Таможенные доходы. Значение таможенные доходы в словаре финансовых терминов

Изучение исторического опыта развития таможенного дела показыва­ет, что таможенные пошлины тогда являются эффективными, когда они связаны с производством, с развитием промьппленности и экономики в це­лом, т. е. когда нормально работает механизм регулирования внешней

торговли.

Таможенные пошлины - это важнейшее средство таможенно-тариф­ной политики, это сборы, взимаемые государством с владельцев товаров, привозимых из-за границы, вывозимых за границу и следующих через страну транзитом.

Установление таможенных пошлин преследует две цели: экономичес­кую (покровительство отечественной промышленности) и финансовую (фискальная), связанную с пополнением государственной казны. Но в практике таможенной политики бывало, когда вводились пошлины, пре­следующие политические цели, хотя фискальная теория таких пошлин не предусматривает.

Это проявляется в запрещении на отпуск или ввоз некоторых товаров при торговле с одними иностранными партнерами, соблюдений режима наибольшего благоприятствования в торговле с другими, а также в уста­новлении разных ставок пошлин на аналогичные товары.

Чем же отличается пошлина от налога? Н. А. Досужков считает, что отличие налога от пошлины состоит в том, что в случае пошлины государ­ство берет сбор с лица, которому оно прямо и непосредственно оказыва­ет известную услугу, а в случае налога такой услуги нет и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом ^.

Кроме понятия «пошлина» в таможенном деле существовало понятие «таможенные сборы». Таможенные сборы включали пошлины, складоч­ный сбор, канцелярский сбор, сбор за наложение на товары клейма, сбор за бандероли и сбор за командирование досмотрщиков для оформления товаров. Все таможенные сборы, кроме пошлины, шли таможне.

Важное значение имели таможенные доходы, т. е. доходы за вычетом на содержание таможен и органов управления ими.

Этот далеко не полный перечень некоторых существовавших тогда та­моженных понятий свидетельствует о том, что в таможенном деле уже в XVII в. сложилась определенная система сбора таможенных пошлин.

По мере расширения территории России увеличивалась протяженность ее границ, возникали трудности в организации таможенной службы. Все это требовало дополнительных усилий для сбора пошлин и их доставки,

1 ПСЗРИ. Т. III. С. 489-490.


1 См.: Досужков Н. А. Статистический очерк таможенного дохода России в период 1822-1890 гг. СПб., 1892. С. 1

История таможенного дела и таможенной политики России


Раздел VII. Централизация и совершенствование… 143

что вело к снижению таможенных доходов. «Собирание таможенных пошлин, - писал К. И. Арсеньев, - сопряжено с великими затруднени­ями по причине пространственных границ сухопутных, злоупотреблений при сем многочисленных. Множество чиновников таможенных истощают казну, вредно для таможен и тягостно для торговцев. Нет нигде столько таможен, сколько в России. Но все их число не в состоянии возбранить вход запрещенных товаров»1.

Д. И. Менделееву удалось выявить определенную закономерность изменения таможенного дохода. Таможенный доход, по его мнению, слабеет вместе с усилением внутреннего производства и уменьшением ввоза. Однако в то же время возникшие и развивающиеся отрасли про­изводства становятся, в свою очередь, источниками финансового дохо­да. Высокими пошлинами нельзя создать новых отраслей промышленно­сти, нужны еще капиталы и технология. Упрочение денежной системы требует не только благоприятного торгового баланса, но и целого ряда финансовых мер.

Свидетельств о времени возникновения таможенного обложения това­ров пошлинами на территории нашей страны не сохранилось. Поскольку в торговле всегда сопутствовали торговые и проезжие пошлины, можно предположить, что задолго до образования Киевского государства восточ­ные славяне не могли быть в стороне от этих порядков и взимание тамо­женных пошлин служило в какой-то степени средством укрепления мощи союзов племен и народов. Система древнерусских таможенных пошлин была привезена на Русь, как это утверждают исследователи таможенного дела, из южных и восточных стран. Эту систему начали нарушать мест­ные князья, которые создавали собственные границы, когда каждый фе­одал в пределах своих владений изобретал свою систему таможенных по­шлин (см. раздел V).

Таможенные пошлины, взимаемые внутренними таможнями, в рас­сматриваемый период взыскивались с товаров, привозившихся на прода­жу. Предметы потребления, необходимые владельцу, пошлинами не об­лагались.

После объединения вокруг Москвы близлежащих княжеств к концу XV в. Русское государство укрепило внешнеполитические связи со мно­гими государствами Западной Европы, с Турцией, с Балканскими страна­ми, что стало новым стимулом для развития экономических отношений России на мировой арене. Иван III, Василий III, а затем Иван IV пыта­лись упорядочить таможенные сборы. При этом пошлины с иностранцев в фискальных целях были самыми высокими. Так, Новгородской тамо­женной грамотой 1571 г. с местных горожан предусматривалось брать по-

1Арсеньев К. И. Статистический очерк России. СПб., 1848. С. 17.


шлину в количестве 0,75 % по стоимости товара, с жителей пригородов Новгорода - 2, с торговцев из других областей - 4, с иноземцев - 7 %. Из общей суммы госдоходов при Иване IV (1 430 000 руб.) таможен­ные пошлины (не доходы) составили 60 500 руб., в том числе Москва со­брала таможенных пошлин на сумму 12 тыс. руб., Псков - 12 тыс., Ка­зань - 2 тыс., Смоленск - 4тыс., Новгород - 6тыс., Кострома - 1300, Ярославль - 1200, Торжок - 800, Тверь - 700 руб.1.

Материалы о структуре торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других процедурах таможенного дела в XVI в. содержатся в первую очередь в таможенных книгах. Часть этих книг бы­ла опубликована в начале XX в., другая - в 50-е годы.

Отдельные сведения о состоянии торговли, таможенных сборах в XVI -XVII вв. встречаются в иностранных источниках2. Это в основном воспоминания дипломатов, посетивших Россию. Записки непосредствен­ных очевидцев событий раскрывают многие ранее неизвестные страницы истории, и в том числе о таможенных сборах. Так, интересные данные о торговле и таможенных пошлинах в России содержатся в книге Флетче-ра «О государстве Русском», вышедшей в Лондоне в 1591 г. Книга напи­сана в жанре воспоминаний. Автор указывает, что главные центры тор­говли в России - Москва, Смоленск, Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, Вологда. Значительное место Флетчер отводит анализу доходов России. Он пишет, что в конце XVI в. чистый доход от сбора пошлины составлял 1 430 000 руб., другие сборы - 800 000 руб.3.

Дальнейшее развитие таможенная политика России, как об этом гово­рилось ранее, получила в Новоторговом уставе 1667 г. Преследуя фис­кальные цели таможенного законодательства, правительство закрепило в нем идеи меркантилизма, вследствие чего запрещался ввоз в Россию пред­метов роскоши и вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Пошлины стали взиматься золотыми монетами и ефимками.

Одним из первых таможенных мероприятий Петра I был указ 1699 г. о взимании в Архангельске пошлин с привозимых напитков. Царь указал таможенным бурмистрам брать пошлины с питья ефимками «перед преж­ним с убавкою». Если станет известно, что напитки привезены посланни­кам, заморским представителям, докторам, московским иноземцам, рус­ским торговым людям, то ефимки брать сполна неотложно и напитки про­пускать, давая выписки об уплате пошлин тайно, а если пошлину в ефим-

1 См.: ЛоЪыженский К. И. Указ. соч. С. 10, 11.

2 См.: Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988; Горсей Дж. Записки о России
XVI-начала XVII в. М., 1990; Проезжая по Московии (Россия XVI -XVII веков глаза­
ми дипломатов). М., 1991.

3 См.: Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII вв. глазами дипломатов). С. 63, 64.


144 История^таможенного дела и: таможенной политикиРоссии


ках не возьмут, то эти ефимки брать с бурмистров «вдвое без пощады». Если ввозилось церковное вино, то указ предусматривал взимание пош­лины в серебряных рублях, а если под видом церковного вина ввозились заморские вина, за которые надлежало взыскивать пошлину в ефимках, то оно конфисковывалось, а за подделку полагалось «бить кнутом нещад­но». Петровский указ продолжал линию накопления иностранной валю­ты в стране и суровых наказаний за контрабанду.

К началу XVIII в. в Московском государстве законодательно была за­креплена единая таможенная система пошлин, способствовавшая более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможен­ного оформления, что в условиях оживления торговли обеспечило совер­шенствование таможенного механизма регулирования внешней торговли.

Вместе с тем объективно назревающие экономические реформы в госу­дарстве Российском, укрепление рынка, расширение внешнеэкономичес­ких связей потребовали пересмотра таможенного законодательства как с точки зрения правового обоснования таможенных процедур, так и в обла­сти их совершенствования и сбора таможенных доходов.


Раздел VIII

ТАМОЖЕННАЯ И ТАРИФНАЯ СИСТЕМА В XVIII в.

Одна из доходных статей государственного бюджета.Они образуются в результате таможенного налогообложения товаров, пересекающих границу страны, и состоят из таможенных пошлин, пограничных нало говых сборов, штрафов и выручки от реализации конфискованных таможнямитоваров. Помимо выполнения экономических и фискальных функций из ТАМОЖЕННЫХ ДОХОДОВ покрываются расходы самих государственных таможенных органов. В этих целях могут взиматься специальные таможенные сборы

Ли цензионный, статистический, бандерольный, марочный, а также санитарные сборы и др. В современных условиях специальные таможенные сборы часто используются в качестве средства косвенного протекционизма.

Словарь финансовых терминов .


Смотреть что такое "ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ" в других словарях:

    Юридический словарь

    ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ - К таможенным доходам относятся: налог на импорт; налог на экспорт; таможенная пошлина; таможенные сборы; поступления от конфискатов за административные правонарушения, посягающие на установленный порядок таможенного регулирования; поступления по… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

    Поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т.д. образуются в результате таможенного обложения товаров, пересекающих государственную границу, и состоят из таможенных пошлин, таможенных сборов,… …

    таможенные доходы - поступление в доходную статью государственного бюджета денежных сборов за таможенные процедуры. Т. д. образуются в результате таможенного обложения товаров и состоят из таможенных пошлин, таможенных сборов, штрафов и выручки от реализации… … Большой юридический словарь

    ДОХОДЫ ТАМОЖЕННЫЕ - ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ … Юридическая энциклопедия

    - (см. ТАМОЖЕННЫЕ ДОХОДЫ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет неналоговые… … Википедия

    ДОХОДЫ БЮДЖЕТА - (англ. budget revenue) – 1) по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных …

    ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - (англ. customs duties) – косвенные налоги, взимаемые государством с товаров, провозимых через национальную таможенную границу. Выполняя фискальную функцию, Т.п.: являются источником гос. бюджета; регулируют ввоз и вывоз товаров, защищая интересы… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    ДОХОДЫ ВНУТРЕННИЕ - INTERNAL REVENUEДоходы, получаемые федеральным правительством из внутренних источников, таких, как ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ с компаний и физических лиц, акцизы, налоги на недвижимое имущество, дарение и пр. Таможенные пошлины, являясь основным источником … Энциклопедия банковского дела и финансов

Таможенная политика России первой половины XIX в. представляла смешение фискальных, меркантилистских и протекционистских начал.

При разработке пошлин учитывалось, что государства Запада нуждаются в русских дешевых сырьевых товарах, а в России повышался, но не удовлетворялся спрос на потребительские и промышленные товары, машины, оборудование, сельскохозяйственные орудия. Но главное, на что обращалось внимание, – это таможенные доходы, т. е. фискальный сбор. В этот период формируются фритредерские тенденции, основанные на идеях отмены монополий, особенно во внешней торговле, и упразднения всех таможенных пошлин и сборов.

Фритредеры считали, что каждая страна должна специализироваться на производстве тех продуктов, которые требуют в абсолютном выражении меньше затрат труда, чем в других странах, и обменивать их на другие товары, которые с наименьшими затратами производятся в этих странах. Представители фритредерского направления в России отстаивали политику свободной торговли, а не покровительства русской промышленности, которая продолжает производить товары дороже иностранных, что препятствует росту потребления в стране и вывозу за границу. Однако концепция «чистого» фритредерства не получила широкого применения в России.

Фискальные интересы абсолютистского государства проявлялись в политике усиленного обложения пошлиной товаров народного потребления.

Увеличение таможенного дохода казны было незначительным. В период 1857 – 1868 гг. проводилась таможенная политика постепенного облегчения тарифа. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо – сырье для развивающейся русской промышленности. Понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов казны.

Согласно таможенной политике 1870-х гг. тарифы на ввозимые товары повышались в целях ограждения интересов крупных русских капиталистов от иностранной конкуренции и увеличения притока денежных средств в казну государства. В 1875 г. торговый баланс России был пассивным. Для выравнивания баланса в 1876 г. было решено брать пошлины не в бумажных деньгах, а в золотой валюте. В 1888 г. пошлины повысили на 10 – 20%, а в 1890 г. – еще на 20%. Все это снизило привоз товаров из-за границы и сделало торговый баланс активным.

Повышение ввозных пошлин пополняло казну и имело покровительственное значение для русской промышленности.

Главной частью таможенного дохода являлись таможенные пошлины с привозных товаров.

Основное усилие во внешней торговле перемещается на Дальний Восток в Приморскую область и Среднюю Азию. Удвоили таможенный доход таможни русско-германской границы.

В два раза увеличился сбор пошлин и соответственно таможенный доход на Одесской таможне, которая является третьей в списке ведущих таможен России по таможенному доходу. Таможенные доходы занимали второе место в косвенных доходах государства. Растут таможенные доходы в начале XX в. и существенно пополняется государственная казна России.

Кроме того, что таможенный тариф оказывает воздействие на Интересы потребителей и производителей, он также является важным источником дохода для государственного бюджета Размер этого дохода равняется произведению ставки тарифа на объем импорта T""(Q"d-- Q"s), или область с на рисунке 3 1 Конечно, следует подчеркнуть, что таможенный тариф будет приносить доход государству лишь в том случае, если он не настолько высок, чтобы полностью перекрыть дорогу импортным товарам. Запретительный тариф дохода государству не принесет.

Говоря о доходах государства от введения таможенного тарифа, необходимо иметь в виду, что одновременно государство будет нести и определенные расходы, связанные с разработкой самого тарифа, ведением необходимой документации, содержанием таможенной службы и т.д. Другими словами, доходы от тарифа частично будут "съедены" самой тарифной системой, следовательно, чистый эффект для государства будет меньше, чем ожидалось.

Чистый эффект от таможенного тарифа на импорт для общества в целом

Проведенный выше анализ показал, что от введения таможенного тарифа на импорт в выигрыше оказались производители и государственный бюджет, а в проигрыше - потребители. Это означает, что введение таможенного тарифа на импорт приводит к перераспределению доходов от потребителей в пользу государственного бюджета и производителей в импортозамещающих отраслях.

Вместе с тем, мы видим, что совокупный выигрыш производителей и государства, равный (а + с) оказывается меньше, чем проигрыш потребителей, составляющий (а + b + с + d). Таким образом, введение таможенного тарифа на импорт приводит к чистым потерям благосостояния общества, соответствующим области (b + d) Как видно из рисунка 3 1, для того, чтобы количественно оценить эти чистые потери, надо знать размер вводимого тарифа, а также сокращение объема импорта или эластичность спроса на импорт по цене.

Возникновение чистых потерь от тарифа объясняется двумя причинами, во-первых, потребители вынужденно сокращают потребление продукции, поскольку она становится дороже; во-вторых, снижается эффективность распределения ресурсов, поскольку расширяется производство у недостаточно конкурентоспособных отечественных фирм с более высоким уровнем издержек

Оптимальный тариф

До сих пор мы рассматривали наиболее распространенный случай, когда страна не является настолько крупным покупателем импортируемого товара, чтобы своей внешнеторговой политикой оказывать воздействие на уровень мировой цены. Однако на мировом рынке иногда может возникать ситуация монопсонии, то есть монопольной власти покупателя (страны-импортера). Это может происходить, когда большая страна с емким рынком является очень крупным импортером, и страны-экспортеры оказываются в зависимости от конъюнктуры на ее внутреннем рынке. В этом случае большая страна становится монопольным покупателем, и введение таможенного тарифа на импорт может принести ей чистый выигрыш.

Пусть некая большая страна А является настолько крупным потребителем сахара, что занимает монопольное положение как покупатель на рынке. На рисунке 3.2 дана графическая иллюстрация этой ситуации: рисунок 3.2а показывает внутренний рынок сахара в стране A (Dd - кривая спроса на сахар, a Sd - кривая внутреннего предложения), а рисунок 3.26 - рынок импортного сахара (Dm - кривая спроса в стране А на импортный сахар и Sx - кривая предложения сахара из стран-экспортеров). В отличие от рассмотренных выше ситуаций, когда эластичность поставок из-за рубежа была бесконечно велика и кривая экспортного предложения представляла собой горизонтальную линию на уровне фиксированной мировой цены, теперь кривая Sx имеет положительный наклон. Это значит, что страна-импортер, пользуясь своим монопольным положением, может влиять на уровень мировой цены.

Пусть в условиях свободной торговли мировая цена на сахар равна Рf При такой цене отечественные производители сахара в стране А не могут удовлетворить весь спрос, и объем импорта составляет (Qd- Qs). Предположим теперь, что эта страна начинает взимать таможенную пошлину размером Т с каждой тонны импортируемого сахара. Это приведет к росту внутренней цены на сахар, расширению отечественного производства сахара и падению спроса на импортный сахар. Зарубежные производители будут вынуждены сократить объемы производства, но одновременно понизится и уровень их предельных издержек, что позволит им снизить свои продажные цены (то есть уровень мировой цены) и, взяв бремя тарифа частично на себя, не допустить значительного сокращения объема продаж.

Таким образом, в результате введения таможенного тарифа внутренняя цена сахара в стране А не увеличится на всю величину тарифа, а будет равна новой понизившейся мировой цене плюс тариф: Рd = Рw+Т. Отечественное производство сахара возрастет с Qs до Q"s, потребители сахара сократят закупки с Qd до Q"d, а импорт снизится до (Qd"- Qs"). Кто в этом случае выиграл, а кто проиграл? Поскольку внутренняя цена на сахар все-таки немного повысилась, потребители несут потери в размере (а+b+c+d). Отечественные производители, наоборот, получили дополнительный выигрыш (область а). Государство увеличило доходную часть своего бюджета на величину таможенных сборов, которые составляют величину тарифа, умноженную на физический объем импорта. Здесь следует обратить внимание, что величина тарифа больше, чем прирост внутренней цены, поэтому доход государства составляет область (с +f).

Оценивая общий эффект от введения тарифа для страны в целом, мы видим, что он может оказаться как положительным (если f > b + d), так и отрицательным (если f< b + d). Выигрыш страны от таможенного тарифа (область f) будет тем больше, чем меньше размеры сокращения импорта и больше доля тарифа, уплату которой можно переложить на зарубежного поставщика, то есть чем ниже эластичность предложения импортного товара.

Существует оптимальная ставка таможенного тарифа, когда выигрыш страны максимизируется. Величина оптимального тарифа как доля тарифа, уплачиваемая иностранным поставщиком, равна величине, обратной эластичности предложения импортного товара.

Необходимо подчеркнуть, что оптимальный тариф невыгоден для мирового хозяйства в целом, поскольку выигрыш страны, занимающей монопольное положение как покупатель, оказывается меньше проигрыша стран-экспортеров.

ЭКСПОРТНЫЙ ТАРИФ

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным в том случае, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Предположим, что Бразилия является экспортером сахара, но правительство страны хочет поддержать внутреннюю цену на сахар на уровне ниже мировой цены (например, в рамках программы борьбы с инфляцией) и с этой целью вводит таможенный тариф на экспорт. На рисунке 3.3 показаны последствия такой внешнеторговой политики.

Если внутренняя цена равна мировой (Рw), то объем экспорта составляет (Qs - Qd). Введение таможенной.пошлины делает экспорт сахара менее прибыльным, поэтому производители увеличивают продажи на внутреннем рынке. Это приводит к снижению внутренней цены на величину тарифа до Pd. Снижение внутренней цены стимулирует возрастание внутреннего потребления сахара cQd дo Q"d, нo одновременно отечественные производители сокращают объемы производства с Qs дo Q"s. Сокращаются и объемы экспорта до величины (Q"s- Q"d)

Рисунок 3.3.

Каково воздействие экспортного таможенного тарифа на благосостояние? Потребители в Бразилии выигрывают от снижения цен и расширения потребления сахара (область а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от экспортного тарифа (область d). Однако бразильские производители сахара, уплачивающие фактический налог на экспорт, терпят большие убытки (область а+Ь+с+d+ е). В целом чистый проигрыш страны от введения таможенного тарифа на экспорт составляет область (с + е). Таким образом, экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.

Следует отметить, что экспортный тариф, так же, как и импортный, может быть оптимальным (то есть максимизирующим благосостояние), если страна-экспортер обладает монопольной властью как продавец данною товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли, участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение - Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов формирования которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.

Рассмотрим возможные последствия вступления страны в таможенный союз на условном примере. Предположим, что Норвегия рассматривает возможность своего присоединения к ЕС и покажем потенциальные выгоды и издержки такого шага на примере рынка телевизоров (для упрощения будем считать, что телевизоры, производимые в разных странах, имеют одинаковые технические характеристики и одинаковое качество). Пусть на мировом рынке уровень цены определяется японскими производителями - их телевизоры стоят 400 долл. Что касается телевизоров, производимых в странах ЕС, то их цена составляет 440 долл.

Предположим, что в Норвегии действует таможенный тариф на импорт телевизоров в размере 15%. В этих условиях японский телевизор на рынке Норвегии будет стоить 460 долл., а телевизор,

произведенный в ЕС - 506 долл. Понятно, что при одинаковом качестве покупатель предпочтет более дешевую продукцию. Поэтому Норвегия будет импортировать только японские телевизоры, и объем импорта составит М, (см. рисунок 3.4).

Однако если страна присоединится к ЕС, то положение изменится. В рамках таможенного союза, существующего в ЕС, взаимная торговля между странами-членами ведется беспошлинно, а по отношению к импорту из третьих стран применяется единый таможенный тариф. Поэтому Норвегия должна будет снять все таможенные ограничения на импорт телевизоров из стран-партнеров по ЕС, но сохранить тариф на импорт японских телевизоров. Предположим, что единый тариф ЕС также составляет 15%. В этих новых условиях более дешевыми на рынке Норвегии окажутся уже телевизоры, произведенные в странах ЕС - без таможенной пошлины их цена упадет до 440 долл., в то время как японские телевизоры по-прежнему будут стоить 460 долл. Норвежские потребители теперь предпочтут западноевропейский продукт (объем импорта составит М), а импорт более дорогих японских телевизоров прекратится.

Теперь можно оценить общий результат. Снятие таможенных пошлин на западноевропейские телевизоры привело к снижению внутренней цены до 440 долл., что принесло потребителям дополнительный выигрыш в размере области (а + b + с +d). Норвежские производители, наоборот, понесли потери (область а). В проигрыше оказалось и государство, поскольку оно потеряло все доходы, которые оно раньше имело от таможенного тарифа (область с +f).

Наш пример показывает, что присоединение к таможенному союзу принесло Норвегии как дополнительный выигрыш (область b + d), так и дополнительный проигрыш (область f). Другими словами, страна может как выиграть (если f< b + d), так и проиграть (если f > b + d). Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с третьими странами.

Рисунок 3.46 наглядно показывает, при каких условиях можно ожидать выигрыша от присоединения к таможенному союзу: во-первых, если в данной стране спрос на импорт характеризуется высокой эластичностью, во-вторых, если присоединение к таможенному союзу приведет к значительному снижению внутренних цен в стране; наконец, в-третьих, если меньше разница в уровне цен в странах-партнерах по союзу и в третьих странах. В целом, выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Таможенный тариф (customs tariff) - перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым, экспортируемым или транзитным товарам, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина (customs duty) - государственный денежный сбор (налог), взимаемый таможенными органами с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны.

Специфическая пошлина (specific duty) - таможенная пошлина, размер которой определяется в виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта (веса, площади, объема и т.д.).

Адвалорная пошлина (ad valorem duty) - таможенная пошлина, устанавливаемая в виде процента от таможенной стоимости товара.

Фактический уровень таможенной защиты (effective rate of protection) - величина (в %), на которую увеличивается в результате функционирования всей тарифной системы созданная в данной отрасли добавленная стоимость единицы продукции.

Оптимальная ставка тарифа (optimal rate of protection) - уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния в случае монопсонии (оптимальный тариф на импорт) или монополия (оптимальный тариф на экспорт).

Зона свободной торговли (free trade area) - соглашение между странами, участники которого ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют национальные таможенные тарифы по отношению к третьим странам.

Таможенный союз (customs union) - соглашение между странами, предполагающее беспошлинную торговлю между участниками союза и установление единого внешнего таможенного тарифа.

Учебно-методические материалы

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Причины государственного регулирования внешней торговли.

2. Теория таможенного тарифа.

2.1. Таможенный тариф на импорт и благосостояние потребителей. Рост цен импортных и отечественных товаров. Сокращение выигрыша потребителей.

2.2. Таможенный тариф на импорт и интересы производителей.

2.3. Фактический уровень защитного тарифа. Воздействие тарифной системы на величину добавленной стоимости единицы продукции.

2.4. Тариф как доход государства.

2.5. Чистый эффект для страны от введения импортного тарифа.

2.6. Оптимальная ставка импортного тарифа. Ситуация монопсонии на мировом рынке.

3. Таможенный тариф на экспорт: причины использования и влияние на благосостояние. Оптимальный экспортный тариф.

4. Координация тарифной политики между странами. Зона свободной торговли и таможенный союз.

Литература:

1. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. М„ 1992. Главы 6,7,8.

2. Киреев А. П. Международная экономика. В 2-х ч. М., 1997. 4.1, гл.б.

3. Кругман П. P., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. Глава 9.

4. Фишер С., Дорнбуш P., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Глава 37.

5. Макконнел л К., Брю С. Экономикс: принципы проблемы и политика. М., 1992. Глава 39.

6.Дэниэлс Дж. Д., Радеба Л. X. Международный бизнес. М., 1994. Глава 5.

7. Буглай В. Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М., 1996. Глава 2, с.ЗЗ-48.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Согласны ли Вы со следующим утверждением: "Экономическое благосостояние страны при введении импортных пошлин всегда выше, чем в условиях свободной международной торговли"?

2. Объясните, почему при наличии таможенного тарифа на импорт некоторые отрасли могут иметь отрицательный фактический уровень таможенной защиты.

3. Предположим, что две страны, торгующие между собой, ввели абсолютно одинаковые таможенные тарифы на импорт. Возникнут ли в этом случае чистые потери благосостояния и если да, то будут ли эти потери одинаковыми в обеих странах? (При ответе исходите из того, что рынки являются конкурентными.)

4. В результате экономических и политических реформ, происшедших в 90-х годах в странах Восточной Европы, широко обсуждается вопрос о возможности присоединения некоторых из этих стран к Европейскому Союзу. Обсудите потенциальные экономические выгоды и издержки такого расширения ЕС с точки зрения:

а) стран Восточной Европы;

б) стран Западной Европы;

в) стран СНГ.

ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ

1. Небольшая страна импортирует товар X. Мировая цена этого товара равна 10. Кривая внутреннего предложения товара Х в этой стране определяется уравнением: S = 50 + 5Р, а уравнение кривой спроса имеет вид: D = 400 - 10Р. Предположим, что страна ввела специфический таможенный тариф в размере 5 за каждую единицу товара X. Рассчитайте влияние таможенного тарифа на:

а) благосостояние потребителей;

б) доходы производителей товара Заданной стране;

в) доходную часть государственного бюджета;

г) благосостояние страны в целом.

2. Бразилия вводит тариф на экспорт сахара в размере 20 долл. за тонну. На основании данных, приведенных в таблице, рассчитайте следующие величины:

а) выигрыш бразильских потребителей от введения тарифа;

б) потери бразильских производителей от введения тарифа;

в) размер поступлений в государственный бюджет от тарифных сборов;

г) чистый эффект от введения экспортной пошлины на сахар для национального благосостояния Бразилии.

3. Предположим, что страна А производит самолеты. Цена одного самолета на внутреннем рынке - 60 млн. долл. 50% материалов и комплектующих деталей, необходимых для производства самолетов, закупается за границей. Доля стоимости импортных комплектующих в цене конечной продукции составляет 25%. Предположим, что в целях защиты национальных производителей и поддержания занятости страна А вводит таможенный тариф, в соответствии с которым ставка таможенной пошлины на импортный самолет составляет 15%, а на импортные материалы и комплектующие, используемые в самолетостроении - 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране А?

ТЕСТЫ

1. Введение страной незапрещающего таможенного тарифа на импорт:

а) всегда ухудшает ее благосостояние;

б) всегда ухудшает благосостояние потребителей в этой стране;

в) всегда приносит дополнительный выигрыш производителям в импортозамещающих отраслях;

г) всегда приносит дополнительный доход государству;

д) все перечисленные выше ответы верны;

е) все перечисленные выше ответы верны, кроме ответа а).

2. Фактический уровень таможенной защиты в отношении конечной продукции при прочих равных условиях повысится, если:

а) повысится ставка таможенной пошлины на импорт конкурирующей конечной продукции;

б) повысится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

в) понизится ставка таможенной пошлины на импорт компонентов материальных затрат;

г) верно а) и б);

д) верно а) и в).

3. Таможенный тариф на импорт увеличит уровень благосостояния нации, если:

а) он вводится небольшой страной для защиты от конкуренции со стороны крупной страны; б) ставка таможенной пошлины на сырье и материалы ниже чем на конечную продукцию;

в) страна, вводящая тариф, занимает монопольное положение как импортер;

г) страна, на импорт из которой вводится таможенный тариф, занимает монопольное положение на мировом рынке как экспортер.

4. Предположим, что цены в зоне свободной торговли превышают мировой уровень. Потенциальный выигрыш страны от присоединения к зоне свободной торговли будет тем выше, чем

а) более эластичен спрос на импорт в этой стране;

б) менее эластичен спрос на импорт в этой стране;

в) меньше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

г) больше разница между уровнем цен в странах-партнерах по зоне свободной торговли и мировой ценой;

д) ответы а) и в) верны;

е) ответы в) и г) верны.

ОТВЕТЫ:

Задачи и упражнения:

1. а) -1375; б) 562,5; в) 625; г) -187,5.

2. а) 140 млн. долл.; б) 420 млн. долл.; в) 240 млн. долл.; г) -40 млн. долл.

1. е); 2. д); 3. в); 4. д).

ГЛАВА 4. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА: НЕТАРИФНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1. Квотирование.

2. Добровольные экспортные ограничения.

3. Экспортные субсидии.

4. Демпинг.

5. Международные картели.

6. Экономические санкции.

7. Аргументы за и против протекционизма.

В предыдущей главе были рассмотрены экономические последствия применения основных форм тарифного регулирования внешней торговли. Таможенные тарифы остаются важнейшим инструментом внешнеторговой политики, но их роль за последние десятилетия постепенно ослабла. В послевоенный период в ходе многосторонних переговоров в рамках ГАТТ было достигнуто значительное снижение тарифных барьеров: так, средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов в промышленно развитых странах снизился с 40-50% в конце 40-х гг. до 4-5% в настоящее время, а в результате реализации соглашений "уругвайского" раунда переговоров ГАТТ он должен составить около 3%. Однако степень воздействия государства на международную торговлю за эти годы фактически даже возросла в результате значительного расширения форм и методов нетарифных торговых ограничений По оценкам, их в настоящее время существует не менее пятидесяти. Особенно активно нетарифные меры регулирования торговли используют промышленно развитые страны. К середине 90-х гг. в среднем 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и.Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, добровольное ограничение экспорта и антидемпинговые меры. Будучи менее открытыми, чем таможенные

пошлины, нетарифные барьеры дают больше возможностей для произвольных действий правительств и создают значительную неопределенность в международной торговле. В этой связи одной из важнейших задач, стоящих перед Всемирной торговой организацией, является постепенная отмена количественных ограничений или так называемая тарификация (замена количественных ограничений тарифами, обеспечивающими эквивалентный уровень защиты).

КВОТИРОВАНИЕ

Наиболее распространенной формой нетарифного ограничения внешней торговли является квота, или контингент. Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путем ее лицензирования, когда государство выдает лицензии на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.

Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например, государство предоставляет право какому-либо импортеру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (Так называемая генеральная лицензия). Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определенных товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществлять наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры.

Рассмотрим в качестве примера экономические последствия установления квот на импорт. Предположим, что страна является импортером зерна (см. рисунок 4.1, где Dd - спрос на зерно в данной стране, a Sd- внутреннее производство зерна). В условиях свободной торговли внутренняя цена на зерно не отличается от мировой цены и равна Рw . При такой цене отечественные производители не могут обеспечить всю потребность страны в зерне, и объем импорта составляет Do - So. Если правительство хочет ограничить объем импорта и устанавливает квоту размером Q, то общее предложение зерна на внутреннем рынке с учетом импорта может быть представлено в виде кривой Sd + Q. Теперь при цене равной мировой возникает разрыв между спросом и предложением: в результате количественного ограничения импорта часть спроса на зерно оказывается неудовлетворенной и это приводит к росту внутренней цены до Рd. Более высокий уровень внутренней цены стимулирует рост отечественного производства зерна до S„ но одновременно спрос сокращается до D .

Мы можем теперь оценить последствия квотирования импорта для благосостояния. Потребители в результате роста цены несут Потери (область а+Ь+с+d+ е). Отечественным производителям ведение квоты выгодно - они расширяют объемы производства и реализуют свою продукцию по более высокой цене. Размер их дополнительного выигрыша составит область а. Область с + d представляет собой либо доход государства, если лицензии продаются (цена лицензии в условиях конкуренции должна будет примерно соответствовать ожидаемому приросту внутренней цены), либо дополнительный выигрыш импортеров, если они получают лицензии бесплатно. В любом случае этот выигрыш распределяется между теми, кто выдает лицензии, и теми, кто их получает.

Таким образом, в результате введения импортной квоты возникают чистые потери для страны в целом, равные области b + с, то есть результаты воздействия квоты и тарифа на уровень благосостояние идентичны (конечно, это справедливо, если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на импорт на внутреннем рынке). Разница лишь в том, что при введении тарифа государство всегда получает дополнительный доход, а при установлении квоты этот доход полностью или частично может достаться импортерам.

Почему же в этом случае государство часто предпочитает использовать именно квоты как средство ограничения импорта? Во-первых, квота дает гарантию, что импорт не будет превышать определенную величину, поскольку лишает иностранных конкурентов возможности расширять продажи на рынке путем снижения цен. Таможенный тариф такой гарантии не дает Во-вторых, квотирование является более гибким и оперативным инструментом политики, поскольку изменение тарифов обычно регламентируется национальным законодательством и международными соглашениями. В-третьих, использование квот делает внешнеторговую политику более селективной, поскольку путем распределения лицензий государство может оказывать поддержку конкретным предприятиям.

Вместе с тем, использование квот на импорт может приводить к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики. С другой стороны, само распределение лицензий редко происходит на открытых аукционах в условиях честной конкуренции импортеров, и поэтому в лучшем случае приводит к произвольным и потому недостаточно эффективным административным решениям, а в худшем - к развитию коррупции.

В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают водить количественные ограничения импорта в случае резкого неравновесия платежного баланса.

ФТС России является одним из администраторов доходов федерального бюджета. Кроме нее администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, Центральный банк Российской Федерации, казенные учреждения.

Таможенная служба России как администратор доходов бюджета осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование таможенных платежей. Таможенные органы несут ответственность за перечисление в федеральный бюджет в полном объеме налогов и сборов от внешней торговли. На таможенные платежи приходится до 50% дохода государственного бюджета России, в других государствах - членах Таможенного союза таможенные платежи также образуют значительную часть дохода государственных бюджетов.

Роль этих перечислений в национальных бюджетах разных стран неодинакова. Она зависит от уровня развития экономики, отраслей специализации, места страны в международном разделении труда и других факторов. Для развивающихся стран характерна макроэкономическая нестабильность, высокая долговая нагрузка, зависимость от экспорта сырьевых товаров и внешнеэкономической конъюнктуры и как следствие - повышенная доля таможенных платежей в бюджетных доходах. В развитых странах основную долю доходов в бюджет приносит собственная экономика, а доля таможенных платежей составляет 12-22%.

Министерство экономического развития РФ составляет прогноз поступлений средств в бюджет. В основе прогноза лежат сценарные условия и основные параметры социально-экономического развития государств на среднесрочную перспективу, в частности темпы роста основных отраслей экономики, экспорта и импорта, прогнозные цены на нефть и газ, ставки вывозной таможенной пошлины, акциза и другие показатели.

Задания ФТС России по перечислению таможенных платежей устанавливаются на основе сложных прогнозных расчетов ВВП.

ФТС России в составе основных направлений своей деятельности на трехлетний период разрабатывает прогноз поступления таможенных платежей в бюджет и представляет его в Министерство финансов РФ для использования в расчетах проекта государственного бюджета. Ниже приведен расчет всех платежей в бюджет ФТС России (табл. 4.7).

Таблица 4.7

Платежи ФТС РФ в федеральный бюджет, млн руб. 1

1 Приложение к докладу ФТС России «Об основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013 годы». URL: http://www.customs.ru.

На рис. 4.4 представлена структура таможенных платежей в 2013 г. Наибольший удельный вес занимают вывозные таможенные пошлины (58,6%); но сравнению с 2012 г. их размер увеличился на 0,4%.

Рис. 4.4.

Ввозная таможенная пошлина; - вывозная таможенная пошлина;

НДС; - акциз; - таможенные сборы и прочие платежи

Плановое задание по перечислению таможенных платежей для ФТС России устанавливает Правительство РФ и утверждает Государственная дума РФ; затем Федеральное собрание РФ принимает закон о федеральном бюджете на очередной год и среднесрочную перспективу. ФТС России распределяет полученное от Правительства РФ плановое задание по региональным таможенным управлениям и таможням центрального подчинения. РТУ, в свою очередь, доводят плановые задания до находящихся в их подчинении таможен, а последние - до таможенных постов.

Плановые задания таможенным органам устанавливаются по видам налоговых платежей (пошлины на ввозимые и вывозимые товары, акциз, НДС), таможенным сборам как в целом на год, так и по кварталам. Учитывается риск невыполнения плановых показателей по перечислению таможенных платежей по общей сумме, видам платежей или отдельным таможенным органам. Риск обусловлен влиянием на сумму прогнозируемых платежей многих факторов, имеющих неопределенный характер. Задача состоит в правильном выборе метода прогнозирования или экспертной оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на сумму платежей по их видам, оценке достоверности прогнозных расчетов. При изменении ситуации в сфере ВЭД (экономические санкции, «торговые войны», изменение конъюнктуры мирового рынка) возможна корректировка заданий.

Региональные таможенные управления и таможни при установлении контрольных заданий по перечислению таможенных платежей должны учитывать региональные особенности перемещения товаров через таможенную границу, направления грузопотоков, региональные различия в объемах и структуре внешнеторгового оборота, особенности структуры полученных таможенных платежей в предшествующем периоде (по видам платежей и участникам ВЭД), ожидаемые изменения в нормативной базе начисления сборов, налогов и пошлин, сезонные колебания объемов таможенных платежей. Например, в зимний период сокращаются объемы поставок нефти но системе нефтепроводов в северных районах Сибири из-за повышения ее вязкости; закрытие зимой горных перевалов практически прекращает оформление грузов отдаленными постами в горных районах.

Таможенная стоимость ввозимых товаров определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, заключенным между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан. Система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.

Исследования показывают, что сумма ввозной пошлины в наибольшей степени зависит от таможенной стоимости ввозимых товаров и средневзвешенной (адвалорной) ставки таможенного тарифа. Таможенная стоимость как налогооблагаемая база для расчетов формируется в разных таможнях в зависимости от многих факторов: номенклатуры ввозимых товаров, средней цены сделок, транспортных расходов, не входящих в цену сделки. Внешним фактором, определяющим доходы федерального бюджета, является структура экспорта, которая не изменится в перспективе. Так, по прогнозам на среднесрочную перспективу, доля нефти и нефтепродуктов в экспорте России по-прежнему будет преобладать. Доля платежей от продажи сырой нефти составляет в доходах бюджета около одной шестой части и зависит от средних контрактных цен на российскую нефть.

На территории Таможенного союза первое место по взносу таможенных платежей в федеральный бюджет России занимает ЦТУ (табл. 4.8), второе - Северо-Западное и третье - Южное таможенное управление.

Таблица 4.8

Динамика таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет, млрд руб.

Экономические санкции не оказали влияния на динамику таможенных платежей ЦТУ ФТС РФ в федеральный бюджет России. В 2014 г. таможнями ЦТУ в доходную часть бюджета перечислено таможенных платежей по операциям импорта 98,7%, экспорта - 0,5%. В результате принятия дополнительных мер но контролю за начислением и взиманием таможенных платежей, осуществлению корректировок таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру, выпуску товаров для внутреннего потребления, в 2014 г. дополнительно перечислено в бюджет 6,9 млрд руб., что на 7% больше, чем в 2013 г.

Крупнейшими плательщиками таможенных платежей являются Центральная энергетическая, Центральная акцизная, Балтийская, Санкт- Петербургская, Тюменская, Московская областная таможни.

Так, сумма перечисленных Центральной акцизной таможней в федеральный бюджет таможенных и иных платежей составила в 2013 г. 512 млрд 372 млн руб., в том числе при импорте платежи составили 90%, при экспорте - 2%, доля утилизационного сбора составила 8%; 75% от взысканных при импорте платежей пришлось на транспортные средства, 15% - на алкогольную продукцию .

Расчетные задания таможенному органу по взиманию и перечислению таможенных платежей в федеральный бюджет устанавливаются:

  • путем выделения групп товаров по единой ТН ВЭД ТС, являющихся наиболее платежеемкими, и построения прогноза таможенных платежей с корректировкой суммы платежей по другим группам товаров. Таможни оформляют документы в среднем по 4-6 основным группам товаров, которые обеспечивают до 90% таможенных платежей, получаемых при импорте;
  • на основе выделения наиболее крупных участников ВЭД и перспектив увеличения таможенных платежей в регионе их обслуживания;
  • с использованием многофакторных экономико-математических моделей, определяющих сумму таможенных платежей в регионе таможенного обслуживания.

При установлении плановых заданий таможням используются:

  • - статистические данные о стоимостных и весовых объемах экспорта и импорта товаров по группам ТН ВЭД ТС;
  • - статистические данные о поступлении таможенных платежей по их видам и по товарным группам ТН ВЭД ТС;
  • - динамика поступлений всех видов таможенных платежей за последние три года, по месяцам, по видам валют и участникам ВЭД для учета сезонного фактора;
  • - краткосрочные прогнозы об ожидаемом уровне инфляции, курсе валют, изменениях в объемах и структуре внешнеторгового оборота;
  • - перспективы развития экономических отношений в рамках Таможенного союза и дальнейшей интеграции в ЕАЭС;
  • - сведения о наиболее крупных участниках ВЭД с указанием их роли в импорте и экспорте по наиболее весомым группам товаров, используемых ими таможенных процедурах с целью анализа их финансово-экономической стабильности и оценки перспектив внешней торговли;
  • - изменения нормативной базы по начислению таможенных платежей на таможенной территории Таможенного союза.

Перечень крупных плательщиков таможенных платежей далеко не всегда совпадает с перечнем крупнейших участников ВЭД с точки зрения объемов товарооборота. Крупные промышленные предприятия - экспортеры сырья, освобожденные от уплаты части налоговых платежей, могут уступать в доле таможенных платежей коммерческим организациям, которые занимаются ввозом легковых автомобилей, винно-водочных, табачных, ювелирных и иных изделий, облагаемых налогами и пошлинами по высоким ставкам, хотя коммерческие организации не всегда вывозят (ввозят) большие объемы товаров.

ТК ТС значительно расширил задачи таможенных органов но осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров. Приказом ФТС России создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров. В структуру Главного управления входят отделы: таможенных проверок после выпуска товаров; методологии и практики применения таможенного законодательства РФ при таможенном контроле после выпуска товаров; взаимодействия с налоговыми органами; регионального курирования и контроля; мониторинга и анализа.

Статьей 99 ТК ТС установлен трехлетний срок таможенного контроля после выпуска товаров. Расширен перечень лиц, в отношении которых проводится контроль, а также перечень оснований для проведения выездной таможенной проверки.

Перенос акцента на таможенный контроль после выпуска товаров позволяет упростить формальности, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, и сократить время таможенного оформления. Применение современных форм таможенного контроля позволяет достичь баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства (см. разд.З ТК ТС).

  • Таможня: журнал. 2014. № 7. С. 14-15.