Морское путешествие программа для лагеря. Программа летнего пришкольного лагеря «Морское путешествие

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Критерии экспертной оценки тематического дня:

  • актуальность и креативность идеи тематического дня
  • социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
  • соответствие задач цели и результатам
  • реальность и достижимость цели в данных условиях, за конкретный отрезок времени
  • четкость и конкретность результатов
  • логика и целесообразность мероприятий
  • степень эмоционального и воспитательного воздействия мероприятий дня на детей
  • степень обучающего и развивающего значения мероприятий дня на детей
  • соответствие способов оценки заданным результатам

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)
  • «Утверждаю»

    Директор школы Сазонова Г.П.

    28.04.16

    Программа

    детского оздоровительного лагеря "Солнышко"

    на базе МКОУ «Варнавинская С(К)ШИ»

    в форме сюжетно-ролевой игры

    "Морское путешествие"

    1. Пояснительная записка

    Летний период – активная пора социализации школьников.
    С наступлением летних каникул перед большинством родителей встаёт вопрос о том, каким образом организовать летний отдых своих детей. Особую роль играют лагеря с дневным пребыванием детей. Посещая пришкольный лагерь, ребёнок не отрывается от семьи, находится под присмотром педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами, а вечером и в выходные дни в кругу семьи.
    Ещё один немаловажный момент – это возможность общения ребёнка с привычным кругом друзей.

    Ежегодно на базе МКОУ « Варнавинская С(К)ШИ» открывается оздоровительный лагерь «Солнышко».

    Программа предназначена для учащихся школы от 8 до 16 лет. Она имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты.

    Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

    По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной смены.

    Развитию творческого потенциала детей способствует включение в программу работы кружков. Запланированы тематические дни, привлекаются специалисты других ведомств и организаций: участковый инспектор, работники МЧС и ГИБДД, инспектор ПДН, медработник. Планируются экскурсии в музей, библиотеку, Поездку в ФОК «Богатырь»».


    Ежегодно 15 учеников нашей школы окунаются в кипучую жизнь творчества, дружбы. Наш лагерь «Солнышко» даёт возможность для раскрытия творческих способностей детей с ОВЗ и способствует психологическому комфорту в общении. Кроме того, правильно организованная деятельность, отдых, досуг, оздоровление способствуют духовному и физическому росту детей, имеет реальный выход в жизнь.

    В основе программы «Морское путешествие» лежат следующие принципы:

    Добровольности,

    Открытости в деятельности экипажей (отрядов),

    Учёт возрастных и индивидуальных способностей, интересов детей;

    Доступности предлагаемых форм работы возможностям каждого ребёнка;

    Систематичности,

    Наглядности,

    Развитие в каждом ребёнке стремления стать лучше, знать больше;

    Развитие его творческих способностей; коллективности.

    2. Целеполагание

    Общепедагогическая цель программы : создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровление детей в условиях лагеря.

    Задачи:

    • привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;
    • организация режима дня в соответствии с возрастными особенностями;
    • организация полноценного отдыха и оздоровления детей;
    • раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;
    • создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере.

    Спросите у ребят, кто из них не хочет отправиться в путешествие, и вырастет лес рук, заблестят глаза, вспыхнут улыбки – ветер странствий дорог каждому.
    И поэтому мы в лагере так же решили организовать путешествие для ребят.
    Главный проводник в них – сюжетно-ролевая игра.

    5. Игровая модель

    Ребята нашего лагеря очень неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. Они составили свою карту путешествия по «Следам Синдбада-морехода».
    Карта вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый экипаж ведёт свой путевой дневник – «Бортовой журнал», куда заносит, зарисовывает, вклеивает всё самое интересное, с чем встречается в пути.
    Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Свистать всех наверх!».
    Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.

    Вся жизнедеятельность в ДОЛ «Солнышко» пронизана морской тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с морскими терминами:

    Столовая – камбуз;
    Комната совещаний Совета капитанов – капитанская рубка;
    Место проведения линейки – капитанский мостик;
    Место сбора экипажа – кают-компания;
    Экипажные комнаты – кубрики и каюты;
    Отряд – экипаж;
    Воспитатели отрядов – штурманы;
    Администрация лагеря – оргкомитет по ведению регаты;
    Информационный стенд – дневник путешествия;
    Дети – моряки.

    Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из морского словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Морской глоссарий ». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей по 7 неизвестным островам. У каждого острова есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти острова и открыть их секреты. В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин. Игра заканчивается в конце смены, и тогда будут открыты и поняты секреты всех 7 островов.

    6. Этапы игры

    • Организационный: «По следам Синдбада-морехода».
    • Основной: «По пути приключений и открытий».
    • Итоговый: «Остров сокровищ».

    7. Система стимулирования

    После старта регаты «Полный вперёд!» каждый отряд (экипаж) получает отрядный флаг, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой флаг в виде якоря.

    Каждый якорь имеет свой цвет и значение:

    • Якорь красного цвета – 1 место и 15 миль;
    • Якорь синего цвета – 2 место и 10 миль;
    • Якорь зеленого цвета – 3 место и 5 миль.
    • За особые заслуги – золотой якорь.

    Задача каждого экипажа – собрать как можно больше якорей, что может выявить лучший экипаж по номинациям:

    • «Самый дружный»,
    • «Самый творческий»,
    • «Самый интеллектуальный»,
    • «СУПЕРЭКИПАЖ».

    Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха.

    Набрав 5 отличительных знаков успеха, участник игры получает звание « юнги» и отличительный знак – ленточку голубого цвета, который крепится к одежде при помощи маленькой булавочки.

    Те, кто зарабатывает в сумме 10 знаков успеха – присваивается звание « матрос» и выдаётся ленточка зеленого цвета.

    Звание « морского волка» и нагрудную ленточку красного цвета получают те, ребята, кто за смену набирает 20 знаков.

    1 раз в 3 дня созывается Совет капитанов, который корректирует маршруты судов при помощи жеребьёвки, ведь во время регаты корабль может:

    1. Сесть на мель. Чтобы сдвинуть корабль с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «В поисках сокровищ капитана Флинта» или водно-сухопутное соревнование. Может быть и свой вариант.

    2. Попасть в шторм. На моряков свалилось сразу всё: и вода, и ветер и т.д. Отряд в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.

    3. На корабль напали пираты. Этот отряд получил чёрную метку. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Огонь, вода и медные трубы». Если побеждают пираты, то они забирают у соперников 5 миль к своим победным.

    4. Рифы. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Если экипаж наскочил на них, то он должен составить новый маршрут для плавания (игра на местности по запискам).

    5. Штиль – отряд должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.

    6. Попутный ветер. Просто так принесёт команде 5 миль .

    Ежедневно каждый экипаж получает 5 миль на карте плюс за победу в конкурсах и соревнованиях. Дежурный вожатый может дать 5 миль за самый чистый отряд в столовой, кубрике и каюте. Совет капитанов по проведению регаты может дать ещё 5 миль за интересное отрядное дело(если оно еще описано и сдано в банк интересных дел).

    8. Детское самоуправление

    На организационном этапе проходят выборы капитанов, боцманов, мичманов по спорту, радист.

    Традиционно из детей формируется 2-3 отряда. Ребята являются помощниками в организации тематических дней, дел.

    На протяжении лагерной смены все члены экипажей смогут принять участие в интереснейших экскурсиях.

    Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки:

    · «Порт странствий»;

    · «Залив веселых шуток»;

    · «Бухта хочу стать взрослым»;

    · «Залив сильных, ловких, смелых»;

    · «Остров экспромтов»:

    · «Бухта «Наши родные места» .

    Так же в течение смены ребята могут посетить любой кружок по своим интересам. Занятия в кружках ведут воспитатели отряда и носят законченный характер.

    1. Спортивные: футбол, волейбол, ПДД «Светофорчик»
    2. Творческие: песенный, танцевальный, мягкая игрушка, оригами.
    3. Интеллектуальный: логические игры.

    Каждый отряд в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в: названии экипажа; девизе, символах и атрибутах; законах и традициях отрядной жизни; игровых отрядных условностях, свои особые приветствия, прощания, пожелания успеха, оформлении отрядного уголка.

    10. Информационное обеспечение программы «Морское путешествие» осуществляет пресс-центр лагеря.

    11. Кадровое обеспечение

    Педагогический коллектив нашего лагеря – это педагоги школы.

    Координатор программы: Дворникова Лариса Александровна

    12.Тематическое планирование

    • День первый:
    • приход в лагерь , игра по отрядам «Суета сует»;
    • общелагерная игра «Свистать всех наверх!» .
    • Отрядные огоньки знакомств.
    • День второй:
    • организационные сборы в отрядах; общелагерный час знакомств «Путешественники, здравствуйте!»
    • Учебная тренировка по пожарной безопасности
    • День третий:
    • линейка открытия «По следам Синдбада-морехода»,
    • «Полный вперёд!»,
    • День четвёртый:
    • Корабельная кутерьма
    • Конкурс рисунков «В погоне за морскими призраками»
    • День пятый:
    • индивидуальные соревнования в «Школе юнг»
    • «Брейн-ринг»
    • общая большая эстафета «В поисках сокровищ капитана Флинта»
    • День шестой:
    • шоу-программа «Вечер на рейде»,
    • «Дневник регаты»– просмотр видеокассеты.
    • День седьмой:
    • интеллектуальное шоу «В погоне за морскими призраками»
    • Остановка на острове дорожных знаков «Красный,желтый,зеленый»
    • День восьмой:
    • день наоборот «Бермудский треугольник»
    • конкурсная программа «Сардинка, сардинка, сардинка моя…»
    • сказка «Шиворот-навыворот»
    • День девятый:
    • творческий день «С корабля на бал»
    • Залив «Сильных, ловких, смелых»
    • День десятый:
    • тематический день «Три в одном»
    • Полуостров «Веселых шуток»
    • День одиннадцатый:
    • соревнование команд «Огонь, вода и медные трубы
    • конкурсная программа «Ты морячка, я – моряк»
    • День двенадцатый:
    • праздник «Нептуна»
    • остров «Хочу стать взрослым»
    • День тринадцатый:
    • праздник «Корабельная кутерьма»,
    • конкурсная программа «Лидер и его команда»
    • День четырнадцатый
    • подготовка ко Дню Памяти,
    • «Дневник регаты» ,
    • День пятнадцатый
    • День Памяти
    • ярмарка «Остров сокровищ»,
    • линейка закрытия смены – Финиш регаты

    14. Ожидаемые результаты по программе

    Результатом реализации программы будет являться оздоровление и отдых более 15 мальчишек и девчонок нашей школы.
    В ходе реализации программы «Морское путешествие» мы предполагаем рассматривать ожидаемые результаты смены через:

    1. Результаты, актуальные для развития личности ребёнка:

    • удовлетворение потребности в полноценном отдыхе,
    • реализация интересов детей, их обогащение и побуждение к новым интересам;
    • формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;
    • формирование у детей социально-значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе.

    2. Результаты, касающиеся детского объединения:

    • создание у детей эмоционального настроя на работу во временных детских объединениях.

    3. Результаты, способствующие развитию воспитательной системы лагеря:

    • апробация новой модели лагерной смены;
    • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
    • пополнение копилки форм работы;
    • развитие опыта деятельности пресс-центра лагеря.

    4. Результаты, направленные на педагогический отряд воспитателей:

    • повышение уровня педагогического мастерства;
    • апробация модели взаимодействия пед. отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие», самореализация воспитателей.

    15. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы

    В лагере осуществляется следующие виды диагностики:

    • Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в оргпериод с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
    • Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
    • Итоговая диагностика
    • Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

    16. Законы путешественников

    Закон дружбы:

    Один за всех и все за одного.

    Закон времени:

    Точность – вежливость королей.

    Закон слова и дела:

    Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.

    Закон поднятой руки:

    Если поднята рука,
    Значит – все молчат пока.

    Закон дома:

    Лагерь наш – нам общий дом.
    Чистоту храните в нём.

    Закон песни:

    Без песни ни дня, без песни ни шагу.
    В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

    Закон природы:

    Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

    Должностная

    инструкция

    педагога-психолога в ДОЛ.

    1. Общие положения

    1.1. Педагог-психолог детского оздоровительного лагеря (далее - педагог-психолог) относится к категории специалистов.

    1.2. На должность педагога-психолога принимается лицо:

    Имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;

    Не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

    Не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергающееся (не подвергавшееся) уголовному преследованию (за исключением случаев, когда уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

    Не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

    Не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);

    Не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).

    1.3. Педагог-психолог должен знать:

    Законодательные акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной защиты детей;

    Конвенцию о правах ребенка;

    Типовое положение о детском оздоровительном лагере (Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 N 18-2/10/1-7164) и другие нормативные акты по вопросам организации летнего отдыха детей, детского оздоровительного лагеря;

    Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков (СанПиН 2.4.2.2842-11), утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2011 N 22, Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей (СанПиН 2.4.4.1204-03), утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16.03.2003, другие нормативные акты, устанавливающие санитарные нормы, правила и нормативы;

    Условия размещения детского оздоровительного лагеря (далее - лагерь);

    Основы физиологии, гигиены;

    Индивидуальные и возрастные особенности детей;

    Общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

    Методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

    Основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

    Методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

    Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

    Теорию и методику воспитательной работы;

    Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

    Основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

    Основы доврачебной медицинской помощи;

    Правила по охране окружающей среды;

    Основы трудового законодательства;

    Правила внутреннего трудового распорядка лагеря;

    Правила и нормы труда, техники безопасности и противопожарной защиты, производственной санитарии и гигиены;

    - ______________________________________________________________________.

    1.4. Педагог-психолог в своей деятельности руководствуется:

    Уставом (Положением)ДОЛ «Солнышко»

    Настоящей должностной инструкцией

    1.5. Педагог-психолог подчиняется непосредственно Начальнику лагеря

    1.6. В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни и пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

    1.7. ___________________________________________________________________.

    2. Функции

    2.1. Сохранение психического, соматического и социального благополучия детей в период пребывания в лагере.

    2.2. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей в лагере.

    3. Должностные обязанности

    Педагог-психолог исполняет следующие обязанности:

    3.1. Способствует гармонизации социальной сферы лагеря и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

    3.2. Определяет факторы, препятствующие развитию личности детей, и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного).

    3.3. Проводит психологическую диагностику, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

    3.4. Способствует развитию у детей готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

    3.5. Определяет у детей степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

    3.6. Участвует в формировании психологической культуры детей, в том числе культуры полового воспитания.

    3.7. Консультирует работников лагеря по вопросам развития детей, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности детей, сотрудников лагеря, родителей (лиц, их заменяющих).

    3.8. Участвует в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных планами работы лагеря и утвержденными программами.

    3.9. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей в период пребывания в лагере.

    3.10. Оказывает консультативную помощь детям, их родителям (лицам, их заменяющим), коллективу лагеря в решении конкретных проблем психологического характера.

    3.11. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

    4. Права

    Педагог-психолог имеет право:

    4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства лагеря.

    4.2. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

    4.3. Запрашивать и получать от структурных подразделений, специалистов необходимую информацию, документы.

    4.4. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

    4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

    4.6. Требовать от руководства лагеря оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

    5. Ответственность

    5.1. Педагог-психолог привлекается к ответственности:

    За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

    За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, - в порядке, установленном действующим трудовым, административным или уголовным законодательством Российской Федерации;

    За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

    За причинение ущерба лагерю - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

    5.2. ___________________________________________________________________.

    6. Заключительные положения

    6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе

    Квалификационной характеристики должности "Педагог-психолог" (Единый

    квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов

    и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников

    образования", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от

    26.08.2010 N 761н),

    6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией

    осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).

    Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией

    подтверждается _____________________________

    С должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции,

    __________________________________________________________________________.


    Познавательно игровой час "Морские волки" для летнего пришкольного лагеря

    Автор Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №47 городской округ Самара
    Описание Материал можно использовать учителям начальных классов, вожатым для проведения внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы и среднего звена.
    Цель Организация досуга детей.
    Задачи:
    -Развивать речь, логическое мышление, память, познавательный интерес.
    -Обогащать опыт ребенка, насыщать этот опыт новыми знаниями и сведениями об окружающем;
    -Работать над созданием сплоченного коллектива единомышленников, творческого объединения детей;

    Ход мероприятия


    Звучит "Песня капитана Врунгеля"
    сл. Е.Чеповецкого
    муз. Г.Фиртич

    Известно: в мире нашем есть
    Чудесные явленья.
    В морях же их не перечесть,
    Достойных удивленья.

    Железный лом плывет, скользя,
    А рыба утопает...
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает.
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает!

    Не сохранит вода следы
    Не при какой погоде -
    Моряк бывалый из воды
    Всегда сухим выходит.

    Внутри кита, где жить нельзя,
    Упрямец выживает...
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает.
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает!

    Ведь от чудес никто из нас
    Нигде не застрахован:
    Я сам не раз на суше пас
    Телят морской коровы;

    Косяк русалок видел я,
    Экватор проплывая...
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает.
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает!

    Есть в мире много разных стран,
    Где якоря бросал я.
    Друзья, я - Врунгель, капитан,
    И этим все сказал я.

    Мне в правде отказать нельзя,
    И это каждый знает...
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает.
    Порой не верится, друзья,
    И все-таки бывает!


    Появляются капитан Врунгель матрос Лом и Фукс
    Добрый день! Мы приветствуем вас на нашем познавательном морском развлечении!
    Лом
    Свистать всех на верх!


    Мы приглашаем вас в морское путешествие.И сегодня мы узнаем кто-же самые настоящие морские волки.
    Капитан Врунгель
    Прежде чем начать наше путешествие мы должны разобраться в морских терминах. Каждой команде предлагаю ответить на вопросы:
    1.Морская викторина


    1.Кто такой боцман?
    (Младший офицер. В его обязанности входило поддержание технического содержания корабля, управление палубной командой. Он следил за состоянием парусов, снастей, шлюпок, корабельных часов; отвечал за хранение запасных канатов, ремонтного дерева, парусины; организовывал ремонтные работы корабля. Так же следил за содержанием корабельного флага, отвечал за поддержание связи с другими кораблями с помощью специальных сигналов. Боцман дублировал команды капитана во время шторма или боя.)
    2.Кто такой кок?
    (Корабельный повар. Он должен уметь не только готовить пищу, но и знать, как правильно хранить продукты, уметь экономно рассчитывать употребление пресной воды. Пираты могли запросто выкинуть кока за борт, если им не понравилось, как он приготовил, или если он не экономно использовал продукты и воду.)


    3.Кто такой навигатор?
    (Опытные моряки, которые хорошо ориентировались в морских картах, могли прокладывать курс и определять местоположение корабля.)
    4.Для чего нужен был мастер парусов?
    (Он должен был приобретать качественную парусину, шить, ремонтировать паруса. Мастер парусов отвечал за постановку тяжёлых и верхних парусов, а боцман руководил работами по постановке нижних парусов)


    5.За что отвечает судовой врач?
    (Оказывал помощь всем морякам судна. Врачи всегда очень ценились, поэтому при сражении суда противников часто переманивали врачей к себе на корабль, обещая им больше золота.)


    6.кого называют юнгами?
    (Юнгами становились мальчики из благородных семей, которые направлялись на корабль для изучения основ мореходства. В дальнейшем становились моряками.)


    7.Кто такой старпом?
    (Правая рука капитана. Исполнял обязанности капитана, когда тот отсутствовал.)
    8.Для чего нужны механики на корабле?
    (Отвечают за исправность ходовой части-двигателей корабля)
    Капитан Врунгель
    Что же-отлично! С первым заданием справились. Теперь проверим ваших капитанов. Достойны ли они ими быть.
    2.Конкурс капитанов
    Капитан-это самый опытный моряк, все знающий и везде побывавший. Капитаны должны перечислять моря (по очереди), которые есть на нашей планете.


    Лом
    3.Брейн-ринг
    (Отгадайте загадки. Каждая команда получает одну загадку, если она не знает ответ, загадка переходит к другой команде)
    1.Плаваю на корабле,
    Иногда лежу на дне,
    На цепи корабль держу,
    судно в море сторожу,
    Чтобы ветер не угнал,
    На волнах лишь покачал
    (Якорь)


    2. Я от ветра надуваюсь,
    Но ничуть не обижаюсь,
    Пусть меня он надувает,
    Яхте скорость прибавляет.
    (ПАРУС)


    3. Шторм на море иль туман,
    Но где краешек земли
    Знает каждый капитан.
    Что горит для них вдали?
    (МАЯК)


    4. Взял мальчишка хворостинку,
    Прицепил к ней паутинку,
    Маленький крючочек,
    Красный поплавочек,
    И свинцовое грузило
    К хворостинке прицепил он -
    Вот и весь набор снастей.
    Чем он ловит карасей?
    (УДОЧКА)

    5. Если входят корабли
    В порта акваторию,
    Нужно, чтоб их провели
    Водной территорией.
    Как к причалу подойти?
    Ведь фарватер под водой.
    Кто подскажет, как пройти?
    Отгадайте, кто такой?
    (ЛОЦМАН)


    6. Поднимает якоря,
    Возит грузы за моря,
    Только лишь сухие грузы:
    Бочки ящики, арбузы...
    Не берёт он жидкий груз,
    Потому и...
    (СУХОГРУЗ)

    7. Разбивая толстый лёд,
    Он один вперёд идёт,
    А за ним только потом
    Корабли идут гуськом.
    (ЛЕДОКОЛ)

    8. Туч нагнал сердитый ветер.
    Небо в тучах, нет просвета,
    И разбушевалось море
    Всем судам морским на горе.
    Ночь настала прямо днём.
    Как мы это назовём?
    (ШТОРМ)


    9. По волнам он скок да скок.
    Что же это за дружок?
    Рыба дёрнет за крючок -
    Он ложится на бочок.
    (ПОПЛАВОК)


    10. За борт глянь, не видно дна.
    Вот так моря глубина!
    Дно потом всё ближе, ближе...
    Мы на что уселись днищем?
    (МЕЛЬ)


    11. Он на мостике стоит
    И в бинокль морской глядит,
    Не страшит девятый вал -
    Крепко держит он штурвал.
    Он на судне - царь и пан.
    Кто же это? …
    (КАПИТАН)


    Фукс
    Игра «Макароны по-флотски».
    Реквизит – большие вилки и длинные веревки. Вызывается по одному участнику от каждой команды. Каждому дается по вилке и по веревке. Кто быстрее намотает макаронину (веревку) на вилку – тот и побеждает.


    Врунгель
    А теперь предлагаю передохнуть и потанцевать.

    Дети встают в круг и танцуют. Песни лучше выбрать о море. Я буду отдавать приказы – не по порядку, а как придется. Ребята должны тут же их выполнить.
    Команды:
    Лево руля! – все должны повернуться налево и продолжать танцевать;
    Право руля! – все должны повернуться направо и продолжать танцевать;
    Нос! – круг танцующих сужается (сходится к центру);
    Корма! – круг, наоборот, расширяется;
    Поднять паруса! – все поднимают руки вверх, продолжая танцевать;
    Драить палубу! – все начинают тереть ногой по полу;
    Пушечное ядро! – все приседают;
    Адмирал на борту! – все встают по стойке “смирно” и отдают
    честь.
    Фукс
    конкурс "Морская песня"

    Какая команда больше споет песен на морскую тематику.
    Лом
    Предлагаю каждой команде проявить свое логическое мышление.
    "Собери пословицу"
    Каждая команда получает пословицы (разделены на части). Нужно за минуту собрать как можно больше пословиц.
    (1 команде)
    1.Вода у одного берет- другому дает.
    2.Вода течет вниз- человек стремится вверх.
    3.Даже если море пенится- оно не загрязнится.
    4.В море раз побудешь- век не забудешь.
    5.Дальше в море- больше горя.
    (2 команде)
    1.Все дороги ведут, а все реки ведут к морю.
    2.Лодка проплывает- берег остается.
    3.Море сильного любит, а бессильного губит.
    4.Вода всему господин, воды и огонь боится.
    5.И море бы разлилось, не будь у него берегов.
    Подведение итогов
    Капитан Врунгель
    Вот и закончилось наше морское путешествие. Вы показали себя настоящими морскими волками. Желаю вам семь футов под килем!
    Лом
    Три тысячи чертей
    Желаю без потерь
    Вам много лет прожить,
    Дружить и не тужить!

    Пусть старые морские волки
    Вас не возьмут на абордаж.

    Звучит песня "Нужен отдых парусам"
    сл. Е.Чеповецкого
    муз. Г.Фиртич

    Врунгель:
    Да, нужен отдых парусам,
    Как морю после шквала.
    И, признаюсь, устал я сам,
    Хотя моряк бывалый.
    К тому ж история моя...
    Правдивый бег кончает
    Самим не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает.
    Самим не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает!

    Лом:
    Морским я волком, братцы, стал,
    Поверьте, не от скуки,
    Мне море ставит высший балл
    По врунгельской науке.
    Могу быть капитаном я,
    Меня на флоте знают

    Но в жизни всё бывает.
    Кой-кто не верит мне, друзья,
    Но в жизни всё бывает.

    Фукс:
    Я, старый Фукс, хлебнул беды,
    Хоть жил я тише мыши,
    И прямо чудом из воды
    Сухим на берег вышел.
    И вот хожу на воле я
    И срок не отбываю...
    И мне не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает.
    И мне не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает.

    Хором:
    Но ветер странствий не утих,
    Он ждёт нас у причала
    Большая дружба нас троих
    Морским узлом связала
    Но с вами быть уж нам нельзя
    Финал нас разлучает...
    Самим не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает.
    Самим не верится, друзья,
    Но в жизни всё бывает.

    МБОУ «Куркачинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Директор____________А.Г.Яруллин

    приказ № _______от ________ 2016г.

    ПРОГРАММА

    летней смены «Морское путешествие»

    оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко»

    с дневным пребыванием детей на базе

    МБОУ Куркачинская СОШ
    составитель педагог-организатор Шабакаева Л.С.

    Рассмотрено на заседании педагогического совета

    протокол № ______от __________2016г.

    2015 – 2016 учебный год

    В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков.

    Пришкольные лагеря – одна из наиболее востребованных форм летнего отдыха детей школьного возраста.

    Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим.

    Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения.

    Летний отдых – это не только социальная защита, это и возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, радость общения, творческие открытия, оригинальные идеи. Все направления работы летнего школьного лагеря - физкультурно-оздоровительное, туристско-краеведческое и трудовое – имеют познавательный характер.

    Кто из нас не мечтал стать великим путешественником, сделать великое открытие, назвать остров или необитаемые земли своим именем. Теперь каждый из вас, дети и взрослые, имеет такую возможность. Солнце и хорошее настроение помогут вам в этом. Итак, отправляемся в морское путешествие!
    Летняя смена «Морское путешествие»

    1. Пояснительная записка

    Вся воспитательная работа в пришкольном лагере "Солнышко” направлена на реализацию представленной развлекательно-познавательной программы "Морское путешествие” в форме сюжетно-ролевой игры. Эта программа 21 дневного пребывания учащихся в лагере насыщена разными спортивно-познавательными развивающими мероприятиями и играми, которые способствуют активному отдыху воспитанников, а главное формируют духовно-нравственную творческую личность.
    2. Кадровое обеспечение

    Один из актуальных вопросов организации работы летнего лагеря – его кадровое обеспечение. Основа педагогического коллектива лагеря – педагоги школы, во время работы в лагере складывается сплочённый коллектив единомышленников, деятельность которых направлена на грамотную методическую организацию работы и сплочение детского коллектива.

    Особая ответственность за проведение лагеря ложится на его начальника и организатора. Кандидатуры руководителей лагеря утверждаются по следующим критериям:


    • наличие опыта работы с детьми в каникулярный период;

    • наличие организаторского опыта;

    • степень владения знаниями по организации работы в летнем лагере дневного пребывания.
    Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, начальник смены (организатор лагеря), воспитатели, руководитель физического воспитания.

    К работе в летнем лагере дневного пребывания привлекается школьный библиотекарь, работники столовой, а также технические работники школы.

    Перед началом работы лагеря проходит установочный семинар для воспитателей и отрядных вожатых.
    Педагогические кадры.

    Начальник лагеря: организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.

    Начальник смены: разрабатывает программу и план работы лагеря, несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.

    Специальные кадры (библиотекарь, физрук, музыкальный руководитель): осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязанностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления, для организации досуговых мероприятий.

    Воспитатели: составляют план работы на смену и подводит итоги своей работы; отвечают за художественное оформление мероприятий, проводимых в лагере; составляют и подбирают методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев; несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение плана учебно-воспитательной работы, проведение отрядных и общелагерных дел.

    Отрядные вожатые: организуют и поддерживают работу отрядов.
    3. Педагогические условия:


    • добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;

    • сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);

    • систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;

    • организация различных видов стимулирования детей и взрослых;

    • многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);

    • отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;

    • создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;

    • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.

    4. Методическое обеспечение смены:


    • наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;

    • должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МБОУ «Куркачинская СОШ»;

    • проведение установочного семинара для отрядных вожатых до начала смены;

    • подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;

    • подбор реквизита для проведения дел;

    • разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
    Проведение смены обусловлено необходимостью:

    • продолжения учебного процесса в условиях лета;

    • создания единого коллектива;

    • укрепления здоровья детей, отдыхающих в лагере.
    В основе программы лежат принципы:

    • Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса;

    • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью;

    • Принцип демократичности: участие всех детей в программе лагеря;

    • Принцип дифференциации воспитания, который предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей, создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня), активное участие детей во всех видах деятельности;

    • Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

    5. Цель организации работы лагеря:


    • содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;

    • создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
    Задачи:

    • широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;

    • поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;

    • выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

    • развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем

    Реализация цели и задач смены осуществляется по программе «Морское путешествие» в форме сюжетно - ролевой игры. Традиционно из участников программы формируются отряды, которые будут представлять экипажи кораблей «Морского путешествия». Для всех отрядов работает библиотека, игровая комната, спортивная площадка, кружки дополнительного образования. Каждый отряд - это корабль морского путешествия. Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, словарик игры, оформление.

    Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. В каждом отряде свои лидеры – штурманы и активисты, отвечающие за разные направления работы: экологическое, спортивное, организаторы КТД (коллективно-творческих дел), редакторы, вожатые – юнги (учащиеся 7-9 классов).

    В школе развито и эффективно действует ученическое самоуправление. В пришкольном лагере оно продолжает функционировать. В начале каждой недели проводятся заседания руководящего состава: капитанов, адмирала, боцманов, штурманов и юнг, на которых обсуждается подготовка и проведение общелагерных дел.

    Результаты состязаний и конкурсов отражаются на маршрутной карте соревнований летнего морского путешествия.

    Словарь смены:


    • лагерь – большая регата;

    • отряд – корабль;

    • все дети в лагере – экипаж;

    • вожатые – юнги;

    • лидеры (школьники) –штурманы;

    • педагоги дополнительного образования – боцманы;

    • начальник смены – контр-адмирал;

    • воспитатели лагеря – капитаны кораблей;

    • начальник лагеря – генерал флота.
    Система стимулирования успешности и личностного роста.

    Каждый экипаж корабля ежедневно может получать награды за активное участие в жизни своего корабля и морского путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия).

    На каждом корабле есть свой флаг и гимн, они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом корабле. В конкурсе участвует весь экипаж корабля.

    На каждом корабле есть свой отрядный уголок, в котором помещены:


    • флаг корабля;

    • название корабля;

    • девиз корабля;

    • достижения корабля;

    • численность экипажа (список отряда).

    План работы лагеря

    Общее количество детей в лагере 35 человек, которые распределяются в 2 отряда. Каждым отрядом руководит один воспитатель, которому помогает вожатый (ученицы 8-10 классов).

    Работа в лагере поделена на три семидневки. Воспитатели в течение своей смены (семь дней) готовят со своими отрядами проектные работы, в которых должны принять участие все члены отряда. В конце смены - итоговый показ проектных работ.

    Ежедневно воспитатели проводят с детьми инструктажи по ТБ и «Минутки здоровья», а также мероприятия по плану работы лагеря.

    В лагере проводятся кружковые занятия: творческая лаборатория «Морские чудесенки», танцевальный класс «Танцы на воде», караоке – клуб «Лейся песня». Кружковые занятия проводят вожатые под руководством начальника смены, вместе с которым они разрабатывают план работы. Руководство караоке-клубом «Лейся песня» осуществляет музыкальный руководитель. На мероприятиях закрытия лагерной смены подводятся итоги кружковых занятий в форме выставки творческих работ и показа концертных номеров

    Режим работы лагеря:


    Элементы режима

    Время

    Ответственные

    Сбор детей, зарядка

    8:30 – 9:00

    Воспитатели, вожатые

    Утренняя линейка

    9:00 – 9:15

    Начальник смены

    Завтрак

    9:15 – 9:45

    Работники столовой

    Минутка здоровья

    9:45 – 10:00

    Воспитатели, вожатые

    Работа по плану отрядов, общественно полезный труд, работа кружков и секций, спортивные мероприятия

    10:00 – 12:30

    Начальник смены, воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания

    Оздоровительные процедуры

    12.00 - 13.00

    Воспитатели, вожатые, руководитель физического воспитания

    Обед

    13:00 – 13:30

    Работники столовой

    Работа по плану отрядов, свободное время

    13:30-14:30

    Воспитатели, вожатые

    Линейка, уход домой

    14.30

    Начальник смены, воспитатели

    План – сетка (сценарии мероприятий и образцы для работы творческой лаборатории «Морские чудесенки» представлены в приложениях)


    10:00 – 11:00

    11:00 – 12:00

    12:00 – 13:00

    13:30 – 14:30

    1 семидневка

    Пн

    6.06

    Спортивно-развлекательная игра «Свистать всех на верх». Поиск карты морского путешествия

    Работа над оформлением отрядных уголков

    Игры на свежем воздухе

    Вт

    7.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Ср

    8.06

    Караоке – клуб «Лейся песня»

    Познавательная игра «Морское рондеву»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Чт

    9.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Пт

    10.06

    Караоке – клуб «Лейся песня»

    Конкурсная программа «Ай да рыбаки»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Сб

    11.06



    Работа над проектом

    Конкурс рисунков на асфальте

    Игры на свежем воздухе

    Пн

    13.06

    Спортивно-развлекательная игра по станциям «Пираты Карибского моря»

    Работа над проектом



    2 семидневка

    Вт

    14.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Ср

    15.06

    Караоке – клуб «Лейся песня»

    Познавательная игра «По морям, по волнам...»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Чт

    16.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Пт

    17.06

    Караоке – клуб «Лейся песня»

    Конкурсная программа «Киносерпантин»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Сб

    18.06

    Конкурсная программа «Морской бой»

    Работа над проектом

    Просмотр тематических фильмов

    Игры на свежем воздухе

    Пн

    20.06

    Игра – путешествие по станциям «Робинзонада»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Вт

    21.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Итоговое мероприятие по проекту

    3 семидневка

    Ср

    22.06

    День памяти. Митинг у памятника Славы

    Конкурсная программа «Огонь, вода и медные трубы»

    Конкурс плакатов «Миру – мир!»

    Игры на свежем воздухе

    Чт

    23.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Пт

    24.06

    Караоке – клуб «Лейся песня»

    Игра – путешествие «Два корабля»

    Игры на свежем воздухе

    Работа над проектом

    Сб

    25.06

    Конкурсная программа «Морской бой»

    Работа над проектом

    Просмотр тематических фильмов

    Игры на свежем воздухе

    Пн

    27.06

    Кружок «Морские чудесенки»

    Кружок

    «Танцы на воде»


    Спортивное мероприятие

    Работа над проектом

    Вт

    28.06

    Спортивная программа «На дне морском»

    Работа над проектом

    Игры на свежем воздухе

    Концертная программа «Сардинка моя»

    Ср

    29.06

    Спортивно-развлекательная игра «Последние герои»

    Игры на свежем воздухе

    Итоговое мероприятие по проекту