«Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии. Что дальше? Дойдёт ли «Адмирал Кузнецов» до Сирии? Митридат Великий - «дикий» царь, который практически победил Рим ядом

Торжественную встречу устроили экипажам боевых кораблей, которые вернулись из дальнего похода к берегам Сирии. Позади 18 тысяч морских миль и несколько месяцев успешной службы вдали от родины. Авианосец «Адмирал Кузнецов» и атомный ракетный крейсер «Петр Великий» сделали свое дело - помогли уничтожить множество объектов террористов. Поздравления командования, церемония награждения и, конечно, нетерпение родных.

18 тысяч морских миль позади. И до дома вроде бы рукой подать. Но на то они и военные моряки, что вся их жизнь подчинена уставу. А команды сойти на берег не было.

Торжественное построение на борту тяжелого авианесущего крейсера адмирал Кузнецов. Прямо в большом ангаре – там, где еще неделю назад располагался главный кулак корабля, самолеты и вертолеты - сегодня главком ВМФ награждает экипаж как участников боевой операции в Сирии.

Результаты похода в Сирию впечатляют. 420 боевых вылетов в быстро меняющейся обстановке. Больше тысячи ударов по объектам террористов. Все цели были поражены успешно.

Для «Адмирала Кузнецова» этот дальний поход стал восьмым по счету. Привычным маршрутом через Атлантику, Ла-Манш и Гибралтар он совершил переход в Восточное Средиземноморье, но воевал уже не с условным противником, как это было раньше, а с самым настоящим. Причем и как авианосец, и как полноценный надводный крейсер.

Поход к берегам Сирии вообще наделал много шума. То авианосную группу отказались заправлять в Испании и на Мальте, то корабли и самолеты НАТО не давали нашим покоя. Но ничего, рассказывает командир «Адмирала Кузнецова», справились.

«Наши нервы как канаты. Наше оружие с нами. Наши самолеты у нас на борту. Они боеготовы, поэтому мы такой щекотки натовской не боимся. Главное – знать свое дело и быть всегда боеготовыми, что мы и показали в нашем походе», - говорит командир крейсера «Адмирал Кузнецов» Сергей Артамонов.

Вот сколько существует корабль, столько и спорят, кто тут главный – моряки или летчики. Но участие в операции в Сирии расставило все по своим местам. Авианосец - это единый организм, от слаженной работы которого зависит многое. Боевые летчики на хорошо знакомых им Су-33 и новейших палубных истребителях МиГ-29 уничтожали технику и склады террористов в разгар операции по освобождению Алеппо. Все это время на борту авианосца обеспечивали условия для полетов авиации. А с борта ракетного крейсера «Петр Великий» осуществляли как противовоздушную оборону наших самолетов, так и охранение всей ударной группировки.

«Этот поход был с точки зрения технической готовности уникальным. Все восемь котлов, вся главная энергетическая установка корабля в строю. Военно-патриотический дух личного состава группировки достоин самого высокого уважения. Личный состав готов выполнять любые поставленные боевые задачи», - подчеркнул главнокомандующий ВМФ России Владимир Королев.

К встрече моряков дома уже, кажется, все готово. Для родных и близких это были четыре месяца переживаний. И полного неведения - как там, за горизонтом.

«Можно позвонить только на стационарный телефон, а у нас его нет, а мобильная связь на корабле запрещена; когда нет информации – хуже всего, все узнавали только из телевизора», - говорит Ирина Домрачева.

Дальний поход завершен. Ирина наконец-то смогла увидеть мужа. Пусть ненадолго, всего на несколько минут и прямо на корабле. Такова служба - отпустят всех. Но не сразу.

«Конечно, скучал. Ложился спать, вставал – все время думал о своей семье, о жене, о детях – думаю, так же, как и любой член экипажа. Мы очень дорожим теми, кто нас ждет на берегу», - поделился заместитель командира крейсера «Адмирал Кузнецов» Алексей Домрачев.

Но те, кому все же посчастливиться сегодня ступить на землю, еще долго будут помнить эти минуты, как к родным берегам они вернулись героями.

Смерть президента Узбекистана Ислама Каримова, скончавшегося 2 сентября от кровоизлияния в мозг, подняла вопрос о смене власти в стране. Расположенный в Центральной Азии Узбекистан занимает стратегическое место в центре Евразии. Его роль в качестве географического, демографического и сельскохозяйственного хаба Среднего Востока делает Узбекистан важным как для региональных игроков, так и для глобальных акторов. А граница с Афганистаном определяет его как […]

Американское издание Defense News опубликовало эксклюзивный материал Кристофера П. Каваса – первого журналиста, побывавшего на борту революционного эсминца ВМС США Zumwalt (DDG 1000), называемого экспертами «линкором XXI века». В репортаже содержится много новых сведений о корабле и ряд эксклюзивных фото. Мы делаем эксклюзивный обзор данного материала, дополнив его информацией, дающей максимально полную информацию о судне. […]


  • «Летающий зад» отправился в первый полет

    В Великобритании в первый полет отправился гигантский дирижабль Airlander 10, длина которого составляет почти сто метров. Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicles HAV 304 Airlander) - гибридный дирижабль, созданный компанией Hybrid Air Vehicles для армии США по проекту Long Endurance Multi-intelligence Vehicle (LEMV), в котором Northrop Grumman была генеральным подрядчиком. В программе LEMV дирижабль предназначался для […]


  • Митридат Великий - «дикий» царь, который практически победил Рим ядом

    У Рима было много врагов. Но этот был самым опасным. Его звали Митридат Великий. Царь Понта, правивший в 120-63 годы до н. э., он стал величайшим врагом самых могущественных полководцев и диктаторов Римской республики, который воевал при помощи собственно изобретенных ядов. Невероятная история Митридата Великого, царя Азии, который заставил содрогнуться могущественную Римскую республику в первом […]


  • Битва под Дубно: танковый армагеддон

    Битва за Дубно-Луцк-Броды - одно из крупнейших танковых сражений в истории, проходившее во время Великой Отечественной войны в июне 1941 года. В течение недели в треугольнике между городами Дубно, Луцк и Броды сошлись две танковых армады общей численностью около 4500 бронированных машин. Известно также под названиями битва за Броды, танковое сражение под Дубно, Луцком, Ровно, контрудар мехкорпусов […]


  • Знакомьтесь: великая и ужасная A2/AD

    В последнее время ведущие западные издания радуют российских читателей громкими заголовками с не менее скандальным содержанием. То: «Российские военные силы в их нынешнем состоянии способны захватить Таллинн и Ригу менее чем за 60 часов», то: «силы Североатлантического альянса не в состоянии защитить восточные границы ЕС перед лицом России», а недавно Bild решило пойти еще дальше […]


  • В Минобороны РФ утверждают: это было сделано "под давлением США и НАТО", поскольку "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии для участия в российской военной операции. В Госдуме РФ решение властей Испании раскритиковали, но в российском посольстве в Мадриде призвали не драматизировать ситуацию. У изменившего маршрут корабля, по словам экспертов, есть возможность заправиться в других местах.

    Вчера суда из авианосной группы Северного флота ВМФ во главе с крейсером "Адмирал Кузнецов", пройдя Ла-Манш, двигались в сторону Гибралтара. Их маршрут и задачи, по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, находятся в "закрытых конвертах с надписью "Совершенно секретно"". Тем не менее, как сообщил ранее испанский МИД, 28 октября корабли должны были прибыть в порт Сеута (анклав в Северной Африке). Соответствующее разрешение, как отмечают в Мадриде, было выдано еще в сентябре.

    Однако когда новость о скором прибытии кораблей в Сеуту попала в прессу, на Испанию обрушилась критика со стороны союзников по НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заметил, что в других условиях ничего бы не имел против дозаправки российских кораблей, но сейчас крайне обеспокоен тем, что "они могут быть использованы для атак на Алеппо". Аналогичные заявления делали политики и военные из Великобритании и США.

    В самой Испании громче всего против захода российских кораблей в Сеуту выступили в Левой республиканской партии Каталонии. В их пресс-службе "Ъ" подтвердили, что члены испанского Конгресса депутатов от этой партии потребовали от и. о. главы МИДа Хосе Мануэля Гарсии-Маргальо и и. о. министра обороны Педро Моренеса объяснить, почему участвующие в сирийской операции российские корабли обслуживаются на территории страны НАТО. Собеседник "Ъ" рассказал, что запрос основывался на информации, опубликованной ранее рядом зарубежных СМИ. В частности, американское издание The Huffington Post сообщало, что 16 октября дозаправку в Сеуте осуществили малые ракетные корабли "Зеленый Дол" и "Серпухов", а также буксирное судно СБ-36. Депутаты надеются, что министры в ближайшее время придут на слушания в парламентских комитетах.

    Поначалу власти Сеуты были обескуражены происходящим. С 2011 года в порту анклава побывали, по данным газеты El Pais, более 60 российских судов. "Критерии допуска в Сеуту — безопасность окружающей среды, города и его населения",— цитирует издание The Spain Report источники в администрации порта. Но под шквалом критики испанский МИД вчера объявил, что "пересматривает решение по результатам консультаций". А к середине дня El Pais со ссылкой на диписточники сообщила: разрешение на дозаправку будет отозвано, если подтвердится, что корабли направляются в Сирию. Не дожидаясь развязки, российские власти сами отказались от этой идеи. "Мы подтверждаем, что корабли не зайдут в порт Сеуты, потому что изменился маршрут",— заявило посольство РФ в Испании.

    Пресс-секретарь посольства Василий Ниорадзе в разговоре с "Ъ" призвал не драматизировать ситуацию. "Согласование подобных заходов в порты — рутинный процесс,— отметил он.— Мы заранее направляем запрос, а при принятии решения учитывается международное право и требования страны пребывания. Сейчас было принято такое решение, в других случаях будет другое".

    Официальный представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков иначе расставил акценты: по его словам, российское ведомство предусматривало возможность "по согласованию с испанской стороной делового захода (в Сеуту.— "Ъ" ) отдельных кораблей или судна обеспечения из состава корабельной группы". Но никаких официальных запросов от Минобороны, по его словам, в Мадрид не направлялось. При этом господин Конашенков рассказал: "Представители испанского руководства сообщили, что из-за давления на них со стороны США и НАТО заход российских кораблей в порт Сеута нецелесообразен". Публично власти Испании подобных заявлений не делали.

    В испанском МИДе вчера не ответили на запрос "Ъ" о том, не опасаются ли в Мадриде ухудшения отношений с РФ из-за последних решений. Вместе с тем в Госдуме вчера заявили, что доверие к Испании подорвано. "На середине пути нам говорят, что мы передумали. Это какая-то подстава",— возмутился в разговоре с "Интерфаксом" зампред комитета по обороне Александр Шерин (ЛДПР).

    В Евросоюзе новости из Мадрида восприняли с воодушевлением. "ЕС четко и единогласно осуждает российские систематические бомбардировки гражданских лиц в Алеппо — Россия продлевает страдания сирийского народа и препятствует решению проблемы,— заявил "Ъ" экс-премьер Бельгии, лидер фракции "Альянса либералов и демократов за Европу" (ALDE) в Европарламенте Ги Верхофстадт.— Так что испанское правительство правильно сделало, когда потребовало у России разъяснений по поводу роли "Адмирала Кузнецова" в сирийском конфликте". По словам собеседника "Ъ", в итоге всем был послан сигнал: "Ни одна из стран ЕС не оказывает поддержку военным, которые бомбят мирных граждан и дестабилизируют ситуацию в целом регионе".

    Директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов не увидел трагедии в изменении маршрута "Адмирала Кузнецова". "Мы вполне можем дозаправиться в Алжире или на Мальте. Я ставлю на Алжир, так как Мальта — член ЕС и будет испытывать те же проблемы, что и Испания",— сообщил он "Ъ". При этом, по словам эксперта, грядущее прибытие группы "Адмирала Кузнецова" в Сирию вряд ли радикально изменит расстановку сил в регионе, но позволит России повысить свой международный престиж. "Французы используют авианосец в том регионе, потому что у них нет базы, у нас она есть,— заметил эксперт.— Цель похода "Кузнецова", скорее всего, тренировочная. Пилотам палубных самолетов необходимо тренироваться, и Сирия предоставляет возможность сделать это в боевых условиях". Эксперт ЦАСТ Андрей Фролов добавляет, что поход "Кузнецова" имеет и "рекламную составляющую": "Индия размышляет о том, не купить ли палубные истребители МиГ-29К/КУБ для будущих авианосцев, и демонстрация их возможностей в Сирии поможет определиться быстрее".




    Добавить коментарий
    Последние публикации

    Хамовнический суд Москвы отказался санкционировать арест генерального директора АО «Судостроительная корпорация "Ак Барс"»,

    Маршрут "Адмиралу Кузнецову" проложил Путин

    Корабельная авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов", следующая в Средиземноморье, в пятницу вошла в пролив Ла-Манш на пути в Атлантику, сообщает "Би-би-си". На опубликованной видеосъемке, сделанной в целях безопасности с дальнего расстояния, на палубе авианосца видны два истребителя, стоящих наготове к вылету.

    Особая пикантность ситуации заключается в том, что авианосная группа ВМФ РФ следует к берегам Сирии именно через пролив Ла-Манш. Маршрут явно не боевой, поскольку в условиях войны такие крупные корабли в здешних узкостях были бы моментально уничтожены. Тем более, что есть другой маршрут – в обход британских островов с севера – мимо Исландии, которым обычно и пользуются российские корабли. Именно там можно было спокойно выйти на просторы Атлантики, не привлекая особенного внимания.

    И, следовательно, именно в целях привлечения максимального внимания и был выбран такой показательный маршрут. Решение, несомненно, не столько навигационное, сколько политическое. Причем, наверняка принятое на самом высоком уровне. Поэтому аплодисменты лично Владимиру Путину в данном случае будут явно не лишними.

    Тот артистизм, с которым он выжимает максимум возможного из любой ситуации, обращая её к максимальной выгоде России, не может не вызывать оправданного восхищения. Отдельное спасибо телекомпании "Би-би-си", которая расстаралась на славу и с помощью вертолетов показала всему миру мощь российского флота.

    Таким образом, Западу предоставлена возможность максимально наглядным образом убедиться в том, что Россия – далеко не то картонное пугало, в качестве которого её кое-то по старинке продолжает изображать. А вполне реальная мощная военная сила с которой, хочешь не хочешь, придется считаться. Да, у России пока только один корабль такого класса. Но и это немало. Особенно с учетом того, что в настоящее время в боевом строю флота той же "владычицы морей" Великобритании нет ни одного авианосца, у Франции один престарелый "Шарль де Голль", а у остальной Европы нет даже этого. Есть еще, конечно, США с их авианосной армадой. Но этой стране сегодня впору думать не столько о противостоянии с Россией на море, сколько о том, чтобы совместно с ней и ко взаимной выгоде решать мировые проблемы. Пока еще, как говорят в Одессе, трамваи ходят…

    А что касается того, что дымит "Кузя" наш - так то "дым отечества",.

    И особо изгаляющиеся над тем дымом "небратья" ("УЖАСЫ РОССИЙСКОГО ФЛОТА. "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ" РАБОТАЕТ НА АВТОПОКРЫШКАХ!") весьма напрасно изгаляются.

    У нас им даже ежики отвечают:

    "Просто не знаю, как теперь жить. Всё так хреново.

    Авианосец работает на покрышках. Как в глаза смотреть-то людям теперь? Пойду полежу в кустах один. Нет! Брошу всё и уеду на Украину. Только говорят, вид на жительство на Украине дают с условием тем, кто захватит с собой пару кило краски - дабы "Украину" хоть малёхо покрасить.

    Да и Запад может пожалеть о шутках над "Адмиралом Кузнецовым"

    Российская корабельная авианосная группа Северного флота во главе с тяжелым авианесущим крейсером "Адмирал Кузнецов" продолжает двигаться в сторону Средиземного моря. В комментариях под видео морского шествия, стремительно распространяющемся в сети, иностранные пользователи потешаются над сильными клубами дыма, который испускает в воздух крейсер. Федеральное агентство новостей поговорило с экспертом о том, почему такая реакция является обывательской и почему такое "дымное" поведение "Кузнецова" - норма.

    На видео видно, как силовая установка "Кузнецова" усиленно выпускает в небо дым. В сети сразу нашлись острословы, которые пошутили про экологический ущерб и про то, что авианосец загорелся.

    "В штаб-квартире НАТО дикий хохот. Чтобы найти и уничтожить российский авианосец, пилотам альянса даже не понадобятся радары, так как дым видно за 50 километров. Легкая добыча", - вот примерный тон и уровень комментариев "экспертов". Которые словно бы пытаются скрыть за нападками на дымовые завесы свой испуг, внушаемый "Адмиралом Кузнецовым". Он, как и большинство советских военных кораблей, выглядит агрессивно, внушительно и в разы опаснее американских.

    Начнем с того, что это тяжело вооруженный крейсер. Он несет на себе 12 противокорабельных ракет "Гранит" с дальностью в 600 километров, 256 ракет "Кортик", 192 ракеты "Кинжал", 48 тысяч снарядов для шестиствольных пушек и несколько десятков самолетов и вертолетов как приятный бонус. У крейсера четыре паротурбины, восемь котлов величиной с два этажа и еще целая куча дизельных генераторов. Было бы странно, если бы при всем при этом такая махина не выпускала дым в солидных объемах.

    "Это дизельный пароход, коптит и коптит. Что такого? Для военной техники это - обычная вещь, никто и никогда не задумывался здесь над нормами экологии. У них совсем другая задача. Ну, и пароход создан в начале 90-х, понятно, что на такие вещи никто не обращал внимания. К тому же в 90-е годы у нас закончились деньги на кораблестроительную программу. В корабельной группе рядом идет "Петр Великий", из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Понятно, что если мы вообще можем вести речь об аналогах "Адмирала Кузнецова" в США, то американские крейсеры атомные, они не коптят", - комментирует военный эксперт Дмитрий Литовкин.

    Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" - единственное судно подобного класса в составе российского Военно-Морского флота.

    Понятно, что пока у России нет другого "Кузнецова", да еще и поновее. Но в будущем все поправимо. Сейчас нашему флоту, как минимум, нужен опыт эксплуатации авианосца и особенно - палубной авиации.

    "Вспомните, что за авианесущим крейсером "Кузнецов" следовал бы атомный крейсер "Ульяновск", который тоже бы не коптил, но из-за тяжелой экономической ситуации он был разобран на стапеле в начале 90-х. Но вот следующий авианосец "Шторм", который планируют закладывать после 2020 года, тоже будет атомным и коптить не будет. Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению. Там модернизированные Су-33, что могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция", - добавляет эксперт ФАН.

    Сейчас крейсер "Адмирал Кузнецов" направляется к берегам Сирии, чтобы помочь в проведении антитеррористической операции.

    Так что Западу неплохо было бы вспомнить "Хорошо смеется тот, кто смеется последним"...

    Юрий Селиванов,

    Крейсер "Адмирал Кузнецов" вернулся из Сирии на североморский рейд. На завершающем этапе дальнего похода корабли отработали ряд задач на морских полигонах Баренцева моря, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на Минобороны России.

    Ранее британский министр обороны Майкл Феллон, докладывая о том, как королевский флот сопровождает возвращающуюся из Сирии российскую военную эскадру, назвал авианосец "Адмирал Кузнецов" "кораблем позора". В Минобороны оскорбительное высказывание не оставили без внимания и посоветовали Феллону больше внимания уделять своему флоту, переживающему не лучшие времена. Предлагаем, убрав эмоции, перенести внимание со словесной дуэли двух оборонных ведомств на реальные характеристики "Кузнецова" и сравнить его с его натовскими конкурентами по основным показателям. Заслуживает ли он хоть на йоту того определения, которое ему дал Феллон?

    Конечно, наш авианосец не нов. Проектировался и создавался он еще во времена СССР, на излете холодной войны. Однако в нем нашли воплощение лучшие идеи и достижения советского кораблестроения. Создатели придали ему беспримерную стойкость в бою. При ядерном взрыве мощностью 30 килотонн на расстоянии всего двух километров от "Кузнецова" тот должен не только уцелеть и остаться на плаву, но и сохранить боеспособность. Вероятно, палубную авиацию уже использовать не получится. Однако подпалубные ракеты "Гранит" и "Кинжал" смогут поражать врага и в воде, и на земле, и в воздухе.

    Фото: Global Look

    В попытках заклеймить позором единственный российский авианосец британский министр, видимо, забыл, что у королевского флота такого класса судов и вовсе нет. А сопровождавшие "Кузнецова" британские корабли - фрегат "Сент-Олбанс" и десантный вертолетоносец "Оушен" - по авианесущим возможностям не идут с ним ни в какое сравнение. "Сент-Олбанс" может взять на борт не больше двух вертолетов, а "Оушен" - только 18. Тогда как на "Кузнецове" одновременно может разместиться 28 самолетов и 24 вертолета.

    Единственный натовский корабль, который способен сравниться с "Кузнецовым" в Старом Свете, - это французский авианосец "Шарль де Голль". Но и он уступает российскому тяжелому авианесущему крейсеру как в размерах, так и в возможном количестве летательных аппаратов на борту - всего 40 против 52.

    Фото: Wikimedia

    Как ни странно, желчь в адрес "Кузнецова" льется не только из натовских кабинетов, но и с просторов Рунета. Поводом для язвительных шуток, "фотожаб" и прочих издевок стал густой дым из трубы российского авианосца, который будто бы свидетельствует о его технической отсталости. Якобы на Западе такие корабли давно на атомных установках ходят. Хотя страну - родоначальника атомного флота вряд ли можно упрекнуть в отсутствии технологий и возможности установки ядерного реактора на авианосец в случае необходимости. Резоны для наделения "Кузнецова" мазутной силовой установкой были серьезные. Во-первых, дешевизна топлива и текущего ремонта установки. Даже Соединенным Штатам с их высочайшими расходами на оборону пришлось отказаться от нескольких атомных кораблей в связи с высокими расходами на ремонт их силовых установок. Во-вторых, мазут хранится в прослойке вдоль всего корпуса корабля, являясь элементом противоторпедной защиты. Торпеда, попадая в корпус судна, часть своей взрывной силы и осколков отдает топливным отсекам, заполненным мазутом. Таким образом, "Кузнецов" способен выдержать взрыв до 400 кг тротила ниже своей ватерлинии.

    Кстати, густой дым характерен и для военных судов США, которые строились уже в новом тысячелетии. Американские специалисты считали сильное задымление нормальным явлением, которое возникает вследствие образования нагара при длительной стоянке без движения. Когда же корабль приходит в движение, нагар постепенно прогорает, и труба перестает чадить.

    Фото: Wikimedia

    Помимо прочего, у "Кузнецова" есть неоспоримое преимущество перед всеми авианосцами мира. Ему единственному разрешен проход в Черное море.

    Дело в том, что статья 11 Конвенции Монтрё разрешает проход через Босфор и Дарданеллы только линейных кораблей, но никак не авианосцев. Под авианосцами же она понимает корабли, построенные и переоборудованные главным образом для действий авиации. Поскольку авианесущий крейсер несет противокорабельный ракетный комплекс "Гранит" и может быть полноценной боевой единицей, вообще лишившись авиации, он, с точки зрения Конвенции, не может считаться "чистым" авианосцем. Получается, что право оперировать авианосцем в стратегически важном черноморском регионе есть только у России. И именно благодаря особенностям тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов".

    Так что реплика о "корабле позора" выражает не столько насмешку над российским авианосцем, сколько досаду главы британских вооруженных сил на собственное бессилие перед "Кузнецовым": перед его мощью, его возможностями, его свободой.