движением поездов: дежурными по станциям , машинистами локомотивов , главными кондукторам сборных поездов и т. д.

Никто, кроме поездного диспетчера, не имеет права давать оперативные распоряжения по движению поездов.

Цель работы

Цель работы поездного диспетчера заключается в обеспечении движения поездов и местной работы на участке в соответствии с графиком движения поездов и оперативным планом, а также в соблюдении максимального уровня безопасности движения.

Технология работы

При существующей структуре диспетчерского управления рабочее место поездного диспетчера физически находится в здании ЕДЦУП (Единого дорожного центра управления перевозками), при этом его участок фактически может находиться на достаточно удалённом расстоянии. Например, на Московской железной дороге здание ЕДЦУП расположено в г. Москве , где расположены рабочие места всех поездных диспетчеров дороги, когда диспетчерский круг № 12 Орёл-Серпухов находится на удалении в 100-160 километров. Для контактов поездного диспетчера с исполнителями используются различные виды связи . Указания по движению поездов дежурным по станциям передаются по специальной селекторной (избирательной) телефонной связи. Она позволяет вызвать любой включённый в линию пункт отдельно, а также несколько (групповой вызов) или все пункты (циркулярный вызов). Для контактов поездного диспетчера с машинистами движущихся поездов используется радиосвязь , однако на практике, большинство приказов машинистам (например, приказ на нагон или на повышение участковой скорости) передаётся через дежурных по станциям. На многих участках, оборудованных автоблокировкой, рабочее место ДНЦ оснащается устройствами диспетчерского контроля в виде табло, на котором изображена схема участка и промежуточных станций . Специальная световая индикация сигнализирует о показании сигналов и о фактическом занятии поездами блок-участков и путей на станциях.

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

  • Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов
  • Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка
  • Данные об использовании локомотивов
  • Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток
  • Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях
  • Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов
  • Действующие предупреждения, требующие снижения скорости
  • Движение поездов по неправильному пути
  • Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

  • Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за чем следует нарушение нормативного графика и т. д.)
  • Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:
    • Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)
    • Изменение пунктов скрещения и обгона поездов
    • Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)
    • Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)
  • Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

Диспетчерская централизация

Позволяет резко повысить эффективность труда, которая объединяет в одной системе автоблокировку на перегонах, электрическую централизацию на станциях и устройства телеуправления стрелками и сигналами. Она позволяет отказаться от дежурных по станциям за счёт передачи их функций по управлению стрелками и сигналами поездному диспетчеру. В необходимых случаях (при неисправности технических средств, резком увеличении маневровой работы) станция может переводится на резервное управление. При этом стрелками и сигналами управляет дежурный по станции либо начальник станции. ДЦ освобождает диспетчера от основной массы переговоров, однако загружает его непосредственным управлением стрелками и сигналами.

Особенности работы на электрифицированных участках.

На таких участках диспетчер должен учитывать условия электроснабжения. Чтобы обеспечить нормальное напряжение в контактной сети, необходимо пропускать поезда с установленными по графику интервалами. Нельзя допускать следование тяжеловесных и соединённых поездов пачками (друг за другом с выдерживанием только лишь межпоездного интервала). О выпуске таких поездов ДНЦ должен заблаговременно известить энергодиспетчера.

Заключение

Поездные диспетчера - многочисленный отряд работников, во многом определяющих ход эксплуатационной работы на дорогах.
Работа железнодорожного транспорта подчинена трём законам (по убывающей степени важности):

  • Обеспечение безопасности движения поездов
  • График движения поездов
  • План формирования

Поездной диспетчер в полной мере, как никто из работников, уполномоченных оперативно управлять эксплуатационной работой, влияет одновременно на все три закона. В их число должны входить опытные движенцы, накопившие достаточный опыт работы дежурным по станции и другими ответственными работниками службы движения (маневровые и станционные диспетчера, старшие дежурные по станции и т. п.). При назначении на должность поездной диспетчер выдерживает испытания в знании основ оперативного управления и теории в ревизорской службе управления железной дороги, проходит медицинское освидетельствование и тестирование опытным психологом. Также желательно иметь высшее образование по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Вступление и несение дежурства.

Приняв смену, ДНЦ регистрируемым циркулярным приказом объявляет всем ДСП своего участка о вступлении на дежурство, наличии поездов на участке - проводит планерное совещание. Далее, дежурные по станциям поочерёдно докладывают о вступлении на дежурство, работе устройств СЦБ и связи, наличии действующих предупреждений и занятии приёмоотправочных путей. О фактическом прибытии, отправлении, проследовании поездов и других событиях ДНЦ узнаёт по докладам дежурных по станциям или при помощи системы диспетчерского контроля. Непосредственно на оперативную обстановку ДНЦ влияет при помощи диспетчерских распоряжений, которые отдаются либо устно, либо в виде письменных приказов, регистрируемых в специальном журнале формы ДУ-58. Согласно должностной инструкции, запрещается загружать диспетчера работой, не связанной с движением поездов.

График исполненного движения

Вид графика на однопутном участке железной дороги

Основным инструментом диспетчерского управления служит график исполненного движения. Он предназначен для выполнения основных функций поездного диспетчера: контроля, планирования и регулирования движения поездов, на котором поездной диспетчер отмечает все данные о движении, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины. Физически график исполненного движения - это лист формата А1, с нанесённой на него сеткой графика участка и дополнительной информацией (времена хода поездов, названия раздельных пунктов, их коды и т. д.). Диспетчер с течением времени вручную наносит на график исполненные нитки нормативного графика (который, как правило, расположен перед ним).
Также на графике исполненного движения указываются:

· Номера поездов и поездных локомотивов, фамилии машинистов, вес и условная длина поездов

· Время отправления, прибытия и проследования поездов по станциям участка

· Данные об использовании локомотивов



· Данные о поездной и грузовой работе станций по установленным периодам суток

· Занятие приёмо-отправочных путей на промежуточных станциях

· Снятие напряжения в контактной сети на главных и приёмо-отправочных путях станций и перегонов

· Действующие предупреждения, требующие снижения скорости

· Движение поездов по неправильному пути

· Закрытие перегонов, путей и других устройств, обслуживающих движение

Для облегчения труда диспетчера на многих рабочих местах используются поездографы - приборы, автоматически регистрирующие ход поездов на графике исполненного движения, многоцелевая компьютерная программа ГИД «Урал-ВНИИЖТ». На особо напряжённых кругах вводится дополнительная штатная единица - графист, который помогает поездному диспетчеру в выполнении его пассивных функций.

Функции поездного диспетчера

Можно разделить на активные и пассивные: Активные функции выражаются в трёх основных элементах:

· Текущее планирование - предварительное составление плана пропуска поездов по участку на определённый период и последующие его корректировки. При этом диспетчер преследует цель - минимизировать задержки поездов и отклонения от нормативного графика. Практически, поездной диспетчер выполняет это планирование после каждого получения о свершившемся событии (например, о готовности к отправлению передаточного поезда на одной из станций, или о внезапном нарушении нормальной работы устройств, за которым следует нарушение нормативного графика и т. д.)

· Диспетчерское регулирование - своевременная выдача необходимых распоряжений для осуществления запланированного пропуска поездов с учётом всех возникающих изменений поездной ситуации, как то:

· Ускорение хода поезда по сравнению с графиковым (ДНЦ договаривается с машинистом поезда об ускоренном следовании по участку, выдаёт ему диспетчерское расписание и, со своей стороны, обязуется предоставить «зелёную улицу»)

· Изменение пунктов скрещения и обгона поездов

· Движение по неправильному пути (для организации безостановочного обгона и форсированного пропуска поездов в одном направлении)

· Сдваивание поездов (для ускорения пропуска вагонопотоков в период предоставления «окон»)

· Оценочно-контрольные действия - оценка достигнутого результата по сравнению с запланированным.

Все эти действия выполняются параллельно, постоянно накладываясь друг на друга. При отклонении поездов от графика по различным причинам, поездному диспетчеру в короткое время приходится решать сложные многовариантные задачи. Чтобы достичь хороших результатов, диспетчер должен все время идти «вперёд поездов», постоянно планируя порядок их пропуска. При этом он должен предвидеть все эксплуатационные события: скрещения, обгоны, задержки при движении «по удалению» и т. д. Для этого он мысленно продлевает на своём графике линии хода поездов, определяя время свершения этих событий и намечая регулировочные меры

Пассивные функции: ведение графика исполненного движения, обмен подходами поездов с соседними диспетчерами, передача сведений о поездах и вагонах на станции, заполнение приложений к графику. На эти операции поездной диспетчер затрачивает от 25 до 35 процентов своего рабочего времени. Освободив его от них (методами, указанными выше) можно значительно повысить эффективность его работы или увеличить протяжённость участка.

Помимо поездной работы, диспетчер организует местную работу своего участка: организует продвижение передаточных, вывозных и сборных поездов с вагонами, назначением на промежуточные станции участка, заблаговременно сообщает дежурным по этим станциям о подходе вагонов, обеспечивает погрузку порожними вагонам, принимает меры для скорейшего вывоза погруженных вагонов и порожних вагонов из-под выгрузки с участка на ближайшие технические станции. В настоящее время часть этих функций передаётся диспетчеру ЦУМР (Центра управления местной работой).

15.1 "Движением поездов на участке должен руководить только один работник - поездной диспетчер, который отвечает за выполнение графика движения поездов на участке, который он обслуживает.

Приказы поездного диспетчера подлежат безусловному выполнению работниками, которые непосредственно связаны с движением поездов на этом участке.

Запрещается давать оперативные приказы на движения поездов на участке без уведомления поездного диспетчера" (п. 16.1 Правил технической эксплуатации железных дорог Украины).

Поездной диспетчер обязан:

Максимально использовать технические средства для обеспечения заданных размеров движения, ускорения продвижения поездов, сокращения времени обработки их на станциях, более эффективно использовать вагонный парк, локомотивы и пропускную возможность;

Контролировать работу станций и принимать меры относительно выполнения задач из формирование и отправления поездов соответственно графику движения и плана формирования поездов;

Контролировать правильность закрепления вагонов при временном оставлении грузовых поездов на промежуточных станциях без локомотива. О количестве уложенных тормозных башмаков поездной диспетчер делает отметку в графику выполненного движения поездов;

Своевременно давать указания из движения поездов дежурным по станциям, а в случае необходимости и машинистам поездных локомотивов;

Следить за следованием поездов на перегонах, своевременным приемом, отправлением и пропуском поездов станциями, в особенности когда это происходит при обслуживании локомотива одним машинистом, нарушении нормальной работы устройств СЦБ и связи, во время обгонов и скрещений пассажирских, грузопассажирских, людских, длинносоставных, тяжеловесных, с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами поездов с другими поездами, принимать меры к выполнению графика движения, обеспечения безопасности, недопущения нарушений установленного времени непрерывной работы локомотивных бригад.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, а также на малодеятельных участках, на станциях которых отмененные дежурства дежурных по станциям, порядок движения поездов, которые обслуживаются машинистами в одно лицо, а также перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.

15.2 Поездной диспетчер во время заступления на дежурство должен ознакомиться с поездным положением, проверить заступление на дежурство всех дежурных по станциям, сообщить им точное время для сверки часов, ознакомиться с положением на станциях, действующими на участке предупреждениями, в зависимости от обстановки даты станциям необходимые указания о следующей работе, в том числе относительно обеспечения безопасности движения.

На участках, оборудованных диспетчерской централизацией, поездной диспетчер во время заступления на дежурство обязан проверить исправность технических средств и через начальников станций или других работников, на которых возложено выполнение операций по приему и отправлению поездов, ознакомиться с положением на станциях участка.

Границы диспетчерских участков устанавливаются приказом начальника железной дороги.

15.3 На участках, не оборудованных устройствами для автоматической записи графиков выполненного движения (поездографами), поездной диспетчер обязан получать со станций, размещенных на участке, сообщения о времени прибытия, отправления или прохождения каждого поезда. Получая такие сообщения, обращать особое внимание на строгое соблюдение станциями установленной нумерации и индексации поездов, в особенности с грузами класса опасности 1 (ВМ) и негабаритными грузами, тяжеловесными и длинносоставными.

На участках с интенсивным движением, а также оборудованных поездографами, порядок передачи сообщений устанавливается начальником железной дороги соответственно п. 4.11.

15.4 Поездной диспетчер ведет график выполненного движения, на котором отмечает данные о движении поездов, а также все нарушения нормальной работы на участке и их причины.

На графике исполненного движения или дополнению к нему указываются:

а) номера поездов и поездных локомотивов и единиц специального самоходного подвижного состава, фамилии машинистов и время их явки на работу, масса и условная длина поездов, поезда, которые требуют особых условий пропуска, а также структурный подраздел, который есть собственником специального самоходного подвижного состава (ПЧ, ЭЧ, ШЧ и т.п.). Номера поездов, которые дополняются соответствующими буквами и индексами, отмечаются с этими буквами и индексами на графике исполненного движения;

б) время отправления, прибытия и прохождения поездов по станциям участков;

в) путь, по которому пропускался, принимался (отправлялся) поезд;

г) время увеличения (уменьшения) перегонного времени хода на перегонах;

д) при нарушении нормального действия устройств СЦБ – по какому разрешению принимался (отправлялся) поезд (регистрированный приказ, путевая записка, разрешение на бланке зеленого цвета и т.п.);

е) данные об использование локомотивов;

ж) данные про поездную и грузовую работу станций за установленный период суток;

к) отметки о графиковом отправлении и прохождении пассажирских, пригородных и грузовых поездов, при отклонении от графика - служба (хозяйство), за которой отнесена задержка поезда и время опоздания;

л) занятие приемоотправочных путей на промежуточных станциях отдельными вагонами, хозяйственными поездами или составами с указанием количества уложенных тормозных башмаков или стационарных устройств для закрепления вагонов при оставлении подвижного состава на пути более, чем на 1 час;

м) все действующие предупреждения, в том числе требующие снижения скорости, номера поездов, с которых начата выдача предупреждения, отметка о выдаче непредвиденных предупреждений;

н) данные о неисправностях устройств СЦБ, контактной сети, связи, электроснабжение, неисправности пути; при устранении неисправности - отметка должности лица (руководителя работ) который устранил неисправность;

о) закрытия перегонов, путей и других устройств, которые обслуживают движение, с указанием номера телеграммы-разрешения, должности и фамилии руководителя работ и должностных лиц, ответственных за безопасность движения при выполнении работ в "окно";

п) снятия напряжения в контактной сети на главных и приемоотправочных путях станций участка и перегонов;

р) движение поездов по неправильному пути.

На отдельных участках для записи необходимых для поездного диспетчера данных, которые касаются движения поездов и грузовой работы, могут использоваться приборы и аппаратура автоматизированного рабочего места, а также назначаться на помощь диспетчеру операторы или другие работники дирекции железнодорожных перевозок.

15.5 Все распоряжения из движения поездов на участке поездной диспетчер передает дежурным по станциям и другим работникам, которые связаны с движением поездов, приказами, которые регистрируются (записываются) в необходимых случаях в журнале диспетчерских распоряжений.

Все переговоры поездного диспетчера по диспетчерским средствам связи и радиосвязи должны фиксироваться системой документированной регистрации переговоров при выполнении поездной и маневровой работы.

15.6 Обязательной регистрации в журнале диспетчерских распоряжений подлежат такие приказы:

а) об открытие и закрытии перегонов или отдельных путей перегонов (в том числе для движения подвижного состава на электротяге в связи с снятием напряжения);

б) о переходе с двухпутного движения на однопутный и о восстановление двухпутного движения;

в) о переходе с одних средств сигнализации и связи на другие при движении поездов;

г) об отправление поездов по неправильному пути и с разграничением времени (в случае и в порядке, предусмотренному в разделе 19);

д) об отправление поездов с грузами класса опасности 1 (ВМ), негабаритными грузами и повышенной длины по форме:

ДС станций от... к.... Поезд № ..., что отправляется с станции... в... ч. ... мин. следует с опасным грузом класса 1 ВМ (негабаритным грузом Н..., повышенной длины (длинносоставный) ... условных вагонов). Обеспечьте безопасный пропуск.

ДНЦ... (фамилия)".

Текст приказа может быть дополнен особенностями пропуска поезда по станциям и перегонам, которые указанные в телеграмме на пропуск этого поезда. При следовании поезда на несколько диспетчерских участков, копия приказа адресуется также ДНЦ соседних участков.

Порядок пропуска длинносоставных и тяжеловесных поездов устанавливается приказом начальника железной дороги;

ж) о приеме и отправлении пассажирских, почтово-багажных, грузо-пассажирских и людских поездов на пути и с путей, не предусмотренных для этих операций техническо-распорядительным актом станции по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станции... Разрешаю принять поезд № ... на... неспециализированный путь станции. Обеспечьте безопасное следование поезда.

ДНЦ... (фамилия)".

з) о назначении поездов, не предусмотренных графиком, и порядок их следования и об отличии поездов. Приказы о пропуске по участку отдельных локомотивов, специального самоходного подвижного состава и хозяйственных поездов могут не регистрироваться;

к) о движении поездов при неисправности автоматической локомотивной сигнализации и поездной радиосвязи по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станций от... к...

Поезд № ..., направляется с неисправной АЛС (поездной радиосвязью). Обеспечьте безопасный пропуск по станциям. ДНЦ... (фамилия)".

л) о введение в график пассажирских опаздывающих поездов по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

ДС станций от... к...

Копия машинисту поезда № ..., ДНЦ (соседнего участка)

Поезд № ..., локомотив № ... следует участком с опозданием Примите меры относительно сокращения опоздания поезда, обеспечьте беспрепятственный безопасный пропуск.

ДНЦ... (фамилия)".

м) в случаях, предусмотренных в пунктах 5.7.2, 5.7.10, 6.5.1, 6.5.2, 6.5.6, 11.14.2, 11.14.7, 11.14.8, 13.8. Для комиссионной проверки возможности изменения направления движения с помощью кнопок (рукояток) вспомогательного режима к тексту приказа, предусмотренного п. 5.7.10, прибавляется: "для комиссионной проверки";

н) на участках, оборудованных ДЦ, приказы о передаче станций на резервное (местное, сезонное) управления и возвращения управления на центральный пост ДЦ;

о) о порядке выдачи предупреждений, которые возникли не предусмотрен;

п) о разрешении на выдачу предупреждения о кратковременной остановке поезда на станции или перегоне для доставки работников дистанции пути, электроснабжение, сигнализации и связи на место отказов устройств и повреждений сооружений и возвращения назад в соответствии с предоставленными заявками.

В журнале диспетчерских распоряжений должны записываться также все регистрированные приказы, адресованные машинистам поездных локомотивов, а также все приказы поездных диспетчеров соседних участков, адресованные поездному диспетчеру данного участка.

Регистрация других приказов, связанных с движением поездов на участке, проводится за усмотрением диспетчеров.

Для сокращения времени на запись диспетчерских приказов диспетчерские приказы за формами, предусмотренными этой Инструкцией, с разрешения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) могут регистрироваться с использованием персональных компьютеров с печатанием текстов приказов, а также могут применяться специальные штампы с нанесенными на них текстами приказов, которые чаще всего выдаются.

В журнале диспетчерских распоряжений регистрируются также прием и сдача дежурств поездным диспетчером.

Кроме вышеупомянутого, к журналу диспетчерских распоряжений должны записываться сообщения (телефоном или через радиосвязь):

От руководителя работ об окончание всех работ на пути перегона и возможности открытия движения поездов на перегоне;

От ДСП, машиниста, должностных лиц о неисправности и восстановлении действия средств сигнализации и связи, выявления "толчка" пути;

От машиниста поезда, который остановился на перегоне, о предоставление помощи в связи с неисправностью локомотива или схода подвижного состава;

От должностного лица о выявленной неисправности пути, земляного полотна, искусственных сооружений и других устройств, которые угрожают безопасности движения поездов;

От энергодиспетчера об устранение повреждений контактной сети, окончания работ на контактной сети, о снятии (подаче) напряжения.

15.7 Регистрированные диспетчерские приказы дежурные по станциям или операторы записывают в журнал диспетчерских распоряжений.

Записав диспетчерский приказ, дежурный по станции или оператор дословно повторяет диспетчеру его содержание, называя своя фамилия. Время проверки приказа и фамилия лица, которое его принимало, отмечаются в журналах поездного диспетчера и станции. Убедившись в правильности восприятия приказа, диспетчер подтверждает его словом "Верно. Выполняйте". С этого момента приказ вступает в действие.

Если приказ поездного диспетчера принимает и записывает оператор, то последний обязан немедленно показать его дежурному по станции для ознакомления и росписи в ознакомлении. Приказ, адресованный машинисту, передается последнему лично поездным диспетчером (при наличии поездной радиосвязи) или через дежурного по станции.

Диспетчер или дежурный по станции должен убедиться, что переданный приказ машинист понял верно. Фамилия машиниста и время передачи приказа отмечаются соответственно в журнале поездного диспетчера или станции.

15.8 Когда диспетчерский приказ адресуется нескольким станциям, передача текста приказа для его проверки осуществляется одним из дежурных по станции по указанию поездного диспетчера, а дежурные остальных станций обязаны в это время проверить, правильно ли записан приказ.

15.9 Закрытия однопутного перегона, одного или нескольких главных путей на однопутном и многопутном перегонах или станциях проводится поездным диспетчером на основании:

а) распоряжения начальника дирекции железнодорожных перевозок (начальника железной дороги) в случаях проведения предусмотренных планом ремонтно-путевых, строительных или восстановительных работ, а также ремонтных работ на контактной сети;

б) требования, полученной от машиниста поезда, который остановился на перегоне, или требования работников дистанции пути, сигнализации и связи, электроснабжение и др. в случае непредвиденной неисправности на перегоне пути, сооружений и устройств, что угрожает безопасности движения поездов.

Полученное требование поездной диспетчер обязан записать в журнале диспетчерских распоряжений, указав время поступления и лицо, от которого оно поступило.

Все письменные требования, сообщения, телеграммы и телефонограммы должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

15.10 Приказ о закрытии перегона (пути) поездной диспетчер дает согласно заявки руководителя работ станциям, которые ограничивают перегон, и путевым постам, если они есть на перегоне, по одной из таких (примерных) форм:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для проведения таких-то работ....путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения, кроме хозяйственных поездов, которые отправляются на закрытый перегон по заявке руководителя работ...(указывается должность и фамилия) ...

ДНЦ (фамилия)".

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для предоставления помощи поезду № ...., что остановился на... км, ... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме вспомогательного локомотива, который отправляется с станции... для вывода поезда, который остановился, на станцию...", или "для подталкивания поезда, который остановился, и следующего возвращения на станцию" ......

ДНЦ (фамилия)".

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Для проведения восстановительных работ на... км... путь перегона... с... ч. ... мин. закрывается для движения всех поездов, кроме восстановительных...

ДНЦ (фамилия)".

На двухпутных и многопутных перегонах, когда один из путей закрыт, по пути, которая осталась для поездов, которые отправляются в правильном направлении, а при двусторонней автоблокировке - в обеих направлениях, сохраняются существующие средства сигнализации и связи. При необходимости отправления поездов по пути, который остался, в неправильном направлении (если нет двусторонней автоблокировки) существующие средства сигнализации и связи по этому пути закрываются и движение поездов устанавливается по телефонным средствам связи и передачей приказа по форме:

"Приказ № ... Дата.... Время... (час. ... мин. ...)

В связи с закрытием... пути с... ч. ... мин. по... пути перегона... действие автоблокировки закрывается и устанавливается движение поездов по телефонной связи по правилам однопутного движения...

ДНЦ (фамилия)".

В зависимости от поездной обстановки приказ об установлении по оставшемуся пути, движения поездов по телефонной связи может быть объединен с приказом о закрытии пути.

Указанные приказы адресуются руководителям путевых или восстановительных работ, и причастным машинистам локомотивов, которые востребовали или предоставляют помощь.

15.11 Если одна из станций ограничивающих закрываемый перегон, находится в распоряжении поездного диспетчера соседней дирекции железнодорожных перевозок или железной дороги, тогда приказ на закрытие согласовывается с этим поездным диспетчером и выдается ему в копии.

15.12 Перед передачей приказа о закрытии перегона или отдельного пути поездной диспетчер обязан вызвать лично дежурных по станциям ограничивающих перегон, предупредить их о предстоящем закрытии, проверить присутствие лиц, ответственных за обеспечение безопасности движения в период выполнения работ в "окно", сообщить фамилию и должность руководителя работ, намеченный порядок пропуска поездов по оставшемуся пути, и прочие необходимые данные.

15.13 Открытие перегона или пути производится поездным диспетчером после получения сообщения об устранении возникших препятствий, окончании работ и освобождения перегона в порядке, предусмотренном в этой Инструкции.

Полученное сообщение поездной диспетчер обязан записать в журнал диспетчерских распоряжений, указав время его поступления, должность и фамилию лица, от которого оно получено. Письменное сообщение или телефонограмма об окончание работ и возможности движения поездов должны сохраняться вместе с журналом диспетчерских распоряжений.

15.14 Приказ об открытие перегона или пути поездной диспетчер дает станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи) ...

ДНЦ (фамилия)".

15.15 Если на двухпутном перегоне, не оборудованном устройствами для двустороннего движения по блокировке по каждому пути (в том числе по показаниям локомотивного светофора), поездной диспетчер в порядке регулировки отправляет поезд по неправильному пути, то после проверки свободности этого пути станциям ограничивающим перегон, и путевым постам, если такие есть на перегоне, дается приказ по форме:

"Приказ № ... Дата.... Время (ч. ... мин. ...)

С... ч. ... мин. движение... (четных или нечетных) поездов по... пути перегона... прекращается. Поезд № ... со станции отправьте по... неправильному пути по телефонной связи по правилам однопутного движения.

... ДНЦ (фамилия)".

Прежде чем передать такой приказ об отправлении по неправильному пути пассажирского поезда, в журнале диспетчерских распоряжений должен быть записан приказ дежурного по дирекции железнодорожных перевозок (старшего дорожного диспетчера службы перевозок или дорожного диспетчера соответствующего региона (района) дорожного центра управления службы перевозок по форме:

Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Поезд № ... со станции... отправить по неправильному пути ДНЦО (ДГП) ..... (подпись и фамилия)".

В случае пропуска по неправильному пути одного за другим двух или более поездов текст приказа соответственно изменяется, при этом в случае наличия на перегоне путевых постов они в случае необходимости могут быть использованы для разграничения поездов, которые попутно следуют по неправильному пути, что также указывается в приказе поездного диспетчера.

Получив приказ о пропуске поезда по неправильному пути дежурные по станциям обмениваются под контролем диспетчера телефонограммами по форме, предусмотренным в п. 9.11.6.

Дежурные по путевым постам (за исключением постов примыкания на однопутном перегоне с двухпутными вставками и предузловых постов) в переговорах о движении поездов по неправильному пути не участвуют, но об отправлении поезда они уведомляются по телефону, а время его прохождения отмечают в журнале движения поездов.

При отправлении по неправильному пути друг за другом нескольких поездов с разграничением путевыми постами дежурные по этим постам сообщают на соседние станции о прохождение поездов по форме:

"Поезд № ... по неправильному пути проследовал в... ч. ... мин. ДСП поста".

На двухпутных электрифицированных участках с односторонней путевой блокировкой, на которых применяется одностороннее ограждение съемных подвижных единиц, отправление поезда в порядке регулирования по неправильному пути поездной диспетчер обязан предварительно согласовать с энергодиспетчером. Перечень таких участков устанавливается начальником железной дороги.

Отправления поезда по неправильному пути на двухпутных перегонах, оборудованных двусторонним блокировкой, а также устройствами обеспечивающих движение поездов по неправильному пути по сигналам локомотивных светофоров, осуществляется по устному указанию поездного диспетчера и после переключения блокировки на соответствующее направление движения.

15.16 Перечень перегонов с наличием переездов, оборудованных автоматическими устройствами только для поездов следующих по правильному пути, а также перегонов, где есть улавливающие тупики, с указанием необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения при отправлении на таких перегонах поездов по неправильному пути, устанавливается приказом начальника железной дороги, при этом в приказе может быть предусмотрен порядок заблаговременного сообщения дежурных переездов о каждом отправленном поезде. С приказом должны быть ознакомлены машинисты поездных локомотивов и прочие причастные работники.

Машинисты поездов отправляемые в порядке регулирования по неправильному пути, обязаны обеспечить прохождение оборудованных односторонними автоматическими устройствами переездов, которые обслуживаются дежурным работником, - со скоростью, не более 40 км/ч., а тех, что не обслуживаются дежурным работником, - не более 25 км/ч.

После прохождения через переезд ведущего локомотива машинист имеет право повысить скорость движения, до установленной для данного перегона.

15.17 После получения с станции поездной телефонограммы (сообщения) о прибытие поезда по неправильной пути поездной диспетчер восстанавливает на перегоне нормальное движение передачей приказа по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

Приказ № ... от... числа отменяется. Движение поездов по... пути перегона... с... ч. ... мин. по... пути перегона... восстанавливается по... (указываются средства сигнализации и связи.

ДНЦ... (фамилия)".

15.18 В случаях необходимости отправления с станции поезда с остановкой на перегоне, не предусмотренной графиком движения (для посадки и высадки людей, погрузка и разгрузка), с последующим прибытием на соседнюю станцию или возвращением на станцию отправления поездной диспетчер соответственно поездной обстановке дает разрешение станциям, которые ограничивают перегон, указывая время отправления поезда и продолжительность занятия ним перегона.

Машинистам локомотивов, а также работникам, которые руководят посадкой и высадкой людей, погрузкой и разгрузкой грузов, при отправлении таких поездов выдаются соответствующие предупреждения. После остановки на перегоне машинисты этих поездов продолжают движение по сигналам указанных работников.

Отправления хозяйственных поездов, специального самоходного подвижного состава на закрытые перегоны (пути) осуществляется в порядке, предусмотренном в разделе 11.

15.19 Получив сообщение о неисправности средств сигнализации и связи, пути или электроснабжение во время движения поездов на том или другом перегоне (пути), поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает приказ об установлении движения по телефонным средствам связи по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

В связи с неисправностью автоблокировки с... ч. ... мин. по (четному или нечетному) пути перегона (или на... перегоне) действие автоблокировки прекращается. Устанавливается движение поездов по телефонным средствам связи по правилам... (двухпутного или однопутного) движения

... ДНЦ (фамилия)".

15.20 При наличии на перегонах путевых постов приказ поездного диспетчера о переходе с одного вида связи на другого передается также дежурным по постам, при этом в зависимости от обстановки переход на другой вид связи может производиться на всем межстанционном перегоне или в отдельности на каждом свободном межпостовом перегоне.

15.21 После получения сообщения о восстановлении действия средств сигнализации и связи поездной диспетчер записывает его в журнал диспетчерских распоряжений и, проверив через дежурных по станциям свободность перегона (пути), дает станциям ограничивающим перегон, приказ по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

В связи с восстановлением действия..... с... ч. ... мин. на перегоне... (по... пути перегона) восстанавливается движение поездов по сигналам (указываются средства сигнализации и связи).

... ДНЦ (фамилия)".

Из указанного времени станции переходят на то средство связи, которое будет предусмотрено в приказе поездного диспетчера.

На двухпутных перегонах, оборудованной автоблокировкой для движения в одном направлении, приказ о восстановление действия автоблокировки может быть передан до освобождения перегона от поездов, отправленных по правильному пути.

15.22 Открытия или закрытия раздельных пунктов или вспомогательных постов, которые работают не круглые сутки, проводится в порядке, утвержденном начальником железной дороги, и оформляется приказом поездного диспетчера, который передается станциям, которые ограничивают перегон, по форме:

"Приказ № ... Дата... Время (ч. ... мин. ...)

"Действие поста... км с... ч. ... мин. открыто (закрыто)

... ДНЦ (фамилия)".

15.23 На участках с электрической тягой поездной диспетчер должен работать во взаимодействии с энергодиспетчером и принимать меры относительно обеспечения нормальной работы устройств электроснабжения.

При повреждении контактной сети, отключении тяговых подстанций или снижении их мощности вместе с энергодиспетчером устанавливать наиболее рациональный порядок пропуска поездов на участках.

В период гололедицы и налипании мокрого снега по заявкам энергодиспетчера предоставлять окна для плавки на контактной сети гололедицы током высокого напряжения.

15.24 При неисправности поездной диспетчерской связи движение поездов проводится без участия поездного диспетчера. Связь относительно движения поездов осуществляется непосредственно между дежурными по станциям.

При неисправности поездной диспетчерской связи поездной диспетчер и дежурные по станциям делают соответствующие записи в журнале диспетчерских распоряжений.

О восстановление действия поездной диспетчерской связи поездной диспетчер сообщает все станции циркулярным приказом.

15.25 Порядок работы поездных диспетчеров на малодеятельных участках, где штат работников службы перевозок на станциях не предусмотренный, устанавливается начальником железной дороги.