Понятия и виды юридических лиц в кнр. Фирмы в китае

Е.В. ГАЛИХАЙДАРОВ, соискатель степени кандидата юридических наук Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России научный руководитель: Е.Г. ПАЩЕНКО, доктор юридических наук, профессор В статье проводится сравнительно-правовой анализ понятия, системы и некоторых принципиальных особенностей коммерческих организаций КНР и России...

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.7.:34.05.

Страницы в журнале: 132-136

Е.В. ГАЛИХАЙДАРОВ,

соискатель степени кандидата юридических наук Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России

научный руководитель:

Е.Г. ПАЩЕНКО,

доктор юридических наук, профессор

В статье проводится сравнительно-правовой анализ понятия, системы и некоторых принципиальных особенностей коммерческих организаций КНР и России; представлены классификации юридических лиц, коммерческих организаций (предприятий) и коммерческих юридических лиц КНР и Российской Федерации.

Ключевые слова: гражданское право Китайской Народной Республики, коммерческие организации КНР, компании (корпорации) КНР, предприятие в КНР.

The article provides comparative analyses of the legal definition, system and some key legal characteristics of the commercial organizations of the People’s Republic of China and the Russian Federation. The author introduces classification of legal entities of the PRC, classification of commercial organizations of the PRC and classification of commercial legal entities of the PRC and the Russian Federation.

Keywords: civil law of the People’s Republic of China, commercial organizations of the PRC, companies (corporations) in the PRC, enterprises in the PRC.

Широкомасштабная правовая реформа неотступно сопровождает политические, экономические и социальные преобразования в КНР. Несмотря на совершенствование законодательства в ходе перестройки, система коммерческих организаций КНР все еще остается достаточно эклектичной и неструктурированной. Так называемая китайская специфика присутствует во многих аспектах гражданско-правового регулирования. Так, наряду с общепринятыми в большинстве стран организационно-правовыми формами продолжают существовать и разнообразные «квази» организационно-правовые образования. «Сосуществование новых юридических форм с традиционными институтами китайской специфики, укорененными в индивидуальном и общественном сознании, способствует адаптации сознания населения».

Начиная рассматривать коммерческие организации КНР, следует прежде всего отметить, что, в отличие от российской правовой системы (ст. 50 ГК РФ), гражданское право КНР не наделяет все коммерческие организации статусом юридического лица. Структура юридических лиц КНР включает в себя достаточно широкий перечень разнообразных организаций (разд. 3 Общих положений гражданского права КНР 1986 года, далее - ОПГП). И при этом, в отличие от российского права, ОПГП придерживаются достаточно емкой терминологии в отношении юридического лица, позволяющей подвести под это понятие практически любую организацию, наделенную государством гражданскими правами и обязанностями и гражданской право- и дееспособностью, включая коммерческие, некоммерческие организации и даже органы государственной власти. В то же время практически любая организация, кроме компаний, может и не иметь статуса юридического лица, являясь при этом участником гражданско-правовых отношений и субъектом рынка. Кроме того, в отличие от российской правовой традиции, в китайском законодательстве и правовой доктрине формально нет деления на коммерческие и некоммерческие организации. Но по своему содержанию коммерческим организациям соответствует широко используемое в китайском законодательстве понятие «ци е», т. е. «предприятие», а коммерческим юридическим лицам - «ци е фажень», т. е. «предприятие - юридическое лицо».

Как известно, термин «предприятие» может нести в себе как экономическое значение, олицетворяя собой объект права - некий производственный комплекс, находящийся в распоряжении субъекта права - коммерсанта, так и юридическое значение, отождествляясь в таком случае с понятиями «общество», «товарищество», «компания» и т. д. Российское законодательство, следуя германской гражданско-правовой концепции, не признает за дефиницией «предприятие» юридического содержания, тождественного понятию «хозяйственное общество» или «товарищество». В субъективном смысле «предприятие» в России может означать только государственное или муниципальное предприятие.

Китайский же законодатель настолько устойчиво применяет термин «предприятие» в отношении всех коммерческих организаций как в основном гражданском законе (гл. 2 разд. 3 ОПГП), так и во множестве других, в том числе новейших, законодательных актах, что это вполне позволяет сделать вывод: в Китае термин «предприятие» несет в себе несомненный юридический смысл, этот термин не является временным и де-факто означает коммерческую организацию той или иной организационно-правовой формы. Необходимо, однако, отметить: ни ОПГП, ни другие законодательные акты не дают четкого определения предприятию, и даже главный признак предприятия как организации, деятельность которой направлена на извлечение прибыли, вытекает лишь из комплексного анализа характера деятельности организаций, объединенных этим понятием. Таким образом, в широком смысле под термином «предприятие» китайский законодатель понимает коммерческие образования вообще вне зависимости от наличия у них статуса юридического лица. Из коммерческих образований не охвачены этим понятием только единоличные торговые и сельские подрядные хозяйства. Ниже представлены виды предприятий, существующих в настоящее время в КНР, и их соотношение с общим количеством предприятий.

Предприятия КНР (100%):

Государственные предприятия (5,86%);

Коллективные предприятия (8,82%);

Кооперативные предприятия на паях (1,72%);

Компании (компании с ограниченной ответственностью - КОО; акционерные компании с ограниченной ответственностью - АКОО) (66,03%);

Индивидуальные предприятия (11,15%);

Товарищества (1,31%);

Совместные предприятия с китайско-иностранным капиталом (1,15%);

Совместные предприятия кооперационные (0,63%);

Полностью иностранные предприятия (2,65%);

Китайско-иностранные акционерные предприятия (0,05%);

Прочие предприятия (0,64%).

В 1997 году профессор Е.Г. Пащенко отмечал, что «системе современного китайского права в целом не свойственно облечение предприятий в форму каких-либо торговых (хозяйственных) товариществ или обществ; предприятие рассматривается и как организационная форма хозяйствования, и как субъект хозяйственно-предпринимательской деятельности». Более того, ОПГП не содержат общих правил о том, какие предприятия всегда создаются в качестве юридических лиц. В целом такое положение сохранилось до сих пор.

Однако по мере развития корпоративного законодательства КНР прослеживается четкая тенденция к уменьшению числа государственных, коллективных, кооперационных на паях и других предприятий с переводом этих организаций в рамки корпоративной структуры КОО или АКОО. Уже сейчас компании - юридические лица составляют большинство от всех предприятий (66,03%); при этом надо учитывать, что предприятия с иностранным капиталом и различные совместные предприятия почти все зарегистрированы в форме либо КОО, либо АКОО. Необходимо также отметить, что предлагаемая систематизация предприятий основана прежде всего на классификации ОПГП, подразделяющей все организации на предприятия и прочие организации. При этом предприятия с тем или иным видом иностранного участия выделяются отдельно. Обособление предприятий с иностранными инвестициями вообще традиционно для китайского правопорядка. На начальном этапе реформ это прежде всего было связано с тем, что предприятиям с иностранными инвестициями предоставлялся особый статус. Более того, как справедливо отмечалось российскими китаеведами-юристами, уровень полноты и четкости законодательства, регулирующего вопросы использования зарубежных инвестиций, долгое время оставался в целом выше по сравнению с законодательством, регулирующим все остальные формы хозяйствования и предпринимательства. В настоящее же время для предприятий с иностранными инвестициями, как и для большинства других предприятий, применяются унифицированные организационно-правовые формы - КОО и АКОО. Гражданско-правовое регулирование КОО и АКОО с иностранным элементом также теперь во многом осуществляется обновленным Законом КНР «О компаниях» 1993 года (в ред. 2005 года; далее - Закон о компаниях), который не содержит отдельной организационно-правовой формы для компаний с участием иностранного капитала.

Таким образом, можно сделать вывод, что система коммерческих организаций КНР, т. е. система предприятий, находится в переходном периоде формирования и стремится к следующей схеме.

Предприятия КНР:

КОО, в том числе с иностранными инвестициями (юридические лица);

АКОО, в том числе с иностранными инвестициями (юридические лица);

Индивидуальные предприятия (неюридические лица);

Товарищества (неюридические лица).

Если коммерческие организации КНР будут приведены к указанной схеме, то такое положение окажется практически полностью соответствующим общепринятым мировым стандартам. Однако никаких сроков достижения такой ситуации не определено, реформирование будет проходить постепенно и займет еще очень длительное время.

Российское гражданское право в вопросе регулирования коммерческих организаций пошло, как известно, несколько по иному пути. Все коммерческие организации России являются юридическими лицами (кроме индивидуальных предпринимателей, которые по российской правовой концепции не являются организациями). Перечень российских коммерческих организаций строго очерчен. Согласно п. 2 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Рассмотрим виды коммерческих организаций, существующие в настоящее время в России, и их соотношение с общим количеством коммерческих организаций в России.

Коммерческие организации России (100%):

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (0,43%);

Производственные кооперативы (0,69);

Общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (89,36%);

Акционерные общества - открытые и закрытые (5,82%);

Полные товарищества (0,01%);

Товарищества на вере (0,02%);

Прочие организации (3,66%).

В сравнении с мировыми стандартами наличие в данном перечне производственных кооперативов, унитарных предприятий и прочих организаций также является рудиментом социалистической экономики и советского правопорядка. При этом тенденции к существенному и планомерному уменьшению количества государственных и муниципальных унитарных предприятий не прослеживается. Более того, создаются странные с правовой точки зрения субъекты права, такие как государственные корпорации, которые, формально не являясь коммерческими организациями, фактически занимают лидирующие позиции в целых отраслях экономики Российской Федерации. Положительным моментом является то, что, как и в китайской правовой системе, общепринятые организационно-правовые формы, такие как общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, составляют все же подавляющее большинство (95,18%) от общего числа коммерческих организаций России. К тому же российское гражданское право отказалось от выделения коммерческих организаций с иностранными инвестициями в отдельную категорию юридических лиц, предполагая, что гражданско-правовое регулирование предприятий, как с российским, так и с иностранным капиталом, должно осуществляться единообразными нормами.

В ходе политики реформ и по мере развития экономики КНР корпорации стали одним из основных видов предприятий - юридических лиц.

В таблице представлены данные о соотношении форм юридических лиц в КНР.

На конец 2008 года насчитывалось 5 263 600 КОО и 14 500 АКОО. Для сравнения: в России на конец 2008 года насчитывалось 3 007 145 обществ с ограниченной ответственностью (включая общества с дополнительной ответственностью) и 195 911 акционерных обществ. Приведенная статистическая информация наводит на размышления относительно эффективности системы гражданско-правового регулирования хозяйственных обществ в России и компаний в Китае. Ведь получается, что в миллиардном Китае, да еще и в период бурного экономического роста, количество КОО составляет примерно 0,004 компании на душу населения, а в России - примерно 0,02 (что в 5 раз больше, чем в КНР); соотношение акционерных обществ и акционерных компаний еще более разительно (в России в 120 раз больше акционерных обществ, чем в КНР). Одна из причин такого несоответствия, по нашему мнению, кроется в более эффективном нормативно-правовом регулировании создания и прекращения действия компаний в КНР. Среди гражданско-правовых норм китайского законодательства, направленных на недопущение создания чрезмерного количества корпораций, можно выделить следующие:

1) относительно высокие требования к минимальному размеру уставного капитала. Для КОО с более чем одним участником (ст. 26 Закона о компаниях) - 30 тыс. юаней (144 426 руб.); для КОО с одним участником (ст. 59 Закона о компаниях) - 100 тыс. юаней (481 421 руб.); для АКОО (ст. 83 Закона о компаниях) - не менее 5 млн юаней (24 071 050 руб.). В России - 10 тыс. руб. для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ и 100 тыс. руб. для открытых акционерных обществ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО), ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО));

2) требование обязательной оплаты не менее 20% уставного капитала (но не менее установленного минимального размера: для КОО с более чем одним участником - 30 тыс. юаней, для КОО с одним участником - 100 тыс. юаней, для АКОО, не использующих метод открытой подписки на акции, - 1 млн юаней, для АКОО с открытой подпиской на акции - 5 млн юаней) на момент регистрации (статьи 26, 81 Закона о компаниях). В России подобная норма существует для обществ с ограниченной ответственностью (п. 2 ст. 16 Закона об ООО), но, учитывая крайне невысокий порог минимального уставного капитала (10 тыс. руб.), эта норма не содержит в себе никакого заградительного характера;

3) требование оплаты не менее 30% уставного капитала денежными средствами (статьи 27 и 83 Закона о компаниях). В России такой нормы для обычных обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ нет (подобная норма есть в ст. 11 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»);

4) не только запрет на создание компании одного лица другой компанией, имеющей одного участника, что свойственно и российскому праву (п. 2 ст. 7 Закона об ООО, п. 2 ст. 10 Закона об АО), но и вето на создание одним физическим лицом более одной компании с ограниченной ответственностью с одним участником (ст. 59 Закона о компаниях);

5) предрегистрационное прохождение проверки и получение разрешения соответствующих государственных и административных органов при создании компаний в определенных областях экономики, например, в строительстве, здравоохранении (ст. 12 Закона о компаниях, статьи 22-23 Положения о регистрации компаний в КНР (утв. Указом Госсовета КНР от 25.06.1994 № 156)). В этом проявляется разрешительный элемент процедуры регистрации подобных компаний. В российском же правопорядке право юридического лица заниматься определенными видами деятельности, в том числе связанными со строительством, здравоохранением, приобретается после регистрации, в порядке лицензирования (п. 2 ст. 2 Закона об ООО, п. 4 ст. 2 Закона об АО);

6) принудительная ликвидация компании, если она не начала свою деятельность в течение 6 месяцев после регистрации или прекратила свою деятельность на срок более чем 6 месяцев (ст. 212 Закона о компаниях). Подобной нормы в российском гражданском праве нет. В какой-то степени сравнимыми нормами в российском законодательстве могут служить п. 3 ст. 20 Закона об ООО и п. 5 ст. 35 Закона об АО, которые предусматривают принудительную ликвидацию общества, в случае если стоимость его чистых активов оказывается меньше его минимально разрешенного уставного капитала.

Приведенные нормы корпоративного законодательства, а также ряд других положений и правил административного, налогового и уголовного законодательства сдерживают чрезмерный рост количества компаний, что не только облегчает властям контроль над коммерческими организациями, но и повышает качество и скорость оказываемых государственными структурами услуг, увеличивает эффективность взаимодействия государства и бизнеса. Разумное заимствование подобных норм и правил российским законодателем, вполне вероятно, могло бы способствовать более эффективной борьбе с так называемыми фирмами-однодневками, позволило бы уменьшить нагрузку на государственный аппарат (чего только стоят прием и обработка тысяч «нулевых» балансов фактически не работающих, но и не ликвидируемых фирм), подняло бы в целом статус хозяйственных обществ как более продвинутой формы ведения предпринимательской деятельности.

Библиография

1 Муромцева З.А. Реформа государственных предприятий в институциональном измерении // КНР перед XVII съездом КПК: Материалы ежегодной конференции центра современной истории и политики Китая ИДВ РАН. 2007. Янв. Вып. 22. - М., 2008. С. 203-204.

2 См.: Грибанов А.В. Гражданское и торговое право зарубежных государств: Учеб.: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. Т. I. Гл. VI / Отв. ред. Е.А. Васильев, А.С. Комаров. - М., 2004. С. 172.

3 Данные статистического анализа Администрации по торговле и промышленности КНР: субъекты рынка Китая в 2008 году // URL: http://www.saic.gov.cn/zwgk/tjzl/200903/t20090320_50532.html

4 Пащенко Е.Г. Экономическая реформа в КНР и гражданское право. - М., 1997. С. 63.

5 Там же. С. 91.

6 См.: Пащенко Е.Г. Указ. соч. С. 99.

7 Сведения о работе по государственной регистрации юридических лиц по состоянию на 01.01.2009 // URL: http://www.nalog.ru/html/docs/1ul_01012009.xls

Поделитесь статьей с коллегами:

Перспектива открыть компанию или представительство в Китае с каждым годом становится все более и более интересной, и это несмотря на все сложности ведения бизнеса в стране.

Одна из главных причин юридического переезд в Китай – это львиные темпы экономики этой страны. В мире об этом знают: объем прямых иностранных инвестиций в Китай за первое полугодие 2011 года увеличился на 18,4% (по сравнению с аналогичным периодом 2010 года) и составил $60,89 млрд.

Ссылаясь на данные министерства коммерции, — за первую половину 2011 года в Китае было зарегистрировано 13,462 тыс. новых предприятий с участием иностранного капитала. Еще 2,919 тыс. были зарегистрированы только в июне 2011 года.

Основной поток иностранных инвестиций направлен

· в обрабатывающую промышленность

· в сферу услуг

Нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность компаний на территории Китая:

Из этого следует, что для иностранных компаний китайское законодательство предусматривает пока всего три формы правой организации :

· представительство иностранной компании

· предприятие со 100%-ми иностранными инвестициями

· совместное предприятие

У каждой из форм свой правовой статус, условия, требования и процедура регистрации. Есть одно общее условие – наличие офиса на территории Китая.

Рассмотрим эти формы деятельности подробнее.

Представительство иностранной компании

Это одна из самых простых форм ведения бизнеса в стране. Самая простая (и короткая) процедура регистрации, а также отсутствие требований к уставному капиталу.

Учреждение представительства должно быть одобрено Государственным Комитетом Экономики и Торговли.

Деятельность представительства заключатся в координации и развитии сотрудничества в области экономики и торговли, инвестиций и внешнеэкономических связей. По сути, это посредник между иностранной компанией и китайскими партнерами, и оно не может осуществлять прямую деятельность, а заниматься только деятельностью, указанной в ратификационном свидетельстве.

Представительство иностранной компании не является самостоятельным юридическим лицом. От своего имени оно не может вести самостоятельную хозяйственную деятельность. Представительство иностранной компании аккредитуется сроком на 3 года и Законодательством КНР позволяет неоднократно продлевать срок аккредитации.

Дополнительные нормативные акты, которые нужно знать при открытии представительства в Китае – это положение «О порядке регистрации постоянных представительств иностранных предприятий в КНР» от 5.03.1983г., и инструкция «О порядке открытия постоянных представительств иностранных компаний на территории КНР» от 13.02.1995 г. Сейчас разрабатывается новый документ, который стремится учесть последние изменения в экономике и политике Поднебесной, — новые «Правила регистрации постоянных представительств иностранных компаний».

Несмотря на неофициальный статус в стране, представительство платит налоги за ведение бизнеса в Китае. Основные налоги представительства в Китае — налог на хозяйственную деятельность и налог на прибыль предприятий.

Регистрация представительства:

· Регистрация в Торгово-промышленной администрации КНР

· Постановка на учет в налоговых органах

· — в органах статистики

· — в органах министерства труда и социальной защиты

После этого нужно только получить печати и открыть расчетный счёт.

Иностранные сотрудники представительства в Китае получают разрешение на работу и рабочий вид на жительство. Китайские работники представительства приходят только через специализированную организацию, уполномоченную Министерством Внешней Торговли и Внешнеэкономического Сотрудничества.

Предприятие со 100%-ми иностранными инвестициями — компании с ограниченной ответственностью

Есть три типа компаний с ограниченной ответственностью:

· С правом производства

· С правом предоставления форм услуг

· С правом оптовой торговли, экспорта и импорта

Это юридические лица, они имеют права, несут обязанности и пользуются защитой в соответствии с законодательством КНР. Учредители компании — только иностранные лица (физические либо юридические). Минимальное число учредителей – один. Минимальный размер уставного капитала –- 140’000 — 200’000 долларов США.

Окончательный размер Уставного капитала определяется при регистрации на основании представленного аналитического доклада.

Уставной капитал можно вносить в течение 2 лет. Обычно в течение 3-х месяцев с начала процесса регистрации требуется внести 20% уставного капитала, остальные 80% вносятся в течение 2 лет.

Регистрация компании в свободных экономических зонах Китая, такие как, Шеньчжэнь, провинция Хайнань, район Пудун в Шанхае и некоторых других, значительно упрощена.

В соответствии с «Законом КНР о предприятиях со 100% иностранным капиталом» и «Законом о компаниях в Китае», деятельность компаний с иностранным капиталом должна соответствовать одному из нижеследующих пунктов:

— Предприятие должно использовать передовую технологию и оборудование, развивать производство новой продукции, экономить энергоносители и сырье, производить высококлассную продукцию, которая может замещать импортируемую

— Стоимость экспортируемой продукции за год должна превышать 50 % от стоимости всей годовой продукции, должен осуществляться баланс доходов и расходов в иностранной валюте или валютные доходы должны превышать расходы

— Срок деятельности компании в Китае составляет не более 30-ти лет (можно продлить до 50 лет для проектов со значительными инвестициями, в случае производства сложных товаров, которые могут составить конкуренцию на международном рынке, а также в некоторых других случаях).

Совместное предприятие (с долевым участием китайского капитала)

Совместное предприятие может быть учреждено как предприятие совместного капитала или как предприятие совместного сотрудничества.

Совместные предприятия регулируют свои законы:

Закон КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом»

Положение «О применении Закона КНР «О совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом».

В соответствии с ними выносятся ограничения на ведение бизнеса. Например, отрасли, в которых можно работать:

· энергетика, промышленность строительных материалов, химическая, металлургическая промышленность;

· машиностроение, приборостроение, промышленность по производству оборудования для добычи нефти на морском дне;

· электроника, производство электронно-вычислительных машин, средств связи;

· легкая, текстильная, пищевая, фармацевтическая промышленность, производство медицинского оборудования, упаковочных материалов;

· сельское хозяйство, животноводство, растениеводство;

· туризм и сфера обслуживания.

Для организации совместного предприятия нужен как минимум один китайский и как минимум один иностранный инвестор (как физические, так и юридические лица). Доля иностранного инвестора должна быть не менее 25 % от разрешенного к выпуску капитала. Весь акционерный капитал должен быть поделен на акции равного размера.

Уставный капитал, разрешенный к выпуску составляет 1 000 000 юаней. Инвесторы должны оплатить акции в специальном банке, который проверяется государственным бухгалтером.

Регистрация совместного предприятия:

· Получение разрешения на право на работу предприятия.

· Получение одобрения и сертификата от Управления по иностранной экономике и торговле.

· Одобрение названия компании в Торгово-Промышленном Управлении.

· Получение одобрения и сертификатов от Службы планирования, Службы статистики, Комитета национального налогообложения, Комитета местного налогообложения, Департамента государственной безопасности и других

· Открытие банковских счетов

· Получение отчета о проверке уставного капитала государственным бухгалтером, имеющим местную лицензию.

Процедура регистрации занимает около двух месяцев (вместе с ожиданием решения государства о регистрации).

Регистрационные органы уделяют внимание экономической эффективности и учитывают хотя бы одно из требований:

· применение передовой техники и научных методов управления, возможность увеличения ассортимента продукции, повышение качества и объемов выпускаемой продукции, экономия энергии и материалов;

· выгоды с точки зрения технической реконструкции предприятий, возможность сокращения инвестиций, повышение эффективности и увеличение доходов;

· возможность расширения экспортного производства, увеличение валютных доходов;

· возможность подготовки технического и управленческого персонала.

Обычно такая организационно-правовая форма образуется при необходимости использования китайской рабочей силы с привлечением технологий иностранного партнера.

Совместное предприятие может быть преобразовано в Предприятие с иностранными инвестициями, в случае если иностранный инвестор увеличит свою долю в уставном капитале.

Ни одна из типов компаний, по утверждению правительства, не будет учреждена, если она не соответствует требованиям развития китайской национальной экономики, нарушает законодательства и правила ведения бизнеса в Китае, может причинить ущерб суверенитету Китая и, недавнее требование, — загрязняет окружающую среду.

Многие наши клиенты, которые решили открыть компанию в Китае, часто задают вопрос о том, какой вид компании со 100% иностранным капиталом WFOE им стоит открыть. На самом деле, ответ очень прост.

Какие виды WFOE существуют в Китае?

Это распространенное заблуждение, что существует много видов предприятий со 100% иностранным капиталом. На деле же существует всего один такой вид.

Несмотря на то, что открытую вами компанию принято называть торговым, сервисным или производственным предприятием, на самом же деле все они являются одним и тем же видом бизнеса в Китае, разница лишь в заявленной сфере бизнеса.

Регистрация WFOE в Китае одинакова, независимо от сферы вашего будущего бизнеса, и для правительства между ними нет никакой разницы. Документ, который будет предоставлен в соответствующие органы с указанием сферы вашего бизнеса, изменится, но по существу остальная часть информации, которую вы должны предоставить, будет такой же.

Вот некоторые важные моменты, которые следует помнить, если вы собираетесь открыть компанию в Китае:

  • Независимо от того, какую бизнес-нишу вы выберете, процесс регистрации WFOE одинаков.
  • Обычно вам нет необходимости арендовать фабрику, офис или магазин до получения лицензии на ведение бизнеса.
  • После получения лицензии вам может потребоваться подать заявку на получение дополнительных документов и разрешений, которые имеют отношение к вашему бизнесу или отрасли. Например, торговая компания, планирующая импортировать или экспортировать товары, должна подать заявку на получение лицензии «на экспорт и импорт». Однако это никак не влияет на открытие самой компании.

Сколько вам нужно средств, чтобы открыть компанию в Китае?

Первоначальные минимальные капиталовложения в основном не являются обязательными (и также не облагаются налогом, в отличие от последующих иностранных инвестиций, которые в свою очередь могут облагаться налогом). Как правило, государственные органы не проверяют, сколько у вас денег в банке, но мы рекомендуем поместить на счет сумму, которой будет достаточно для покрытия расходов на 1-2 года существования компании (зарплата персонала, аренда помещений и т. д.)

В зависимости от сферы вашего бизнеса мы рекомендуем следующие суммы капитальных вложений:

  • Услуги/Консалтинг – 100 тысяч юаней
  • Торговля – 300 тысяч юаней
  • Производство – 500 тысяч юаней
  • Продовольствие/Общественное питание – 500 тысяч юаней

Так что WFOE – это WFOE, и точка.

Вы хотите открыть компанию в Китае? Возможно, у вас есть другие вопросы: о расходах при открытии компании или о том, где можно создать WFOE? Мы готовы на них ответить.

Поддержка и развитие малого бизнеса -- один из приоритетов сегодняшней экономической политики многих передовых зарубежных стран.

Национальная программа экономического развития Китая предусматривает в течении 15 лет (2006-2020 гг.) уделять основное внимание развитию 11 ключевых секторов, включая телекоммуникационную и ИТ-отрасль.

В последние годы индустрия услуг Китая развивалась быстрыми темпами. Новый период индустриализации должен стать поворотом от ресурсоемкого производства к высокотехнологичному и наукоемкому ресурсосберегающему способу производства при существенном улучшении экологической ситуации в стране.

Китайское правительство считает малые и средние предприятия важнейшим стимулятором экономического роста, оживления рынка и расширения возможностей трудоустройства. За последние 20 лет сектор малого бизнеса стал неотъемлемой частью китайской экономики и ныне энергично создает огромное количество рабочих мест и осваивает новые инновационные технологии.

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2005 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уровнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросе доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск этого сектора экономики во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики. Вот некоторые особенности Китайского малого предпринимательства и его основные экономические показатели 2010 г (рис. 10)

Рисунок 10 - Основные показатели МП в Китае за 2010 г

В 2010 г. было отмечено быстрое развитие малого бизнеса, повысилась его прибыльность, в стране насчитывалось более 4,3 млн. малых и средних предприятий и 27,9 млн. индивидуальных предприятий, на которых работает свыше 75% занятого городского населения.

Это составило 99% от общего количества предприятий в стране, на которые приходилось почти 60% ВВП и 74,7% добавленной стоимости промышленной продукции.

Сектору малого и среднего бизнеса принадлежит 65% патентов, 15% технических новшеств и более 80% новой продукции Китая.

При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99% предприятий, и только 0,6% относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек.

В 2010 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил 218,25 млрд. долл. и 197,71 млрд. долл.. увеличившись на 31,8 и 22,5% соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малых и средних предприятий.

Общий объем товаров и услуг за 2009 г. достиг 2,3 трлн. долл. Это вывело КНР на четвертое место в мире после США, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2010 г. ВВП КНР достиг 2,7 трлн. долл., или более 2 тыс. долл. на каждого жителя.

Огромный вклад в этот динамический рост внес китайское малое предпринимательство, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В КНР в настоящее время действуют свыше 40 млн. средних и малых предприятий, которые стали движущей силой экономического развития Китая.

Данные о развитии экономики Китая и динамике МП представлены ниже. (рис. 11)


Рисунок 11 - Основные показатели развития малых предприятий в Китае

В 2010 г ими было произведено 55% ВВП страны, налоги отчисляемые МП в государство составляют 46% их доля в числе организаций Китая составляет около 99%. В настоящее время на эти предприятия приходится 75% запатентованных разработок и 82% общего количества рабочих мест в стране.

Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло не за десять, а всего за шесть лет. Таким образом, за 30 лет с начала реформ экономический потенциал Китая увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос почти в 80 раз (с 21 до 1600 млрд. долл.) при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 трлн. долл., Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано 570 тыс. предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 млрд. долл. Одни лишь налоги с зарубежных предпринимателей позволяют финансировать расходы бюджета на образование и здравоохранение.

В структуре активных субъектов МП по организационно-правовым формам преобладают субъекты, осуществляющие деятельность в форме физического лица - это индивидуальные предприниматели, количество которых по 27 953 124 единиц или 62,9 % от общего количества активных субъектов МСП. Количество крестьянских фермерств составило 18,5%. Доля юридических лиц малого предпринимательства составляет 18% юридических лиц среднего предпринимательства 0,6%. (рис.12)


Рисунок 12 - Структура организационно правовых форм, в %

В результате ряда проведенных мероприятий по поддержке малого предпринимательства в стране динамика численности предприятий возросла за несколько лет. Во многих отраслях они занимают ведущие места. Малые и средние предприятия стали важным источником экономического роста Китая и их количество растет. По статистике, малые и средние предприятия составляют 99,3 % от общего количества предприятий в стране (табл. 2)

Таблица 2 -Рост количества малых и средних предприятий (МСП), в 10 тыс. ед.

Основным проводником государственной экономической политики в стране является «Национальная комиссия по развитию и реформированию» (NDRC). Одним из важнейших направлений ее деятельности является формирование условий для динамичного развития малого бизнеса. Для этого в ее состав входит «Департамент малого и среднего предпринимательства» и образован «Китайский центр координации и кооперации бизнеса» (ССВСС). ССВСС является специальным агентством по обслуживанию малого предпринимательства и одновременно обеспечивает экономическую и технологическую кооперацию между национальными и зарубежными организациями поддержки и развития предпринимательства.

Основными функциями ССВСС являются: исследование роли, состояния и потребностей сектора; сбор информации и формулировка предложения для выработки политики, способствующей его развитию; содействие в создании комплексной системы оказания услуг для малого и среднего бизнеса; организация торговых ярмарок, выставок и помощь в проведении деловых переговоров; обучение, информационное обслуживание, консультирование и диагностирование бизнеса. ССВСС разработал ряд постоянно действующих государственных программ поддержки малых и средних предприятий.

В целях быстрейшего развития этого сектора организуется множество конференций по обмену информацией и опытом наиболее успешных предприятий с участием различных стран и международных организаций. ССВСС регулярно проводит международные выставки, на которых только за период с 1990 по 2005 г. было подписано более 950 международных проектов по развитию малого бизнеса в Китае на общую сумму 6,2 млрд. долл. Ныне ССВСС создает национальную сеть агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

В целях обеспечения всестороннего и своевременного информационного

обслуживания населения страны и всех государственных органов по всем вопросам деятельности МСП по решению Правительства в 2001 г. была создана государственная некоммерческая информационная служба (СSМЕО). Деятельность СSМЕО поддерживается «Департаментом развития МСП» в NDRC. Сайт СSМЕО представляет 58 основных рубрик и 180 тематических разделов, содержащих до 1000 различных сообщений, что ежедневно привлекает более 200 тыс. посещений.

В работе СSМЕО принимают участие более 10 тыс. различных агентств и посреднических компаний, которые способствуют развитию деловых отношений между предприятиями, инициируют проведение ярмарок и информируют о важнейших инициативах Правительства и органов власти всех уровней, касающихся деятельности малого бизнеса.

Информационная сеть обслуживает все регионы страны, охватывая города и большинство сельских поселений. Это позволяет своевременно сообщать об изменении действующих и введении новых правовых актов, о тенденциях социально-экономического развития страны, а также информирует о состоянии и путях развития малых и средних предприятий в стране и за рубежом. СSМЕО предоставляет данные о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, характеризует наиболее качественную продукцию, производимую на малых и средних предприятиях.

В целях дальнейшего расширения информационной сети и для координации деятельности СSМЕО в части создания высококачественной трехуровневой общенациональной системы информационного обслуживания малого бизнеса в 2003 г. было создано главное информационное агентство «Бейджинг МСП онлайн компани». На первом уровне находится основной веб-сайт в Пекине, который имеет вспомогательные сайты второго уровня в каждом регионе, а к третьему уровню относятся информационные сети во всех городах, экономических зонах и муниципалитетах.

Наряду с обшей информацией о состоянии рынка малого бизнеса СSМЕО публикует сведения о выдающихся научно-технических достижениях, о патентах и о новых технологиях, публикует данные об агентствах, оказывающих услуги малому бизнесу, информирует о порядке создания предприятия, консультирует начинающих предпринимателей и предоставляет сведения о деятельности кредитно-финансовых институтов, сообщает о потребностях и трудовых ресурсах для малых и средних предприятий в различных регионах и городах страны, а также дает информацию о специалистах, ищущих работу. Кроме того, СSМЕО характеризует особенности развития местных и международных групп промышленных предприятий, а также предоставляет технологические и коммерческие сведения о членах различных союзов предпринимателей.

Для удобства пользователей осуществляются онлайновые юридические консультации по регулированию деятельности малых предприятий и консультирование предпринимателей по вопросам аттестации систем управления качеством и менеджментом, а также оказывается помощь в разработке планов компьютеризации предприятий.

СSМЕО обслуживает и государственные учреждения, осуществляя распространение информации по всем государственным службам, связанным с деятельностью малого бизнеса. Производит анализ статистических данных о состоянии и деятельности предпринимателей, дает прогнозы дальнейшего их развития. Проводит сбор сведений о деятельности агентств и институтов поддержки малого бизнеса с целью оценки их эффективности. Распространяет информацию об опыте работы наиболее успешных предприятий, оказывает помощь в развитии электронного бизнеса. Помогает предпринимателям в онлайновом режиме оформить заявки в фонды поддержки МСП на оказание помощи.

Организация разрабатывает проекты программ обучения и помощи стартующим предпринимателям в налаживании бизнеса, а также координирует деятельность учебных курсов и программ. Анализирует практику деятельности системы гарантирования кредитов с целью минимизации рисков. Одновременно, СSМЕО оказывает всем желающим широкий спектр технических услуг, в их числе: электронная почта, поисковые машины, подбор тематической информации, оперативные исследования, видеоконференции, создание веб-сайтов.

Таким образом, можно сделать вывод, что правительство Китая постоянно предпринимает различные меры по создании более благоприятных условий для дальнейшего развития малых и средних предприятий, совершенствования правовой системы регулирования его деятельности и оказания услуг этому сектору экономики.

Десять лет назад Китай вступил в ВТО, после чего Поднебесная сразу же привлекла к себе немало внимания со стороны инвесторов и собственников бизнеса. Однако по-настоящему привлекательной юрисдикцией для иностранцев Китай стал в 2006 году. Тогда был принят новый закон, который коренным образом изменил представление о корпоративном праве: исчезли чрезмерно жесткие требования к уставу компании, принципы ведения бизнеса стали более гибкими, а управление – менее хлопотным. В последнее время все чаще украинские инвесторы и собственники бизнеса регистрируют компании в иностранных юрисдикциях. Что нужно знать собственнику о регистрации своего бизнеса в Китае?

Типы компаний в Китае

В случае с Китаем, как, впрочем, и любой другой юрисдикцией с возможностью выбора типа компании, необходимо четко понимать, как именно будет осуществляться движение товара (и будет ли деятельность компании вообще связана с товарооборотом). Это важно, поскольку все зависит от того, понадобится ли организовывать производство, будет ли это представительство крупного международного холдинга или предприятие, чья деятельность непосредственно основана на использовании результатов интеллектуального труда.

В Китае можно зарегистрировать три типа предприятия:

  • WFOE -компания;
  • компания-представительство;
  • совместное предприятие.

WFOE -компания

WFOE -компания (Wholly foreign owned enterprise – дословно это компания, полностью принадлежащая исключительно иностранным лицам) – предприятие с ограниченной ответственностью. Доля иностранного капитала – 100%. В таких компаниях не требуется участие китайских инвесторов. Этот вариант подойдет для бизнеса с четкой специализацией, потому как здесь потребуется лицензия на проведение операций в конкретной сфере (кроме экспорта и импорта).

Это идеальный выбор для тех, кто хочет самостоятельно определять стратегию развития своего бизнеса, защитить интеллектуальную собственность компании на законодательном уровне и конкурировать с компаниями другого типа. W FOE -компания также позволяет максимально эффективно организовать производство на территории Китая, экспорт зарубежной продукции в КНР и продажи на внутреннем рынке.

Компания-представительство

Это наиболее частая схема регистрации, когда производство товаров не является целью регистрации новой фирмы. Чаще всего используется собственниками международного бизнеса в качестве репрезентации материнской компании, а также в качестве самостоятельного подразделения для проведения различных маркетинговых исследований, установления контактов на рынке, вспомогательных услуг для бизнеса.

При этом стоит понимать, что представительство как тип юридического лица не имеет права осуществлять свою деятельность для получения прибыли. В данном случае речь идет об услугах, направленных на развитие бизнеса и повышение прибыли других компаний. Помимо маркетинговых, консалтинговых и социологических услуг, представительство также может быть использовано для импорта товаров из Китая, так как этот вид деятельности не требует специального лицензирования.

Совместное предприятие

Совместное предприятие (или СП) – предприятие, основанное иностранцем и со смешанным капиталом. СП – это оптимальный вариант для тех собственников бизнеса, которые хотят использовать преимущество законодательства Китая, которое благоволит местным компаниям, открывая им доступ в медицинскую, здравоохранительную и образовательную сферы. Это партнерство можно охарактеризовать как долевое участие в предприятии с ограниченной ответственностью с той лишь разницей, что один из двух участников обязательно должен быть гражданином КНР. Чаще всего СП предполагает четкое распределение прибыли согласно долям, прописанным изначально и инвестициям от каждого партнера.

Однако есть более гибкие формы совместного предприятия. Они позволяют иностранному партнеру изъять инвестиции до истечения срока существования предприятия и не имеют четких требований к принципам распределения прибыли. Такой тип компании также подойдет для собственников бизнеса, требующих локальных партнеров и постоянного контакта с местным бюрократическим аппаратом. В частности, бизнесмены стремятся регистрировать именно такие компании для экспорта товаров из Поднебесной или продаж на местном рынке.

Конечно же, ни одна юрисдикция не бывает идеальна во всем. Это касается и беззаботных Сейшельских островов, и налоговых гаваней Карибского бассейна, и гибкой Голландии, и строгой Китайской Народной Республики. Определенно, если бизнесу пора переходить на международный уровень, то Китай является одним из самых оптимальных вариантов и как рынок сбыта, и как производственная и ресурсная база, и как огромная закупочная платформа. Тем не менее, если по каким-то причинам инвестор предпочитает не проводить регистрацию компании в Китае, но желает воспользоваться возможностями этого рынка, самой достойной и близкой альтернативой является Гонконг. Регистрация компании в этой юрисдикции будет полезна, если бизнес оперирует экспортом товара из Китая через буферную зону Гонконга.