Бизнес план образовательной организации. Бизнес-план компании, оказывающей образовательные услуги

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине

Бизнес-планирование

на тему:

«ПРОЕКТ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ

(НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ «ВЕКТОР»)»

Раздел 1. Резюме

Для разработки бизнес-плана автором было рассмотрено создание предприятия, специализирующегося на дополнительном образовании населения. К дополнительному образованию, в данном случае, можно отнести организацию различных курсов и тренингов, проведению мастер-классов и обучающих семинаров, призванных повысить эффективность трудовой и общественной деятельности населения или отдельных категорий граждан. Деятельность создаваемого центра личностного развития не будет сконцентрирована на профессиональном и квалификационном образовании, а должна способствовать больше личностному развитию и побуждать к саморазвитию населения.

Образование в рамках данного курсового проекта рассматривается в широком смысле его понимания – как целенаправленный процесс воспитания и обучения индивида или группы, который представляет собой совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции.

Представленная в бизнес-плане организация – центр личностного роста «Вектор».

Данный проект характеризуется востребованностью этого вида образовательных услуг среди потребителей.

Целевая аудитория проекта – преимущественно взрослые люди от 20 до 50 лет.

Ассортимент предлагаемых образовательных услуг на начальном этапе – пять видов курсов:

· Курс компьютерной грамоты

· Курс юридической грамоты

· Курс финансовой грамоты

· Курс личностного роста

· Курс коммуникабельности

В дальнейшем планируется расширение ассортимента путем введения новых программ и курсов:

· Разовые мастер-классы

· Тематические тренинги

· Периодичные тренинги

· Обучающие семинары

· Курсы профессиональной подготовки

· Деловая игра

По произведенным в бизнес-плане расчетам, итоговая сумма стартовых инвестиций составит 870 320 руб. При этом, точка безубыточностипроекта реализации данного бизнес-плана наступает уже после третьего месяца после начала деятельности центра «Вектор», а полный возврат всех стартовых инвестиций происходит на одиннадцатом месяце от начала старта.

Таким образом, делаем вывод, что по всем финансовым и иным показателям проект бизнес-плана может быть признан успешным и рекомендован к реализации.

Раздел 2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Еще до создания центра личностного роста как образовательного заведения, надо определиться, будут ли выдаваться документы слушателям и ученикам, прошедшим обучение, которые должны подтвердить прохождение обучения в нашем центре. И если будут выдаваться – то какого образца будут эти документы. На сегодняшний день для выдачи выпускникам курсов или тренинговых программ дипломов и сертификатов государственного образца требуется аккредитация обучающих программ и лицензирование преподавательского вида деятельности. В случае осуществления индивидуальной преподавательской деятельности и выдачи документов неутвержденного образца (не имеющих юридическую силу) лицензирование и аккредитация не требуются. Такой вариант более предпочтителен для центра личностного роста «Вектор», потому что в этом случае регистрация предприятия будет более простой.

В целевую аудиторию центра личностного роста «Вектор» войдут:

1) Руководители подразделений и предприятий,отправляющие на обучение в центр «Вектор» персонал своей организации, имеющие цели:

a. Сплотить свой коллектив подчиненных

b. Добиться от подчиненных более эффективной трудовой деятельности

c. Повысить личные управленческие способности

d. Наладить коммуникации в коллективе и с коллективом

2) Взрослые люди, выбирающие индивидуальные или групповые занятия, имеющие в целях:

a. Поднятие самооценки

b. Получение новых знаний

c. Определение направления саморазвития

d. Уничтожение собственных комплексов, мешающих общению в социуме

e. Приобретение навыков общения

f. Разностороннее развитие личности

g. Приобретение навыков работы в команде

h. Налаживание контактов и коммуникаций в профессиональной или социальной среде

Таким образом, основная целевая аудитория – это взрослые люди от 20 до 50 лет, работающие в коллективе или ищущие работу. Так же, к целевой группе можно отнести студенческие группы или трудовые коллективы, в которых наблюдаются проблемы с коммуникациями и требуется помощь в налаживании эффективных взаимосвязей.Основная цель этих людей – саморазвитие и приобретение новых знанийпри посещении тренингов личностного роста и персональной эффективности. Для нашей целевой аудитории важнее не получение «корочки», подтверждающей приобретение очередной квалификации, а реальный уровень знаний, навыков и умений, которые они могут получить в центре личностного роста «Вектор».

Основными направлениями деятельности центра «Вектор» будут являться (с указанием средней продолжительности обучения):

1) Разовые мастер-классы, которые будут проводиться людьми, добившимися успеха в своей сфере деятельности (успешные менеджеры «топовых» компаний, популярные блоггеры, известные политики, общественные деятели, руководители востребованных проектов). Продолжительность – от полутора до трех часов.

2) Разовые тематические тренинги. Целесообразно посещение таких тренингов с целью разового получения каких-либо недостающих навыков. Продолжительность – от полутора часов до 8-часового тренинга (с перерывом на обед).

3) Периодичные тренинги. При заключении договора на длительный срок (приобретение абонемента) это будут ежемесячные тематические тренинги для группы, либо сезонные тренинги (организация регулярных корпоративных тренингов, тренингов по командообразованию для трудовых коллективов или студенческих групп). Продолжительность – раз в месяц от полутора до двух часов, либо раз в сезон от полутора до трех часов.

4) Обучающие семинары. В ходе проведения таких семинаров происходит обмен знаниями и обмен опытом на основе получения базовой информации по тематике семинара. Продолжительность одного семинара – до трех часов.

5) Курсы личностного роста и развития различных тематических направлений. Курсы предполагают систематическое посещение занятий, проводимых в разной форме (лекции, семинары, практические занятия и игровые формы). Продолжительность – от строго-определенного курса (например, 10 занятий по 2 часа) до свободного графика посещения (например, по понедельникам и четвергам по два часа).

6) Курсы профессиональной подготовки (продолжительность обучения зависит от степени начальной подготовки учеников – от недельного курса по два часа в день, до регулярных двухчасовых занятий в течение уч. года):

а) Курсы компьютерной грамотности

б) Курсы финансовой грамотности

в) Курсы юридической грамотности

г) Различные иные направления курсов…

7) Деловая игра. Направление давно и успешно используемое в обучении, так как на примере в игровой форме приобретаются необходимые знания и навыки. Продолжительность одной игры – от двух часов до 8-ми (с перерывом на обед).

Вышеперечисленные направления деятельности будут являться в центре «Вектор» основными и предполагают непосредственное участие и присутствие учеников (слушателей) на занятиях. Но, кроме этого, в индивидуальном порядке возможна работа по личностному развитию и дистанционно. В таком случае для ученика будет составлен индивидуальный план обучения с учетом его личных пожеланий и предпочтений и в удобной для него форме. Такие дистанционные занятия возможны, например, в обучении составлению бизнес-планов предприятия или при обучении работы с компьютерными программами (1С, фотошоп, 3- D Мах и другие).

Групповые занятия могут быть в укомплектованных группах, либо – по свободному посещению (когда ученик знает, например, что каждый понедельник и четверг проходят занятия по повышению самооценки и сам выбирает регулярность посещений этих занятий). В центре «Вектор» будут сформированы и постоянные группы:

· вечерние;

· утренние;

· дневные;

· группы выходного дня;

· группы тематического посещения.

Такой вид бизнеса, как организация обучения,имеет сезонный характер: чаще всего, поток слушателей и учеников влетние месяцы заметно ниже, а с началом «привычного» учебного года – поток возобновляется.

Режим работы центра личностного роста «Вектор»: ежедневно с 08 00 часов до 21 00 часов. Необходимость такого режима работы продиктована потребностью в утренних, дневных и вечерних группах – в зависимости от вида занятости учеников. Например, курсы компьютерной грамоты, скорее всего, будут посещать пенсионеры, которые хотят научиться азам работы с компьютером, чтобы иметь возможность общаться в социальных сетях – им удобнее заниматься в первой половине дня (утром). И, если для примера взять курсы работы с платформой 1С:Бухгалтерия – то их, скорее всего, будут посещать начинающие предприниматели или люди, желающие повысить уровень профессиональных знаний – и им удобнее будет заниматься по вечерам, после основной работы.

Раздел 3. Продажи и маркетинг

Центра, занимающиеся образовательной деятельностью в больших городах, отличаются узнаваемымфирменным стилем, запоминающимся названием, собственным логотипом. С целью привлечь к себе внимание потенциальных потребителей в городе Хабаровске, было выбрано название «Вектор». Само слово «вектор» имеет прямое значение– этонаправленный отрезок, то есть, такой отрезок, который имеет длину и определенное направление. Понятие этого слова согласуется с определением направления нашей деятельности и, кроме того, легко запоминается.

Так же, одним из базовых определяющих компонентов является удачное расположение. Поэтому необходимо для офиса арендовать помещение в центре города, в одном из торговых центров или бизнес-центров, расположенных в центре в городе Хабаровске.

В начале своей деятельности, когда постоянная клиентская база ещё не сформирована, необходимо сотрудничать с промоутерской компанией. Для сотрудничества выбрана известная в Хабаровске фирма – «Дальневосточная Ассоциация Качества Рекламы и Маркетинга», которая находится по адресу: ул. Гамарника, 72 оф. 301. Она предлагает такие услуги: брендинг, организация рекламной кампании, проведение маркетинговых исследований, аутсорсинг маркетинга.

Так же, на начальном этапе деятельности для привлечения клиентов потребуется проведение акций и внедрение различных бонусов. Например, это могут быть акции:

· «Приведи друга – получи скидку 10 процентов!»;

· «Сделай репост на нас в «Инстаграм»- получи один урок бесплатно!»

· … и другие похожие акции, широко известные маркетологам и «пиарщикам».

Отдельного внимания для продвижения услуг центра «Вектор» заслуживают социальные сети. Это один из наименее затратных и, при этом, высокоэффективных методов продвижения услуг. Необходимо создать странички центра «Вектор» в известных и растиражированных социальных сетях (Одноклассники.ru, Instagram, Telegramm, Twitter,ВКонтакте, а так же других социальных сетях).

Так же, надо отдать предпочтение и «обыденным» способам рекламы, таким как: постеры, листовки, раздача визиток, реклама на автомобилях, флайеры, и прочее.

Кроме того, еще один из наименее затратных методов«сарафанное радио»-наши выпускники или те, кто уже обучаются, посоветуют центр «Вектор»своим друзьям, если мысоздадим в своемцентре уютную и благоприятнуюатмосферу и наймемвысоко-квалифицированный персонал.

Важно применять весь комплекс мер продвижения своих услуг, это принесет более быстрый и эффектный результат.

Раздел 4. План производства

Необходимо обозначить основные шаги, которые следует совершить длясоздания центра личностного роста «Вектор».

Продолжение таблицы 1

Наименование

Количество, штук

Стоимость 1 штуки, руб.

Общая сумма, руб.

Шкаф-пенал для книг

2 500

5 000

Диван

15 000

15 000

Персональные компьютеры

21 000

84 000

Канцелярские товары

По необходимости

5 000

5 000

Микроволновка

3 000

3 000

Электро-чайник

2 000

2 000

Шкаф-купе для одежды

7 100

7 100

Сейф

4 000

4 000

Итого



305 600

Шаг 4. Поиск административного персонала, преподавателей и ведущих курсов и тренингов

Подбор персонала целесообразно осуществлять несколькими способами:

1. Через специализированные сайты, которые размещают резюме соискателей (обычно на известных рекрутинговых сайтах доступ к анкетам соискателей предоставляется рекрутеру за 15000 рублей на неограниченный срок, либо за 200 рублей за одну анкету);

2. Поиск сотрудников через друзей и знакомых;

3. Размещение объявлений о вакансиях на бесплатных Интернет-ресурсах (Авито, Работа.ру и другие);

4. Поиск преподавателей в вузах, техникумах, школах, и частных и государственных центрах повышения квалификации.


Образовательную сферу можно считать непаханым полем для бизнеса. Вариантов для заработка есть много, конкуренция минимальна, а гособразование не удовлетворяет потребности в качественных услугах. В этом обзоре мы не только собрали для вас трендовые направления бизнеса для старта в образовательной сфере, но и привели ссылки на готовые руководства по их открытию.

Детский развивающий центр

Детские развивающие клубы - это одно из самых трендовых направлений в бизнесе на дополнительном образовании. Основной источник дохода формируется за счет оплаты занятий родителями, проживающими в крупных городах страны и желающих дать все самое лучшее своему ребенку. При отлаженной работе развивающие центры могут зарабатывать 500 тыс. руб. в месяц.


Открыть небольшую студию детского творчества в формате островка в торговом центре можно за сумму в 530 тыс. руб. Подобные студии позволяют родителям оставить детей под присмотром на время совершения покупок. В это время дети могут заниматься лепкой из полимерной глины, раскрашивать фигуры из гипса, создавать открытки и многое другое. Чистая прибыль - в пределах 100 тыс. руб.


Открыть свой тренинговый бизнес можно менее чем за 100 тыс. рублей. Основная задача - вооружиться эффективными методиками обучения, определиться с нишей и провести работу по привлечению клиентов. Доход тренеров превышает 100 тыс. руб. в месяц.


Специализированным направлением в области развития детей можно считать клубы раннего развития. Деятельность этих клубов подразумевает занятия для малышей возрастом всего несколько месяцев отроду и их родителей под руководством опытных педагогов. Желающему открыть такой бизнес потребуется позаботиться об освоении одной из признанных международных методик и снять помещение в аренду. Доход от ведения такой деятельности составляет от 30 до 250 тыс. рублей.


Увеличение товарооборота с Китаем и рост количества совместных бизнес-проектов с этой страной увеличивают потребность населения в изучении китайского языка. Недавно китайский язык в России вышел на 5 место по популярности после английского, немецкого, французского и испанского языков. Открыть свои курсы в формате репетиторства можно с суммы в 40 тыс. руб., а за одно занятие преподаватель может брать сумму от 800 рублей.

изнес-план по организации курсов китайского языка


Общеобразовательные школы в России сегодня не способны удовлетворить спрос на качественное обучение иностранным языкам, поэтому потребность закрывают частные языковые школы. Для открытия языковой школы на площади 100 кв. метров потребуется около 635 тыс. руб., которые окупятся уже через полгода работы. Чистая прибыль составит 140 тыс. руб. в месяц.

В наш век цифровых технологий стремительно возрастает потребность в изучении криптографии, основы которой начинают в формате игр начинают доносить даже маленьким детям. Если вы разбираетесь в теме, рассмотрите идею организации своих уроков, в которых вы сможете объяснять всем желающим тонкости криптовалютной экономики, особенности криптовалют и блокчейн-технологий.

бизнес-идеи курсов криптографии


В крупном городе можно без труда найти компанию, которая проводит обучение парикмахеров и стилистов, однако говорить о высоком уровне конкуренции не приходится. Зарабатывать на этом направлении нередко можно гораздо больше, чем на самих парикмахерских и салонах красоты, а величина стартовых инвестиций в такой бизнес оценивается в суммы менее 1 миллиона рублей. При организации школы на базе уже работающего салоны красоты, можно открыть небольшое учебное заведение за 100-200 тысяч рублей дополнительных к основному виду бизнеса инвестиций.

Читать р уководство по открытию парикмахерских и маникюрных курсов


Готовые идеи для вашего бизнеса

За рубежом пользуется популярностью такой вид образовательного досуга как курсы выживания. Занятия делятся на теоретическую и практическую части, последняя из которых проходит в природных условиях. Участников курсов обучают оказанию первой медицинской помощи, учат строить укрытие, разводить костер, добывать воду и пищу вдали от цивилизации. Основать такой бизнес можно бывшему военному, пожарному или спасателю. В крупных городах за двухдневный курс выживания ведущие получают от 5-6 тыс. руб. с человека.


На рынке консультационных услуг активно развивается новое направление - организация психологических игр. Площадкой для проведения игр чаще всего выступает нейтральная территория: арендованный зал, офис, переговорные комнаты, антикафе, классы школ и вузов, тренинг-центры. Сама игра длится около 2-3 часов. Стоимость может варьироваться от 250 до 5000 рублей с человека в зависимости от размера города и авторитета организатора. Интересным направлением проведения подобных игр и тренингов является формат психологического салона, который имеет параллели с литературными и политическими салонами XVIII-XIX веков. Хозяйкой психологического салона обычно выступает женщина, которая играет роль ведущей курсов. Интересно, что начать такой бизнес можно даже без психологического образования и с вложениями от 120 тыс. рублей. Подробнее об открытии психологического салона можно прочитать .


Во многих новых жилых многоэтажных районах местные власти не успевают удовлетворять потребность местного населения в детских садах. В таких местах востребованным бизнесом станет организация детского сада на дому. Прибыль детского сада на дому составит 50-100 тыс. руб. в месяц.

руководству по открытию детс кого сада на дому


Добровольно лишить себя зрения на несколько часов, дней или даже неделю – в наше время за такую услугу заказчики готовы платить солидные деньги. Попадая в кромешную тьму, участники тренинга полностью лишают себя органа чувств, предоставляющего 90% информации. Однако вместо этого им открывается много нового. Привычные зрительные шаблоны и стереотипы отпадают, речь становится более уверенной, люди начинают слышать и слушать друг друга.


Само граффити обычно не приносит дохода. Другое дело - проведение курсов обучения граффити. Вы можете организовать нечто вроде постоянной школы для детей и подростков, давать мастер-классы на всевозможных фестивалях и получать дополнительный доход от продажи граффити-краски, маркеров и прочего. Интересный способ заявить о себе и найти новую нишу - проведение всевозможных социальных акций, наподобие курсов граффити для пожилых людей.


Финансы и кредит, банковское дело, торговля - все это постепенно и бесповоротно уходит в онлайн. По морально устаревшим учебникам готовить специалистов к современным реалиям стало сложно, поэтому востребованным направлением стали уроки финансовой грамотности. За рубежом учить детей в этом направлении начинают со школьного возраста, объясняя, как правильно заводить электронные кошельки, совершать безопасные электронные платежи и так далее.


Еще несколько лет назад бизнес на организации курсов интимного мастерства считался диковинкой, но сегодня это уже никого не удивляет. Вы можете называться школой секса, тренинг-центром “сохранения любви и гармонии в семье” или центром сексуального образования, но суть будет одинакова - просвещение людей в области интимных отношений. Открыть такой бизнес можно с минимальными вложениями, но помните, что по этическим соображениям тренинги всегда разделяются на мужские и женские, а ведет их человек того же пола, что и обучаемые.


Городские пешеходные экскурсии позволяют экскурсантам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. Интересным направлением в этой области является проведение экскурсий с тематическими мини-спектаклями. Запустить такой проект можно за сумму менее 50 тыс. руб.


Курсы скорочтения - это отличный вариант заработать для тех людей, которые не столько способны быстро читать и выделять суть текста, но и для менторов. В первую очередь преподаватель скорочтения выступает как мотиватор для своих учеников, которыми могут быть как дети, так и взрослые. Стоимость занятий по скорочтению может быть разной и зависеть от продолжительности и авторитета преподавателя. Курс занятий может стоить от 8 тыс. рублей.


Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ - это выгодное бизнес-направление в образовательной сфере. Вариантов для открытия своего бизнеса здесь есть несколько - можно ограничиться репетиторством, а можно открыть полноценные групповые занятия, открыв школу подготовки к ЕГЭ самостоятельно или по франшизе. Новая ниша в этой области - организация онлайн-сервисов подготовки к экзаменам, где доход предпринимателя формируется за счет продажи платного доступа к сервису. При этом преподаватель оказывается не нужен: ученик работает с электронными тестами.


Готовые идеи для вашего бизнеса

Ментальная арифметика - это методика тренировки умственных способностей детей, которая набирает популярность в последние годы. С ее помощью дети не только учатся легко складывать, вычитать, умножать и делить в голове шестизначные цифры, но и развивают внимание, память и воображение. Школа ментальной арифметики с одним учебным классом может приносить владельцу более 100 тыс. руб. чистой прибыли. Руководство об открытии этого бизнеса можно найти .


Студия рисования песком представляет собой смесь образовательного, развлекательного, культурного и даже оздоровительного направления: рисование песком относят к арт-терапии. Чтобы открыть детскую студию рисования песком потребуется около 330 тыс. рублей, которые окупятся за полгода.


Две обязательных составляющих для организации курсов сомелье - мастерство и маркетинг. Винная культура в России стремительно развивается, поэтому потребность в такой услуге растет. Все больше ресторанов ищут сотрудников, задачей которых будет проведение дегустаций и консультаций по выбору вина.


Курсы актерского мастерства - это направление бизнеса, потребность в котором гораздо выше, чем кажется на первый взгляд. Они востребованы не только среди актеров и театралов, но и среди людей, стремящихся повысить навыки управления своим психологическим состоянием, телом и голосом. Также актерские курсы подойдут деловым людям и людям, которым нужно часто общаться и вести переговоры. Для открытия небольшой студии актерского мастерства хватит 200 тыс. руб.


Автошкола

Бизнес на подготовке водителей к сдаче экзаменов в ГИБДД при покупке бюджетных автомобилей можно начать с суммы в 5 млн. руб. Чистая прибыль в месяц составит более 160 тыс. руб. Срок окупаемости автошкол в среднем составляет около 2 лет.


При наличии мастерства в поварском деле задумайтесь об организации кулинарных курсов. Перед тем, как снимать помещение и закупать какое-то оборудование, надо задуматься о стратегии продвижения. Для начала можно дать несколько мастер-классов в антикафе, чтобы получить опыт работы с аудиторией и обратную связь, обзавестись первыми клиентами и сделать хорошие фотографии.


454 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 616120 раз.

Цель бизнес-плана: реализация целевой “Программы развития МОУ гимназии №24” по оказанию образовательных услуг населению на 2006-2011 гг.

Программа представляет собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, главные цели, задачи и направления учебно-воспитательного процесса, особенности ресурсного обеспечения педагогического процесса и его инновационных преобразований, основные планируемые цели, сроки и технологии их реализации.

Задачи бизнес-плана:

  1. Определение конкретных направлений деятельности гимназии (образовательно-воспитательные услуги, услуги дополнительного образования, в том числе спортивной, художественно-эстетической, музыкальной направленности и др.
  2. Оценка конкурентоспособности услуг, оказываемых гимназией.
  3. Оценка соответствия кадровых и материальных ресурсов поставленным целям.
  4. Оценка возможностей модернизации методов материального стимулирования педагогов.
  5. Развитие системы социального партнерства и привлечения потенциальных благотворителей.
  6. Совершенствование системы расходования бюджетных и внебюджетных средств.

Потенциальная эффективность проекта.

  • получение объективных результатов деятельности за определенный период;
  • повышение степени инновационности и качества образования;
  • повышение профессионального мастерства педагогического коллектива;
  • увеличение источников финансирования;
  • укрепление материально-технической базы гимназии.

Предлагаемые услуги и их предназначение.

Гимназией предложен населению города широкий спектр образовательных услуг:

  • образовательные услуги, включающие обучение школьников по типовым и адаптированным программам базисного учебного плана, обучение по программам углубленного изучения предмета, обучение по программам с использованием гимназического компонента (расширение учебных программ по предметам), введение новых предметов, спецкурсов, факультативов, не предусмотренных базисным учебным планом (“школьный компонент”);
  • услуги дополнительного образования (кружки, секции и курсы) согласно социальному заказу населения (программы “Гамма”, “Аккорд”, “Экомир”);
  • образовательные услуги по подготовке и адаптации дошкольников к условиям школьной жизни (программа “Школа дошкольника”);
  • услуги по подготовке учащихся выпускных классов к поступлению в вузы, к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ и в новой форме в 9 классе (программа “Шанс”);
  • услуги по здоровьесбережению, пропаганда здорового образа жизни, секции спортивного направления (программа “Лига здоровья”);
  • услуги по обеспечению культурного досуга учащихся гимназии;
  • услуги по обеспечению безопасности учащихся гимназии.

Потенциальные потребители услуг:

Преимущественно население микрорайона Красная горка, а также другие жители Северной части города Люберцы Московской области

Структура услуг конкурентов.

Образовательное пространство Северной части города Люберцы насчитывает 6 образовательных учреждений, свыше 10 учреждений дошкольного образования, филиал МИКХиС, 2 учреждения дополнительного образования, 1 учреждение культуры. В связи с этим набор предлагаемых гимназией образовательных услуг оказался частично идентичным тем услугам, которые предлагаются другими ОУ. Возникла необходимость расширения спектра услуг и разработки программ дополнительного образования согласно социальному заказу населения, пересмотра режима работы гимназии за счет разнообразия форм внеклассной и внешкольной работы.

Выгоды, получаемые потребителями услуг гимназии.

  • высокое качество образования за счет бюджетного финансирования, способствующее поступлению в вузы на бюджетной основе;
  • разнонаправленность и дифференцированность образования в гимназии;
  • связь с вузами г.Москвы;
  • высокий уровень профессиональной подготовки педагогических кадров;
  • разнообразие предлагаемых дополнительных услуг;
  • высокий уровень и широкий спектр культурных и досуговых мероприятий;
  • разработанная и внедренная система внеурочной учебной деятельности с привлечением музеев г.Москвы;
  • современное материально-техническое оснащение учебных кабинетов;
  • уникальность организации образовательного процесса;
  • внедрение 10-балльной системы оценивания знаний учащихся, создающей комфортную обстановку на уроке;
  • функционирование системы воспитательной работы, создающей альтернативу саморазрушительного поведения (наркомании, алкоголизму, игромании);
  • гибкость и демократичность стиля управления гимназией;
  • высокая степень инновационности образовательно-воспитательного процесса.

Финансирование образовательных учреждений осуществляется за счет местного и областного бюджетов и на сегодняшний день не может обеспечить всех потребностей гимназии и в полной мере способствовать ее непрерывному развитию, поэтому возникла необходимость в поиске иных форм финансово-хозяйственной деятельности, в дополнительных источниках бюджетного и внебюджетного финансирования.

План маркетинга.

  1. повысить качество образования;
  2. совершенствовать систему поощрений (в том числе и материального стимулирования) для привлечения высококвалифицированных кадров, в том числе преподавателей вузов и сотрудников научных учреждений;
  3. активизировать участие в различных творческих конкурсах и проектах, в том числе российских и международных;
  4. усилить рекламную кампанию в СМИ;
  5. постоянно совершенствовать материально-техническую базу гимназии;
  6. расширить сеть социальных партнеров гимназии;
  7. постоянно искать иные виды экономической деятельности.

Производственная программа.

МОУ гимназия №24 расположена в центре жилого микрорайона, недалеко от железнодорожной станции “Люберцы”, имеет автобусное сообщение со всей Северной частью города, поэтому добраться до гимназии легко из любой точки Люберец.

Расположенные на Северной стороне учреждения дополнительного образования и учреждение культуры находятся в относительном отдалении (15-20 минут пешком от микрорайона гимназии), поэтому есть необходимость шире развивать систему дополнительного образования в гимназии, а также привлекать специалистов учреждений дополнительного образования и ДК к работе в гимназии – через открытие кружков на базе гимназии путем заключения с этими учреждениями договоров о сотрудничестве.

На Северной части Люберец отсутствует библиотека, поэтому у учащихся возникает реальная потребность шире использовать возможности школьной библиотеки.

Программы, реализуемые в гимназии за счет бюджетного финансирования.

1. Общее образование.

№ п/п Ступени образования Программы
1. Начальное общее образование. Обучение по типовым государственным программам.

2. Программы раннего изучения английского языка

3. Программы углубленного изучения английского языка (со 2 класса).

4. Обучение по инновационным программам, допущенным Минобразования РФ: “Школа 2100”, программы ИНОС и др.

5. Реализация вариативной части учебного плана. Введение предметов, расширяющих гимназическую составляющую, а также увеличение часов для углубления и расширения основных предметов учебного плана.

2. Основное общее образование. 1. Реализация инвариантной части учебного плана.

3. Введение второго иностранного языка.

5. Введение факультативов и спецкурсов для повышения мотивации учащихся и углубления (расширения) отдельных тем учебных предметов.

3. Среднее (полное) общее образование. 1. Реализация инвариантной части учебного плана.

2. Программы углубленного изучения английского языка.

3. Изучение второго иностранного языка.

4. Реализация вариативной части учебного плана. Введение предметов, расширяющих гимназическую составляющую, а также увеличение часов для углубления и расширения основных предметов учебного плана.

5. Введение факультативов и спецкурсов для углубления (расширения) отдельных тем и учебных предметов.

2. Дополнительное образование.

Основные задачи:

  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и раннего профессионального самоопределения детей;
  • обеспечение образовательных мотиваций и формирование потребности в непрерывном образовании, создание содержательных сред общения;
  • адаптация детей к жизни в коллективе и в обществе;
  • формирование общей культуры личности на основе национальной и мировой культур;
  • помощь в профессиональной ориентации детей и подростков в соответствии с ситуацией на рынке труда;
  • формирование потребности в ведении здорового образа жизни;

Для реализации данных задач разработаны учебные программы дополнительного образования по следующим направлениям:

  1. Программа “Гамма”: художественно-прикладное направление.
  2. Программа “Аккорд”: музыкально-эстетическое направление.
  3. Программа “Экомир”: экологическое направление.
  4. Программа “Лига здоровья”: спортивное направление.
  5. Программа “Шанс”: подготовка к продолжению образования

Ожидаемые результаты:

  • овладение основами художественной культуры и достижение детьми, независимо от их одаренности, достаточно высокого уровня художественной подготовки.
  • развитие исполнительских и творческих навыков и умений каждого ученика:
  • развитие сферы эстетических чувств и мыслей каждого ребенка;
  • развитие коммуникативных способностей детей, снижение уровня тревожности и выработка адекватной самооценки;
  • сформированность активного личного поведения в социуме;
  • формирование основ здорового образа жизни, укрепление психического, физического, нравственного здоровья;
  • формирование навыков командной игры и личной ответственности;
  • качественная подготовка учащихся к продолжению образования;
  • овладение навыками раннего научного и исследовательского творчества;
  • обучение по программам расширенного и углубленного обучения предмету (математика, русский язык, химия, физика, английский язык и др.)

3. Программы, реализуемые в гимназии за счет внебюджетного финансирования.

Пути реализации программы:

1) Работа учителей начальных классов, учителя английского языка, школьного психолога;

2) Материальное обеспечение (раздаточный печатный материал, наглядные пособия).

3) Проведение совместных круглых столов, совещаний, педсоветов с сотрудниками МДОУ;

4) Повышение квалификации педагогов ШБП.

5) Консультации логопеда.

Ожидаемые результаты:

  • коммуникационные способности и элементарные социальные навыки;
  • умение четко и ясно выражать свои мысли;
  • готовность ребенка к обучению в 1 классе, устойчивая мотивация к обучению в школе;
  • овладение первичными умениями и навыками, необходимыми для успешного обучения в школе; развитие памяти.

В гимназии с 2000 года успешно функционирует родительская Местная общественная организация Содействия школе №24 (свидетельство о гос.регистрации №… от … 2000 г.). Целями деятельности МОО содействия… , отраженными в Уставе, являются:

1) содействие гармоничному развитию личности учащихся гимназии,

2) помощь педагогическому коллективу в создании необходимых условий для осуществления образовательного процесса в гимназии,

3) вовлечение работников и родителей в совершенствование образовательного процесса, повышение его эффективности”. (Статья 2 “Цели деятельности организации”).

Членами организации могут быть физические и юридические лица, “заинтересованные в совместном достижении указанных целей” (п.3.1 Устава), т.е. преимущественно родители учащихся. Все добровольные взносы расходуются, согласно смете Организации, на ее уставные цели, в том числе на проведение дополнительных образовательных услуг. Возможность вести дополнительные образовательные услуги за счет внебюджетного финансирования дает возможность расширить сеть дополнительного образования, обеспечить получение услуг непосредственно в гимназии и является, таким образом, весомым аргументом в пользу гимназии перед конкурентами.

МОО Содействия школе №24 является некоммерческой, юридически самостоятельной организацией. Все решения о расходовании членских и целевых взносов принимаются советом МОО.

Формы оплаты труда, включая дополнительные материальные и социальные льготы.

Заработная плата работников учреждений включает в себя ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Стимулирующая часть заработной платы назначается за качественное и творческое выполнение должностных обязанностей, повышение эффективности труда, превышение объемных показателей, высокую результативность труда.

Выплаты стимулирующего характера работникам МОУ гимназии №24 производятся с целью: повышения качества образовательного и воспитательного процессов; усиления материальной заинтересованности работников МОУ гимназии №24; развития творческой активности и инициативы.

Источником финансирования стимулирующей части заработной платы являются средства, направляемые на стимулирующие выплаты, которые составляют 10% базовой части фонда оплаты труда на текущий финансовый год.

Работникам МОУ гимназии №24 может выплачиваться материальная помощь. Работникам выплачивается премия к праздникам, а также может быть выплачена единовременная премия.

Стимулирующая часть заработной платы работникам МОУ гимназии №24 устанавливаются на основании решения Управляющего совета приказом директора в соответствии с Положением о порядке распределения дифференцированной стимулирующей части заработной платы работникам МОУ гимназии №24/ (Принято на Управляющем совете “14” сентября 2007 г., введено в действие приказом № …)

Оценка риска.

  • наличие альтернативных услуг у конкурентов;
  • низкая платежеспособность жителей микрорайона;
  • недостаточное бюджетное финансирование хозяйственной деятельности гимназии;
  • возможность оттока высококвалифицированных педагогических кадров в Москву, т.к. в столице более высокая оплата труда;
  • сокращение контингента учащихся из-за сложной демографической ситуации;
  • моральный и физический износ оборудования и коммуникаций;
  • сокращение благотворительной помощи со стороны социальных партнеров гимназии;
  • объективные трудности при переходе на новую систему оплаты труда.

Финансовый план.

Бюджетные ассигнования.

Статьи расходов 2006 год 2007 год По смете на 2008 год
Организация питания школьников (областные субвенции)
Приобретение библиотечного фонда (областные субвенции)
Приобретение учебного оборудования
Приобретение медикаментов (местный бюджет)
Текущий ремонт зданий, сооружений и помещений (местный бюджет)
Подписка на периодическую литературу (газеты, журналы) (местный бюджет)
Вневедомственная охрана (местный бюджет)
Приобретение расходных материалов для сопровождения учебного процесса (областные субвенции и местный бюджет)

Внебюджетные ассигнования.

Добровольные целевые и членские взносы в МОО Содействия школе №24 в течение календарного года поступают неравномерно, поэтому расходование этих средств происходит “по факту”.

Расходование внебюджетных средств.

Предполагаемый объем финансового обеспечения реализации Программы развития МОУ гимназии №24 (ежегодно привлекаемые средства)

Объем необходимого финансового обеспечения Планируемые каналы поступления средств На что планируется израсходовать указанные средства
1 000 тыс.руб. Средства из местного бюджета Ремонт систем канализации и водоснабжения
900 тыс.руб. Средства из местного бюджета Установка АПС и системы оповещения о пожаре
600 тыс.руб. Областные субвенции Установка лицензионного программного обеспечения на ПК
300 тыс.руб. Внебюджетные средства МОО содействия школе №24 Покупка мебели для учебных кабинетов.
400 тыс.руб. Средства благотворителей Косметический ремонт школьных помещений

Осуществление данного плана в полном объеме возможно только при полноценном финансировании Программы развития гимназии, т.е. в бизнес-плане отражена идеальная модель финансирования образовательного учреждения за счет всех привлекаемых источников дохода.

Проект сметы расходов МОУ гимназии №24 (в случае получения гранта)

Направления расходования средств Объем средств, затраченных из федерального бюджета
1. Приобретение оборудования для информационных технологий (мультимедийное оборудование, интерактивные доски) 650 тыс.руб.
2. Приобретение необходимого оборудования для создания тренажерного зала 190 тыс.руб.
3. Пополнение школьной медиатеки. 20 тыс.руб.
4. Приобретение энциклопедий, справочных изданий, словарей для школьной библиотеки. 10 тыс.руб.
5. Установка кондиционеров в кабинетах информатики (согласно требованиям СанПиН) 130 тыс.руб.

Дополнительное образование – одно из важнейших требований во всех сферах деятельности. Поэтому высококлассные специалисты обучаются на постоянной основе, постоянно расширяя и углубляя свои знания. Благодаря этому широкое распространение получили учебные или тренинговые центры. Открыть собственный учебный центр – перспективная идея, требующая определенных знаний из области предпринимательской деятельности и наличия грамотного бизнес-плана учебного центра.

Учебный центр имеет своей целью проведение для предоставления дополнительного образования или повышения квалификации специалистов различного уровня. В связи с такой спецификой основными потребителями будут лица или организации, заинтересованные в получении различных услуг образовательного характера.

Большинство современных компаний в основу своей деятельности внедряют международные корпоративные стандарты. Это позволяет повысить уровень профессионализма сотрудников, улучшить микроклимат внутри коллектива и повысить производительность, увеличивая при этом качество работы компании в целом. Соответствие определенным стандартам способствует мотивацию и удержанию сотрудников, предотвращая текучесть кадров.

Основной причиной, по которой новым участникам рынка стоит заняться этим видом деятельности, можно назвать значительное повышение спроса, а также недостаток современных учебных центров, соответствующих требованиям современного общества. Вместе с тем все большее число компаний, особенно международного уровня, стремятся соответствовать существующим стандартам.

Что касается формы предпринимательской деятельности, для учебного центра, претендующего на сотрудничество с крупными корпорациями, больше подойдет статус юридического лица. Оформляя ООО, ее создатель фактически заявляет о своей серьезности и надежности, подтверждая эти качества уставом и внесением уставного капитала. К тому же, обращаясь за кредитованием в банк в статусе юридического лица, заявителю проще получить положительный ответ. То же касается сотрудничества с потенциальными клиентами – больше доверия вызывают учебные центры, оформленные как открытие или закрытые акционерные общества.

Процесс регистрации ООО включает подготовку учредительных документов по такому перечню:

  1. — устав, в котором будет обозначен род деятельности компании;
  2. — решение о создании ООО;
  3. — решение о назначении руководителя;
  4. — протокол собрания учредителей;
  5. — квитанция об уплате госпошлины;
  6. — подтверждение внесения уставного капитала;
  7. — копии персональных документов всех учредителей.

Эти некоторые другие документы, которые могут запросить в налоговой службе, подают вместе с заполненным заявлением, в котором указывают подходящий по выбранному виду деятельности коды ОКВЭД. Основным кодом может быть 85.41 «Образование дополнительное для детей и взрослых». Но возможны и другие основные и дополнительные коды – важно, чтобы предлагаемые услуги соответствовали заявленной информации.

Финансовые аспекты бизнес план учебного центра

Предприятие, предоставляющее дополнительные образовательные услуги, по предварительным расчетам, нуждается в финансировании. Наиболее рациональный метод получить нужные средства – обратиться к кредитованию. Согласно с положениями бизнес-плана, понадобится получить банковский кредит коммерческого характера в размере 1 млн.950 тысяч рублей. Именно такой размер ориентировочно будет иметь общая стоимость этого проекта. Продолжительность проекта с момента его запуска до выхода компании на уровень самоокупаемости составит 2 года. С учетом того что процентная ставка составит 14 процентов, а выплаты по кредиту начнутся с первого месяца учреждения центра, общая сумма процентных выплат за этот период составит примерно 123 тысячи рублей. За выбранный период общий экономический эффект достигнет 9 млн. 242 тысячи рублей.

Такие цифры можно получить, учитывая тот факт, что крупные тренинговые компании, рассчитывающие на долгосрочную перспективу, могут ориентироваться на годовой оборот от 1,5 миллиарда рублей, при условии заключения контракта минимум в 3 миллиона. Но такие центры должны иметь высококлассных специалистов, которые нуждаются в соответствующем уровне зарплаты, а также массированной маркетинговой кампании. Учебные центры среднего масштаба, не претендующие на тренеров преимум-класса, должны рассчитывать на то, что в первый год работы большой прибыли не стоит ждать – в этот период все усилия и средства вкладываются в развитие компании, привлечение квалифицированных тренеров и подбор базы клиентов. Главная причина, по которой большинство центров к концу первого года получают нулевой баланс – отсутствие действительно крупных клиентов. Это логично – в первые 2 года предприятие только зарабатывает репутацию на рынке.

Помимо кредитования как основного источника инвестирования нового бизнеса, предприниматели прибегают к другим источникам финансирования. Примерно 30 % будет приходиться на выпуск облигаций, 25 % — размещение акций на бирже, 23 % — участие финансовых инвесторов и в пределах 14 % — собственные средства.

Подобные расчеты можно получить, проведя анализ существующих в отрасли предложений, изучив ценовую политику и сопоставив эти данные с понесенными при открытии и продвижении компании расходами.

Планируя ценовую политику будущего центра, необходимо учесть все существующие факторы. Так, средняя цена открытой учебной программы составляет от 300 до 700 долларов. Правда, в элитных организациях стоимость может значительно превышать этот показатель. Корпоративные программы будут стоить от 3 до 5 тысяч долларов. В зависимости от территориальных особенностей, состава и насыщенности учебных программ и квалификации и репутации тренеров ценовой показатель может значительно отличаться в большую сторону.

Доходная часть бизнес-плана определяется несколькими важными особенностями – уровнем спроса, состоянием данного сегмента рынка и характером предложений конкретной организации. При этом, чтобы избежать необъективности в подсчетах, следует учитывать наименьший порог рентабельности, не забывая о существующих рисках.

Принимая во внимание, что период, в течение которого компания выйдет на уровень самоокупаемости и будет приносить стабильный доход, составит ориентировочно 2 года, следует подготовить план объемов предоставления услуг в этот расчетный период:

Если обозначенные финансовые результаты будут поддерживаться на протяжении первых двух лет и, кроме того, будет сохраняться тенденция к росту прибыли и увеличению клиентской базы (в этом случае показатель прироста будет составлять от 20 до 55 процентов в год), годовой рост объемов реализации достигнет уровня 18 миллионов рублей и больше.

Одним из основных пунктов бизнес-плана будет его расходная часть. Если учитывать наиболее существенные статьи расходов, можно сделать такой вывод:

Статья расходов 1 месяц, руб. 12 месяцев, руб. Разовые затраты, руб. Всего за год, руб.
Покупка или аренда помещения 93,8 тысяч 1 млн. 125 тысяч 187,5 тысяч 1 млн. 313 тысяч
Закупка оборудования 37, 9 тысяч 37,9 тысяч
Закупка компьютерного оборудования 81 тысяча 81 тысяча
Создание сайта, хостинга, покупка скриптов 92 тысячи 92 тысячи
Рекламные расходы 50 тысяч 600 тысяч 200 тысяч 600 тысяч
Заработная плата 738 тысяч 8 млн. 856 тысяч 8 млн. 856 тысяч
Налоговые выплаты 236 тысяч 2 млн. 832 тыс. 2 млн. 832 тыс.
Непредвиденные траты 93,6 тысяч 93,6 тысяч
Всего 882 тысячи 10 млн. 880 тыс. 1 млн. 30 тыс. 11,5 млн.

Составляя финансовый план, обязательно учесть все существующие риски. К наиболее существенным относятся такие факторы:

  1. — высокая конкуренция, имеющая постоянную тенденцию к росту;
  2. — неопределенность в тенденциях рынка;
  3. — высокий уровень инвестиций.

Все эти факторы, свойственные для большинства организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования, можно преодолеть, обеспечив наивысшее качество услуг и разработав эффективную маркетинговую стратегию.

Налоговая часть расходов будет зависеть от двух основных факторов – выбранной системы налогообложения и доходов, которые получает организация. Но в целом перечень налоговых отчислений для учебного центра будет стандартным:

Вывод, который можно сделать в результате изучения рынка дополнительных учебных и тренинговых услуг, весьма оптимистичный: этот сектор очень перспективен и постоянно открыт для новых участников. Правильно организовав деятельность компании, возможно сделать ее высокодоходным бизнесом с тенденцией к постоянному развитию и расширению. Рассчитав финансовые вложения и ожидаемый доход, можно заранее поэтапно расписать все шаги создания и развития организации.

Куда люди не жалеют вкладывать деньги? В образование своих детей. Такая тенденция в наше время приобрела массовый характер. Почему бы инвесторам не согласиться с мнением общества и не вложить средства в бизнес-план образовательного учреждения или услуги? На сегодняшний день этот бизнес имеет все основания стать успешным.

Что нужно учитывать

Причина того, что в этой сфере продолжают оставаться свободные ниши, – необходимы некоторые навыки и опыт. Идеально – умения организатора и опыт работы в системе образования. Впрочем, если проект будет коллективным, достаточно иметь подобный опыт кому-то одному. В зависимости от того, какими знаниями обладает исполнитель проекта, необходимо выбирать направленность учебного учреждения или образовательные услуги, которые будут предоставляться в платном порядке.

Кроме того, многое зависит от финансовых возможностей инвесторов. Для организации высшего учебного заведения или высококлассной гимназии нужны существенные средства, которые будут возвращаться около 3-5 лет. Зато в последующем получаемая прибыль будет вполне весомой.

В случае ограниченных финансовых возможностей следует обратиться к оказанию популярных сегодня образовательных услуг. Быстро окупаются и детские дошкольные учреждения, которых постоянно не хватает, несмотря на, казалось бы, значительное количество.

Свободные ниши

Уменьшение государственного финансирования этого сектора привело к возможности более быстро и продуктивно работать частным структурам. В этом плане можно разрабатывать следующие основные направления:

  1. Высшие учебные заведения. При сегодняшних возможностях с использованием заочной, индивидуальной и удаленной формы обучения значительно снижается потребность в оборудовании и больших площадях аудиторий, отпадают и проблемы, с ними связанные. Для прохождения аккредитации необходимо выполнение целого ряда условий, однако сокращение государственных учреждений дало возможность набрать достаточно квалифицированные кадры, которые будут соответствовать поставленным задачам. Даже получение кредита в банке не оставит проект без чистой прибыли уже через 2 года.
  2. Средние учебные заведения. Если возможность получить высшее образование по интересующим специальностям на платной основе – достаточный стимул стать студентом частного заведения, то со школами и профильными училищами дело обстоит совсем иначе. Для популярности гимназии или лицея в бизнес-план учебного учреждения нужно внести дополнительные услуги, которые смогут получать учащиеся. В их числе могут быть дополнительные курсы иностранных языков, спортивные группы под руководством опытных тренеров, подготовительные курсы к тестированию, получение престижных рабочих специальностей.
  3. Дошкольные учреждения. В зависимости от возможностей и направления могут быть как полноценным детским садом, так и небольшой разновозрастной группой для занятий по популярным педагогическим разработкам известных зарубежных и отечественных специалистов. Такие учреждения можно дополнить каким-либо уклоном в развитии – филологическим или логико-математическим, спортивным, музыкальным или театральным, добавить услуги круглосуточного садика, садика выходных дней или с продленным рабочим днем. Такие услуги не требуют значительных денежных трат, а оплачиваются по повышенным тарифам.
  4. Образовательные услуги. Они подразделяются по возрасту и направлению, однако имеют некоторые общие черты – малый начальный капитал, который необходимо вкладывать для начала деятельности. Их сложность – в подборе достаточно квалифицированных кадров, на которых в таком случае и держится вся работа. Можно разработать бизнес-план для следующих образовательных услуг:

Необходимые расходы

В зависимости от направления, расходы будут очень отличаться по размерам и предметам вложения. Бизнес-план образовательного учреждения требует больше внимания уделить достаточно просторному комплексу помещений, значительному числу оборудования. Для творческой лаборатории помещение нужно небольшое, однако оборудование необходимо специфическое, да и дизайн нестандартный.

Для предоставления некоторых образовательных услуг бизнес-планы могут предусматривать только небольшое административное помещение на 2-3 комнаты (административную комнату, общую для сотрудников, и небольшую организационную для хранения некоторых необходимых приспособлений). Для других видов услуг нужны большие залы.

Основными статьями расходов все же будут:

Образец бизнес-плана образовательного учреждения может давать только очень приблизительную картину всех расходов и доходов, поскольку для каждого индивидуального случая они значимо отличаются. Типовые же проекты не будут пользоваться особой популярностью – они достаточно насытили рынок.

Составить бизнес-план образовательной услуги на основах типовых образцов намного проще, поскольку в большинстве случаев там не нужны большие помещения или уникальное оборудование.

Приблизительные расчеты для небольшого частного детсада

Бизнес-план образовательной организации небольшого размера не будет нести большой финансовой нагрузки для предпринимателя и позволит быстро начать получать чистый доход. Как вариант, можно предложить садик для двух разновозрастных групп. Расположение в спальном районе позволит найти подходящих клиентов довольно быстро, поскольку можно будет отвести или забрать ребенка в любую погоду, при любой степени занятости. Кроме того, помещение легко переоборудовать, выкупив или арендовав несколько квартир в одном из домов.

Расчет идет на группы не более 20 разновозрастных детей, дополнительная услуга – садик по выходным, круглосуточный садик.

Необходимо:

Таким образом, за год будет потрачено минимум 50 000 долларов. С каждого ребенка ежемесячная оплата за дневное пребывание составит от 50 долларов. Ночное пребывание – дополнительных 10 долларов за разовую ночевку, 50 за регулярную. При полных дневных группах и одной ночной только за месяц будет получено от 2400 долларов. За неполных 2 года проект окупится даже не в самом богатом городе России.

Бизнес с нуля – как составить бизнес-план: Видео