Деньги на попечительский совет школы. Зачем сдавать деньги в попечительский совет школы

Приложение № 1

Утверждено

Приказом № 10 от 15.03.2008 года

Директор школы: В.Н. Будыгина

Муниципальное образовательное учреждение

«Каськовская основная общеобразовательная школа»

Куньинский район Псковская область

ПОЛОЖЕНИЕ

о Попечительском Совете школы

1. Общие положения

Настоящее Положение о Попечительском Совете школы разработано и принято во исполнение Закона Российской Федерации «Об образовании», Указа Президента РФ № 1134 от 31 августа 1999 года «О дополнительных мерах по поддержке образовательных учреждений в РФ», Устава школы в целях дальнейшего развития форм самоуправления и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности школы.

2. В настоящем Положении понятия и термины используются в следующих значениях:

попечительство - правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов обучающихся, учителей, родителей (лиц, их заменяющих) и других лиц;

Попечительский Совет - выборный орган, являющийся формой соуправления школой, порядок выборов и компетенция которого определяются Уставом школы (п.2 ст.35 Закона РФ «Об образовании»);

участники образовательного процесса - обучающиеся, педагогические работники школы, родители (лица, их заменяющие) и иные лица (п.45 Типового Положения об образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008 с изменениями и дополнениями);

правотворчество локальное - осуществляемое в развитие Устава школы правотворчество в целях местного организационно-правового регулирования отношений школы с обучающимися, их родителями (лицами, их заменяющими), педагогическими и другими организациями, учреждениями, а также спонсорами;

локальные акты - акты, регулирующие различные виды внутренних и внешних связей школы.

2. Порядок создания Попечительского Совета школы

2.1. Количественный состав Попечительского Совета определяется Уставом школы(в состав попечительского совета на добровольных началах могут входить представители общественных, благотворительных организаций, фондов, предприятий и организаций всех форм собственности (2 представителя), участники образовательного процесса Школы(1 род, директор, завуч, 1 учит, 2 обучающихся 9 кл,), представители Учредителя и представитель общественности (депутат), заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии Школы).

2.2. Персональный состав Попечительского Совета утверждается решением Совета школы.

2.3. Попечительский Совет школы формируется решением Совета школы на основании рекомендаций Учредителя, администрации, родительского комитета, либо в инициативном порядке благотворителями, спонсорами и иными лицами, внесшими пожертвования в развитие школы и имеющими высокий общественный авторитет.

2.4. Члены Попечительского Совета выполняют функции на общественных началах.

2.5. Совет школы вправе отвести кандидатуру члена Попечительского Совета.

2.6. Совет школы наделяется правом исключения из состава Попечительского Совета лиц, не проявивших должной активности и заинтересованности в работе.

2.7. Членство в Попечительском Совете школы прекращается подачей письменного заявления членом Попечительского совета в Совет школы о прекращении своих полномочий.

3. Цели создания Попечительского Совета

3.1. Попечительский Совет создается в целях:

поддержки и защиты личных и имущественных прав участников образовательного процесса;

формирования устойчивого финансового положения школы;

усиления общественного управления школой;

обеспечения представительства интересов школы в органах государственной власти и местного самоуправления;

легализации возможностей требования от учредителей соблюдения обязанностей, вытекающих из Закона Российской Федерации "Об образовании".

4. Задачи Попечительского Совета

4.1. Попечительский Совет:

содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;

содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий;

содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;

контролирует использование привлеченных финансовых средств;

обеспечивает создание оптимальных условий для обучения и воспитания всех детей школы (в том числе сирот, детей из малообеспеченных семей, детей с недостатками в физическом развитии, одаренных детей и т.д.);

принимает решения о проведении независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников (отслеживание выполнения школой государственных образовательных стандартов);

оказывает содействие в трудоустройстве детей-сирот, опекаемых, получивших среднее (полное) общее образование, в улучшении их жилищных условий;

привлекает финансовые средства для организации культурного обмена, в том числе профессионального;

рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета Уставом школы.

5. Функции Попечительского Совета

5.1. Попечительский Совет выполняет функции по:

принятию образовательной программы школы;

принятию бюджета школы;

проведению консультации с учредителем по вопросу назначения руководителя школы и, при необходимости, реализует право ВЕТО;

управлению школой на условиях партнерства.

6. Права Попечительского Совета

6.1. Правовой статус Попечительского Совета определяется Уставом школы.

6.2. Попечительский Совет имеет право:

контролировать целевое использование привлеченных внебюджетных финансовых средств и его эффективность;

заслушивать администрацию школы по вопросам использования финансовых средств, перспектив развития школы, соблюдения финансовой дисциплины, выполнения государственной образовательной программы;

вносить предложения в планы работы школы;

организовывать разъяснительную работу среди населения с целью привлечения дополнительных финансовых средств.

7. Обязанности Попечительского Совета

7.1. На Попечительский Совет школы возлагаются следующие обязанности:

использовать привлеченные внебюджетные финансовые средства по целевому назначению;

эффективно использовать привлеченные внебюджетные средства;

своевременно финансировать утвержденные образовательные программы;

стимулировать образовательный процесс с целью повышения успеваемости учащихся;

соблюдать выполнение задач, которые возложены на Попечительский Совет настоящим Положением.

8. Организация деятельности Попечительского Совета

8.1. Попечительский Совет принимает решения на своих заседаниях в коллегиальном порядке открытым голосованием.

8.2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа членов, участвующих в работе заседания.

8.3. Заседания Попечительского Совета проводятся по мере необходимости, но не реже четырёх раз за год.

8.4. Сроки оповещения, форма созыва и порядок ведения дел Попечительского Совета определяются Регламентом его заседаний.

8.5. Заседания Попечительского Совета являются открытыми.

8.6. Заседание считается правомочным, если в его работе приняли участие не менее двух третей от числа членов Попечительского Совета.

9. Председатель Попечительского Совета

9.1. Члены Попечительского совета избирают из своего состава Председателя, а также иные органы и должностных лиц в соответствии с Уставом школы.

9.2. Председатель Попечительского совета избирается его членами на первом заседании простым большинством голосов при тайном голосовании.

9.3. Председатель Попечительского Совета:

исполняет свои обязанности на общественных началах;

представляет Попечительский совет при взаимодействии с органами власти местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

возглавляет и организует работу Попечительского совета в соответствии с Уставом школы и регламентом его заседаний;

подписывает решения, принятые Советом;

подготавливает ежегодный отчет о работе Попечительского совета.

10. Делопроизводство Попечительского Совета

10.1. Заседания и решения Попечительского Совета оформляются протоколом, который подписывается его председателем.

10.2. Администрация школы предоставляет Попечительскому совету место для хранения установленной документации.

11. Заключительные положения

11.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует неограниченный период времени.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ -

1) коллегиальный орган управления школой согласно п.4 ст. 26 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. No273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: «В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации..., педагогический совет..., а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом...». Созданные в школах РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 1999 г. и с Постановлением Правительства РФ, утвердившем Типовое положение о попечительском совете в декабре 1999 г., в ситуации серьезных проблем в ресурсном обеспечении школ, эти органы в определенном смысле наследовали дореволюционные традиции попечения об образовании. При этом четких управленческих полномочий за попечительским советом школы закреплено не было. Поэтому, когда в ходе модернизации российского образования в начале текущего столетия встал вопрос о значительном расширении общественного участия в управлении и реальном осуществлении провозглашенного принципа государственно-общественного характера управления образованием и были предприняты попытки возложить на попечительский совет школы роль органа соуправления школой , эти попытки не увенчались успехом.

Это объективно связано с тем, что попечительский совет школы в большей степени органичен как орган ресурсной поддержки школы, а не управления ею.

Можно выделить некоторые различия между попечительским советом школы и Управляющим советом школы:

– управляющий совет в качестве объекта управления имеет всю школу, а попечительский совет школы

– ее деятельность по привлечению и использованию части средств из внебюджетных источников

– благотворительных пожертвований;

– у управляющего совета определен обязательный минимально необходимый перечень, у попечительского совета школы они не определены и даже допускается их отсутствие;– управляющий совет в отличие от попечительского совета имеет четко прописанные процедуры формирования и обозначенные в явном виде состав и количественное соотношение различных категорий членов, в нем обязательно участвуют представители учредителя, директора школы, работников школы, родителей, самих учащихся, чего нет в попечительском совете.

Таким образом, есть основания полагать, что с точки зрения задачи обеспечения соуправления школой попечительский совет не обладает всеми необходимыми для этого условиями.

Если же попечительский совет школы будет наделен управленческими полномочиями, то его наименование перестанет быть точным.

Деятельность попечительского совета школы регламентируется уставом школы, положением о попечительском совете школы, регламентом попечительского совета школы.

2) самостоятельное юридическое лицо, некоммерческая организация (как правило – в форме благотворительного фонда), занимающаяся попечительством об образовании в одной или ряде школ. Этот формат создания и работы попечительского совета представляется наиболее адекватным, так как в этом случае совет оказывает содействие школе (школам), не будучи ее (их) составной частью, сохраняя финансовую независимость и не беря на себя роль органа внутришкольного государственно-общественного управления, которая более органична и естественна для Управляющего совета школы.

Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

– Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

– Что это означает на практике?

– Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

– Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

– Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

– Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

– Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

– Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

– Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

– Как часто собираются участники попечительских советов?

– Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

– Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

– Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

Блиц-опрос

Необходимы ли школам попечительские советы?

Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

– Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

– Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

– Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.

Добавлен на сайт:

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о попечительском совете [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Положение) разработано на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", письма Минобразования РФ "О попечительском совете ВУЗа" от 24.03.2000 N 15-13ин/15-11 и других нормативных правовых актов.

1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок формирования попечительского совета, срок его полномочий, компетенция и порядок деятельности в [указать наименование образовательной организации высшего образования] (далее по тексту - Образовательная организация).

1.3. Главной целью попечительского совета по настоящему Положению является содействие в решении актуальных задач развития образовательногой организации и формированию ее как центра подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи фундаментального и прикладного характера на уровне современных требований, экспертной и консультационной деятельности, внедрении новейших информационных и педагогических технологий, обеспечения конкурентоспособности на отечественном и международном рынках образовательных услуг.

1.4. По настоящему Положению попечительский совет действует на общественных началах и не является юридическим лицом.

1.5. Попечительский совет содействует финансовой помощи образовательной организации в осуществлении ее уставной деятельности, сохранению и развитию материально-технической базы.

2.1. Состав попечительского совета первоначально утверждается ученым советом образовательной организации.

После утверждения первоначального состава попечительского совета другие члены попечительского совета кооптируются в состав попечительского совета самим попечительским советом.

2.2. В состав попечительского совета по настоящему Положению входят работники образовательной организации и обучающиеся в нем, представители учредителя образовательной организации, представители работодателей, органов исполнительной власти [указать наименование субъекта Российской Федерации], органов местного самоуправления и в соответствии с Уставом образовательной организации [указать представителей иных организаций].

2.3. Решение о включении в члены попечительского совета принимается попечительским советом простым большинством голосов.

2.4. По настоящему Положению в состав попечительского совета входит не более [значение] человек.

2.5. Попечительский совет избирает из числа членов председателя и сопредседателя попечительского совета.

2.6. Председатель и сопредседатель попечительского совета избираются на весь срок деятельности попечительского срока и могут быть освобождены от исполнения этих обязанностей по письменному заявлению или при наличии веских оснований по решению [значение] общего числа его членов.

2.7. По настоящему Положению попечительский совет формирует постоянный комитет (далее по тексту - Комитет), состоящий из [вписать нужное].

2.8. Период полномочий попечительского совета установлен в [указать срок].

В случае досрочного выбытия одного из членов попечительского совета его состав может быть пополнен путем избрания нового члена.

Полномочия новых членов попечительского совета ограничены сроком деятельности попечительского совета данного состава.

2.9. Членство в попечительском совете прекращается в следующих случаях:

2.9.1. При направлении письменного заявления о выходе председателю попечительского совета и ректору образовательной организации.

Член попечительского совета считается вышедшим из состава попечительского совета по истечении [значение] дней после направления такого заявления вышеуказанным лицам.

2.9.2. При прекращении членства в попечительском совете по решению попечительского совета.

3.1. Работу попечительского совета организуют его председатель и сопредседатель.

3.2. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

3.3. Общее собрание правомочно принимать решения по всем вопросам его деятельности.

3.4. Общие собрания попечительского совета проводятся [указать периодичность проведения общего собрания]. Дата проведения общего собрания попечительского совета и созыв внеочередного заседания определяются решением его комитета.

3.5. Решения считаются правомочными, если в общем собрании принимает участие не менее [значение] членов попечительского совета.

Решения принимаются простым большинством от числа присутствующих на общем собрании попечительского совета.

3.6. На период между заседаниями попечительский совет передает комитету свои полномочия по осуществлению текущего контроля деятельности образовательной организации, по оказанию ему неотложной поддержки и организации работы попечительского совета.

3.7. По настоящему Положению общее собрание:

3.7.1. Избирает комитет, председателя и сопредседателя попечительского совета.

3.7.2. Определяет основные направления деятельности попечительского совета.

3.7.3. Определяет персональный состав комитета попечительского совета.

3.7.4. Утверждает отчеты о работе председателя, сопредседателя и комитета.

3.7.5. Решает вопросы о реорганизации и ликвидации попечительского совета.

3.8. По настоящему Положению комитет:

3.8.1. Определяет приоритетность проектов и программ попечительского совета.

3.8.2. Определяет размеры вступительных и членских взносов.

3.8.3. Устанавливает порядок распределения доходов, виды, размеры и направления использования средств и имущества попечительского совета.

3.8.4. Утверждает руководителей проектов и программ попечительского совета, назначает специалистов.

3.8.5. Утверждает финансирование текущей деятельности попечительского совета.

3.8.6. Утверждает годовые отчеты, баланс, сметы расходов структурных подразделений попечительского совета.

3.9. По настоящему Положению председатель и сопредседатель попечительского совета:

3.9.1. Решают вопросы, связанные с заключением договоров, соглашений, контрактов с различными организациями и частными лицами.

3.9.3. Представляют попечительский совет перед органами власти и управления, а также в отношениях с юридическими и физическими лицами.

3.9.4. Делегируют свои полномочия членам комитета.

3.10. По настоящему Положению члены попечительского совета:

3.10.1. Вносят предложения по повестке дня, по порядку проведения общего собрания попечительского совета.

3.10.2. Организовывают подготовку отчетов по результатам оценки реализации программ.

3.10.3. Осуществляют иную деятельность в соответствии с настоящим Положением.

3.11. На общем собрании попечительского совета председательствует председатель попечительского совета, а в случае его отсутствия - сопредседатель или один из членов по решению попечительского совета.

3.12. Уведомление о проведении общего собрания направляется членам попечительского совета не позднее чем за [значение] дней до даты проведения такого собрания по средствам факсимильной связи, электронной почте или иным способом, определенным решением попечительского совета.

3.13. Ректор образовательной организации участвует в заседания попечительского совета с правом совещательного голоса.

3.14. Решения попечительского совета по вопросам вне его исключительной компетенции носят рекомендательный и консультативный характер.

4.1. По настоящему Положению попечительский совет представляет свои интересы, интересы отдельных организаций, представители которых входят в состав совета, в федеральных и местных органах исполнительной власти, общественных и международных организациях, средствах массовой информации, а также в отношениях с другими образовательными организациями и отдельными гражданами.

4.2. Попечительский совет осуществляет свои функции в пределах компетенции, определенной настоящим Положением, и руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом образовательной организации.

4.3. Представители попечительского совета могут входить в состав приемной и государственной аттестационной комиссий.

4.4. Попечительский совет действует на основе равноправия его членов, гласности, в тесном контакте с ректором и ученым советом образовательной организации.

4.5. Члены попечительского совета осуществляют свою деятельность на общественной основе, без отрыва от основной деятельности.

4.6. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительную деятельность администрации образовательной организации.

5.1. По настоящему Положению попечительский совет образовательной организации осуществляет следующие функции:

5.1.1. Проведение оценки научно-исследовательской, образовательной и внедренческой деятельности образовательной организации и соответствия ее результатов поставленным целям и задачам проектов и программ.

5.1.2. Составление заключения по результатам проведенной проверки.

5.1.3. Направление заключений о результатах проверки руководителю образовательной организации.

5.1.4. Утверждение проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

5.1.5. Рассмотрение жалоб и заявлений обучающихся и иных лиц на действия (бездействие) педагогического и административного персонала образовательной организации.

5.1.6. Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития образовательной организации.

5.1.7. Осуществляет иные функции в рамках своей компетенции.

5.2. К основным задачам деятельности попечительского совета образовательной организации по настоящему Положению относятся:

5.2.1. Содействие в финансировании и реализации перспективных инициатив и нововведений, новых информационных технологий, способствующих обновлению содержания образовательных программ.

5.2.2. Содействие развитию системы непрерывного экономического, духовного и нравственного воспитания студентов, становлению их деловых и профессиональных качеств.

5.2.3. Поддержка научно-исследовательской деятельности, формирование и развитие научных школ образовательной организации.

5.2.4. Содействие установлению и развитию международного научного, технического и культурного сотрудничества.

5.2.5. Содействие в строительстве объектов учебного, научного и социально-бытового назначения образовательной организации, приобретение оборудования, материалов, средств вычислительной и организационной техники, необходимых для учебного процесса проведения научных исследований.

5.2.6. Социальная защита студентов, аспирантов, слушателей и сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав.

5.2.7. Пропаганда результатов научной, практической и иной общественно-полезной деятельности, содействие и учет потребностей народного хозяйства.

5.3. Попечительский совет в своей деятельности может осуществлять и другие права в соответствии с действующим законодательством.

6.1. Имущество и средства попечительского совета формируются за счет вступительных и членских взносов, взносов целевого назначения (долевых вкладов) на осуществление проектов и программ, реализуемых образовательной организацией.

6.2. Накопление денежных средств, в виде ежегодных членских взносов, осуществляется на счетах [вписать нужное].

6.3. Денежные средства попечительского совета расходуются в соответствии с целями и задачами (согласно смете).

6.4. Об использовании денежных средств члены попечительского совета информируют всех вкладчиков.

Ликвидация и реорганизация попечительского совета образовательной организации производятся по решению общего собрания попечительского совета.

Руководитель структурного подразделения

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[должность]

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]

Начальник юридического отдела

[подпись]

[инициалы, фамилия]

[число, месяц, год]


В последние годы особую популярность приобрела сформулированная еще в Законе РФ «Об образовании» идея о создании такой формы самоуправления ОУ как Попечительский совет (ПС). Надежды коллективов и руководителей ОУ связаны здесь прежде всего с возможностью привлечения дополнительных внебюджетных средств. В официальных документах по поводу ПС зачастую просматривается усиление функции контроля за расходованием средств со стороны широкой общественности. В полной мере обе функции отражены в известном указе Президента РФ №1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации». В преамбуле указа речь идет скорее о цели «дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов», в то время как в п. 1 имеется в виду «установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц».

Так что же такое Попечительский совет, каковы преимущества и недостатки его создания при ОУ, наконец, в каких формах он может быть организован? Ответам на эти вопросы и посвящена данная глава практического пособия.

Прежде всего рассмотрим обычную процедуру прохождения благотворительной помощи. От благотворителя она поступает либо непосредственно на расчетный (в условиях перехода на казначейство - лицевой) счет ОУ («выделенных» на самостоятельный баланс), либо ЦБ (для большинства ОУ, обслуживаемых в централизованном порядке). Далее эти средства расходуются в соответствии с их целевым назначением. Какую роль может в этой ситуации сыграть ПС? Члены ПС могут обеспечивать процесс привлечения внебюджетных средств как со стороны родителей, так и со стороны других благотворителей за пределами собственно ОУ. Обоснования необходимости таких сборов, их назначение и т. п. аспекты, доставляющие, как правило, немало проблем администрации школы, перекладываются на попечителей.

Немаловажным здесь является и тот фактор, что непосредственное участие в процессе обоснования и сбора финансовых средств и (или) иной помощи, скажем, директора школы, или его заместителей зачастую негативно воспринимается многими как «включение» административного фактора, административного давления и т. п. Участие общественности снимает эту проблему.

В случае, если в состав ПС входят представители «деловых кругов», можно надеяться на «лоббирование» решения отдельных финансовых проблем в сферах их профессиональной деятельности.

Из опыта успешно работающих в этом направлении ОУ можно извлечь некоторые общие рекомендации, обеспечивающие успех.

Поддержка идеи со стороны наиболее авторитетных людей в обществе и системе образования. В области профессионального поведения важную функцию выполняют так называемые ролевые модели, или попросту - примеры для подражания. Нравственные принципы задают лидеры. Например, Президент Якутии и все члены Правительства становятся попечителями учебных заведений, которые они в свое время закончили, вкладывая туда, в том числе, и собственные деньги. Это действует сильнее, чем любые другие аргументы, становится хорошим примером и для депутатов, и для предпринимателей.

Вовлечение максимальное количество людей в общественные идеи и в процесс их реализации. Идея попечительства должна «пропитать» общество, стать привычной для слуха, должна стать «своей». Ее обсуждение на педсоветах, на педагогических чтениях, родительских собраниях, классных часах, заседаниях коллегий и курсах повышения квалификации должно стать нормой.

Предложение альтернативы старой практике. Необходимо показать следующие плюсы попечительского движения: повышение образовательного уровня граждан, лоббирование интересов образовательной сферы, привлечение внебюджетных инвестиций, согласование нормативов стоимости образовательной программы, адресная поддержка определенных социальных групп, горизонтальная инфраструктура поддержки интересов малого предпринимательства и др. Посреднические функции между государством и образовательными учреждениями выполняют Попечительские советы, которые финансово независимы от руководителей учебных заведений и представляют общественный компонент управления.

Предпочтение поощрения наказанию при выборе средства продвижения идеи. Психологи-практики из своего опыта знают, что формулировать требования надо позитивно, а не негативно. С этой точки зрения идея попечительства должна содержать практику реальной выгоды от ее поддержки. Для всех участников рынка труда и рынка образовательных услуг она обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в некоммерческом секторе экономики за счет увеличения перечня образовательных программ и выпуска учебной продукции; создание посреднической инфраструктуры (страховых обществ, кредитных союзов и т. д.); восстановление традиций российского попечительства и формирование этического кодекса попечителя.

Системность и комплексность мероприятий по продвижению идеи. Действия в поддержку идеи должны быть разнообразными и всесторонними. Они должны охватывать по возможности и сугубо профессиональную деятельность, и общественное мнение. Самое опасное - это упрощение, т. е. сведение попечительства только к способу внебюджетного финансирования образовательных учреждений. Необходимо создавать банк данных по документам правового регулирования попечительства, библиографии основных научных работ, сведений о ведущих российских и зарубежных специалистах по попечительству, разработанных учебных программ по обучению как будущих попечителей, так и реальных.

Упорство, настойчивость, последовательность в реализации замысла. Новая идея, требующая радикального изменения привычного отношения к важным для человека вещам, редко становится сразу популярной, даже несмотря на ее истинность и практичность.

Бескорыстность и вера в успех. Идея должна быть связана с общим и взаимным благом, а не с финансовыми выгодами для какой-либо социальной группы. Убежденность в бескорыстии тех, кто продвигает идею попечительства, укрепляет веру в ее успех.

В качестве практического примера решения актуальных для ОУ финансовых проблем через институт благотворительной помощи можно привести опыт заключения тройных договоров на оплату охраны помещения учебного заведения по системе: «заказчик» (ОУ) - «исполнитель» (охранное предприятие) - «благотворитель».

Что же касается такой функции Попечительского совета как контроль за целевым использованием благотворительной помощи, то в профессиональном плане этим занимаются ЦБ, контрольные управления финансовых органов, налоговые инспекции. Напомним, что вопросы незаконного поступления средств в ОУ, прием денежных средств наличными без их надлежащего оформления в данном пособии не рассматриваются. Они составляют предмет Уголовного кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нередко бытует распространенное заблуждение относительно того, что благотворительная помощь в налоговом отношении выгодна для благотворителей. Остановимся на этом вопросе подробнее. Налоговые последствия благотворительности должны быть рассмотрены применительно к широкому кругу налогов. Здесь же отметим, что по налогу на прибыль существовала льгота, по которой юридические лица могли оказывать благотворительную помощь, в частности, образовательным учреждениям, в размере, не превышающим 3% от их валовой прибыли. Эта сумма (в размере фактической помощи) не включалась в налогооблагаемую базу. Конкретизируем эту ситуацию условным числовым примером. Прибыль предприятия составила 300 тыс. руб. Предприятие оказывает помощь ОУ

в полном размере предоставляемых ему льгот (3%), что составляет 9 тыс. руб. В результате предприятие не платит с этой суммы налог на прибыль, ставка которого в рассматриваемом периоде составляла 35%. Если бы предприятие не оказывало помощь, то налог с 9 тыс. руб. составил бы 3 150 руб. Однако оставшиеся 5 850 тыс. руб. могли бы быть израсходованы, например, на социальные выплаты коллективу. В случае же оказания благотворительной помощи «потери» (при чисто арифметическом, естественно, подходе) составят 9 тыс. руб. Даже рассмотренная 3% льгота при безвозмездной передаче имущества снята. По НДС ситуация иная. Здесь передача товаров, выполнение работ, оказание услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности не подлежит обложению НДС. Впрочем, узко понимаемого «экономического интереса» для благотворителя в рассмотренной ситуации также нет.

Наряду с созданием попечительских советов как форм самоуправления, возрастающий интерес приобретают ПС в форме юридического лица. В ряде регионов имеются прецеденты законодательного закрепления такой возможности. Так, в законе «О развитии образования в Москве» в ст. 13 определено, что попечительские советы могут создаваться как орган общественного самоуправления, так и в виде фонда попечителей, создаваемого как юридическое лицо.

В каких организационно-правовых формах могут создаваться такие ПС? Прежде всего, это должна быть некоммерческая организация, т. е. организация, «не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (учредителями)» (ст. 50 п. 1 ГК РФ).

Рассмотрим некоторые из них:

1. Фондом «признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей» (ст. 7 п. 1 Закона №7ФЗ). Примечательно, что для обеспечения надзора за деятельностью фонда, «принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства» (ст. 67 п. 3 Закона №7ФЗ) создается как раз Попечительский совет. Однако как видно из приведенного определения — это исключительно контролирующий орган.

Еще одна специфическая сторона деятельности фонда — обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества. Разновидностью фонда является благотворительный фонд.

Согласно этому Закону благотворительной организацией «является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц» (ст. 6 п. 1 Закона №135Ф3).

«Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций, объединений, фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций» (ст. 7 Закона М135ФЗ).

2. Следующей формой НКО, которую следует рассмотреть для возможного использования в качестве Попечительского совета, является автономная некоммерческая организация (АНО). «Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях представления услуг в области образования, здравоохранения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации» (ст. 10 Закона №7ФЗ).

Как следует из сравнения приведенных определений по фондам и АНО, они весьма близки по форме. Пожалуй, главная отличительная особенность фонда состоит в более жесткой системе контроля за его деятельностью и отчетности. Кроме того, по сути фонд является скорее не объединением граждан и юридических лиц, а объединением их имущества для достижения общественно-полезных целей.

3. Некоммерческие партнерства. «Некоммерческим партнерством признается основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных п. 2 ст. 2 настоящего Федерального закона.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству его членами, является собственностью партнерства...» (ст. 8 п. 1 Закона №7ФЗ).

Отметим, что в упомянутом п. 2 ст. 2 сформулированы социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие и т.п. цели.

Некоммерческое партнерство превратило бы, скажем, школу в своеобразный кооператив, членами которого являлись бы все потребители образовательных услуг, т. е. родители. При этом каждый год следовало бы принимать в члены этого кооператива новых родителей, дети которых пришли в первый класс. И, наоборот, исключать родителей тех учащихся, которые покинули стены данной школы по причине завершения обучения.

Более адекватными вариантами могут выступать фонды и АНО. Однако социальный пафос фонда состоит, прежде всего, в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных поступлений и его использовании на уставные цели. Поэтому перевод государственной системы образования в режим преимущественно благотворительного финансирования вряд ли может рассматриваться как стратегический путь ее развития. По методу исключения остается лишь АНО. Что означает такой статус для образовательной организации? Все имущество передается учредителем ей в собственность. Таким образом, если в настоящее время ОУ обладает лишь правом оперативного управления переданным ему зданием, то в варианте АНО это здание переходит в собственность со всеми вытекающими отсюда последствиями. Напомним, «учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации» (ст. 10 п. 1 Закона №7ФЗ). Иными словами, будет происходить своеобразная приватизация известной части государственного и муниципального имущества, еще не охваченная этим процессом.

Авторы пособия не ставили своей задачей дать оценку достоинств и недостатков этого аспекта перехода в новый статус для большинства ОУ. Однако другой аспект — полное отсутствие финансовых обязательств учредителя по отношению к созданной им АНО — в условиях задержек выплат заработной платы работникам сферы образования целого ряда регионов России вряд ли вызовет волну оптимизма. В самом деле, сравним финансовые обязательства учредителя по отношению к «учреждению» и к «АНО».

Если финансовые обязательства учредителя по отношению к АНО не регламентированы, то возникает естественный вопрос: может ли рассматриваемая некоммерческая организация получать бюджетные средства? Принципиальный ответ содержится в ст. 162 БК РФ: «Получатель бюджетных средств — бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год». Из этого определения следует, что при внесении определенных корректив в БК РФ АНО (как «иная организация») теоретически может финансироваться из бюджетов соответствующих уровней.

На сегодняшний же день у школы, созданной, например, в форме АНО, осталось бы здание в собственности и неясные права на бюджетное финансирование. Впрочем, есть все основания полагать, что ряду высших учебных заведений, равно как и отдельным «остро востребуемым» ОУ в системе общего среднего образования такой вариант представляется не самой плохой перспективой.

В завершение темы отметим, что рассмотренные выше модели образовательных организаций базировались на существующей (фактической) нормативно-правовой основе. В некоторых теоретических публикациях и выступлениях специалистов в последнее время содержатся предложения по созданию образовательных организаций в иных формах, которые законодательно пока не регламентированы. В связи с целями практического пособия такие варианты в нем не рассматриваются.

Выше были приведены возможные пути создания Попечительского совета в форме НКО. Для полноты последующего сравнительного анализа организационно-правовых форм создания ПС приведем организационные возможности реализации права граждан на объединение. Возникающие в связи с этим отношения регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях» (ФЗ82 с последующими изменениями и дополнениями). В соответствии с этим законом создаваемые гражданами общественные объединения «могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица, либо функционировать без регистрации и приобретения прав юридического лица» (ст. 3).

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Общественная организация основана на членстве, и, как правило, используется в системе политических объединений.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов. В случае его государственной регистрации данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренным ГК РФ. Соответствующий регламент уже был рассмотрен выше.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. В случае госрегистрации общественного учреждения оно осуществляет свою деятельность в порядке, установленным ГК РФ, т. е., иными словами, приобретает регламент, рассмотренный ранее применительно к учреждению — юридическому лицу.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого состоит в совместном решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Для выбора из приведенного многообразия организационных форм НКО и общественных объединений варианта, адекватного ПС — юридическому лицу, следует рассмотреть цели создания последнего. Поставленная задача представляет немалую сложность. Дело в том, что наиболее простой путь определения целей, связанный, например, с опросом руководителей ОУ, при которых уже созданы ПС, не приводит к желаемым результатам. Во-первых, таких прецедентов немного, во-вторых, большинство респондентов выдвигает весьма индивидуальные обстоятельства, несводимые, в общем случае, к какой-либо классификации. Тем не менее, рефреном ответов как администраторов ОУ, имеющих ПС, так и обдумывающих его создание, является «более высокая степень свободы в использовании внебюджетных средств».

Вынося за рамки данного пособия анализ приведенной тенденции, отметим, что с принятием БК РФ основания для ее усиления имеются, и немалые. Выше уже упоминалось, что в БК РФ содержится норма, по которой все средства, заработанные бюджетными учреждениями от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также от платных услуг являются неналоговыми поступлениями бюджетов разных уровней. Впрочем, есть и другая сторона проблемы: в ст. 161 п. 6 того же БК РФ за бюджетными учреждениями оставлено право самостоятельно расходовать внебюджетные средства, а в уже упоминавшемся Законе №159ФЗ определено, что положения БК РФ не распространяются на нормы, регулирующие бюджетные отношения в законодательстве (в частности, в области образования), принятые до вступления в силу БК РФ. Однако баланс, достигнутый в условиях внутренних противоречий законодательства, не может не вызывать опасения по поводу его грядущих «изменений и дополнений», о направленности которых можно лишь гадать. Впрочем, одно из таких изменений уже последовало. В Законе №57ФЗ, как уже упоминалось выше, определено, что заработанные ОУ средства сначала подлежат налогообложению в установленном порядке, а потом уже могут быть объявлены неналоговыми поступлениями бюджетов соответствующими Федеральными, региональными законами, муниципальными нормативно-правовыми актами о бюджете на тот или иной год. Поэтому рассмотрение бюджетов, в частности, как своеобразных «безналоговых оффшоров» в радикальном решении проблемы налогообложения внебюджетных средств ОУ более не правомерно даже в качестве гипотетического варианта. Не могут не вызывать известную тревогу за «судьбу» доходов, полученных ОУ от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, разъяснения Минфина РФ по данному вопросу, текст которых приведен ниже (см. с. 126).

В условиях, когда большинство регионов РФ являются дотационными, нелишни опасения, когда соответствующими законодательными актами субъектов федерации или органов местного самоуправления внебюджетные средства ОУ (у которых они имеются) будут направлены на цели, не связанные с деятельностью ОУ.

Министерство финансов Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями по вопросу определения порядка направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизма расходования данных средств сообщает.

В соответствии со ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, относятся к неналоговым доходам бюджетов.

Ст. 31 Кодекса установлен принцип самостоятельности бюджетов, который, в частности, означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации. При этом при осуществлении указанной работы вышеназванные органы могут использовать и соответствующие механизмы, отработанные на федеральном уровне.

Одновременно обращаем внимание, что в ст. 29 Кодекса установлен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который включает в себя единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В ситуации «неустойчивого равновесия» естественно стремление администраторов образования минимизировать возможные проблемы размещения внебюджетных средств. Одним из решений здесь и является создание юридического лица. Но при этом организация деятельности ПС имеет свои особенности. Прежде всего, они связаны с тем, что общие расходы, т. е. расходы, связанные с реализацией основных уставных задач (оплата труда административно-управленческого персонала, содержание помещений, услуги телефонной связи и т.п.) могут осуществляться лишь за счет целевых поступлений, предусмотренных уставом. Это могут быть, в частности, вступительные и членские взносы (в основном, для некоммерческого партнерства), денежные средства от учредителей и т. п. средства. Естественно представить ситуацию, при которой учредители наделяют созданный ими ПС «стартовым имуществом», после чего он начинает работать по принципу «самоокупаемости».

В этой ситуации текущие расходы на содержание НКО могут быть произведены лишь за счет прибыли от разрешенной уставом предпринимательской деятельности, оставшейся после уплаты налога. Иными словами, содержание аппарата управления становится дороже на налоговые отчисления в бюджет.

Еще одна проблема связана с оформлением юридического адреса ПС. Авторам доводилось сталкиваться с ситуацией, когда ПС (в форме юридического лица) отводились те или иные небольшие помещения непосредственно в здании ОУ. Причем этот отвод договором аренды не оформлялся. Здесь имеется сразу несколько нарушений действующего законодательства.

Во-первых, как уже упоминалось, имущество ОУ принадлежит собственнику и отчуждение этого имущества учреждением не допускается (ст. 298 п. 2 ГК РФ). По этой же причине будут недействительны любые договора по поводу имущественного найма (аренды) между ОУ и ПС. Также не требует комментариев ситуация, когда эти отношения вообще не оформлены.

Во-вторых, действия ОУ в данной ситуации могут быть расценены налоговыми органами как незаконное предпринимательство и (или) как сокрытие доходов от налогообложения с соответствующими последствиями.

В случае создания ПС как благотворительного фонда, допускается принципиальная возможность предоставления ему юридического адреса по месту жительства гражданина (учредителя, соучредителя). Так, в Законе №135Ф3 (ст. 9 п. 2) определено: «...не допускается отказ в государственной регистрации благотворительной организации в связи с предоставлением ей юридического адреса гражданина по месту его жительства». Однако законодательство по поводу НКО или общественных объединений аналогичных норм напрямую не содержит.

Следующая проблема при создании юридического лица состоит в оформлении взаимодействия с ОУ. Напомним, что речь идет о двух юридических лицах, поэтому уровень отношений между ними должен строиться не на принципах «личной дружбы», а на правовых основах.

Во-первых, поставленная проблема может быть решена через статус ОУ как учредителя (соучредителя) ПС. По общей норме Закона №7ФЗ НКО в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, может создавать другие НКО и вступать в ассоциации и союзы (ст. 24 п. 4). Впрочем, такой подход разрешен не для всех организационно-правовых норм. Например, по Закону №135Ф3 «государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации». По другим формам НКО или общественных объединений прямых запретов на учредительство (соучредительство) для ОУ нет. Так, в Законе «Об образовании» определено, что ОУ «вправе участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций только своей собственностью» (ст. 43 п. 4). Под своей собственностью понимаются «денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности» (ст. 39 п. 7).

Однако в любом случае это право необходимо отразить в уставе, утверждение которого означает и согласие учредителя на данный вид деятельности. Такой подход позволяет избежать ряда потенциальных проблем.

Отдельно отметим, что по общей норме ГК РФ финансируемые собственником учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ст. 66 п. 4 ГК РФ).

Во-вторых, взаимодействие между ОУ и ПС может быть достигнуто за счет включения руководителя учебного заведения или других его сотрудников в работу исполнительных, представительных органов совета, в частности в составе исполнительной дирекции, правления, органов надзора за деятельностью ПС. Впрочем, второй вариант все же ближе к системе «социальных связей», чем к правовым отношениям. Наконец, возможен смешанный вариант с использованием как первого, так и второго подходов.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что создание ПС в форме юридического лица позволяет вывести внебюджетные средства ОУ из системы правоотношений, регулируемых БК РФ. Вместе с тем, ПС выступает в роли своеобразного посредника, который призван такие средства привлекать и осуществлять их целесообразное расходование. Такая деятельность, в общем случае, требует определенных затрат хотя бы на текущие расходы, что и составляет цену «услуг посредника».

По благотворительным фондам существует ограничение на упомянутую цену. Фонд не может расходовать на свое содержание более чем 20% от привлеченных на уставные цели средств. Понятно, что сюда не входят средства от разрешенной уставом предпринимательской деятельности. По другим формам НКО упомянутых ограничений вообще не существует.

Если ПС «обслуживает» одно ОУ, то удельный вес такой цены в общем объеме привлекаемых внебюджетных средств будет выше, чем при работе ПС со многими учебными заведениями. Хотя при слишком большом количестве последних теряется эффект индивидуального подхода. Поэтому руководителям ОУ при выборе варианта организации своей внебюджетной деятельности между традиционной схемой, «индивидуальным юридическим лицом» и коллективным обслуживанием через юридическое лицо необходимо учитывать многие факторы экономического, социального и, не в последнюю очередь, административного характера. 

Анализ практики успешного функционирования ПС юридических лиц в системе российского образования свидетельствует, что основными организационно-правовыми формами их создания являются АНО и благотворительные фонды. Впрочем, это не означает невозможность включения в данный процесс и других рассмотренных выше форм.

В качестве примера успешной работы ПС в форме благотворительного фонда «коллективного обслуживания» можно привести деятельность фонда «Просвещение».

Благотворительный фонд «Просвещение» выполняет функции Попечительского совета каждого конкретного учреждения, предоставляя возможность самим благотворителям решать, на что направить собранные средства. Гласность и прозрачность в его деятельности обеспечивается постоянной публикацией отчетов как о деятельности самого фонда, так и о деятельности попечительских советов учреждений на информационных стендах в учреждениях, а также возможностью каждого благотворителя познакомиться со всеми кассовыми операциями по расходованию средств по конкретному учреждению.

Благотворительный фонд «Просвещение», имея паспорт благотворительности, минимизирует затраты учреждений при расходовании полученных средств, а все благотворители при этом имеют налоговые льготы, предъявляя в налоговых инспекциях квитанции банка о сделанных перечислениях или справку самого Благотворительного фонда.

Кроме ставшей традиционной и необходимой учреждениям услуги коллективного попечителя, сегодня фонд предоставляет также возможность педагогическим коллективам и родителям воспользоваться услугами открытого при нем Потребительского кредитного союза «Просвещение», издательства «Просвещение-М», бюро образовательного туризма «Просвещение-Т» и другими открывающимися возможностями. Так в рамках Кредитного союза есть такая услуга для родителей, как накопительная кредитная туристская карточка для ребенка.

Поговорим теперь о выборе основного пути дополнительного финансирования образовательного процесса. Их два. Платные образовательные услуги и благотворительная помощь. Проведем краткое сравнение.

В чем же, в сущности, разница?

Весьма интересны идеи фонда «Просвещение» о выборе пути дополнительного финансирования образовательного процесса. В любезно предоставленным нам руководителем фонда материале приводится сравнение платных образовательных услуг и благотворительной помощи.

И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь являются одним из путей дополнительного финансирования. И платные услуги, и благотворительная помощь осуществляются исключительно при добровольном согласии обеих сторон. И платные образовательные услуги, и благотворительная помощь преследуют одну главную цель улучшение качества образовательного процесса. Если отбросить редчайшие случаи благотворительной помощи образовательному учреждению богатыми меценатами, то обнаружим, что основным источником обоих видов финансирования являются родители. Таким образом, мы видим, что эти источники финансирования во многом схожи.

Вместе с тем, конечно же, имеются и отличия.

Оценив различия в путях финансирования, сообщество образовательного учреждения должно избрать, по какому пути дополнительно финансировать образовательный процесс.

Платные услуги являются для образовательного учреждения предпринимательской деятельностью. Со всеми вытекающими налоговыми последствиями, которые выражаются в соответствующих значительных финансовых потерях. Эти потери должны восполняться потребителем услуги — родителями.

Благотворительность — некоммерческая деятельность. Доход некоммерческого образовательного учреждения в виде пожертвований не облагается налогами. Следовательно, в этом случае расходы на финансирование меньше.

При финансировании по платным образовательным услугам образовательное учреждение само составляет смету и определяет, как оно будет расходовать полученный доход.

При финансировании в виде пожертвований это право изначально принадлежит благотворителям. Поэтому родители могут и вправе сами определить, как должны расходоваться их пожертвования.

Смета по платным образовательным услугам, как правило, составляется на год, утверждается вышестоящим органом образовательного учреждения и подается в казначейство. Казначейство и вышестоящий орган образовательного учреждения осуществляют контроль над соблюдением сметы. Это достаточно жесткий контроль и при непредусмотрительном составлении сметы учреждению запретят осуществлять не предусмотренные ранее расходы.

При благотворительном финансировании пожертвования могут аккумулироваться для образовательного учреждения не в казначействе, а в независимой благотворительной организации либо уже существующей, либо созданной родителями для этих целей. В этом случае никаких проблем с расходованием собранных средств не возникнет.


Назад | |