Новый мрот: как работодатели повышают зарплату, не повышая ее. Минимальный размер оплаты труда Повлияет ли повышение мрот на налоги

За последний год существенно увеличился минимальный размер оплаты труда (на 01.01.2018 он составлял 9489руб., с 01.05.2018 повысился до 11163руб., а с 01.01.2019 будет равен 11280руб.). В связи с этим в адрес редакции поступает множество вопросов о том, какие составляющие зарплаты должны быть не ниже установленного лимита, а какие — начисляться сверх «минималки». Ознакомим вас с новыми разъяснениями чиновников и судей на этот счет.

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ ). Соответственно, если заработная плата сотрудников ниже МРОТ, она должна быть повышена. Возникает вполне справедливый вопрос: о каких составных частях заработной платы идет речь?

Обратимся к ст. 129 ТК РФ , в соответствии с которой заработная плата (оплата труда работника) включает в себя:

— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

— компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

— стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).

Из сказанного выше можно сделать вывод, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше МРОТ при условии, что заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, которые по смыслу ст. 129 ТК РФ являются элементами заработной платы (ее составляющими), не может быть ниже МРОТ, установленного федеральным законом (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 ).

Однако из этого правила есть исключения.

Компенсация за работу в районах Крайнего Севера

Согласно ст. 148 , 315 — 317 ТК РФ оплата труда в особых климатических условиях должна осуществляться в повышенном размере. Конституционный суд в Постановлении от 07.12.2017 № 38П сделал важный вывод: районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ч. 1 ст. 133 ТК РФ ) должны выплачиваться сверх МРОТ.

В частности, вывод суда был основан на следующем: вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому, а следовательно, определение его величины должно базироваться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления. В то же время повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении МРОТ, а значит, районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав МРОТ.

В резолютивной части постановления КС РФ сказано, что оно окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Компенсация за вредные условия труда

Итак, вопрос с выплатой «северных» надбавок и порядком исчисления МРОТ решен. Однако по тексту мотивировочной части Постановления КС РФ № 38П прослеживается и другой вывод: при установлении системы оплаты труда нужно соблюдать в равной мере как норму, гарантирующую работнику, отработавшему полный месяц (выполнившему полностью трудовые обязанности), заработную плату не ниже МРОТ, так и правила, установленные ст. 147 ТК РФ , согласно которой оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере (определения от 01.10.2009 № 1160О-О , от 17.12.2009 № 1557О-О , от 25.02.2010 № 162О-О и от 25.02.2013 № 327О ). То есть, по мнению КС РФ, доплата за «вредность» также должна начисляться сверх «минималки» (подчеркнем, что данный вывод проходит красной нитью по тексту постановления, но не является предметом спора).

Доплата за сверхурочную работу

Вопрос о том, должны ли доплаты за сверхурочную работу включаться в МРОТ либо начисляться сверх него, рассмотрели чиновники Минтруда (письма от 04.09.2018 № 141/ООГ-7353 , от 09.10.2018 № 142/В-808 ). По их мнению, с учетом того, что сверхурочная работа осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ее оплата также не должна включаться в МРОТ.

Иные компенсационные выплаты

Также Минтруд сделал вывод, что аналогичный подход следует применять при учете иных выплат компенсационного характера, например:

— за работу в ночное время (ст. 96 ТК РФ );

— за работу в нерабочие праздничные дни (ст. 112 ТК РФ ).

Вместе с тем чиновники разъяснили, что если работа в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время осуществлялась в пределах рабочего времени, то ее оплата учитывается в составе МРОТ.

Нужно учитывать положения региональных соглашений

Стоит отметить, что на уровне субъекта РФ устанавливается свой (региональный) МРОТ, который может быть равен федеральному или превышать его.

Обратите внимание

Региональный МРОТ не действует в отношении работников учреждений, финансируемых из федерального бюджета (ст. 133.1 ТК РФ ).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6 — 8 ст. 133.1 ТК РФ , не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ, при условии что указанный работник полностью отработал за этот период норму рабочего времени и выполнил нормы труда (трудовые обязанности).

Для справки

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта РФ, в течение30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения и подлежит обязательному исполнению ими (ч. 8 ст. 133.1 ТК РФ ).

Кроме того, региональными трехсторонними соглашениями субъектов РФ может быть установлен порядок определения МРОТ. Например, в силу п. 3.1.3 Московского трехстороннего соглашения на 2016 — 2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей размер минимальной заработной платы в Москве (18742руб.) включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством РФ, и исполнившему свои трудовые обязанности (норму труда), включающую тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии:

— со ст. 147 «Оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» ТК РФ ;

— со ст. 151 «Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором» ТК РФ ;

— со ст. 152 «Оплата сверхурочной работы» ТК РФ ;

— со ст. 153 «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни» ТК РФ ;

— со ст. 154 «Оплата труда в ночное время» ТК РФ .

То есть в Москве названные выше компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ.

Таким образом, при решении вопроса о том, какие части заработной платы учитываются в составе МРОТ, а какие должны начисляться сверх него, учреждения должны ориентироваться на региональные соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ.

Ответственность работодателя

Работодатели, не выполняющие требования трудового законодательства (в том числе в части установления размера заработной платы), могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ .

Кроме того, руководитель может быть привлечен к уголовной ответственности (Письмо Минтруда РФ от 09.10.2018 № 142/В-808 ). В соответствии со ст. 145.1 УК РФ выплата из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации (руководителем филиала, представительства или иного обособленного (структурного) подразделения организации) заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом МРОТ наказывается:

— либо штрафом в размере от 100000 до 500000руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период до трех лет;

— либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового;

— либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до трех лет или без такового.

Каждому работнику гарантируется заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (если на учреждение распространяется действие регионального соглашения по вопросам социально-трудовых отношений — не ниже регионального МРОТ). При этом надо учитывать, что некоторые компенсационные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. На сегодняшний день можно твердо сказать, что сверх МРОТ должна начисляться доплата на работу в особых климатических условиях (районный коэффициент и «северная» надбавка), поскольку данный вопрос решен на уровне Конституционного суда и не может трактоваться подругому.

Что касается иных компенсационных выплат (за работу во вредных условиях, работу в праздники и выходные, работу в ночное время и пр.), в настоящее время есть лишь рекомендации чиновников Минтруда на этот счет. По их мнению, эти доплаты также должны начисляться сверх МРОТ. Если работодатель не будет следовать названным рекомендациям, не исключены негативные последствия в виде штрафов.

Кроме того, все работодатели, подпадающие под действие региональных соглашений, должны соблюдать установленные ими требования.

Методы подбора специалистов и правила ведения документации. Стратегия управления персоналом и тонкости трудового законодательства. Как кадровый работник вы не понаслышке знаете, как много навыков и знаний требует эта профессия.

Мы тоже знаем, насколько сложны и многогранны задачи специалиста по кадрам. Понимаем, как важно вовремя и в полном объеме получать специализированную информацию. Осознаем, как сложно порой бывает трактовать законы и применять их на практике.

В помощь вам мы создали официальный сайт журнала «Справочник кадровика» - портал, где собрана вся важнейшая профессиональная информация.

Регистрация на Prо-personal.ru - это:

    О работе с персоналом и кадровом делопроизводстве - каждый день.

    Оперативная информация об изменениях в трудовом законодательстве.

    Разъяснения Роструда, комментарии экспертов, анализ судебной практики.

    Практические советы, пошаговые инструкции для всех ключевых процессов.

В команде проекта работают опытные эксперты в области кадрового дела и трудового законодательства. Результат их труда - материалы, которые облегчают труд кадровых специалистов на всех этапах: от формирования штата до оформления отчетов и взаимодействия с ГИТ.

Мы стремимся создать информационное пространство, где профессиональные кадровики найдут все необходимое для эффективной работы. В электронной версии журнала вы найдете не только полезные статьи, но также множество сервисов, которые существенно облегчат вашу работу. В их числе:

    Калькуляторы пенсионных выплат, других пособий.

    Производственные календари с функцией расчета норм рабочего времени.

    Графики диспансеризаций.

Используйте бесплатный демо-доступ, чтобы на практике оценить информативность и практическую ценность материалов.

Регистрируйтесь, чтобы использовать возможности кадрового портала максимально эффективно.

С 1 мая 2018 МРОТ повысился до 11163 рубля и сравнялся с прожиточным минимумом. Теперь заработная плата работников не может быть менее этой суммы. А что на деле?

Повышение в «бюджете»

По данным статистики, около 1,6 млн. работников бюджетной сферы получали зарплату ниже прожиточного минимума.

Распоряжением Правительства от 16.03.2018 №440-р выделены ассигнования в размере 20 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы в связи с увеличением МРОТ с 1 мая.

Кроме того, Распоряжением от 27.04.2018 №780-р из резервного фонда Правительства выделяются ассигнования в размере 16,3 млрд рублей для предоставления дотаций бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на выплату районных коэффициентов к зарплате и процентных надбавок, установленных на федеральном уровне и на повышение оплаты труда бюджетников в связи с увеличением МРОТ.

«Еще никогда в Российской Федерации не было такого роста заработных плат отдельных категорий в бюджетном секторе», - заявил глава Минтруда Максим Топилин.

Повышение в «коммерции»

Коммерческие фирмы должны самостоятельно изыскать средства для доведения зарплаты своих сотрудников до федерального МРОТ. Отметим, что работодателям из некоторых регионов не придется суетиться из-за нового федерального МРОТ. Им нужно ориентироваться на региональную «минималку», которая выше федеральной.

Например, в Москве МЗП составляет 18742 руб., в Московской области - 13750, в Санкт-Петербурге - 17000, в Ленобласти - 11400 руб. Кроме того, региональная МЗП выше общероссийского МРОТ в таких регионах как Тульская область, Магаданская область, Камчатский край.

Напомним, в северных регионах «минималка» должна быть увеличена на показатель районного коэффициента.

Тем работодателям, которые до 1 мая платили сотрудникам меньше МРОТ, необходимо пересмотреть выплаты и внести изменения в трудовые договоры.

Как показывают предварительные итоги , который проводится на нашем сайте, 30% работодателей провели повышение. К слову, большинство (45%) и так платили своим работникам больше, чем 11163 руб.

Неповышение в «коммерции»

Между тем 25% опрошенных нами работодателей пошли другим путем. Они повысили зарплату, не повышая ее.

Как известно, согласно ст. 133 ТК платить не ниже МРОТ следует тем сотрудникам, которые полностью отработали норму рабочего времени. Если сотрудник работает неполное рабочее время, то и зарплата ему выплачивается пропорционально.

Например, до 1 мая 2018 сотруднику Иванову начислялась зарплата в размере МРОТ в сумме 9489 руб.

С 1 мая при 8-часовом рабочем дне на стандартной пятидневке его зарплата не может быть ниже 11163 руб. Однако работодатель одновременно с повышением оклада до нового МРОТ переводит сотрудника на неполный день, формально соблюдая нормы ТК.

9489/11163*8=6,8 часов или 0,85 ставки.

Таким образом, если сократить рабочий день сотрудника на 1 час, сделав его 7-часовым, то платить Иванову можно не 11163, а 9767,63 (11163/8*7).

Отметим, что причины для такого изменения рабочего времени по инициативе работодателя, ограничены нормами ст. 74 ТК.

Однако инициативу может проявить и сам работник. Если сотрудники вдруг решили с мая 2018 перейти на неполный рабочий день, письменно заявив об этом, работодатель вправе удовлетворить их просьбу.

Что грозит работодателям

За выплату зарплаты ниже МРОТ тем, кто отработал месячную норму, полагается штраф.

Штрафы на этот случай прописаны в ч.6 ст. 5.27 КоАП и составляют:

  • на юрлиц - от 30 до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц - от 10 до 20 тыс. рублей;
  • на ИП - от 1 до 5 тыс. рублей.
Отметим, в последнее время контролирующие органы уделяют немало внимания работе по легализации зарплат. Под руководством Минтруда в каждом субъекте РФ созданы межведомственные комиссии, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом ситуации по снижению неформальной занятости, легализацией «серой» заработной платы и повышением собираемости страховых взносов

Кроме того, например, трудинспекторам данные по работодателям, которые начисляют взносы с зарплаты, начисленной ниже МРОТ.

ПФР граждан сообщать информацию о работодателях, которые предлагают получать часть зарплаты «в конверте».

Налоговики по ряду признаков фирмы с серыми зарплатами. Например, их внимание заострится, если они заметят, что у сотрудника на новом месте работы заработная плата ниже, чем на предыдущем (по данным справок 2-НДФЛ), то есть он сменил работу на менее выгодных условиях.

С 1 января 2019 года правительство решило поднять минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 117 рублей, то есть на 1,048%. Эксперты выдвинули предположения, зачем это нужно властям

В некоторых регионах, с учетом местных надбавок повышение может достигать даже 351 рубля..

Повышение минимальной зарплаты на стоимость полутора десятка яиц или двух поездок на московском транспорте, вряд ли можно называть помощь малообеспеченным гражданам страны. А некоторые, воспринимают такие решения правительства, как издевательство.

Подгоняют цифры под отчет

На деле оказывается, что повышение МРОТ на один процент нужно на самом деле не нам, а правительству. Просто, чтобы подогнать цифры под еще один отчет.

«По идее МРОТ повышают потому, что действительно минимум заработок должен номинально быть выше уровня налогов, плат за коммуналки и так далее. Раз правительство увеличило нам налоги, цены растут постоянно, то должна увеличиться и минимальная зарплата. А для граждан страны – это ни о чем. Никак не скажется. Просто есть такой показатель, или индикатор. – объясняет заведующая кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ Елена Ведута. – Знаете, у нас почти в каждой диссертации вводится новый индикатор. Так вот МРОТ – это не просто индикатор. О нем много говорят, но от него не зависит ни управление экономикой, ни какие другие серьезные процессы».

Улучшают статистику

Повышение МРОТ, если и улучшит ситуацию, то только для тех россиян, которые получают зарплату, исходя из его размера. Да, и то – чисто символически. А вот государство может покормиться с этих 117 рублей.

«Это такая статистическая поправка, которая будет использоваться для расчетов и улучшения статистики. Плюс к МРОТУ все еще привязаны некоторые государственные сборы, пошлины и штрафы», - комментирует независимый экономический эксперт Антон Шабанов.

Правительство также готовит проект бюджета, в котором предполагается, что МРОТ будет увеличиваться каждый год – с января 2020 года он вырастет на 2,9%, а с 2021 года – на 2%. В бюджете уже запланировали 62,2 млрд рублей для того, чтобы покрыть расходы от повышения «минималки».


При этом, какую сумму получит государство от подорожавших сборов и штрафов, не сообщается.

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ

Почему существует разница в оплате?

В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений.

В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы:

а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду);

б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах.

Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3.

Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ).

Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ.

Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Правила установления доплат

Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда.

Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах.

В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам:

На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%;

С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%.

Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%.

Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте.

Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами.

Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением:

Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов);

Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78.

В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает.

Специальные нормативные акты

С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%.

Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4).

В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС.

Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты.

Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010).

Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".

Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда.

Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека.

Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы.

Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку:

Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц;

Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы;

Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата.

Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад).

Особые условия

Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся:

Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части);

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности);

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера);

Южные районы Западной Сибири, Урал.

Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва.

Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате.

Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент.

Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы.

Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях.

Другие неблагоприятные условия

В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области.

Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями".

Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4).

Библиографический список

1 -1