Прием «мобильных» платежей. Лазейки для хитроумных

Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю картами экспресс-оплаты и SIM-картами мобильной связи, которые приобретает у дилера оператора сотовой связи в собственность. Салон связи, через который осуществляется розничная торговля, имеет площадь торгового зала менее 150 кв. м. Подлежит ли переводу на ЕНВД указанная деятельность?

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения положений гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении предпринимательской деятельности по реализации карт экспресс-оплаты и SIM-карт мобильной связи и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 Кодекса на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может переводиться, в частности, предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли.

Исходя из положений ст. 346.27 Кодекса под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

При этом необходимо учитывать, что согласно ст. 38 Кодекса товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Статьей 128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Таким образом, предпринимательская деятельность по реализации карточек экспресс-оплаты услуг связи, приобретенных в собственность для дальнейшей реализации от своего имени, относится к розничной торговле и может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Соответственно, осуществляемая организацией предпринимательская деятельность по реализации карт экспресс-оплаты и SIM-карт мобильной связи, приобретенных у дилера сотовой связи в собственность, через салон связи, имеющий площадь торгового зала менее 150 кв. м, может быть отнесена к розничной торговле и переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

В то же время обращаем внимание, если карты экспресс-оплаты и SIM-карты реализуются организацией в рамках агентского договора от имени принципала (организации - оператора связи), то такая деятельность должна облагаться налогами в рамках общего режима налогообложения или упрощенной системы налогообложения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН

В современных условиях мобильный телефон является непременным атрибутом жизни большинства россиян, и тем более, практически невозможно себе представить без средства связи работающего человека. Для организаций сотовые операторы разрабатывают специальные тарифные планы, которые позволяют существенно снизить расходы на сотовую связь.

На современном этапе развития экономики страны важную роль во взаимодействии и экономическом развитии предпринимательских структур играет телекоммуникационная сфера, и, в частности, рынок сотовой связи. Эта сфера не просто служит необходимым условием эффективного функционирования предприятий всех отраслей, но и энергично влияет на сами процессы управления. Роль сотовой связи в экономическом развитии определяется тем, что путем внедрения новейших информационных и коммуникативных технологий она позволяет включить и потребителей, и производителей в единое информационное пространство не только России, но и всего мира. Как составная часть рыночной экономики она обеспечивает оперативную передачу и распространение информационных потоков, а, следовательно, является важнейшим фактором повышения конкурентоспособности предприятий. В современных условиях эффективное использование информационных ресурсов необходимо любой компании. Информация о сегментировании целевого рынка позволяет компании выявлять маркетинговые возможности. Информация необходима для чёткого определения конкурентных преимуществ компании и её стратегического позиционирования. Наконец, информация о стратегической позиции компании на рынке требуется для построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ. В этих условиях к предпринимательским структурам телекоммуникационной сферы предъявляются все более высокие требования.

Демонополизация телекоммуникационной сферы привела к усилению конкурентной борьбы на рынке сотовой связи, появлению новых видов связи и альтернативных операторов, что способствовало структурированию рынка и повышению его прозрачности. Однако появление новых видов связи вызвало к жизни и новые проблемы, связанные с диверсификацией деятельности предприятий телекоммуникационной сферы. В сложившихся условиях эффективное функционирование предпринимательских структур на рынке сотовой связи возможно только при выявлении основных потребительских предпочтений и мотивов поведения потребителей, а также при решении проблемы выбора предпочтительного способа обслуживания целевого рынка. В связи с этим, актуальное значение приобретает разработка методических подходов к прогнозированию деятельности предпринимательских структур телекоммуникационной сферы с целью разработки стратегии их рыночного поведения.

Финансовое состояние, конкурентоспособность, а, соответственно, и перспективы экономического развития субъектов предпринимательской деятельности зависят от огромного числа факторов. В большинстве случаев экономические результаты деятельности организации напрямую связаны не только с заключением выгодных контрактов, но и с разумным и рациональным использованием ресурсов организации, как материальных, так и трудовых. В немалой степени экономия достигается за счет использования наиболее привлекательных и выгодных цен и тарифов, предлагаемых поставщиками. Особо важное значение роль тарифных планов приобретает при использовании тех или иных товаров, работ или услуг в повседневной деятельности организации. Несомненно, что к категории таких "постоянных" расходов относятся услуги связи, в частности, мобильной (сотовой).

В современных условиях мобильный телефон является непременным атрибутом жизни большинства россиян, и тем более, практически невозможно себе представить без средства связи работающего человека. С каждым днем операторы сотовой связи предлагают все большее число тарифов, удовлетворяющих потребности различных категории пользователей. Практически всеми компаниями, представляющими услуги сотовой связи, предусмотрены различные тарифы для частных лиц и субъектов предпринимательской деятельности. В частности, у организаций и индивидуальных предпринимателей особо популярны корпоративные тарифные планы, преимущества которых хорошо известны:

Низкая абонентская плата или полное ее отсутствие;

Максимально низкая стоимость исходящих звонков по наиболее часто используемым направлениям;

Большой ассортимент дополнительных услуг;

Гибкая система скидок в зависимости от интенсивности разговоров и количества телефонов, оформленных на организацию;

Льготные междугородные / международные звонки;

Внутрисетевой роуминг по сниженным тарифам и другие.

Эффективность и удобство применения корпоративных тарифных планов крупные организации оценили давно. В настоящее время операторы сотовой связи все большее внимание уделяют организациям и индивидуальным предпринимателям, относящимся к категории субъектов малого и среднего бизнеса, для которых разрабатываются специальные тарифы. В частности, при использовании корпоративных тарифов каждый сотрудник с учетом своих должностных обязанностей может использовать дополнительные скидки по наиболее востребованным направлениям при подключении специальных услуг. Корпоративные тарифы, как правило, построены таким образом, что их можно оптимизировать под любого сотрудника в зависимости от его рода деятельности.

Как показывает практика, применение данных тарифов позволяет не только существенно снизить расходы на сотовую связь, но и минимизировать документооборот, что особенно важно для организаций и предпринимателей, "в которых каждый человек на счету". Операторами сотовой связи в рамках использования корпоративных тарифов предоставляются специальные услуги, которые, например, позволяют осуществлять звонки на телефоны сотрудников фирмы бесплатно, либо плата отсутствует со второй минуты разговора. Кроме того, корпоративные тарифные планы могут предусматривать предоставление таких "полезных и нужных" услуг как "определитель номера", "режим ожидания вызова", "мобильный офис", "мобильный Интернет" и некоторых других без какой-либо оплаты.

Выделяют несколько наиболее перспективных направлений, следование которым позволит игрокам рынка добиться значительных успехов в ближайшие годы. К ним относятся:

1. Плавная миграция широкополосной связи к мобильной All-IP для обеспечения постоянно растущих потребностей отрасли.

2. Предоставление IP-услуг пермиум класса для обеспечения абонентов высококачественными услугами и преимуществами надежной связи.

3. Применение оригинальных творческих решений с целью расширения абонентской базы и увеличения показателя ARPU.

4. Улучшение эффективности узкополосной связи через расширение зон покрытия городской сети.

5. Продвижение одиночных точек доступа для удовлетворения потребностей в горизонтальных интегрированных радиосетях и поддержка услуг передачи голоса, предложения узкополосных сервисов передачи данных и широкополосных услуг мобильной связи.

6. Создание крупномасштабных сетей для обработки постоянно растущего трафика данных.

7. Внедрение в операторской среде новых моделей передачи речи.

8. Обеспечение необходимых характеристик полосы пропускания, например, интеллектуального управления трафиком и обработки высокоскоростного трафика данных.

9. Поддержка традиционных операторов связи, использование их обширной абонентской базы для предоставления услуг по передаче контента и мультимедийных сервисов.

Развитие указанных направлений будет способствовать оптимизации построения и поддержки сетей по всему миру, основными преимуществами которых будут качество и возможности быстрого реагирования на различные требования. Человечество все больше оказывается зависимым от информационных технологий и поэтому ни одно отдельно взятое общество не сможет нормально функционировать вне глобальной информационной сети. Такова действительность развития современных обществ в мире.

Глобализация экономики порождает все более нарастающий по объему и быстро изменяющийся по содержанию поток информации. Все это оказывает влияние на деятельность людей, влечет за собой те или иные экономические последствия, нередко довольно крупного масштаба. По мнению видного германского общественного и государственного деятеля X.Д. Геншера, "доступ и использование информации, знаний и средств связи стали сегодня четвертым фактором производства наряду с землей, капиталом и трудом". Информационные технологии в наши дни превратились в отрасль мировой экономики. В настоящее время научно-технический прогресс выходит на новый более высокий уровень, причем одним из направлений прорыва являются информационные технологии: сочетание компьютера и современных средств связи.

Предпринимательская деятельность в сфере телекоммуникаций в каждой стране имеет свою специфику. Однако появление цифровых технологий и массовое внедрение услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет привели к тому, что сегодня практически любой оператор связи работает не только на локальном (региональном или общенациональном), но и на мировом рынке телекоммуникационных услуг. Появление цифровых технологий способствовало радикальным изменениям в телекоммуникационной отрасли. Традиционная голосовая связь начала вытесняться интерактивными услугами, такими, как Интернет, передача данных, мобильная связь.

Создание российской информационно – телекоммуникационной инфраструктуры следует рассматривать как важнейший фактор подъёма национальной экономики, роста деловой и интеллектуальной активности общества, укрепления авторитета страны в глобальном масштабе. Опережающее развитие телекоммуникаций – необходимое условие развития инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, решения вопросов занятости населения.

Отечественный рынок услуг связи остаётся достаточно замкнутым. С одной стороны это обусловлено огромными масштабами территории страны, благодаря которым формируются основные доходы операторов связи. С другой – Россия пока находится вне мирового рынка международного трафика, что до сих пор было следствием недостаточно высокого уровня цифровизации магистральных каналов и более низкого качества связи по сравнению с мировыми стандартами. Однако в последнее время качество междугородной связи в стране существенно улучшилось, и её роль в международном транзите телекоммуникационных услуг стала возрастать.

В последнее время происходит глобализация национальных рынков услуг связи. Если раньше предпринимательская деятельность национального оператора была ограничена пределами собственной страны, то теперь крупнейшие телефонные компании предоставляют услуги и за рубежом. Это становится возможным в основном путём приобретения крупных пакетов акций иностранных операторов.

Слияния и поглощения телекоммуникаций имели неоднозначные последствия.
С одной стороны, глобализация рынков услуг связи неизбежно приводит к изменениям в управлении капиталом операторов, с другой – прокатившаяся «волна» слияний способствовала тому, что компании - «поглотители» эмитировали слишком много облигаций для финансирования поглощений, что привело к снижению кредитных рейтингов многих из них и негативно сказалось на фондовом рынке.

Телекоммуникации в ведущих странах мира - едва ли не самая динамичная отрасль национального хозяйства. В течение всего послевоенного периода темпы ее развития были высоки и почти не подвержены влиянию ухудшения экономической конъюнктуры. Все западные экономические и структурные кризисы лишь замедляли инвестиционную активность, но никак не сдерживали рост отрасли: чем хуже дела в экономике, тем выше потребности в быстрой, полной и всесторонней информации. И чем выше организация общества, тем эта тенденция ярче. Опережающие темпы роста связи - объективная закономерность высокоиндустриального хозяйства, отражающая его потребности в адекватном информационном обеспечении. Здесь существует ясная эмпирическая зависимость: объемы информационных потоков, передаваемые средствами связи, должны возрастать, по крайней мере, пропорционально квадрату роста экономического потенциала страны. Иными словами, потребности хозяйства в услугах связи обеспечены в том случае, если темпы роста информационных потоков не менее чем вдвое превышает темп роста ВВП. Таким образом, степень развития телекоммуникаций - один из существенных показателей зрелости национальной экономики.

1. Чем подтвердить обоснованность расходов на сотовую связь.

2. Как оформить использование сотрудниками личных телефонов и сим-карт в служебных целях.

3. В каком порядке отражаются расходы на сотовую связь в бухгалтерском и налоговом учете.

Расходы на услуги связи – один из тех видов расходов, которые есть практически у любой организации и ИП. Причем все большую долю в этих расходах занимают услуги сотовой связи. И это неудивительно, ведь сотовая, или мобильная, связь позволяет намного оперативнее решать рабочие вопросы, а для некоторых работников использование стационарного телефона просто невозможно. Так, например, без мобильных телефонов при осуществлении трудовой деятельности не обойтись сотрудникам с разъездным характером работы, а также работа которых связана с частыми командировками. Поэтому перед работодателями встает необходимость обеспечить своих сотрудников сотовой связью, и сделать это так, чтобы учесть интересы работников и свои собственные и при этом избежать претензии налоговых органов. О том, как это сделать – читайте в статье.

Обеспечение сотрудников сотовой связью возможно в двух вариантах:

  • Корпоративная сотовая связь : договор с сотовым оператором заключает работодатель, а сотрудникам выдаются в пользование сим-карты, принадлежащие работодателю.
  • Компенсация расходов сотрудников на сотовую связь : каждый работник заключает договор с сотовым оператором от своего имени и использует личную сим-карту для служебных звонков.

Выбранный способ (или их сочетание), а также все существенные условия использования работниками сотовой связи в служебных целях, необходимо закрепить в локальном нормативном акте. Таким документом может быть, например, Положение об обеспечении сотрудников сотовой связью .

В налоговом учете расходы на услуги сотовой связи, в том числе и на выплату работникам компенсации расходов на сотовую связь, принимаются как для расчета налога на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264), так и при УСН (пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). По общему правилу расходы на сотовую связь должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально. При этом порядок документального подтверждения таких расходов напрямую зависит способа обеспечения сотрудников сотовой связью.

Корпоративная сотовая связь

Для подтверждения расходов на корпоративную сотовую связь потребуются следующие документы (Письмо Минфина от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378):

  • договор с оператором сотовой связи;
  • счет за оказанные услуги;
  • утвержденный руководителем организации перечень должностей работников, использующих сотовую связь для выполнения трудовых обязанностей. Указанный перечень должностей может быть закреплен в отдельном приказе или прописан в Положении об обеспечении сотрудников сотовой связью.

В отдельных случаях требуются также:

  • счет-фактура – для налогоплательщиков НДС с целью принятия к вычету «входного» НДС (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • документ, подтверждающий оплату услуг оператора сотовой связи – для организаций, применяющих УСН (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Помимо перечисленных документов налоговые инспекторы нередко запрашивают дополнительные документы, подтверждающие экономическую обоснованность расходов на услуги сотовой связи:

  • должностные инструкции сотрудников, пользующихся сотовой связью, как подтверждение того, что использование сотовой связи необходимо для выполнения ими трудовых обязанностей;
  • трудовые договоры (коллективный договор) с сотрудниками, в которых прописаны условия обеспечения сотовой связью или дается ссылка на соответствующий локальный акт (Положении об обеспечении сотрудников сотовой связью);
  • детализации счетов за услуги связи, в которых указаны телефонные номера всех абонентов, с которыми велись переговоры, как подтверждение того, что переговоры носили рабочий, а не личный характер.

Что касается детализации счетов за услуги сотовой связи, обязательность такого документа неоднозначна. Минфин в некоторых письмах указывает, что детализация обязательна (Письма Минфина России от 19.01.2009 № 03-03-07/2, от 05.06.2008 № 03-03-06/1/350, от 27.07.2006 № 03-03-04/3/15). Однако суды в большинстве случаев не рассматривают отсутствие детализации как основание для непринятия расходов на сотовую связь к налоговому учету (Постановления ФАС МО от 22.06.2010 № КА-А40/6056-10, от 29.01.2010 № КА-А40/14759-09-2, ФАС ПО от 23.05.2008 по делу № А55-10554/07). В основном суды ссылаются на то, что НК РФ не содержит требования об обязательном подтверждении расходов на связь детализированным счетом. Кроме того, детализация содержит только телефонные номера, однако, не раскрывает характер и содержание разговора (служебный или личный).

! Обратите внимание: Если Вы решили «подстраховаться» и подтверждать обоснованность расходов на услуги сотовой связи детализацией счетов, необходимо иметь в виду, что если детализация есть, она непременно станет предметом проверки налоговиков. Поэтому детализацию нужно не просто приложить к счету, а фактически проверить и отсечь все личные разговоры (то есть плату за них включать в налоговые расходы нельзя). Тот факт, что детализация проверена, целесообразно отразить, например, проставлением отметки на самом документе с указанием даты и подписи ответственного лица.

Учет телефонов и сим-карт

При «корпоративном» варианте обеспечения сотрудников сотовой связью сим-карты с «привязанными» к ним номерами телефонов принадлежат работодателю и выдаются работникам в пользование. Однако, сим-карты сами по себе, как известно, не работают: нужны телефоны (или другие устройства). И здесь, как правило, применяется один из двух вариантов:

  • телефоны закупает работодатель и выдает работникам в пользование;
  • работники используют личные телефоны. В этом случае работникам может выплачиваться , либо .

Нередко встречается и третий вариант: у организации нет собственных сотовых телефонов, а использование личных телефонов сотрудников никак не оформлено. При этом расходы на сотовую связь регулярно учитываются на основании счетов, выставленных оператором. В этом случае правомерность принятия расходов на сотовую связь, скорее всего, налоговые инспекторы поставят под сомнение. Однако у налогоплательщиков есть шансы доказать свою позицию. Во-первых, НК РФ не содержит требования об обязательном наличии телефонов для признания расходов на связь (25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Во-вторых, суды не раз вставали на сторону налогоплательщиков, подтверждая правомерность принятия к налоговому учету расходов на сотовую связь даже при отсутствии телефонов (Постановление ФАС СЗО от 24.04.2007 по делу № А56-33529/2006; Постановление ФАС МО от 21.07.2005 № КА-А41/6715-05). И все-таки, чтобы не давать налоговикам лишний повод для претензий, имеет смысл позаботиться о документальном оформлении использования сотрудниками сотовых телефонов.

Что касается сим-карт, то стоимость их приобретения может отражаться:

  • в составе материальных расходов (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 254, пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если плата при подключении больше, чем сумма, зачисленная на счет в качестве авансового платежа, то разница будет составлять стоимость сим-карты;
  • если вся сумма, уплаченная при подключении, зачисляется на счет, то стоимость сим-карты равна нулю, а уплаченная сумма учитывается как аванс за услуги связи.

Так как сим-карты являются собственностью работодателя и передаются сотрудникам во временное пользования, целесообразно вести забалансовый учет сим-карт с аналитикой по телефонным номерам и сотрудникам.

! Обратите внимание: Передача сим-карты (и телефона) работнику должна быть документально оформлена . С этой целью можно использовать установленный в организации порядок документального оформления движения МПЗ, либо разработать и утвердить специальные формы первичных документов, например, журнал выдачи сотрудникам телефонов и сим-карт. Документальное оформление передачи сим-карт сотрудникам служит доказательством того, что конкретный сотрудник использует конкретный телефонный номер, и в случае установления лимитов расходов на сотовую связь, это будет являться основанием для взыскания с сотрудника суммы превышения лимита.

Установление лимитов расходов на сотовую связь

В случае предоставления сотрудникам корпоративной сотовой связи у организации нет возможности выборочно оплачивать оператору стоимость услуг: оплатить придется всю сумму, указанную в счете, на которую «наговорили» сотрудники. Поэтому, чтобы не переплачивать за личные разговоры работников, чаще всего им устанавливаются лимиты расходов на сотовую связь или используется безлимитный тариф.

  • Безлимитный тариф

У безлиминтого тарифа есть весомое преимущество: не нужно контролировать сумму расходов сотрудников, поскольку плата за услуги связи фиксированная и не зависит от количества и продолжительности звонков (абонентская плата). Кроме того, как разъяснил Минфин, оплата услуг сотовой связи по безлиминтому тарифу не препятствует их учету для целей налогообложения (Письмо Минфина РФ от 23.06.2011 № 03-03-06/1/378).

Однако в некоторых случаях организациям выгоднее использовать тариф с повременной оплатой, а это, в свою очередь предполагает установление лимитов расходов на сотовую связь для сотрудников. Если такие лимиты не установить, вся выгода от использования повременного тарифа может быть перечеркнута большим количеством «лишних» звонков и, как следствие, «лишних» расходов.

  • Установление лимитов

Факт установления лимитов расходов на сотовую связь для сотрудников, а также суммы этих лимитов необходимо закрепить в отдельном приказе руководителя или в Положении об обеспечении работников сотовой связью и ознакомить с ними работников, использующих корпоративную сотовую связь.

Несмотря на то, что установление лимитов – прежде всего внутренняя мера, направленная на дисциплинирование работников, следует иметь в виду, что для проверяющих наличие лимитов означает только одно: расходы на сотовую связь, превышающие эти лимиты, являются для организации экономически необоснованными , и, соответственно, не принимаются для целей налогового учета.

Разумеется, лимиты расходов на связь, установленные работникам, должны быть максимально близки к фактическим затратам. Но даже это не гарантирует, что лимиты не будут превышены. В случае превышения работником установленного ему лимита расходов на сотовую связь возможны следующие варианты действий:

  1. Превышение лимита вызвано служебной необходимостью (например, использование сотовой связи в загранкомандировке и т.д.).

В этом случае имеет смысл произвести единоразовое повышение лимита расходов на сотовую связь для конкретного работника. Повышение лимита необходимо задокументировать, оформив соответствующим приказом руководителя (основанием может служить заявление или служебная записка работника с указанием причин перерасхода, а также детализация счета за услуги связи, подтверждающая рабочий характер звонков).

  1. Превышение лимита не связано с выполнением трудовых обязанностей (свершение личных звонков с рабочего номера и т.д.).

Тот факт, что сверхлимитные расходы на сотовую связь действительно носят личный характер, а не служебный, может подтверждаться детализацией счета. При этом сумма превышения лимита:

  • может быть внесена работником в добровольном порядке или взыскана с работника в порядке возмещения материального ущерба, нанесенного работодателю (гл. 39 ТК РФ). При таком варианте сумма превышения лимита:
    • не является доходом работника, облагаемым НДФЛ;
    • не облагается страховыми взносами;
    • учитывается в составе прочих расходов для целей налогообложения только после возмещения работником. При этом сумма возмещения, внесенная работником (или взысканная с него), будет учитываться для целей налогообложения в доходах (Письмо Минфина РФ от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178).

! Обратите внимание: работодатель не вправе по своей инициативе производить .

  • может быть «прощена» работнику. Сумма превышения лимита, которая не возмещается работником и не взыскивается с него, то есть оплачивается за счет средств работодателя:
    • признается доходом работника в натуральной форме и подлежит обложению НДФЛ (п. 1 ст. 2010, пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ);
    • облагается страховыми взносами (п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ);
    • не учитывается в расходах для целей налогообложения (Письмо Минфина РФ от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178).

Как говорилось в начале статьи, обеспечение работников сотовой связью может быть организовано в виде выплаты компенсации расходов на сотовую связь. Как правило, при таком варианте компенсация включает в себя и плату за использование личных сотовых телефонов сотрудников в служебных целях, и возмещение расходов за услуги связи.

Порядок оформления и налогообложения компенсации за использование личных сотовых телефонов в целом аналогичен порядку, применяемому к любому другому личному имуществу сотрудников, например, автомобилям. Подробнее об этом Вы можете прочитать в статьях: и .

Для подтверждения обоснованности компенсации расходов на сотовую связь, потребуются следующие документы (Письма Минфина от 13.10.2010 № 03-03-06/2/178, Минздравсоцразвития от 06.08.2010 № 2538-19 (п. 3)):

  • утвержденный руководителем перечень должностей работников, использующих сотовую связь для выполнения трудовых обязанностей;
  • должностная инструкция работника;
  • трудовой договор или другое письменное соглашение между работодателем и работником, в котором установлен размер и порядок выплаты компенсации;
  • копия договора работника с оператором сотовой связи;
  • копия счета за услуги связи, а также детализация счета, как подтверждение «рабочего» характера звонков.

Компенсация расходов на сотовую связь обычно устанавливается:

  • в твердой сумме – в части компенсации за использование личного сотового телефона;
  • в сумме фактических расходов или в пределах установленного лимита – в части возмещения расходов на услуги сотовой связи.

Подтвержденная документально сумма компенсации расходов сотрудников на сотовую связь:

  • не облагается НДФЛ и страховыми взносами (п. 3 ст. 217 НК РФ, пп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ, Письмо Минфина от 20.04.2015 № 03-04-06/22274);
  • принимается для целей налогообложения прибыли и при УСН, как расходы на оплату услуг связи (пп. 25 п. 1 ст. 264, пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Бухгалтерский учет расходов на сотовую связь

Кредит

Корпоративная связь

20 (26, 44) 60 Отражена стоимость услуг оператора сотовой связи (в части, не превышающей установленный лимит)
73 60 Отражена стоимость услуг оператора сотовой связи (в части, превышающей лимит расходов, установленный для конкретного работника)
50 (50, 70) 73 Возмещена работником сверхлимитная сумма расходов на сотовую связь
91-2 73 Сверхлимитная сумма расходов на сотовую связь списана на прочие расходы (в случае невозмещения работником)

Компенсация расходов на сотовую связь

20 (26, 44) 73 Начислена компенсация сотруднику
73 50 (51) Выплачена компенсация сотруднику

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Остались вопросы – задавайте их в комментариях к статье!

Нормативная база

  1. Налоговый кодекс РФ
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»
  3. Письмо Минздравсоцразвития от 06.08.2010 № 2538-19
  4. , .
Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Вопрос: ...Индивидуальный предприниматель применяет УСН с объектом налогообложения доходы. Он осуществляет деятельность по приему платежей операторов сотовой связи. Является ли его доходом комиссия в размере 5%? Вправе ли он использовать один кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов по видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД, и видам деятельности, по которым он применяет УСН? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.11.2005 n 18-12/3/85786)

Текст письма опубликован
"Московский налоговый курьер", 2006, N 8
Вопрос: Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы. Он осуществляет деятельность по приему платежей операторов сотовой связи (МТС, Мегафон, Билайн и т.д.) в Москве и Московской области. Все операции по зачислению денег на телефон производятся через электронную систему e-port. Является ли доходом индивидуального предпринимателя комиссия в размере 5%? Вправе ли индивидуальный предприниматель использовать один кассовый аппарат, пробивая полученные денежные суммы в разные отделы, при осуществлении наличных денежных расчетов по видам деятельности, подпадающим под налогообложение ЕНВД, и видам деятельности, по которым он применяет упрощенную систему налогообложения?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2005 г. N 18-12/3/85786
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, поименованных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
При этом п. 2 ст. 346.26 НК РФ не предусмотрен такой вид предпринимательской деятельности, как осуществление посреднической деятельности по приему от населения платежей и перечислению их по реквизитам операторов сотовой связи (МТС, Мегафон, Билайн и т.д.).
Таким образом, полученные от осуществления деятельности по приему платежей в Москве и (или) в каком-либо ином субъекте РФ, в том числе и в Московской области, доходы должны учитываться для целей обложения налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 346.15 и 346.17 НК РФ.
На основании ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы от реализации в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы согласно ст. 250 НК РФ. При этом не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
В частности, в пп. 9 п. а 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Следовательно, доходом комиссионера (агента), учитываемым для целей налогообложения налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения, является комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Датой получения доходов согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в случаях продажи индивидуальным предпринимателем товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории РФ и осуществления им при этом наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется ККТ, включенная в государственный реестр.
Согласно Порядку регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденному Приказом Госналогслужбы России от 22.06.1995 N ВГ-3-14/36, налоговые органы производят регистрацию ККТ. При этом эксплуатация ККТ осуществляется по фактическому адресу установки, указанному индивидуальным предпринимателем в заявлении и в карточке регистрации ККТ в налоговом органе.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, осуществляющий различные виды деятельности (продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг) на разных территориях или, как в данном случае, один вид деятельности, но в различных субъектах Российской Федерации (г. Москва и Московская область), при проведении наличных денежных расчетов не вправе применять один кассовый аппарат.
Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы II ранга
С.Х.АМИНЕВ
21.11.2005

Оговоримся сразу. Здесь мы рассмотрим вид заработка, который является легальным бизнесом со всеми вытекающими обстоятельствами в виде уплаты налогов в государственный бюджет и несения полной ответственности за свою предпринимательскую деятельность перед контролирующими органами государственной власти.

На собственном опыте опробовав многие из видов заработка в области , могу сказать следующее: путь к успеху на данном поприще труден и тернист, как, впрочем, и любой другой бизнес.

Поэтому, если Вы твердо решили, что хотите посвятить нижеописанному занятию несколько лет жизни, рекомендую набраться терпения и приготовиться к неустанному и кропотливому труду. Предупреждаю сразу, что работа будет предполагать не только излюбленное Вами общение с портативными устройствами связи и такими достижения 20 века, как Интернет прочие, но и контакты с государственными структурами, контролирующими деятельность индивидуальных предпринимателей и организаций. Также Вам придется освоить хотя бы азы ведения бухгалтерского учета, постоянно знакомится с изменениями в законах и изучать новые постановления правительства, которые могут касаться Вашей деятельности.

Если все вышесказанное заставило Вас содрогнуться, не читайте статью дальше. Уверяю, ведение собственного бизнеса удел смелых и предприимчивых, так что сэкономьте время, которое можете потратить по поиск себя в каких-либо других областях. Возможно, брать на себя полную ответственность за деятельность целого предприятия для Вас слишком тягостно, и Вы найдете работу в сфере сотовой связи в качестве наемного работника. В данной же статье мы остановимся на тех пунктах, которые важны прежде всего для самостоятельного предпринимателя. Постараемся привести правовые основы, на которые стоит опираться при ведении конкретного бизнеса в области мобильной связи.

Прием платежей за услуги операторов мобильной связи

Итак, одним из достойных внимания видов бизнеса является прием платежей за услуги операторов сотовой связи. Именно прием платежей, без осуществления подключений к сети оператора и оказания прочих услуг. Потому что, для того, чтобы оказывать услуги по подключению к сетям сотовых операторов, надо получить разрешение их самих. Новичку это сделать не то что непросто, а практически невозможно.

Дело в том, что деятельность по приему платежей не требует разрешения самого , не подлежит лицензированию и обязательной сертификации. Оговорюсь, все эти преимущества действуют лишь в том случае, если Вы, принимая платежи, выступаете агентом какой-либо компании, являющейся организатором системы. У нее все необходимые документы обязательно должны наличествовать.

Прибыль и расходы

Миллионы людей по всей стране ежедневно пополняют баланс своего сотового телефона, чтобы оставаться на связи. Некоторая часть этих людей живет в Вашем городе или населенном пункте.

Конечно, в настоящее время конкуренция в данной области достаточно велика. И все же, если, после проведения определенных нехитрых исследований Вы заметите, что в Вашем районе определенно не хватает мест, где можно пополнить баланс, и не хватает их не только Вам, но и доброй половине населения Вашего района, самое время действовать и организовывать свой маленький общественно полезный бизнес.

С каждого платежа Вы будете иметь небольшой процент. Обычно от 1%-5%. Ваша главная задача организовать работу пункта по приему платежей таким образом, чтобы денежные средства абонентов вовремя поступали на их счет. При условии хорошего и качественного обслуживания люди к Вам потянутся. Несложные расчеты потенциальной прибыли предлагаю сделать самостоятельно: берете среднюю сумму платежа; средний процент комиссии, которую будете взимать с клиента, или которую вам будет выплачивать за услуги провайдер; предполагаете, сколько человек в день могут пополнить баланс на выбранной Вами точке обслуживания. Имея вышеуказанные данные, проще простого оценить целесообразность затеи. Рекомендую не обманывать самих себя и брать в расчет максимальные возможные показатели. Берите по минимуму, не ошибетесь. Если выручка будет больше предполагаемой, приятно удивитесь и порадуетесь от души.

После того, как минимальная сумма ожидаемой прибыли определена, заложите в смету расходы на аренду небольшого места в проходимом месте, зарплату сотрудника, который будет принимать платежи (если не планируете делать это самостоятельно) и многое другое.

Необходимо продумать все до мелочей. Для того чтобы бизнес не рухнул в первые месяцы становления, необходимо обладать стартовым капиталом. Размер его также определите самостоятельно: суммируете стоимость первых месяцев аренды, расходы на оборудование точки, рекламу (в основном наружную) и на прочие нужды, о которых будет сказано чуть ниже.

Как это делается

Для того, чтобы организовать прием платежей, необходимо обладать определенными правами – правами юридического лица. Это значит, что Вам придется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Благо стоит это совсем недорого (уточняйте сумму госпошлины в Инспекции федеральной налоговой службы по месту прописки). Чтобы принимать наличные деньги от населения, Вам потребуется кассовый аппарат, сокращенно ККМ.

Могу представить, как Вы недовольно скривили лицо. Это недовольство можно понять. ККМ стоит достаточно дорого. Сталкиваясь по долгу службы с людьми, желающими заняться данным видом деятельности, часто приходится слышать о нежелании приобретать ККМ. Предвосхищая вопросы типа: «А можно без кассы?»,- скажу, что без нее, родимой, нельзя никак. Почему, - это тема отдельной статьи. А пока просто поверьте на слово. Хотя, ладно... Есть некоторые альтернативные методы. Кому интересно о них узнать, поднимите руки. Хорошо, ты, ты и ты читают дальше. Обойтись без собственной кассы можно в двух случаях: использования портативного радиотерминала для приема платежей и …использование чужой кассы.

Пользование кассой другого юридического лица

Может подзаголовок этой части и звучит немного криминально, не волнуйтесь. Чужую кассу Вам не придется выносить под покровом ночи из взломанного Вами соседнего магазина. Оставьте даже мысли о таких методах. Тем более, что есть замечательный законный способ попользоваться чужой кассой – заключение с ее владельцем договора о возмездном оказании услуг. При наличии такого договора Вы можете получать проценты от принятых через кассу другого предпринимателя платежей, даже не выходя из дома. Так что договаривайтесь (в письменной форме) и дерзайте. Естественно, прибыль будете делить между собой, согласно договору.

Портативный радиотерминал - решение всех проблем

Если желаете обойтись без покупки кассового аппарата и даже без приобретения компьютера, советую обратить свой взор в сторону замечательных устройств – радиотерминалов для приема платежей.

Эта штучка специально «заточена» под данный вид деятельности. Терминал совмещает в себе возможность приема и передачи платежа по каналам и печати кассового чека, без которого в нашем случае никак не обойтись. Поэтому, если хотите заниматься только и только приемом платежей, не планируете попутно разворачивать розничную торговлю на своей точке, рекомендуем! Цена устройства весьма и весьма конкурентоспособная.

Также Вы можете принимать платежи от населения, установив на компьютер программное обеспечение, созданное для этих целей. Непреложным условием работы по такой схеме является возможность выхода в Интернет.

Принципал, Агенты и Субагенты - звенья одного бизнеса

Самым важным звеном, обеспечивающим саму возможность Вашей работы в данной области, является наличие агентского договора с фирмой-организатором (Принципалом, говоря юридическим языком) системы по приему платежей. В настоящее время в России действует несколько зарекомендовавших себя с хорошей стороны организаций. Называть их не будем, дабы не создавать рекламы.

Принципал предоставит Вам программное обеспечение (в случае работы через компьютер), доверенность на совершение сделок от его имени и окажет круглосуточную информационную поддержку.

Условия работы практически у всех организаторов одинаковы. Вы как индивидуальный предприниматель открываете счет в банке, через него перечисляете авансовый платеж на специальный депозитный счет организатора системы и далее принимаете наличные платежи от населения в пределах осуществленного Вами авансового платежа. Т. о. Вы возвращаете свои деньги и получаете проценты с платежей клиентов. Может кому-то схема работы покажется чересчур замысловатой, однако при ближайшем рассмотрении все довольно просто.

Возможно, и, скорее всего когда-то назреет момент, когда Вы захотите получать с этого вида деятельности большую прибыль. Если опыт самостоятельного приема платежей у Вас уже достаточен, чтобы научить этому других людей, обеспечить им информационную и техническую поддержку, начинайте развивать субагентскую сеть. Договор, аналогичный тому, что заключен между Вами и организатором системы, Вы можете заключать с неограниченным количеством организаций и предпринимателей, желающих оказывать услугу по приему платежей населению. При нормальном функционировании и стабильном обороте Ваших субагентских точек, Вы будете получать прибыль от их деятельности, лишь однажды затратив усилия на то, чтобы привлечь их в это бизнес.

Конечно, хорошо, если Вы сможете оказывать своим субагентам услуги по консультированию, помощь в установке программного обеспечения и т. д. Налаживайте доверительные отношения с партнерами, это действительно выгодно.

Учет и налоги

Хочу предостеречь Вас от халатности в осуществлении расчетов, ведении бухгалтерии и расчете налогов. В бухучете предпринимателя или организации, занимающихся приемом платежей, есть существенные особенности, которые нельзя не учитывать. Поэтому, если Вы не подкованы в бухучете, лучше сразу наймите бухгалтера, который будет следить за порядком в Ваших делах и предупредит возникновение проблем с контролирующими органами.

Наилучшим вариантом налогообложения для данного вида деятельности будет применение упрощенной системы налогообложения (УСНО). Она идеально подходит для предпринимателей, работающих на основании агентских договоров. Как говорится, заплати налоги и спи спокойно.

Удачи в бизнесе, уважаемые читатели!