Обособленное отделение. Обособленное подразделение: открытие, бухучет, закрытие

В гражданском законодательстве к обособленным подразделениям причисляют представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). При этом первые представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту. А вот филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Причем ни те ни другие фактически не являются юридическими лицами. Вместе с тем они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных положений. Имейте в виду, что представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Если же рассматривать налоговое законодательство, то обособленное подразделение организации - это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (п. 2 ст. 11 НК РФ). При этом признание обособленного подразделения организации производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных документах организации. В свою очередь рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как видите, в Налоговом кодексе содержатся два необходимых критерия, отличающих обособленное подразделение организации:

  • территориальная обособленность;
  • наличие стационарных рабочих мест.

Стационарные рабочие места

Если организация не создает оборудованные рабочие места для своих сотрудников или продолжительность работ в одном населенном пункте длится не более одного месяца, то деятельность компании не ведет к созданию обособленных подразделений.

Финансисты в письме от 11.12.2007 г. № 03-02-07/1-478 сказали, что под оборудованием стационарного рабочего места подразумевают создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. В данном случае чиновники сослались на арбитраж. В другом разъяснении чиновников говорится, что сроки командировок конкретных работников, отправленных для проведения электромонтажных работ, не изменяют время осуществления деятельности общества в регионе, где находится соответствующий объект (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-216).

Достаточно показательным является пример с предприятиями, оказывающими охранные услуги. В этом случае для решения вопроса о наличии либо отсутствии обособленного подразделения финансисты советуют учитывать содержание договора на оказание таких услуг, фактический характер отношений между частным охранным предприятием и его заказчиком и другие обстоятельства осуществления предприятием деятельности (письмо Минфина от 04.05.2007 г. № 03-02-07/1-214). При этом ранее чиновники считали, что если по месту оказания услуг созданы посты охраны, обладающие признаками, установленными статьей 11 Налогового кодекса, то общество обязано встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе по каждому месту их нахождения (письма Минфина от 18.01.2002 г. № 04-01-10/1-5 и УМНС по г. Москве от 29.01.2003 г. № 11-14/5523).

По нашему мнению, организация, которая командирует своих сотрудников для выполнения работ, в принципе не оборудует стационарные рабочие места. Дело в том, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ). Вместе с тем на сотрудников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех предприятий, в которые они командированы (п. 8 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР»). Получается, что компания, которая посылает своих работников в командировку, не в состоянии контролировать рабочие места, оборудованные контрагентом. Создание же рабочего места возможно только тогда, когда организация имеет соответствующие права (право собственности или право пользования) на объект. Причем договор аренды не является доказательством, безусловно подтверждающим факт создания стационарных рабочих мест (постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.10.2007 г. № А56-40913/2006).

Территориальная обособленность

Еще в 2004 году финансисты ответили на вопрос, что является территориальной обособленностью. Итак, территориально обособленным следует считать подразделение, расположенное на отдельной территории, отличной от той, на которой находится сама организация. Речь идет об ином адресе, не указанном в учредительных документах как место нахождения самого налогоплательщика (письма Минфина от 22.12.2004 г. № 03-03-01-04/1/184 и от 22.09.2004 г. № 03-03-01-04/1/55). В свою очередь в письме Минфина от 21.04.2008 г. № 03-02-07/2-73 уточняется, что подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно расположено на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иная инспекция, нежели та, в которой организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Напоминаем, что согласно пункту 9 статьи 83 Налогового кодекса в случае возникновения у организаций затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных компанией данных принимает ИФНС (письмо Минфина от 10.07.2008 г. № 03-02-07/1-271).

Регистрация в налоговой инспекции

Организация обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). Тем не менее из данного правила есть исключение. Здесь речь идет о ситуации, когда указанная фирма уже состоит на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого создано данное обособленное подразделение (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Заявление о постановке на учет надо подать в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту его нахождения (п. 4 ст. 83 НК РФ). В данном случае следует воспользоваться формой № 1-2-Учет «Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации», утвержденной приказом ФНС России от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@ (далее - Приказ № САЭ-3-09/826@). Причем налоговики наконец-то согласились принимать заявления, подписанные уполномоченными представителями организаций. Правда, в этом случае придется приложить копию надлежащим образом оформленной доверенности, согласно которой данное лицо действует от имени организации (письмо ФНС России от 20.11.2007 г. № СК-6-09/902@). Одновременно с заявлением организация представляет копии (заверенные в установленном порядке) свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (п. 1 ст. 84 НК РФ).

В свою очередь налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления всех документов (п. 2 ст. 84 НК РФ). Результатом будет являться уведомление - форма № 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе на территории Российской Федерации», утвержденное приказом от 01.12.2006 г. № САЭ-3-09/826@.

Имейте в виду, что организации обязаны в месячный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). В данном случае речь идет о форме № С-09-3 «Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения», утвержденной приказом ФНС РФ от 17.01.2008 г. № MM-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». Причем данное правило касается тех компаний, которые уже состояли на учете в налоговом органе, на территории муниципального образования которого было создано обособленное подразделение (письма Минфина от 11.06.2008 г. № 03-01-15/7-227, от 07.03.2008 г. № 03-02-07/1-90, от 06.03.2008 г. № 03-02-07/1-84). Таким образом, постановка на учет организации по месту нахождения такого обособленного подразделения будет осуществляться налоговой инспекцией на основании сообщения о его создании, направленного организацией в инспекцию по месту своего нахождения (письма Минфина от 24.05.2007 г. № 03-02-07/1-253, от 18.04.2007 г. № 03-02-07/1-187).

Имейте в виду, что в случае изменения места нахождения обособленного подразделения организация обязана осуществить процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения. Чиновники объясняют это тем, что законодательством не установлен порядок учета в налоговых органах обособленных подразделений организаций в связи с изменением мест их нахождения (письмо Минфина РФ от 14.07.2008 г. № 03-02-07/1-278).

Регистрация в фондах

Пенсионный фонд

Регистрации в качестве страхователя подлежат обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (п. 6 Порядка регистрации в территориальных органах Пенсионного фонда РФ страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления ПФР от 19.07.2004 г. № 97п, далее - Порядок регистрации в ПФ).

Для этого компании надо обратиться в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения. Регистрация осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре налогоплательщиков и представляемых налоговыми органами в орган страховщика (управление ПФР) по месту нахождения обособленного подразделения не позднее 5 дней со дня получения указанных сведений. Далее организации направляется соответствующее извещение в 2 экземплярах, один из которых в 10-дневный срок подлежит представлению в территориальный орган ПФР по месту нахождения предприятия (п. 11 Порядка регистрации в ПФР).

Фонд социального страхования

Регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (подп. 1 п. 1 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах ФСС России, утвержденного постановлением ФСС от 23.03.2004 г. № 27, далее - Порядок регистрации в ФСС).

В данном случае регистрация проходит в региональном отделении Фонда (филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения обособленного подразделения (п. 3 Порядка регистрации в ФСС). Основанием является заявление о регистрации в качестве страхователя, представляемое в 30-дневный срок со дня создания обособленного подразделения (ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Форму заявления можно посмотреть в Приложении № 1 к Порядку регистрации в ФСС.

Также для регистрации понадобятся копии следующих документов (п. 9 Порядка регистрации в ФСС):

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговой инспекции;
  • уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
  • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (устав юридического лица, содержащий сведения о данном подразделении; положение об обособленном подразделении; доверенности, выданные организацией руководителю обособленного подразделения);
  • извещение о регистрации в качестве страхователя юридического лица, выданного региональным отделением Фонда по месту его нахождения;
  • информационное письмо службы государственной статистики, содержащее сведения о видах экономической деятельности, осуществляемой юридическим лицом по месту нахождения обособленного подразделения.

Если на момент подачи заявления о регистрации у обособленного подразделения уже открыты банковские счета, то придется еще представить справку из кредитной организации об указанном счете (п. 11 Порядка регистрации ФСС).

При регистрации в региональных отделениях Фонда филиал в двухдневный срок направляет документы, представленные страхователем в региональное отделение Фонда. В свою очередь структурное подразделение регионального отделения Фонда в течение не более пяти рабочих дней со дня получения документов осуществляет регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (п. 14 Порядка регистрации ФСС). Страхователю направляется соответствующее извещение о регистрации и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд обязательного медицинского страхования

Организация обязана также зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном фонде по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 5 Правил регистрации страхователей в территориальном фонде обязательного медицинского страхования при обязательном медицинском страховании, утвержденных постановлением Правительства от 15.09.2005 г. № 570, далее - Правила регистрации в ТФОМС).

Основанием для регистрации является заявление, составленное по форме, указанной в приложении № 1 к Правилам регистрации в ТФОМС. Данное заявление представляется в территориальный фонд в 30-дневный срок с момента создания обособленного подразделения.

Также для регистрации одновременно с заявлением подают копии (засвидетельствованные в нотариальном порядке) следующих документов:

  • документы, подтверждающие создание обособленного подразделения (учредительные документы, в которых содержатся сведения о создании обособленного подразделения, или распоряжение (приказ) о создании обособленного подразделения и положение об обособленном подразделении);
  • документы, подтверждающие исполнение организацией обязанности по уплате налога, зачисляемого в фонды обязательного медицинского страхования;
  • свидетельство о регистрации организации в качестве страхователя в территориальном фонде по месту ее нахождения.

В отличие от индивидуальных предпринимателей юридические лица (далее по тексту - ЮЛ) вправе создавать свои обособленные подразделения (далее по тексту — ОП) для различных целей. Законодательство России подробно регламентирует условия и порядок их создания. В данной статье мы ответим на возможные вопросы, возникающие при создании соответствующих подразделений на практике.

Что такое обособленное подразделение организации

Для ответа на этот вопрос вначале надлежит разобраться с соответствующим понятием. Определение данного понятия приводится в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ .

Согласно указанной норме основными признаками ОП являются:

  • различие адресов мест нахождения ЮЛ и ОП. Финансовое ведомство России отмечает, что обособленность филиала (представительства) от ЮЛ имеет место в случае, если адреса ОП и ЮЛ различны (Письмо от 18 августа 2015 года № 03-02-07/1/47702);
  • наличие по месту нахождения ОП стационарных рабочих мест (далее по тексту — СРМ). Организованное ЮЛ рабочее место должно функционировать не менее 1 месяца.

Если подразделение установленным критериям не соответствует, оно не признается обособленным подразделением. Что это в таком случае - предмет отдельного рассмотрения, но такая структура не подпадает под понятие ОП в смысле, придаваемом ему законодательством. Следовательно, отсутствует необходимость отражения такого структурного образования в ЕГРЮЛ.

Виды обособленных подразделений

Представительство

Направлениями деятельности представительства ЮЛ являются представление интересов организации и их защита (). Как видим, наименование структуры в полном объеме соответствует предназначению указанного ОП.

Учитывая понятие ОП и направления деятельности представительства, можно сформулировать его основные признаки:

  • расположение по адресу, отличному от адреса головной организации;
  • осуществление функций по представлению интересов ЮЛ и их защите.

Представительство не является ЮЛ, его руководитель действует на основании доверенности от головной организации, а само представительство - на основании соответствующего регламентирующего положения, утвержденного создавшей его организацией.

Представительство может, к примеру, осуществлять рекламную функцию ЮЛ, поиск клиентов для ЮЛ в различных регионах и т.п.

Филиал

Еще один вид обособленного структурного подразделения — это филиал.

Несмотря на более обширный по сравнению с представительством спектр полномочий, филиал самостоятельной организацией также не является.

Правовое основание деятельности аналогично представительству:

  • директор филиала получает назначение и доверенность в головной организации;
  • филиал действует на основании принятого головной организацией положения.

Важно!

Руководитель ОП получает доверенность действовать от имени организации, а не от имени ОП, т.к. правовой статус обособленного подразделения не позволяет его руководителю признаваться единоличным исполнительным (либо иным) органом юридического лица (т. е. головной организации).

Информация о филиалах и представительствах отражается в Едином государственном реестре юридических лиц, откуда попадает в налоговые органы с целью учета.

Если стационарные рабочие места не организованы, то ОП не возникает.

Под созданием стационарного рабочего места понимаются организация условий для осуществления трудовой функции работника, а также непосредственно осуществление трудовой деятельности (Письмо Минфина России от 01 марта 2012 года № 03-02-07/1-50 , ).

Если стационарное рабочее место создано, то не имеет значения, сколько именно времени работник исполняет должностные обязанности на этом месте (Письмо Минфина России от 18 января 2012 года № 03-02-07/1-20).

Выяснив, что обособленное структурное подразделение юридического лица - это филиал или представительство, действующие на основании специальных положений и не являющиеся ЮЛ, переходим к рассмотрению формальностей, необходимых при создании ОП.

В каких случаях открывается обособленное подразделение

Как уже отмечалось, случаи, влекущие необходимость создания ОП, могут быть различными.

К примеру, головная организация, зарегистрированная в городе федерального значения, осуществляет оптовую торговлю в различных субъектах Российской Федерации. Для торговли в соответствующих регионах ей необходимы организация складских помещений и трудоустройство наемных работников, осуществляющих контроль за сохранностью товаров на местах. Если для этого создаются стационарные рабочие места на срок более чем на 1 месяц, у ЮЛ возникают необходимость создания ОП и, как следствие, обязанность по его регистрации в налоговых органах.

Создание обособленного подразделения НК РФ связывает с необходимостью постановки его на учет в Инспекции Налоговой службы России по месту нахождения каждого ОП (пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ).

Как следует из Письма Финансового ведомства от 11 декабря 2015 года № 03-02-07/1/72669 , если несколько ОП созданы ЮЛ в одном муниципальном образовании, то постановку на учет надлежит осуществить по месту нахождения одного из ОП по усмотрению ЮЛ.

Согласно пункту 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ постановка на учет по месту нахождения филиала или представительства ЮЛ осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

В иных случаях, когда ОП не является филиалом или представительством, подпункт 3 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ предписывает организациям уведомлять о создании ОП ИФНС России по месту нахождения ЮЛ в течение одного месяца со дня создания ОП.

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Обособленное подразделение организации иногда называют как "Обособка" или ОПО.

Комментарий

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) применяет понятие «Обособленное подразделение организации», под которым понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

К обособленным подразделениям относятся как предусмотренные Гражданским кодексом России и , так и любые иные подразделения организации. Сам факт создания рабочих мест на срок более одного месяца приводит к тому, что по месту нахождения этих рабочих мест считается созданным Обособленное подразделение организации (см. ).

Пример

Московская организация в Санкт-Петербурге арендовала комнату и оборудовала 2 стационарных рабочих места – одно для торгового представителя и другое для секретаря. Не планируется оформлять в Санкт-Петербурге филиал или представительство.

Считается, что организация имеет в Санкт-Петербурге обособленное подразделение.

Так, статья 11 НК РФ определяет:

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (ст. 11 НК РФ)

Статья 15.3. "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) определяет:

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рубле

2. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Особенности уплаты налогов по месту нахождения обособленных подразделений предусматривается соответствующими главами НК РФ.

Налог на прибыль организаций

По налогу на прибыль этот вопрос регулируется ст. 288 НК РФ.

Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику.

Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения

1. Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

2. Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.

Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, налоговые органы, в которых налогоплательщик состоит на налоговом учете по месту нахождения своих обособленных подразделений. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта Российской Федерации или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.
Указанные в настоящем пункте удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.

При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.

Вместо показателя среднесписочной численности работников налогоплательщик с сезонным циклом работы либо иными особенностями деятельности, предусматривающими сезонность привлечения работников, по согласованию с налоговым органом по месту своего нахождения может применять показатель удельного веса расходов на оплату труда, определяемых в соответствии со статьей 255 настоящего Кодекса. При этом определяется удельный вес расходов на оплату труда каждого обособленного подразделения, в общих расходах налогоплательщика, на оплату труда.

Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в течение текущего налогового периода налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта Российской Федерации, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации.

Уплата налога осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом, начиная с отчетного (налогового) периода, следующего за отчетным (налоговым) периодом, в котором такое обособленное подразделение было создано или ликвидировано.

Для целей настоящей статьи организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом в составе амортизационных групп, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

3. Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.

Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

4. Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного статьей 289 настоящего Кодекса для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.

Налог на имущество организаций

Уплата налога на имущество производится в зависимости от того, имеет обособленное подразделение обособленный баланс или нет.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ*. (ст. 384 НК РФ).

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со статьей 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ*. (ст. 385 НК РФ).

* статья 378.2 НК РФ регулирует налогообложение имущества, облагаемого налогом от кадастровой стоимости.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этого обособленного подразделения, а также исходя из сумм доходов, начисляемых и выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами обособленным подразделением (уполномоченными лицами обособленного подразделения) от имени такой организации (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Страховые взносы

Статья 431 НК РФ определяет:

11. Уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее в настоящей статье - обособленные подразделения), если иное не предусмотрено пунктом 14 настоящей статьи.

12. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

13. Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений.

14. При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата страховых взносов, а также представление расчетов по страховым взносам по таким обособленным подразделениям осуществляется организацией по месту своего нахождения.

Плательщики страховых взносов обязаны (пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК) - сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации - плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями.

Юридическое лицо имеет право открыть собственное обособленное подразделение как одно, так и несколько. В свою очередь, обособленное подразделение подразделяется на филиалы и представительства, а также иные подразделения, например стационарные рабочие места.

Определение, порядок регистрации и требования к ним есть в законодательных актах Российской Федерации. Все они между собой имеют как сходства, так и различия.

Виды и определение

Обособленное подразделение - это удалённый отдел организации, который необходим при расширении компании и появления необходимости вести бизнес в других регионах.

Обособленное подразделение считается таковым, если :

  • его адрес отличается от адреса материнской компании, указанного в Федеральной налоговой службе;
  • присутствует минимум одно рабочее место на сроком более месяца;
  • нанят как минимум один сотрудник;
  • объект, в котором находится подразделение, находится под контролем материнской организации.

Бывает несколько типов:

  • филиал , который может исполнять все или часть функций организации;
  • представительство , имеющее возможность выражать интересы компании и вести их защиту;
  • обыкновенное подразделение компании — дополнительный комплекс организации, находящийся по другому адресу и имеющий минимум одно рабочее место.

Выбор открытия филиала, представительства или подразделения зависит от необходимых задач компании. Для организации или представительства необходимо вносить ряд правок и изменений в учредительные документы.

Данные о представительстве нет нужды вносить в устав компании, что упрощает оформление подобного отдела: отсутствует необходимость подавать заявление в налоговую инспекцию.

Для создания простого обособленного подразделения необходимы:

  • приказ руководства компании об организации подразделения;
  • изменения правил трудового порядка компании;
  • уведомление из налоговой и внебюджетных фондов.

Важные отличия от филиала и состоят в следующем:

  • лёгкость оформления;
  • не обязательно выбирать человека на руководящую должность;
  • подразделение не имеет отдельного счёта в банке;
  • являет собой составную часть компании;
  • в случае изменения адреса достаточно внести правки в документацию;
  • не имеет полномочий принимать на работу сотрудников и увольнять их.

Что такое филиал

Филиал - обособленный от компании отдел, находящийся по другому фактическому адресу и имеющий возможность осуществлять все функции организации и являться её полноценным представителем.

Возможность деятельности филиала гораздо шире, чем у представительства или рядового подразделения. Однако и его оформление куда сложнее. Факт создания филиала в обязательном порядке должен отражаться в документах главной компании.

Решение о создании филиала и о назначении его руководства принимается голосованием членов главенствующей организации . Организатор наделяет филиал его собственным имуществом. В работе отделение опирается на существующие правила головной компании.

Чем является представительство

Представительство занимается выражением интересов головной компании и, при необходимости, их защитой. Все задачи отдела сводятся к представлению интересов и ведению представительских расходов . Обычно не имеет индивидуального счета в банке.

Создание представительства схоже с созданием филиала: в документации головной организации должны имеется записи об учреждении этого вида представительства.

Основные отличия

Как обособленное подразделение, так и филиал зависимы от головной компании и главного офиса. Используемое ими имущество и средства на счетах принадлежат главенствующей организации. Цели их утверждения схожи: расширить возможности действия для компании и местные задачи .

Существенное различие филиала и рядового подразделения заключается в проведении регистрации. Создание обыкновенного подразделения проходит куда легче и быстрее, чем организация филиала. Данные о подразделении не вносятся в учредительные документы головной компании и Федеральную налоговую службу.

Вид организации Филиал Представительство Обособленное подразделение
Задачи работы Выполнение всех или некоторых задач компании Представление и защита интересов головной компании Зависит от потребностей компании
Статус независимого юридического лица Отсутствует Отсутствует Отсутствует
Наличие записи об организации в учредительных документах компании Запись необходима Запись необходима Запись не нужна
Управление хозяйственной деятельностью Ведётся Не ведётся Ведётся
Документация, необходимая для законной деятельности Положение о создании филиала, внесение данных в устав головной организации Положение о создании представительства, внесение данных в устав организации Указ руководства головной компании
Наличие в пользовании индивидуального счёта Счёт имеется Чаще всего не имеется Не имеется
Место нахождения Нет ограничений Нет ограничений Организация осуществима только в пределах одного субъекта с головной компанией

Решение о необходимости и создании филиала принимается путём голосования среди учредителей компании, в то время как подразделение может организовать один руководитель. Для филиала также требуется передача копий в Федеральную налоговую службу и назначение собственного руководителя, для учреждения подразделения же в этом нет необходимости.

Данные и о филиале, и о представительстве необходимо отразить в учредительных документах организации. Разница учреждений — в их выполняемых функциях.

Филиал, в отличии от представительства, имеет куда более широкий круг задач . Он также может заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, имеет индивидуальный счёт в банке и обладает большим сроком аккредитации.

В то время как представительство занимается лишь представлением интересов главного офиса, филиал может выполнять те же функции, что и сама компания. Существуют виды лицензий, недоступные для получения представительством, но подвластные филиалу.

Регистрация типов организаций

  1. Необходимо подготовить пакет необходимых бумаг и заверить их у нотариуса. Среди них: протокол о создании головной компании, положение о филиале или представительстве, устав организации с внесёнными данными о новой структуре (с названием и адресом), заявление о создании новой структуры, доверенность на главного руководителя филиала или представительства.
  2. Следует передать документы в налоговый орган, который спустя пять рабочих дней выдаст подтверждение внесения изменений в устав компании. Получение документов доступно любому доверенному лицу. В ситуациях, когда бумаги не были забраны вовремя, они пересылаются на компании.
  3. Получаемые после регистрации документы: заверенный устав компании, уведомление о внесении изменений в учредительные документы, .
  4. Следует присвоить организации коды ГОСКОМСТАТа.
  5. Необходимо поставить созданный филиал на учёт в налоговую и провести его регистрацию в фондах.

Создание обособленного подразделения без статуса филиала и представительства:

  1. Необходим указ руководителя головной компании о создании обособленного подразделения.
  2. Следует уведомить налоговый орган о создании подразделения и постановки его на учёт.

Данные об уплате налогов

По закону любая организация обязана встать на учёт в налоговом органе по месту юридического адреса отдельного подразделения. Они также должны докладывать в налоговую о всех изменениях и новых подразделениях в течении трёх дней.

В случае если несколько организаций находятся на территории, подвластной разным инспекциям, но в одном муниципальном образовании, они могут встать на учёт в одной налоговой.

При смене адреса рядового подразделения не следует закрывать его и открывать заново по новому юридическому адресу, достаточно изменить адрес, подав прошение в налоговую.

Нарушение сроков подачи заявление на учёт в налоговый орган влечёт за собой штраф в 10000 рублей . Если при этом велась деятельность, то штраф высчитывается в размере 10% от суммы доходов, но не может быть меньше 40000 рублей.

Постановка на учёт в фондах

Если подразделение имеет отдельный счёт в банке, то регистрация в фондах по месту нахождения должна свершиться не позднее 30 дней с момента создания новой организации .

Чтобы поставить подразделение на учёт в Пенсионном фонде или Фонде социального страхования, следует предоставить пакет документов, заверенных у нотариуса.

Для регистрации в Пенсионном фонде потребуются:

  • данные о постановке на учёт в налоговом органе;
  • уведомление о том, что компания была зарегистрирована в округе, подвластном данному Пенсионному фонду;
  • подтверждение о владении подразделением индивидуального счёта;
  • заявление о регистрации.

Для регистрации в Фонде социального страхования потребуются:

  • данные о государственной регистрации компании;
  • данные о постановке на учёт в налоговой;
  • данные о регистрации в Фонде социального страхования главной компании;
  • указ об открытии;
  • заявление о регистрации;
  • подтверждения о наличии собственного счёта;
  • письмо Росстата.

За нарушение сроков необходимой регистрации предусмотрен штраф в 5000 или 10000 рублей.

Подробнее про регистрацию обособленного подразделения можно узнать из данного видео.

Обособленное подразделение юридического лица - 2018 – 2019 может быть организовано как филиал, представительство или в иной форме. Мы расскажем, что такое обособленное подразделение юрлица, каковы его основные признаки, как проводится его регистрация.

Что такое обособленное подразделение

Вопрос об организации обособленного подразделения (далее по тексту - ОП) юрлица возникает в том случае, когда место фактического ведения деятельности отличается от юридического адреса названного лица.

Гражданское законодательство выделяет только 2 вида ОП организации - это представительство и филиал (ст. 55 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ).

В то же время в ст. 11 ч. 1 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ дается расшифровка самого определения «ОП юридического лица», при этом главными критериями являются:

  • территориальная обособленность такого подразделения от самой организации;
  • существование оборудованных стационарных рабочих мест в таком подразделении.

Списка видов ОП налоговое законодательство не предлагает.

Указанное понятие употребляется и в ст. 40 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ, где, помимо филиалов и представительств организации, названы «иные обособленные подразделения».

Основываясь на системном анализе законодательства, можно сделать вывод, что создание других ОП, не являющихся ни представительством, ни филиалом, возможно.

Признание ОП таковым происходит независимо от того, имеются или нет сведения о нем в уставных или других внутренних документах юрлица. При создании ОП головная организация не должна вносить изменения в названную документацию, в отличие от данных по созданию филиалов и представительств, которые обязательно отображаются в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК).

Стационарное рабочее место как признак ОП

Рабочее место признается стационарным, если:

  • Организуется на срок более 1 месяца (ст. 11 НК).
  • Работник находится на нем или должен прибывать туда в связи с работой (ст. 209 ТК). Не принимается во внимание факт периодичности пребывания сотрудника на таком месте, длительность нахождения непосредственно на оборудованном месте, способ организации работ (например, для осуществления трудовых функций на период командировки - см. письмо Минфина РФ от 10.04.2009 № 03-02-07/1-176, от 19.12.2008 № 03-02-07/1-522).
  • Работодатель реализует над ним контроль в той или иной степени (об этом может свидетельствовать, например, наличие у работодателя прав владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующей недвижимостью - постановление ФАС Московского окр. от 02.03.2009 № КА-А40/817-09).
  • Оно служит для реального исполнения работником его служебных обязанностей (например, постановление 9 ААС от 08.10.2007 № 09АП-10255/07-АК по делу № А40-10267/07-141-57).
  • С работником установлены трудовые отношения (ст. 20 ТК). Например, постановление ФАС Московского окр. от 29.01.2008 № КА-А40/14894-07 по делу № А40-10267/07-141-57.

Таким образом, не могут быть признаны стационарным рабочим местом, например, складские помещения, для работы в которых не предусмотрено постоянной штатной единицы. Также факт организации удаленного рабочего места не является основанием для организации ОП.

Регламент создания ОП

В законодательстве не содержится прямых указаний на то, в каком конкретно порядке должно создаваться ОП организации.

При этом можно использовать следующий алгоритм:

  1. Принятие решения об организации ОП. Необходимо определить, не является ли по всем признакам создаваемое ОП филиалом или представительством, т. к. для них предусмотрен иной порядок регистрации.
  2. Анализ характеристик создаваемого рабочего места.
  3. Выпуск приказа о формировании ОП.
  4. Осуществление корректировок в правилах внутреннего трудового регламента организации.
  5. Представление в органы Федеральной налоговой службы РФ информации о создании ОП - в продолжение 1 месяца с даты организации ОП (абз. 2 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Информирование органов ФНС производится посредством направления юрлицом извещения по форме № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
  6. С 01.01.2017 необходимо сообщать в налоговый орган о наделении ОП полномочиями по производству выплат физ.лицам (п.п. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена Приказом ФНС от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. В этом случае уплата страховых взносов и предоставление отчетности по выплатам, сделанным ОП, производится по месту его нахождения (п.п. 7, 11 ст. 431 НК РФ).

Признаки, указывающие на создание филиала или представительства

При создании ОП головной организацией могут быть совершены действия, в которых контролирующие органы могут усмотреть признаки создания филиала или представительства, что может стать причиной привлечения организации к ответственности за нарушение регламента постановки на налоговый учет или привести к незапланированным налоговым последствиям.

В положении об ОП необходимо прописать, что данное ОП не является филиалом или представительством, а также не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме - для этого можно составить перечень функций, которые может выполнять ОП.

Даже если в уставе организации имеется указание о возможности создания филиалов и представительств, это ещё не означает, что все создаваемые ОП непременно будут являться именно филиалами или представительствами.

Признаками филиала или представительства также являются:

  • наличие в ОП собственного руководителя, действующего на основании доверенности;
  • выполнение ОП представительских функций и функций по защите интересов юрлица (ст. 55 ГК).

Регистрация ОП

Юрлица должны быть поставлены на учет в подразделениях ФНС по месту нахождения всех своих ОП (абз. 2 п. 1 ст. 83 НК).

ФНС самостоятельно производит постановку российских юрлиц на учет по месту проведения деятельности таким юрлицом через свои ОП (кроме филиалов и представительств) на основании предоставляемых такими юрлицами сообщений по форме № С-09-3-1 о создании ОП (п. 4 ст. 83 НК).

Срок, отведенный для осуществления указанной процедуры, - 5 рабочих (подп. 6 ст. 6.1 НК) дней с даты принятия указанного сообщения органом ФНС (абз. 2 п. 2 ст. 84 НК).

По окончании проведения названной процедуры выдается соответствующее уведомление и свидетельство.

Таким образом, организации необходимо своевременно представить сообщение о создании ОП по своему месту нахождения, и данная информация будет передана соответствующим налоговым органам, к которым территориально относится организованное ОП. По аналогичной схеме будет произведена и постановка на учет последующих ОП, открываемых организацией.

Уведомление налогового органа о любых изменениях, произошедших в ранее переданных в ФНС данных об ОП, должно производиться в продолжение 3 рабочих дней с момента перемены в соответствующих параметрах (абз. 2 п. 3 ст. 84 НК). Указанное извещение направляется головной организацией в органы ФНС по месту учета такого юрлица (абз. 3 подп. 3 п. 2 ст. 23 НК). Для этого также используется форма № С-09-3-1.

Несвоевременная передача в органы ФНС названной документации влечет наложение штрафа на налогоплательщика в размере 200 руб. за каждый поданный с указанным нарушением документ (п. 1 ст. 126 НК).

Итак, законодательством не ограничена возможность юрлица создавать, помимо филиалов и представительств, и иные ОП. Организованное ОП должно быть поставлено на учет в органах ФНС по месту нахождения такого ОП. Признаки ОП обозначены гражданским, налоговым и трудовым законодательством.