Управление ресурсами проекта на примере предприятия. Управление поставками материальных ресурсов в проектной среде

Управление ресурсами - одна из главных подсистем УП. Управление ресурсами - одна из главных подсистем управления проектом, которая включает в себя процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических и др.

Управление материальными ресурсами проекта начинается, по сути, на прединвестиционной фазе при разработке технико-экономического обоснования, затем на стадии планирования определяются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения. Существенным отличием управления проектом от управления производ-ством является ограниченность ресурсов в каждый момент времени. Исходя из этого принципа, основными задачами управления ресурсами являются: 1. Оптимальное управление ресурсами. 2. Управление материально-техническим обеспечением, в том числе: Управление закупками ресурсов. Управление снабжением.
Управление человеческими ресурсами проекта - это процесс обеспечения эффективного использования человеческих ресурсов проекта, к которым относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта)

Для успешного достижения целей проекта критически важным является следующее:идентифицировать состав участников проекта;определить роли участников проекта и порядок их взаимодействия;сформировать команду проекта и команду управления проектом;построить необходимую и достаточную для управления проектом организационную структуру.

Команда проекта - временная рабочая группа, выполняющая работы по проекту и ответственная перед Руководителем проекта за их выполнение. Команда проекта состоит из команды управления, участников проекта, выполняющих работы в рамках проекта, - Исполнителей проекта.

Команда управления проектом (КУП) - члены команды проекта, уполномоченные принимать управленческие решения по управлению проектом.

включать в свой состав участников со следующими ролями:Руководитель проекта;Куратор проекта (Спонсор);Архитектор системы;Администратор проекта.

Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью. Управление стоимостью заключается в обеспечении выполнения тройного ограничения на управление проектами - по стоимости, срокам и содержанию. Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета. К процессам управления стоимостью относятся:стоимостная оценка - определение примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта; разработка бюджета расходов - суммирование оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ с целью формирования базового плана по стоимости;управление стоимостью - воздействие на факторы, вызывающие отклонения по стоимости, и управление изменениями бюджета проекта.


Билет №16

1.Цели и содержание административной и муниципальной реформ, их общие черты.

Административная реформа необходима для решения следующих комплексных задач: совершенствование способности государства реализовывать политику, предписанную законом; повышение эффективности системы государственных органов; превращение государства в ответственного работодателя, способного привлечь достаточное количество служащих необходимой квалификации и в то же время контролировать издержки на их содержание; повышение доверия к государству со стороны населения и частного сектора.

Цели административной реформы:

● оптимизация и упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти;

● изменение их системы, структуры и режима функционирования;

● простота и эффективность работы государственных органов;

● совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами;

● демократизация управления, его открытость и доступность для граждан.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:

● внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;

● разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;

● реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Российской Федерации и исполнения ими своих полномочий (ГАС «Управление»);

● создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;

● организация предоставления государственных услуг в электронной форме;

● оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;

● повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;

● модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; ● формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Новое законодательство о местном самоуправлении, воплотившее в себе основные идеи муниципальной реформы, было принято 6 октября 2003 года. До этого местное самоуправление в России регулировалось рядом законодательных актов, основным из которых был Федеральный закон № 154-ФЗ от 28.08.1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Муниципальные финансы были урегулированы отдельным законодательным актом – Федеральным законом № 126-ФЗ от 25.09.1997 «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Оставив прежним название основного нормативного документа в сфере местного самоуправления – «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - новое законодательство (Федеральный Закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) внесло радикальные изменения практически во все аспекты функционирования местной власти.

Основные направления преобразований сводились к следующим:

● на всей территории страны в качестве базовой вводилась двухуровневая модель местного самоуправления, обеспечивающая формирование муниципальных образований на уровне поселений и на уровне муниципальных районов; кроме того, предусматривалось создание городских округов – одноуровневых муниципалитетов, выполняющих функции как поселений, так и районов;

● перечень вопросов местного значения достаточно существенно сокращался по сравнению с предыдущей редакцией Закона, все полномочия муниципальных образований разделялись между поселенческим и районным уровнем, при этом за муниципальными районами было закреплено решение как вопросов местного значения на межселенных территориях, так и исполнение многих ключевых функций на территории поселений (в частности, связанных с организацией образования и здравоохранения);

● вводилось более четкое регулирование передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий и обеспечения их финансирования из бюджетов вышестоящих уровней;

● обеспечивалось более развернутое регулирование и расширялись формы осуществления непосредственной демократии на местном уровне; более детально, по сравнению с предшествующей редакцией закона, была проработана нормативная база территориального общественного самоуправления;

● ужесточались законодательно закрепленные требования к органам местного самоуправления, в частности, предусматривалось наличие в каждом муниципалитете представительного органа, главы муниципального образования, а также местной администрации; как правило, запрещалось совмещение постов главы администрации и главы представительного органа, жестко регулировалась численность местных депутатов и т.п.;

● ограничивался перечень имущества, которое может находиться в муниципальной собственности; объекты, не подпадающие под законодательно установленные ограничения, подлежали перепрофилированию либо отчуждению;

● за муниципальными образованиями на постоянной основе закреплялись доходные источники; принципы и механизмы предоставления финансовой помощи муниципалитетам были детально урегулированы федеральным законодательством;

● вводилось более развернутое регулирование межмуниципального сотрудничества, направленное как на более активное использование данного инструмента в организации решения вопросов местного значения, так и на унификацию его форм.

Нельзя сказать, чтобы потребность в реформировании местного самоуправления не осознавалась в обществе. Активные дискуссии с привлечением экспертного сообщества, муниципальных лидеров, общественных организаций выявили неудовлетворенность сложившейся системой регулирования в данной сфере. При этом наиболее остро стояли вопросы организации финансирования муниципальных образований, обеспечения хотя бы минимальных гарантий финансовой автономии местного самоуправления.

Основные цели муниципальной реформы:

●  приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации (если не считать городские округа) муниципальных образований низового уровня – сельских и городских поселений, что вытекало из самой логики конституционных норм;

● четкое разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений);

● разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация нефинансируемых мандатов.

Управление материально-техническими ресурсами проект

Как известно, необходимым условием успешного выполнения проекта является своевременная поставка материально-технических ресурсов в соответствии с проектной документацией и технологией реализации проекта.

Основные задачи обеспечения проекта ресурсами рассматриваются на самых ранних стадиях проработки концепции проекта. Дело в том, что многие проекты представляют собой чрезвычайно материально, энергетические и технически емкие начинания. Зачастую, фактор ресурсного обеспечения оказывается решающим при принятии стратегических решений по проекту. В связи с этим закупки и поставки в контексте УП как правило выделяются в самостоятельную подсистему проекта.

Как отмечалось ранее, закупки и поставки представляют собой два взаимосвязанных процесса. Тем не менее, процесс поставок материально технических ресурсов представляет собой относительно самостоятельную область деятельности. В широком смысле - управление материально-техническим обеспечением, движением товарно-материальных запасов, информационными потоками, логической цепью применительно к производственным, управляющим автоматизированным системам. Наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями. Володин В.В. «Управление проектами»

Методы планирования материально-технического обеспечения в проектной среде

В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики.

Понятие логистики многогранно. В самом общем виде она определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.

Логистика в сфере материально-технического обеспечения понимается как наука о:

· рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства;

· совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции;

· взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем -- от производства до потребления;

· управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени;

· интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиентурой, и их необходимым информационным обеспечением;

· планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока;

· планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков;

· физическом распределении материальных ресурсов, техническом, технологическом, организационном и информационном обеспечении данного процесса.

Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего в логистике организуются информационные потоки.

Материальный поток -- продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и т. п.) и отнесенная к временному интервалу.

Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных.

Таким образом, материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, выполнения операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя. "Управление проектами"

Выводы по главе I

Проект - целенаправленный, заранее проанализированный и спланированный комплекс взаимосвязанных мероприятий по созданию или изменению какого-либо объекта (совокупности объектов) направленный на достижение заранее определенных целей в течение заданного периода времени, при установленном бюджете и определенном качестве.

Жизненный цикл проекта можно разделить на три основные смысловые фазы:

· прединвестиционную включающую, например: предварительное обоснование, технико-экономическое обоснование (ТЭО), анализ инвестиционных возможностей;

· инвестиционную, включающую, например: доклад об инвестиционных возможностях, переговоры и заключение контрактов, проектирование, производство работ, обучение персонала;

· эксплуатационную, включающую, например: приемку и пробный запуск, замену оборудования, расширение, инновации, выход на проектные мощности.

Планирование представляет собой совокупность связанных между собой взаимными отношениями процедур. Первым этапом планирования проекта является разработка первоначальных планов, являющихся основой для разработки бюджета проекта, определения потребностей в ресурсах, организации обеспечения проекта, заключения контрактов и пр.

Основная цель планирования состоит в построении модели реализации проекта. Она необходима для координации деятельности участников проекта, с ее помощью определяется порядок, в котором должны выполняться работы.

План проекта - комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенной последовательности и в установленные сроки. По своей сути план это модель будущего, сценарий развития событий.

Планирование проекта - приведение системы от желательного состояния к возможному.

Процесс планирования - динамичный, систематический, непрерывный процесс осознания перспективных целей и задач, и нахождения путей их решения.

Цели планирования- формирование взаимно согласованных характеристик желаемых и потенциально осуществимых результатов реализации проекта в рамках заданных ограничений на основе предвидения возможной динамики развития проекта и вариантов будущих решений.

Управление ресурсами -- одна из главных подсистем управления проектом. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических. Понятие «ресурс» в методологии управления проектами трактуется широко: все, чем располагает проект, -- в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительности, сроки ограничения), информация, знания и технологии -- является взаимосвязанными ресурсами проекта.

Управление проектами обычно выделяют два основных вида:

· Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые ресурсы;

· Воспроизводимые, нескладируемые, ненакапливаемые ресурсы; Володин В.В. «Управление проектами»., Управление проектами"

Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г

Управление ресурсами - одна из главных подсистем управления проектом. Включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля ресурсов, обычно трудовых и материально-технических. Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью.

В принципе понятие "ресурс " в методологии управления проектами трактуется широко - все, чем располагает проект, в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительности, сроки ограничения), информация, знания и технологии, является его взаимосвязанными ресурсами. И основная задача управления ресурсами - обеспечить их оптимальное использование для достижения конечной цели управления проектом - формирования результата проекта с запланированными показателями.

Обычно рассматриваются две взаимосвязанные группы ресурсов:

материально-технические ресурсы , т.е. сырье; материалы, конструкции, комплектующие; энергетические ресурсы; топливо; ресурсы типа мощности или технологические ресурсы, т.е. машины, механизмы для выполнения работ проекта; устанавливаемое оборудование и пр.;

трудовые ресурсы , осуществляющие непосредственную работу с материально-техническими ресурсами (например, строители, водители машин, монтажники оборудования и пр.).

Отвлекаясь от многообразия типов указанных ресурсов, целесообразно выделить два основных типа.

Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые ресурсы в процессе выполнения работ расходуются полностью, без повторного использования. Неиспользованные в данный отрезок времени, они могут использоваться в дальнейшем. Иными словами, такие ресурсы можно накапливать с последующим расходованием запасов. Поэтому их часто называют ресурсами типа "энергия". Примерами таких ресурсов являются топливо, предметы труда, средства труда однократного применения, а также финансовые средства.

Воспроизводимые, нескладируемые, ненакапливаемые ресурсы в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут использоваться на других работах. Если эти ресурсы простаивают, то их неиспользованная способность к функционированию в данный отрезок времени не компенсируется в будущем, т.е. они не накапливаются. Поэтому ресурсы второго типа называют еще ресурсами типа "мощности". Примерами ресурсов типа "мощности" являются люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т.п.).

Понятие ресурсов взаимосвязано с понятием "работа", поскольку ресурсы соотносятся не с проектом в целом, а с определенными работами, выполняемыми в запланированной последовательности, соответствующей календарному плану работ по проекту. Кратко остановимся на ресурсных аспектах календарного плана.

В рамках календарного планирования работпо проекту описываются потребности в ресурсах по работам в виде функции потребности. Потребность работы в складируемом ресурсе описывается функцией интенсивности затрат, показывающей скорость потребления ресурса в зависимости от фазы работы, либо функцией затрат, показывающей суммарный, накопленный объем требуемого ресурса в зависимости от фазы.

Потребность работы в нескладируемом ресурсе задается в виде функции потребности, показывающей количество единиц данного ресурса, необходимых для выполнения работы, в зависимости от фазы. Наряду с функциями потребности, характеризующими задачи проекта, необходимо рассматривать и функции наличия (доступности) ресурсов. Функции наличия задаются аналогично функциям потребности. Отличие заключается в том, что функции наличия задаются на проект в целом.

Так, их аргументом выступает не фаза работы, а время (рабочее или календарное). Проверка ресурсной реализуемости календарного плана требует сопоставления функций наличия и потребности в ресурсах проекта.

Управление материальными ресурсами проекта начинается, по сути, на прединвестиционной фазе при разработке технико-экономического обоснования, затем на стадии планирования определяются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения.

В каждый текущий момент времени ресурсы проекта ограничены и поэтому основными задачами управления ресурсами являются:

● оптимальное планирование ресурсов;

● управление материально-техническим обеспечением, в том числе:

● управление закупками ресурсов;

● управление снабжением, в том числе:

● управление поставками ресурсов;

● управление запасами ресурсов;

● управление распределением ресурсов по работам проекта.

План

Лекция 13

Тема: Управление ресурсами проекта

Лекция 13

для студентов 5 курса специальности

080507.65 – Менеджмент организации

Краснодар


1. Принципы планирования ресурсов

2. Управление закупками ресурсов

3. Управление поставками

4. Управление запасами

Управление ресурсами включает процессы планирования, закупок, поставок, распределения, учета и контроля трудовых и материально-технических ресурсов. Управление финансовыми ресурсами осуществляется в рамках управления стоимостью проекта.

Понятие ресурс трактуется широко: все, чем располагает проект , – трудовые, финансовые и материально-технические ресур­сы, команда проекта, время, информация, знания и технологии – является взаимосвязанными ресурсами проекта.

Основная задача управления ресурсами – обеспечить их оптимальное использование для дос­тижения конечной цели управления проектом.

Существуют две взаимосвязанные группы:

1. материально-технические ресурсы – сырье; материалы, комплектующие; энергетические ресурсы; топливо; технологические ресурсы; оборудование и пр.;

2.трудовые ресурсы – осуществляют непосредственную работу с материально-техническими ресурсами (например , строители, водители, монтажники и пр.).

Типы ресурсов :

1 .Невоспроизводимые, складируемые, накапливаемые – в процессе выполнения работ расходуются полностью, не допуская повтор­ного использования. Не задействованные в данный отрезок вре­мени, они могут использоваться в дальнейшем. Примеры : топливо, предметы труда, средства труда однократно­го применения, а также финансовые средства.

2 .Воспроизводимые, нескладируемые, ненакапливаемые – в ходе работы сохраняют свою натурально-вещественную форму и по мере высвобождения могут задействоваться на других работах. Если эти ресурсы простаивают, то они не накапливаются. Примеры : люди и средства труда многократного использования (машины, механизмы, станки и т. п.).

Понятие ресурсов взаимосвязано с понятием «работа», поскольку ресурсы соотносятся не с проектом в целом, а с определенными работами, выполняемыми в запланированной последо­вательности, соответствующей календарному плану работ по про­екту.

Управление материальными ресурсами проекта начинается на предынвестиционной фазе при разработке ТЭО, затем на фазе планирования прорабатываются потребности в ресурсах и возможности их обеспечения.

В каждый текущий момент времени ресурсы проекта ограничены , и потому основными задачами управления ресурсами яв­ляются:

vоптимальное планирование ресурсов;


vуправление материально-техническим обеспечением, в том числе:

ü управление закупками ресурсов;

ü управление снабжением;

ü управление поставками ресурсов;

ü управление запасами ресурсов;

ü управление распределением ресурсов по работам проекта.

На рисунке 1 представлена структура материально-тех­ничес-кого обеспечения проектов.

Управление ресурсами - одна из главных подсистем управления проектом, которая включает процессы планирования, закупки, поставки, распределения, учета и контроля ресурсов.

Понятие «ресурс» в методологии управления проектами трактуется как все, что имеет в своем распоряжении проект, в том числе трудовые, финансовые и материально-технические ресурсы, команда проекта, время (продолжительность, сроки ограничения), информация, знания и технологии.

Основная цель управления ресурсами - обеспечить их оптимальное использование для достижения конечной цели управления проектом.

В каждый текущий момент времени ресурсы проекта ограничены и поэтому основными задачами управления ресурсами являются:

Оптимальное планирование ресурсов;

Управление материально-техническим обеспечением, в том числе:

Управление закупкой ресурсов;

Управление поставками ресурсов;

Управление запасами;

Управление распределением ресурсов по видам работ. Закупка ресурсов является центральным элементом системы управления ресурсами.

Под закупками понимают меры, направленные на обеспечение проектов ресурсами, то есть, имуществом (товарами), выполнением работ (услуг).

Закупки и поставки взаимосвязаны и являются, по сути, двумя сторонами процессов материально-технического обеспечения проекта.

Управление закупками или материально-техническим обеспечением проекта - это подсистема управления проектом, включая процессы приобретения товаров, продукции и услуг для проекта от внешних организаций-поставщиков.

Данная подсистема состоит из планирования материально-технического обеспечения, выбора поставщиков, заключение договоров и их ведения, обеспечения поставок, закрытие договоров.

Управление поставками выделяется как самостоятельная подсистема рядом с управлением закупками, которая включает:

Планирование поставок;

Организацию бухгалтерского учета;

Доставку, приемку и хранение товара;

Учет и контроль поставок.

Основные принципы планирования ресурсов проекта

На стадии планирования проводится сбалансированный анализ комплекса работ и ресурсов с учетом ограничений и их прогнозное распределение на основе графиков потребности в ресурсах. Планирование ресурсов по проекту является основой их формирования во времени и определения возможности обеспечения ресурсами для подписания договоров купли ресурсов, планирования поставки ресурсов, а также распределения уже купленных ресурсов с проектными работами.

Как основная составляющая управления проектами ресурсное планирование включает:

Разработку и сбалансированный анализ комплексов работ и ресурсов, направленных на достижение целей проекта;

Разработку системы распределения ресурсов и назначения ответственных исполнителей;

Контроль за ходом работ - сравнение плановых параметров работ с фактическими и разработка корректирующих действий.

Есть два основных метода планирования ресурсов проекта:

Планирование при ограничении по времени;

Планирование при ограниченных ресурсах.

Первый подход - ресурсное планирование при ограниченном времени, предусматривает фиксированную дату окончания проекта и назначения на проект дополнительных ресурсов на периоды перегрузок.

Второй подход - планирование при ограниченных ресурсах, предусматривает, сначала заданное количество доступных ресурсов, не может быть изменена.

В результате ресурсного планирования менеджер проекта должен перейти к следующей фазе управления ресурсами -организации закупок и поставок.

Управление закупками ресурсов

Основная задача проектно-закупочной деятельности проекта -обеспечить поставку оборудования, конструкций, материалов и услуг в точном соответствии с планом проекта. Данный процесс можно разделить на две части:

Закупку ресурсов и услуг на конкурсной основе;

Поставка на место выполнения проекта.

Материально-техническое обеспечение проектов происходит по следующим шагам:

1. Подготовка спецификаций и технических условий, характеризующих количество и качество необходимого оборудования, машин, механизмов, конструкций, материалов, работ, услуг.

2. Планирование и организация процесса закупок.

3. Изучение возможных источников закупки ресурсов и переговоры с возможными поставщиками.

4. Предварительный отбор участников торгов.

5. Подготовка документов для торгов.

6. Проведение торгов и принятия решения о заключении контрактов с заявителями, которые выиграли торги.

7. Размещение заказа, включая переговоры о поставках.

8. Контроль за поставками (своевременность, комплектность, количество и качество) с принятием необходимых мер в случае появления отклонений.

9. Решение конфликтов.

10. Взаиморасчеты.

11. Наем на работу необходимых специалистов (подрядчиков), включая консультантов.

12. Планирование поставок.

13. бухгалтерского учета

14. Доставка, прием и хранение товара.

15. Учет и контроль поставок.

Последние четыре позиции принято выделять в самостоятельный блок работ, который называют поставками. Все остальные работы относят к закупок. Такое деление не случайно, поскольку закупки осуществляет заказчик, а поставки - поставщик.

В проектном менеджменте определяют два основных типа договоров, на основе которых организуют закупки - договор поставки (материально-технические ресурсы) и договор подряда (услуги).

Договор поставки - это договор, по которому поставщик обязуется в обусловленные сроки передать в собственность (или в полное хозяйственное ведение или в оперативное управление) покупателю товар, а покупатель - принимать товар и уплатить за него определенную цену.

Договор подряда регулирует закупки, связанные с выполнением определенной работы по проекту.

Различают следующие организационные формы закупок:

- Прямые, в которых правовая связь существует между двумя субъектами закупок; между ними заключается соответствующий договор. Предшествуют прямым закупкам, как правило, торги, но могут осуществляться и прямые закупки без торгов;

- Посреднические, в которых лицо, осуществляющее проект, вступает в правовые отношения с посредником, то есть лицом, способствует обеспечению проекта необходимыми ресурсами;

- Биржевые, в которых члены биржи осуществляют биржевую торговлю непосредственно от своего имени и за свой счет, или от имени клиента и за его счет, либо от своего имени за счет клиента, или от имени клиента за свой счет. Посетителями биржевых торгов могут быть юридические и физические лица, биржи, не являющиеся членами и имеют право на осуществление биржевых операций.

Основные требования к управлению закупками и поставками:

Закупки и поставки осуществляются на основе данных проектной документации;

Графики разрабатываются во взаимосвязи с общим планом проекта и учитывают продолжительность всех его фаз;

План должен охватывать весь проект в целом;

Выбор места закупок определяется на основе расчета стоимости вариантов;

В плане определяются структуры и лица, ответственные за каждую позицию поставки.