Кому нужна специальная оценка условий труда. Порядок проведения специальной оценки условий труда

Если в штате имеется работник, с которым оформлены трудовые отношения, проводить (СОУТ – Спецоценка, – ред.) необходимо в обязательном порядке, даже если предприятие относится к малому бизнесу. Ни к одной из правовых форм собственности , в котором содержатся требования к процедуре СОУТ, ограничения не содержит. Единственное, где – это на рабочих местах надомников, дистанционных сотрудников и лиц, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися ИП (Индивидуальный предприниматель, – ред.).

Спецоценка стала главным приоритетным направлением в трудовом законодательстве. Процедура подразумевает выявление вредных и опасных факторов на рабочих местах посредством глубокого анализа локальной нормативной документации и инструментальных измерений. Это позволяет или подтвердить соответствие условий труда или назначить работникам компенсации и льготы при выявлении вредных и опасных факторов, а также разработать мероприятия по рационализации (улучшению) условий.

Попытки исключить или дать привилегии и малому и среднему и крупному бизнесу при ранее существовавшей процедуре – (АРМ, – ред.) предпринимались довольно часто. За многолетнюю историю процедуры удалось повлиять лишь на отмену оценки превалирующей части рабочих мест офисных сотрудников. Официальные поправки в порядок проведения АРМ были внесены от 12 декабря 2012 года. Но новые требования имели настолько двоякий смысл, что породили еще большее непонимание. Уже месяцем позже ведомством были направлены разъяснения к Приказу, где говорилось, что:

  • а) первичная АРМ, несмотря на требования, должна проводиться на всех местах без исключения;
  • б) аттестация для офисных мест сотрудников, занятых за ПК 50 и более процентов рабочего времени продолжает являться обязательной.

Статистика показала, что большая часть рабочих мест подходила под требования пунктов а и б, так как из 48,7 млн рабочих мест в экономике России были аттестованы только 6 млн мест.

При , малый бизнес также имеет просьбы к исполнительным органам власти по отмене процедуры для него или применении послаблений в целях устранения финансовой нагрузки, так как СОУТ является услугой независимого оценщика. В частности, при многочисленных обращениях представителей в Тюменскую областную Думу, депутатами было принято решение о разработке законопроекта «О внесении изменения в статью 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», в котором предлагается наложить временный мораторий на рабочие места, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. По словам Л.К. Невидайло, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области:

Цитата: ‘Законопроект предусматривает, что требования ФЗ № 426-ФЗ не будут распространяться на работодателей, которые относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Таким образом, можно сдержать ухудшение условий ведения предпринимательской деятельности, связанные с . Также, это даст дополнительное время для дальнейшего совершенствования данной процедуры в целях минимизации негативных экономических последствий’

Предполагается также, что небольшая отсрочка по времени создаст конкурентный рынок в регионах страны, который позволит сдержать необоснованный рост цен и снизит издержки работодателей на привлечение организаций из других субъектов.

К сожалению, проблема отсутствия аккредитованных лабораторий или их ограниченное количество во многих регионах страны имеется и видима. И это еще больше сказывается на повышении стоимости услуг. Например, в Тюмени работодателям часто приходится прибегать к усилиям московских или организаций в Екатеринбурге, которые в стоимость услуги закладывают командировочные расходы, отсюда стоимость за единицу рабочего места может достигать от 3 000 до 5 000 рублей. В то время как, если заказать в местной организации проведение СОУТ, оценка рабочего места обошлась примерно от 1 500 до 2 300 рублей. Встречались случаи, что в Алтайском крае, Ханты-Мансийском автономном округе заказчикам была предложена стоимость от 7 000 до 10 000 за рабочее место в силу загруженности лабораторий. При таких условиях сложно выбирать поставщика услуги.

К сведению, для одного рабочего места на предприятии «микробизнеса» в 1,5-2 раза превышает стоимость единицы рабочего места в крупной организации в связи с рентабельностью затрат.

О том, могут ли быть приняты послабления и будет ли отменена оценка для малого бизнеса, мы решили также уточнить у начальника центральной лаборатории экспертизы условий труда ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минтруда России» А.А. Любимова:

Цитата: ‘Маловероятно, что подобные изменения могут быть внесены, так как любые послабления в отношении малого бизнеса могут создать некий конфликт интересов с представителями крупного бизнеса. Потому как малый бизнес нередко осуществляет также сложные виды работ, которые могут повлечь травмы, серьезные профзаболевания и летальные исходы среди работников. И исключение их из перечня будет означать, что работники данной категории останутся просто незащищенными. А нарушение прав работников допускать нельзя. Данный подход является главной задачей спецоценки, а никак не подавление интересов малого бизнеса’

31 декабря 2018 года заканчивается период проведения специальной оценки условий труда. Работодателей, которые не успеют закончить процедуру спецоценки (СОУТ), могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей.

Предлагаем вашему вниманию ответы на 10 самых распространенных вопросов о спецоценке.

Какие работодатели могут не проводить спецоценку?

Абсолютно все работодатели должны провести спецоценку. Проведение СОУТ не зависит от:

  • организационно-правовой формы, т.е. все коммерческие и некоммерческие организации, а также государственные и частные предприятия, государственные и частные учреждения обязаны провести спецоценку;
  • количества работников, т.е. даже если работник всего один, СОУТ обязательна;
  • применяемой системы налогообложения – налогоплательщики на всех режимах обязаны проводить спецоценку;
  • размера полученной выручки – даже субъекты малого и среднего предпринимательства должны проводить спецоценку.

Должен ли ИП проводить спецоценку рабочих мест?

Если у индивидуального предпринимателя есть хотя бы один наемный работник, он обязан провести спецоценку.

По прежнему законодательству работодатель не должен был проводить аттестацию рабочих мест. Нужно ли сейчас проводить спецоценку?

Несмотря на то, что законодательство о СОУТ пришло на смену нормам об аттестации рабочих мест по условиям труда, основания для проведения спецоценки отличаются.

Если аттестацию по условиям труда нужно было проводить только при наличии вредных условий, то спецоценка обязательна при любых условиях работы.

Если у работодателя нет вредных работ (должностей), можно ли не проводить спецоценку?

Работодатели обязаны проводить СОУТ независимо от того, есть у них вредные или опасные работы или нет.

При этом спецоценка в отношении рабочих мест сотрудников, должности которых включены в списки для назначения досрочной пенсии, должна была быть проведена еще до 1 января 2015 года.

В организации есть только генеральный директор, который является единственным учредителем. Нужно ли проводить спецоценку?

Даже если у работодателя только один работник, он обязан провести спецоценку.

Следовательно, если с генеральным директором заключен трудовой договор, то проведение СОУТ обязательно.

Если трудовой договор не заключен, а обязанности генерального директора учредитель возложил на себя приказом, то можно обойтись без спецоценки.

Нужно ли проводить спецоценку рабочих мест бухгалтера, гендира и других офисных работников?

В отношении абсолютно всех рабочих мест необходимо провести специальную оценку (в том числе бухгалтера и руководителя).

Послабление есть в том, что среди аналогичных рабочих мест (например, все сотрудники бухгалтерии, работающие в одном или в схожих кабинетах) можно оценить только 20%, но не менее 2.

Нужно ли проводить спецоценку в отношении рабочих мест сотрудников с разъездным характером работы?

Рабочие места с разъездным характером оцениваются в том же порядке, что и стационарные рабочие места.

Спецоценку можно не проводить только в отношении:

Если со всеми сотрудниками заключен договор гражданско-правового характера, нужно ли проводить спецоценку?

Нет, спецоценка проводится только в отношении рабочих мест тех работников, с которыми заключен трудовой договор.

Следовательно, если у организации или ИП работают только исполнители по гражданско-правовым договорам, проводить СОУТ организация или ИП не обязаны.

Спецоценка проводится только один раз или ее придется проводить регулярно?

Специальная оценка условий труда проводится не реже чем каждые 5 лет.

Срок исчисляется с момента утверждения отчета о проведенной спецоценке.

Какая ответственность наступает за непроведение спецоценки?

За непроведение спецоценки налагается административный штраф:

  • на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на ИП – от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на организации – от 60 000 до 80 000 рублей.

Если нарушение будет повторным, штрафы возрастают:

  • на должностных лиц – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на ИП – от 30 000 до 40 000 рублей;
  • на организации – от 100 000 до 200 000 рублей.

Вопросам проведения специальной оценки посвящен раздел в

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда производится специальная оценка условий труда. По ее результатам устанавливают гарантии и компенсации персоналу, работающему во вредных или опасных условиях. А также определяют тарифы дополнительных взносов в ПФР.

В редакции Трудового кодекса, действующей с 1 января 2014 года, мы не обнаружим упоминания об обязательной аттестации рабочих мест по условиям труда. Эта процедура осталась в прошлом. Теперь работодатели должны обеспечить специальную оценку условий труда. Такое мероприятие проводится в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Закон № 426-ФЗ в дополнение к Трудовому кодексу устанавливает:

  • обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников;
  • права работников на рабочие места, соответствующие государственным требованиям охраны труда.

Кроме того, пересмотрен ряд норм Трудового кодекса, касающихся льгот работникам, и установлен новый порядок определения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд. Источник этих новаций -

Итак, спецоценка заменила собой аттестацию. Но в сфере охраны труда эти процедуры в целом решают сходные задачи. Аттестация определялась именно как оценка условий труда (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Спецоценка — это, по сути, аттестация, возведенная в ранг закона

Разберемся: чем спецоценка отличается от аттестации? Действительны ли результаты проведенной аттестации? В какие сроки предстоит провести спецоценку? Что изменилось в работе бухгалтера?

Когда можно обойтись без спецоценки?

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда () не отменен, но оснований для проведения аттестации с этого года уже не имеется. Зато в течение пяти лет со дня завершения аттестации специальную оценку условий труда для этих рабочих мест можно не производить (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Проще говоря, результаты такой аттестации «не пропали даром». Завершить спецоценку всех мест нужно не позднее 31 декабря 2018 года.

Напомним: аттестацию вновь организованных рабочих мест требовалось осуществить не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест (п. 4 Приказа № 342н). Следовательно, рабочие места, созданные на протяжении 2013 года, аттестовывать было необязательно. С 2014 года. рабочие места, аттестация которых не проводилась или за давностью утратила силу, потребуют уже спецоценки. Правда, на спецоценку новых рабочих мест законодатель отводит уже полгода (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).


Пример

Компания ввела в эксплуатацию рабочие места 1 апреля 2013 г. На протяжении прошлого года их аттестация на законном основании не проводилась. В отсутствие и аттестации, и спецоценки в текущем году компания окажется нарушителем законодательства о труде и об охране труда (). Административное правонарушение выражается в бездействии, поэтому относится к длящимся (постановление Челябинского областного суда от 31 октября 2011 г. № 4а11-887). Значит, что постановление по нему может быть вынесено в пределах двух месяцев со дня обнаружения ().

Обстоятельства, в связи с которыми необходима досрочная спецоценка (до истечения срока аттестации), перечислены в пункте 1 статьи 17 Закона № 426-ФЗ. К ним относяится произошедший на рабочем месте несчастный случай или выявленное профзаболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов. Заметьте: подобные события не являлись основанием для повторной аттестации.

Переход от аттестации к специальной оценке регламентирует статья 27 Закона № 426-ФЗ.

И вот что еще важно: Закон № 426-ФЗ (п. 3 ст. 3) изменил перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке. Различия в подходах к аттестации и к спецоценке охарактеризованы в Таблице 2.

Таблица 2

Изменения в перечне условий труда, требующих оценки

Аттестация

Специальная оценка

Надомники

Проводилась на общих основаниях (кассационное определение Нижегородского областного суда от 20.12.2011 по делу № 33-12014/2011)

Не предусмотрена

Дистанционные работники

Проводилась, только если предусматривалась трудовым договором ()

Работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Не предусматривалась

Работники:

Исключительно занятые на персональных компьютерах (например, оператор компьютерного набора в издательстве)

Эксплуатирующие

▪ аппараты копировально-множительной техники настольного типа;

▪ единичные стационарные копировально-множительные аппараты - периодически, для нужд самой организации;

▪ иную офисную оргтехнику (телефоны и др.);

бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства

Не предусматривалась,

за исключением рабочих мест с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований)

Проводится на общих основаниях

Как видно, теперь условия труда надомников оценке не подлежат. Видимо, надомный труд вредных или опасных условий все же не подразумевает. Имейте в виду: пределы использования жилых помещений для осуществления профессиональной деятельности установлены .

На практике использовать право на непроведение аттестации «компьютерных» рабочих мест было невозможно. Исключительная занятость на них все же подразумевает использование ПЭВМ более 50 процентов рабочего времени. Но при таких обстоятельствах работникам требуются периодические осмотры невролога и офтальмолога. А значит, аттестация необходима, что подтверждает . Если же работник использует персональный компьютер менее 50 процентов времени, то согласитесь: о его исключительной занятости на нем говорить не приходится. Аттестационная комиссия должна была разобраться, чем он занят в остальное время (апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 августа 2013 г. по делу № 33-5043).

Елена Диркова, для журнала «Практическая бухгалтерия»


Работа с кадрами на предприятии

Правильно составленные документы защитят от штрафных санкций со стороны проверяющих, выведут из конфликтной ситуации с работниками. С электронной книгой «Работа с кадрами на предприятии» у вас будет в полном порядке вся документация.

" № 10/2016

Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки?

О порядке проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах мы уже не раз писали на страницах нашего журнала. Но поскольку данная процедура достаточно новая, при ее проведении нередко допускаются ошибки, которые выливаются или в штрафы, причем совсем не маленькие, или в судебные разбирательства с работниками. Ведь у них есть право оспорить результаты оценки. Кроме того, некоторые работодатели, которые еще не провели спецоценку, привлекаются к административной ответственности за ее непроведение. Но исходя из судебной практики, которая начинает складываться, это не всегда законно. В статье на примерах решений судов рассмотрим, какие нарушения могут допускать работодатели в сфере специальной оценки.

Сроки проведения спецоценки.

Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?

Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.

Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.

Однако из правила есть исключения.

1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:

  • ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
  • получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных проф­союзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).

Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

К сведению

До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.

2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, преду­смотренный Законом № 426-ФЗ.

Обратите внимание

Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.

Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест

Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости

В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда

Можно сделать вывод, что работодатель должен провести специальную оценку условий труда на рабочих местах организации:

1. По истечении пяти лет с момента аттестации рабочих мест,
проведенной до 01.01.2014.

И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.

Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).

Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.

Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).

Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482 (далее – Постановление № 482).

Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.

Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).

В соответствии с абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1 медицинские и иные работники, участвующие в оказании психиатрической помощи, имеют право:

  • на сокращенную продолжительность рабочего времени;
  • на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в соответствии с законодательством РФ.

Законом № 3185-1 также предусмотрено, что данные гарантии участвующим в оказании психиатрической помощи иным работникам медицинских организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов РФ, а также иным работникам из числа гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, предоставляются по результатам специальной оценки условий труда (абз. 4 ч. 1 ст. 22 закона).

К сведению

Согласно перечню, утвержденному Постановлением № 482, у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, среднего и младшего медицинского персонала (кроме медицинского статистика) продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска составляет 35 календарных дней.

Установив, что Л. Н. А. является медицинским работником, участвующим непосредственно в оказании психиатрической помощи (медицинской палатной сестрой психоневрологического отделения ФКУЗ), и руководствуясь ст. 22 Закона № 3185-1, Постановлением № 482, суд подтвердил, что предоставление отпуска по результатам спецоценки предусмотрено для иных работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, к которым истица не относится. При этом возникновение права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за труд во вредных и (или) опасных условиях у медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, не зависит от класса условий труда, установленного спецоценкой, которая предусмотрена для иных работников медицинских организаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась (Апелляционное определение ВС Республики Карелия от 11.03.2016 по делу № 33-719/2016).

Условия труда в трудовом договоре.

Чтобы предупредить возникновение еще одной ошибки, за которую работодатель может быть привлечен к ответственности, несколько слов скажем о трудовом договоре, а именно об одном из его обязательных условий – о гарантиях и компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями, если сотрудник принимается на такую работу, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.

Минтруд в Письме от 14.07.2016 № 15-1/ООГ-2516 дал разъяснения о том, как вносится этот пункт в после проведения спецоценки и что писать в трудовом договоре до ее проведения.

Итак, если спецоценка в вашей организации проведена, надо дополнить трудовой договор сведениями о классе (подклассе) условий труда на рабочем месте работника, перечислить полагающиеся ему гарантии и компенсации.

О предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца согласно ст. 74 ТК РФ.

Уведомление работника об изменении трудового договора не будет считаться письменным ознакомлением с результатами спецоценки. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой специальной оценки условий труда на его рабочем месте.

Обратите внимание

Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то до ее проведения в трудовом договоре с лицом, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны его общие характеристики (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).

При этом гарантии (компенсации) за работу во вредных и (или) опасных условиях по результатам спецоценки начинают предоставляться со дня вступления в силу ее результатов (с момента утверждения отчета о ее проведении).

До спецоценки работодателям следует определить возможность компенсации работникам вредных (опасных) факторов, если они в итоге будут выявлены.

В заключение обращаем внимание работодателей, которые еще не проводили спецоценку, на следующее: не забывайте, что у вас есть не только обязанность обеспечить ее проведение, но и право требовать от организации, ее проводящей, обоснование результатов оценки. Отнеситесь к такой проверке серьезно, поскольку и ваши ошибки, и ошибки организации, проводящей оценку, могут стать причиной судебных разбирательств с работниками.

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

«О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников».