Госзаказ и малый бизнес. Бизнес на госзакупках для малых предприятий

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

Вводная информация

Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru .

Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. « »). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей Закона № 44-ФЗ.

Какие квоты установлены для СМП

Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. « »), электронного аукциона (см. « »), запроса котировок (см. « »), запроса предложений (см. « »), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур» .

Какие льготы предусмотрены для СМП

Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

Закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ . Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Какие квоты установлены для СМиСП

Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

  • если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП;
  • если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

В каких закупках участвуют СМиСП

Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

Какие льготы предусмотрены для СМиСП

Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. « »). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. « »).

В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Государство оказывает особые льготы для предприятий малого и среднего бизнеса. С целью развития и поддержания этой сферы предусмотрены налоговые, финансовые и административные льготы.

Субъекты малого предпринимательства — это коммерческие организации (юридические организации и индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность с целью получения прибыли. При этом, некоммерческие организации, унитарные муниципальные или государственные учреждения не могут быть отнесены к этой категории субъектов, даже если они будут соответствовать требованиям к СМП по годовой выручке и количеству сотрудников.

Какие организации относятся к СМП

Для хозяйственных обществ и партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из требований п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ. Если организация соответствует одному из перечисленных условий, то тогда рассматриваются показатели по выручке и среднесписочному количеству работников.

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ регламентирует основные требования, при соответствии которым организация может быть отнесена к СМП. В 2017 году были внесены некоторые изменения в данные требования, тем самым позволив бОльшему количеству организаций соответствовать статусу субъекта малого или среднего предпринимательства.

Градация предприятий и лимиты установленные в каждой из групп:

Микропредприятие: сумма годовой выручки без НДС не должна превышать 120 млн. руб., а численность сотрудников должна составлять не более 15 человек.

Малое предприятие: сумма годовой выручки — не более 800 млн. руб., численность работников — не более 100 человек.

Среднее предприятие: выручка без НДС за год — до 2 млрд. руб., а среднесписочная численность сотрудников не превышает 250 человек.

К ИП применяются те же правила разделения на категории. Если у индивидуальных предпринимателей отсутствуют работники, то критерием будет служить только размер полученной выручки за год. При использовании патентной системы налогообложения ИП относят к микропредприятию.

Все СМП заносятся в Реестр субъектов малого предпринимательства, ведением которого занимается Федеральная налоговая служба, на основании:

    сведений из ЕГРЮЛ, ЕГРИП;

    сведений, предоставленных в ФНС о численности работников, выручке от предпринимательской деятельности и применении специальных налоговых режимов, в отчетности установленной законодательством РФ;

    сведений, представленных лицами, определенными п. 2 ст. 6 ФЗ № 408-ФЗ;

    сведения которые предоставляют юридические и физические лица, занесенные в реестр СМП.

Более подробную информацию можно получить на сайте ФНС, в том числе посмотреть .

Касательно государственных и коммерческих закупок, у субъектов малого предпринимательства также есть ряд преимуществ перед остальными участниками.

Закупка у субъектов малого предпринимательства, СОНКО 44-ФЗ

Государственные закупки по 44-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства регулируются ст. 30 44-ФЗ .

Для заказчиков, работающих согласно закону "О контрактной системе", выдвигается ряд требований, относительно осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 30 44-ФЗ, заказчики обязаны осуществлять их в объеме не менее 15% от своих годовых закупок. Такие торги могут осуществляться в следующих видах:

    открытый конкурс;

    конкурс с ограниченным участием;

    двухэтапный конкурс;

    электронный аукцион;

    запрос котировок;

    запрос предложений.

При этом, начальная максимальная цена контракта не должна превышать цифру в 20 миллионов рублей.

Также, положительным моментом в закупках, проводимых только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является то, что размер обеспечения заявки на участие устанавливается в размере не более 2% от НМЦК. Для сравнения, в других закупках заказчик вправе установить обеспечение заявки в размере до 5% от цены контракта.

Привлечение к исполнению контракта СМП или СОНКО

При проведении закупки заказчик вправе установить в извещении требование к подрядчику, не являющемуся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субподрядчика или соисполнителей из реестра субъектов малого предпринимательства.

В таком случае указывается какой процент работ (от стоимости контракта) был осуществлен с привлечением субподрядчика из числа СМП, СОНКО и эта часть засчитывается заказчику в объем закупок за отчетный период, совершенных у субъектов малого предпринимательства и СОНКО.

В контракте такого тендера обязательно прописывается пункт о гражданско-правовой ответственности подрядчика за неисполнение условия привлечения к работе субподрядчика из числа СМП, СОНКО.

Правительством РФ могут быть установлены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению СМСП (субъектов малого и среднего предпринимательства).

Преимущества:

  1. подрядчик должен рассчитаться с субподрядчиками и соисполнителями, привлеченными из числа СМП и СОНКО, в течение 15 рабочих дней с даты подписания им документа о приемке услуг, работ или товара от субподрядчика. Ранее этот срок составлял 30 календарных дней.
  2. изменения коснулись п.1 Постановления Правительства от 23 декабря 2016 г. № 1466 , теперь заказчик устанавливает фиксированный процент от цены контракта для указания объема привлечения СМП или СОНКО.

Расчет объема закупок у СМП, СОНКО по 44-ФЗ

деньги на обеспечение заявки должны вноситься на специальный счет в банке;

договор с победителем закупки заключается в электронной форме на площадке (бумажный вариант не применяется).

Сроки публикации извещений о проведении закупки:

Конкурсы и аукционы:

    при НМЦК до 30 млн. руб, то не менее 7 дней;

    при НМЦК более 30 млн руб - за 15 дней.

Запрос предложений — за 5 рабочих дней (НМЦК не должна превышать 15 млн. руб.).

Запрос котировок — за 4 раб. дня (НМЦК не должна превышать 7 млн. руб.).

План-график закупок у субъектов МСП

Заказчики, которые входят в категорию согласно ПП №1352, должны рассчитать общий объем торгов среди СМСП, затем они должны утвердить перечень товаров и разместить его в ЕИС. Если это действие не будет реализовано, то закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ не смогут быть осуществлены.

В плане-графике закупок заказчик должен в отдельных разделах отразить и утвердить товары, работы или услуги, которые он будет приобретать путем проведения торгов только среди СМСП. Участники таких тендеров в заявке должны декларировать свою принадлежность к СМП, на данный момент форма унифицирована и одинакова для всех.

Начальная максимальная цена закупки, проводимой только среди участников малого и среднего предпринимательства не должна превышать 400 млн. руб.

Также, определенная группа заказчиков, утвержденная распоряжением Правительства N 475-р, должна осуществлять закупки инновационной и высокотехнологичной техники у субъектов малого предпринимательства.

Согласно ст. 5.1 223-ФЗ в отношении отдельных категорий заказчиков проводится контроль и мониторинг соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ о закупках у субъектов МСП. Оценка соответствия осуществляется в рамках проверки проекта плана закупки товаров, работ или услуг, проекта плана закупок инновационной и высокотехнологичной продукции и проектов внесения изменений в такие планы, до утверждения этих планов.

Мониторинг проводится уже по утвержденным заказчиком планам закупок и внесенных в них изменениям.

По результатам проверки и мониторинга выдается заключение о соответствии или несоответствии проверяемых документов требованиям законодательства РФ. При выявлении нарушений, заказчику необходимо их устранить или разместить в ЕИС протокол разногласий к этому уведомлению. В противном случае, реализация плана закупок этой организации может быть приостановлена антимонопольным органом.

Отчет по закупкам у субъектов МСП

По итогам месяца каждый заказчик должен составлять отчет, в котором будет содержаться информация о его закупках у субъектов МСП, и не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать его в ЕИС. (п. 4, ч. 19, ст. 223-ФЗ)

До 1 февраля следующего за отчетным года, заказчик должен опубликовать в ЕИС ежегодный отчет по установленной форме, с информацией о годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Важно: в том случае, если заказчик не осуществил положенный объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в течении календарного года, либо разместил отчет с неверными данными или не разместил его вовсе в единой информационной системе, — то на такую организацию накладываются соответствующие санкции, а именно — она лишается привилегий закупок по 223-ФЗ и с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, обязана будет проводить торги только в рамках 44-ФЗ.

Что касается сдачи отчетности компаниями, работающими по 223-ФЗ, но не обязанными проводить закупки у СМП, то эти компании также подают ежемесячные отчеты о количестве договоров подписанных с СМП, в которых указывают количество таких контрактов, в случае их отсутствия просто прописывают значение 0. При этом, организации, не попадающие под Постановление Правительства №1352 не имеют право указывать в документации ограничение на участие в торгах только субъектов малого и среднего предпринимательства, т.к. это уже будет считаться ограничением конкуренции.

Годовой отчет о закупках у СМСП предприятия с выручкой менее 2 млрд. руб. публиковать не должны, даже если такие тендеры проводились.

Поставщикам, относящимся к субъектам МСП

Сейчас отменили преимущества для участников закупок, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Но при этом действуют ограничения, которые не допускают в участию в закупке, проводимой для СМСП.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Можно ли построить бизнес на госзакупках с нуля? Да, безусловно. Сложно ли это сделать? Нет, если знаешь как. Госзакупки для малого бизнеса и предпринимателей средней руки могут оказать неоценимую помощь. И в рамках данной статьи будут рассмотрены различные аспекты этого дела.

Общая информация

Предпринимательство живёт на производстве товаров, торговле и оказании услуг. Во всём этом нуждается государство, которое может стать постоянным клиентом. Для бизнеса такая ситуация - это отменный способ расширения своего рынка сбыта и увеличения товарооборота. Часто можно встретить мнение, что связываться с государством не имеет смысла, ибо кругом откаты и прочие проявления коррупции. Но реальная ситуация довольно разительно отличается от мифического образа. Да, периодически придётся встречаться со значительной конкуренцией. Но если предлагать выгодные условия - считайте, что договор уже в кармане. И огромную помощь в этом оказывают электронные аукционы, где указываются все условия и потребности. Конкуренция при этом зависит от суммы предлагаемого контракта и сферы деятельности. И небольшой одушевляющий факт: примерно 40% всех электронных аукционов признаются несостоявшимися. И причина смешна - не находятся участники, желающие в них поучаствовать. Могут возникнуть подозрения (не беспочвенные) о каких-то специфических моментах, и они действительно имеют место быть, но не в таком масштабе. Как правило, такая ситуация возникает именно из-за того, что действительно, не нашлось никого, кто бы заинтересовался.

Выбираем свою нишу

Первоначально необходимо ознакомиться с большим количеством различной документации. Помочь в этом за определённую плату могут специалисты. Если же свободных средств нет, то придётся разбираться в этом самостоятельно. И здесь поможет данная статья. Кроме неё, можно обратить внимание ещё на различные специальные пособия и обучающие курсы, которые проводят общественные организации (в массе своей) и государские службы поддержки бизнеса. Для начала можно уделять внимание не очень большим, но всё же самым настоящим электронным аукционам, где будет небольшое количество конкурентов. После этого необходимо направить заявление на участие в нём и приложить все необходимые документы. Тендерная комиссия же выберет самое выгодное предложение (то, что соответствует всем требованиям и обладает наименьшей ценой). При разумном подходе госзакупки для малого бизнеса превращаются в прибыльную статью дохода.

Как всё работает?

В рамках статьи будет уделено большое внимание электронным торговым площадкам. Почему? Дело в том, что благодаря им очень удобно искать интересные предложения. К тому же, для подачи заявки в данном случае не требуется тратить много времени. А открытая форма работы по принципу аукциона позволяет следить за честностью работы комиссий и жаловаться в соответствующие инстанции. Но всё же следует учитывать один момент. Брать участие в тендерах может любая коммерческая организация, но для допущения необходимо знать правила и алгоритм работы. Поэтому, будет внимательно рассмотрено следующее:

  1. Принципы работы системы государственных закупок.
  2. Открытый и закрытый конкурсы.
  3. Аукцион (в том числе и электронный).
  4. Кто может брать участие.
  5. Специфические моменты.
  6. Начинаем сотрудничество.

Принцип работы

Если интересует, скажем, бизнес на госзакупках с нуля до 100 тысяч рублей или же миллиона (для начала), то обойтись без этого момента не выйдет. О чем же следует поговорить первоначально? О взаимодействии. Государство может быть рассмотрено как специфическая коммерческая структура. И она нуждается в определённых услугах. Поскольку же масштаб работы и влияния государства поистине огромен и затрагивает практически все сферы жизни, то и перечень нужных услуг практически не ограничен. Причем в сторонних организациях периодически нуждается любой государственный институт - сельское хозяйство, машиностроение, космическая сфера, образование и прочие.

Но к тендерам выдвигаются суровые требования. И первое - процесс выбора подрядчика на производство товаров и оказание услуг должен быть прозрачным по максимуму. Как только организация выполняет выдвигаемые требования, она может предложить свои условия и собственную цену. В случае когда она самая выгодная, происходит получение заказа. Тут следует отметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, часты случаи, когда организации прибегают к законным хитростям, которые оказывают влияние на выбор подрядчика. Чтобы не стать жертвой таких обстоятельств и построить успешный бизнес в сфере госзакупок, необходимо тщательно изучить, как работает эта система. В Российской Федерации законодательством утверждено несколько видов торгов.

Открытый и закрытый конкурсы

Первый вариант является самым распространённым способом организации государственных заказов на территории Российской Федерации. Его суть заключается в том, что всех заинтересованных лиц о заказе информируют через средства массовой информации: печатные газеты, на тематических сайтах. В общем, делается всё, чтобы найти оптимального подрядчика. Для проведения открытого конкурса подготавливается большой объем материала, а все условия документально фиксируются. На протяжении месяца поступают заявки. После этого проводится процедура вскрытия, и учреждающая комиссия решает, кто же будет выполнять заказ. Подобный подход, правда, требует регулярного мониторинга соответствующих источников, что не очень удобно. Особенностью закрытого конкурса является то, что заказчиком самостоятельно устанавливается круг исполнителей, что могут справиться с заказом. Такой подход практикуется в тех случаях, когда приходится работать с конфиденциальной информацией или же выполняемая работа является весьма специфической. Хотя он может применяться и тогда, когда проводить ознакомление с нею многочисленных исполнителей нерентабельно.

Аукцион

Они так же, как и конкурсы, бывают открытыми и закрытыми. Исполнитель в данном случае выбирается по принципу «готов выполнить необходимый объем работ за минимальную сумму». Причем понижение ставки осуществляется по заранее установленным параметрам, что регламентируется законодательством. Особенностью закрытых аукционов является максимальная степень конфиденциальности. Таким образом, заказчика защищают от возможного сговора. Особенно следует уделить внимание электронным аукционам. Они проводятся на виртуальных торговых площадках, что были аккредитованы контролирующим органом. В таком случае подать заявку можно только через интернет.

Всё возрастающая популярность мировой сети приводит к тому, что многие страны законодательно обязывают свои институты закупать всё необходимое с помощью именно электронных аукционов. Современные технологии позволяют делать процесс выбора исполнителя для нужд государства предельно честным и снижают риск преступного сговора. К тому же предприниматели, что берут участие в аукционах, могут собственными глазами видеть процедуру выбора. И если будет кто-то обиженный, то что его воздержит от сообщения в полицию и прокуратуру?

Кто же может принять участие?

Особенно многих интересует вопрос относительно индивидуальных предпринимателей. Они могут принимать участие в государственных закупках, но есть определённые ограничения. Так, индивидуальные предприниматели не могут участвовать в тех тендерах, где предусмотрена работа исключительно с юридическим лицом. Во всех остальных случаях, чтобы поучаствовать в процессе удовлетворения нужд государства, нужно просто соответствовать требованиям заказчика и очень желательно иметь успешный опыт работы в выбранной категории предпринимательства. А то, какая будет форма организации - индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо - роли не играет. Важно только получить электронную цифровую подпись и зарегистрироваться на площадке государственных закупок, что была аккредитована.

Пошаговая инструкция к предпринимательству

Сейчас давайте рассмотрим, как построить свой бизнес на госзакупках с нуля. Более удобным является вариант работы с электронными ресурсами. Поэтому внимание будет уделено ним. Такому положению дел способствует и более лёгкая возможность взаимодействия, и отсутствие сложности с отслеживанием новых тендеров в режиме реального времени, и множество иных приятных моментов. Поэтому каждому предпринимателю, что планирует развиваться в этом направлении, следует сделать следующие шаги:

  1. Получить электронно-цифровую подпись. В современном мире она становится всё более необходимой каждому предпринимателю и юридическому лицу. Почему? Дело в том, что согласно законодательству многих стран, в том числе и Российской Федерации, ЭЦП эквивалентна стандартной подписи директора. Только создана она специально для использования посредством интернета. А в некоторых сферах деятельности даже предусмотрено, что без ЭЦП - никуда.
  2. Выбрать площадку. После того, как готова электронно-цифровая подпись, следует определиться, где же исполнителю удобнее всего искать заказы. В России можно использовать следующие площадки, которые предлагают: Единая информационная система в сфере закупок, ОАО «Госзакупки», РТС-тендер, Сбербанк-АСТ. Конечно, есть и другие. Какую среди них выбрать - всё зависит исключительно от того, кто хочет обслуживать государство. Главное - чтобы площадка была аккредитована. Всё остальное - дело вкуса.
  3. Прохождение аккредитации. Чтобы зарегистрироваться и получить доступ, необходимо идентифицировать себя. Эта процедура проводится для каждого портала отдельно. Для аккредитации достаточно, как правило, заполнить специальную регистрационную форму и приложить учредительские документы, как то: устав, выписка из государственного реестра, доверенность на участие в торгах (если этим занимается не непосредственно руководитель организации), свидетельство. После этого администратор портала в течении 5 дней должен рассмотреть всю документацию.

Маленькие шаги к великому будущему

Итак, есть доступ ко всему необходимому. Что же теперь делать? Следующие шаги предпринимателя будут такими:

  1. Использование залоговых средств. Первоначально необходимо будет разместить средства на счёте, что привязан к площадке. Когда будет подаваться заявка, то вместе с ней система будет удерживать до 5% от стоимости тендера. После того, как аукцион завершен, сумма возвратится к своему обладателю, и её можно будет беспрепятственно вернуть. Если же денег не будет, то подача заявки не осуществится.
  2. Составление заявки. Это немаловажный этап, который многие недооценивают. От того, насколько корректно будет написан текст заявки, зависит успех потенциального исполнителя. Состоит она из двух частей: информационной и анонимной. В первой имеются все нужные сведения и документация. Во второй же пишется подробное описание товара, услуги, процесса производства, поставки, выполнения, согласие на проведение работы и прочее, что исполнитель сочтёт нужным. Заказчик после получения всей информации сообщает оператору портала о своём выборе. А он уже связывается с исполнителем.

Как видите, бизнес-процесс «госзакупка» не такой и страшный, как может показаться на первый взгляд. К тому же новеньким в этом деле можно подойти с позиции «глаза боятся, а руки делают». А со временем, когда уже будет достаточно опыта, эти действия не будут создавать сложности.

Полезные правила

Вот и было рассмотрено, что же собой представляют госзакупки. Малый и средний бизнес, стоит только захотеть, может хорошо на них зарабатывать. Но если придерживать нескольких простых правил, то можно существенно увеличить успешность своей деятельности. Какие они? Первоначально необходимо сложить бизнес-план госзакупок. Его никому показывать в последующем не нужно, но иметь четко определённую и изложенную систему взаимодействия, решений, подготовки всё же полезно. Кроме этого, необходимо отслеживать заказ, что представляет интерес, до конца. Не исключено, что заказчик изменит условия, и нужно быть готовым ознакомиться с новыми требованиями. Это довольно хитрый механизм выбора того исполнителя, что нужен. Также необходимо внимательно относится к тем заказчикам, что устанавливают цену в несколько раз ниже рынка. Скорее всего, это говорит о недобросовестности. Не лишним будет и составлять черный список или пользоваться чем-то подобном, сделанным другим человеком.

Увы, имеет и такую негативную сторону бизнес на госзакупках. Отзывы в данном случае тоже не лишним будет изучить. Кроме этого, можно посмотреть и то, как человек пишет в комментариях. Если вежливо - более вероятен успешный исход, грубо и хамовато - жди проблем. Сейчас участие малого бизнеса в госзакупках, равно как и предпринимателей средней руки, пока что ещё в новинку. Но если уж и появилось желание стать предпринимателем, то значительно легче будет действовать именно на этом поле.

Заключение

Необходимо прикладывать значительные усилия, чтобы доля участия малого бизнеса в госзакупках постоянно росла. Ведь это хоть и не много, но рабочие места, и, потенциально, средний и большой бизнес в перспективе. А какое государство откажется от того, чтобы выращивать крупные компании и предприятия, как картошку на грядках? Поэтому, необходимо поддержать и дать возможность заниматься бизнесом всем, кто желает. Ведь механизм государственных закупок можно назвать протекционистским инструментом, который помогает активизировать создание собственной мощной и уверенной экономики, которая так нужна нам в это тяжелое время.

Малый бизнес часто боится участвовать в госзакупках: кажется, что процедура сложная, сбор документов отнимает уйму времени, да и выиграть нереально, ведь победители известны заранее. Мы развенчаем эти мифы и докажем, что госзакупки доступны любому предпринимателю, если все сделать правильно. «Бизнес.ру» выпустил первое подробное пособие по госзаказу для малого и среднего бизнеса.

Единственный этап госзаказа, где обойтись без узкопрофильных специалистов будет сложно, это расчеты с заказчиком и бухгалтерская отчетность. Но эти функции легко , это недорого.

Остальное вам придется делать самим. Хорошие новости: все не так сложно, как кажется. Представляем пошаговый алгоритм с практическими советами, лайфхаками и опытом небольших компаний, которые выиграли не один госзаказ. В конце статьи – бонус: что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу, и как обезопасить себя заранее.

Шаг 1. Определитесь со сферой госзакупки

Учтите: многое зависит от того, по какому закону работает заказчик. Заказчик, который закупает по Закону № 44-ФЗ, может выбрать абсолютно любой объект закупки, который он закупает у малого бизнеса. Каждый заказчик по Закону № 223-ФЗ утверждает и размещает на сайте закупок перечень товаров, работ и услуг, который он закупает у малого и среднего бизнеса.

Госзакупки.ру », «Поставщик »

Чаще всего малые компании участвуют в закупках, где нужно поставить продукты питания или канцелярские товары. Обычно заказчикам выгоднее работать с малым бизнесом из своего региона или города, чем с компанией федерального уровня. Не бойтесь участвовать в закупках. Независимо от того, что вы производите или какие услуги оказываете, для вас всегда найдется выгодное предложение.

Возможно ли победить новичку? Конечно. Но для этого нужно правильно оценить свои возможности. Очень часто мы видим, что некоторые участники снижают цены ниже себестоимости проекта. Да, они выигрывают торги, а потом, реально оценив свои шансы на успех, пытаются либо поставить продукцию худшего качества, либо уклоняются от исполнения контракта.

Прежде чем приступать к участию в госзакупках, определите товары или услуги, которые вы сможете предложить заказчику. Выбирайте специфику, которая вам максимально знакома – это позволит трезво оценить, за какую сумму вы готовы выполнить госзаказ и получить при этом прибыль. Как только вы наберете достаточный опыт, можно расширять горизонты и осваивать новые сферы.

Валерий Овечкин , индивидуальный предприниматель, эксперт по заработку на госзакупках

Участвовать в госзакупках я начал с небольших сумм по меркам госзаказа - от 300 до 500 тысяч рублей. В то время я занимался сферой эвента и организовывал крупные мероприятия в своем городе. Потом я попробовал закупки в других сферах, сначала смежных - аренда сцены, светового оборудования, звуковой аппаратуры. Дальше перешел на сферы, которыми я еще не занимался: поставка дров, станков, стульев для больших общественных помещений. Главное, что я понял за это время: госзакупки - это бизнес рискованный, это не «волшебная таблетка». Постоянно прибавляются конкуренты, есть риски с невыплатами, но это крупнейший рынок страны и не зарабатывать на нем просто глупо .

Шаг 2. Найти тендер

Малые и средние предприятия могут участвовать как в закупках, которые проводят исключительно для них, так и в любых других на общих основаниях.

Процедуры проведения торгов регулируют два Федеральных закона – № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. По 44-ФЗ есть преференции для субъектов малого предпринимательства, по 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики обязаны устанавливать ограничения для всех других претендентов на участие. Минимальный объем закупок в год для малого и среднего бизнеса по 44-ФЗ должен составлять не менее 15% совокупного годового объема всех закупок. По 223-ФЗ – не меньше 18% (П. 1. Ст. 30 44-ФЗ и п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

По 44-ФЗ, малые предприятия могут выступать и в роли субподрядчика у крупных организаций, которые выиграли тендер.

Обратите внимание! По закону № 44-ФЗ отдельно проводят закупки только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО). По закону №223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Извещения о госзакупках размещают на сайте zakupki.gov.ru . Это единая информационная система (ЕИС) со сведениями о закупках всех государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, госкорпораций и госкомпаний. Найти процедуры, которые проводят отдельно для малого и среднего бизнеса легко: кликните вкладку «Закупки у СМП и СОНО» на главной странице ЕИС.

Конкуренты без статуса малого бизнеса на такие закупки не придут. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия у вас увеличится.

Саму процедуру, по результатам которой выберут поставщика, проводят не в ЕИС. С 1 января 2019 года победителей заказчики определяют только электронными способами. Все конкурентные процедуры для малого и среднего бизнеса проводят на 9 крупных электронных площадках. Чтобы участвовать в них, надо пройти аккредитацию на площадках. Перечень этих площадок смотрите в таблице в конце статьи.

Предпринимателям, которые только начинают осваивать госзакупки, важно знать: прежде чем аккредитоваться на площадке, нужно пройти регистрацию в ЕИС. Пока не внесете сведения о компании в реестр участников закупок , аккредитацию на площадках не получите, участвовать в конкурсах и аукционах не сможете.

Пока еще не все поставщики знают о Березке , так же известной, как единый агрегатор торговли. Для малого бизнеса он особенно полезен: в этом электронном магазине федеральные заказчики обязаны выбирать себе единственных поставщиков. С 1 марта 2019 года они проводят здесь все свои малые закупки. Причем на этой площадке проходит весь цикл закупки: от объявления до заключения контракта.

Осторожно, риск! Избегайте торгов, где у заказчика изначально есть свой исполнитель, и он прописывает все условия исключительно под него. Основные признаки: слишком узкие или слишком широкие условия. Например, срок гарантии товара должен составлять 25 лет при типичных для данного товара 5 годах. Ввязываться в такие торги для небольших компаний – значит потерять время, деньги и нервы.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В госзакупках для этого даже есть своя терминология, которая фигурирует и в судебной практике – «заточка». Это когда заказчик прописывает в контракте неконкурентные условия, которые может выполнить только свой поставщик. Если вы прочитали условия контракта и понимаете заранее, что условия мало выполнимы, а закупка заведомо заточена, в них просто не стоит участвовать . Другое дело, если по итогам вы видите, что победитель - явно подставное лицо, например, он не в состоянии выполнить заказ. Бороться с этим можно абсолютно легально и законно. Вы имеете право подать жалобу в ФАС. Жалобы рассматривают 5 дней и выносят предписание. Если со стороны заказчика действительно есть ограничения конкуренции, ФАС вынесет предписание провести торги заново.

Анатолий Маслов , генеральный директор ИТ-компании Энсайн

Даже если вы выиграете в таких торгах, заказчик не даст вам его выполнить – он будет всеми способами препятствовать выполнению, предъявлять требования сверх ТЗ и предъявлять претензии по несущественным вопросам. Есть вероятность, что заказчик воспользуется результатом, но не оплатит, обвинив исполнителя в неисполнении контракта. Это грозит штрафами и потерей обеспечения контракта. Мы на одном контракте остались в минусе 300% от цены этапа . Застраховаться от такого сложно, если хотите участвовать в большом количестве тендеров. Конечно, стоит вчитываться в ТЗ, максимально просить разъяснения документации до подачи заявки. И ни в коем случае не стоит рассчитывать на лояльность заказчика и думать о возможности пойти навстречу.

Александр Иноземцев , предприниматель

Я участвовал в тендере на поставку учебных материалов. Техническое задание было очень простым и по факту за 2 млн. рублей нужно было разработать шесть игр, которые позволили бы выяснить, кто из сотрудников заказчика хорошо справляется с обязанностями, а кого стоит перевести на другую должность. Доходность от тендера могла составлять более 100 %. Уже на этапе разработки заказчик прямым текстом сказал, что в качестве исполнителя ждал не меня . Техническое задание было не конкретным, многие пункты ставили меня в неудобное положение. В результате заказчик так и не принял работу. Пришлось подавать в суд. Через полгода суд встал на мою сторону, и заказчик деньги выплатил. С тех пор я твердо придерживаюсь правил диверсификации рисков: ни в коем случае не вкладывать в один тендер, не брать торги на заемные средства.

Шаг 3. Подготовьте документы для участия в госзакупке

Пакет документов нужно готовить тщательно: вы можете отрезать себе путь к заказу, если пропустите хотя бы один документ или подадите просроченную справку.

Чаще всего допускают три ошибки:

  • предоставляют недействительную выписку из ЕГРЮЛ (действует не больше 6 месяцев);
  • на документы не ставят печать организации;
  • документы подает не уполномоченный на это человек. Правоа подавать документа имеют, например, генеральный директор, исполнительный директор. У остальных должна быть доверенность на то, что они имеют право представлять интересы поставщика.

Внимательно заполняйте заявку по форме №2 (сведения о товаре). Как правило, заказчик дает подробную инструкцию. Соблюдать ее нужно по каждому пункту. На практике, из-за неправильно заполненной заявки, к госзакупке не допускают около 50% претендентов.

Чтобы не сделать ошибки в заявке по форме №2, наймите специалистов, которые имеют большой практический опыт такой работы. Они тщательно проанализируют документацию заказчика. Эти услуги на рынке стоят недорого.

Вместе с пакетом документов предоставьте заказчику паспортные данные руководителя организации, которая участвует в госзакупке. Формально, электронная площадка будет их принимать по правилам только с 1 января 2019 года, при этом закон обязывает предоставлять их уже сейчас. Рекомендуем делать это обязательно, иначе вашу заявку могут отклонить.

Проверьте, нет ли вашей организации или директора организации в реестре недобросовестных поставщиков . Заказчик чаще всего ставит для участников требование – отсутствие в этом «черном списке». Если вы активно участвуете в закупках, один из заказчиков мог внести в него вашу компанию, а вас не поставить в известность. Проверить, все ли в порядке с бухгалтерией, можно с помощью .

Если ваша компания участвует в торгах, которые проводят исключительно для малого бизнеса по закону № 44-ФЗ, вы обязаны подтвердить свой статус декларацией (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Участие в статусе малого и среднего бизнеса по закону № 223-ФЗ подтверждают декларацией и сведениями из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352). В любом случае, нужно состоять в реестре СМСП: если заказчик не найдет вашу компанию на ofd.nalog.ru, заявку он отклонит.

Шаг 4. Подготовьте обеспечение заявки

Обеспечение заявки – это своего рода залог для участия в закупке. По закону № 44-ФЗ с начальной ценой контракта 1 млн руб. и ниже заказчики могут не требовать обеспечение заявок. В закупках по закону № 223-ФЗ с начальной ценой 5 млн руб. и ниже заказчики не должны требовать обеспечение заявок.

Как именно предоставить обеспечение – денежными средствами или банковской гарантией, каждый участник решает сам. Если заказчик требует обеспечить заявку, то размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной максимальной цены тендера. В закупках по 44-ФЗ со «стартовой» ценой ниже 20 млн руб. максимальный размер обеспечения – 1%.

Если участник закупки решил обеспечить заявку деньгами, нужно завести специальный счет в одном из уполномоченных банков. Без этого доступа к торгам не будет. Банк, в котором можно открыть спецсчет, выбирайте в списке распоряжения Правительства от 13.07.2018 № 1451-р.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Некоторых владельцев малого бизнеса останавливает необходимость предоставлять обеспечение заявки. И тут не нужно бояться. Даже если вы проиграете в конкурсе, обеспечение вам вернут . Деньги под обеспечение заявки можно взять из оборота компании или занять на время. Такие услуги предоставляют и на самих электронных площадках за небольшой процент. Банки выдают так называемые банковские гарантии под небольшой процент, а оформление занимает от 1 до 7 дней.

Еще одна возможность получить деньги на обеспечение заказа – воспользоваться возможностями краундлендинговых платформ. Здесь можно получить необходимые средства для участия в госзакупках, не обращаясь в банки, при этом сама процедура максимально упрощена. Пример такой платформы – Penenza.ru.

Галина Харнахоева , краудлендинговая платформа Penenza.ru

За 2017 и первую половину 2018 на Penenza.ru мы выдали 14000 займов представителям малого и среднего бизнеса для участия в гостендерах на сумму 14,7 млрд руб. Самые популярные займы и, соответственно, гостендеры – на строительно-ремонтные работы, на поставку продуктов питания, напитков, одежды и других продуктов обрабатывающих производств, на услуги по обслуживанию зданий и территорий, охраны и другие административно-хозяйственные услуги. Самый распространенный заем на участие в гостендере – на сумму до 1 млн руб . Пики запросов – апрель и ноябрь.

Шаг 5. Пройдите процедуру госзакупок

С 1 января 2019 года все торги по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ будут проводить исключительно в электронной форме. Это позволит сделать процедуру более прозрачной и справедливой.

Все закупки для малого и среднего бизнеса проводят только конкурентным способом в четырех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Чтобы узнать, как именно проходит каждая процедура, кликайте по оранжевым блокам:

Как проходит конкурс в электронной форме

  1. Заказчик вносит закупку в план-график.
  2. Заказчик готовит проект контракта, в который включает обязательное условие об оплате исполнителю.
  3. Заказчик размещает в единой электронной системе извещение, документацию о закупке и проект контракта.
  4. Заказчик принимает заявки от участников закупки. Процедура проходит в два этапа. На первом участники подают ценовые предложения, снижая начальную цену контракта. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения. После того как конкурс на площадке прошел, заказчику направляют результаты. Их рассматривает комиссия заказчика. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.
  5. Стороны заключают контракт. Это происходит после того, как победитель внесет обеспечение исполнения контракта – от 5 до 30 % начальной цены контракта. Контракт подписывают на электронной площадке.
Как проходят аукцион и запрос предложений в электронной форме
  1. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение и указывает сроки проведения этапа. Ко всем участникам аукциона предъявляют единые квалификационные требования, которые прописывает в документации о закупке.
  2. Участники заполняют заявки, готовят документацию. Так они подтверждают, что отвечают квалификационным требованиям.
  3. Заказчик отклоняет заявки компаний, которые не подходят по установленным требованиям.
  4. Допущенные участники подают свои ценовые предложения. Для этого они в установленный день и время заходят на электронную площадку и принимают участие в процедуре электронного аукциона или запроса предложений.
  5. Победитель проверяет проект контракта заказчика, подписывает его квалифицированной электронной подписью и вместе с банковской гарантией или платежным поручением направляет заказчику через оператора электронной площадки.
Как проходит запрос котировок в электронной форме

Важное отличие запроса котировок от других форм торгов в том, что для участия предприятию не нужно иметь обеспечение заявки. Кроме того, организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.

Эта форма подразумевает, что контракт получает участник, который предложит самую низкую цену его выполнения. Цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Извещение о проведении торгов заказчик размещает в открытом доступе.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Бывает ситуации, когда на последнем из этапов поставщик понимает, что не может участвовать в конкурсе. Например, вы планировали поставлять товар, цена на который завязана на курсе доллара. Подали все документы, заявку на торги, но вдруг курс доллара серьезно подскочил. Вы понимаете, что этот госзаказ станет для вас убыточным и вы не сможете выполнить обязательства. Как в этом случае избежать последствий? Вы можете отказаться продолжать участвовать в торгах, но в этом случае потеряете сумму, которую перечислили в качестве обеспечения закупки . Но, чаще всего, это лучше, чем не выполнить миллионный контракт , выплачивать пени и неустойку и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Шаг 5. Подайте жалобу в ФАС, если заказчик нарушил правила проведения госзакупки

Если вы поняли, что на одном из этапов госзакупки заказчик был не прав, подайте жалобу в ФАС. Сделать это можно в бумажном виде или использовать электронное заявление с цифровой подписью. Отправить заявление можно четырьмя способами: через официальный сайт службы, через сайт «Госуслуги», на почту [email protected] или письмо на адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. В документе обязательно укажите:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информацию о лице, чьи действия или решения обжалуете;
  • номер закупки, если только не обжалуете действия оператора электронной площадки;
  • причину обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых документов.

Подпишите заявление электронной подписью, если жалобу направляете в электронной форме.

Бонус: Что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу и как обезопасить себя заранее

Даже честный предприниматель, который выполняет все требования по закупке, может столкнуться с такой проблемой: заказчик принимает работу, а деньги не выплачивает. Доводы обычно такие: заплатить нечем, предприятие – муниципальное, лимиты просто отозвали.

Андрей Михайлов , генеральный директор компании «ФЕЛИКС»

В 2015-2016 годах мы занимались поставкой мебели на объекты космодрома «Восточный» и города Циолковский. Общая сумма заключенных контрактов составила более 1 млрд рублей. Значительную часть мебели мы поставили, но из-за внутренних проблем заказчик ее так и не оплатил. Чтобы выполнять большие заказы, малому бизнесу приходится брать кредиты в банках и выплачивать их из денег, которые за выполненную работу платит заказчик. Поэтому задержка оплаты по госзаказу или неоплата может поставить предпринимателя в очень сложную финансовую ситуацию .

Что делать в этом случае? Подайте судебную претензию, о том, что в случае неуплаты вы будете требовать неустойку. Контракты для малого бизнеса должны оплачивать в ограниченный срок. Например, по Закону 44-ФЗ – в течение 15 рабочих дней (п. 8 ст. 30 закона №44-ФЗ), по Закону № 223-ФЗ – в течение 30 дней. Если нет штатного юриста, обратитесь к аутсорсерам .

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В контракте каждый заказчик обязан прописывать ответственность сторон в случае неисполнения обязательств. Это касается не только стороны, которая выполняет по контракту услугу или поставляет товар, но и ответственность самого заказчика вовремя оплатить выполненную работу. В этот пункт договора включают пени и штрафы. Поэтому внимательно ознакомьтесь с проектом контракта, прежде чем участвовать в закупке

  • Пособие по приобретению готового бизнеса. Читать
  • Перечень незаконных требований налоговиков при проверках.
  • Сервис по оптимизации налогов.
  • Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

    Это покупка государством товаров, работ или услуг.

    Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

    Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

    Зачем участвовать в госзакупках?

    Это хороший рынок сбыта.

    Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

    Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

    Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

    Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

    Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

    Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

    Как участвовать в закупках малого объёма?

    Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

    Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

    Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

    И что такое портал поставщиков Москвы?

    Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

    ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

    Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

    Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

    • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
    • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
    • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
    • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

    В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

    Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

    Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

    Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

    Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

    Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

    Убедили. Как стать поставщиком?

    Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.