Социальная педагогика. Современные формы молодежного досуга Содержание социальной работы с молодежью

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ _____________________________________________________________________________

Филиал в г. Электросталь

Специальность: «Социальная работа»

Курсовая работа

по дисциплине

«Теория социальной работы»

на тему:

«Социальная работа с молодежью»

Работу выполнила:

Студентка 3 курса

очного отделения

группы ДС-6

Михайленко В.В.

Принял:

Турчанинова Т.В.

Электросталь

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………..………...3

ГЛАВА 1 . Особенности социальной работы с молодежью

§ 1. Молодежь как особая социальная группа…………………………….6

§ 2. Государственная молодежная политики……………………………...10

ГЛАВА 2 . Социальная работа с молодежью

§ 1. Структура социальных служб по делам молодежи…………………..17

§ 2. Система социальной работы с молодежью…………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие перемены.

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время происходит обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы молодежи. Поэтому вопрос о социальной защите молодежи наиболее важен.

В связи с рыночной экономикой и слабой, сокращающейся материальной базой возникают следующие проблемы:

социальная незащищенность молодежи в сфере труда;

отставание уровня образования от современного уровня наиболее развитых стран, падение престижа профессионально-технического образования;

низкие заработки, стипендии, трудности с вторичной занятостью, отсутствие качественных недорогих товаров;

сокращение материальной базы для организации культурного досуга молодежи;

изменение образа жизни молодежи и брачно-семейных отношений.

В настоящее время участились случаи антиобщественных явлений. Они носят социальный характер. Снижение духовности и нравственности в обществе ведет к неуверенности в настоящем и будущем. Рост социальной несправедливости, недоверие к органам власти приводит молодежь к участию в актах гражданского неповиновения, массовых беспорядках, межнациональных конфликтов.

Отсутствие жизненного опыта, умения адекватно оценивать себя, свои поступки и проступки окружающих приводят к растерянности, отсутствию перспектив, появляются чувства ненужности, одиночества, что толкает молодого человека в криминальную среду или к самоубийству.

Поэтому молодежь нуждается в защите и поддержке на всем пути ее становления.

В процессе написания работы была обработана современная литература по проблеме социальной защиты молодежи, изучен обширный практический материал.

Объектом исследования данной работы является молодежь.

Предмет изучения – деятельность органов социальной защиты, направленная на социальную поддержку молодежи.

Цель рассматриваемой работы - проанализировать подходы к формированию социальной работы с молодежью, выбрать оптимальные методы, способствующие эффективной самореализации молодежи.

Задачи:

    Рассмотреть молодежь как особую группу.

    Выявить основные проблемы социальной работы с молодежью.

    Сформулировать основные программы по социальной защите молодежи.

Методология исследования .

Работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной защиты, а также нормативные и законодательные акты, регулирующие процессы социальной работы в Российской Федерации легли в основу теоретико-методологической части исследования.

Эмпирическая база исследования основывается на анализе опыта социальной работы с молодежью в разных городах.

Степень научной разработанности проблемы . Теоретическую основу данного исследования составили научные труды Павленка П.Д., Шубкина В.Н., Холостовой Е.И. и других авторов, в которых рассматривались такие проблемы как сфера личной жизни молодежи, молодежная политика и ее особенности.

Нормативно-правовая база.

Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной поддержки молодежных и детских объединений» принят Государственной Думой 26 мая 1995 года.

Глава 1. Особенности социальной работы с молодежью.

§ 1. Молодежь как особая группа.

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.

Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.

Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами норм ценностей, установки, представления и стереотипы.

Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми особенностями и общими чертами.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству России о положении молодежи за 1998-1999 гг., число граждан на октябрь 1999г. в возрасте от 15 до 29 лет составляло 32,2 млн.человек, или 22% от численности населения. Как отмечают разработчики доклада, современная демографическая ситуация характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом. 1 Можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны.

Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в мирное время.

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью.

К факторам, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации.

Падает количество молодежи среди рабочих промышленности, строительства, транспорта. В связи с изменениями, происходящими в экономике России, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Вместе с тем отчуждение части молодежи от труда, которое характеризуется нежеланием молодых людей работать хорошо и качественно, отсутствием стремления к профессионально-квалифицированному и должностному росту.

Численность молодежи на селе сократилась, т.к. молодые люди предпочитают работать не в сфере сельскохозяйственного производства, а на городских предприятиях и в организациях. В последнее время многие активно ринулись в сферу торговли. В связи с этим существует опасность появления «потерянного поколения» в период перехода к рынку и дальнейшее расширение социальной базы для пополнения групп риска, криминализации и возрастания уровня насилия в молодежной среде.

Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, занимающихся проституцией, алкоголиков, наркоманов.

Внедрение рыночных отношений в нынешних формах обострило проблему социальной защищенности молодежи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.

К числу особо тревожных тенденций современной ситуации в молодежной сфере относится:

    отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;

    нарастающее падение престижа общего и профессионально-технического образования;

    увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированной на продолжение обучения;

    неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;

    снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса – будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.

Экономическая реформа обострила серьезные проблемы молодежи в сфере быта. Заработок молодых рабочих и служащих часто ниже, чем в целом у работников госсектора экономики. Создание семей и рождение детей еще более ухудшают материальное положение молодежи. В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50 % из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40 % испытывали на себе рукоприкладство родителей. 1

Социализация не прекращается с попаданием ребенка в детский дом, она идет своим чередом, но вопрос состоит в том, каким образом она продолжается и чем отличается от семейной. Социализация - есть самый важный вопрос, очень серьезный и требующий тщательного анализа, так как от того, как прошла социализация в детстве, зависит вся дальнейшая жизнь человека, именно в детстве закладывается все то, что потом помогает жить в течение всей жизни.

  • Социально-бытовая подготовка детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома 2016

    Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни - гражданина, работника, семьянина. С точки зрения социальной, воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

  • Основы межличностного взаимодействия социально-педагогического и социально-психологического сопровождения молодой семьи в организациях социального обслуживания 2016

    Семья представляет собой систему социального функционирования человека, меняется не только под воздействием социально политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей, многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное.

  • Профилактика школьных прогулов 2016

    Статья посвящена организации в общеобразовательном учреждении работы по предупреждению пропусков учебных занятий без уважительной причины. Может быть использована в работе педагогами, классными руководителями и социальными педагогами образовательных учреждений.

  • Внеклассное мероприятие "Здоровый досуг – здоровая молодежь" 2016

    Мероприятие рассчитано на подростков 11–12 лет. В своей работе я использую такую форму профилактической работы, как театрализованное представление. На мой взгляд, театр – это всегда зрелищно и впечатляюще. Ребёнок, наблюдая за постановкой на сцене, переживает эти ситуации. Целью работы является формирование мотивации к ЗОЖ; организация досуга несовершеннолетних; осознание значимости здоровья для собственного самоутверждения.

  • Методические материалы по организации педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения воспитанников 2016

    Цель занятия: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.

  • Интеллектуальная игра по праву "Что? Где? Когда?" 2016

    Цель игры: совершенствовать работу по правовому просвещению учащихся. Форма проведения мероприятия: интеллектуальная игра. Возраст старшие школьники. К участию в игре допускается практически любое число команд. В состав каждой может входить от 6 до 20 человек.


  • Классный час "Не делай другому того, чего не пожелаешь себе" 2016

    Положительное отношение к себе - важное условие полноценного развития личности ребенка. Для его формирования детям необходимо ощущать собственную значимость в глазах других людей. Признание ценности ребенка выражается в родительской любви, внимании, заботе и уважении его достоинства окружающими. Формированию положительного отношения ребенка к себе и другим способствует осознание неповторимости, уникальности себя и окружающих.

  • Новогодняя психологическая акция "Пусть все, что пожелается, – исполнится!" 2016

    Психологическая акция в предновогодний месяц создала в детском саду домашнюю, комфортную атмосферу, определенный настрой, в котором царило позитивное настроение, а участники чувствовали себя, как близкие, интересные и значимые люди. Акция предназначалась для того, чтобы снизить риски при адаптации новых сотрудников, а коллективу - искренне улыбнуться, ещё больше сплотится и более продуктивно работать. Ведь позитивное мышление - это ключ к успеху в работе!

  • Игра-квест "Мы – за здоровый образ жизни!" 2016

    Предлагаемое мероприятие способствует развитию интеллектуальных и физических способностей учащихся, пробуждению в них желания заботиться о своем здоровье, насыщает школьную жизнь, делая ее интересной и увлекательной. Ребята учатся формировать свое мнение, слушать и слышать других, активно и творчески работать в команде, проявляя свою индивидуальность. Формат игры удобно использовать в рамках одного урока физической культуры. Команды поочередно выполняют задания на разных площадках.

  • Коррекционно-развивающее занятие "Теперь я – пятиклассник!" 2016

    Коррекционно-развивающее занятие проводится с целью адаптации детей в средней школе. Занятие помогает каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддерживает и развивает в детях интерес к знаниям; помогает им общаться с новыми одноклассниками и преподавателями.

  • Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации 2016

    Спектр деятельности социального педагога очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить проблемы ребенка и его семьи. В разработке отражены не только проблемы, решаемые с субъектами межведомственного взаимодействия, но и нормативные требования к обязательному уведомлению друг друга о наличии таких проблем.

  • Родительское собрание "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях" 2016

  • Социально неуверенные дети 2016

    Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе и о социуме.


  • Акция "Здоровью – зеленый свет!" 2016

    Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой.

  • Учет возрастных особенностей кадетов как условие профилактики нарушений в их поведении 2016

    Современные исследования о девиантном поведении ставят акцент не столько на вопросах его коррекции, хотя и это, безусловно, важно, сколько на профилактике отклонений в поведении. Бесспорно, лучше предотвратить, чем исправлять. И одним из самых действенных и доступных способов профилактики является знание возрастных особенностей подростков и умение эти знания использовать в учебно-воспитательном процессе.

  • Психологический тренинг для подростков с использованием притч и художественной литературы "Мир дома твоего" 2016

    Психологический тренинг - это форма специально организованного обучения для самосовершенствования личности школьника, в ходе которого происходит формирование у подростков представлений о семье как о базовой ценности жизни и общества, развитие качеств, необходимых для благоприятного сосуществования с родными и близкими людьми. Данная разработка может быть использована в работе педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями 4–11-х классов.

  • 2016

    Проект реализуется в рефлекторно-диалоговой технологии, в современных условиях диалог приобретает новое значение и качество, выступая базовым принципом коммуникативного содержания образования. Способность обучающихся вести плодотворный, эффективный диалог в различных областях социокультурной сферы, познавать мир диалогически, становится наиболее важным коммуникативным свойством.

  • 2016

    Сейчас любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. Однако опросы родителей за последние годы показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Мы давно используем в своей практике игры с мячом для коррекционной работы. Обучали родителей на родительском собрании играть в мяч. Игры с мячом имеют большое значение в развитии ребёнка.

  • Профилактический час "Живи в мире с собой и в согласии с другими" 2016

    Профилактический час способствует созданию условий для формирования толерантного поведения участников образовательного процесса. Содействует формированию межличностных отношений учащихся в духе принятия, понимания, признания; развивает способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

  • Сценарий праздника ко Дню народного единства "Мы одна страна" 2016

    Данное мероприятие направлено на воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края, города.


  • Интегрированный урок (психология + религиоведение) "Культурно-религиозные и психологические аспекты отношения к смерти" 2016

    Цель занятия: сформировать представление о смерти как важнейшем этапе духовного развития человека и о психологических факторах, сопровождающих процесс умирания.

  • Профессиональное ориентирование дошкольников через знакомство с пространственно-временными видами творчества в рамках обучения в театральной студии "Кочевники" 2016

    Сценическая деятельность синтезирует в себе такие виды творчества как актёрское мастерство, танец, вокал, художественное чтение, и др. Задача театрального педагога – создание благоприятных условий для ярких и полезных впечатлений у дошкольников. При отлично проведённой профориентационной работе, ребёнок будет ознакомлен с разными профессиями театрального искусства.

  • Помощь наставника в становлении личности подростка 2016

    На формирование мировоззрения человека влияют 4 основных фактора. Семья, это влияние родителей, семейные традиции, личный опыт родителей и др. родственников, дошкольные, школьные и профессиональные учреждения. Окружающий мир, это природа, знакомые, средства массовой информации, все, что окружает человека в жизни. Внутреннее стремление к самопознанию и саморазвитию. Гармоничной личность вырастает в том случае, если в ее развитии влияние этих четырех основных факторов сказывается в равной степени.

  • Развитие нравственно свободной личности подростков, воспитывающихся в различных социальных условиях 2016

    В образовательных учреждениях следует учитывать особенности подростков в практике учебно-воспитательного процесса. Следует расширять представления о психологических особенностях формирования ценностных ориентаций и нравственного сознания современных подростков, позволяя совершенствовать методы и приемы индивидуального подхода к подросткам в процессе их обучения и нравственного воспитания.

  • ВВЕДЕНИЕ

    1. Социально-демографическая характеристика молодежи

    1 Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях

    2 Концепции в изучении молодежных проблем

    1 Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью

    2 Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Молодежь играет значительную роль в социально-демографической, экономической, политической и культурной жизни общества. Роль и значение молодежи в обществе возрастает по мере усложнения и развития его структур.

    Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 30 лет.

    Сегодня молодёжь РФ составляет 39,6 миллионов молодых граждан, т.е. 27 % от общей численности населения страны.

    Социальные проблемы молодежи обусловлены тем, что молодость тесно связана с идеей зависимости. Большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит». Большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения. Необходимо выделить то, что перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии. Проблемы обусловлены также необходимостью брачного выбора и деторождением.

    Степень разработанности исследования. В социальной работе существует направление, посвященное молодежи, написано множество учебников и учебных пособий (Волков, Павленок, Вишневский и др.). Существуют исследования посвященные проблемам молодежи: И.М. Ильинский разрабатывал концепцию молодежи и молодежного движения, К. Мангейм определил назначение молодежи.

    Объектом исследования является социальная работа с молодежью.

    Предметом исследования являются формы социальной работы с молодежью в условиях общественных объединений.

    Цель исследования: проанализировать особенности социальной работы

    с молодежью.

    охарактеризовать молодежь как социально-демографическую группу,

    проанализировать нормативно-правовую базу социальной работы с молодежью,

    выявить направление социальной работы с молодежью.

    Методы, которые были использованы в работе: анализ статистических данных молодежи за последнее время, изучение и анализ источников и нормативно-правовой базы, системно-структурный метод, анкетирование.

    Все это определяет необходимость социальной работы с данной демографической группой.

    1. Социально-демографическая характеристика молодежи

    1 Особенности социально-демографической группы молодежи в современных условиях

    Изучение тенденций социальных изменений современной молодежи невозможно без рассмотрения происходящих в обществе демографических процессов. Социально-демографические показатели современного российского общества, с одной стороны, являются следствием негативного влияния трансформационных процессов, с другой стороны, - отражением объективных тенденций, характерных для многих развитых стран и имеющих общецивилизационный характер.

    Молодость - это состояние стадии жизни человека, когда социальный потенциал, сформированный в «детстве» и в «юности», вступает в свою активную фазу с точки зрения изменения социального статуса человека, насыщения его социальной жизни социальными ролями. С другой стороны, «молодость» как понятие имеет оценочный смысл и относится к характеристике всей возрастной группы населения, которую принято называть молодежью и в этом смысле оно имеет единое содержание. Поэтому его используют применительно и к 16-ти летним, и к 30-ти летним, т.е. «молодежь», как социально-демографическая группа населения, неоднородна, имеет внутреннюю структуру: это группы молодежи по полу и по возрасту, по семейному положению и объему собственности, которой человек владеет, по уровню образования и квалификации, по роду занятий и т.д. Более того, согласно действующему законодательству в понятие «молодежь» входят люди до 30 лет, а в понятие «молодая семья» - супруги, возраст которых не превышает 35 лет.

    В этом смысле понятие «молодежь» в большей степени способствует пониманию молодежи как социального явления. Молодежь - органическая часть различных классов и социальных слоев, этнических и конфессиональных групп населения, их продукт, носитель их качественных характерологических особенностей. В то же время в молодежи и молодежью, хотя и имеются свои специфические интересы и потребности, воспроизводятся основные качества социальной структуры общества, социальные отношения в целом.

    Под понятием «молодежь» подразумевается не просто социально-демографическая группа, а конкретная целостность, синтезирующая наиболее типичные свойства субъекта, при этом фактором, объединяющим молодежь в такую целостность выступает то, что у нее есть специфические, только ей присущие интересы и сегодняшние, и долговременные.

    Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

    Немецкий социолог К. Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

    Молодёжь, по мнению К. Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с хаосом антагонистических <#"center">1.2 Концепции в изучении молодежных проблем

    молодёжный политика социальный

    Среди социологов и демографов более трех десятилетий продолжаются дискуссии по поводу определения понятия «молодежь» как возрастной когорты и возрастных границ для этой социально-возрастной группы населения. Под возрастными когортами понимаются «выделяемые в социокультурной традиции данного социума стадии жизни, этапы жизненного цикла личности, с которыми ассоциируется определенный круг видов деятельности, занятий, статусов, социальных ролей, психологической комфортности, мировосприятия, самоидентификации».

    Возрастные границы периода «молодости» достаточно подвижны и во многом социально обусловлены. В различных сферах жизнедеятельности молодого человека в обществе как нижняя, так и верхняя границы молодежного возраста определяются неодинаково, и сам этот период имеет разную временную длительность. Нижняя граница в современной юнологии, как правило, устанавливается по биопсихическим параметрам: половому созреванию, физическому росту, становлению устойчивой психики и переходу к внутренним проблемам личности, её самоопределению в мире. Верхняя граница связана с наступлением социальной «взрослости», которая характеризуется тем, что человек здесь обладает правом свободы выбора и принятия самостоятельных решений, а также всей полнотой ответственности за результаты своего выбора и действий по его осуществлению.

    Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, В.Т. Лисовский одним из первых определил понятие «молодежь»: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 14 до 30 лет».

    Рассмотрение концепций молодежи дает возможность определить ее особенности как объекта социальной работы.

    Первые концепции молодежи появились в начале ХХ века, когда в США (Г. Стенли, Холл), а немного позже в Германии (Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др.) и России (В.И. Ленин, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) сформировались три основных направления теоретического осмысления этого феномена:

    ) трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодежи;

    ) понимание молодежи как культурной группы;

    ) постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.

    На мой взгляд, наибольший интерес представляет концепция молодежи и молодежного движения И.М. Ильинского, получившая признание в научном обществе и одна из наиболее влиятельных в нашей стране.

    Обобщения И.М. Ильинского относительно молодого поколения с полным обоснованием могут быть названы гуманистической концепцией молодежи. В ней развитие личности молодого человека, формирование его жизнеспособности поставлено на первое место.

    По мнению И.М. Ильинского, «молодежь - это ценность особого рода, это главная ценность общества, это понятие не только демографическое, но также экономическое, социальное, политическое». Если в обществе, в деятельности государства делается ставка на молодежь, то этим изменяется не только будущее, но и настоящее, поскольку политика начинает строиться с опорой на управление процессами, на опережение событий, оттесняя политику запоздалых реакций на уже случившееся.

    Концепция И.М. Ильинского включает в себя восемь базовых положений:

    Молодежь - это объективное общественное явление, выступающее всегда как большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы молодежи является диалектика целого и части («молодежь - часть общества; молодежь - часть общества»). Специфические, обусловленные возрастом проблемы молодежи в любом обществе состоят в том, что:

    а) молодость тесно связана с идеей зависимости;

    б) большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому «живет в кредит»;

    в) большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни;

    г) перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии;

    д) молодые люди решают проблему нравственного и духовного самоопределения;

    е) они решают проблему брачного выбора и деторождения.

    Молодежь по природе двойственна: она явление биологическое и социальное, что определяет связь ее психофизического и социального развития.

    Молодежь - явление конкретно-историческое.

    Молодежь - это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству.

    Молодежь одновременно объект и субъект социализации, что определяет ее социальный статус.

    Молодежь обретает субъектность по мере самоидентификации, самоосознания своих интересов, роста своей организованности.

    Молодежь - носитель процессов, которые развернутся в полную мощь в будущем.

    Молодежь - объект комплексных, междисциплинарных исследований, которые только в своей совокупности могут дать достаточно достоверную картину о ней. Концепция И.М. Ильинского основывается на инновационном потенциале молодежи, ее политической неопытности, романтизме, физической выносливости и т.п.

    Таким образом, молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые.

    Исходя из основных характеристик молодежи как социально-демографической группы, выделяют цели и задачи социальной работы с молодежью.

    Целью социальной работы с молодежью в России является:

    развитие и реализация потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности.

    Задачами социальной работы с молодежью в России являются:

    ) создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;

    ) создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;

    ) содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;

    ) обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.

    Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.

    Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.

    Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.

    1 Нормативно-правовая база социальной работы с молодежью

    В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

    Объекты государственной молодежной политики:

    граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

    молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

    молодежные объединения.

    Субъекты государственной молодежной политики:

    государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

    молодежные объединения и ассоциации;

    молодые граждане.

    Принципы государственной молодежной политики:

    сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

    привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

    обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

    предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

    приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

    Направления:

    обеспечение соблюдения прав молодежи;

    обеспечение гарантий в сфере занятости;

    содействие предпринимательской деятельности молодежи;

    государственная поддержка молодой семьи;

    гарантии предоставления социальных услуг;

    поддержка талантливой молодежи;

    формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

    поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

    содействие международным молодежным обменам.

    Меры реализации:

    принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

    внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

    разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

    создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

    выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

    создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

    В 1994 году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

    В 1998 году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

    В 2005 году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».

    Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

    Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

    Комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

    Центр социальной помощи семье и детям;

    Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

    Социальная гостиница;

    Социальный приют для детей и подростков.

    В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

    законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

    проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

    проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

    проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

    проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

    примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

    проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».

    Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001-2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

    В сфере поддержки молодёжного предпринимательства и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

    Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь.

    Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

    системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

    выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

    вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

    Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

    Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

    Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

    2.2 Современное состояние социальной работы с молодежью в РФ

    В настоящее время в молодежной среде нашей страны наблюдается ряд негативных тенденций и явлений.

    медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления;

    обостряются проблемы молодой семьи;

    ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения;

    растет криминализация молодежной среды;

    снижается доступность качественного образования;

    растет имущественное расслоение в молодежной среде;

    происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения;

    минимальна включенность молодых людей в систему управления государством.

    С другой стороны в молодежной среде укрепляется целый ряд позитивных тенденций:

    развивается инновационный потенциал молодежи;

    растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответственность за свою судьбу, восприимчивость к новому;

    увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициативу как главный способ решения своих проблем;

    возрастает престижность качественного образования и профессиональной подготовки;

    формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния;

    растет заинтересованность в укреплении своего здоровья;

    современная российская молодежь становится полноправной частью

    международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.

    Развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями.

    В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществляется развитие сети молодёжных клубов, центров, дворового сектора в муниципальных образованиях, создание социальных служб для молодёжи, поддержка волонтёрского движения. По данным на начало 2004 года, в регионах РФ функционируют 1542 учреждения социального обслуживания молодёжи, осуществляющие свою деятельность более чем по 20 направлениям.

    В целях поддержки талантливой молодёжи и организации молодёжного досуга Департамент по молодёжной политике ежегодно проводит конкурс молодёжных творческих проектов. Важной составляющей программ развития досуга и художественного творчества детей и молодёжи (Российская студенческая весна и т.д.) является работа с молодёжными средствами массовой информации. В сообщениях молодёжных информационных центров большое внимание уделяется вопросам творческих фестивалей и конкурсов. В регионах работают программы неправительственной общероссийской общественной организации - Российский Союз Молодёжи - «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

    Ассоциация учащейся молодёжи, входящая в состав Российского Союза Молодёжи, помогает созданию организаций в учебных заведениях, отстаивающих права и интересы учащейся молодёжи на различных уровнях.

    Современные явления - рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур - свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис.

    Разрушение традиционных социальных связей и государственной системы воспитания значительно снизило роль ранее доминировавших институтов социализации - семьи, школы, вуза, предприятия.

    В значительной мере утрачено влияние и таких традиционных институтов социализации как армия и профсоюзы. Недостаточную роль играют общественные объединения молодежи.

    Лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения, жизненных ценностей, образцов для подражания заняли средства массовой информации, часто эксплуатирующие низменные инстинкты молодых людей в угоду собственным коммерческим интересам. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

    Задача состоит в том, чтобы, совершенствуя и развивая институты социализации, добиться их сбалансированного и продуктивного влияния на процессы социализации молодежи.

    Между тем на сегодняшний день «модель социальной работы с молодежью в Российской Федерации, существующая на современном этапе, не отвечает сложности и масштабу задач, стоящих перед российским обществом и государством».

    Нормативная правовая база государственной политики в отношении молодежи по ряду направлений существует, но она разрознена, эклектична и требует внесения изменений, так как не соответствует современной политической и социально-экономической ситуации. Следует заметить, что законодательство в отношении молодежи было сформировано в основе своей до 1995 года.

    Существовавшим органам управления молодежной сферой не удалось обеспечить должный уровень и масштаб работы, что в определенной мере явилось результатом частой смены моделей управления. Это привело к значительному снижению эффективности государственной политики в отношении молодежи и реального уровня воздействия государства на решение проблем молодежи, а также к отсутствию взаимодействия с другими сферами государственной политики, искусственной замкнутости молодежной проблематики.

    Бессистемность и разнонаправленность практических действий, дублирование в деятельности ведомств снижает эффективность социальной работы с молодежью. Системная каждодневная социальная работа с молодежью подменяется фрагментарными имиджевыми мероприятиями.

    Социальная работа с молодежью в большинстве субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне также не является системной. Следует отметить при этом, что в отдельных регионах она достаточно разнообразна, и по содержанию и по глубине решения проблем молодежи продуктивнее деятельности на федеральном уровне.

    Большая часть молодежных и детских общественных объединений сосредоточена в крупных городах. В малых городах и в сельской местности объединения молодежи представлены достаточно слабо.

    В то же время, все более заметное влияние на молодежь оказывают националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.

    Нерешенные на федеральном уровне проблемы концептуального, стратегического характера, правового регулирования, финансового и научного обеспечения серьезно снижают эффективность социальной работы с молодежью на всех уровнях.

    Социальная работа с молодежью осуществляется так же различными общественными объединениями.

    Общественные молодежные объединения являются основной формой самоорганизации молодежи, их деятельность должна быть направлена на:

    Повышение общественной активности молодого поколения, развитие толерантности в молодежной среде;

    Получение молодыми людьми навыков для эффективного и продуктивного включения в современную жизнь;

    Участие молодежи в выработке и реализации решений в сфере государственного и муниципального управления, через работу в общественно-государственных структурах всех уровней, через развитие студенческого самоуправления;

    Создание привлекательных моделей позитивной деятельности и вовлечение в нее молодежи.

    Общественным объединениям могут передаваться ресурсы для решения задач, с которыми они способны справиться самостоятельно. При этом общественные объединения берут на себя всю полноту ответственности за решение данных задач силами самой молодежи.

    Россия переживает процесс социальной трансформации, стремясь избавиться от пережитков тоталитаризма и стать демократическим правовым государством. Ученые, отслеживающие изменения в общественном устройстве, фиксируют появление некоторых черт гражданского общества.

    Меняется общество, меняется и роль человека в нем. Если раньше человека низводили до роли добросовестного исполнителя, сейчас человек - активный преобразователь социального пространства. Личностная активность - одна из базовых характеристик человека современного гражданского общества. Такое изменение повышает ответственность человека. Оно наполняет понятие «гражданин» новым этико-моральным смыслом. Так, известный социолог В.Т. Лисовский пишет: «Гражданин - член политического сообщества, имеющий права и обязанности, связанные с его членством в нем». Данная трактовка отражает двустороннюю связь между личностью и обществом. Однако реального осознания этой взаимосвязи (по нашему мнению) у большинства россиян нет, так как история Советского Союза предполагала формальную одностороннюю связь-подчинение от государства к человеку. Гражданин являлся вассалом государства и с благодарностью исполнял долг по отношению к государству, которое даровало ему определенные права. Так было до известных перестроечных событий, когда образ государства-патрона был дискредитирован. Неравное взаимодействие было прервано. Нарушилась целостность «личность-общество-государство». Люди оказались разобщенными и изолированными от государства. Согласно данным, полученным в мониторинге исследования процессов идентификации, в 1992 г. ни один респондент не сказал, что он - россиянин, гражданин России. Понятие гражданин надолго утратило социальный престиж и смысл.

    Современному россиянину предстоит восстановить утраченные связи в обществе и государстве и, более того, сделать их обратными: от человека - к обществу, а через него - к государству. Пройдет еще много времени до того, как каждый российский человек поймет, что объявленная демократия как связь между отдельным человеком, обществом и государством будет действенной тогда и только тогда, когда каждый осознает, что он может влиять на деятельность государства, общества, что он хозяин своей судьбы. Человек, достигший такого осознания, и есть «новый» гражданин. Совокупность таких граждан составляют гражданское общество.

    Б.И. Коваль пишет, что гражданское общество есть «высшая форма солидарности людей в современном мире». Солидарность - это деятельное сочувствие, такое состояние личности, когда гражданин не может выполнить свою жизненную программу без содействия, сопереживания, помощи других.

    Первые годы перестройки заставили человека замкнуться, уйти в себя, или в лучшем случае реализовать себя в рамках семьи, круга друзей. Активная позиция человека в гражданском обществе выводит человека на общественный уровень взаимодействия. Ведь демократия в самом примитивном определении - это власть народа, а народ - это сообщество, осознающее единство, общность, солидарность. И бесполезно надеяться на осуществление демократии раньше, чем проявится чувство солидарности.

    Солидарность заставляет людей объединяться. Мораль детской сказки «Теремок» - «Вместе лучше» - присутствует, наверное, в каждом. Руководствуясь этим принципом, люди объединяются в рамках общественных организаций, ассоциаций, движений, которые умножают значимость каждого человека, дают ощутить себя свободным, полноправным субъектом демократического управления, а значит, получить возможность быть услышанным государством. Демократия - это диалог государства с гражданским обществом, где слышен голос каждого.

    Американский политолог Д. Патрик отмечает: «Большинство теоретиков демократии считают, что сеть ассоциаций и организаций составляет основу гражданского общества». Другой американский ученый Р. Патнэм настаивает: «Люди, заинтересованные в демократии (ее консолидации и эффективности), должны в первую очередь способствовать формированию гражданского общества». Долгосрочные исследования, проведенные Патнэмом в Италии, подтвердили, что жизнеспособная сеть местных добровольных организаций создает социальный капитал - гражданские ценности, навыки и знания, капитал, необходимый для консолидации демократии. Вывод Р. Патнэма таков: граждане, приобретая социальный капитал за счет участия в организациях гражданского общества, в дальнейшем могут использовать его для укрепления демократических принципов в управлении государством.

    Вопросы функционирования детских и молодежных общественных организаций являются в наше время очень актуальными. На фоне острых проблем бюджетного финансирования социальных программ, кризиса института семьи, неблагоприятных демографических процессов реформирования школьного образования молодежное движение представляется действенным каналом решения или хотя бы разрядки особой напряжённости некоторых вопросов, связанных с успешной социализацией подрастающего поколения.

    В ряду многих задач, которые могут найти своё решение через активное функционирование молодежных общественных формирований, на первом месте стоят проблемы гражданского и патриотического воспитания молодого поколения россиян. Подлинное становление гражданского общества в нашей стране возможно с укоренением его традиций в молодежной среде, поэтому молодежное организованное движение -первейшее условие укрепления и развития демократии в государстве.

    Надежды на то, что молодежные общественные объединения могут играть положительную роль в воспитательном процессе и восполнять недостаток внимания к детям со стороны старшего поколения, в какой-то мере не беспочвенны. Опыт советского прошлого подтверждает обоснованность подобных надежд, имея в виду активную деятельность Всесоюзной пионерской организации и комсомола. Однако та же история пионерии и комсомола говорит и о существенных недостатках, имевшихся в деятельности этих организаций. В новых исторических условиях простое воспроизведение организационных структур и форм работы молодежных общественных объединений невозможно и нецелесообразно, но их переосмысление и переоценка необходимы. Например, вопросам развития молодежного общественного движения в современной России с учётом положительных аспектов деятельности Всесоюзной пионерской организации была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция, проведённая в апреле 2003 года в Челябинске по инициативе Министерства образования РФ и Научно-практического центра СПО-ФДО Федерации детских организаций Челябинской области.

    Современное молодежное движение в России носит противоречивый характер. В нем участвуют объединения, различающиеся по направленности своей деятельности, по возрастному и численному составу. По данным Министерства образования РФ «сегодня в России действуют более 427 тыс. молодёжных и детских общественных объединений различной территориальной сферы деятельности».

    Итак, наиболее важной на сегодня проблемой является занятость молодежи и ее самореализация. Молодежные общественные объединения позволяют не только самореализовываться, но и приобрести большой опыт для будущей не только политической и профессиональной деятельности. Поскольку проблемами молодежных общественных объединений занимался довольно узкий круг ученых, о чем свидетельствует малое количество монографий, необходимо изучение в данной области для организации большей и лучшей самодеятельности и самоорганизации молодежи.

    На основе существующих определений таких понятий, как молодежь, общественное объединение, организация, можно сформулировать определение Молодежного общественного объединения. Молодежным общественным объединением является Объединение молодежи (людей в возрасте от 14 до 30 лет), совместно реализующей интересы, программы или цели на основе определенных норм и правил. Один из компонентов социальной структуры общества - инициативное, самодельное, самоуправляемое объединение молодежи, единая воля которых направлена на совместное решение общих проблем, защиту общих интересов других людей и групп. Взаимодействия в МОО определяются формальными правилами и регламентированными нормами поведения.

    Воспитательная функция молодежных и детских общественных объединений основывается на удовлетворении и реализации потребностей и интересов молодого человека, формирование молодого поколения как социально-творческой силы.

    Особенность реализации воспитательных функций молодежных организаций состоит в исключительной значимости самодеятельности и творчества детей, подростков, молодых людей. Они главным образом сами формируют нормативы общей деятельности, включая и ее стимулирование, ее организацию и принуждая к ней.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Молодежь можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни. В более узком (социологическом) смысле молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности.

    Предназначение молодежи в современном мире заключается в неоспоримом факте, что она является не столько объектом воспитания, образования и социализации, сколько активным субъектом социального воспроизводства, инновационным потенциалом общества, существенным гарантом его развития. Именно молодое поколение выступает и как важное условие дальнейших социально-экономических перемен, и инновационная сила.

    Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

    Социальная работа с молодежью должна носить общественно-государственный характер и быть направлена на активизацию действий и развитие партнерства ее основных субъектов: органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих и некоммерческих организаций, самой молодежи по обеспечению эффективной реализации государственных и общественных интересов в процессе социального становления и самореализации молодежи.

    Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.

    Для выполнения исследовательской части данной работы была разработана анкета, охватывающая различные стороны жизни молодежи, ее потребностей, а также вопросы, помогающие понять, как молодежь живет в настоящее время. Анкета направлена на выявление общественного мнения о молодёжи, респондентами являются студенты ЧелГУ. Среди 40 опрошенных, представлены студенты с первого и второго курса экономического факультета. Из них 70 % составили девушки и 30 % юноши.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1.Постановление ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

    Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью / Н.Ф. Басов. - М.: Дашков и К, 2009. - 328 с.

    Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы: учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.Н. Павлов. - М.: КноРус, 2011. - 213 с.

    Технология социальной работы: учебник для бакалавров / [В. А. Петросян и др.] ; под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - Москва: Юрайт, 2011. - 503 с.

    Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления: сборник материалов / Под ред. М.К. Горшкова, А.А. Нелюбина. - Издание совета федерации, 2006. - 192 с.

    Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.; под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

    Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 268 с.

    Шкурин, В. Молодежь: свободное время и клуб / В. Шкурин. - М.: Досуг, 2008. - 203 с.

    Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация, Общество / П.А. Сорокин. - М.: Политиздат, 2007. - 55с.

    Бовкун, В.В. Образ жизни современной молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / В.В. Бовкун. - М.: Досуг, 2007. - 432 с.

    Социальная работа с молодежью: Учебное пособие. Издательство: Дашков и К, 2010. - 327 с.

    Нечаева Л.А. Добровольческое движение как форма работы с молодежью. - [Электронный источник]. - Режим доступа: #"center">ПРИЛОЖЕНИЕ

    Инструментарий исследования (анкета)

    Здравствуйте!

    Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе.

    Анкета анонимная, фамилию и имя указывать не нужно. Нужный ответ обведите в кружочек.

    Как Вы считаете, молодежь играет значительную роль в социально-демографической, экономической, политической и культурной жизни общества?

    Каковы наиболее существенные проблемы (общественные, личные), которые Вас волнуют в настоящее время? _____________________________________________

    Какие проблемы российской молодежи, на Ваш взгляд, в данный момент наиболее актуальны? ____________________________________________________________

    Как Вы думаете, в чем больше всего нуждается молодежь нашей страны?

    ____________________________________________________________

    Знаете ли Вы законы РФ о молодежи и молодежной политике?

    Вы планируете продолжать образование после окончания ВУЗа по данному направлению?

    Как думаете, легко ли Вам будет найти работу по специальности?

    Каким Вы видите свое будущее?

    хотел бы работать в бюджетной сфере

    хотел бы заниматься собственным делом

    хотел бы работать в частной компании

    другое_______________

    Укажите свой пол

    Мужской. Женский.

    Укажите курс______

    СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

    В современной государственной молодежной политике основные Концептуальные положения прописаны в Постановлении ВС РФ от 3 июня 1993г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации», которое до января 2005г. было главным документом, диктующим государственную молодежную политику.

    Объекты государственной молодежной политики:

    Граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством от 14 до 30 лет во время пребывания их на территории Российской Федерации, если это влечет обязанности федеральных государственных органов;

    Молодые семьи - семьи в первые 3 года после заключения брака, в случае рождения детей - без ограничения периода брака), при условии, что один из супругов не достиг 30 летнего возраста, а так же неполные семьи, в которых отец или мать не достигли 30 лет;

    Молодежные объединения.

    Субъекты государственной молодежной политики:

    Государственные органы и должностные лица (указом Президента РФ от 17 мая 2000г. № 867 Государственный комитет по молодежной политике был упразднен, его функции были переданы Министерству образования РФ);

    Молодежные объединения и ассоциации;

    Молодые граждане.

    Принципы государственной молодежной политики:

    Сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в реализации государственной молодежной политики;

    Привлечение молодых граждан к участию в формировании политики и программ для молодежи;

    Обеспечение правовой и социальной защиты молодых граждан;

    Предоставление молодому гражданину гарантирование государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, трудоустройству;

    Приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.

    Направления:

    Обеспечение соблюдения прав молодежи;

    Обеспечение гарантий в сфере занятости;

    Содействие предпринимательской деятельности молодежи;

    Государственная поддержка молодой семьи;

    Гарантии предоставления социальных услуг;

    Поддержка талантливой молодежи;

    Формирование условий для физического и духовного развития молодежи;

    Поддержка деятельности молодежных и детских объединений;

    Содействие международным молодежным обменам.

    Меры реализации:

    Принятие специального законодательства и иных правовых актов, решений местных органов власти и управления;

    Внесение изменений и дополнений в законодательство и иные акты;

    Разработка и выполнение государственной молодежной политики комплексного и целевого характера;

    Создание Российского фонда Федеральных молодежных программ для организации и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи, а также формирование аналогичных региональных и территориальных фондов;

    Выделение в федеральном и местном бюджетах отдельных ассигнований на финансирование мероприятий в области молодежной политики;

    Создание государственных органов по делам молодежи и социальных служб различного профиля.

    В 1994 году была принята Федеральная программа «Молодежь России». Для создания механизма решения молодежных проблем предоставление бюджетных средств на развитие приоритетных направлений молодежной политики.

    В 1998 году принимается новая Федеральная программа «Молодежь России на 1998-2000г.г.» Основная ее часть заключалась в формировании и укреплении правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи. Программой предусматривалось формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм поддержки молодежи в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья, домашнего хозяйства. Так же формирование системы органов для временной и вторичной занятости молодежи, развития предпринимательства. Развитие условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи.

    В 2005 году утверждена Министерством образования и науки РФ программа «Молодежь России на 2006-2010 годы».

    Анализ трех предыдущих программ позволяет заметить, что первые две программы направлены на создание правовой базы и системы социальных служб, а третья и последующая четвертая четко выделяют направления поддержки и социальной защиты молодежи.

    Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет утвержденную структуру с обязательным минимумом для города, района:

    1. комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной соц. помощи);

    2. центр социальной помощи семье и детям;

    3. социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

    4. социальная гостиница;

    5. социальный приют для детей и подростков.

    В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

    Законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

    Проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

    Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

    Проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

    Проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

    Примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

    Проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов».

    Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001-2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

    В сфере поддержки молодёжного предпринимательства и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

    Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь.

    Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

    Системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

    Выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

    Вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

    Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

    Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».

    Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

    Под социальной работой с молодежью понимают специфичный вид профессиональной деятельности, направленной на совершенствование качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, муниципальными и коммерческими организациями, включающей в себя совокупность правовых, социальных, медицинских, экономических, а также психосоциальных, педагогических, организационно-профилактических, информационных и прочих мер предотвращения отрицательных тенденций в молодежной среде, а также формирования общественно значимых свойств и качеств у молодого поколения. Отличительная особенность социальной работы с молодыми служит активное привлечение в социальные мероприятия, направленные на преодоление возникающих у них кризисных ситуаций, саму молодежь .

    Основной проблемой социальной работы при этом служит формирование у молодого поколения способность решать самостоятельно свои проблемы, приспосабливаться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получение навыков к самостоятельной жизни и участию в самоуправлении.

    Субъектом этого вида деятельности выступают социальные службы, которые являются необъемлемым звеном целостной (федеральной, региональной, муниципальной и пр.) системы по организации социальной работы с молодыми людьми; эти службы осуществляют информационное и ресурсное обеспечение системы социальной поддержки молодого поколения на всех уровнях .

    Система социальных служб в РФ, представляет собой комплекс государственных, не государственных структур, а также специализированных институтов, направленных на оказание социальной помощи и социальной защиты молодым людям, на поддержку их инициатив, и включает обязательный минимум учреждений для каждого города, района :

    • а) центр социального обслуживания (содержит отделения: социальной. помощи на. дому, дневного, временного. пребывания, срочной. социальной помощи);
    • б) центр социальной помощи. семье и детям;
    • в) социально-реабилитационный центр для. несовершеннолетних;
    • г) социальный приют для детей. и подростков.

    А также включает: центры психолого-педагогической. помощи; центры экстренной психологической. помощи по телефону; реабилитационные центры для. детей и подростков с ОВЗ, а также центры помощи. детям, оставшихся без попечения. родителей и др.

    Основными целями таких служб являются :

    • - .формирование системы социального обслуживания молодежи как единой государственно-общественной системы социально-психологического сопровождения молодого человека;
    • - .выявление условий, определяющих формирование асоциального поведения у молодежи;
    • - .предоставление срочной помощи молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
    • - повышение степени самостоятельности молодых людей, их способность контролировать собственную жизнь и наиболее эффективно разрешать возникшие трудности;
    • - формирование условий, в которых модой человек, невзирая на кризис жизни, сможет сохранить чувство собственного достоинства, уважения к себе со стороны общества; достигнуть такого результата, что у него отпадет потребность в помощи от социального работника (конечная цель).

    Сфера деятельности социальной работы среди молодежи широка и многообразна. Она содержит в себе несколько смежных течений ., одно из которых - социальная защита молодежи, под которой понимается комплекс государственных мер социального, экономического, правового характера, направленных на обеспечение гарантированных государством минимальных нормативов для разных групп молодежи.

    Второе направление - социальная помощь молодому поколению. Эта помощь состоит в заботе государства и общества о молодом поколении, которое нуждаются в поддержке в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, и может рассматриваться как перераспределение финансовых ресурсов между различными группами молодежи на основе действующего законодательства.

    Здесь необходимо отметить, что социальная поддержка для ряда социальных категорий молодежи, таких как мало обеспеченные слои детей, подростков, учащихся студентов, молодых рабочих и молодых специалистов, в конечном счете и экономически, и социально - эффективна, поскольку спустя некоторое время эти объекты социальной работы будут активными субъектами рыночных взаимоотношений и могут вносить свой вклад в повышение национального богатства нашей страны.

    Третье направление социальной работы с молодежью - социальная педагогика, которая включает как помощь нуждающимся категориям молодых людей, так и процесс их социализации, социальной. профилактики и воспитания.

    Чаще всего о социальной работе с подрастающим поколением, говорят о таких проблемах: рост преступности, наркомании и суицидов, ухудшение здоровья молодого поколения, социальное сиротство, беспризорность, насилие над несовершеннолетними в семьях, молодежная безработица, моральная распущенность, бездуховность, социальная апатия молодежи, деформация отношения к труду и др.

    В настоящее время, особую актуальность приобретает социальная работа с молодежью в сфере трудовой занятости. Специалист по социальной работе может активно способствовать трудоустройству через взаимодействие с центрами занятости населения, кадровыми агентствами, привлекая молодёжь к программам повышения квалификации и переквалификации, ориентируясь на запросы рынка труда. Помощь социального работника в содействии трудоустройству молодых людей очень важна, так как безработица может привести к асоциальному образу жизни и таким явлениям как наркомания, алкоголизм, проституция и преступность в молодёжной среде, конфликтной ситуации дома. Именно поэтому приоритетными направлениями социальной молодёжной политики являются: привлечение молодого поколения в общественную практику и информирование их об потенциальных возможностях развития; формирование их творческой активности; интегрирование молодежи, оказавшейся в тяжелых жизненных условиях, в жизнедеятельность общества .

    Значимым направлением социальной работы с молодыми людьми является социальная профилактика отклоняющегося и преступного поведения. Преступность в молодёжной среде активно растёт, что связано с социально-экономическими трансформациями, происходящими в нашей стране. Социальная работа способна минимизировать риски, которые за собой влечёт социальная нестабильность в нашем обществе через всестороннее оказание помощи и поддержки молодёжи, т.к. именно на социальную работу возложены эти функции.

    Специалист социальной сферы, при необходимости, должен выполнять посредническую функцию, между молодым человеком, нуждающимся в оказании помощи (медицинской, психологической, правовой, консультативной) и специалистом, который компетентен в предоставлении запрашиваемого вида помощи (врач, психолог, юрист, консультант и пр.).

    Осознание этого привело к тому, что одним из направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи является «Социализация молодёжи, нуждающейся в особой защите государства», которое ориентированно на социализацию молодых людей, употребляющих психоактивные вещества; молодых людей, находящихся в конфликте с законом, а также подготовку специалистов для работы с данной категорией молодых людей.

    Вышеперечисленные и ряд прочих проблем действительно охарактеризовывают «молодежное поле» современного российского общества, но лишь только в определенной степени.

    В глазах же самой молодёжи молодежи проблемы, решение которых становится наиболее важным, видятся следующие: 28,5% указывают на улучшение материального положения; 27,4% обрести стабильную, высоко оплачиваемую работу, причем по полученной специальности, карьерный рост, избегание безработицы либо сокращения; получение высшего образования отмечают 20,2%; обрести свое жилье - 19,7%; решить проблему со здоровьем, улучшить отношения в семье - 11,0%; исключить последствия экономического кризиса - 7,7%; хотят жениться или выйти замуж, создать семью, завести ребенка - 5,5%.

    Все проблемы современной молодёжной способна, если не предотвратить, то поспособствовать формированию адекватных социальных установок, изменению поведения и системы ценностей в лучшую сторону, может правильно поставленная социальная работа с молодежью.

    Особую роль в социальной работе с молодежью играют методы и технологии, которые делят на :

    • 1) Индивидуальную социальную работу - применяется в работе как с индивидумами, так и семьями, в решении психологических, меж личностных, социальных и экономических проблем посредством личного взаимодействия, основной формой которого является консультирование. В процессе индивидуальной работы поддержка оказывается с целью налаживания контакта с социальными учреждениями (врачами, юристами, социальными службами).
    • 2) Групповую социальную работу, используется в целях оказания индивиду поддержки через передачу группового опыта. Групповая работа реализуется в разных формах работы: клубной, кружковой и подразумевает формирование устойчивого состава молодых людей, наличие определенного пространства и зафиксированного времени.
    • 3) Общинная социальная работа призвана предельно максимально содействовать установлению и поддержанию социальных взаимосвязей, вовлечению населения и институтов определенной территории для решения острых проблем молодежи.

    Наряду с классическими методами работы с молодежью, создаются и новые, к которым можно отнести «мобильную» социальную работу с молодежью. Возникновение этого метода сопряжено с потребностью воздействия и контролирования за той частью молодого поколения, которая не обращается ни в молодежные центры, ни в органы системы социальной защиты, но вместе с тем, предрасположена к проявлению девиантного поведения и агрессивности.

    Увеличение среди молодежи количества беспризорных, склонных к противоправному поведению и обусловило появление «уличной» социальной работы, предполагающая общение с молодыми людьми не в стенах социальных учреждений, молодежных центров или консультационных пунктов, а напрямую в их среде обитания. То есть, социальная работа с молодежью переместилась непосредственно на улицу.

    Принцип и цель такой социальной работы заключается в установлении доверительных взаимоотношений и совместного взаимодействия, цель которых активное проникновение в молодежный мир, предрасположенных к правонарушениям.

    Уличная социальная деятельность проводится в разнообразных формах, например: предоставление разных альтернативных способов проведения свободного времени, организация спортивных мероприятия, организация работы в автобусов в места, где собираются проститутки, наркоманы и т.д. .

    Таким образом, социальная работа с молодежью - это специфичный вид профессиональной социальной деятельности, который ориентирован на улучшение качества жизни молодых людей, оказание помощи и поддержки нуждаемся представителям молодёжи, так как взаимодействие с молодежью является важнейшей составляющей содержания профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

    Для преодоления социальных проблем молодежи требуется комплексный подход, который в общем виде, предполагается:

    • - .обеспечение соблюдения прав молодых людей;
    • - .обеспечение гарантий труда и занятости молодых людей;
    • - .содействие в предпринимательской деятельности;
    • - .государственную помощь молодой семье;
    • - .гарантированное обеспечение социальных услуг;
    • - .поддержка талантливых молодых людей;
    • - .формирование условий, как для физического, так и духовного развития молодых людей;
    • - .поддержка деятельности молодежных объединений.

    Таким образом, молодёжь - это социально-демографическая категория нашего общества, которая выделяется совокупностью характеристики черт, особенностями своего социального. положения, обусловленных разнообразными социальными и психологическими свойствами, которые в свою очередь, определяются степенью социально-экономического и культурного развития, а также особенностями социализации в российском обществе.

    Как показывает социальная практика, молодёжь является одной из уязвимых категорией населения вообще и из-за трансформаций, происходящих в социально-экономической и политической сферах современной России. В частности неопределённость роли и места в жизни общества современной молодёжи связано, с одной стороны, с нахождением данной возрастной категории в начале пути активной социализации, а с другой, - с потенциальной маргинализацией, отягощенной безработицей, алкоголизацией и наркотизацией, преступностью.

    Однако, вопрос построения технологий социальной. работы с молодым поколением усложняется тем, что, как правило, молодые люди являются не добровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения возникших проблем у российской молодежи еще не сформирована. Все это одновременно вынуждает обратить особое внимание на формирование эффективной социальной работы с молодежью.