Сущность и виды международных транспортных операций. Международные транспортные правоотношения

Нормы международного транспортного права регулируют общественные отношения, составляющие предмет этой комплексной отрасли. Именно вследствие выполнения нормами регулятивной функции такие отношения приобретают правовую форму и становятся международными транспортными правоотношениями. Указанные правоотношения – это особая юридическая связь участников социальных процессов в области международной транспортной деятельности по осуществлению перевозок, которая возникает и существует на основании норм международного транспортного права. По сути, правоотношение является формой, в которой абстрактная норма данной комплексной отрасли получает конкретное выражение.

Как и любое правоотношение, международное транспортное правоотношение состоит из следующих элементов: объекта, содержания и субъектного состава правоотношения.

Объект правоотношения – это то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, их поведение; это то на что направлены их субъективные права и обязанности. Следовательно, объект международного транспортного правоотношения – это международная транспортная деятельность, связанная с перевозками.

Субъектный состав международного транспортного правоотношения – совокупность участников этого правоотношения. Ими могут быть индивиды (физические лица), юридические лица, государства. Минимальный состав субъектов правоотношения включает управомоченного субъекта и обязанного субъекта (грузоотправитель – перевозчик; грузоотправитель – транспортный экспедитор; перевозчик – грузополучатель; перевозчик – представитель таможенного органа и т.д.).

Субъекты правоотношения обладают правосубъектностью, т.е. социально-правовой возможностью быть участниками международных транспортных правоотношений. Элементами правосубъектности являются правоспособность, дееспособность и деликтоспособность субъектов правоотношения.

Субъективные права субъектов международного транспортного правоотношения – это мера дозволенного поведения субъектов международного транспортного правоотношения. Субъективные обязанности – мера должного поведения субъектов международного транспортного правоотношения.

Поскольку международное транспортное право является комплексной отраслью, ему присущи три вида правоотношений: правоотношения международного публичного, международного частного и международного административного характера. Рассмотрим каждый из них.

В результате урегулирования нормами международного публичного права определенных общественных отношений они приобретают правовую форму и становятся международными публичными правоотношениями. Эти отношения в сфере транспортной деятельности являются международными публичными транспортными правоотношениями. Существенная особенность международного публичного права заключается в том, что оно "регулирует исключительно межвластные отношения между государствами". Это значит, что, во-первых, в таких отношениях государства осознано добровольно ограничивают свой суверенитет, беря на себя определенные обязанности.

Во-вторых, субъектами международных публичных отношений выступают государства. Если в рамках национальных правовых систем правоотношения складываются между властными структурами государства, между этими структурами и физическими, юридическими лицами, и, наконец, между самими физическими и юридическими лицами, то существующая параллельно международная публично-правовая система характеризуется правоотношениями только между государствами. В нашем случае – между государствами в связи с транспортной деятельностью.

Далее. Регулируются международные публичные правоотношения нормами международного публичного права. Они представляют собой, по сути, правила-соглашения между независимыми субъектами межвластных международных отношений. Другими словами, государства сами для себя устанавливают правовые нормы. В то время как в национальных правовых системах государство устанавливает правовые нормы главным образом для таких субъектов правоотношений, как индивиды и юридические лица.

Поскольку паритет является основным принципом признания действительности норм международного публичного права, обязанности и права субъектов международных публичных отношений (т.е. содержание отношений) являются взаимными и равными. Этот принципиальный момент можно наглядно подтвердить положением, сформулированным в преамбуле Чикагской конвенции и касающемся одной из целей ее принятия. Она заключается в том, чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равенства возможностей. В Конвенции также указывается, что права на осуществление регулярных и нерегулярных полетов на территорию или транзитные беспересадочные полеты через территорию суверенного государства одинаковы для договаривающихся государств и исключают какие-либо привилегии (ст. 5, 6).

Центральное место среди правоотношений международного транспортного права занимают частноправовые отношения. При их рассмотрении необходимо иметь в виду, что наряду с отношениями собственности с участием иностранных физических и юридических лиц, внешнеторговыми отношениями, наследственными отношениями по поводу имущества, находящегося за рубежом, и некоторыми другими международные транспортные частноправовые отношения составляют предмет международного частного права. Из этого следует, что качества, присущие международным частноправовым отношениям, распространяются и на международные транспортные частноправовые отношения.

При анализе последних требуют рассмотрения прежде всего такие составляющие их понятия, как "международные" и "частноправовые".

Как справедливо подчеркивается в учебнике по международному частному праву авторского коллектива Московской государственной юридической академии, в контексте международного частного права термин "международный" отличается по содержанию от такого же термина, применяемого в международном (публичном) праве, для которого он, по сути, является синонимом понятия "межгосударственный".

В рамках международного частного права понятие "международные отношения" означает отношения, выходящие за пределы одного государства и связанные с правовыми системами разных государств. Применительно к международному транспортному праву это связано с пересечением государственной границы и выполнением условий договора перевозки на территории иностранного государства. Тот факт, что значительная часть общественных отношений международного транспортного права носит частноправовой характер, имеет существенное значение.

Частноправовые отношения – это отношения по принадлежности и использованию имущества на основании юридического равенства их участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Именно указанные юридические категории присущи частноправовым отношениям международного транспортного права. Таким образом, понятия "международные" и "частноправовые", применяемые к отношениям международного транспортного права, имеют свое конкретное содержание и неразрывно связаны между собой. Основанием для их объединения служит так называемый "иностранный элемент". Он присущ международным сделкам и означает, что субъектами правоотношений выступают физические и юридические лица разных государств, что объектом правоотношений является имущество, находящееся за рубежом, и что юридические факты, в результате которых правоотношения возникают, имеют место на территории иностранного государства.

Относительно международных перевозок это проявляется в том, что участники транспортных договорных отношений – грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель – могут представлять разные государства, а договор перевозки может быть заключен за рубежом.

Договорные отношения, регулируемые международным транспортным правом, относятся к обязательственным правоотношениям. Как таковые они опосредуют динамику имущественных отношений частноправового характера, выражающуюся, например, при перевозке груза в передаче перевозчику имущества в виде груза для его перемещения в пространстве через государственную границу с последующим вручением получателю. Эти отношения устанавливаются по воле участвующих в них лиц. Основанием возникновения имущественных отношений является договор международной перевозки. Для этих частноправовых отношений характерно равенство сторон, независимость их друг от друга. Юридическая независимость сторон означает, что ни одна из них не может диктовать другой стороне свои условия, давать ей обязательные для исполнения указания.

Если управомоченная в этих правоотношениях сторона и вправе требовать определенного поведения обязанной стороны, то только в силу существующего между ними договора международной перевозки или прямого указания нормативного источника. Так, отправитель груза вправе требовать проверки перевозчиком веса груза или его количества, содержимого грузового места (п. 3 ст. 8 КДПГ), давать указания в отношении распоряжения грузом (п. 3 ст. 12 Монреальской конвенции 1999 г.).

Прямые указания нормативных источников относительно обязательности распоряжений одной стороны международных транспортных правоотношений для другой касаются вопросов правильности загрузки транспортных средств, обеспечения безопасности перевозки и некоторых других. В частности, в соответствии со ст. 3 Соглашения между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозок грузов 1956 г. в случае, когда погрузка судна производится грузоотправителем, он обязан выполнять все требования капитана (шкипера) судна, касающиеся погрузки и укладки грузов в грузовых помещениях и на палубе.

Специфика международных транспортных частноправовых отношений прослеживается не только при их рассмотрении как единого целого, но и при исследовании отдельных составляющих их элементов, к числу которых относятся объекты, субъекты и содержание.

Объектом международных транспортных частноправовых отношений является то материальное благо, по поводу которого возникает правоотношение, осуществляется деятельность его участников, – это услуга по международной перевозке. В теории гражданского права подобные услуги получили название "действия". Суть таких действий – услуг по международной перевозке груза заключается в принятии перевозчиком груза вместе с необходимыми документами от грузоотправителя, транспортировке его по установленному маршруту, решении всех формальностей на границе, своевременной доставке груза в сохранности в пункт назначения и вручении его грузополучателю.

Субъекты международного транспортного частноправового отношения – физические и юридические лица. Под термином "физические лица" следует понимать как граждан соответствующего государства, так и иностранных граждан, а также лиц без гражданства. Среди юридических лиц могут быть иностранные юридические лица.

Субъектами международного транспортного частноправового отношения являются главным образом участники договоров об организации и осуществлении перевозок с пересечением государственной границы.

Содержание международного транспортного частноправового отношения составляют субъективные права и субъективные обязанности его участников. Оба элемента неразрывно связаны друг с другом. Так, для того чтобы грузоотправитель мог реализовать свое право на доставку груза с пересечением государственной границы в пункт назначения, перевозчик должен выполнить обязанность по осуществлению международной перевозки груза и вручению его получателю. Следовательно, субъективное право и субъективная обязанность возникают одновременно. Суть субъективного права как элемента международного транспортного частноправового отношения заключается в предоставлении его участнику (субъекту) возможности требовать соответствующего поведения от обязанного субъекта правоотношения, подкрепленного системой гарантий вплоть до использования мер государственного принуждения. В соответствии с транспортными конвенциями и соглашениями грузоотправитель вправе требовать от перевозчика выполнения услуг по перевозке, при этом он как участник международного транспортного частноправового отношения может заявить требование о возмещении причиненного ему вреда непосредственно причинителю (перевозчику), используя установленную претензионную процедуру. При невозмещении вреда в добровольном порядке принудительное возмещение возможно с помощью судебных органов.

Субъективная обязанность представляет собой меру должного поведения участника (субъекта) международного транспортного отношения, является противоположностью субъективного права. То, что вправе требовать грузоотправитель, должно быть исполнено перевозчиком.

Как и в любом правоотношении, субъекты международного транспортного частноправового отношения имеют нрава, несут обязанности. Так, грузоотправитель имеет право требовать доставки груза в пункт назначения, но вместе с тем он обязан оплатить оказываемую услугу. С другой стороны, перевозчик обязан перевезти груз и вручить его получателю, но у него имеется право требовать оплаты услуги по перевозке.

Следующая разновидность международных транспортных правоотношений – международные административные правоотношения, связанные с транспортной деятельностью по перевозкам, которые имеют свои особенности. Одна из них заключается в том, что это отношения власти и подчинения. Требованиям компетентного органа в транспортной сфере, облеченного властными полномочиями, вторая сторона правоотношения обязана безоговорочно подчиняться (обязательность требований таможенных органов – ст. 33 Конвенции МДП; лица, уполномоченного регулировать дорожное движение, – п. 2 ст. 6 Конвенции о дорожном движении 1968 г.; капитана морского торгового порта – ст. 76 КТМ РФ и т.п.).

В этом принципиальное отличие международных административных отношений от международных частноправовых отношений в области транспортной деятельности, которым присуще, как уже отмечалось, равенство сторон.

Следующая особенность этих отношений касается субъектного состава. В данных отношениях одна из сторон является субъектом государственного управления, в руках которого сконцентрирована власть. Следовательно, она обладает приоритетом воли в отношениях со второй стороной, в первую очередь с перевозчиком.

Еще одна особенность международных административных правоотношений, связанных с транспортной деятельностью по перевозкам, состоит в том, что в сфере государственного управления действуют особого рода субъекты – органы исполнительной власти. Они реализуют свои властные полномочия, прямо и непосредственно выражая волю и интересы государства.

Хотя международные административные правоотношения в указанной сфере возникают по инициативе любой из сторон, однако согласие или желание второй стороны (перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя) не является обязательным условием их возникновения. Более того, такие отношения могут возникать и вопреки желанию второй стороны. Субъекты исполнительной власти в рамках своих полномочий требуют безусловного подчинения их распоряжениям. При этом они вправе применять предусмотренные административно-правовой нормой меры ответственности. Об этом имеются прямые указания в международных и национальных источниках (ст. 36 Конвенции МДП), ст. 12 Чикагской конвенции, ст. 65 Воздушного кодекса РФ и др.).

Наделение исполнительных органов полномочиями по привлечению нарушителей публично-правовых интересов к административной ответственности обусловлено тем, что в административно-правовых отношениях в отличие от гражданско-правовых, для которых характерна ответственность одной стороны перед другой, установлен другой порядок, согласно которому ответственность одной стороны наступает непосредственно перед государством в лице его компетентных органов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Международные перевозки

2. Сущность и виды международных транспортных операций

3. Схема процесса доставки товара в международной торговле

4. Конвенции и соглашения о международных перевозках

5. Характеристика видов транспорта, используемых при международных перевозках

6. Выбор вида транспорта

7. Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Транспортное обслуживание международных экономических связей.

При осуществлении международных экономических связей транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя или более странами, то есть в международных сообщениях.

В зависимости от конкретных видов транспорта, используемых в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные сообщения. Это так называемые прямые международные сообщения, обслуживаемые одним видом транспорта. В тех случаях, когда при международной перевозке грузов или пассажиров последовательно используются два или более видов транспорта, имеют место смешанные (комбинированные) сообщения. Если такая перевозка оформлена одним (сквозным) транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта, она называется прямой смешанной.

1. Международные перевозки

Международные грузовые сообщения. При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Мировая торговля генерирует большие потоки товарных масс между странами, регионами и континентами. В обслуживание международной торговли между странами, отделенными друг от друга морями и океанами, незаменим морской транспорт, который по праву считается наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния. Этот вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.). Из других грузов морской торговли выделяются так называемые генеральные, или тарно-штучные грузы, то есть готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продовольствие. Годовой объем их перевозок оценивается в 700 млн. т. Это наиболее ценная часть мирового торгового оборота (около 70 % по стоимости).

Серьезным конкурентом морскому транспорту в межконтинентальных перевозках ценных грузов в последнее время стал воздушный транспорт. Железнодорожный, речной и автомобильный транспорт широко используются во внутриконтинентальной внешней торговле, а также при перевозках экспортных и импортных грузов по территории странпродавцов и стран-покупателей. В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.

Международные пассажирские сообщения. Углубившиеся в ходе последних десятилетий процессы интернационализации внешнеторговых, туристических, научных, культурных, социальных и иных гуманитарных связей вызвали "взрыв" международной подвижности населения во всех развитых странах мира. В настоящее время разовые или регулярные поездки в международных сообщениях ежегодно совершают несколько миллиардов пассажиров.

Воздушный транспорт, имея неоспоримое преимущество перед другими видами транспорта в скорости доставки пассажиров при дальних маршрутах поездок, прочно занял лидирующее положение в международных пассажирских сообщениях. Только в течение 80х годов перевозная способность воздушного транспорта на международных линиях удвоилась за счет ввода в эксплуатацию большого числа широкофюзеляжных реактивных самолетов с высоким уровнем комфортности для пассажиров, с одной стороны, и с улучшенными показателями энергетической эффективности и себестоимости перевозок - с другой.

Наряду с воздушным транспортом во внутриконтинентальных международных перевозках пассажиров широко используется автотранспорт (легковые автомобили и автобусы) и железнодорожный транспорт. Морские и речные пассажирские сообщения наиболее популярны в виде международных туристических круизов.

Транспорт для международных перевозок. В мире не существует особого, обособленного от национальных транспортных систем международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. Международные перевозки обслуживаются национальными перевозчиками различных стран, использующими для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции, автостанции, грузовые и пассажирские терминалы), относящиеся к транспортным системам отдельных стран.

2. Сущность и виды международных транспортных операций

Обычно процесс доставки товара в международной торговле включает прежде всего его перевозку от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-продавца; далее международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) страны-покупателя (если страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы); и, наконец, транспортировку от пункта Б до внутреннего пункта потребления.

3. Схема процесса доставки товара в международной торговле

Под транспортными операциями в их непосредственном значении понимается обеспечение перевозки груза на участках А Б, Б - В, В - Г. Эти операции осуществляются по договору грузовладельцев с перевозчиками соответствующих видов транспорта общего пользования, к которому относятся перевозочные средства и постоянные устройства, принадлежащие транспортным организациям, предоставляемые по договорам грузовладельцам.

Транспортные операции считаются международными, если они связаны с перемещением внешнеторговых грузов на относительно страны-продавца и страны-покупателя участках маршрута перевозки Б -В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.

Осуществляя международные транспортные операции, перевозчики оказывают грузовладельцам транспортные услуги, которые являются специфическим товаром международной торговли. Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками. международный транспортный торговля перевозка

К международным транспортным операциям относят также и перевозки пассажиров в сообщениях между различными государствами. Услуги по доставке пассажиров в международных сообщениях продаются и покупаются на соответствующих транспортных рынках. Важную роль при этом играют туристические агентства и другие подобные организации, имеющие тесные связи с предприятиями воздушного, морского, речного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Таким образом, услуги по перевозкам грузов и пассажиров являются предметом купли-продажи на различных международных транспортных рынках. Страны, участвующие в международных экономических связях, продавая и покупая через свои грузовладельческие, транспортные, туристические и другие организации транспортные услуги, осуществляют их экспорт и импорт.

4. Конвенции и соглаш ения о международных перевозках

Перевозочные средства, транспортные сети и терминальные комплексы, используемые в международных перевозках грузов и пассажиров, отличаются большой капиталоемкостью объектов и во многих случаях низкой фондоотдачей (капиталоотдачей). Ввиду этого транспортный бизнес относится к разряду наиболее рискованных для частного капитала.

Государства, заинтересованные в расширении деятельности своих национальных транспортных предприятий в международных сообщениях, всегда стремились к международному сотрудничеству в целях выработки единообразных (унифицированных) условий перевозок грузов и пассажиров, а также согласования юридических норм, относящихся к режиму нахождения перевозочных средств и обслуживающего их персонала в пределах юрисдикции договаривающихся сторон и по многим другим вопросам. В результате этих усилий на межгосударственном уровне заключено значительное число международных соглашений по отдельным видам транспорта, получивших название “транспортные конвенции". В отдельных случаях многосторонние соглашения о международных перевозках заключены на уровне транспортных предприятий разных стран.

В большинстве международных транспортных конвенций имеются положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров в соответствующих международных сообщениях. Согласно договору, одна сторона - транспортная организация (перевозчик) - принимает на себя обязательство доставить груз или пассажира в обусловленный пункт назначения, а другая сторона - грузовладелец (пассажир) - обязуется уплатить перевозчику провозную плату. Остальные условия договора перевозки дополняют, конкретизируют и расшифровывают указанные выше обязательства.

Транспортные конвенции определяют основные реквизиты, а в ряде случаев и форму транспортных документов, которые должны применяться в международных перевозках. Наиболее распространены два типа транспортных документов: накладная (для железнодорожных, воздушных и автомобильных сообщений) и коносамент (для морских и речных сообщений).

5. Характеристика видов транспорта, используемых при международных перевозках

Железнодорожный транспорт

Железные дороги являются наиболее рентабельным видом транспорта для перевозок вагонных партий грузов навалом каменного угля, руды, песка, сельскохозяйственной и лесной продукции - на дальние расстояния. Недавно железные дороги начали увеличивать число услуг с учетом спецификации клиентов. Было создано новое оборудование для более эффективной грузообработки отдельных категорий товаров, платформы для перевозки автомобильных прицепов (рейсовый контрейлер), стали предоставляться услуги в пути, такие как переадресование уже отгруженных товаров в другой пункт назначения прямо на маршруте и обработка товаров в ходе перевозки.

Водный транспорт

Стоимость перевозки водным транспортом громоздких нескоропортящихся товаров невысокой стоимости типа песка, каменного угля, зерна, нефти, металлических руд очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды.

Автомобильный транспорт

Грузовой автотранспорт постоянно увеличивает свою долю в перевозках. Этот вид перевозок чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения. Грузовики в состоянии перевозить товар "от двери до двери", избавляя отправителя от необходимости лишних перевозок. Грузовики - рентабельный вид транспорта для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Во многих случаях автотранспортные тарифы конкурентно сопоставимы с тарифами железных дорог, но при этом грузовики обычно обеспечивают более высокую оперативность оказываемых услуг.

Трубопроводный транспорт

Трубопроводы - специфическое средство транспортировки нефти, каменного угля и химических продуктов от мест их происхождения к рынкам. Транспортировка нефтепродуктов по нефтепроводам обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Большинство трубопроводов используются владельцами для транспортировки их собственных продуктов.

Воздушный транспорт

Этот вид транспорта приобретает все большую значимость. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок гораздо выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или/и когда необходимо достичь отдаленных рынков. Среди наиболее часто доставляемых по воздуху грузов скоропортящиеся продукты (такие, как свежая рыба, живые цветы) и негромоздкие изделия высокой стоимости (такие, как приборы, ювелирные изделия). Фирмы убеждаются, что использование авиационного транспорта позволяет снизить требуемый уровень товарных запасов, уменьшить число складов, сократить издержки на упаковку.

6. Выбор вида транспорта

Выбирая средство доставки конкретного товара, отправители принимают в расчет до шести факторов. В Таблице __ дается краткая сравнительная характеристика различных видов транспорта с точки зрения этих факторов. Так, если отправителя интересует скорость, то основной выбор оказывается между воздушным и автомобильным транспортом. Если цель - минимальные издержки, делается выбор между водным и трубопроводным транспортом. Больше всего выгод связано, кажется, с использованием автомобильного транспорта, чем и объясняется рост его доли в объеме перевозок.

7. Оценка видов транспорта по критериям крупных отправителей

Примечание: Наиболее благоприятный показатель - 1.

1 - Скорость (время доставки от двери до двери) 2 - Частота отправок (по плану в сутки) 3 - Надежность (соблюдение графиков доставки) 4 - Перевозочная способность (способность перевозить разные грузы) 5 - Доступность (число обслуживаемых географических точек) 6 - Стоимость (за тонно-милю)

Благодаря контейнеризации отправители все чаще прибегают к одновременному двух или более видов транспорта. Контейнеризация - это загрузка товара в ящики или трейлеры, которые легко перевозить с одного вида транспорта на другой. Рельсовый контрейлер - это перевозка с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, судовой контрейлер - это перевозка с использованием водного и автомобильного транспорта, "рельсы-судно" - это перевозки с использованием водного и железнодорожного транспорта, "воздух шоссе" - это перевозки с использованием воздушного и автомобильного транспорта. Любой смешанный вид транспортировки обеспечивает отправителю определенные выгоды. Например, рельсовый контрейлер обходится дешевле чисто автомобильных перевозок и в то же время обеспечивает гибкость и удобство.

Характеристики основных видов транспорта (*) ТАБЛИЦА

Суммарный поток мировых внешнеторговых грузопотоков в межконтинентальных сообщениях:

1979 г. - 3.7 млрд. т. 1988 г. - 3.2 млрд. т.

Морской вид транспорта обеспечивает перевозки более 80 % объема международной торговли. Грузовладельцы оплачивают судовладельцам в виде фрахта за перевозки грузов в международных морских сообщениях 105 - 110 млрд $ ежегодно, что равно приблизительно 7 % стоимости мирового экспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков составляют массовые наливные и навалочные грузы: Сырая нефть (около 1000 млн. т. р год), нефтепродукты (300 млн. т.), железная руда (300 млн. т.), каменный уголь (270 млн.т.), зерно (200 млн т.).

Международные морские сообщения

Основным международным соглашением, определяющим взаимоотношения участников договора морской перевозки и правовой статус коносамента, является Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте от 1924 года (Гаагские правила). Брюссельским протоколом 1968 года в эту конвенцию были внесены некоторые изменения. В настоящее время в Брюссельской конвенции участвуют более 70 государств. Главное внимание в Гаагских правилах уделено вопросу об ответственности морского перевозчика за груз.

С учетом критики ряда положений Брюссельской конвенции 1924 года со стороны грузовладельцев разных стран, особенно развивающихся, в 1978 году была принята конвенция ООН о морской перевозке грузов, известная как Гамбургские правила. Хотя новая конвенция все еще не вступила в силу, она, тем не менее, оказывает значительное влияние на практику международных морских перевозок.

Морские перевозки пассажиров и багажа до недавнего времени регламентировались Международной конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем от 1961 года. В 1987 году вступила в силу новая конвенция о морских перевозках пассажиров, их багажа, транспортных средств и ручной клади (Афинская конвенция).

Международные речные сообщения

Комплекс вопросов, связанных с организацией международных перевозок по реке Дунай, регулируется Братиславскими соглашениями, заключенными речными пароходствами придунайских стран. Участниками первого из них - Соглашения об общих условиях перевозки грузов по реке Дунай 1955 года явились пароходства Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии. В 1966 году к этому соглашению присоединились речные пароходства Югославии, а в 1968 году - Австрии и ФРГ. Следующим шагом было заключение в 1978 году этими пароходствами Международного соглашения об общих условиях перевозки контейнеров по реке Дунай. В 1979 году те же пароходства заключили соглашение о международных грузовых тарифах.

Международные воздушные сообщения

К числу международных соглашений по воздушному транспорту относится конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, подписанная в Варшаве в 1929 году и дополненная в последующем протоколами: Гаагским 1955 года, Гватемальским 1971 года и Монреальским 1975 года. В ней участвуют большинство стран мира.

Варшавская конвенция применяется в регулярных воздушных сообщениях. Правовой основой договора о воздушной перевозке в нерегулярных (чартерных) сообщениях являются положения Гвадалахарской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1961 года.

Международные железнодорожные сообщения

Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозках грузов (сокращенно МГК) и о перевозках пассажиров (МПК), первоначально заключенные в конце прошлого 17 века между несколькими европейскими странами. В последующем они многократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о железнодорожных перевозках в редакции 1980 года (КОТИФ), содержащая объединенный текст Бернских конвенций. Участниками Бернских конвенций являются большинство европейских и ряд азиатских и африканских стран.

Международные автомобильные сообщения

Этот вид сообщений регулируется Конвенцией о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (КДПГ) и Европейским соглашением о международных автомобильных перевозках опасных грузов (ДОПОГ), вступившими в силу, соответственно, в 1961 и 1968 годах. Участниками этих соглашений является большинство стран.

В целях упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 году была заключена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП, Конвенция МДП). В 1975 году была принята ее новая редакция.

Международные смешанные сообщения

В 70-х годах в рамках нескольких международных организаций проводилась разработка проекта соглашения о договоре прямой смешанной перевозки. В результате этого в 1980 году была принята Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов.

Заключение

Основные положения, определяющие организацию и условия перевозок грузов и пассажиров в международных сообщениях, содержатся в транспортных конвенциях и международных соглашениях. Вопросы правового регулирования перевозок являются также содержанием многих двухсторонних соглашений, заключенных на межгосударственном уровне или между транспортными представителями двух стран. Наконец, эти вопросы зачастую регламентированы внутренним транспортным законодательством отдельных стран. Но и отсутствие международного регулирования перевозок грузов и пассажиров не препятствует перевозчикам и грузовладельцам (пассажирам) вступать в отношения по поводу международной перевозки.

Морской транспорт можно по праву считать наиболее универсальным видом транспорта, специализированным на обслуживании международной торговли. Здесь зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров.

Развитие системы правоотношений между участниками перевозочного процесса на других видах транспорта происходило под большим или меньшим влиянием международной практики морского торгового судоходства. Поэтому при изучении вопросов организации перевозок в международных сообщениях этой практике целесообразно уделить особое внимание.

В международном судоходстве сложились две формы организации перевозок - линейная (регулярная) и трамповая (нерегулярная).

Международное линейное судоходство. Международные линейные сообщения организуются морскими перевозчиками на устойчивых географических направлениях международной торговли готовой промышленной продукцией, полуфабрикатами, продовольствием и другими товарами. Международные линии связывают между собой основные мировые экономические центры (Западную Европу, Северную Америку и Дальний Восток) и эти центры с другими регионами. Особенностью линейного судоходства является закрепление судов на данном направлении и их регулярные заходы в определенные порты по заранее объявленному расписанию. Перевозки оплачиваются грузоотправителями по ставкам тарифа, установленным перевозчиками. Линейные тарифы стабильны в течение продолжительного периода времени.

Объем услуг, оказываемый морскими линейными перевозчиками грузоотправителям и грузополучателям значительно больше, чем в трамповом судоходстве. Обычно морские линейные перевозчики принимают на себя обязательства оплачивать стоимость погрузки товаров в порту отправления и выгрузки - в порту назначения. Дополнительные издержки судовладельцев, связанные со спецификой линейных условий, возмещаются в тарифах линейного судоходства. Конкретное толкование линейных условий перевозок дается в проформах линейных коносаментов.

Международная линейная перевозка оформляется коносаментом, выдаваемым морским перевозчиком грузоотправителю в момент передачи груза в ведение перевозчика. По своей юридической природе коносамент является доказательством принятия перевозчиком поименованных в нем грузов. Кроме того, он подтверждает наличие договора перевозки между перевозчиком и грузоотправителем. Наконец, коносамент предоставляет грузоотправителю и иному обозначенному в нем лицу право распорядится грузом и потребовать его выдачи в порту назначения против предоставления этого документа. Таким образом, коносамент является товарораспорядительным документом. В последние годы в практику международных линейных перевозок вместо коносамента начал входить другой транспортный документ морская накладная. Этот документ, не являющийся товарораспорядительным, ускоряет процедуру сдачи груза в порту назначения.

Международное трамповое судоходство. В отличие от линейного, в трамповом судоходстве суда эксплуатируются на нерегулярной основе. Они не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и от предложения грузов. Цена перевозки и другие коммерческие условия устанавливаются на каждый рейс или несколько рейсов на основе договора.

Договор морской перевозки (договор фрахтования судна) в трамповом судоходстве заключается между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), имеет форму чартера. В большинстве случаев этот договор заключается с помощью посредника или фрахтового брокера.

В любом чартере содержится ряд обязательных условий, относящихся к судну, грузу, фрахту, порядку оплаты стивидорных работ, диспача, демеража.

При перевозке груза в международном трамповом судоходстве перевозчиком обычно выдается коносамент, который, помимо прочего, регулирует отношения между перевозчиком и получателем груза, не являющимся фрахтователем.

Следует отметить, что в международной практике не было создано правового акта (конвенции, соглашения), регулирующего вопросы, относящиеся к содержанию или форме чартера. Основным источником права в отношении чартеров является национальное законодательство соответствующих стран.

Размещено на Allbest.ru

Список использованной литературы

1. Пономарева Н.В. Организация перевозок, экономика и управление на транспорте.

2. Тарасенка Алексей. Управление транспортом.

3. Клещ С.А. Организация, планирование и управление автотранспортными предприятиями.

4. Тарасенка Алексей. Организация и управление пассажирскими перевозками.

5. Шарма Радж. Организация рабочего дня руководителя, управление временем.

6. Чернышова Е.В. Организация, планирование и управление предприятием.

Подобные документы

    Место и роль международных перевозок в экономике. Конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом. Усиление конкурентоспособности воздушного транспорта в смешанных перевозках. Регулирование конкуренции между различными видами транспорта.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Роль транспорта и транспортных услуг в системе международных экономических отношений. Понятие транспорта, транспортных операций и международных транспортных услуг. Основные виды и классификация транспортных операций и международных транспортных услуг.

    лекция , добавлен 10.05.2013

    Методологические основы исследования логистических аспектов международных транспортных перевозок. Содержание и классификация транспортных операций: сущность и особенности. Стратегические основы развития транспортных перевозок Европейского Союза и США.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Понятие международных перевозок. Нормативно-правовые основы регулирования их организации. Договор в различных видах международных перевозок грузов, пассажиров, багажа. Правовая регламентация международных перевозок. Перевозка различными видами транспорта.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2010

    Транспортный фактор в международных контрактах. Методика оценки инновационных технологий организации международных транспортных перевозок. Интеграция казахстанских транспортных сетей в мировую. Стратегия развития станции "Достык", и пути её реализации.

    диссертация , добавлен 20.11.2010

    дипломная работа , добавлен 01.10.2007

    Понятие и совершенствование транспортно-технологические системы, их классификация и типы. Этапы транспортного обеспечения. Развитие международной торговли. Правила международных перевозок. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2013

    Анализ структуры транспортных средств, обслуживающих грузопотоки импорта автомобилей через Северо-Западный регион России. Обзор рынка международных перевозок легковых автомобилей. Нормативы технологической безопасности при перевозках грузов в контейнерах.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2012

    Анализ современного состояния, проблемы и перспективы развития транспортного комплекса России в целом и автомобильного транспорта в частности. Информационные технологии, используемые при международных перевозках. Экологические стандарты для автомобилей.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2015

    Российский рынок международных автомобильных перевозок грузов. Международные автомобильные перевозки, как один из значимых и конкурентоспособных секторов российской экономики. Товарная структура международных автомобильных перевозок. Экспорт и импорт.

Международное транспортное право исторически формировалось исходя из обычаев торгового оборота, прежде всего - в морском сообщении. В настоящее время международное транспортное право является конвенционным и тесно связано с международным торговым правом. Регулирование транспортной деятельности на международных коммуникациях осуществляется двумя типами конвенций:

  1. во-первых, это конвенции локального значения, заключаемые ограниченным кругом государств (например, двусторонние конвенции или конвенции, круг участников которых ограничен рамками иных договоров - страны ЕС или СНГ и т.п.);
  2. во-вторых, это конвенции глобального значения, заключаемые под эгидой международно признаваемых организаций, прежде всего - ООН. Действие таких конвенций охватывает большой круг участников (практически все государства), в отличие от локальных, распространяется не только на территории государств-участников конвенции, но и на экстерриториальные пространства, обеспечение действия глобальных конвенций производится помимо государств-участников также и международными институтами.

В соответствии с этим разработка актов международного транспортного права осуществляется на уровне отдельных взаимодействующих в переговорном процессе государств либо посредством международных конференций с участием большого числа заинтересованных государств. В любом случае разработанный акт международного транспортного права должен быть подписан полномочным представителем каждого из присоединившихся к этому акту государству, а затем ратифицирован этим государством при соблюдении процедур, установленных национальным законодательством. После ратификации государство-участник должно передать ратификационные грамоты на хранение депозитарию - государству, международной организации или ее главному исполнительному должностному лицу, которое хранит подлинник международного договора и которое выполняет в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» (15.07.95 № 101-ФЗ) «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств». Конституцией Российской Федерации установлено, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15, п.4). Такие же принципы установлены федеральными законами «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» «О федеральном железнодорожном транспорте», ТУЖД, КТМ, ВК.

Согласно Конституции Российская Федерация является субъектом международного права. Субъекты Российской Федерации не могут выступать участниками международных договоров, что не исключает их международных договорных контактов на ином уровне (хозяйственные, организационные, гуманитарные и иные вопросы международного взаимодействия). Российская Федерация участвует в создании и применении международного права по направлениям: присоединения к международным многосторонним конвенциям; поэтапного вхождения в европейское правовое пространство; развитию международной правовой базы государств - участников СНГ, заключению двусторонних договоров с различными государствами. В связи с заключением в 1999 г. Договора о союзе Республики Беларусь и Российской Федерации возникла актуальнейшая проблема скорейшей интеграции транспортного законодательства этих союзных государств.

Наиболее авторитетным органом, под эгидой которого разрабатывается международное транспортное право, является Организация Объединенных Наций - ООН. В ООН работают пять региональных комиссий. Одна из них - Европейская экономическая - ЕЭК ООН (ЕСЕ 1ЛМО), активное участие в работе которой принимает Россия. Одним из наиболее активных органов ЕЭК ООН является Комитет по внутреннему транспорту - КВТ (ЕСЕ/ ТКА№). В КВТ образованы три основные рабочие группы: по дорожному (автомобильному) транспорту (8С.1); по железнодорожному транспорту (8С.2); по внутреннему водному транспорту (8С.З). В составе основной рабочей группы по дорожному транспорту имеются рабочие группы: по безопасности дорожного движения (8С.1ЛУР.1) и по конструкции транспортных средств (8С.1ЛЛФ.29) с административным комитетом по координации работы этой рабочей группы по конструкции транспортных средств (^Р.29/АС.2) и совещаниями экспертов по: проблемам энергии и загрязнения окружающей среды ОЛФ.29/СКРЕ); общим предписаниям, касающимся безопасности (№Р.29/ОК5С); вопросам торможения и ходовой части ОУР.29/ОККР); вопросам освещения и световой сигнализации (^Р.29/ОКР); вопросам шума ОЛФ.29/СКВ); пассивной безопасности (иФ.29/ОК8Р).

Под эгидой ООН в КВТ разработано свыше 50 конвенций, соглашений, протоколов по вопросам транспорта. Эти акты регулируют отношения стран-участниц в областях: дорожного движения и дорожных знаков, характеристик транспортных средств, организации перевозок, документационного обеспечения перевозок, инфраструктуры транспорта, перевозки опасных грузов, внутреннего судоходства, перевозки скоропортящихся грузов и др. Россия является договаривающейся стороной по 24 действующим документам и по двум, которые еще не вступили в силу.

Законодательство и сложившиеся торговые обычаи различных государств, регионов и отдельных портов предусматривают различные формы распределения ответственности за грузы, их перевозку, страхование, документирование перевозок и проч. Отсюда, при перемещении грузов в международном сообщении, возникают пограничные проблемы. В этой связи Международная торговая палата проводит работу по унификации и классификации договоров международной торговли, выпуская сборники типовых правил и толкования коммерческих терминов, применяемых в международной торговле. Первый такой сборник был издан в 1936 г. и неоднократно издавался в переработанном виде. Современная редакция документа Международные коммерческие термины - «Инкотермс-2000» издана на английском и французском языках и действует с 2000 г.

В документе на основе анализа практики международной торговли приведены систематизированный перечень правил и подробное описание прав и обязанностей сторон по каждому из стандартных правил. Правила «Инкотермс-2000» предусматривают широкий диапазон вариантов распределения прав и обязанностей участников договора - от предоставления возможности покупателю забрать товар непосредственно на складе продавца до обязанности продавца за свой счет довезти товар до склада покупателя. При систематизации требований правил учитывалось, где именно груз переходит из владения поставщика во владение получателя, кто из участников договора производит фрахт (оплату) перевозки, как распределяются между участниками договора возможные риски и кто вносит страховые платежи, кто заказывает и оплачивает таможенные операции и проч. Чем больше обязанностей возлагается на продавца, тем больше число операций возлагается на него.

Классификация отдельных правил «Инкотермс-2000» по группам производится по существенным признакам (при обозначении использована первая буква английского наименования правила и его аббревиатуры), например:

  • группа Е содержит правила, регламентирующие место получения товара покупателем;
  • группа Р содержит правила, регламентирующие условия доставки продавцом товара до определенного транспортного средства;
  • группа С содержит правила, регламентирующие обязанности продавца заключить договор перевозки, с освобождением продавца от ответственности за риски при перевозке;
  • группа В содержит правила, регламентирующие обязанности продавца нести все расходы по перевозке и ответственности за риски.

Правилами устанавливается обязанность сторон выполнять и оплачивать перевозку, фрахт, погрузку, разгрузку, хранение груза, страхование рисков, особенно четко обозначены место и момент перехода ответственности за груз.

Если участники договора желают придерживаться этих правил, то в договоре достаточно просто сделать ссылку на них. Например: «... на условиях С1Р по «Инкотермс-2000». Однако по желанию участников договора они могут дополнительно указать любые исключения из типовых правил или любые дополнения к ним.

При осуществлении международных перевозок транспортные средства должны нести на борту все установленные государственные символы страны регистрации и иные идентификационные средства. Автомобили, осуществляющие коммерческие перевозки, несут государственные регистрационные знаки («номера»), табличку Т1К, знаки, подтверждающие страхование гражданской ответственности и соответствия экологическим нормам. В ряде стран Европы обязательным является при въезде на определенные территории подтверждение экологичности автомобилей нанесением знака.

Контейнеры несут обозначения их типа, номера, указание на владельца и сертификационные знаки.

Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлена обязанность международных перевозчиков использовать регистрационные и отличительные знаки своего государства. При этом прицепы и полуприцепы могут иметь отличительные знаки другого государства.

Международные автомобильные сообщения регулируются комплексом конвенций, наиболее применимыми из которых являются Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (вступила в силу в 1961 г.) и Европейское соглашение о международных автомобильных перевозках опасных грузов (вступило в силу в 1968 г.). Для упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена, а в 1975 г. изменена и дополнена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки, к которой присоединились практически все государства Европы.

Под эгидой КВТ ЕЭК ООН разработаны:

  • Европейское соглашение о международных автомагистралях - СМА (15.10.75);
  • Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок соответствующих объектах - СЛКП (01.02.91);
  • Конвенция о дорожном движении (08.11.68);
  • Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г. (01.05.71);
  • Протокол о дорожных знаках и сигналах (19.09.49);
  • Конвенция о дорожных знаках и сигналах (08.11.69);
  • Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 г. (01.05.71);
  • Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (01.03.73);
  • Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (20.03.58);
  • Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки - ЕСТР (01.07.70);
  • Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов - КДПГ (19.05.56);
  • Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов - КДПГ (05.07.78);
  • Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке (04.06.54); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (14.11.75);
  • Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей (18.05.56);
  • Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (02.12.72);
  • Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках (09.12.60);
  • Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (21.10.82);
  • Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов -ДОПОГ (30.09.57);
  • Протокол о внесении поправок в статью 1а, статью 14 (1) и статью 14 (3) Европейского соглашения от 30.09.57 о международной дорожной перевозке опасных грузов - ДОПОГ (28.10.93);
  • Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для. этих перевозок - СПС (01.09.70);
  • Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа -КАПП;
  • Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа -КМАПП (подписана главами правительств государств- участников СНГ 09.10.97);
  • Международное соглашение (универсальный договор) по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по системе «зеленая карта» (20.10.89) и другие договоры, конвенции и соглашения, протоколы к ним.

Страны ЕС заключили Соглашение о международной нерегулярной дорожной перевозке пассажиров автобусами - АСОР. Аналогичное соглашение, предназначенное для присоединения к нему, разработано КВТ ЕЭК ООН.

Российская Федерация присоединилась только к части международных конвенций в области автомобильных международных перевозок. Государства Европы также присоединились к конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта избирательно: Польша - 28 документов; Италия - 27; Германия, Франция, Финляндия и Венгрия - по 26; Болгария -25 документов. Все эти государства присоединились к СМА, Конвенции о дорожном движении (1949 г. и 1968 г.); КДПГ и Протоколу к ней; Конвенции о таможенных льготах для туристов; Конвенции МДП (1959 г. и 1975 г.); Таможенной конвенции, касающейся контейнеров; ДОПОГ; СПС; ЕСТР и др.

Международный союз автомобильного транспорта(был образован в 1948 г.) имеет целью содействие развитию международного автомобильного транспорта и перевозок. С участием союза разработаны многие конвенции по международным перевозкам автомобильным транспортом: Таможенная конвенция о перевозках грузов автомобильным транспортом 1975 г., Конвенция о договоре международной перевозке грузов 1956 г. и др.

Международный союз общественного транспорта - МСОТ объединяет организации городского транспорта общего пользования различных стран и городов. Союз периодически проводит конференции, на которых вырабатываются согласованные требования к качеству перевозок, происходит обмен опытом.

Транспортные связи -- важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функционально транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сливаясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себестоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки обращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма существенной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта и его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того, как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и быстроходные транспортные средства .

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве важной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие географические открытия XVI--XVIII веков были непосредственно обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усовершенствовало средства транспорта. Пароходы, железные дороги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйственных связей. Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в другие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках национальных экономических систем. Все виды транспорта (за исключением морского) имеют, прежде всего, внутрихозяйственные цели для своего функционирования. Вместе с тем они обслуживают и международные перевозки. По мере расширения и углубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи; Важнейшими факторами их постоянного роста и качественного совершенствования являются:

1) темпы и объемы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств.

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозка товарных грузов и перевозка пассажиров. Мы рассмотрим главным образом первое направление, ибо оно непосредственно связано с внешнеторговыми контрактами. За последние 20--25 лет наметилась тенденция к сокращению объемов перевозимых грузов. В начале 70-х годов суммарный объем международных перевозок оценивался в 4,5--4,6 млрд т. В 1996 г. тоннаж перевозок сократился до 3,8 млрд т. Это факт свидетельствует не о падении темпов международной торговли, а о качественных переменах в структуре товарообмена, где сократилась доля топливно-сырьевой продукции как наиболее «транспортоемкой» .

Транспорт - это совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для их взаимодействия. Благодаря транспорту создаются необходимые условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции. Продукцией транспорта следует считать непосредственно сам процесс перемещения товаров от изготовителя к потребителю. Существенной особенностью транспорта является его особое место в международном товарообмене. С одной стороны, транспорт в международном разделении труда является необходимым условием его осуществления, а с другой стороны, транспортная индустрия выступает на международных рынках экспортером своей продукции, реализуемой в виде транспортной услуги.

Особенностью транспорта во внешнеэкономической деятельности является подверженность его продукции - транспортной услуги - воздействию всех факторов, характеризующих развитие рыночной экономики. Прежде всего, это относится к колебаниям цен на топливо, соотношению спроса и предложения на перевозку грузов, состоянию политических и экономических отношений различных государств и другие факторы.

Процесс перемещения товаров, сырья, материалов и людей является необходимым условием функционирования всех видов внешнеэкономической деятельности. Использование транспорта необходимо в международной торговле товарами, в производственно-сбытовой кооперации, строительстве объектов за рубежом и в Казахстане с помощью инопартнеров, деятельности предприятий с зарубежными инвестициями, организации туризма, при организации международных выставок и ярмарок .

Транспорт и внешнеэкономическая деятельность находятся в тесной взаимосвязи и оказывают большое влияние друг на друга.

При осуществлении внешнеэкономической деятельности необходимо выполнять сложный и специфический комплекс транспортных операций, обеспечивающих обработку и перемещение огромных масс различных товаров на большие расстояния от изготовителей до потребителей (табл. 1).

Необходимо выделить три группы транспортных операций, связанных между собой последовательностью их осуществления во временном разрезе.

Таблица 1 - Классификация транспортных операций во внешнеэкономической деятельности

Признак классификации

Виды операций

По предмету транспортных операций

Грузовые, пассажирские, багажные

По виду транспорта

Водные (морские, речные), железнодорожные, воздушные, автомобильные, трубопроводные, смешанные перевозки (участвуют два или более видов транспорта)

В зависимости от транспортной характеристики товара

С сухим грузом; навалочные, руда, уголь, зерно, цемент, минеральные удобрения, генеральные или штучные. С наливным грузом: нефть и нефтепродукты, растительные масла, жиры, вино, жидкие химические грузы и другие.

По периодичности

Регулярные и нерегулярные перевозки: линейное и трамповое судоходство, регулярное воздушное сообщение и чартерные рейсы.

В зависимости от порядка прохождения границы

Перегрузочные и бесперегрузочные перевозки

По виду транспортно- технологической системы

Контейнерные, паромные, лихтерные, ролкерные

В зависимости от завершения перевозки в соседней стране

Соседские, транзитные, кольцевые

По виду сообщений

Прямые, непрямые: ломаные с несколькими перевозчиками, с переотправкой по одному или нескольким договорам перевозки

В зависимости от состава участников

Осуществляемые изготовителем товара, продавцом или покупателем, заказчиком товара, перевозчиком, посредником

В зависимости от места проведения

Осуществляемые внутри страны и на территории других стран

Первая группа операций включает в себя действия, предшествующие реализации внешнеторговой сделки. В эту группу транспортных операций входят такие действия: планирование внешнеторговых перевозок, анализ конъюнктуры транспортных рынков, тарифов и условий перевозки товаров в регионе, планирование транспортных расходов. Вторая группа транспортных операций возникает в процессе реализации внешнеторговой сделки и состоит из включения транспортных условий в контракт, подготовки товара к транспортировке, заключения договоров перевозки и их оформления, разработки транспортной и товаросопроводительной документации, страхования, организации контроля за движением груза, расчетов продавца или покупателя с перевозчиком, оформления таможенных, пограничных, санитарных, ветеринарных операций.

После завершения внешнеторговой сделки осуществляется третья группа транспортных операций, включающая в себя возможные споры между грузополучателем и перевозчиком, экспортером (продавцом) и импортером (покупателем) .

В транспортном процессе все его участники: изготовители продукции, заказчики, покупатели, перевозчики, посредники - вступают в сложные экономические и коммерческо-правовые отношения, регулируемые различными нормативными актами, национальными законодательствами и международными правовыми нормами, обычаями.

Поэтому транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности представляет собой систему, состоящую из совокупности технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных воздействий, различных методов управления транспортными операциями в сфере производства, обращения и потребления продукции, товаров, перемещаемых между сторонами .

Тема 8. Международные перевозки

§ 1. Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

§ 2. Международные воздушные перевозки.

§ 3. Международные железнодорожные перевозки

§ 4. Международные автомобильные перевозки

§ 5. Международные морские перевозки

§ 6. Международные смешанные перевозки

Понятие и виды международных перевозок. Особенности правового регулирования

Понятие международной перевозки. В науке имеется ряд определений международной перевозки, так как единое определение в национальных нормативных и международных актах отсутствует. Международная перевозка – это такая перевозка грузов, пассажиров и багажа, которая осуществляется, по крайней мере, между двумя государствами в соответствии с условиями, предусмотренными межгосударственными соглашениями.

Такое определение достаточно приблизительно. Спорным остаётся вопрос, является ли международной перевозка с территории одного государства на территорию этого же государства, но транзитом через территорию другого государства (например, перевозка из Москвы в Калининград через территорию одной из стран Прибалтики). В ряде Конвенций отмечается, что такая перевозка будет международной при условии остановки на территории этого другого государства.

Так, в соответствии с российским законодательством по автомобильным перевозкам остановка на территории иностранного государства не является обязательным критерием отнесения автомобильной перевозки к международной перевозке.

Следует отметить, что в международных соглашениях по перевозкам даются автономные определения относительно международных перевозок отдельными видами транспорта в отношении различных объектов перевозки, применимые только к перевозкам, регулируемым этими конвенциями. Если перевозка не подпадает под действие соответствующей Конвенции, её международный характер определяется согласно применимому праву. Например, согласно Варшавской конвенции 1929 г. перевозка, при которой место отправления и назначения расположены на территории одного и того же государства – участника считается международной, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции (п.2 ст.1). Перевозка без подобной остановки не рассматривается в смысле Варшавской Конвенции как международная.

Спорным остаётся и вопрос об отнесении перевозок к международным перевозкам лишь при условии регулирования их международными соглашениями. По мнению некоторых авторов при отсутствии международного соглашения перевозка с пересечением границ не является международной и регулируется национальным законодательством.По логике этих авторов, если страна не является участницей транспортных конвенций, то она не осуществляет международных перевозок. И в Конвенциях, и в национальном праве стран имеются коллизионные нормы, определяющие право, применимое к перевозкам. Речь идёт не о национальных, а международных перевозках, которые по ряду причин регулируются правом, избранным на основе коллизионных норм. В отношении национальных перевозок вопрос о коллизионных нормах вообще не стоит. В частности, одной из таких причин является отсутствие регулирования спорного вопроса в соответствующей Конвенции. Другой причиной может быть неучастие конкретной страны в Конвенции, регулирующей соответствующую перевозку. Так, Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. до сих пор не вступила в силу, но это не означает, что договоры смешанных перевозок грузов из одной страны в другую, заключаемые сторонами, не являются международными. Другое дело, что пересечение границ требует соглашений между государствами, которым принадлежат границы. Что касается регулирования договоров международных перевозок, то они вполне могут регулироваться на основании коллизионных норм (национальных или унифицированных конвенционных), что и делалось до принятия соответствующих Конвенций. В настоящее время международные перевозки на всех видах транспорта урегулированы целым рядом Конвенций, имеющих большое число участников, и практически они большей частью регулируются международными соглашениями.

Особенностью международных перевозок является определение иностранного элемента, делающего перевозку международной. Здесь неприменима традиционная классификация иностранных элементов, характеризующая отношение как международное (трансграничное). Таким иностранным элементом не является субъект перевозочных отношений. Например, иностранная фирма осуществляет перевозку груза в пределах России. Перевозка не является международной. Перевозка является международной, если в соответствии с договором она должна быть осуществлена из одного государства в другое. Иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему суть транспортной деятельности.

Для признания перевозки международной не обязательно, чтобы груз или пассажир фактически пересекали территориальные или таможенные границы государства. Достаточно заключения договора международной перевозки. Например, при утрате груза в пункте отправления из государства А в государство Б перевозка квалифицируется как международная, однако пересечение границ не имеет места. Таким образом, не следует отождествлять заключение договора международной перевозки с её осуществлением.

Виды международных перевозок. Так же как и внутренние перевозки различаются в зависимости от видов транспорта и объекта транспортировки.

По видам транспорта различают: международные автомобильные, железнодорожные, воздушные, речные и морские перевозки; смешанные перевозки;

По объекту транспортировки различают: перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Определённую специфику имеют транзитные, смешанные, контейнерные и комбинированные перевозки.

Особенности правового регулирования. Регулирование международных перевозок осуществляется международными соглашениями, национальным законодательством и обычаями, сложившимися в практике перевозочных отношений.

Правовое регулирование различных видов международных перевозок имеет свои особенности. Вместе с тем, следует отметить общие принципы такого регулирования.

Основное значение в правовом регулировании международных перевозок принадлежит международным договорам. Только в области автомобильного, морского и речного транспорта действует более 110 межгосударственных и межправительственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, участницей которых является Россия.

Международные договоры в основном содержат материальные нормы. Коллизионные нормы конвенций обычно касаются вопросов, не урегулированных материальными нормами. Как правило, они отсылают к праву страны суда. Россия является участницей большинства Конвенций по перевозкам.

В международных договорах по всем видам перевозок решается практически, хотя и по-разному, один и тот же круг вопросов.

Это, прежде всего, требования к перевозочным документам .

Во всех видах международных перевозок регулируются такие вопросы, как ответственность перевозчика и установление её пределов, распределение бремени доказывания вины, закрепление оснований освобождения от ответственности перевозчика, сроки исковой давности и предъявления претензий. Бремя доказывания своей невиновности лежит в основном на перевозчике. Стороны не вправе уменьшить или исключить, но вправе увеличить ответственность перевозчика. При наличии умысла или грубой вины перевозчика или его персонала в причинении вреда пределы ответственности, как правило, не применяются.

Особенностью перевозочных отношений является то, что они тесно переплетаются с отношениями права собственности и иных вещных прав на транспортное средство, обязательствами по причинению вреда, трудовыми отношениями перевозчика с членами экипажей транспортного средства и т.д. Международный характер перевозки создаёт дополнительные трудности при квалификации правоотношений как перевозочных и определении применимого права к различным видам отношений, связанных с перевозкой, поскольку к ним применяются различные коллизионные привязки.

Особенностью договоров перевозки является то, что во многих странах внутренние перевозки подчиняются тем же правилам, что и международные перевозки, т.е. нормам, установленным в международных конвенциях (инфильтрация унифицированных норм международного частного права в национальные правовые системы).

В договорах международной перевозки применяются различные коллизионные привязки: закон места отправления или назначения; закон места заключения договора; закон флага и т.д.

В соответствии с ГК РФ к договорам перевозки всеми видами транспорта применяется право, выбранное сторонами (ст. 1210). Если стороны не выбрали права, применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан (п.2 ст.1211). Таким правом является право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности перевозчик (подпункт 6 п.3 ст. 1211). Следует иметь в виду, что в силу п.3 ст.1186 ГК, если договор перевозки урегулирован международным соглашением, содержащим материальные нормы, выбор права с помощью коллизионных норм не производится. Вопросы, не урегулированные в таких конвенциях, решаются с помощью коллизионных норм, установленных в самих конвенциях, которые, как правило, отсылают к национальному праву страны суда. Если же в конвенциях коллизионные нормы отсутствуют, применимое право определяется с помощью коллизионных норм страны суда.

Следует иметь в виду, что в соответствии с российским законодательством (ст.800 ГК РФ) ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется по правилам обязательств вследствие причинения вреда (гл. 59 ГК), если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчик. Эти правила будут применяться в случае, если в качестве применимого права будет определено российское право.

Международные транспортные организации . Большое значение в деле разработки проектов конвенций, унифицированных правил и технических регламентов принадлежит международным транспортным организациям . Они создаются по видам транспорта.

Самой авторитетной по воздушному транспорту является Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Она создана в соответствии с Конвенцией 1944 г. как специализированное учреждение ООН. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. приняла Устав ИКАО.

К основным уставным целям ИКАО относятся:

Обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всём мире;

Организация и координация международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок. Одна из целей ИКАО – предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

18 приложений к Конвенции 1944 г. являются документами ИКАО – международные авиационные регламенты (стандарты, рекомендательная практика, процедуры).

В рамках ИКАО разработан и принят ряд конвенций, в том числе Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г.

В области морского транспорта действует Международная морская организация (ИМО), созданная в 1949 г. Она представляет собой специализированное учреждение в системе ООН. В настоящее время её членами являются более 160 государств, в том числе и Россия. В рамках данной организации разработаны и приняты Афинская конвенция о перевозке пассажиров и их багажа морем 1974 г., Международная конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. и др.

В 1905 г. образована Балтийская и международная морская организация (БИМКО). Её основная задача – подготовка и пересмотр проформ чартеров и другой транспортной документации; издание типовых форм перевозочных документов. Организации в области водного транспорта являются наиболее многочисленными. Их насчитывается более 100.

На железнодорожном транспорте : Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ), Совет по железнодорожному транспорту государств участников Содружества, Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД).

В сфере автомобильного транспорта функционируют:

Организация по предотвращению дорожных происшествий (МОПДП), Международная автодорожная федерация (МАФ), Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и др.

На речном транспорте действуют такие известные организации как Дунайская комиссия и Центральная комиссия судоходства по Рейну.