Транспортные технологии и их классификация. Схема транспортно-технологической классификации грузов

Транспортные технологии и их классификация

Грузовые перевозки осуществляются на основе типового технологического процесса , который устанавливает содержание, продолжительность, место, время и рациональную последовательность выполнения всех транспортных операций по обработке и обслуживанию грузовых единиц и подвижного состава на всем пути следования груза, а также порядок использования ресурсов, качественные и количественные показатели и форму ответственности за их выполнение.

Совокупность методов обработки и обслуживания грузовых единиц и подвижного состава, осуществляемых в процессе грузовой перевозки, называется транспортной технологией. Транспортная технология должна соответствовать ряду принципов, обеспечивающих:

направленность на практический результат;

управляемость и координацию;

рациональность;

научность;

возможность качественной и количественной оценки;

соответствие мировому уровню;

воспроизводимость.

Транспортные технологии отражают саму суть процесса грузовой перевозки в общем случае могут подразделяться следующим образом: по степени охвата процесса грузовой перевозки (полные, неполные);

по функциям (основные, вспомогательные);

по виду транспорта (одновидовые, многовидовые); по степени типичности (разовые, типовые).

Эффективная организация грузовых перевозок требует разработки и применения типовых технологий, наиболее полно охватывающих весь технологический процесс, по всем основным функциям и операциям, обеспечивающих наиболее эффективное использование ресурсов всех видов транспорта и высокое качество на перевозке определенной группы грузов с конкретными транспортными свойствами. Однако разработка типовой технологии должна опираться на ее более четкую классификацию и однозначное определение (идентификацию). Это достигается применением соответствующих систем классификации (иерархической или фасетной) и кодирования: регистрационной (порядковой или серийно-порядковой), классификационной (последовательной или параллельной). Опыт применения систем классификации и кодирования на водном транспорте показывает, что в данном случае наиболее удобна параллельная система кодирования, соответствующая фасетной системе классификации. Код транспортной технологии может быть записан в виде совокупности кодовых обозначений нескольких независимых классификационных группировок (фасетов).

Из приведенных выше схемы классификации технологий и определения типовой технологии очевидно, что ее функции, содержание, степень универсальности, место выполнения и т.д. практически полностью определяются родом груза и видом транспортной операции, т.е. можно выделить лишь две независимые классификационные группировки: транспортные свойства груза и транспортные операции. В свою очередь каждая из группировок должна иметь свою систему кодирования.

Для классификации и кодирования грузов необходимо все многообразие предъявляемых к перевозке грузов объединить в классы, близкие по своим транспортным характеристикам, то есть совокупностям свойств груза, определяющим технологии перевозки, перегрузки, хранения на всем пути следования груза. Следует отметить, что такая классификация может использоваться и в качестве базы для совершенствования тарифной номенклатуры с учетом современных требований к эффективности и качеству перевозки. Совершенно очевидно, что подобная номенклатура должна быть единой для всех видов транспорта.

В Советском Союзе в свое время сложилась единая классификация и номенклатура грузов, используемая для исчисления тарифов на перевозки, сборов, штрафов и ставок. В основу единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ) положено их деление по признаку происхождения продукции: сельского хозяйства; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; руды металлические, сырье серное; топливно-энергетической промышленности; сырье минеральное, материалы и изделия минерально-строительные; продукция металлургической промышленности; машиностроения, приборостроения и металлообрабатывающей промышленности; химической промышленности; пищевой, мясо-молочной и рыбной; легкой и полиграфической; прочие грузы – всего 11 разделов. Внутри каждого раздела грузы разделяются по группам и позициям . В настоящее время число разделов увеличено до 12, а каждый груз в тарифно-статистической номенклатуре имеет шестизначное кодовое обозначение, где два первых знака – номер группы, третья цифра – номер позиции в соответствующей группе, четвертый и пятый – порядковой номер груза в позиции, шестая цифра является контрольной .

С учетом поправочных коэффициентов такая номенклатура продолжает использоваться в условиях договорных цен. Но для использования типовых транспортных технологий эта классификация слишком подробна, не иерархична, не учитывает специфику транспортировки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах

Введение

Транспортировка является ключевой логистической функцией, связанной с перемещением материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции в транспортных средствах по определенной технологии. Транспортировка, помимо перемещения грузов, включает такие логистичкские операции, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, таможенные процедуры, страхование рисков и т.п. логистический грузовой транспортировка

Выполнение всех логистических операций транспортировки производится с целью обеспечения доставки нужной продукции требуемого количества и качества в заданное время и с оптимальным затратами. Значение транспортировки в логистике достаточно велико. По разным оценкам, затраты на транспортировку составляют от 20 до 70% от общих затрат на логистику и могут доходить до 300% от себестоимости производства продукции по различным отраслям и компаниям.

Обеспечение транспортировки в логистике требует управления грузопотоками, следующими от конкретных пунктов зарождения до конкретных пунктов погашения. Для этого необходимо решение следующих задач транспортировки:

-обеспечение технологического способа транспортировки грузов: унимодальной, мультимодальной, интермодальной и т.п.;

-выбор вида (видов) транспорта;

-выбор транспортных средств;

-выбор логистических посредников в транспортировке (перевозчиков, экспедиторов, агентов, терминалов и т.п.);

-определение рациональных маршрутов;

-распределение транспортных маршрутов;

-оценка качества транспортного сервиса;

-определение логистических издержек, связанных с транспортировкой;

-обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласования их экономических интересов, распределения рисков и ответственности.

В курсовой работе, рассмотрена большая часть задач транспортировки, позволяющая сформировать наиболее востребованные в разных областях логистики компетенции логиста в вопросах транспортировки. В курсовой, представлены модели и методы, применяемые в транспортировке, которые позволяют эффективно управлять материальными потоками. Методические разработки сопровождаются подробно рассмотренными практическими примерами.

Целью настоящей работы является изучение использования информационных технологий (ИТ) в транспортной логистике.

Для реализации поставленной цели в работе ставятся следующие основные задачи:

1. проанализировать эффективность ИТ в транспортной логистике.

2. изучить основные транспортные информационные системы;

3. выявить современные тенденции развития транспортной логистики на фоне распространения ИТ.

Актуальность.

Я считаю, что тема курсовой работы «современные технологии транспортировки в глобальных логистических системах» актуальна тем, что на данный момент в России недостаточно хорошо развита инфраструктура, таких комплексов как: состояние автомагистральных дорог, нано- технологий для транспортировки, ускорение процесса транспортировки, отслеживание грузов с системой «glonass» и многих других современных технологий. В настоящее время в совершенствовании нуждается как сам перевозочный процесс, так и управление транспортными потоками по всей технологической цепочке с охватом взаимодействующих звеньев разных видов транспорта. Совершенствованию смешанных перевозок с участием различных видов транспорта, повышению их эффективности многое могут дать логистические технологии как средство управления перевозочным процессом и доставки грузов по системе «точно в срок».

С развитием системного бизнеса в России появилась реальная потребность в реализации проектов по оптимизации транспортной логистики .
Давно уже прошли те времена, когда многие компании вели свой бизнес с рентабельностью до 100% и выше и доля транспортных расходов в общих расходах на реализацию товара, была настолько мизерна, что на нее вообще никто не обращал внимания.
Сейчас бизнесу стало выгодно иметь высокотехнологичную систему транспортной логистики , поддающуюся реальному управлению и контролю.
Систему, которая позволит обеспечивать доставку товара с издержками, поддающимися оптимизации по цене и качеству и способную удерживать долю транспортных расходов в определенном прогнозируемом диапазоне.
Хорошо понимая, что купить данную систему в готовом виде нельзя, а выстроить собственными силами очень непросто и долго, многие руководители бизнеса по-прежнему пытаются модернизировать свою транспортную систему самостоятельно.
Как водится, наши бизнесмены, прежде всего в данном вопросе, делают акцент на систему контроля (устанавливают GPS навигацию на автомобили, считают каждый километр пробега и каждый литр горючего) но при этом очень часто забывают об аналитическом блоке , имеющим гораздо большее значение, чем контрольный блок.
Русский менталитет, основанный на том, что «главное, чтобы не воровали» , не позволяет многим руководителям бизнеса сконцентрироваться на главной цели - выстроить систему, способную к самосовершенствованию, за счет правильного анализа получаемых данных.
В связи с тем, что купить и поставить GPS датчики гораздо проще и понятнее, выполнив это мероприятие, многие руководители бизнеса прекращают заниматься оптимизацией своей транспортной логистики, так и не добившись намеченной цели.

Цель работы.

-Проанализировать какие были технологии раньше, и как сильно они развились до сегодняшнего момента

-Проанализировать современные технологии используемые в транспортной логистике

-Проанализировать современные системы и схемы транспортировки грузов

-Рассчитать примерную прибыль обычной транспортной организации, рассчитать и сравнить с прибылью с организацией, использующие новые технологии для максимального избежания издержек

1. Современные логистические технологии на транспорте. Обеспечение устойчивой работы транспортного предприятия

Совершенствование процесса управления производством в период серьезных преобразований экономической системы возможно только на основе использования современных технологий, в частности, логистических

В середине ХХ века произошли коренные изменения в мировой экономике и в международном разделении труда. Многие страны, бывшие до этого колониальными и зависимыми территориями, получили политическую независимость и возможность свободного развития своей экономики, включения ее в мировое хозяйство. Сформировавшееся объективное наличие на земном шаре капиталистической и социалистической форм хозяйствования создало почву для мощного соперничества этих систем друг с другом в различных сферах хозяйственных и общественных отношений. Все это в совокупности потребовало немедленного перехода от эволюционного хода к резкому качественному скачку в развитии науки и техники, организации производства, ломки сложившихся технологий. Отмеченные выше особенности нашли отражение, в первую очередь, на автомобильном транспорте, как наиболее гибком и мобильном компоненте транспортной системы. А изменения, произошедшие за последние 15 лет в странах бывшего соцлагеря, потребовали стремительного развития международного транспорта для удовлетворения потребностей обеспечения роста международного товаро- и грузооборота в десятки раз. Потребовалось значительное сокращение непроизводительных транспортных потерь общества, связанных с доставкой продукта от места его производства к месту потребления.

Следует отметить, что на сегодняшний день недостаточное развитие сети и состояние автомобильных дорог привело к тому, что средние скорости движения на дорогах России почти в два раза меньше, чем в развитых промышленных странах, а срок службы автомобилей почти на треть меньше, чем в Европе. Данный вид транспорта в России наиболее ресурсоемок: на автомобильном транспорте работает около 60% всех занятых в отрасли; автотранспорт потребляет более двух третей объема нефтяных топлив и т. п. Резко увеличилась интенсивность транспортных потоков и, соответственно, возросли нагрузки на подвижной состав и дороги. На дорогах страны появилось большое количество иномарок разных лет выпуска и разного технического состояния. Важнейшей отличительной особенностью современного отечественного парка автотранспортных средств является разномарочность, неоднородность и сильная изношенность. Современный автомобильный транспорт России в его нынешнем состоянии далеко не отвечает требованиям, предъявляемым к конструкции транспортных средств, в частности, с позиций экологической безопасности. Незавершенность процесса создания новой экономической системы, постоянная корректировка положений хозяйственного права, высокий уровень инфляции, резкие изменения объемов производства различных видов продукции, внутрироссийских и международных экономических связей делают внешние условия работы автотранспорта нестабильными.

Происходит общее снижение объемов перевозок грузов автомобильным транспортом; при этом значительно возрастает доля импортно-экспортных грузопотоков. Кроме того, низкие резервы провозных возможностей автомобильного парка, высокий уровень налогов и эксплуатационных затрат снижают конкурентоспособность российского автомобильного транспорта.

Одним из главных внешних факторов является изменение характера спроса на транспортные услуги. Объем международных перевозок грузов на сегодняшний день определяется развитием политических событий в отдельных регионах Европы, темпами формирования единого европейского рынка и усилением торговой активности.

Преобразования, идущие на автомобильном транспорте, осуществляются под непосредственным воздействием политических, экономических и социальных реформ.

Переход к рынку стал для автомобильного транспорта началом нового этапа его развития: внедряются новые виды деятельности и формы транспортного обслуживания. Все более весомая роль в этом принадлежит независимым грузовым транспортным предприятиям, которые в результате проводимых на транспорте разгосударствления, акционирования и приватизации получили возможность самостоятельно выходить на рынок транспортных услуг.

Ситуация, сложившаяся на рынке транспортных услуг к началу XXI столетия потребовала опережающего развития информационного сектора экономики. На транспорте оно проявилось в компьютеризации, создании, обработке, хранении и распространении информации, а также и в создании своей собственной инфраструктуры в виде телекосмических средств связи, слежения за движением транспортных средств и устройств, перехода на использование безбумажной документации. Следует отметить, что в настоящее время для транспорта как отрасли народного хозяйства как в рамках того или иного региона, так и в международном масштабе особенно актуальным стало требование снижения себестоимости товаров за счет сокращения затрат на перемещение товарно-материальных потоков от мест производства до мест потребления, уменьшения сложившихся объемов и масс запасов сырья и продукции в производстве. Для этого необходимо внедрить принципы логистики в управление производством и создать скоростные перевозочные системы, уже проверенные на практике за рубежом.

Подпрограмма «Международные транспортные коридоры» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» предусматривает использование преимуществ геополитического положения России.

Одним из ключевых звеньев развития российской экономики становится совершенствование транспортной системы страны и реализация ее мощного транзитного потенциала для обеспечения евроазиатских связей.

Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские и азиатские страны приступили к формированию системы международных евроазиатских транспортных коридоров, под которыми понимаются совокупности наиболее технически оснащенных магистральных транспортных коммуникаций, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.

Создание международных транспортных коридоров предусматривает не просто слияние существующих магистралей в единый комплекс, но и приспособление действующей коммерческой практики к международным стандартам, удаление любых ненужных торговых барьеров в свете экономических, социальных и политических концепций, действующих в той или другой стране. Процесс формирования международной системы интермодальных перевозок грузов и формирования глобальных международных транспортных узлов и коридоров продолжается.

В современных условиях необходимой научной основой стратегии и тактики организации и функционирования интермодальных транспортных систем является логистика. Это комплексное направление в науке. Оно охватывает управление материальным и информационным потоком в их взаимодействии, а ее научно-практическое назначение состоит в повышении эффективности этого управления в целях максимального снижения материальных и финансовых издержек транспорта как не создающего материальных и стоимостных запасов. Так, например, транспортная логистика, основные постулаты которой использовались ранее только в области военных сообщений и в доставке грузов на крупные строительные объекты, в настоящее время является научной основой для решения глобальных перевозочных проблем. Логистика не могла пройти мимо научного анализа интермодального варианта перевозок в целях интеграции преимуществ каждого из видов транспорта: автомобильного с использованием им широкой и разветвленной сети дорог, гибкости в отношении времени доставки и характера груза, когда транспортные расходы не играют существенной роли в ценовой политике; авиационного - с его скоростью; железнодорожного - с его надежностью; водного - с его эффективностью перевозок массовых грузов, совмещения доставки штучных товаров с их хранением при довольно низких эксплуатационных расходах. Логистика также не могла не прийти к выводу о том, что складирование полуфабриката или готового изделия не всегда нерентабельно. В ряде случаев оно повышает эффективность производства за счет переноса в склад отдельных процессов изготовления товара или обеспечения надежности систем снабжения, распределения или реализации. На основе принципов логистики были созданы концепции взаимозаменяемости услуг отраслей транспорта, включая специфические виды перевозок грузов на особых условиях, например тяжеловесных и длинномерных, концепции транспортных узлов и коридоров. Логистика заложена в основе создания контейнерной технологии. Доставку товара по варианту «от двери до двери» и «точно в срок» называют логистической. Требование совершенствования инфраструктуры, разработки единых тарифов и таможенных правил, согласования движения транспортных средств, способов формирования грузопотоков считаются логистическими.

Современная концепция логистики принимается за основу экономической стратегии предприятия, когда логистика используется как инструмент в конкурентной борьбе и должна рассматриваться как управленческая логика для реализации планирования и контроля над материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

В условиях современной рыночной экономики использование логистической концепции в управлении предприятием должно оказаться весьма эффективным как вследствие благоприятных экономических, юридических и политических условий, так и потому, что многие положения, не называвшиеся в прошлом логистическими, были, вне всякого сомнения, таковыми по существу.

На основе логистики формируется сегодня научно-практическое направление - экономика товародвижения. Ее инструментом становится интермодализм как средство концентрации грузопотоков на оптимальных географических коммуникациях. Экономика товародвижения в ее глобально-международном применении призвана дать объективную оценку эффективности действующих и проектируемых транспортных «мостов», «коридоров» и «узлов». Формирующаяся сегодня экономика товародвижения обязана находить оптимальные решения на основе оценки альтернатив логистических транспортных цепей доставки товаров: прямого транзита, организации сбыта товаров через систему складов, создания сборочного предприятия в стране реализации изделия и др. Должны оцениваться не только прямые транспортные издержки по вариантам перевозок, но и такие факторы, как размеры сбытовых затрат, наличие внутриотраслевой конкуренции в целях реализации синергетического эффекта наиболее эффективного управления транспортом, запасами и другими функциями комплекса как единого целого. В ходе создания интермодальных логистических транспортных систем учитывается главенствующее грузопотокообразующее значение той или иной отрасли. Наличие интермодального сообщения предполагает управление и координацию движения из единого центра. Такие центры сегодня создаются ассоциациями перевозчиков и экспедиторов. Они могут сосредоточиваться в крупных терминалах, формировочных центрах и осуществлять также контроль за грузопотоками на основе слияния отдельных участников в единый комплекс и интеграции отраслей. Такая интеграционная система предполагает проведение единой политики ценообразования и централизованной системы расчетов.

Так, при выборе интермодального варианта доставки груза грузовладельцу (товаропроизводителю, потребителю или агенту-экспедитору) приходится давать стоимостную и качественную оценку следующим факторам: сроку доставки, степени сохранности, условиям страхования и финансирования, фрахтовой, маркетинговой политике отраслей транспорта и терминалов, условиям и стоимости хранения, контрактным графикам поставки и др. Например, логистические концепции поставки товаров «точно в срок» приводят к выводу об эффективности для огромной производственной кооперации доставки одной огромной массы изделий с конвейера на другую сборочную линию, минуя склад, а для другой массы товаров - через централизованный склад хранения с использованием стандартных контейнеров в морских и железнодорожных сообщениях на участке «изготовитель - склад», а на всех остальных участках, включая вариант «от двери до двери» (например, запчастей), - мелкими отправками в автомобильно-авиационных сообщениях. Таким образом, необходимо создание таких логистических центров, которые координируют работу различных видов транспорта, обеспечивают краткосрочное и длительное хранение грузов, грузопереработку, таможенное оформление грузов и осуществляют доставку грузов клиентуре.

Установлено, что применение логистической системы способно обеспечить:

1) сокращение уровня складских запасов сырья и готовой продукции на 30-50%;

2) ускорение процесса транспортирования в 1,5-2 раза;

3) улучшение использования производственных мощностей фирм - производителей продукции на 20-50%.

К сожалению, в транспортных системах имеет место несогласованность работы отдельных звеньев между собой, которая проявляется обычно в двух формах - в несогласованности интенсивности хода процесса на отдельных элементах и в несогласованности протекания отдельных процессов во времени. Последняя особенно характерна для перевалочных узлов. Ситуация в транспортном производстве изменяется быстро, а информация о ходе процесса часто запаздывает. В этих условиях особое значение имеет коренное улучшение оперативного управления движением перевалочных грузопотоков, непрерывный контроль хода перевозок в реальном масштабе времени.

Перспективы развития автомобильного транспорта будут определяться будущим спросом на перевозки, так как спрос на транспортные услуги соответствует характеру экономического роста, причем переход к рыночной экономике сопровождается структурными изменениями не только в экономике, но и в самой транспортной системе.

1.1 Классификация и характеристика грузовых перевозок

В период становления рыночной экономики в нашей стране изменилось отношение к процессу оказания услуги транспортными предприятиями, основное внимание стало уделяться не выполнению планового задания, а наиболее полному удовлетворению требований потребителей. При этом технологии доставки стали базироваться на концепции интеграции транспорта и материально-технического обеспечения, что привело к постепенному органическому срастанию транспорта с обслуживаемым производством. Однако транспорт был и остается ключевой частью логистической цепи.

Транспорт - это, во-первых, комплекс технических средств для осуществления транспортировки грузов и пассажиров; во-вто- рых, отрасль экономики страны, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.

Транспортная система - комплекс различных видов транспорта, находящихся во взаимозависимости и взаимодействии при выполнении перевозок.

Рынок транспортных услуг - экономическая система отношений со встроенным организационным механизмом управления транспортной системой, посредством которого формируется отношения обмена между покупателями и продавцами транспортных услуг (рис. 1.1).

Перевозка грузов является сложным процессом, состоящим из ряда операций. Это и погрузка, перемещение груза, его выгрузка. При доставке возникает необходимость приема груза у грузоотправителя и выдачи его грузополучателю, оформления документов, сопровождения груза и др. Учитывая, что условия выполнения грузовых перевозок и виды перевозимых грузов достаточно многообразны, грузовые перевозки принято классифицировать по ряду признаков.

2. Альтернативы транспортировки и критерии выбора логистических посредников

2.1 Система критериев при выборе посредников

Технологический процесс доставки грузов состоит из последовательности операций по транспортировке: перемещение грузов от грузоотправителей до получения их потребителем, хранение грузов на промежуточных складах, упаковка, маркировка грузовых мест, сбор и разукрупнение отправок и др. Для обеспечения доставки до потребителя необходимо выбрать способ перевозки, технологии доставки, маршрут. Перевозка грузов может выполняться собственным транспортом предприятия, заинтересованного в доставке товаров, или с привлечением логистических посредников, которые выполняют все или отдельные операции по транспортировке, поэтому одной из логистических процедур выбора наряду с выбором способа перевозки и видов транспорта является выбор логистических посредников: перевозчиков, экспедиторов и др.

Решение любой задачи выбора производится на основе определенных критериев. Логистические процедуры выбора в транспортировке - это сложные многокритериальные задачи, решаемые с учетом системы критериев. Основными критериями выбора варианта транспортировки являются стоимость доставки, время, затрачиваемое на перевозку, качество доставки, выполнение сопутствующих услуг и др.

Выбор варианта транспортировки по критерию стоимости доставки или суммарных затрат на доставку осуществляется при помощи сравнения уровней данных затрат при разных вариантах, зависящих как минимум от двух факторов: расстояние перевозки груза и физического объема груза. Стоимостной критерий является одним из решающих в случае выбора самостоятельной организации доставки или доставки с применением логистических посредников. При этом учитываются затраты на приобретение и эксплуатацию собственного парка транспортных средств, затраты на наем, обучение, подготовку необходимого персонала, приобретение требующихся документов (сертификатов, допусков, разрешений, таможенных документов и т. д.), затраты на оплату услуг логистических посредников.

Сроки (скорость) доставки - временный критерий, косвенно связанный со стоимостным. Приоритет данному критерию отдается, как правило, в случае экстренных заказов.

Критерий качества доставки является комплексным критерием, включающим соблюдение сроков доставки, обеспечение сохранности грузов, готовность изменить условия договора, имидж фирмы на рынке, безопасность, качество применяемых процедур управлений рисками, например, надежность страховой защиты и др.

В целом же система критериев для выбора вида транспортировки может различаться в зависимости от вида перевозимого груза, параметров заказа, динамики бизнеса, в том числе, транспортное го и сопряженных с ним отраслей, и других факторов.

При определенных ситуациях для потребителя может быть решающим только один критерий, а все остальные не будут приняты во внимание. Так, например, известно, что доставка воздушным транспортом используется, в основном, только для ценных грузов и почты. Однако если отсутствие какой-либо детали приведет к остановке производства, клиента будет интересовать, в первую очередь, может ли поставщик организовать незамедлительную поставку. Естественно, что процедура выбора варианта транспортировки по одному критерию является более простой. Однако выбор редко производится по одному критерию, так как самый быстрый вариант может быть настолько дорогим, что доставка груза по нему не принесет желаемой прибыли или вообще окажется убыточной; самый дешевый вариант доставки может оказаться неприемлемым из-за большой продолжительности перевозки или низкой надежности доставки в договорные сроки.

Если при выборе варианта транспортировки решающими являются несколько критериев, то выбор варианта производится с применением методов решения многокритериальных задач, предусматривающих компромиссное решение. Модель выбора варианта транспортировки должна предусматривать возможность изменения системы критериев, задания значимости (ранжирования) критериев нахождения наилучшего решения при равной важности всех участвующих в выборе критериев.

2.2 Основные логистические посредники, Современные тенденции экспедиционного обеспечения логистики

При перевозках грузов большое влияние на качество обслуживания оказывает участие посредников. К основным логистическим посредникам в транспортировке товаров относятся перевозчики и экспедиторы. Первые, как правило, выполняют различные перевозочные услуги, ассортимент которых определяется размерами отправок, различной дальностью перевозки, видами принимаемых к отправке грузов и другими признаками. Экспедиторы выполняют набор комплексных услуг: организовывают перевозку по маршруту, выбирают способ транспортировки и маршрут, координируют работу разных перевозчиков, выполняют таможенное оформление грузов и другие операции. Объем и содержание транспортной экспедиции определяется многими обстоятельствами: видом транспорта, видом сообщения, характером груза, технологией обработки груза и т. д. По данным Международной федерации экспедиционных ассоциаций (ФИАТА - FIATA), в мире действует около 35 тыс. экспедиционных предприятий.

К основным функциям экспедитора относят следующее:

Проработка транспортных условий контракта купли- продажи и выбор наиболее рационального вида транспорта, маршрута перевозки, транспортных средств с учетом системы критериев, принятой для транспортировки товара;

Изучение конъюнктуры мирового рынка транспортных услуг и разработка рекомендаций по организации перевозок;

Сопровождение товара в процессе транспортировки с предоставлением набора информационных услуг,

Организация доставки грузов, погрузочно-разгрузочкых и складских работ,

Обеспечение максимального использования грузоподъемности и грузовместимости перевозочных средств (вагонов, автомобилей, контейнеров, судов);

Заключение договоров с перевозчиками или их представителями на транспортировку груза, осуществление расчетов с перевозчиками и другими транспортными посредниками;

Подготовка необходимых транспортных и товаросопроводительных документов;

Приемка груза от перевозчика в пунктах назначения с проверкой количества груза (веса, числа мест), а в отдельных случаях и его качества;

Оформление коммерческих актов и других документов при обнаружении недостач, порчи, повреждения груза или тары, излишков, пересортицы и т. п.;

Содействие организации перевалки грузов при передаче cj одного вида транспорта на другой;

Выполнение таможенной очистки, содействие санитарному! контролю и карантинным операциям;

Выполнение страхования грузов;

Координация действий участников транспортного процесса для обеспечения эффективной доставки грузов и др.

Выполнение указанных функций экспедитора реализуется через последовательность конкретных операций. Так, погрузочному разгрузочные и складские работы включают следующие операции: | погрузку, разгрузку, сортировку, маркировку, упаковку, счет, взве- j шивание грузов, комплектование и разукрупнение отправок, формирование и расформирование пакетов, ремонт упаковки и транспортной тары и т. д. Экспедитор при этом может выполнять очист-1 ку транспортных средств и контейнеров от остатков груза, содержать парк оборотных контейнеров и пакетов и предоставлять их| грузоотправителям, предоставлять пломбировочные устройства.

К коммерческим услугам, предоставляемым экспедиторами, относятся заполнение товарно-транспортных документов; оформление и оплата провозных платежей, сборов, штрафов; декларирование грузов в таможенных органах, оформление таможенных документов, составление актов о недостаче, несохранности грузов и просрочке их доставки от имени грузовладельца.

К информационным услугам экспедитора относят информирование грузополучателей об отправке грузов, уведомление о прибы-1 тин грузов в их адрес, предоставление сведений и месте нахождения груза, о тарифах на логистические услуги, выполняемых в ходе транспортировки и др.

Экспедиторы, имеющие подвижной состав, могут выполнять операции по перевозке.

При привлечении экспедитора в смешанном сообщении возни- зет необходимость определения выгоды, получаемой пользователем, которая зависит во многом от используемой схемы доставки. Пусть продавец и покупатель заключили договор купли-продажи товара, в котором предусмотрена обязанность продавца организовать доставку груза в пункт назначения. При этом следует выполнить следующие операции: груз необходимо подготовить к транспортировке, оформить документы, погрузить на автомобиль, доставить на автомобиле на железнодорожную станцию, там выгрузить и какое-то время хранить до погрузки в вагон, перевезти груз по железной дороге в порт своей страны, выгрузить на склад порта, временно хранить на складе до прибытия судна, погрузить груз на судно, отправить морем в порт другой страны, обработать груз в порту страны назначения, передать его автомобильному перевозчику, который доставит его в обусловленный договором пункт назначения.

В рассматриваемой ситуации возможны три основные схемы организации указанного сообщения.

По первой схеме (рис. 2.1) продавец отказывается от услуг каких-либо посредников в организации и осуществлении перевозок, т. е. действует самостоятельно. Из схемы видно, что для того, чтобы осуществить возложенные на него обязательства по доставке, отправителю следует заключить 6 договоров обслуживания (перевозки и оказания услуг) - по количеству участников транспортировки и перевалки груза с одного вида транспорта на другой. Таких договоров может быть больше, если на участке одного вида транспорта задействовано более одного перевозчика.

По второй схеме в договор включаются посредники - экспедиторы. Их договорно-правовой статус и деятельность в такой логистической цепи доставки принципиально меняют права и обязанности отправителя и покупателя, что отражено на рис. 2.2. В это схеме различают следующие виды транспортной экспедиции:

При отправлении груза, в пунктах отправления и погрузки;

По прибытии груза, в пунктах назначения, выгрузки;

При перевалке груза, в пунктах перехода с одного вил транспорта на другой, перегрузки.

Отправитель не готовит груз к перевозке, а поручает выполнить все необходимые операции экспедитору. Вместо 6 договоров перевозки и обработки грузов продавец заключает лишь 3 договора транспортной экспедиции. При этом следует отметить, что понятие «экспедитор» имеет в данном случае узкий смысл, т. е. это оператор на рынке транспортных услуг, который тяготеет к определенным видам транспорта и деятельности на них, а также к определенным странам и регионам. В указанной схеме, как правило, один экспедитор представляет интересы покупателя и выполняет необходимые операции с грузом по его прибытии на место назначения.

Третья схема доставки груза, приведенная на рис. 2.3, иллюстрирует сущность и главные принципы организации и регулирования смешанных перевозок.

Оператором смешанных перевозок является экспедитор, обла дающий большими правами и ответственностью, а также более ши рокой сферой деятельности. Отправитель заключает один договор и предает груз оператору смешанной перевозки. Процесс доставки находится под постоянным контролем оператора, и грузовладелец может в любой момент получить информацию о продвижении груза и его состоянии. Таким образом, операторы смешанных перевозок организуют и осуществляют перевозку в соответствии с логистическим принципом «от двери до двери». Операторы смешанной перевозки имеют, помимо главных офисов, региональные представительства, дочерние компании, сеть агентов в грузообразующих центрах и в транспортных узлах.

К вспомогательным логистическим посредникам в транспортировке (если экспедиторы не выполняют соответствующие функции) относятся таможенные брокеры, информационные, страховые, охранные компании, банки, терминалы и др.

3. Современные логистические технологии доставки грузов. Принципы, организация, эффективность

3.1 Модальные перевозки: унимодальные, мультимодальные, интермодальные

Снижение транспортных расходов возможно за счет применения новых технологий перевозки, реорганизации транспортной инфраструктуры и интеграции транспортных систем. Таким образом, главным инструментом в указанном процессе является использование нескольких видов транспорта при доставке грузов. При этом следует отметить, что указанный способ доставки не имеет в российской и международной практике единой терминологии, однако многими авторами сделана попытка обобщить известные определения: смешанные, комбинированные, мультимодальные, интермодальные.

Правилами UNCTAD (United Nation on Trade and Development) принята следующая терминология.

Унимодальная (юнимодальная) перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта одним или несколькими перевозчиками.

Интермодальная перевозка -- это перевозка несколькими вицами транспорта с перевалкой грузов, при этом один из перевозчиков организует всю перевозку от одного пункта происхождения через один или несколько пунктов перевалки до конечного пункта и в зависимости от распределения ответственности за перевозку выдаст различные виды транспортных документов.

Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим. При этом он может выписать документ на интермодальную или комбинированную перевозку.

Мультимодалъная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей документа о мультимодальной Перевозке.

Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом месте или транспортном средстве последовательно различными видами транспорта с использованием сквозного документа.

Смешанная перевозка- это перевозка по крайней мере, двумя видами транспорта.

Обобщающая схема, позволяющая определить основные характеристики каждого вида перевозки, приведена на (рис 3.1)

Общими особенностями смешанных перевозок являются.

1) Согласованное использование в перевозке ьолее одного вида транспорта

2) Перевозка организуется одним лицом- оператором смешанной перевозки

3) Отношение между заказчиком и исполнителем комплексной транспортной услуги (оператором смешанной перевозки) регуоируются на основе одного договора.

4) Смешанная перевозка может иметь статус международной. В этом случае место приема груза к перевозке и предлогаемой место его сдачи находятся на территории двух различных государств.

3.2 Терминальные перевозки: Характеристика современных грузовых терминалов

При разработке схемы доставки большое значение приобретают пункты перегруза, в которых выполняются перевалочные операции с одного вида транспорта на другой, производятся рассортировка грузовых партий и другие операции, связанные с транспортировкой и складскими работами. В таких пунктах организуются специальные комплексы инжерено-технических сооружений, предназначенных для взаимодействия разных видов транспорта и выполнения таких, как прием, накопление, погрузка, разгрузка, временное хранение, сортировка грузов, комплектация и разукрупнение отправок. Такие комплексы получили название терминалов. На терминалах, помимо складских операция и грузоперерабоки, выполняется коммерческое и информационное обслуживание грузополучателей, экспедиторов, перевозчиков и других логистических посредников.

Терминалы, предназначенные для обслуживания широкой номенклатуры грузов, называются универсальными, а терминалы, на которых осуществляют переработку груза какого-то одного вида специализированными.Система доставки, организуемая через терминалы получила название терминальной, схема терминальной система приведена на рис.3.2.

Одним из главных показателей эффективности доставки грузов с использованием терминалов является обеспечение высокой скорости доставки в сочетании с высокой производительностью подвижного состава. Так, разветвленная терминальная система позволяет осуществлять международные перевозки по территории Западной и Центральной Европы с гарантией доставки в течение 24- 48 ч. Производительность подвижного состава в терминальных системах возрастает на 40-60%, себестоимость перевозки снижается на 25-30%. Столь высокая эффективность работы терминальных систем определяется интегрированием большого числа логи- стических функций и операций и соблюдением технологической целостности процесса доставки. Технология доставки грузов через терминалы включает предварительную подготовку груза и необходимых для него документов, широкое использование парка оборотных контейнеров, поддонов, укрупнение грузопотоков, формирование информационных систем электронного документооборота, телекоммуникационных систем слежения за грузами в процессе движения и многое другое. Стандартная схема технологического цикла грузового терминала представлена на рис. 3.3.

Терминальная система, кроме терминалов, на которых выполняется грузоперерабока и складские операции, включает подсистемы подвоза (сбора) и развоза грузов, а также подсистему терминальных перевозок.терминальных перевозок. Сбор грузов на терминал и развозка грузов из терминала выполняется, как правило, автомобилями малой и средней грузоподъемности. В магистральных перевозках задействованы все виды транспорта. Автомобильный транспорт в подсистеме магистральных перевозок представлен автомобилями большой грузоподъемности, автопоездами с прицепами и полуприцепами.

Одной из важных логистических процедур транспортировка грузов является выбор терминала или терминальной системы. Дл этого важно знать расположение терминалов по предполагаемому маршруту доставки, специализацию, мощность терминалов, а также уметь оценивать надежность выбранных объектов, качество выполняемых операций и другие параметры работы терминалов. Процедура выбора терминала аналогична выбору экспедитора, иногда обе задачи выбора объединяются, поскольку многие экспедиторы - это предприятия, имеющие терминальные комплексы, а грузоотправителю нужны и терминальные и экспедиционные услуги, поэтому экспедиторам, имеющим терминалы, может быть отдано предпочтение.

Большое значение терминальные системы имеют в доставка грузов по международным транспортным коридорам, под которыми понимается часть транспортной системы, предназначенная для обеспечения международных грузовых перевозок между отдельными районами на основе единой технологии. Организация между народных транспортных коридоров создает основу для созданных глобальных логистических систем и интеграции национальны: транспортных систем в мировую транспортную систему.

4. Современные технологии контроля качества транспортировки продукции, чувствительной к температурным изменениям

Кухаренко А.В. ООО "Брукс ЛМ", специалист по предотвращению транзитного ущерба

В условиях жесткой конкуренции всегда побеждает продукция, обладающая более высоким качеством. Для целей повышения качества производителями приобретается более совершенное технологическое оборудование, совершенствуются процедуры контроля качества. Однако, даже если производство без потерь, благодаря четкому контролю, потери, все-таки имеют место. Эти потери проявляются там, где проведение контроля, по каким либо причинам не представляется возможным. Например, в процессе транспортировки груза.

Транспортировка во все времена была для отправителя "черным ящиком". То, что происходит с грузом при перевозке, как правило, обнаруживается уже после приемки, когда оспорить что-либо уже невозможно. Одним из нарушений вызывающих скрытые повреждения груза является нарушение температурного режима.

Для контроля температуры, современные модели рефрижераторов снабжаются электронными регистраторами, которые позволяют отслеживать температурные колебания на протяжении всего времени следования, но таких машин мало, в большинстве рефрижераторов установлены только термометры. Конечно, такие регистрирующие системы можно установить самостоятельно, но это хорошо только для собственной транспортной службы предприятия, потому что это дорогие устройства. Есть и другой способ решения проблемы контроля температурного режима транспортировки, основанный на применении системы многоступенчатого контроля в сочетании с использованием одноразовых термоиндикаторов.

Применение такой системы обладает целым рядом преимуществ:

Термоиндикаторы на несколько порядков дешевле даже самых простых электронных систем;

Термондикаторы свободно считываются визуально, без применения считывающих устройств;

Термоиндикаторы позволяют определить кумулятивную продолжительность температурного воздействия на продукт;

Одноразовые термоиндикаторы представляют собой небольшие многослойные бумажные устройства, окрашивающиеся в красный цвет в случае, если превышена контрольная температура. Такие индикаторы широко используются для контроля холодовой цепи при транспортировке вакцин, фармацевтических препаратов, донорской крови и органов.

Применительно к замороженным продуктам и мороженому, контрольная температура составляет -18 градусов Цельсия. Рассмотрим систему контроля температурного режима транспортировки с использованием термоиндикаторов WarmMark (Рис.1).

Рис. 1. Схема рабочей модели системы контроля температурного режима транспортировки груза с использованием термоиндикаторов WarmMark

Управляющая логистическая система проводит предварительную подготовку к отправке груза, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:

Информирование получателя, компании перевозчика и страховой компании о проводимых контрольных мероприятиях;

После загрузки, проводится установка термоиндикаторов на контрольные упаковки с грузом;

Делается отметка об использовании термоиндикаторов в транспортной накладной;

Непосредственный перевозчик (водитель) предупреждается об ответственности и о том, что груз находится под контролем;

По прибытии груза в пункт назначения, получателем проводится приемка груза в присутствии представителя перевозчика.

В случае если термоиндикатор сработал:

О факте срабатывания делается отметка в транспортной накладной;

Информируется отправитель;

Проводится выборочная проверка;

Если обнаружена порча груза, составляется коммерческий акт;

Отправитель проводит анализ возможных причин и принимает управленческие решения;

Если индикатор не сработал - это означает, что колебаний температуры могущих привести к порче груза не было.

Как показывает практика, благодаря применению системы контроля температурного режима транспортировки удается существенно сократить потери при транспортировке (от 50% и выше), более того, отношение к грузу со стороны участников процесса транспортировки резко меняется - повышается дисциплина складского персонала отправителя, водителей транспортных компаний, персонала получателя. Перевозчик старается заранее предвидеть возможные дорожные ситуации и риски, чаще проводит температурный контроль посредством бортового термометра. В итоге, продукция доставляется получателю без потерь в качестве. Что, собственно, и требуется!

4.1 Современные технологии снижения затрат транспортной логистики

Групп а Компаний АНТОР.

Профессиональные ИТ-решения повышения эффективности управления транспортной логистикой и транспортными ресурсами

Размещено на http://www.allbest.ru/

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

LogisticsMaster™ - автоматизация планирования маршрутов доставки продукции и локальных грузоперевозок

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

Logist CPM - финансовый анализ бизнес-процессов доставки продукции

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

Intercity Delivery Planning - планирование междугородних грузоперевозок

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

MonitorMaster - спутниковый GPS/ГЛОНАСС мониторинг и навигация транспорта и мобильных объектов

ANTOR Размещено на http://www.allbest.ru/

PocketMaster - спутниковый мониторинг транспорта персонала (и транспорта) на основе КПК.

ANTOR Logistics Master тм

Автоматизированная система планирования маршрутов грузоперевозок

Планирование оптимальных маршрутов грузоперевозок (доставка и сбор)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сокращение расходов и оптимизация ресурсов

Размещено на http://www.allbest.ru/

Повышение скорости и точности планирования

Размещено на http://www.allbest.ru/

Формализация процессов планированияРазмещено на http://www.allbest.ru/

и осуществления контроля;

Снижение влияния человеческого фактора

Размещено на http://www.allbest.ru/

Программный комплекс ANTORРазмещено на http://www.allbest.ru/

LogisticsMaster тм обеспечивает эффективное решение задач распределения заявок по рейсам с точки зрения максимизации использования ресурсов автотранспорта и оптимизации пробега, строго учитывая установленные «окна доставки».

Источником данных для планирования служат заявки клиентов, автоматически поступающие из Корпоративной Информационной Системы заказчика в ANTOR LogisticsMaster тм. Кроме того, системе планирования маршрутов ведется полный учет доступных транспортных средств (как собственных, так и арендуемых).

В ходе планирования ANTOR LogisticsMaster тм проводит распределение заявок по отдельным рейсам, осуществляется геокодирование (привязка рейсов к картографической основе, транспортному графу и адресной базе).

ANTOR LogisticsMaster тм . Преимущества использования

Вариант 1: За счет сокращения периода планирования маршрутов доставки и грузоперевозок, мы получаем возможность проводить более тщательную комплектацию и погрузку заказов в кузов автомобиля, в соответствии с порядком объезда точек, что позволяет значительно сократить время разгрузки в точке доставки, а значит обслуживать больше клиентов.

Вариант 2: появляется возможность использовать высвобождаемое время для увеличения срока приема заказов (например, не до 16.00 для доставок на следующий день, а до 18.00-19.00), что не может не способствовать увеличению объемов продаж и повышения качества обслуживания клиентов.

4. 2 ANTOR Intercity Delivery Planning система автоматизации планирования междугородних грузоперевозок

Автоматизировать процесс планирования маршрутов междугородних грузоперевозок;

Эффективно управлять прибыльностью и стоимостью каждого рейса

Формировать для каждого клиента индивидуальные цены, учитывая сопутствующие издержки и норму прибыльности

Сократить порожние пробеги автотранспорта (планировать дозагруз машин, в т.ч. после начала рейса)

Планировать расход топлива

Повысить общую безопасность рейсов

Повысить производительность и качество работы диспетчеров

Повысить степень контроля за выполнением грузоперевозок

ANTOR Intercity Delivery Planning позволяет детально планировать все этапы и параметры выполнения рейсов:

Среднюю скорость перемещения

Размещено на http://www.allbest.ru/

Полный (общий) пробег ТС

Размещено на http://www.allbest.ru/

Средний пробег в сутки

Размещено на http://www.allbest.ru/

Количество необходимого Размещено на http://www.allbest.ru/

Места заправок и ночевок

Размещено на http://www.allbest.ru/

И многое другое…

Подобное планирование позволяет:

· Определить затраты (издержки) и необходимые ресурсы для организации грузоперевозки

· Повысить безопасность транспортных средств и грузов

· Оптимально управлять эксплуатацией и содержанием транспортных средств

· Снизить аварийность грузоперевозок

4.3 ANTOR Monitor Master

Система GPS /ГЛОНАСС мониторинга транспортных средств и специальной техники

Однако, все преимущества эффективного планирования могут быть сведены к нулю из-за отсутствия системы надежного контроля. Много ли будет стоить Ваш план, если водитель, выезжая за ворота склада, тут же про него забывает и сам определяет порядок объезда точек доставки или что еще хуже - в первую очередь, решает собственные задачи, используя корпоративный транспорт.

С функцией контроля и анализа фактических перемещений транспортных средств, режимов работы машин и механизмов успешно справляется система спутникового GPS/ГЛОНАСС мониторинга мобильных объектов ANTOR MonitorMaster.

Принцип работы

На транспортное средство устанавливается специализированное оборудование: бортовой контроллер (с GPS/ГЛОНАСС-приемником и GSM-модемом) и при необходимости: датчики состояния (расхода топлива, температуры, открытия/закрытия кузова, давления на ось и т.д.) или CAN/FMS адаптер для подключения к бортовому компьютеру автомашины. Передача данных осуществляется каждые 10-15 секунд (возможна дистанционная настройка данного параметра) по каналу GPRS/EDGE (мобильный Интернет) через специализированный Интернет-шлюз на сервер Заказчика. Полученная информация отображается на электронной векторной карте и сохраняется в архиве. Пользователи могут получать отчеты о состоянии, маршруте и текущем нахождении транспортных средств - в данный момент времени или за любые прошлые периоды.

...

Правовые основы различных транспортных логистических операций. Экономическая оценка видов транспортировки. Анализ ситуации на рынке нефтеналивных грузов. Железнодорожный транспорт в перевозке нефтеналивных грузов: традиционные поставки и перевозки.

дипломная работа , добавлен 09.02.2009

Теоретические и методологические основы мультимодальных перевозок и интермодальных систем. Транспортная экспедиция в мудьтимодальных системах транспортировки. Оптимизация маршрута контейнерной перевозки из Китая в Россию. Расчет стоимости доставки.

дипломная работа , добавлен 10.07.2017

Факторы, определяющие свойства и качество грузов. Классификация и организация перевозок массового груза. Транспортная характеристика и перевозка тарно-штучных грузов. Особенности транспортировки опасных грузов и грузов, перевозимых в контейнерах.

курсовая работа , добавлен 11.04.2013

Основные виды сообщений в системе доставки грузов. Терминальные технологии в формировании логистической системы перевозок грузов. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их использования. Подвоз-развоз грузов на терминалы.

контрольная работа , добавлен 07.05.2011

Организационная структура транспортной компании, функциональные задачи ее служб (отделов). Задачи по организации перевозок транспортной компании. Планирование и организация доставки грузов. Организация перевозки мониторов для компьютеров, свежей зелени.

курсовая работа , добавлен 04.01.2015

Правила перевозок тарно-штучных грузов автомобильным и железнодорожным транспортом, сравнительная характеристика, преимущества и условия использования. Принципы определения совокупных логистических издержек на организацию поставок скоропортящихся грузов.

курсовая работа , добавлен 06.02.2014

Сущность и возможности транспортировки грузов морским путем, достоинства и недостатки данного вида перевозок. Проведение анализа современного состояния рынка морских контейнерных перевозок как самого дешевого и безопасного вида транспортировки грузов.

курсовая работа , добавлен 26.10.2012

Методологические основы исследования логистических аспектов международных транспортных перевозок. Содержание и классификация транспортных операций: сущность и особенности. Стратегические основы развития транспортных перевозок Европейского Союза и США.

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТЬ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

1.1 Понятие транспортной услуги и ее отличительные черты от сферы материального производства

2.1 Обязанности перевозчика и отправителя при транспортировке грузов

2.2 Технология перевозки грузов

2.3 Качество транспортных услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Транспорт характеризуется особенностями, которые необходимо учитывать при обосновании показателей объема его продукции. В отличие от других отраслей промышленности, транспорт не производит новых материальных благ, он только перемещает их в пространстве. Все перевозки грузов учитываются по отправлению в тоннах, включая вес тары груза, а также вес приспособлений и оборудования, применяемых при перевозках.

Вся деятельность предприятий транспорта подчинена основным требованиям, таким как выполнение договорных обязательств по выполнению плана перевозок и быстрейшей доставке грузов с меньшими затратами. Важно, чтобы все материальные ценности, предоставленные к перевозке, были доставлены в пункты потребления в кратчайшие сроки и в сохранности. Это является одним их важнейших условий развития отраслей промышленности, правильной организации производства и товарооборота. Процесс перевозок грузов и пассажиров представляет собой весьма сложный комплекс технических коммерческих и финансовых операций, который выполняется многочисленными производственными предприятиями транспорта, образуя единый транспортный конвейер, который для коммерческой деятельности представляется как процесс доставки груза, наиболее полно удовлетворяющий получателя как по срокам доставки, так и по стоимости услуг транспорта.

В связи с этим, целью работы является рассмотрение понятия транспортной услуги, способов перевозки грузов и разделение транспортного процесса на составляющие его операции.

Исходя из поставленной цели, следует решить следующие задачи:

    дать понятие транспортной услуге и выявить ее отличительные черты;

    рассмотреть организацию и способы перевозок;

    определить содержание транспортных операций, представляющих наибольший интерес для коммерческой деятельности.

Актуальность темы контрольной работы определяется тем, что в условиях рыночной экономики возникла необходимость в создании адекватного регулирования и документационного обеспечения перевозимых на транспорте грузов, пассажиров и багажа. А проектирование прогрессивной технологии и организации перегрузочных процессов является комплексной задачей, от правильного решения которой в значительной мере зависят показатели работы перегрузочных комплексов, а следовательно эти факторы имеют большое влияние на стоимость предоставляемых услуг, что в конечном счете сказывается на стоимости перевозимых товаров. (1, 16)

Объектами исследования в работе можно выделить перевозки грузов и пассажиров, наличие подвижного состава и его оптимальное движение, прогрессивное использование перегрузочных комплексов и финансовые результаты от перевозочной деятельности.

Предметом в работе выступает коммерческая деятельность и эксплуатация транспорта с целью подробного изучения влияния тарифов транспорта на конечную стоимость перевозимых товаров.

Теоретическую и методологическую основы работы составили опубликованные научные труды отечественных экономистов, судоводителей и инженеров по вопросам регулирования и правильной организации морских перевозок грузов, а также по способам и методам организации технологических процессов и схем при погрузочно-разгрузочных работах.

В структуру работы входят введение, два раздела, заключение и библиографический список.

1 ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТь, Производственный процесс

1.1 Понятие транспортной услуги и ее отличительные черты от сферы материального производства

К услугам относятся все виды труда, непосредственно не занятые изменением и преобразованием форм материи и сил природы и производящие особую потребительную стоимость, которая выражается в общественно полезной деятельности самого труда в различных отраслях общественного хозяйства (наука, образование, здравоохранение и т.д.). К услугам относят также и те виды труда, которые, будучи заняты собственно в материальном производстве, не овеществляются в предметно осязаемом, обособленном продукте труда (транспорт, связь).

Услуга – вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат.

Услуги транспорта относятся к услугам, завершающим и (или) предваряющим процесс материального производства. Услуги транспорта определяются как подвид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей потребителей и характеризующийся наличием необходимого технологического, финансового, информационного, правового и ресурсного обеспечения. Под услугой, следовательно, подразумевается не только собственно перевозка груза, но и любая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

Следовательно, одним из главных направлений совершенствования хозяйственной деятельности на транспорте в условиях рыночной экономики является обоснование важнейших экономических и производственных показателей его работы, наиболее полно отражающих степень удовлетворения потребителей в перевозках грузов, экономичность и качество транспортной работы.

Перевозка груза является основным видом услуг транспорта. Перевозка груза, как правило, сопровождается предоставлением одного или нескольких видов других услуг (погрузкой, движением, экспедированием, разгрузкой).

Погрузка включает в себя подачу транспортных средств к нужному месту, организацию фронта работ, накопление, формирование и сортировку груза, оформление документов, сопровождающих перевозку. Главным документом при перевозках является товарно-транспортная накладная, на основе которой грузоотправитель списывает со счетов своего предприятия материальные ценности, передавая их на период перевозки работникам транспорта. Все риски, связанные с сохранностью товара, с этого момента переходят от грузовладельца к перевозчику. Перевозчик не является владельцем груза, но на период перевозки отвечает за него материально.

Движение является основной функцией транспорта. Усложнившееся движение транспортного потока требует большего внимания и от составителей маршрутов, и от исполнителей (водителей, машинистов, капитанов) для сокращения времени в пути и гарантированной безопасности перевозки грузов или пассажиров.

При погрузке осуществляются перегрузочные работы – это весь комплекс завершенных технологических операций, связанных с перемещением груза из одного места в другое. Это перемещение совершается по различным вариантом, где вариант – это перемещение груза, связанное с одного вида транспорта на другой или с транспорта на склад и могут быть:

    Складские – погрузка-разгрузка осуществляются по схеме транспорт-склад, склад-транспорт;

    Прямой вариант – судно-транспорт, транспорт-судно, судно-судно. Прямой вариант требует единого согласованного графика движения судов и других видов транспорта. Прямой вариант экономичен, так как снижаются затраты труда, обеспечивается лучшая сохранность перевозки, ускоряется доставка груза. (6, 302)

Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцами или, при желании и возможности, работниками транспорта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовладельцев, для сокращения времени на погрузочно-разгрузочные работы и общего времени производственного процесса. Эти операции – наиболее сложные и трудоемкие, влияющие на время задержки транспортного средства, а следовательно, на уменьшение его производительности.

Разгрузка – это подача транспортного средства в зону работ, расформирование и сортировка груза, оформление документов на прибывший груз. По товарно-транспортной накладной груз передается грузополучателю, который принимает на себя материальную ответственность. Все риски за груз переходят с перевозчика на грузополучателя.

Производственные процессы на транспорте могут быть массовыми, повторяющимися (погрузка – движение – разгрузка). Так как перевозка осуществляется на различные расстояния, что связано с дислокацией (размещением) грузовладельцев, требуется оперативное составление заданий на перевозку.

Осуществление транспортного процесса сопровождается большим потоком информации, включающим в себя: путевой лист на транспортное средство с указанием груза, маршрута; товарно-транспортные накладные на груз; информацию по организации движения на маршруте, оперативную информацию при сбойных ситуациях и т.д. Перемещение транспортных средств вне пределов предприятия создает большие трудности для контроля и оперативного вмешательства из-за невозможности быстрой передачи информации, особенно в случаях сбоя, отказа от приемки груза вследствие, например, поломки кранов или отключения электроэнергии на фронте погрузки-разгрузки и т.п.

Характеристика транспортной продукции обусловлена особенностями транспортного процесса. Особенность транспорта состоит в том, что производственный процесс на транспорте – это процесс перемещения грузов и пассажиров, который и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер. Транспорт продолжает и завершает процесс производства продукции до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным лишь тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Следовательно, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пассажирами.

Продукция транспорта воздействует на размеры общественного производства, так как является необходимым условием обслуживания процессов производства отраслей экономики, и активно воздействует на развитие производительных сил и размещение (географию) производства, что, в свою очередь, способствует совершенствованию транспорта.

Стоимость транспортной продукции входит в окончательную стоимость перевозимой продукции, так как грузовладельцы осуществляют оплату транспортных затрат, которые они затем, при продаже, добавляют к стоимости своей продукции. Считается, что стоимость груза не влияет на стоимость транспортной продукции. Но, тем не менее более дорогой или с особыми свойствами товар (например, скоропортящиеся продукты питания) требует при транспортировке больших затрат, так как необходим специализированный транспорт, эксплуатация и обслуживание которого стоят дороже обычного транспортного средства. Примером подобного удорожания может служить перевозка драгоценных металлов или денежной массы, которая должна осуществляться в специализированных бронированных транспортных средствах с охраной в пути.

На транспорте предметами труда служат перевозимые грузы, которые не являются собственностью транспорта, но на время перевозочного процесса перевозчик несет за них полную материальную ответственность.

Транспортная продукция обладает одной особенностью: с увеличением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта. Например, при возрастании перевозок нефти и нефтепродуктов по железной дороге ее необходимо заменить на трубопроводный транспорт или при росте населения в городе свыше 1 млн. человек необходимо строительство метрополитена, обладающего большими провозными способностями, чем наземные виды городского транспорта. (7, 119)

Поскольку транспортная продукция производится только в период движения транспортных средств с грузом или пассажирами, то ее количество зависит от времени простоев при погрузочно-разгрузочных операциях, т.е. уровня механизации и автоматизации перегрузочных и складских процессов, а также использования прогрессивных технологий перевозки (контейнерной, пакетной, интермодальной и т.п.).

Нематериальный характер транспортной продукции изменяет состав ее себестоимости. Если в отраслях экономики значительные затраты идут на приобретение сырья, из которого производится продукция, то в транспортной отрасли при отсутствии сырья почти 50% себестоимости уходит на заработную плату водителей, выполняющих транспортную работу. В эти же 50 % входит та часть износа транспортного средства, которая в будущем будет использована на приобретение нового транспортного средства.

Особенностью транспортной продукции является также тот факт, что ее производство проходит вне транспортного предприятия. А так как транспортные средства обладают повышенной мобильностью, то контроль за производством транспортной продукции затруднен и не всегда есть возможность осуществления обратной связи, т.е. воздействия на процесс производства продукции. Выходом из этого положения можно считать широкое развитие информационных оперативных систем, особенно мобильной телефонной связи.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации людьми конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок. Задача технологии – очистить процесс перевозки грузов от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия – этап и операция. Этап – это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция – однородная, логически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и этапность, однозначность действий. Назначение расчленения процесса перевозки грузов на этапы представляет собой определение границ имманентных требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции в другую. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем большая вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и, в первую очередь, закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных к достижению поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология не создается на «пустом месте», а имеет связь с технологией прошлого и будущего. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко переделывать ее в технологию будущего.



Каждая технология должна предусматривать однозначность выполнения включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологией, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологии этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства.

Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Технологический процесс изобретен не сегодня. Подобно тому, как, по словам Мольера, люди не задумываются над тем, что пишут и говорят прозой, так и работники автотранспортных предприятий, используя определенную технологию, не задумываются над ней. В прошлом технологии процесса перевозки грузов формировались в большинстве случаев интуитивно. Технологические процессы перевозки грузов не были целенаправленно и сознательно разработанными системами этапов и операций. Поэтому в настоящее время очень многие перевозочные процессы недостаточно эффективны.

Технологические схемы процесса перевозки грузов:

а – одним видом транспорта; б – различными видами транспорта.

Для эффективного планирования и координации производственных процессов нужны точные прогнозы, которые дают возможность загодя распределять ресурсы, вместо того чтобы в ответ на уже наступившие перемены осуществлять дорогостоящие изменения в загрузке мощностей или использовании запасов. Прогнозирование повышает эффективность логистики, поскольку создает возможность для обмена информацией, а не запасами. Используя современные технологии интеграции прогнозов, отвечающих информационным потребностям логистики, может быть определена процедура составления эффективных количественных прогнозов, в конечном итоге, фактическая оценка складывается из шести элементов: базовой величины ресурса, сезонного фактора, тенденций изменений во времени, циклического фактора, эффекта стимулирования и случайных колебаний. Базовая оценка - средняя величина, а остальные элементы предоставляют собой поправочные коэффициенты.

Повышение эффективности перевозок связано с техническим усовершенствованием подвижного состава транспорта и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивной технологии, совершенствованием организации перевозки грузов. Технические усовершенствования позволяют увеличить скорость движения подвижного состава, сократить простои под погрузочно-разгрузочными операциями, увеличить объем партии перевозимого груза и т.д. Задача технологии - сократить продолжительность и трудоемкость перевозки груза за счет уменьшения числа выполняемых операций и этапов процесса перевозки.

Под технологией процесса перевозки груза понимается способ реализации конкретного перевозочного процесса путем расчленения его на систему последовательных взаимосвязанных этапов и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности перевозок.

Задача технологии - очистить процесс перевозки от ненужных операций, сделать его целенаправленнее. Сущность технологии перевозки грузов выявляется через два основных понятия -этап и операция. Этап - это набор операций, с помощью которых осуществляется тот или иной процесс. Операция - однородная, логистически неделимая часть процесса перевозки, направленная на достижение определенной цели, выполняемая одним или несколькими исполнителями.

Технологию любого процесса перевозки груза характеризуют три признака: расчленение процесса перевозки, координация и поэтапность, однозначность действий. Расчленение процесса перевозки на этапы представляет собой определение границ требований к субъекту, который будет работать по данной технологии. Любая операция должна обеспечивать приближение объекта управления к поставленной цели и обеспечивать переход от одной операции к другой. Последняя операция этапа должна быть своеобразным введением к первой операции следующего этапа. Чем точнее описание процесса перевозки грузов будет соответствовать его субъективной логике, тем больше вероятность достижения наивысшего эффекта деятельности людей, занятых в нем. Разрабатываемые технологии должны учитывать требования основных экономических законов и в первую очередь закона повышения производительности общественного труда.

Координация и поэтапность действий, направленных на достижение поставленной конкретной цели, должны базироваться на внутренней логике функционирования и развития определенного перевозочного процесса. Технология, действующая сегодня, должна базироваться на принципах, которые позволяли бы легко преобразовывать ее в технологию будущего.

Каждая технология должна предусматривать однозначность действий при выполнении включенных в нее этапов и операций. Отклонение выполнения одной операции отражается на всей технологической цепочке. Чем значительнее отклонение параметров от запроектированных технологий, тем больше опасность нарушить весь процесс перевозки груза и получить результат, не соответствующий проекту.

Вначале разрабатывается технология всего процесса перевозки грузов, а потом отдельных этапов. После разработки технологий этапов их необходимо рассмотреть с позиции технологического единства. Между техникой и технологией существует причинно-следственная связь, однако решающее значение принадлежит технике.

Перевозочный процесс можно представить в виде определенной подсети. Политика контроля и управления в такой системе моделируется синхронизацией позиций па каждой стадии (в каждом звене). В свою очередь, составляющие элементы перевозки характеризуются определенными, присущими только им закономерностями. Операции, из которых складывается процесс перевозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы этого процесса, каждый из которых выполняет свои задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в определенной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т.д.). Таким образом, данный процесс является многоэтапным и многооперационным, с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматриваются как самостоятельные.

На рис. 7.1 и 7.2 показаны схемы процесса перевозки грузов, имеющие циклический характер. Это значит, что перемещение грузов совершается повторяющимися производственными цик-

Рис. 7.1.

Рис. 7.2.

лами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Каждый цикл характеризуется высокой степенью динамизма, непрерывной сменой состояния и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки слагается из многих отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель - достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.

Анализ схем процесса показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу (подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунктах, складирование, экспедиторские операции), только подвижному составу (подача подвижного состава под погрузку), но есть и совместные этапы. К последним относятся этапы погрузки, транспортирования, разгрузки и т.д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предприятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использования подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и т.д., для выполнения процесса перевозки груза необходимо помимо его транспортирования произвести погрузку и выгрузку, а также подать подвижной состав под погрузку, т.е. выполнить транспортный процесс.

Процесс перевозки - совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента его получения, связанных с перемещением груза в пространстве без изменения его геометрических форм, размеров и физико-химических свойств (этапы 1 - 2 - 3 - 4 - 5 на рис. 7.1 или этапы 1-2-3-4-

5 - 6 - 7 на рис. 7.2).

Процесс перемещения - совокупность погрузочных операций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой, промежуточного его хранения, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2 - 3 - 4 на рис. 7.1 или этапы 2-3-4-5-6 на рис. 7.2).

Транспортный процесс - это совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузочных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2 - 3 - 4 - 6 на рис. 7.1 и этапы 2 - 3 - 4 - 8 и 4 - 5 - 6 - 9 на рис. 7.2).

Цикл транспортного процесса - производственный процесс по перевозке груза, когда выполняются этапы подачи подвижного состава под погрузку, транспортирования и разгрузки. Законченный цикл транспортного процесса называется также ездкой (этапы 2 - 3 - 4 - 6 на рис. 7.1 и этапы 2 - 3 - 4 - 8 или 4 - 5 - 6 - 9 на рис. 7.2).

Операция перемещения - часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование - операция перемещения груза по определенному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегрузки (этап 3 на рис. 7.1 или этапы 3 и 5 па рис. 7.2).

Транспортная продукция - масса груза в натуральном выражении, доставленная от места производства до места потребления. Опыт по организации перевозок показывает, что не весь груз, погруженный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому - потери груза, порча, естественная убыль и пр.

Логистический подход к организации автомобильных перевозок обусловливает новое методологическое содержание, заключающееся в том, что основной составляющей частью перевозок должно стать проектирование оптимального (рационального) перевозочного процесса. Под этим понимается поиск наилучших организационных и технически возможных решений, обеспечивающих максимальную эффективность перевозки грузов от места их производства до места потребления. Следует отметить, что понятие "проектирование", означающее дословно выбор задуманного предначертания, представляется правомерным относить к процессу создания не только технических средств, но и транспортной продукции.

На рис. 7.3 показана принципиальная схема организации перевозки груза. Здесь приняты следующие обозначения: I - грузообразующий пункт; II - грузопоглощающий пункт; III - перевозочный комплекс; №(0 - грузопоток перевозочного комплекса; ¥(2 - транспортная продукция; УГ - потребности грузополучателя; Гк - плановая провозная возможность перевозочного комплекса; Ук - фактическая провозная возможность перевозочного комплекса; О, 02, Оэ - операторы.

Рис. 7.3.

Под грузообразующими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, с которых вывозятся их продукция и отходы.

Под грузопоглощающими пунктами понимаются предприятия и организации всех отраслей народного хозяйства, на которые завозятся сырье, топливо, материалы, готовая продукция и другие грузы, необходимые для их нормальной производственной деятельности.

Расположение грузообразующих и грузопоглощающих пунктов определяется, с одной стороны, природными условиями, а с другой - более или менее случайными факторами.

Одно и то же предприятие может одновременно быть грузообразующим и грузопоглощающим пунктом. Так, предприятие, вывозящее готовую продукцию, является грузообразующим пунктом, а ввозящее сырье, материалы, комплектующие изделия, покупные полуфабрикаты, запчасти - грузопоглощающим.

В данной принципиальной схеме можно выделить два аспекта. В соответствии с первым количество груза, доставленного грузополучателю Wq, должно соответствовать грузопотоку перевозочного комплекса W(t). Разница между входом и выходом AW= W(t) - Wq подается по цепи обратной связи на грузообразующий пункт и через оператора 0(изменяет плановую величину провозной возможности перевозочного комплекса. Оператор О] приводит в соответствие связь между грузопотоком и провозной возможностью перевозочного комплекса. Планируемая величина его провозной возможности W"A, в свою очередь, преобразуется в действительную провозную возможность Wk с помощью оператора о2.

Второй аспект отражает изменения в объеме перевозок, связанные со спросом получателя на данную продукцию (груз).

Свои потребности он подает в виде заказов по другой цепи связи па грузообразующий пункт и перевозочный комплекс. Изменение потребности получателя в данном грузе влияет на действительную провозную возможность, что отражается, прежде всего, на выходе системы. Это действие выполняется оператором 03.

Независимыми переменными будут являться производительность грузообразующего пункта и потребность получателя, которые могут принимать произвольные значения.

По назначению выделяют следующие виды транспорта.

  • 1. Транспорт, обслуживающий сферу обращения. Он продолжает производственный процесс в сфере обращения и включает железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный.
  • 2. Универсальный транспорт - осуществляет как грузовые, так и пассажирские перевозки. К нему относят железнодорожный, морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта.
  • 3. Специальный транспорт - предназначен для доставки только определенных грузов. Включает нефте- и продуктопроводы и универсальные трубопроводы.
  • 4. Транспорт общего пользования - выполняет перевозки грузов и пассажиров. Включает универсальные и специальные виды транспорта.
  • 5. Ведомственный транспорт - принадлежит определенным министерствам и ведомствам, а также их предприятиям и выполняет необходимые этим сферам перевозки.
  • 6. Промышленный транспорт - транспорт внутрипроизводственной сферы. Делится на внутренний и внешний. Внутренний транспорт обеспечивает перевозки в пределах одного предприятия, а внешний находится на стыке с транспортом общего пользования.
  • 7. Городской транспорт - комплекс различных видов универсального транспорта общего пользования.
  • 8. Магистральный транспорт - универсальный и специальный транспорт общего пользования, связывающий между собой крупные города, промышленные центры и экономические районы.
  • 9. Транспорт местного значения - звенья универсального транспорта, обслуживающего местные перевозки грузов и пассажиров.

Как видно, транспортная логистика не охватывает все проблемы транспортировки. Так, организация перемещения грузов внутренним промышленным транспортом является предметом изучения внутрипроизводственной логистики, а задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Предметом транспортной логистики является комплекс задач, связанных с организацией перемещения грузов транспортом общего назначения. При этом следует выделить следующие задачи транспортной логистики:

  • o выбор вида транспортного средства;
  • o выбор типа транспортного средства;
  • o совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным процессами;
  • o совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;
  • o обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
  • o определение рациональных маршрутов доставки.

В процессе осуществления закупок и доставки материальных ресурсов, а также дистрибьюции готовой продукции потребителям фирма-производитель может использовать различные варианты транспортировки, виды транспорта, а также различных логистических партнеров (посредников) в организации доставки продукции к конкретным пунктам логистической цепи. Прежде всего, логистический менеджмент фирмы должен решить вопрос, создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наемный (общего пользования или частный). При выборе альтернативу"] обычно исходят из определенной системы критериев, к которым относятся:

  • o затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств (аренду, лизинг подвижного состава);
  • o затраты на оплату услуг транспортных, транспортно-экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке;
  • o скорость (время) транспортировки;
  • o качество транспортировки (надежность доставки, сохранность груза и т.п.).

Создание собственного парка связано с большими капитальными вложениями в подвижной состав, производственно-техническую базу для обслуживания и ремонта транспортных средств и транспортную инфраструктуру. В конечном итоге, оно может быть оправданно в случае получения значительного выигрыша в качестве, надежности и себестоимости перевозок при больших устойчивых объемах перевозимых грузов. Как правило, это относится к парку автомобильных транспортных средств. Однако в любом случае оценка альтернатив должна проводиться комплексно с учетом возможно большего числа критериев. В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм, и эта альтернатива представляется весьма перспективной.