Выгодные варианты франшиз автосервисов. Как открыть сервис сто по франшизе Какие закупки по франшизе нужны автосервиса

Количество автомобилей в России увеличивается на 10-12% каждый год, несмотря на экономическую нестабильность и кризис. Данный ход развития событий является очень выгодным для предпринимателей с работающими СТО, а также бизнесменам, которые только начинают делать первые шаги в сфере услуг.

Не трудно понять, что с ростом численности российского автопарка, растет и процент машин, нуждающихся в ремонте. Услуги СТО нужны даже тем автомобилям, которые не подверглись поломке. Так как не каждый водитель может самостоятельно обслужить свою машину, им на помощь приходят автосервисы.

Данный бизнес не является сезонным, как в случае с автомойками, что делает его прибыльным круглый год. Это привлекает множество предпринимателей. Перед тем как начать создавать бизнес-план проекта, следует оценить свои собственные силы, знания и опыт.

Для начинающего бизнесмена хорошим вариантов будет франшиза автосервиса. Благодаря поддержке франчайзера можно без потерь вывести конкурентоспособный бизнес на рынок и избежать разочарований.

Подробности условий франчайзинга СТО

  1. Преимущества и недостатки открытия сервисного центра по франшизе

Самостоятельный запуск СТО требует значительных технических знаний и хотя бы небольшого опыта работы в данной сфере. В случае с франчайзингом все становится намного проще, ведь компания обеспечивает поддержкой своих франчайзи. Можно выделить следующие конкретные выгодные стороны франшизы автосервиса:

  • франчайзи получает программу действий для развития бизнеса;
  • использование известного бренда обеспечивает высокий спрос на услуги;
  • франчайзи предоставляются детали, оборудование и автохимия по сниженной цене;
  • обучение персонала и руководителя проекта;
  • обеспечение франчайзи программными устройствами для диагностики автомобилей;
  • помощь в рекламных мероприятиях и маркетинге.

Франчайзинг СТО, как и любой другой сферы бизнеса, имеет свои недостатки:

  • пользователь обязан строго соблюдать инструкции и правила, указанные в договоре;
  • франчайзи должен обладать определенным размером стартового капитала и каждый месяц платить роялти в виде фиксированной суммы или процента от выручки;
  • необходимость следования указаниям фирмы в выборе помещения или приобретения оборудования в регионе, что иногда оказывается затратно.

Так как в сфере услуг для автомобилей конкуренция очень высокая, бизнесмену следует ориентировать на качественное обслуживание и оборудование. Эти особенности привлекут состоятельных клиентов.

2. Условия покупки франшизы СТО

Для того, чтобы начать сотрудничать с известными торговыми марками, нужно соответствовать основным требованиям франчайзеров:

  • наличие опыта в автомобильном бизнесе;
  • наличие помещения для СТО;
  • отсутствие долгов и положительная кредитная история;
  • наличие стартового капитала, размера которого хватит на выплаты вступительного и паушального взноса, а также непредвиденные расходы.

3. Особенности развития СТО в конкретном регионе

Кроме достаточного стартового капитала предпринимателю следует знать особенности и возможности населенного пункта, в котором он планирует строить бизнес. Известны такие факторы, которые влияют на развитие проекта, зависящие от географии его размещения:

  • Покупательная способность, уровень жизни и менталитет жителей совершенно разных в каждом регионе России.
  • Москва не является самым лучшим городом для строительства СТО, так как по показателям экспертов, в Сургуте и Красноярске 55% жителей ездят на личных авто. В восточной части страны преобладают машины японских марок с автоматическими коробками передач, а значит автосервис должен обладать оборудованием высокого уровня.
  • Выгодным вложением капитала будет приобретение франшизы в крупной городе с большими пробками, так как они провоцируют быстрый износ деталей машины.
  • В небольших городах и поселках дешевизну сервиса можно окупить низкой стоимостью аренды помещения.
  • Сумма необходимых вложений

После оплаты взносов и оформления франшизы, СТО потребует еще много денежных вложений, которые пойдут на такие направления:

  • приобретение и установка оборудования – 1 миллион рублей;
  • реклама – 200 тысяч рублей;
  • получение документов и разрешений – 50 тысяч рублей;
  • аренда помещения – 200 тысяч рублей;
  • заработная плата сотрудникам – 300 тысяч рублей;
  • автохимия – 80 тысяч рублей.

Обзор наиболее популярных СТО, которые работают по франшизе

1. «Вилгуд»

Для того, чтобы начать сотрудничество с этой компанией, предпринимателю необходимо заплатить вступительный взнос в размере 1 миллиона рублей (для Москвы 2 миллиона) и каждый месяц выплачивать 3,5% от дохода предприятия в течение первого года работы. Кроме финансовых требований, к франчайзи выдвигаются следующие организационные:

  • наличие опыта работы в сфере автосервисов;
  • обучение в течение двух недель в офисе компании и стажировки на СТО;
  • численность населения региона – не менее 200 тысяч жителей;
  • количество автосервисов других фирм – более трех.

«Вилгуд», в свою очередь, обладает такими преимуществами:

  • обеспечение системой контроля;
  • инструкции и правила ведения бизнеса;
  • подключение точки в главному сайту и мобильному приложению;
  • поддержка в рекламных кампаниях.

Компания обещает, что все вложения окупятся за 12 месяцев работы, а доход составит до 20% от оборота.

2.«Bosch»

Фирма имеет несколько вариантов направлений работы автосервиса: ремонт дизельных и бензиновых моторов, грузовых и легковых машин. Франчайзи может самостоятельно выбрать размах своего бизнеса – это может быть небольшая станция обслуживания или крупный сервис. Автосервисы «Bosh» делятся на такие виды:

  • Diesel Service - осуществление ремонта дизельных моторов, тормозных, топливных и многих других систем. В сервисе также проводят шиномонтаж и кузовные работы.
  • Diesel Center - сервис более высокого уровня, в котором можно сделать сложные ремонтные мероприятия благодаря современному оборудованию и сотрудникам с высокой квалификацией.
  • Bosch Car Service - специализируется на ремонте микроавтобусов и легковых машин.

Фирма предъявляет следующие требования к франчайзи:

  • высокотехнологичное оборудование Bosch-Shop и лицензионное программное обеспечение;
  • успешный опыт работы в сфере автосервиса;
  • роялти в размере 1400 евро каждый год.

Франчайзер прогнозирует окупаемость бизнеса за 18 месяцев.

  1. «Белый сервис»

Данная компания отличается тем, что в основе лежат бизнес-технологии, разработанные европейской фирмой «Kwik Fit». «Белый сервис» предлагает своим франчайзи:

  • полный пакет инструкций по развитию бизнеса;
  • готовый бизнес-план и индивидуальная маркетинговая стратегия;
  • обучение персонала и руководителя в главном офисе;
  • обеспечение необходимым оборудованием и деталями;
  • поддержка профессиональных аналитиков.

Для того, чтобы сотрудничать с компанией, предпринимателю необходимо иметь помещение площадью в 250-400 кв. метров, стартовый капитал размером в 1-3 миллиона рублей, заплатить паушальный взнос 300 тысяч рублей и роялти 2%. Бизнес начинает окупаться через год работы.

Все больше людей решаются на приобретение автомобиля. Поэтому открытие автосервиса всегда будет выгодным делом. Рентабельность такого бизнеса обеспечивается постоянным потоком клиентов. Им требуется и ремонт, и прохождение техосмотра.

Трудности при открытии очевидны. Во-первых, большая конкуренция в данной сфере. Во-вторых, очень много нюансов, которые обязательно стоит учитывать при старте. Поэтому франшиза автосервиса – очень выгодное предложение, которое сможет быстро окупиться.

Главное преимущество – вы приобретаете готовую модель с разработанной маркетинговой программой. Даже если вы собираетесь заниматься пошивом авточехлов, готовая модель имеет преимущества перед открытием бизнеса с нуля.

Особенности бизнеса по автосервису

Такой вид бизнеса не потеряет популярности еще долго. Можно открыть узкопрофильный сервис по шиномонтажу или кузовному ремонту, а можно или покраски, а также установку аксессуаров, авточехлов или дополнительного оборудования. Можно подумать о .

Одна из главных проблем данного вида бизнеса – . Найти профессионально сотрудника сложно, а конкуренция высокая. Гарантированный доход может обеспечить только высокий уровень обслуживания и качественные работы.

Поэтому франшизы автобизнеса пользуются популярностью. В большинстве из них центральная компания помогает обучить и подобрать сотрудников, а также следит за их квалификацией. Авто франшиза может представлять собой не только СТО, но и производство авточехлов или предприятие по переработке шин в крошку.

Обзор условий 5 крупнейших франшиз, действующих на российском рынке: Вилгуд, Бош автосервис, Киа, «Белый сервис», Fit Service

Франшиза автосервиса с узнаваемым в России брендом - одна из предпринимательских идей. Для определения эффективности бизнеса следует выяснить емкость рынка сервисных услуг в период кризиса и особенность складывающихся партнерских отношений с франчайзером.

По данным проведенного аналитическим агентством «АВТОСТАТ» маркетингового исследования по 69 крупным регионам РФ, в которых числится более 97% парка легковых автомобилей, емкость рынка составила 524,2 млрд руб. Также был рассчитан потенциал рынка (141,9 млрд рублей), под которым подразумеваются работы по ремонту и обслуживанию автомобилей (производимые лично автовладельцами или механиками-частниками) в денежном выражении.

Приведенная статистика показывает, что возможности для вхождения на рынок автосервиса имеются - он не достиг еще своего потолка.

С целью минимизации рисков лучшим способом входа на рынок будет являться покупка франшизы известного автосервиса.

Франшиза - это работа под маркой известного бренда с уплатой определенного вознаграждения (роялти) компании-франчайзеру, предполагающая единые высокие стандарты обслуживания.

Обзор топ-5 популярных франшиз в России

Рассмотрим популярные компании, предоставляющие свои услуги по франшизе в сфере авторемонта. Анализ предложений по франшизе на специализированных сайтах позволил сделать сравнительную характеристику основных требований к франчайзи.

Таблица 1. Сравнительная характеристика ТОП-5 франшиз автосервиса в России

Название

Размер помещения

Первоначальный взнос

Общая сумма вложений

Окупаемость

1 млн руб.

(для Москвы 2 млн руб.)

4-8 млн руб.

3,5% в месяц

Бош автосервис

150 000 евро

1400 евро в год

1 год 6 месяцев

300 000 руб. - 1 млн руб.

2-3 млн руб.

2% в месяц

«Белый сервис»

от 50 000 - 400 000 руб.

1 млн руб.

2% в месяц

5-6 месяцев

от 1 млн руб.

4-15 млн руб.

5 000 руб. с одного рабочего поста + 2,5% от общей выручки

22-36 месяцев

Наиболее недорогой франшизой, подходящей для начинающего предпринимателя, будет являться франшиза «Белого сервиса». Бош автосервис и Fit Service потребуют вложений значительных средств.

Проанализируем условия сотрудничества по каждой из франшиз, входящих в ТОП-5, подробнее.

Вилгуд

Автосервис Вилгуд, пришедший на российский рынок в 2012 г., делает ставку на качестве открываемых СТО, а не на их количестве: франчайзинговая сеть состоит из 48 филиалов и 6 собственных автосервисов компании. Легко узнаваемый логотип в виде бело-красной надписи бросается в глаза издалека.

Если франчайзи будет запускать бизнес на основе уже имеющейся автомастерской, затраты составят не более 1 млн руб., если с «нуля», расходы предпринимателя могут составить 4-8 млн руб.

Таблица 2. Что входит в франшизу Вилгуд

Обязательные условия для франчайзи

Стадия открытия

Стадия финального запуска

Запуск бизнеса возможен только в городах с населением от 200 000 жителей

помощь в организации и составлении бизнес-плана

Необходимость опыта работы в сфере автоуслуг

поиск персонала

обучение персонала в Москве

Наличие личного капитала в размере 70-80% от стоимости проекта

поддержка товарных запасов

подписание договоров с партнерами на поставки запчастей и автохимии с максимальными скидками

Обучение по франшизе - до 2-х недель

привлечение клиентов путем наружной и интернет-рекламы

Закупка оборудования и инвентаря в рамках оговоренной стандартной сметы

Бош автосервис

15 000 филиалов международной компании франчайзера Бош автосервиса говорит о лидерстве компании в сфере предоставления автоуслуг. Логотип «Бош» - высокая голубая стела с белой стрелкой и красно-синим названием: Bosh Service. Известный в Европе концерн предлагает 3 основных направления франчайзинговой деятельности.

В зависимости от планируемого объема инвестиций, бизнесмен может выбрать тот или иной сегмент автосервиса.

Помимо обучения сотрудников предприятия-франчайзи, компания Бош предлагает:

  • бизнес-план;
  • программное обеспечение для компьютерного обслуживания автомобилей;
  • специальную фирменную одежду.

К компании-партнеру Бош выставляет достаточно жесткие требования - обязательно наличие помещений, обусловленных стандартами компании: ремонтная и клиентская зоны, склад запчастей, магазин, мастерская, прием автомашин на обслуживание. Общий размер для удовлетворения всех требований должен составлять не менее 450 м². Ежегодная выплата роялти составляет 90 000 руб. в год (1400 Евро). На территории СТО в Бош-Shope должна осуществляться годовая реализация запчастей от франчайзера на сумму не менее 18 000 Евро.

Киа

Корейский автомобильный концерн КИА, чьи автомобили получили широкую популярность в России, вслед за продажами авто запускает собственную линейку автосервисов для обслуживания своей техники. Подключаемый в франчайзинговую сеть автосервис вправе рассчитывать на поддержку единого call-центра, возможность централизованной покупки запчастей со скидками по партнерской программе и помощь в подборе специализированного оборудования.

Основные требования к автосервису, планирующему приобретение франшизы, следующие.

Первоначальные вложения начинаются от 1 млн руб. с уплатой ежемесячно 2% франчайзеру от общей выручки.

Открытие автосервиса КИА возможно в комплексе с получением статуса официального дилера автоконцерна.

Белый сервис

Сотрудничество с компанией «Белый сервис» подойдет начинающему предпринимателю, так как для открытия мастерской понадобится меньшие стартовые вложения - первоначальный взнос может составить 400 000 руб.

Агрессивный, красного цвета логотип с белыми буквами и развевающимся флагом привлечет внимание автолюбителей. Компания насчитывает к 2017 г. 60 автосервисов в 37 городах России и продолжает дальнейшее активное развитие.

Для франчайзера организация предлагает целый спектр преимуществ, основными из которых являются:

  • предоставление доступа к IT-платформе ОЛА, позволяющей выбрать необходимую запчасть, сделать ценообразование и осуществить выгрузку данных в 1С;
  • поставки запасных частей мировых производителей на льготных условиях;
  • возможность online-записи на сервис;
  • рекламная поддержка федерального уровня;
  • обучение персонала стандартным технологиям компании.
Таблица 5. Обязательные требования к франчайзи

Общая площадь автосервиса

Зона клиентского обслуживания

Складское помещение

Парковка

Не менее 3 мест

Наличие специального оборудования

стенд схода-развала для малого и основного форматов СТО,

диагностический сканер BOSCH (LAUNCH),

аппаратура для антибактериальной очистки системы кондиционирования Wynn’s, установки для очистки топливных систем Wynn’s FuelServe и для заправки кондиционера,

балансировочный стенд,

шиномонтажный стенд.

Количество подъёмников

для мини-формата — 2, малого — 3, основного — от 4 до 6 шт.

Минимальная высота потолков

— от 3,5 метров

Fit Service

Специализация последнего рассматриваемого автосервиса на послегарантийном обслуживании обусловила его доступность в стоимостном выражении - вход на рынок по франшизе начинается от 300 000 руб., если происходит переоборудование СТО с уже имеющим базовым набором ремонтных агрегатов. Организация имеет филиалы в 19 крупных городах России. Позиционирование делается на автосервис «у дома», позволяющий автолюбителям оперативно осуществить мелкосрочный ремонт или замену необходимых деталей.

Как выбрать франшизу - на что обращаем внимание

Чтобы правильно выбрать франшизу, следует ориентироваться на несколько показателей.

Основными из них будут:

  • узнаваемость бренда. Лучше всего приобретать франшизу организации, входящей в ТОП-10. Это позволит рассчитывать на гарантированную прибыль и отработанную стандартную программу встраивания своего бизнеса в франчайзинг;
  • условия приобретения. Цена франшизы должна быть сопоставимой с той прибылью, которую вы ожидаете получить после ее использования;
  • выплаты. Размер выплат должен быть посилен для франчайзера, иначе теряется экономический смысл подобного сотрудничества;
  • условия расторжения договора. Необходимо определить заблаговременно пути отступления, если бизнес по франшизе будет неудачен.

Правильный подход к анализу этих показателей позволит выбрать лучшее предложение.

Несмотря на кризис, который вот уже несколько лет блуждает по нашей стране, счастливых владельцев автомобилей ежедневно становится все больше. За год количество машин в стане увеличивается на 7-10%, соответственно увеличивается спрос и на услуги сервиса, ухода за машинами.

Бизнес по открытию автосервиса

Но не все автомобилисты, даже опытные, имеют время и способности, умения, чтоб помочь своей машине самостоятельно в случае, если что-то пошло не та. Поэтому услуги автосервиса всегда актуальны и востребованы. Но стоит ли открывать собственный автосервис по ? Сомнения по этому вопросу мучают многих молодых предпринимателей. Давайте рассмотрим все за и против, преимущества и недостатки ведения такого бизнеса.

Если разобраться, то каждый автомобиль периодически нуждается в хорошем механике: на время прохождения планового ТО, при смене зимней и летней резины, если возникли неполадки в работе машины. К тому же постоянно будут добавляться машины, которые были куплены раньше, и первые несколько лет не имели проблем.

Следуя такой логике и количество автосервисов, которые будут обслуживать машины должно постоянно увеличиваться, а те которые есть должны непрерывно развиваться и расширятся. Следовательно, в эту отрасль действительно можно вкладывать деньги, и не бояться что прогоришь. К тому же, на 1000 человек, жителе РФ приходится всего 200 авто. Это самый низкий показатель среди цивилизованных стран, а это значит, что количество машин буде продолжать увеличиваться.

К тому же чтоб открыть автосервис вам не нужно оформлять лицензию. Это значит, что е нужно собирать пакет документов, согласовывать их.

Единственное что вам нужно будет сделать – зарегистрироваться как ИП или ООО, поскольку вы начинаете свое дело, и с прибыли обязательно должны платить налоги.

Особенности и преимущества открытия бизнеса по франшизе

Прежде всего нужно разобраться в реальных достоинствах и недостатках бизнеса. Только трезво оценив достоинства и риски вы сможете сложить реальную картину. Итак сначала разберем плюсы автосервиса по франшизе:

Франчайзер предоставляет вам успешный бизнес-план, который уже проверен и точно не имеет существенных рисов. В плане последовательно расписан каждый этап становления, и действия на каждом отдельном этапе. Если вы будете делать все строго по плану, то вас непременно ждет успех. Вы получаете полный комплект системного компьютерного обеспечения для диагностики автомобилей. Вы получаете уже готовый работающий продукт, который не нужно дорабатывать и улучшать.

Большое влияние на посетителей автосервиса производит известный бренд. Он вызывает больше доверия и расположения клиентов. Люди скорее поедут на ТО в автосервис, который открыт под вывеской известной автомобильной марки. Благодаря большим объемам закупок у франчайзера есть определенная скидка сети, и комплектующие, оборудование, краски, и многое другое покупается по сниженной цене. Это дает дополнительную возможность сэкономить.

На базе главного СТО постоянно проход повышение квалификации персонала, где их учат работать по новым технологиям, с новыми машинами и деталями.

Но есть в такой схеме и отрицательные стороны:

Но, несмотря на такие жесткие правила вы получаете работающий бизнес, в котором практически нет возможности прогореть.

Ваши франчайзеры будут вести вас, оказывать всяческую поддержку и стимулировать развитие. Кроме того они берут на себя существенную нагрузку, так что, можно сказать что вы будете вникать в дела постепенно. Это снимет часть нагрузки и поможет разобраться даже в самых мелких аспектах дела.

Франшиза автосервиса – какую выбрать?

После того как вы точно определились с тем, то хотите открыть именно автосервис, и сделать это с помощью франшизы, осталось только определится какой именно компании отдать свое предпочтение. Все они привлекательны по своему, и имеют свои недостатки и достоинства. Но, прочитав информацию вы должны определить для себя, какие именно пункты будут для вас приоритетными, и исходя из этого уже делать вывод.

Рассмотрим самые известные компании, которые предоставляют свои услуги по франшизе:

Вилгуд

Такие автосервисы начали появляться в РФ более 10 лет назад, и уже успели завоевать любовь автомобилистов.

Для того чтоб открыть автосервис под маркой Вилгуд нужно соблюсти несколько обязательных условий компании:

Вилгуд соглашается открыть автосервис под своим покровительством только если в городе постоянно проживает более 200 000 людей. Если число жителей меньше, то сервис расценивается как нерентабельный.
Количество СТО не должно превышать 3 штуки. Только после того как все условия будут выполнены Вилгуд согласится с вами сотрудничать.

При этом вы получаете такие преимущества:

  • Разработанные инструкции ведения бизнеса
  • Предоставляется система контроля качества услуг и продукции
  • Ежедневная помощь в решении любых вопросов, связанных с ведением бизнеса
  • Ваше СТО будет подключено к общей системе, добавлено на сайт и в мобильное приложение
  • Поддержка в маркетинге

Вы получаете полный доступ к секретной информации компании, где вы найдете большое количество полезных советов и правил, применение которых несомненно приведет вас к успеху.

Bosch (Бош)

Особенность этой компании в том, что она не имеет одной разработанной системы франчайзинга. Она развивает сразу несколько направлений, и вы можете выбрать из них наиболее подходящее именно для вас. Потенциальный начинающий предприниматель может быть, как небольшим сервисом в маленьком городке, так и крупным развитым сервисом.

Условия для открытия своего сервиса по франшизе Бош такие:

  • СТО должно быть укомплектовано необходимыми запчастями, оборудованием, и лицензионными программами, то есть автосервис должен быть полностью укомплектованным для работы.
  • У вас должен быть опыт в продаже автомобильных запчастей, в ремонте автомобилей разных марок и разной сложности.
  • Сотрудники автосервиса должны обязательно пройти повышение квалификации в учебном центре компании Бош.
  • Готовность подстроить свое предприятие под корпоративные требования компании.
  • Выплата роялти производится один раз в год в сумме 1400 евро.
  • Наличие определенного количества помещений, прописанных в договоре. Сюда входит отдельная клиентская зона, ремонтная, клад для запчастей и магазин, а так обязательно должно быть помещение для приема машины, и ее диагностики.

Взамен вы получите такие бонусы от компании:

  • Вы становитесь официальным партнером Бош.
  • Маркетинговое сопровождение автосервиса.
  • Информационная поддержка.
  • Сотрудники каждый год будут проходить курсы повышения квалификации на базе компании.
  • Изменение дизайна помещения и формы, в которой будут работать сотрудники на фирменную, характерную для компании Бош.
  • Техподдержка при возникновении проблем с компьютерным оборудованием.

КИА

Автосервисы КИА давно полюбились автомобилистам, поскольку они предоставляют полных спектр услуг, ремонта и диагностики на высшем уровне. такие:

  • Помещение, общей площадью 250-450 метров квадратных. Такие размеры считаются оптимальными для размещения автосервиса.
  • Минимальная высота потолков 4.5 метра. Это нужно для удобства осмотра больших машин.
  • Филиал должен иметь презентабельный вид, и оборудованная удобная зона для клиентов, где те могут отдохнуть пока машину диагностируют.
  • Взамен на такие простые требования вы получаете стандартный пакет услуг, помощь во всех делах, которые касаются ведения бизнеса.
  • Обслуживание грузовых автомобилей.

Есть отдельная франшиза, которая предусматривает не просто автосервис, а специализированный, в котором будут обслуживаться только большие грузовые машины. Такой тип бизнеса так же достаточно востребованный, поскольку специализированные автосервисы – явление достаточно редкое.

Условия франшизы для обслуживания грузовых авто такие:

  • Достаточно большое помещение, где вы должны обустроить склад, угол для посетителей, помещение где машину будут диагностировать, несколько ремонтных мастерских.
  • Существенные денежные вложения. Они у разных компаний разные. Так же существенным фактором, который будет влиять на ситуацию считается место расположения и город.
  • Обязательный опыт в ремонтном деле и в продаже автозапчастей.
  • Ежегодное повышение квалификации всех сотрудников сервиса.
  • Возможные сложности и нюансы открытия.

Но, есть у франшизы и свои нюансы, которые нужно знать перед тем как подписывать документы:

  • Использование известного имени не бесплатная, вам придется платить ежемесячно определенную сумму, которая прописана в договоре.
  • Практически все компании, которые предоставляют франшизу требуют определённую сумму или процент от дохода за помощь, которую они предоставляют.
  • Вы будете ограничены в выборе оборудования, материалов и запчастей.
  • Вы должны строго выполнять все условия и указания франчайзера, собственные идеи и решения не приветствуются, а в некоторых компаниях строго пресекаются.

Франшиза – это очень выгодное дело. За определенную плату вы получаете работающий бизнес-план, поддержку по всем направлениям и базовые секреты и знания. Да, доход не полностью будет ваш, но и шансы прогореть снижаются до минимума.

Вконтакте

Продажи автомобилей в России падают уже несколько лет подряд. Исключением не стал и 2016 год - количество проданных «легковушек» сократилось на 11% . Автодилерам это не сулит ничего хорошего, равно как и производителям, но есть и те, кто от ситуации только в выигрыше. Автопарк, надо сказать весьма обширный, стареет и требует от владельцев всё больше заботы, как следствие растёт число обращений в автосервисы. Вместе с тем увеличивается и число тех, кто развивает данный вид бизнеса по франчайзингу.

Прочитав эту статью, вы узнаете:

Рынок автосервисов

Купить автомобиль - это, как известно, лишь полдела. Каким бы новым и качественным он не был, автовладельцу придётся регулярно вкладываться в его обслуживание . Некоторым приходится менять масло и проходить техосмотр 2-3 раза в год. Неудивительно, что сегмент автосервисных услуг оказывается едва ли не самым развитым на всём авторынке.

Так, по данным «Автостат» в 2015 году рынок автосервисного обслуживания и продаж запчастей составил 80% рынка продаж новых авто .

Как видно, регионами-лидерами по автосервисному обслуживанию стали Москва и Санкт-Петербург, что в общем-то неудивительно: в этих городах больше всего легковых авто.

Стоит отметить, что измеряя ёмкость рынка, эксперты «Автостата» учли и дополнительные услуги, такие как мойка авто. При этом они оказались более востребованными, чем сами ремонтные работы. А вот в аутсайдерах - шиномонтажные работы . На них пришлось лишь 4% всех оказанных услуг.

Самые популярные виды работ - замена масла, подвески и тормозной системы. Менять масло и проходить ТО нужно каждые 10-15 тыс. км. Ну а с учётом того, какие у нас дороги, неудивительно, что подвеска страдает.

Но рынок автосервисных услуг не только велик сам по себе. Впечатляет и его динамика. Так, с 2012 года он вырос в 1,4 раза . Правда, в 2016 году рост замедлился. Вероятно, это связано со снижением покупательской способности россиян и желанием сэкономить. Если поломка некритична, многие просто откладывают ремонт, проводят его сами у себя в гараже или доверят частным мастерам, работающим без оформления.

Структура рынка

Рынок автосервисных услуг, как водится, неоднороден. На нём присутствуют официальные дилеры, которые в основном обслуживают авто по гарантии , и независимые СТО. Последние делятся на предприятия с широким спектром услуг и узкоспециализированные автосервисы.


Какой формат заведений выбрать, каждый решает сам, исходя из структуры спроса на те или иные услуги.

Барно Турсунова, Вилгуд:

На своем опыте мы убедились, что выгоднее всего открывать автосервисы, специализирующиеся на техообслуживании, слесарном ремонте и ремонте подвески. Эти работы занимают 80% наших услуг. Конечно, в сети есть и узкоспециализированные автосервисы, которые делают кузовной ремонт или занимаются двигателями, но их единицы.

По словам Барно, такой ремонт может занять очень много времени : машина долго провисит на подъемнике, а мастер всё время будет занят одним заказом. Таким образом, за время ремонта одного двигателя, можно починить несколько подвесок и сделать не одно ТО, что экономически выгоднее.

Тем не менее, на рынке пока больше именно узкоспециализированных сервисов. Причём некоторые из них оказывают довольно специфические услуги. Например, автосервис Mosautoglass Анастасии Тарасовой специализируется на замене и ремонте автомобильных стёкол . По словам Анастасии специализация на стёклах, а также пошиве салонов, была выбрана изначально: эти направления казались наиболее перспективными и при этом простыми в плане бизнес-процессов. Позже от пошива салонов девушка решила отказаться из-за подорожания материалов, что в свою очередь привело бы к снижению чистой прибыли. Бизнес сосредоточился только на автостёклах.

Анастасия Тарасова, Mosautoglass:

Основные плюсы такого решения: конкретный понятный ассортимент, отлаженные процессы установки и отсутствие необходимости держать собственный склад - поставщики позволяют закупать товар буквально поштучно. В общем, сужение ниши позволило сосредоточится только на одном процессе, что дало максимальный результат.

Одним словом, у решения работать в узкой нише достаточно много плюсов. Но при этом важно грамотно подойти к выбору своего направления работы .

Сети vs дядя Вася

Большая проблема для рынка автосервисов - наличие крупного теневого сектора . И если новые автомобили ездят на ТО в дилерские центры, то авто возрастом старше 7 лет владельцы чинят самостоятельно либо отправляют на ремонт в гараж частного механика.

Автосервисный бизнес - один из немногих, которые у нас в стране до сих пор остались на уровне 90-х , отмечает руководитель сети Данил Соловьёв. И тем не менее, ситуация постепенно меняется, а время гаражных механиков, которых в народе ласково именуют «дядя Вася», заканчивается.

Дмитрий Роткин, «Белый сервис»:


Данил Соловьёв, F ! t Service

Посмотрите на сферу продуктов питания: основной поток покупателей идёт в крупные сетевые магазины. То же будет и происходить с автосервисами. С одной стороны, потребности автолюбителей меняются, и малый бизнес не может их удовлетворить.

Одним словом, эксперты ожидают, что число сервисов формата «у дяди Васи» будет постепенно сокращаться, пока не сойдёт на нет, а будущее - за сетевыми историями . Правда, пока таких игроков на рынке немного. Среди федеральных франчайзинговых сетей - F!t Service, Вилгуд, Bosch Сервис, «Белый сервис». Помимо этого, существуют региональные сети, их сегодня порядка 15. И тем не менее количество сетей сегодня постепенно растёт. Причин для этого несколько:

  • Автомобили становятся всё сложнее, и народным умельцам уже не хватает знаний и оборудования, чтобы их чинить.
  • Затраты у крупного сетевого игрока ниже, чем у маленького сервиса, а уровень оказания услуг и цены более адекватные.
  • Меняется сам портрет потребителя услуг автосервисов.

Данил Соловьёв, F ! t Service

В прежние годы автовладельцы были увлечёнными людьми, сами разбирались в устройстве авто и могли что-то починить. Сегодня автокредиты стали доступнее, появилось много школ, а типичным автомобилистом стал человек, для которого машина - просто средство передвижения. Он хочет, чтобы машина выполняла свои функции, но лезть под капот ему неинтересно.

При этом автовладельцы понимают, что машина представляет определённую угрозу безопасности человека. Поэтому встаёт вопрос, кто же может её обслуживать качественно. Основным критерием выбора СТО для автовладельца становится доверие . Конечно, доверие к крупной компании всегда выше, чем к частному лицу. Поэтому люди переходят в сетевые сервисы, где лучше персонал, оборудование, сервис и есть гарантии не на словах.

Зачем нужна франшиза?

Профессиональный автосервис, как и любой бизнес с серьёзным подходом, требует серьёзных вложений . Примерная схема затрат на его открытие выглядит следующим образом:


Сумма в итоге получается немаленькая, а потому справедливо возникает вопрос: «Зачем покупать франшизу, добавляя и к без того немалым издержкам паушальный взнос и роялти?». Всё дело в том, что автосервис как бизнес не так прост, как кажется на первый взгляд. По словам соосновательницы сети «Вилгуд» Барно Турсуновой, 90% частных СТО балансируют на грани самоокупаемости. Причины тому - коррупция, воровство и архаичное ведение бизнеса.

Чаще всего начинающие бизнесмены, открывающие автосервисы, наступают на одни те же грабли:

  • Неотлаженные бизнес-процессы;
  • Большой риск коррупции и воровства;
  • Сложности с поиском и обучением персонала;

Франчайзоры, открывшие и выведшие в прибыль ни одну СТО, точно знают, как правильно справиться с этими сложностями , и делятся своими технологиями с партнёрами. Как именно они справляются со сложностями?

  • IT против коррупции

Все существующие франшизы автосервисов строятся вокруг собственной IT-платформы . Именно такое решение позволяет им не только контролировать бизнес-процессы и сводить к минимуму вероятность воровства, но с лёгкостью передавать эту успешную модель работы своим франчайзи.

Пожалуй, наиболее известна из всех облачная система WILGOOD IS, которой основатели «Вилгуд» по праву гордятся. В программу «забиты» все внутренние процессы СТО , которые предварительно были разложены на отдельные этапы. Для каждого из этих этапов - ремонт, общение с клиентом, заказ запчастей - установлено время на выполнение. Причём такие алгоритмы созданы для всех сотрудников: механиков, мастеров-консультантов, менеджеров по запчастям, операторов колл-центра.

Чтобы начать работу, сотрудник должен открыть в программе бизнес-процесс на свое имя. Далее программа сама ведёт его по шагам и контролирует последовательность - если мастер не выполнил первый шаг, программа не допустит его ко второму. Программа очень жестко контролирует выполнение задач, ведет учет всех заказ-нарядов.

Помимо этого, система позволяет управлять запасами запчастей , проводит онлайн-мониторинг операционных показателей, контролирует начисление бонусов персоналу и т.д.

Барно Турсунова, «Вилгуд»:

Благодаря своей системе мы смогли в 2-3 раза улучшить операционные показатели наших автосервисов: поднять средний чек с 3 до 9 тыс. рублей, снизить фонд оплаты труда с 80% до 50% от работ, вдвое увеличить ежемесячный оборот каждой станции. Теперь средний оборот станций в регионах 2,5 млн рублей, в Москве - 4 млн рублей.

Приблизительно те же задачи решает и собственная система, разработанная сетью F!t Service. Помимо управленческого учёта, регламента работ для сотрудников, расчёта зарплаты и ведения складского учёта, система включает в себя программу подбора запчастей, отдельный интерфейс для мастера-приёмщика (содержит информацию о предыдущих посещениях СТО клиентом, пробеге авто, выполнении рекомендации, и другие данные, позволяющие предложить оптимальный набор услуг) и блок коммуникаций с клиентом. По словам основателя F!t Service Данила Соловьева, работа автосервиса, который собирается зарабатывать реально много денег, невозможна без подобной системы .

Собственная система под названием ОЛА есть и у сети «Белый сервис». Она также позволяет управлять отношениями с клиентом в долгосрочной перспективе, создавать заказ-наряды и следить за выполнением работ, осуществлять приёмку, а также регулировать ценообразование на СТО и быстро подобрать не только необходимую деталь, но и компанию поставщика .

Без такой системы у СТО очень велик риск столкнуться с тем, что мастера будут «халтурить» выполняя работу слишком долго или и вовсе чинить собственную технику в рабочее время, что конечно же скажется на выручке и репутации. Одним словом, IT-платформа для автосервиса - вещь хорошая. Проблема лишь в том, что разработать её стоит немалых денег. К примеру, по словам Барно Турсуновой, на разработку, внедрение и тестирование WILGOOD IS ушло 3 года работы и 200 млн рублей .


  • Человеческий фактор

Второй большой пласт проблем автосервиса как бизнеса связан с человеческим фактором, а точнее с подбором персонала. Найти грамотного и ответственного специалиста на авторемонт - задачка настолько сложная, что за её решение стоило бы вручать Нобелевку. Каждый франчайзор решает проблему поиска кадров по-своему и, конечно, делится своим рецептом с франчайзи.

К примеру, чтобы работать в сети « », специалист должен заполнить большую анкету в интернете. Это позволяет выявить замотивированных кандидатов . Плюс, чтобы внести все данные, нужно чётко следовать инструкциям, что расскажет руководству о дисциплинированности работника.

F!t Service помогает своим франчайзи с поиском и подбором кадров. При этом Данил Соловьёв отмечает, что найти опытного специалиста очень сложно . Поэтому компания зачастую берёт на работу новичков, сделав упор на их обучение. В F!t Service даже создан собственный тренинговый центр. А чтобы понимать, какой именно курс нужен специалистам конкретного центра, служба технической поддержки сети выявляет пробелы в знаниях мастеров.

Все без исключения крупные франчайзинговые сети применяют различные системы мотивации персонала . В противном случае мастерам будет просто неинтересно работать, укладываясь в строгие регламенты.


Помимо того, что франшиза предоставляет доступ к IT-платформе, помогающей контролировать работу сотрудников и управляющей бизнес-процессами, а также решает вопросы с поиском и обучением персонала, у неё есть ещё несколько плюсов .

Во-первых, она помогает решить проблемы, связанные с привлечением клиентов , которыми страдают большинство частных СТО. Все они привыкли к тому, что для работы достаточно яркой вывески у дороги и «сарафанки». Но правда такова, что сегодня автосервисов больше, чем нужно рынку, а потому за место под солнцем приходится побороться.

Франшиза в плане привлечения клиентов срабатывает за счёт известного бренда , на «раскрутку» которого тратятся немалые средства, а также за счёт других технологий: федерального сайта, собственного колл-центра и так далее. Кстати, помешать привлечению клиентов может всё та же халатность сотрудников. Если операторы колл-центра, принимающего звонки и заявки, не замотивированы, клиенты будут теряться на первом же этапе.сократить расходы на закупку запчастей . Как правило сети работают с одними и теми же поставщиками долгие годы, а их объёмы заказов куда больше, чем у СТО-одиночки. Всё это позволяет получить большую скидку, которой единичному игроку не добиться.

Одним словом, у работы по франчайзингу в этой сфере много плюсов. Но есть и определённые минусы. К примеру, если вы - натура свободолюбивая и в точности выполнять чужие правила не хотите, франчайзинг вам не подойдёт.

Помимо этого, франшиза требует больших инвестиций , чем открытие небольшого СТО в собственном гараже. Так что если бюджет ограничен или желания платить паушальный взнос и роялти у вас нет, опять-таки лучше выбрать самостоятельное открытие. Ну а тем, кто предпочитает перестраховаться, всё-таки имеет смысл присмотреться к франшизам.

Другая популярная причина покупки франшизы - возможность не наступать на грабли самим . Если вы делаете это ради успешной бизнес-модели, необходимо узнать, как можно больше о том, как в компании выстроена работа, и за счёт чего зарабатывает сеть. Если собственные СТО регулярно приносят хорошую прибыль, франшизе можно доверять. А вот если компания зарабатывает на паушальных взносах от франчайзи, она вас скорее всего разочарует.

Обратите внимание на то, насколько франчайзор вообще заинтересован в развитии вашего бизнеса. Дело в том, что не существует единого универсального рецепта успеха бизнеса. Он зависит от многих факторов, поэтому франчайзор должен быть готов подсказать решение проблем и помочь в случае возникновения трудностей.


Итак, автосервис - бизнес перспективный , данный сегмент растёт несколько лет подряд, невзирая на общее снижение показателей автомобильного рынка. При этом среди игроков преобладают узконаправленные СТО: некоторые виды работ просто быстрее выполняются, а потому оказываются более выгодными.

В настоящее время на рынке сервисов хорошо развит теневой сектор , но эксперты считают, что вскоре ситуация изменится, а на первый план выйдут сети. У них больше возможностей контролировать бизнес-процессы, привлекать и обучать персонал, выгодно работать с клиентами и покупать дешёвые запчасти. Именно на эти преимущества делают упор сетевики, продвигая на рынке свои франчайзинговые предложения.

Если вы новичок в автосервисном бизнесе или ваша СТО уже который год балансирует между прибылью и убытком, стоит всерьёз задуматься о покупке франшизы . Главное в этом деле - знать, чего именно вы хотите от сотрудничества с крупной сетью, и подойти к выбору партнёра с умом.