Существо саморегулирования сводится к независимости. Правовые основы саморегулирования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Ро ль и навыки руководителя

Руководитель - человек, наделенный полномочиями принимать управленческие решения и осуществлять их выполнение. Под ролью руководителя понимается «набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности» (Минцберг). Выделяют десять основных ролей руководителя. Эти роли руководитель выполняет в различные периоды своей работы.

Укрупнено роли руководителя разделяют на три группы:

1. Межличностные роли. Руководитель выполняет роль лидера, то есть он отвечает за мотивацию, набор, подготовку работников и т.д. Также руководитель является связующим звеном между своими работниками. Главный руководитель выполняет роль единоначальника - главного верховного руководителя.

2. Информационные роли. Являясь приемником информации, руководитель получает разнообразную информацию и использует ее в целях организации. Следующая роль руководителя - распространение информации среди членов организации. Руководитель выполняет так же представительские функции, то есть передает информацию об организации при внешних контактах.

3. Роли по принятию решений. Руководитель выступает в роли предпринимателя, разрабатывает и контролирует различные проекты по совершенствованию деятельности организации. Также он выступает в роли человека, устраняющего нарушения в работе организации. Руководитель является распределителем ресурсов своей организации. К тому же он является лицом, ведущим переговоры с другими организациями от имени своей организации.

Все эти роли руководителя, в своей совокупности, определяют объем и содержание работы менеджера любой организации.

Руководителей делят на три категории:

1. Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2. Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

3. Руководители высшего звена. Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения.

Усредненное распределение рабочего времени для руководителя высшего звена:

Руководство, лидерство и власть - самостоятельные понятия, притягивающие многих исследователей менеджмента к рассмотрению их с нескольких сторон, во взаимосвязях и сравнениях.

Опытное изучение социально-психологических основ руководства и лидерства началось в 20-х годах XX века, однако в силу своей сложности эта проблема не имеет общепринятого решения и по настоящий день.

Существует явное отличие лидера от управленца. Когда директор компании, используя иерархическую власть, добивается блестящих результатов, многие называют это лидерством. Но это нет так. Здесь мы видим пример власти управленца, основанную на выполнении подчинёнными приказов и распоряжений. Руководство связано со статусной властью, официальных, формальных отношений. В лидерском управлении используется власть, построенная на уважении к сотрудникам и взаимном доверии, неформальна по своей сути. И основой лидерства, как процесса, являются межличностные отношения, в которых переплетаются отношения руководства и рабочего коллектива компании, а руководитель управляет процессом общения и всей деятельностью предприятия

В современном мире во многих организациях коллективная работа становится скорее правилом, чем исключением. Хорошие проекты не могут быть результатами работы только одного человека из всей команды. Менеджер проектов окажется в намного лучшем положении, если в процессе управления проектами он работает с людьми, которые обеспечивают достаточно высокий уровень коллективной работы над проектом, чем, если бы он работал с профессионалами, которые не умеют работать вместе. Трудно сделать хороший проект без талантливых работников, но еще труднее сделать его без коллективной работы.

1.1 Разделение труда происходит по двум направлениям

1. Горизонтальное - качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности (разделение общего производственного процесса на частное обособление различных видов деятельности со специализацией производства) делится на:

Функциональное (специализация работников);

Товарно-отраслевое (специализация по определенным видам деятельности);

По квалификационным признакам (при определении видов деятельности исходят из сложности работ).

2. Вертикальное - обособление функций управления (целенаправленное координирование и интегрирование деятельности всех элементов организации) от исполнительских.

Вертикальное разделение существует по следующим направлениям:

Общее руководство;

Технологическое (внедрение технологий);

Экономическое;

Оперативное - составление и доведение до микроколлективов и отдельных исполнителей оперативных планов;

Управление персоналом.

Вертикальное разделение имеет несколько моментов:

Интеллектуальный (подготовка и принятие управленческого решения);

Волевой (реализация управленческого решения).

Вертикальное разделение труда обретает уровни управления:

- высший - президент, генеральный директор, заместитель директора, вице-президент, члены совета директоров и правление. Эти руководители осуществляют основные функции, направленные на выполнение интересов и потребностей акционеров (собственников). Они определяют стратегию развития организации и деловую политику.

- средний - руководители филиалов и имеющие несколько предприятий, руководители проектов и программ, начальники отделов и цехов. Они имеют широкий круг обязанностей, обладают большой самостоятельностью при принятии решений и реализуют разработанную высшим руководством стратегию организации. Так же отвечают за доведение заданий до подразделений и их исполнение.

- низший - руководители смены, мастера, бригадиры. Они находятся в непосредственном контакте с неуправленческими работниками, доводят до них задания и проверяют их исполнение.

1.2 Качества руководителя можно условно разделить на две группы

Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности.

Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:

Проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;

Системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;

Практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;

Консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;

Последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;

Самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок. он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

Лидер способен признать свои ошибки и не боится открыто принять необходимые меры для исправления. Лидеру свойственны настойчивость в достижении групповой цели, поиск единомышленников, он - постоянный ученик и должен выделяться из толпы.

Руководство же можно определить как процесс управления группой, осуществляемой начальником как посредником социальной власти. Создаётся впечатление, что руководство и лидерство решают сходные задачи. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является опредёлённым проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления - подчинения. Понятно, что в руководстве также проявляются два аспекта власти: административная и психологическая, сближающая руководителя с неформальным лидером по способам воздействия на членов группы. Следовательно, несмотря ни на что, по своей психологической сущности феномены руководства и лидерства достаточны близки, ошибочным было бы представление о полном их соответствии в одном лице управленца. Руководитель, как бы близок он не был к интересам своего коллектива, должен воздействовать как в целом на всех её членов, так и на её лидера, что может рассматриваться как совмещение статусной и личной формы власти.

Несмотря на выявленные различия, есть и общее. И руководитель, и лидер осуществляют значимое социальное влияние в коллективе: они выполняют роль координаторов, организаторов деятельности членов социальных группы и используют субординационный отношения: в первом случае они чётко регламентированы, во втором - заранее не предусмотрены.

На практике большинство новых предприятий в бизнесе (более 98% которых составляют малые предприятия) распадаются, и основной причиной их краха является плохое руководство, а не плохие идеи.

Организации, действующие в условиях неустойчивости среды, не имеют права дожидаться изменений и затем на них реагировать. Их руководители должны думать и действовать как предприниматели. Предприимчивый менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, добиваясь изменений и совершенствования.

Организации существуют для реализации определенных целей. Если организация достигла своей цели, то она считается добившейся успеха. Составляющими успеха организации являются :

1) выживание;

2) результативность;

3) эффективность;

4) производительность;

5) практическая реализация.

Первейшей задачей большинства организаций является выживание, возможность существовать как можно дольше. Для того чтобы выжить и оставаться сильными, большинству организаций приходится периодически менять свои цели, формулируя их соответственно изменяющимся условиям внешнего мира.

Чтобы быть успешной в течение долгого времени, чтобы выжить и достичь своих целей, организация должна быть как эффективной, так и результативной, т.е. организация должна сочетать внешнюю эффективность, измеряющую степень достиженияее целей, и внутреннюю эффективность, измеряющую рациональную экономичность использования ресурсов и оптимальность осуществляемых в организации процессов. По словам Питера Друкера, результативность является следствием того, что делаются нужные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи создаются правильно. И то и другое одинаково важно.

Результативность, понимаемая как создание нужных вещей, неосязаема. Ее трудно определить, особенно если организация внутренне неэффективна. Эффективность же можно измерить и выразить количественно, определив денежное соотношение ее входов и выходов. В качестве критерия эффективности организации может выступать прибыль как разность между доходом и затратами.

Относительная эффективность организации называется производительностью , выражаемой отношением количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. В качестве критерия производительности организации может выступать рентабельность как отношение прибыли к себестоимости.

Чем более эффективна организация, тем выше ее производительность. Ключевой составляющей производительности является качество.

Производительность на всех уровнях организации является критически важным фактором для того, чтобы организация могла выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Потенциальный потребитель, обладая свободой выбора, предпочтет продукцию более производительной организации потому, что она имеет более высокую ценность. Большой объем продаж дает более производительной организации больше денег для того, чтобы вложить их в ресурсы, включая лучшее оборудование, лучшую технологию, что может и в дальнейшем способствовать повышению производительности организации.

Какими должны быть цели в области производительности организации, решают менеджеры. Менеджеры определяют состав используемых методов получения продукции, форм стимулирования работников к повышению производительности. Через; разработанную политику организации, через личный приме руководители задают тон в организации, определяют степень уровень ее ориентации на качество и на потребителей.

Одним из самых важных моментов в управлении, ориентированном на успех, является результативное и эффективно* превращение в действие управленческих решений, т.е. их практическая реализация. Таким образом, основными составляющими успеха в бизнесе являются выживание, результативность, эффективность, производительность и практическая реализация управленческих решений.

Пр актическая часть

На мой взгляд, в первую очередь, описывая то, каким должен быть менеджер 21 века, необходимо описать то, каким должен быть внешний вид (имидж) менеджера. Так как внешний облик менеджера - это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера или клиента костюм служит своеобразным кодом, визитной карточкой, свидетельствующей о степени солидности и надежности.

Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый - таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими. И дело здесь не только в изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям.

Основополагающим принципом при составлении гардероба должна стать универсальность одежды.

Не менее важное требование к одежде - ее опрятность. Ощущение неопрятности всегда вызывает неприятное чувство и свидетельствует о неуважении к окружающим. Очень важно и другое элементарное требование к одежде - аккуратность. Плохо завязанный или сдвинутый набок галстук, нечищеные ботинки, плохо выглаженная одежда наводят на мысль о суетливой поспешности или лени, нетребовательности к себе или безразличии к окружающим.

Работа менеджера XXI века

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.

Менеджер 21 века организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала низшего звена организаций. Распределяет объем работ между сотрудниками, обучает, объясняет, передает распоряжения руководства, осуществляет связь между правлением и работниками. Менеджер 21 века ведет коммерческие переговоры, занимается маркетингом и формированием товарных ниш, определяет стратегию и тактику конкурентной борьбы, проводит деятельность по повышению эффективности сбыта продукции, руководит реализацией бизнес-плана организации.

Для менеджера 21 века характерны следующие поведенческие элементы.

1. Разрешение конфликтов.

2. Инициативность. Руководитель задает тон всей последующей деятельности подчиненных.

3. Информированность. Охотно собирает данные о количественных параметрах, объемных показателях, о соответствии производственных процессов графикам и техническим характеристикам

4. Принятие решений. Придает значение единоличному принятию решений и никому не позволяет влиять на этот процесс, считая, что только он располагает достаточными знаниями, опытом и полномочиями, необходимыми для принятия решений.

Заключение

Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.

Руководитель должен не столько управлять, сколько создавать максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый член коллектива сам стремился активно участвовать в управлении делами организации. Иначе говоря, он должен создавать систему психологических, духовных, материальных стимулов, побуждающих каждого работника думать, действовать в интересах организации в целом, которая, в свою очередь, стремиться удовлетворить личный интерес каждого члена коллектива. «Руководитель служит коллективу, а коллектив служит делу».

В современной экономике функции работников настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.

Таким образом, от прежней роли руководителя, который служил только делу, жизнь заставляет перейти к новой роли руководителя, который служит своим работникам, не переставая служить делу. При этом он, так же как и другие сотрудники, осуществляет все перечисленные функции управления, но только более активно, компетентно и увлеченно. А, кроме того, организует участие каждого члена коллектива в процессе исполнения управленческих функций. Выполняемые руководителем функции по управлению персоналом не ограничиваются рассмотренными в данной дипломной работе. Они связаны практически со всеми вопросами обеспечения организации сотрудниками и использования персонала: его маркетингом, привлечение на предприятие, оценкой, отбором, обучением, стимулированием, перемещением, карьерой, социальным обеспечением, взаимоотношениями с органами трудового коллектива, профсоюзами и т.д.

Список литературы

руководитель качество менеджер полномочие

1. Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса, Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 1999.

2. Джон У. Хант. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера - М.: ЗАО Олимп-Бизнес, 1999.

3. Дэвид Бодди, Роберт Пэйтон. Основы менеджмента - СПб.: ПИТЕР, 1999.

4. Искусство администрирования. Практическое пособие. / Под ред. Дербы Олкок. - М.: Финпресс, 1998.

5. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997.

7. Модульная программа для менеджеров. ГУУ и Национальный фонд подготовки финансовых и управленческих кадров. - М.: ИНФРА, 1999.

8. Питер Ф. Друкер. Задачи менеджмента в XXI веке. Учебное пособие. - М.: Вильямс, 2000.

9. Реструктурирование предприятия. - М.: Дело, 2000.

10. Ричард Л. Дафт. Менеджмент. - СПб: ПИТЕР, 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Менеджер как человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации. Функции и обязанности современного менеджера, анализ его управленческой роли на предприятии.

    реферат , добавлен 06.12.2012

    Характеристика личности современного руководителя, принципы лидерства и требования к его человеческим, личностным и профессиональным качествам. Эволюция принципов руководства от 90-х годов прошлого века до сегодняшних дней, их отличительные черты.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2009

    Понятие, роль и место менеджера в системе управления. Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам современного менеджера. Выявление влияния профессиональных качеств менеджера на его деятельность. Классификация ролей руководителя.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Управленческие решения и процесс их осуществления. Значение, сущность и функции управленческого решения. Контроль качества его принятия. Требования, предъявляемые к управленческим решениям и условия их реализации. Значение личностных оценок руководителя.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2014

    курсовая работа , добавлен 07.04.2015

    Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО "Новый путь", анализ трудовых ресурсов, оплата труда работников. Состав кадров управления предприятия, функции руководителей производственных отделов. Компетентность и качества руководителя.

    реферат , добавлен 31.07.2009

    Взаимосвязь функций менеджмента и процесса разработки управленческих решений. Роль и значение данного процесса в деятельности современного предприятия. Влияние авторитета личности на процесс разработки и принятия решения, требования к руководителю.

    контрольная работа , добавлен 07.04.2017

    Руководителю, особенно крупной организации, приходится выполнять в течение рабочего дня до двухсот различных видов деятельности. Функции и обязанности руководителя. Качества, необходимые руководителю. Руководитель и лидер. Подчиненные и их обязанности.

    курсовая работа , добавлен 29.02.2008

    Рассмотрение теоретических основ организации труда менеджера и рекомендации по его совершенствованию. Суть управленческой деятельности, требования к руководителю, функции планирования и роль менеджера. Понятие власти, лидерства и стилей руководства.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2010

    Личностные особенности, детерминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору. Имидж с психологической точки зрения. Идеальный портрет женщины-руководителя.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Исходя из данного определения стандартизация и контроль - основные составляющие саморегулирования.

Основным законодательным актом данной сферы общественных отношений является Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» . Нельзя не отметить, что принятие данного Закона явилось началом реформирования всей системы государственного регулирования предпринимательства. В ряде сфер произошел переход от такого традиционно использовавшегося способа воздействия государства на бизнес, как лицензирование, к саморегулированию. Е. П. Сухов справедливо отмечает, что саморегулирование призвано «устранить избыточное государственное влияние путем перехода преимущественно к косвенным методам регулирования экономических процессов, расширить долю участия предпринимательского сообщества в подготовке решений органов государственной власти» .

Важно, что Закон о СРО появился тогда, когда в России был уже накоплен значительный опыт объединения субъектов рынка в профессиональные сообщества, сложились традиции саморегулирования. Кроме того, известен положительный опыт деятельности профессиональных саморегулируемых организаций в зарубежных странах . По принятому в международной практике определению, саморегулируемая организация (Self-Regulating Organizations) - организация, которая осуществляет некоторую степень регулирующей власти над определенной сферой деятельности .

Как представляется, необходимость появления единого Закона о СРО диктовалась введением в законодательные акты требования обязательного членства в саморегулируемых организациях для субъектов отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Вместе с тем, как справедливо отмечает Н. Г. Семилютина, «налицо значительное число организаций, на деле облегчающих ведение предпринимательской деятельности путем разработки стандартов, индикативных показателей, осуществляющих действия, способствующие защите интересов потребителей и повышению качества оказываемых услуг, которые не зарегистрированы в качестве СРО и не стремятся к приобретению формального статуса СРО» . Примером тому могут служить торгово-промышленные палаты, Ассоциация российских банков, РСПП, «ОПОРА РОССИИ» и целый ряд подобных организаций, объединяющих предпринимателей на различных началах. В связи с этим, как представляется, можно говорить о саморегулировании и саморегулируемых организациях в широком и узком смысле слова. Создание саморегулируемых организаций, подчиняемых требованиям Закона о СРО, или саморегулирование в его узком значении, определяемом названным законом, должно осуществляться тогда, когда это является требованием законодательства и представляет собой одно из направлений регулирования предпринимательской деятельности.

Особенности саморегулирования отдельных видов предпринимательской и профессиональной деятельности определены специальным законодательством. Такие особенности предусматривает, например, Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ), Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», Федеральный закон 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральный закон 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (далее - СРО). Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в СРО. Сущность саморегулирования заключается в том, что государство передает отдельные функции по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности саморегулируемым организациям.

Как указал Конституционный Суд РФ, «Конституция РФ не запрещает государству передавать полномочия исполнительных органов власти негосударственным организациям, участвующим в выполнении отдельных функций публичной власти. По смыслу ее статей 78 (части 2 и 3) и 132 (часть 2) такая передача возможна при условии, что это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам» .

Указанная правовая позиция нашла дальнейшее подтверждение в актах Конституционного Суда РФ: «Конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией РФ свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций... Это однако не означает, что государство отказывается как от своего конституционного полномочия по установлению правовых основ единого рынка, особенно в тех случаях, когда представители той или иной профессии наделяются публично-правовыми функциями, а образуемые ими саморегулируемые организации - правом разрабатывать и устанавливать обязательные для своих членов правила профессиональной деятельности, так и от конституционного полномочия влиять на содержание правовых норм, принимаемых саморегулируемыми организациями, посредством судебного нормоконтроля, а также иным образом (ст. 46 ч. 1; ст. 120 ч. 2; ст. 129 ч. 5 Конституции РФ») .

Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО является добровольным . Однако федеральными законами могут быть предусмотрены случаи обязательного членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО для осуществления предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Так, обязательное членство предусмотрено в СРО аудиторов, оценщиков, арбитражных управляющих, ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов, СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в сфере теплоснабжения, в области энергетического обследования.

Конституционность установленного законами обязательного членства в СРО подтверждена Конституционным Судом РФ: «В силу того что на саморегулируемые организации арбитражных управляющих возложены публично-правовые функции, в их деятельности неприемлем вытекающий из ст. 30 Конституции РФ принцип добровольности, характерный для объединений, которые создаются гражданами исключительно на основе общности интересов» .

Данная правовая позиция Конституционного Суда РФ впоследствии получила подтверждение применительно к СРО оценщиков, аудиторов и др.

В теории выделяют три модели саморегулирования: добровольное, делегированное и смешанное. Как представляется, применяемая модель саморегулирования во многом зависит от того, является ли членство в СРО для субъекта профессиональной или предпринимательской деятельности добровольным либо обязательным.


Похожая информация.


Согласно Закону РФ о саморегулируемых организациях “под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль над соблюдением требований указанных стандартов и правил”. Таким образом, основной идеей введения саморегулирования является распределение функций контроля и надзора за деятельностью субъектов в определенной профессиональной сфере и ответственности за их действия между государством и самими участниками рынка, что в перспективе дает возможность минимизировать участие государства в профессиональной деятельности субъектов, при сохранении ответственности бизнеса перед потребителями.

Кроме того, саморегулирование играет важную роль в повышении качества и безопасности услуг и продукции, т. к. саморегулируемые организации (СРО) в целях повышения конкурентоспособности своих членов может устанавливать собственные стандарты качества и безопасности.

Человеку, как существу коллективному, свойственно не только образовывать семьи для выживания и продолжения рода, но также объединяться с современных саморегулируемых организаций можно найти в самых отдаленных себе подобными по роду деятельности и профессии. Прообразы человеческой истории, их обязательным условием возникновения становилось усложнение экономических связей между людьми, возникновение городов, необходимость защиты собственных интересов.

Первой саморегулируемой организацией, зафиксированной в истории, стала группа врачей, клятва Гиппократа - это, по сути, первый стандарт деятельности. Средневековая Европа, представляющая собой замкнутые сословные корпорации, может дать примеры различных самоорганизаций человеческих обществ. Италия Х века стала родиной цеховой организации производства, вышедшей позже за пределы итальянских городов-государств, и объединявшей представителей одной профессии, в том числе и с целью отстаивания интересов цеха перед властью, поддержания честной конкуренции внутри объединения, укрепления собственных позиций на рынке за счет производства качественных товаров. В то же время примером подобной организации может служить объединение Вольных Каменщиков со своим уставом и нормами поведения, или ливрейные корпорации в Англии, существующие и в наше время. Можно вспомнить также средневековые объединения купцов - гильдии, создаваемые для защиты торговли и купечества от власти феодалов и пиратов, а также для получения привилегий.

Самоуправление было положено в основу такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. При проведении правовой реформы 1864 г. адвокатура создавалась как самоуправляющаяся организация. Более 20 лет назад обязательность членства в адвокатуре была закреплена Законом СССР «Об адвокатуре в СССР» (принят 30 ноября 1979 г.). До указанного Закона этот вопрос регулировался различными нормативными правовыми актами, но требование о членстве в адвокатуре сохранялось. Аналогичная идея заложена и в деятельность нотариата и нотариальных палат. Прообразом саморегулируемой организации как союза предпринимателей являлась созданная в 1870 г. Московская биржа, уставом которой на ее представительный орган биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными организациями.

В новейшей истории развития правового обеспечения деятельности саморегулируемых организаций в Российской Федерации можно условно выделить два этапа становления.

В 1995 году понятие «саморегулируемые организации» было впервые закреплено законодательно.

В эти годы правовой статус саморегулируемых организаций был регламентирован только в отраслевых ценным бумагам и фондовому рынку.

законодательных и подзаконных актах. Институт саморегулирования был введен в таких отраслях как рынок ценных бумаг, инвестиционные фонды, арбитражные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, жилищные накопительные кооперативы, оценочная деятельность, кадастровые инженеры. Первый этап длился более 10 лет - до 2007 года, когда был принят Федеральный законом № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. - базовый нормативный правовой акт для деятельности СРО. В соответствии с этим законом стало возможным уточнение общих требований к саморегулированию в отраслевых законах, включающих регламентирование деятельности СРО, учитывающее специфику профессиональной деятельности. Закон стал отправной точкой для активного развития саморегулирования в других отраслях экономики и, фактически, началом следующего этапа развития саморегулирования в Российской Федерации.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) « - в том числе обязал арбитражных управляющих вступать в СРО. Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» в ред. Федерального закона от 27. 07. 2006 № 157-ФЗ) заменил лицензирование оценщиков обязательным членством в СРО.

С января 2009 года происходит замена государственного лицензирования в строительстве на саморегулирование проектной, строительной и инженерно-изыскательской деятельности через обязательное членство в СРО. С января 2010 года официальное разрешение на осуществление профессиональной деятельности в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий - допуск к видам работ - можно получить, только став членом саморегулируемой организации.

С марта 2012 г. по данным мониторинга, проведенного Национальным Институтом Системных Исследований Проблем Предпринимательства (НИСИПП), в Российской Федерации зарегистрировано 1003 СРО, охватывающих 26 видов профессиональной и предпринимательской деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют 7 федеральных органов исполнительной власти. Требование об обязательном членстве хозяйствующих субъектов в СРО установлено для 10 видов предпринимательской и профессиональной деятельности. Отрасли-лидеры по количеству СРО - это строительство (проектировщики, строители, изыскатели) - 445 организаций и энергетический аудит - 133 саморегулируемых организации.

Все больше предпринимателей объединяются в профессиональные саморегулируемые организации (СРО) на добровольных началах. На конец марта 2012 г. в государственный реестр СРО Росреестра включена информация о 245 СРО в различных сферах деятельности.

К началу 2012 года в Российской Федерации федеральным законодательством было установлено обязательное членство в саморегулируемых организациях для участников профессиональной или предпринимательской деятельности в 10 сферах деятельности: -деятельность арбитражных управляющих;

  • -аудиторская деятельность;
  • -кредитная кооперация;
  • -оценочная деятельность;
  • -деятельность ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов;
  • -инженерные изыскания;
  • -архитектурно-строительное проектирование;
  • -строительство;
  • -деятельность в области энергетического обследования;
  • -теплоснабжение.

Специальным законодательством установлена возможность создания саморегулируемых организаций в девяти сферах деятельности, членство в которых для субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности является добровольным:

  • -профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
  • -деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • -кредитная кооперация;
  • -кадастровая деятельность;
  • -рекламная деятельность;
  • -деятельность жилищных накопительных кооперативов;
  • -деятельность патентных поверенных;
  • -посредническая деятельность по урегулированию споров (медиация) ;
  • -деятельность микрофинансовых организаций.

В отдельных сферах деятельности саморегулируемые организации создаются по собственной инициативе профессиональных участников рынка исключительно в рамках 315-ФЗ. На добровольных началах к марту 2012 года уже созданы СРО:

  • - производителей стройматериалов
  • - переработчиков мусора
  • - лифтовиков
  • -управляющих недвижимостью
  • -производителей в сфере физической культуры и сопрта
  • - пожарной безопасности
  • -саморегулирование в строительной сфере.

Правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций содержится, как правило, в конкретном нормативном акте, устанавливающем необходимость их создания в определенной сфере общественных отношений. выделить ключевые признаки, необходимые для признания образования саморегулируемой организацией.

  • 1) по своему статусу данные организации относятся к некоммерческим организациям;
  • 2) основаны на членстве;
  • 3) объединение строится по профессиональному признаку;
  • 4) основная цель - регулирование деятельности участников на условиях автономии;
  • 5) участниками объединения являются предприниматели.

Основной целью саморегулируемых организаций является обеспечение условий профессиональной деятельности своих членов. Они призваны выполнять следующиефункции: защищать интересы участников объединения, оказывать содействие в осуществлении профессиональной деятельности и создавать особую систему контроля задеятельностью участников саморегулируемой организации. Разработчики законопроекта о саморегулируемых организациях целью создания подобных юридических лицназвали разработку и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, а также осуществление контроля за их соблюдением.

2011, N 2

Впервые инициативу создания агентской саморегулируемой организации (СРО) проявил Российский союз туриндустрии (РСТ), подчеркнув тем самым, что тема саморегулирования в сфере российского туризма весьма актуальна. По мнению РСТ, членство туристической организации в СРО может стать одним из критериев потребительского выбора и одним из методов борьбы с недобросовестными турагентствами.

Институт саморегулирования Создание СРО, цели и задачи

Чтобы составить представление о том, что подразумевается под саморегулированием в той или иной сфере деятельности, необходимо обратиться к Закону о саморегулируемых организациях <1>. Согласно ст. 2 данного Закона под саморегулированием следует понимать самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской <2> или профессиональной деятельности <3> и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Итак, в основу саморегулирования положена разработка правил, согласно которым должна осуществляться та или иная деятельность, а также контроль соблюдения этих правил. Предметом саморегулирования является предпринимательская (профессиональная) деятельность субъектов, объединенных в СРО. Членство в СРО может быть как добровольным, так и обязательным (ст. 5 Закона о саморегулируемых организациях).

<1> Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ.
<2> Индивидуальные предприниматели и юридические лица (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).
<3> Физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность (п. 3 ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях).

На заметку. Для вступления в члены СРО необходимо заполнить анкету, представить заявление установленного образца и пакет документов (чаще всего в виде нотариально заверенных копий). Перечень этих документов может быть разным, однако есть такие, без которых не обойтись, - учредительные документы, страницы паспорта (для ИП), свидетельства о внесении записи в ОГРН и постановке на учет в налоговом органе, выписка из ЕГРЮЛ, Информационное письмо об учете в статрегистре Росстата и т.д.

До введения обязательности саморегулирования в туризме такое членство для турагентов является добровольным, после - обязательным (конечно, при наличии желания продолжать заниматься данным видом деятельности).

Саморегулируемая организация может быть создана только в форме некоммерческой организации, основанной на членстве (ст. 3 Закона о саморегулируемых организациях). Она объединяет предпринимателей и юридических лиц исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг). В ст. 15 Закона о саморегулируемых организациях органами управления СРО названы общее собрание ее членов (высший орган управления), постоянно действующий коллегиальный и исполнительный органы управления.

К сведению. Естественно, саморегулируемой признается организация, созданная для достижения определенных целей. Эти цели предусматриваются как Законом о саморегулируемых организациях, так и другими федеральными законами. Полагаем, что если саморегулирование на рынке турагентских услуг будет признано перспективным, то соответствующие положения появятся и в Законе об основах туристской деятельности, а пока для примера можно посмотреть положения Градостроительного кодекса, в ст. 55.1 которого сформулированы цели для саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и капитального ремонта:

  • предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами СРО;
  • повышение качества выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Иными словами, цель СРО в данном конкретном случае - предупредить причинение вреда (в том числе физическим лицам) в результате выполнения членами СРО работ (оказания услуг) в рамках определенной деятельности и повысить качество этих работ и услуг.

Кроме общих положений о форме и целях создания СРО, Закон о саморегулируемых организациях (п. 3 ст. 3) предъявляет к таким организациям вполне конкретные требования по составу, наличию соответствующих стандартов и обеспечению дополнительной имущественной ответственности каждого члена СРО перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг). О последних двух требованиях имеет смысл рассказать подробнее.

Стандарты и правила СРО

В соответствии со ст. 4 Закона о саморегулируемых организациях в компетенцию СРО входят разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности, под которыми понимаются требования к осуществлению такой деятельности, обязательные для всех членов данной организации. При этом внутренние правила и стандарты должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. Пункт 5 названной статьи обязывает СРО установить для своих членов меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований разработанных стандартов и правил.

Обеспечение имущественной ответственности членов СРО

Согласно ст. 13 Закона о саморегулируемых организациях СРО вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности своих членов перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

  • создание системы личного и (или) коллективного страхования. Причем минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее 30 000 руб. в год;
  • формирование компенсационного фонда. Первоначальное формирование данного фонда осуществляется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО в размере не менее чем 3000 руб. в отношении каждого члена.

В пределах компенсационного фонда СРО несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членом СРО товаров (работ, услуг). Выплаты из компенсационного фонда могут быть направлены исключительно на цели обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями (иными лицами), если, конечно, перечень выплат из фонда не расширен соответствующим федеральным законом. Кстати, возврат взносов в компенсационный фонд членам СРО допустим только в том случае, если это прямо предусмотрено соответствующим законом.

Итак, компенсационный фонд как способ обеспечения имущественной ответственности членов СРО формируется за счет взносов членов СРО, направленных на его создание. При этом члены СРО уплачивают и другие взносы, направляемые непосредственно на формирование имущества СРО (ст. 12 Закона о саморегулируемых организациях). Речь идет о регулярных и единовременных взносах (вступительных, членских и целевых), а также о добровольных имущественных взносах и пожертвованиях.

Контроль за деятельностью членов

Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (ст. 9 Закона о саморегулируемых организациях). Предметом проверки является соблюдение членами СРО требований стандартов и правил, условий членства.

Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО. Она проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

Поводом для проведения внеплановой проверки деятельности члена СРО может послужить жалоба, направленная в адрес СРО, о нарушении им требований стандартов и правил. Таким образом, у туристов есть гипотетическая возможность получить двойную защиту своих прав и интересов: со стороны Роспотребнадзора (традиционно) и со стороны СРО. В ходе внеплановой проверки изучению подлежит только факт нарушения, указанный в жалобе, при этом член СРО обязан представить всю необходимую информацию по запросу СРО.

Материалы о выявленных в ходе проверки нарушениях передаются в дисциплинарный орган для рассмотрения вопроса о применении в отношении члена СРО мер дисциплинарного воздействия. Рассмотрение таких дел проходит в присутствии лиц, направивших жалобы, и членов СРО, неправомерные действия которых являются предметом рассмотрения (ст. 10 Закона о саморегулируемых организациях). По его результатам принимается решение о применении в отношении члена СРО следующих мер дисциплинарного воздействия:

  • предписание об устранении выявленных нарушений в установленный срок;
  • предупреждение;
  • наложение штрафа;
  • составление рекомендации коллегиальному органу управления СРО об исключении нарушителя из состава членов;
  • иные меры, закрепленные внутренними документами.

Решение об исключении лица из членов СРО принимается не менее чем 75% голосов членов органа по рассмотрению дел. Остальные решения принимаются большинством голосов. Решения, за исключением решения об исключении, могут быть обжалованы членом СРО в коллегиальный орган. Решение об исключении может обжаловаться в суд.

Уведомление налогового органа об участии в СРО

На основании пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и предприниматели обязаны письменно уведомить налоговый орган обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (не позднее одного месяца со дня начала такого участия). Уведомление производится соответственно по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя. Как указано в Письме Минфина России от 17.07.2009 N 03-02-07/1-369, действие данной нормы распространяется на организации (предпринимателей), являющиеся членами СРО. Таким образом, они обязаны сообщить в налоговый орган о своем участии в данной некоммерческой организации. Необходимые сведения налогоплательщики представляют по форме N С-09-2 <4>. Информационная ценность такого сообщения заключается в указании сведений о доли участия в российской (иностранной) организации в процентах. Однако определить долю участия членов СРО не представляется возможным. Дело в том, что создание СРО, как и любой другой некоммерческой организации, не предполагает формирования уставного капитала. Значит, и долю непосредственного участия члена СРО определить нельзя, поэтому при заполнении соответствующего сообщения поле для указания информации о доле участия следует оставить незаполненным. К сообщению нужно приложить копию решения о принятии в члены и свидетельство о членстве.

<4> Утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@.

Пункт 7 ст. 23 НК РФ допускает возможность представления указанного сообщения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи. Формат представления формы N С-09-2 в электронном виде утвержден Приказом ФНС России от 09.06.2009 N ММ-7-6/318@.

Непредставление сообщения в срок чревато для организации (предпринимателя) штрафом в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Применение п. 1 ст. 129 НК РФ незаконно, поскольку речь в данной статье идет об ответственности иных лиц, отличных от налогоплательщиков и плательщиков сборов (Постановление ФАС УО от 09.07.2008 N Ф09-4833/08-С3).

Учет взносов в СРО Бухгалтерский учет

Выше мы упоминали, что членство в СРО предполагает внесение нескольких разных по своему назначению взносов (их названия говорят сами за себя): вступительного, ежегодного членского и взноса в компенсационный фонд. До 2011 г. бухгалтерский учет был вопросом решенным, а в профессиональном сообществе сформировалось несколько подходов к учету подобных взносов: с использованием счета 97 "Расходы будущих периодов"; без использования счета 97 и с единовременным учетом всей суммы уплаченных взносов на счетах учета затрат (20, 25, 26, 44); с использованием счета 97 в части учета ежегодных членских взносов и единовременным списанием сумм вступительных взносов и взносов в компенсационный фонд на соответствующие счета учета затрат (20, 25, 26, 44). Нужно признать, что разнообразие вариантов учета возникло не "на пустом месте", а было предопределено формулировками в законодательных актах по бухгалтерскому учету. В частности, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности <5> до недавнего времени предписывал затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся. На данный момент содержание п. 65 (в ред. Приказа Минфина России от 24.12.2010 N 186н <6>) претерпело существенные изменения и норма звучит так: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов , установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида .

<5> Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
<6> Зарегистрирован в Минюсте 22.02.2011 N 19910. Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г. На момент сдачи номера в печать не опубликован.

Таким образом, по нашему мнению, в 2011 г. у организаций, вступающих в СРО, взносы (вступительный, членский, в компенсационный фонд) должны быть отражены на счетах учета затрат (20, 25, 26, 44) без применения счета 97 "Расходы будущих периодов" и, соответственно, без равномерного включения в себестоимость товаров (работ, услуг) либо в состав коммерческих, управленческих или прочих расходов.

Налоговый учет

Согласно пп. 29 п. 1 ст. 264 НК РФ взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками - плательщиками таких взносов, вкладов и платежей, учитываются в качестве расходов, связанных с производством и реализацией. На основании приведенной нормы вступительные и ежегодные взносы, взносы в компенсационный фонд учитываются в составе расходов для целей налогообложения <7>, причем единовременно по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ (метод начисления) <8>. Датой осуществления таких расходов признаются дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, либо дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. Обращаем внимание, что если организация уплачивает взносы за членство в СРО в текущем году за будущий год (например, в 2011 г. за 2012 г.), то уже в 2011 г. такая организация вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов <9>. Кстати, организации, применяющие УСНО и выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также вправе признать для целей налогообложения суммы уплаченных в СРО взносов. Напоминаем, что эту возможность "упрощенцы" получили в 2011 г. благодаря поправкам, внесенным Федеральным законом от 28.12.2010 N 395-ФЗ в гл. 26.2 НК РФ.

<7> Письма Минфина России от 10.08.2010 N 03-03-06/4/75, от 07.12.2009 N 03-03-06/1/790, от 09.10.2009 N 03-03-07/25, от 16.04.2009 N 03-03-06/1/254 и ФНС России от 03.04.2009 N ШС-22-3/256@.
<8> Письма Минфина России от 12.07.2010 N 03-03-05/150, от 11.02.2010 N 03-03-06/1/63.
<9> Письма Минфина России от 02.03.2010 N 03-03-06/1/99 и УФНС по г. Москве от 02.04.2010 N 16-15/034572@.

Подтвердить осуществленные расходы на уплату взносов в СРО налогоплательщик может следующими документами:

  • копиями свидетельств о членстве в СРО;
  • платежными поручениями на перечисление взносов;
  • счетами;
  • другими документами, выданными СРО.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

И.В.Семина

Эксперт журнала

"Туристические и гостиничные услуги:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Промежуточное положение между системой централизованного управления экономикой со стороны государства и децентрализованной, относительно спонтанной рыночной организацией занимают организации саморегулирования.

Законодатель под саморегулированием понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или иной деятельности, содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Государство тем самым выходит из процесса прямого регулирования, оставляя за собой функцию арбитра в отношениях между институтами производителей - саморегулируемыми организациями и потребителями.

Как свидетельствует опыт развитых стран, саморегулирование в определенной мере может стать эффективной альтернативой государственного вмешательства.

В результате функционирования организаций саморегулирования обеспечивается максимальный учет интересов хозяйствующих субъектов - непосредственных участников социально-экономических процессов. Это означает, что экономические агенты могут в большей степени реализовать свой экономический потенциал, способствуя тем самым экономическому росту в целом. Кроме того, действенность норм саморегулирования стимулирует снижение государственных расходов на государственное регулирование, приводит в ряде случаев к большей гибкости и маневренности государственного управления.

Саморегулирование предполагает регулирование определенных сфер самими экономическими агентами, без непосредственного прямого вмешательства государства.

Саморегулирование - довольно сложный институт, сочетающий формы административного и корпоративного регулирования. К процессу саморегулирования в широком смысле можно отнести все регламентирующие документы или принципы, используемые в деятельности ассоциации фирм или какой-либо отдельной компании и содержащие положения, напрямую не предусмотренные законодательством.

Принципы саморегулирования обычно предусматривают установление определенных "правил игры" участников рынка, ограничивающих в определенной степени свободу экономических агентов, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка.

Нормы саморегулирования могут дополнять, расширять или даже ужесточать нормы государственного регулирования. В некоторых случаях саморегулирование действует в тех сферах, где в силу каких-либо причин отсутствует формальное законодательное регулирование.

Саморегулирование определяется как гибридная форма институциональных соглашений. На наш взгляд, организации саморегулирования имеют достаточно самостоятельную институциональную форму, поскольку представляют собой устойчивые и в достаточной степени формальные "правила игры" в определенной экономической нише.

По своей сути организации саморегулирования представляют собой неформальные институты, которые в некоторых случаях могут быть "патронированы" государством.

Здесь не следует вводить терминологическую путаницу между саморегулирующейся организацией и организацией саморегулирования, так как саморегулирующейся является любая предпринимательская структура, выпускающая внутреннюю регламентацию, и это лишь частный случай саморегулирования. Саморегулирование, по сути, гораздо более широкое понятие, охватывающее весь спектр регулирующих и регулируемых отношений, находящихся не просто за пределами государственного регулирования, а складывающихся между предпринимательскими структурами без участия внешней стороны.

Формирование организаций саморегулирования может иметь различную природу. Они возникают как вследствие передачи части полномочий государственных органов, так и могут быть вновь образованными структурами. При этом создателями и идеологами структур саморегулирования обычно являются сами предпринимательские структуры, но и государство также может инициировать создание таких организаций. Потребность в создании организаций саморегулирования может исходить из "необходимости покрытия ограниченности действия механизма государственного регулирования.

В то же время осознание такого факта организацией саморегулирования может быть реакцией на опасность ужесточения государственного регулирования". Одной из первых причин существования организаций саморегулирования в России является защита интересов хозяйствующих субъектов. В этом случае мотивом создания таких структур является потребность объединения индивидуальных усилий, достижения большего эффекта от совместных, коллективных действий, в основе которых лежит добровольность. Объединенные таким образом носители согласованных экономических интересов объединяются в ассоциации, союзы.

Саморегулируемые организации в ведут свои корни из профессиональных союзов, сформировавшихся из общественных организаций. На ранней стадии своего развития они имели довольно узкий круг задач и функций. В современных условиях саморегулируемые организации разрабатывают и устанавливают отраслевые стандарты, правила страхования, сертификацию специалистов, ведут аналитическую работу, например в случае со Всероссийским союзом автостраховщиков они решают и финансовые вопросы. Современные саморегулируемые организации работают в тесной взаимосвязи с государственными органами, в том числе в части законотворческой деятельности.

В гражданско-правовом декрете Ллойд рассматривается как саморегулирующаяся структура страхового рынка. Синдикаты Ллойда должны располагать финансовым поручительством (депозитом в 250000 ф. ст.) не менее двух действующих синдикатов. Каждому синдикату устанавливаются лимиты по сбору страховых премий, величина которых зависит от суммы гарантированного денежного депозита. Исходя из суммы депозита и установленного лимита страховых платежей, Совет Ллойда устанавливает квалифицированный уровень финансовых ресурсов страхового синдиката и тем самым дает согласие на определенные объемы цедирования рисков.

Организации саморегулирования могут ставить и довольно-таки узкие, специфические задачи. Например, увеличение финансового потенциала, тем самым способствовать повышению финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

Безусловно, организация саморегулирования дает определенные преимущества для экономических агентов, поскольку позволяет им активно воздействовать на механизм регулирования хозяйственной деятельности.

Саморегулирование существенным образом облегчает процесс регулирования экономики для государственных структур управления. И наконец, результатом саморегулирования является рост эффективности регулирования социально-экономических процессов на макроуровне.

В первую очередь, оптимальность достигается за счет экономии государственных средств, уменьшения расходов на разрешение хозяйственных споров вследствие адаптированности процедур разрешения споров к конкретным условиям.

Кроме того, выдвинутые санкции, как правило, более эффективны и вызывают меньше отторжения. Нормы саморегулирования гибче государственных, необходимые изменения могут быть внесены с меньшими издержками. Действенность саморегулирования достигается посредством возможного воздействия (а порой и "давления") на механизм государственного регулирования.

Вместе с тем, организации саморегулирования не могут рассматриваться как панацея, так как обладают все-таки ограниченным действием. Например, нормы саморегулирования распространяются в пределах сообщества, не затрагивая деятельности нечленов организации - аутсайдеров. Иногда организации саморегулирования могут преследовать только цели лоббирования интересов своих членов. Членство в таких организациях может принимать характер "входного барьера" на определенный рынок, а также использоваться как инструмент борьбы с конкурентами. Одним из негативных аспектов введения саморегулирования может стать эффект "двойного регулирования".

Однако такой факт может быть оперативно устранен за счет механизма самонастраивания, заложенного в самой природе организаций саморегулирования. При организации саморегулирования в конкурентных отраслях необходимо контролировать недопущение фактов возможного законодательного закрепления преимуществ (компетенций) отдельных хозяйствующих субъектов. В этом случае возрастает роль антимонопольных органов.

В условиях развивающегося рынка саморегулирование не в состоянии заменить государственное регулирование, поскольку корпоративная культура находится на стадии становления. Вместе с тем, наблюдается тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования на уровень саморегулирования. Такая форма конвергенции регулирования возможна, но только эволюционным путем. В противном случае возникает угроза превращения саморегулируемых организаций в маргинальные, полугосударственные структуры.