Внедрение национальной рамки квалификаций. Доклад на тему: «национальная рамка квалификаций российской федерации

В. БЛИНОВ, профессор Федеральный институт развития образования

Одной из наиболее серьезных проблем современного российского профессионального образования является несогласованность сфер труда и образования, свидетельствующая об общем упадке качества подготовки кадров для рынка труда. В сегодняшних условиях острого недофинансирования российского образования важнейшей задачей становится укрепление налаживающихся связей образовательного сообщества и сообществ работодателей. Диалог образования, сферы труда и общества закладывает сегодня основу для формирования конкурентоспособной образовательной среды, которая позволит создать национальный рынок трудовых ресурсов.

При этом нужно иметь в виду, что Россия вместе с другими странами - участницами Болонского процесса выразила готовность осуществлять меры, обеспечивающие качество образования на институциональном, национальном и европейском уровнях, используя для этого общие критерии и методологии.

Разработка систем квалификаций, основанных на компетенциях, ведущаяся в ряде европейских стран и в России, указывает на то, что в системах образования происходит смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, прежде всего экономического характера. Именно экономическая сфера стала во многом определять оценку качества подготовки специалистов. Российские работодатели заинтересованы в найме высококвалифицированного работника, который способен качественно выполнять свои обязанности сразу после окончания обучения.

Участие работодателей - необходимое условие при разработке федеральных государственных образовательных стандар-

Национальная рамка квалификаций в Российской Федерации

тов (ФГОС). В новых стандартах должна быть заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата »: от характеристик профессиональной деятельности к целям - результатам профессионального образования и далее к выбору соответствующих организационных форм, методов обучения. Формированию и реализации нового содержания образования способствует компетент-ностный подход в обучении, ставший одной из ведущих инноваций в современной системе общего и профессионального образования.

До сегодняшнего дня система образования и сфера труда России существовали достаточно изолированно. На «уровне подсознания» практически любой гражданин РФ может сказать, какое образование необходимо человеку для профессиональной деятельности определенного уровня на том или ином рабочем месте. При этом требования к выпускникам по уровням образования определяются в государственных образовательных стандартах, и существует система свидетельств, аттестатов и дипломов, соответствующих тому или иному уровню образования. Между тем у нас нет точного описания уровней профессиональной деятельности, к которой готовы их обладатели, а функции профессиональных стандартов выполняют по сложившейся в нашей стране традиции Единый тарифноквалификационный справочник (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей (ЕКСДР). Российское законодательство ориентировано на эти справочники.

Уровень квалификации в них определяется тарифным разрядом. Тарифная сетка служит базой для организации повышения

квалификации с разряда на разряд. Однако в современных условиях определение уровня квалификации через разряд устарело. Тарифный разряд не дает возможности установить различия в уровне квалификации работников, имеющих одинаковые разряды в разных видах профессиональной деятельности, не позволяет определить рост квалификации, неустойчив из-за изменений, вносимых в тарифные сетки.

В России в 1995 г. была предпринята попытка найти более четкое основание для упорядочивания всех видов деятельности (и их описания) и создать их единый классификатор - Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ). «Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход». Классификатор состоит из 9 укрупненных групп

От руководителей до неквалифицированных рабочих. При классификации занятий учитывалось, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но и опытом практической работы. Была сделана попытка при описании деятельности использовать набор профессиональных функций. Этим ОКЗ принципиально отличается от ЕТКС И ЕСКДР. Но и ОКЗ имеет ряд недостатков.

Критерием квалификации в ОКЗ был установлен все же уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые сами по себе не определяют уровень квалификации работника. Выделено четыре уровня квалификации, но первый уровень объединяет основное общее и среднее полное образование, а четвертый - высшее и послевузовское

профессиональное, что неминуемо приводит к смешению разных уровней квалификации. В квалификационныххарактеристиках ОКЗ дается слишком длинный (до 15-18) список профессиональных функций, которые часто не рядоположены или повторяются и могут быть объединены.

На схеме в общем виде показан механизм разработки нормативно-правового обеспечения профессионального образования, отвечающего современным международным требованиям. Эта разработка предполагает встречное движение как со стороны представителей рынка труда (разработка профессиональных стандартов, осуществляемая в профессиональных сообществах), так и со стороны образовательной сферы (разработка классификатора образовательных программ, перечня направлений подготовки, специальностей и профессий, Государственных образовательных стандартов профессионального образования). Важно, что при этом единым документом, выступающим своеобразным регулятором для разработки нормативного обеспечения и со стороны профессиональной, и со стороны образовательной сферы, является Национальная рамка квалификаций Российской Федерации - НРК РФ.

Так, в макетах ФГОС начального, среднего и высшего профессионального образования в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы» предусмотрен подраздел, отражающий требования к общим компетенциям, которыми должен владеть выпускник и которые соответствуют уровню квалификации. Непосредственным источником содержания данных общих компетенций призвана выступать именно НРК РФ. Такой механизм позволяет:

♦ во-первых, согласовать требования к общим компетенциям в рамках одного уровня квалификации в рамках ФГОС по различным профессиям, специальностям, направлениям подготовки;

♦ во-вторых, обеспечить преемственность различных уровней профессиональ-

ного образования в рамках одного направления (одной специальности) одновременно с чётким различением уровней квалификации. Этот момент оказывается особенно значимым и актуальным в ситуации, когда требуется развести требования к результатам подготовки бакалавра и магистра по одному и тому же направлению.

Сейчас в Европе и в России идут про-

цессы, направленные на упорядочение всех видов деятельности (и описание их по общим принципам) на основе требования ответственности и самостоятельности работника, что является критерием при определении его уровня квалификации. Дескрипторы рамки Европейской системы квалификаций характеризуют деятельность в целом, что достигается даже на лек-

сическом уровне - через использование сочетания «work or study» (дословно - «работа или исследование »). Наиболее точным и верным переводом сочетания «work or study» будет «деятельность». Это слово вбирает в себя все виды деятельности в сферах физического и умственного труда.

Цели разработки Европейской структуры квалификаций (ЕСК) - European Qualifications Framework - были поставлены в совместном докладе Совета по образованию и Европейской комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010».

В Маастрихтском коммюнике (14 декабря 2004 г.) по вопросам приоритетов развития европейского сотрудничества в области профессионального образования и обучения министры образования из 32 стран ЕС приняли решение о первоочередной разработке открытой и гибкой Европейской системы квалификаций, охватывающей как профессиональное (начальное, среднее и высшее), так и общее среднее образование, в целях обеспечения признания и переноса квалификаций.

В области высшего образования решение о разработке комплексной системы квалификаций было принято на конференции министров образования европейских стран по вопросам развития Болонского процесса (Берлин, сентябрь 2003 г.). На конференции министров образования в Бергене (2005 г.) был принят документ «Принципы системы квалификаций для европейского пространства высшего образования», где указывалось на необходимость обеспечения взаимосвязи и взаимодополняемости между европейской системой квалификаций высшего образования и европейской системой квалификаций.

Разработка ЕСК в значительной мере вызвана потребностью в реализации стратегии образования в течение всей жизни в свете происходящих технологических, экономических и демографических изменений, а также необходимостью устранения барьеров, существующих между странами и

институтами и препятствующих эффективному использованию знаний и компетенций граждан из-за отсутствия прозрачности квалификаций.

В течение последних трех лет в европейских странах происходит активная разработка национальных систем квалификаций, направленных на упорядочение существующего разнообразия форм образования. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации и повышению квалификационного уровня, а также в определении четких процедур официального признания полученных квалификаций.

Основные задачи ЕСК:

■ установить общую систему координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей;

■ стать «средством перевода» (ключом), позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах;

■ определить общую систему координат для обеспечения качества и развития образования;

■ задать общую систему координат для структур, ответственныхза признание результатов образования и обучения;

■ избрать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах.

Таким образом, ЕСК представляет собой методический и концептуальный подход, направленный на оптимизацию реформирования образования на национальном уровне, где также должны быть разработаны соответствующие системы квалификаций.

В документах, анонсирующих ЕСК, подчеркивается, что она не заменяет национальные системы квалификаций и не яв-

ляется автоматическим механизмом сравнения квалификаций друг с другом. ЕСК направлена на поддержку и изменение национальных систем квалификаций. Таким образом, предполагается, что реформирование национальных рамочных структур квалификаций будет усилено за счет наличия единой структуры более высокого статуса, признаваемой всеми партнерами.

Важно подчеркнуть, что перед Россией не стоит задача разработки некой новой национальной системы квалификаций (НСК). Национальная система профессиональных квалификаций в нашей стране, имевшей в недалеком прошлом плановую экономику, сформирована, жестко задана и формализована. В России строго определены: условия присвоения тех или иных квалификаций, их иерархия, единые для всей страны документы, подтверждающие квалификационный уровень, и т.д.

В рамках интернациональной гармонизации образовательных систем и рынков труда перед Россией стоит задача разработки национальной рамочной структуры квалификаций (НРК РФ), одной из задач которой является обеспечение условий сопоставимости НСК РФ и ЕСК. Это не исключает, а, скорее, предполагает внесение необходимых изменений в саму систему квалификаций РФ, которая и до этого постоянно развивалась и совершенствовалась. Разработка НРК РФ задаст ориентиры дальнейшего развития национальной системы квалификаций России, обеспечивающие её интернациональную гармонизацию.

Серьезной проблемой современного российского профессионального образования является нарастающая рассогласованность структуры и качества подготовки рабочих и специалистов и спроса рынка труда. В этой связи задача сопряжения сферы труда и образования становится одной из ведущих. Для ее решения необходимы особые инструменты, обеспечивающие единство требований,предъявляемых к специалисту разных уровней квалификации со стороны работодателей и со стороны об-

разования. Эффективным инструментом, призванным способствовать процессу сопряжения сферы труда и сферы образования в условиях современной России, и может стать сопряженная с европейской Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, разработка которой ведется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Разработка Национальной рамки квалификаций для РФ актуализируется следующими обстоятельствами:

1) необходимостью нормативно-правового оформления исторически сложившейся в России системы квалификаций с учетом новых социально-политических и экономических условий развития страны как основы для повышения качества образования и подготовки кадров для рынка труда;

2) потребностью в инструменте, обеспечивающем сопряжение сферы образования и труда как основы для стандартизации профессиональной деятельности и образования, методологической и методической основы разработки профессиональных и образовательных стандартов;

3) развитием интеграционных тенденций в рамках Болонского процесса, завершением (2006 г.) разработки проекта Европейской рамки квалификаций и началом разработки странами - участницами Болонского процесса сопрягаемых с ней национальных рамочных структур квалификаций.

Итак, НРК РФ является нормативным документом, предназначенным для:

Однозначного определения и четкого разведения уровней квалификации при проведении процедур оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

Формирования вертикальной подсистемы классификации и кодирования образовательных программ в Общероссийском классификаторе образовательных программ (ОКОП) и их качественной оценки с позиций компетентностного подхода;

Обновления содержания единого тарифно-квалификационного справочника должностей рабочих и служащих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих;

Обеспечения единства методологических (компетентностный подход) и методических (использование системы описания уровней квалификации при формулировании общих и профессиональных компетенций) подходов в разработке профессиональных и образовательных стандартов;

Определения целей и результатов всех уровней профессионального образования с учетом требований работодателей и потребностей личности;

Установления преемственности всех ступеней системы образования РФ;

Реализации принципа «обучение в течение всей жизни » любым гражданином РФ, включая выбор им траектории обучения и возможности перехода с одной траектории на другую;

Обеспечения конкурентоспособности и мобильности выпускников разных ступеней системы образования РФ на мировом рынке труда и интеграции РФ в мировое образовательное пространство.

Концептуальной основой разработки Национальной рамки квалификаций РФ является компетентностный подход: описание уровней квалификации строится на описании различий в результатах обучения, выраженных в терминологии ответственности, самостоятельности и степени сложности рабочей ситуации (контекста).

Одна из важнейших функций НРК РФ

Обеспечение сопоставимости национальных квалификаций с квалификационными уровнями по ЕСК и через них с уровнями квалификаций других стран.

НРК РФ представляет собой основанную на дескрипторах рамку квалификаций, являющуюся инструментом классификации квалификаций в соответствии с рядом критериев, установленных для определения уровней полученной профессиональ-

ной подготовки. НРК РФ сопрягается с ОКОП, классификатором профессий, отраслевыми квалификационными системами, которые должны разрабатываться или модернизироваться на основе требований НРК РФ.

Дескрипторы НРК РФ формулируются в соответствии с общими принципами, свойственными рамочным структурам квалификаций других европейских стран:

■ преемственностью уровней и прозрачностью квалификаций;

■ иерархией квалификаций (уровней), связанной с инфраструктурой системы образования РФ;

■ сопоставимостью с ЕСК.

Важное место в дескрипторах НРК РФ

отводится описанию уровней ответственности и самостоятельности. Именно степень их развития позволяет наиболее четко разграничивать различные уровни компетенции. Эти уровни определяют способность справляться со сложными непредсказуемыми ситуациями и изменениями без посторонней помощи.

Ключевое различие между квалификациями разных уровней определяется степенью развития ответственности и самостоятельности в управлении обучением и самой деятельностью в более сложных ситуациях, контекстах.

Сложность работы как критерий оценки уровня квалификации, соответствующего должностям служащих и рабочим профессиям, наполняется различным содержанием и включает в себя: степень стандартизации работы, умственные усилия (для служащих), монотонность, тяжесть труда, уровень внимания (для рабочих профессий). К показателю ответственности близок показатель цены ошибки и масштабов привлекаемых для ее исправления сил. Но показатели не тождественны, так как при достаточно высокой цене ошибки работника его действия может контролировать руководитель, который и будет нести ответственность за конечный результат профессиональной деятельности (напри-

мер, за действия медицинской сестры несет ответственность врач, который обязан проконтролировать, каким образом она выполняет его назначения).

Таким образом, для описания компетенций (деятельности) в дескрипторах НРК РФ были выделены 12 наиболее значимых показателей профессиональной деятельности человека. Нумерация (порядок представления) показателей не имеет принципиального значения. Логически их можно сгруппировать следующим образом:

Показатели самостоятельности и ответственности, отражающие вектор развития профессиональной деятельности (в том числе умственной/ физической) и человека (показатели «самостоятельность» и «ответственность», «цена ошибки», «сложность работы»);

Показатели мотивации и целеполага-ния как направляющие и системообразующие факторы любой деятельности («целе-полагание», «мотивация»);

Показатели развития познавательной деятельности («работа с информацией», «анализ результатов собственной деятельности», «познание и умение учиться», «умение учить», «широта видения»);

Показатель развития коммуникативной составляющей («деловоеобщение»).

НРК РФ призвана стать одним из документов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования, ориентированной на условия рыночного статуса российской экономики и её гармонизацию с общеевропейскими рынками труда и образовательных услуг. Перестройка профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров с учетом новых социально-эконо-

мических условий России потребовала комплексного пересмотра системы документов, регламентирующих отношения государства и экономики в сфере труда, охраны прав граждан, прав на социальное страхование и пенсионное обеспечение, смежных прав. Среди этих документов -перечни должностей рабочих и служащих, тарифно-квалификационные справочники, новые классификаторы сферы труда (занятости, профессий, видов деятельности).

Таким образом, НРК в Российской Федерации может быть использована в целях:

■ систематизации всех квалификаций, существующих на территории РФ, безотносительно к предметной области с учетом как формального, так и неформального образования, повышения квалификации, самосовершенствования работника и его практического опыта;

■ методологической и методической основы стандартизации профессиональной деятельности и образования, а следовательно,

■ обеспечения качества образования и подготовки кадров.

НРК РФ является одним из ключевых элементов инновационной системы стандартизации в российском профессиональном образовании и включает системное описание различий квалификаций в зависимости от их уровня и профессиональной направленности. Описания требований к знаниям, умениям и компетенциям выпускников системы профессионального образования являются концептуальной основой разрабатываемых ФГОС. Задачей НРК РФ является обеспечение системной сопряженности и преемственности ФГОС по всем уровням профессионального образования.

Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656.

В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемую Национальную рамку квалификаций.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б. и вице-министра образования и науки Республики Казахстан Орунханова М.К.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр И.О. Министра труда и
образования и науки социальной защиты
Республики Казахстан населения
Республики Казахстан
_______ Б. Жумагулов ______ Т. Абылкаликова

Утверждена
совместным приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 сентября 2012 года № 444
и исполняющего обязанности
Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м

Национальная рамка квалификаций

Сноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

1. Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.
3. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
4. НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:
1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;
2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;
3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования.
5. Основные термины и понятия используемые в настоящей НРК:
1) квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
2) уровень квалификации – уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления);
5) вид трудовой деятельности – часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
7) трудовая функция - интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения в рамках конкретного вида трудовой деятельности;
8) профессиональная задача – нормативное представление о действиях, связанных с реализацией трудовой функции и достижением необходимого результата в определенной области профессиональной деятельности;
9) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
11) компетенция - способность работника применять в профессиональной деятельности знания и умения;
12) НРК - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых на рынке труда;
13) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых в отрасли;
14) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и профессиональных задач, выполняемых работником определенного вида трудовой деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Структура Национальной рамки квалификаций

6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций.
7. При разработке НРК использованы принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к компетенциям, умениям и знаниям работников (от первого к восьмому уровню квалификации).
8. Умения и знания работника определяют уровень качества и результаты выполняемой деятельности.
В зависимости от места в системе профессиональной деятельности работники обладают различной широтой полномочий и ответственности. Деятельность работников осуществляется под руководством, самостоятельно (исполнительская деятельность) или предполагает управление деятельностью других работников.
Умения и знания относятся к характеристикам, конкретизирующим те или иные компетенции работника в определенных ситуациях взаимодействия, профессиональной деятельности.
Компетенции каждого уровня квалификации оцениваются по основным критериям: степеням самостоятельности, ответственности и сложности выполняемой работы.
Основу профессиональной деятельности составляют профессиональные компетенции работника, обусловливающие его адаптацию к изменяющейся ситуации в обществе и на рынке труда, обновление имеющихся или формирование новых компетенций. В условиях рыночных отношений работники должны иметь такие общие профессиональные компетенции, как самостоятельное наблюдение, контроль, дисциплина, оценка, организация, управление, обеспечение.
9. Квалификации и компетенции являются результатом освоения человеком определенной образовательной программы и (или) приобретения профессионального практического опыта. Для повышения квалификации или изменения профиля деятельности (профессии) работники имеют возможность пройти обучение по дополнительным образовательным программам в различных учебных заведениях. По окончании учебных заведений, курсов переподготовки или повышения квалификации работники проходят процедуры практической проверки своего профессионального уровня в независимых центрах подтверждения и присуждения квалификаций.
Варианты путей достижения уровня квалификации, связанные с обучением, образованием, практическим опытом работы, представлены в приложении 2 к Национальной рамки квалификаций.

Приложение 1

Структура Национальной рамки квалификаций

Уровень квалификации

Требования к трудовым функциям

Требования к умениям

Требования к знаниям

Исполнительские действия по реализации нормы под руководством специалиста более высокого уровня квалификации (наставника)

Слушает, понимает и выполняет простые практические задания, наблюдает за работой наставника, оказывает наставнику вспомогательные работы.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности

Выбирает способ работы на основании рабочих инструкций и карт, выполняет простые типовые практические задания и работы.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач

Самостоятельно определяет способ выполнения установленной нормы, применяет предметы и средства труда, принимает решения по выполнению простейших задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности

Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за результат

Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает их результаты деятельности, определяет недостаточность их знаний и умений, мотивирует повышение профессионализма подчиненных работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда

Управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность за достижение конечного результата

Самостоятельно анализирует ситуации, принимает решения и создает условия их реализации, контролирует и корректирует деятельность в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников и достижение результата

Принимает решения в сложных ситуациях трудовой деятельности, соблюдает культуру самостоятельного управления, организацию коммуникабельности и согласованности точек зрения, оформления и презентации результатов, использует современные программные продукты и технические средства

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур регионального и отраслевого масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает и несет ответственность за решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия работников, о способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур государственного масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает на себя и несет ответственность за принятия согласованных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами

Приложение 2
к Национальной рамке квалификаций

Варианты путей достижения уровня квалификации

Уровень квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

Наличие основного среднего образования, но не ниже начального образования и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы.

Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии).

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии).
При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования и практический опыт не менее трех лет.
При наличии технического и профессионального образования повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка или послесреднее образование) без практического опыта.

Техническое и профессиональное образование (или послесреднее образование), практический опыт или высшее образование, дополнительные профессиональные образовательные программы без практического опыта.

Высшее образование. Бакалавриат, резидентура, практический опыт.

Послевузовское образование. Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование, практический опыт.

Послевузовское образование (программы, ведущие к получению академической степени магистра по соответствующей специальности, доктора философии (PhD) и докторов по профилю и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование, практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне. Докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, кандидат наук, доктор наук, практический опыт.

«НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Выполнила: преподаватель
Захарова И.П.

Во все времена для работодателей весьма актуальным был вопрос - кому из наёмных рабочих сколько платить. В наше время мы говорим о заработной плате работников, но разница в её размерах осталась. И очевидно, что определена эта разница главным образом квалификацией работника. Более высокая квалификация подразумевает способность выполнять более сложные работы с более высоким качеством, наличие более обширных и глубоких знаний, умений, специфических навыков, а это в свою очередь позволяет ожидать, что такой работник принесёт большую пользу (в коммерческом смысле - прибыль) организации в целом.
В настоящее время существует ЕТКС - «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих»- справочник- это огромное собрание сочинений, насчитывающее на сегодняшний день более 70 томов (так называемых «выпусков»), над постоянным совершенствованием которого продолжают непрерывно трудиться институты и министерства. Справочник включает сведения о ВСЕХ, официально существующих на территории страны рабочих профессиях и видах работ.
Важен тот факт, что ЕТКС - не просто справочник, а - официальный документ, утверждаемый органами власти и имеющий в определённых аспектах силу закона.
Помимо ЕТКС существует ещё ЕКС - «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих». Это аналог ЕТКС в непроизводственной сфере. Таким образом, ЕКС является сборником квалификационных характеристик должностей работников непроизводственной сферы: торговли, разнообразных госучреждений, образования, научных и тому подобных организаций.
Изменяющийся рынок труда требует постоянного развития профессиональных навыков и компетенций работника. Квалификационные справочники, в свою очередь, постепенно устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов, которая активно обсуждается на «высшем уровне» и, как следствие, в ближайшее время в российском трудовом законодательстве появится новый институт - институт профессиональных стандартов.
Следует отметить, что подобная ситуация складывается не только в России. В течение последних 20 лет более чем в 100 странах мира идет работа в области создания и внедрения национальных квалификационных структур и стандартов (НКС), национальных систем квалификаций (NQF). Лишь пять из них, в том числе Россия, осуществляют разработку НКС, NQF самостоятельно, для всех остальных Всемирным банком и Европейским союзом в рамках ряда программ, выделяются «донорские материалы и средства».
NQF в Европе представлена рамкой квалификаций, которая содержит количество уровней квалификаций в стране (в разных странах по разному, от 1 до 10); профессиональные стандарты, включающие в себя описание требований к работнику - в виде знаний, умений и навыков, разнесенных по уровням рамки квалификаций, список профессий/квалификаций и программами профессионального обучения, формирующими определенный набор компетенций.
По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы.
Россия же самостоятельно существенно продвинулась в создании национальной системы квалификаций. Во многом благодаря Министерству образования и науки РФ и Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), которые разработали проект макета профессионального стандарта (национальной рамки квалификаций) для России, создали Национальное агентство развития квалификации (НАРК) и через ВУЗы пытаются «уговорить» работодателей разработать отраслевые профессиональные стандарты.
Профессиональный стандарт - это многофункциональный нормативный документ, определяющий некий квалификационный уровень работника, позволяющий ему выполнять свои должностные (профессиональные) обязанности в соответствии с предъявляемыми требованиями к конкретной должности (профессии).
Предполагается, что в России, как и в Европе, стандарты предстанут в роли посредника между системой подготовки рабочей силы и ее использованием в конкретных видах экономической деятельности (далее - ВЭД).
Для работодателей профессиональные стандарты должны стать основой для:
- конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций;
- необходимой частью решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций);
- тарификации должностей; отбора и подбора персонала, планирования карьеры;
- проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- проведения оценки квалификации, аттестации и сертификации работников-специалистов;
- важным фактором при увольнении - в случае если работник не отвечает профессиональным требованиям (для защиты интересов работника).
При этом нельзя не отметить, что профессиональные стандарты нужны не только работодателю, они будут являться основой формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам; установления квалификационных уровней.

Одной из принципиальных особенностей новых образовательных стандартов является то, что они строятся не на базе «квалификационного» подхода к подготовке специалистов, используемого сегодня, а на основе «компетентностного», предполагающего участие в его формировании работодателей, общественных и профессиональных объединений. Кроме того, новый стандарт окончательно закрепляет требования к результатам освоения образовательных программ трех уровней: бакалавра, специалиста и магистра.
Переход к компетентностному подходу в европейском образовании начался уже в конце XX столетия. Так, в документе ЮНЕСКО 1997 г. говорится: «Все чаще предпринимателям нужна не квалификация, которая с их точки зрения слишком часто ассоциируется с умением осуществлять те или иные операции материального характера, а компетентность, которая рассматривается как своего рода коктейль навыков, свойственных каждому индивиду, в котором сочетаются квалификация в строгом смысле этого слова... социальное поведение, способность работать в группе, инициативность и любовь к риску» В России идет переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. Причем два последних понятия, хотя и связаны, но не идентичны. Компетентность понимается как совокупность знаний, умений, опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Компетенция это формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам специалиста и его должностным обязанностям. Таким образом, компетентность в первую очередь, набор личностных и профессиональных способностей специалиста, а компетенция определяется прежде всего функциональной составляющей его деятельности в заданных условиях производственной среды.
Разработка новых стандартов и последующее их вступление в силу, а также формирование единого европейского пространства согласно принципам Болонской декларации требуют уже сегодня существенных изменений как в содержании, так и в технологии образовательного процесса с ориентацией на подготовку компетентного, а не только квалифицированного специалиста; разработки системы и технологии сертификации профессиональных квалификаций выпускников всей образовательной цепочки подготовки кадров; выработки принципов адекватной оценки уровня их конечной подготовки.
Сертификация профессиональных квалификаций с целью присвоения квалификации является неотъемлемой частью выстраиваемой в настоящее время в России системы менеджмента качества в образовании, в частности, в профессиональном образовании. Сертификация является элементом Национальной системы квалификаций, составные части которой: национальная рамка квалификаций; профессиональные стандарты; образовательные стандарты.
Национальная рамка квалификаций это организованные в единую структуру описания квалификаций, признаваемые на национальном и международном уровне, посредством которых осуществляется измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств и других сертификатов об образовании. Национальная рамка квалификаций РФ (НРК РФ) создает условия для обращения при разработке стандартов не к рамке Европейской системы квалификаций (ЕСК), а к ее адаптированной и конкретизированной для России версии.
Система квалификаций в общем виде определяется как комплекс мероприятий, направленных на признание результатов обучения. НРК является одной из многих характеристик системы квалификаций и ее основой.
Создание НРК в образовании РФ имеет целью соотнести ступени образования, закрепленные Законом РФ «Об образовании», с уровнями квалификаций рамки ЕСК. Рамка ЕСК состоит из 8 уровней, описанных в терминах ответственности и самостоятельности. НРК РФ включает все квалификации от начальной до послевузовской ступени образования в соответствующей иерархии, отвечая инфраструктуре системы образования РФ, определяемой в Законе «Об образовании» и насчитывает 9 уровней, описанных также в терминах ответственности и самостоятельности. Это способствует обеспечению преемственности всех квалификаций и придает НРК РФ национальный характер.
Главной задачей Национальной рамки квалификаций РФ является сопряжение сферы труда и сферы образования. Этим объясняется выбор компетентностного подхода к созданию НРК РФ, разработка которой велась по распоряжению Министерства образования и науки РФ.
Рынок труда формирует профессиональные (квалификационные) стандарты, которые описывают профессиональные компетенции. Стандарты профессионального обучения и образования (образовательные стандарты) находятся в точке пересечения системы образования и рынка труда, объединяя цели образования и занятости и сохраняя определяющую роль профессиональных стандартов при формировании содержания профессионального образования.
Профессиональный стандарт многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в области конкретного вида экономической деятельности (область профессиональной деятельности) требования к выполнению работниками трудовых функций и необходимым для этого компетенциям. Структурно состоит из отдельных единиц, соотносимых с трудовыми функциями.
Профессиональный стандарт предназначен: для проведения оценки квалификаций и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования; формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также разработки учебно-методических материалов к этим программам; решения широкого круга задач в области управления персоналом; проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида/ов экономической деятельности.
Именно профессиональным стандартом задаются ориентиры для образовательных стандартов, а также критерии для оценки квалификации и сертификации выпускников учреждений профессионального образования.
Проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (НРК РФ) был разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации МФ-П44-2848 от 21 июня 2006 г.“О разработке проекта национальной системы квалификаций Российской Федерации с учетом Европейской системы квалификаций и определения в ней места начального и среднего профессионального образования”.
В 2007 г. Министерством образования и науки Российской Федерации и Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках Соглашения о взаимодействии от 25 июня 2007 г. была создана совместная Координационная комиссия для внесения в указанный проект изменений, отражающих отечественный опыт применения дескрипторов НРК РФ; замечания и предложения по совершенствованию проекта Национальной рамки квалификации Российской Федерации отечественных и зарубежных экспертов. В 2008 г. проект НРК РФ был опубликован в качестве совместных рекомендаций Минобрнауки России и РСПП образовательным организациям, органам управления образованием и объединениям работодателей.
Предлагаемые в рекомендациях дескрипторы квалификационных уровней и описание путей их достижения успешно использовались при разработке в 2008-2012гг. профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
НРК РФ легла в основу разработки отраслевых рамок квалификаций, организованной Минздравсоцразвития России в соответствии с подпунктом «б» пункта 1перечня Поручений Президента Российской Федерации от 8 апреля 2011 г. № Пр-911..
Проект НРК РФ представлялся на рассмотрение участников:
международного семинара-конференции “Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов”, проведенного 22-26 октября 2007 г. в Берлине;
международной интернет-конференции “Качество профессионального образования и требования рынка труда”, проведенной в июне 2008 г.;
встречи национальных экспертов по вопросу развития национальных систем квалификаций Болонского процесса, проведенной 9-10 ноября 2009 г. в Страсбурге (Совет Европы);
Всероссийского профессионального конкурса “Инноватика в образовании”, проведенного в мае 2010 г. в Москве (НРК РФ награждена дипломом конкурса).
Кроме того, информация об НРК РФ вошла в Национальный доклад Российской Федерации, представленный в рамках Болонского процесса за 2008 г.
С учетом результатов обсуждения и опыта использования проекта НРК РФ в период 2011- 2012 гг. была подготовлена ее вторая редакция, учитывающая также официальные отзывы и предложения международных экспертов (Тимо Куусела, European Training Foundation; Майкла Коулза, Qualifications and Curriculum Authority и других).
Вторая редакция проекта НРК РФ рассмотрена и одобрена участниками:
совещания совместной Координационной комиссии Минобрнауки России и РСПП “О внедрении проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации”, проведенного 6 февраля 2012 г. в Москве;
симпозиума ASEM по профессионально-техническому образованию “Внедрение рамок квалификаций в практику: вызов, развитие, решение”, проведенного 27-28 февраля 2012 г. в Берлине;
конференции Восточно-азиатского саммита технического и довузовского профессионального образования и обучения по вопросам развития рамки гарантий качества, проведенной 26-27 марта 2012 г. в Канберре.
Публикации проекта НРК РФ:
1. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. - М., 2008;
2.Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. - М., 2010;
3. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (на русском и английском языках)/ Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. - М., 2012.

Общие положения
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (далее - НРК РФ) является составной частью и методологической основой разработки нормативной документации, обеспечивающей функционирование Национальной системы квалификаций Российской Федерации.
НРК РФ применяется в целях:
международной и межотраслевой сопоставимости квалификационных уровней для формирования единой системы квалификаций и обеспечения трудовой мобильности граждан;
разработки отраслевых рамок квалификаций и установления единых требований к квалификации работников и выпускников образовательных организаций при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования, проведении оценки результатов образования и формировании системы сертификатов;
планирования различных траекторий образования граждан для достижения квалификации соответствующего уровня и обеспечения карьерного роста.
В таблицах 1 и 2 представлены:
дескрипторы квалификационных уровней;
пути достижения квалификационных уровней.
Дескрипторы квалификационных уровней представляют собой краткое обобщенное описание компетенций, характера умений и знаний работника, объединенных по показателям широты его полномочий и ответственности, сложности и наукоемкости профессиональной деятельности.
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан со степенью самостоятельности деятельности, ее масштабом, социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Характер умений» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Характер знаний» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний.
Пути достижения квалификационных уровней показывают типичные для современной России перспективы развития квалификации человека в течение всей его жизни. Пути достижения каждого квалификационного уровня могут изменяться и дополняться по мере развития организационных форм образования и обучения, а также механизмов признания их результатов в системе профессионального образования и обучения страны.
При разработке отраслевых рамок квалификаций и установлении единых требований к квалификации дескрипторы и пути достижения каждого квалификационного уровня могут быть конкретизированы и (или) изменены путем введения дополнительных показателей, учитывающих специфику конкретного вида экономической деятельности.

Определения терминов, использованных в НРК РФ
Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ)

Комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. НСК РФ, помимо НРК РФ, может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК РФ)
Документ, содержащий обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории Российской Федерации; используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования

Отраслевая рамка квалификаций
Документ, определяющий классификацию видов трудовой деятельности отрасли по квалификационным уровням и подуровням. Классификационными признаками выступают показатели НРК РФ и другие значимые для отрасли показатели;

Квалификационный уровень
Совокупность квалификаций, имеющих сходные характеристики, установленные НРК РФ (отраслевой рамкой квалификаций)

Дескриптор

Обобщенное описание требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника, дифференцируемым по показателям сложности и наукоемкости деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней

Квалификация

Готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности, подтвержденная официальным признанием (в виде диплома, сертификата и др.)

Компетенция

Готовность применять знания, умения и практический опыт для успешного выполнения трудовых функций

Профессиональный стандарт
Характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Многофункциональный нормативный документ, описывающий в рамках конкретного вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) содержание трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе и необходимых для их выполнения компетенций по различным квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда. Структурно состоит из описаний видов трудовой деятельности.

Формальное образование
Образование, полученное в аккредитованном образовательном учреждении

Неформальное образование
Образование, полученное на различного рода курсах, в процессе повышения квалификации по месту работы

Спонтанное (информальное) образование
Образование, полученное в результате практического опыта, приобретенного в процессе работы, в быту и т.п.

Задание
Порученная работа, серия рабочих действий, которые должны привести к определенному результату за установленный период времени

Задача
Проблемная ситуация с явно заданной [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], которую необходимо достичь в определенных условиях. Типовая задача решается один раз, после чего успешное базисное решение фиксируется и тиражируется до тех пор, пока не появится более успешное. Термины «знакомая задача», «знакомое действие» отражают наличие у работника опыта их выполнения, в отличие от терминов «известная задача», «известное действие», которые подчеркивают социальный характер соответствующего знания.

Дескрипторы квалификационных уровней
Таблица 1
Уровни
Широта полномочий и ответственность

Характер умений
Характер знаний

1 уровень
Деятельность под руководством.

Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий, обычно физический труд
Применение обыденных (житейских) знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

2 уровень
Деятельность под руководством с проявлением
самостоятельности при выполнении знакомых заданий.
Индивидуальная ответственность
Выполнение ограниченного круга стандартных (простых) заданий
Выбор способа действия по инструкции

3 уровень
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач.
Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи.
Индивидуальная ответственность
Выполнение разнообразных заданий
Выбор способа действия из знакомых на основе знаний и практического опыта.
Корректировка действий с учетом условий их выполнения
Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач
Применение значительного объема специальных знаний.

4 уровень
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач.
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников
Решение различных типов практических задач.
Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта.

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач.
Применение значительного объема специальных знаний
Самостоятельная работа с информацией

5 уровень
Самостоятельная деятельность по решению типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.
Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения
Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения
Решение различных типов практических задач с элементами проектирования.
Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации.
Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности
Применение профессиональных знаний технологического или методического характера
Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач.

6 уровень
Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели
Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений
Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации
Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных
Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

7 уровень
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне организаций или подразделений крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности организаций или подразделений крупных институциональных структур.

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных.
Разработка новых методов, технологий и т.п.
Понимание методологических основ деятельности.
Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.
Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

8 уровень
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур.
Ответственность за результаты деятельности крупных институциональных структур.
Решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов
Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности.

9 уровень
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами.
Значительный и оригинальный вклад в определенную область деятельности
Ответственность за результаты деятельности в масштабе отрасли, страны, на международном уровне
Решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов.
Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера.
Управление содержанием информационных потоков.


Таблица 2
Квалификационный уровень
Пути достижения квалификационного уровня

1 уровень

Краткосрочное обучение или инструктаж.
Практический опыт, полученный в трудовой деятельности.
Требование к образованию: не ниже начального общего

2 уровень

Профессиональная подготовка (от 2 недель до 1 месяца).

3 уровень

Профессиональная подготовка (до одного года).
Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) без получения среднего (полного) общего образования.
Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности.
Требование к образованию: не ниже основного общего

4 уровень

Программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Профессиональная подготовка (курсы до 1 года и дополнительные профессиональные образовательные программы) или практический опыт (на базе полного общего образования).

5 уровень

Программы подготовки специалистов среднего звена.
Практический опыт, полученный в ходе трудовой деятельности (на базе полного общего образования).
Требование к образованию: среднее профессиональное образование

6 уровень

Бакалавриат.
Программы подготовки специалистов среднего звена (для отдельных областей трудовой деятельности, например, транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование)
Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне Требование к образованию: высшее образование

7 уровень

Магистратура или
Подготовка специалиста. и (или)
Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование.
Практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом уровне

8 уровень

Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Программы подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование
Практический опыт и профессиональное признание на отраслевом или межотраслевом уровне
Требование к образованию: высшее образование

9 уровень

Программы подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, программы ассисентуры-стажировки Практический опыт и общественно-профессиональное признание на российском и международном уровне

Литература.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (Проект)
Справка о ходе разработки проекта Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
Временные методические рекомендации по разработке отраслевой рамки квалификаций на основе Национальной рамки квалификаций Российской Федерации
ЕТКС - «Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих»
Статья. Профессиональные стандарты на замену квалификационным справочникам Ольга Величко.

В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы. А именно, процессы экономической унификации, больше известные как глобализация.

Наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение рабочих в рамках регионального, а тем более транснационального рынка. Следовательно, притормаживает и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала.

Но если экономические стандарты транснационального рынка внедряются достаточно оперативно, поскольку являются понятными и в целом общепризнанными - по крайней мере, в рамках регионального масштаба, - то стандарты в области образования в большей степени обладают национальной ориентированностью. Причина менее слабой мобильности образовательной сферы относительно экономической состоит в том, что она существеннее завязана на традиции и национальной ментальности. Таким образом, процесс унификации сферы образования на региональном уровне является долгим и требует поэтапности 1 .

Примером такой последовательности является опыт внедрения европейской рамки квалификаций (ЕРК), которая представляет собой обобщенную справочную рамку, позволяющую европейским странам связать свои национальные рамки квалификаций друг с другом. Практически ЕРК предстает перед нами в виде своеобразного инструмента перевода национальных квалификаций в более простой и понятный для восприятия национальными субъектами формат, стирающий национальную специфику, а значит, и национальные границы в области образования и, в конечном счете, профессиональной квалификации. Данное упрощение помогает обучающемуся и рабочему персоналу свободно перемещаться в рамках действия ЕРК: менять работу и образовательные учреждения, а образовательной системе в целом придает мобильность и гибкость. Поиск языка описания европейской системы квалификаций осуществлялся в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, а также на уровне национальных государств (например, Великобритании, Польши и других).

Следует заметить, что на современном этапе ЕРК не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Между тем в перспективе - по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на ЕРК ввиду усиления экономической интеграции - вопрос о создании модифицированной, расширенной ЕРК, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется. Рассмотрим, например, национальные рамки квалификаций России, Казахстана, Польши и Великобритании, при этом выделив их основные сходства и различия, сравнив основные пути достижения квалификационных уровней.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории страны.

НРК разработана на основании соглашения о взаимодействии Минобрнауки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем - по инициативе координационной комиссии, сформированной сторонами соглашения, - в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования 2 .

НРК является составной частью и основой разработки национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую, помимо нее, должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Рассмотрение проекта казахстанских квалификационных рамок показывает, что они позволяют гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня. Ранее в Республике Казахстан принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. Однако в связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны. Требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации: например, сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше, когда им приходилось довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским рамкам квалификаций, принятым Европейским парламентом и ЕС в 2008 году 3 . Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Как для России, так и для Казахстана интересен опыт Великобритании в реформировании системы профессионального образования, правительство которой поставило цель к 2020 году поднять страну в мировом рейтинге конкурентоспособности с 13-го на 8-е место. Для этого национальной идеей должен стать переход от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом, поскольку именно человек - «собственник» квалификации - становится ключевым фактором развития экономики знаний.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:

  • национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
  • сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
  • программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
  • национальная рамка квалификаций, состоящая из восьми уровней и описывающая все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
  • система оценки и признания результатов предыдущего образования;
  • сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.

В тех отраслях, где советы еще не созданы, эту деятельность берут на себя специальные рабочие группы по разработке стандартов (standards setting bodies). На сегодня в Великобритании действует 23 таких совета, охватывая 90 процентов национальной экономики.

Как правило, советы создают влиятельные объединения работодателей, пользующиеся авторитетом в своей области и имеющие возможности для проведения исследований и анализа проблем профессиональной подготовки, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики в области развития человеческого потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики в сфере управления человеческими ресурсами, эксперты из органов государственного управления, профессиональные союзы, образовательные учреждения. Советы активно взаимодействуют с органами управления на национальном и региональном уровнях. Подготовленные ими рекомендации используются при формировании государственной политики в области повышения качества рабочей силы.

Квалификационный регулятор (национальные квалификационные агентства) устанавливает требования к профессиональным квалификациям, производит аккредитацию органов присвоения квалификаций и мониторинг их деятельности, определяет критерии национальной рамки квалификаций и проверяет соответствие заявленных квалификаций (профессиональных стандартов) требованиям работодателей.

Органы по присвоению квалификаций (всего их насчитывается более 100) проводят экспертизу профессиональных квалификаций и аккредитацию квалификаций для национальной рамки.

Государственная комиссия по занятости и квалификациям формируется с участием организаций работодателей. Она координирует работу по исследованию, анализу и развитию профессиональных стандартов и квалификаций, лицензирует отраслевые советы по развитию отраслевых квалификаций, вырабатывает рекомендации по повышению уровня занятости, квалификациям и производительности.

Особое внимание уделяется оценке и квалификации конечных результатов обучения. Контроль этих результатов играет очень важную роль в системе обеспечения качества рабочей силы, поскольку от качества предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг зависит уровень их финансирования.

Система кредитов (единиц оценки полученной квалификации) позволяет фиксировать результаты обучения, которые регистрируются в специальных документах, и «накапливать» квалификации. За успехи в обучении (достижение конкретных результатов) учащимся присваивается определенное количество кредитов - как правило, по завершению определенного учебного блока. Рост квалификации отражается в накоплении кредитов, поскольку унифицированная система оценивания обеспечивает перенос кредитов между квалификациями и органами по присвоению.

Накопление и перевод кредитов регулируются правилами комбинирования квалификаций. Присвоенные кредиты признают все институции, а признание самих институций обеспечивается через процедуру аккредитации квалификационным регулятором, являющимся государственным органом.

Для разработки национальной структуры квалификаций министерством высшего образования Польши в 2006 году была создана рабочая группа в составе экспертов Болонского процесса, представителей государственной комиссии по аккредитации, главного совета по высшему образованию, парламента студентов. При подготовке национальной структуры квалификаций учитывалось, что каждый уровень квалификационной структуры должен максимально отражать квалификации, являющиеся частью структуры, с точки зрения объема проделанной работы, уровня, качества, результатов и направленности обучения.

В этой связи при подготовке проекта особое внимание обращалось на результаты обучения на том или ином уровне и направляется на получение:

  • всесторонней информации, касающейся компетенций выпускников в границах отдельных путей обучения;
  • информации, касающейся возможности продолжения обучения в течение всей жизни;
  • сравнимости результатов обучения (в отечественном и международном измерении);
  • определения стандартов обучения предложенных программ в опоре на результаты обучения 4 .

Группа совместно с заинтересованными структурами начала работу над такими вопросами, как стандарты профессиональной квалификации, стандарты обучения для докторантов, новые стандарты аккредитации учебных заведений, новые программные основы общего образования 5 .

Разработка национальной структуры квалификаций в странах ЕС продлится еще некоторый период, в течение которого предстоит, прежде всего, внести соответствующие изменения в национальные законы о высшем образовании, после чего проекты НРК будут представлены на обсуждение широкой академической общественности.

Принятие национальных структур квалификаций послужит важным средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка. Это согласование будет осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального взаимодействия высшего образования и рынка труда. Структура квалификаций и следование ей в практической деятельности позволит полнее реализовать четыре главные цели высшего образования: подготовку к рынку труда, подготовку к жизни активных граждан демократического государства и Европы, личное развитие, развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания современного высокотехнологичного общества.

  1. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие /О.Н. Олейникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
  3. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
  4. Chmielecka E. Europejskie Ramy Kwalifikacji // Forum akademickie, nr 1/2009.
  5. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.:Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

НРК РФ - ИНСТРУМЕНТ ЦЕЛЬ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ сопряжение сфер труда и образования обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых в РФ, и основных путей их достижения Задачи в области образования и управления персоналом: - разработка ПС, ФГОС, программ ПО - создание отраслевых квалификационных и тарифных систем - разработка процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций - ФГОУ - разработчики ФГОС и ПС - органы управления образованием субъектов РФ - руководители корпоративных объединений - членов РСПП






ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ НРК РФ НРК разработана на основе принципов, свойственных аналогичным рамочным структурам ЕС и других стран: преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему; прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей; соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системе образования Российской Федерации; учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ФРАГМЕНТ) Квалифика- ционные уровни Пути достижения квалификации соответствующего уровня 1 Практический опыт Краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии общего образования не ниже начального общего 5 Среднее профессиональное образование (на основе освоенной программы основного общего или среднего (полного) общего, или начального профессионального образования) и практический опыт 8 Послевузовское образование (программы, ведущие к получению степени кандидата наук и/или практический опыт работы) Освоенная программа подготовки магистра или специалиста и дополнительное профессиональное образование и практический опыт (программы МВА и др.)


ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК РФ включены дескрипторы: общей компетенции умений знаний которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность сложность деятельности наукоемкость деятельности




ПОКАЗАТЕЛЬ 2 «СЛОЖНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Определяет требования к умениям от множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач от необходимости выбора или разработки этих способов от степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития ЗАВИСИТ


ПОКАЗАТЕЛЬ 3 «НАУКОЕМКОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Определяет требования к знаниям, используемым в ПД ЗАВИСИТ от объёма и сложности используемой информации от инновационности применяемых знаний от степени абстрактности знаний (соотношения теоретических и практических)


Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 5 Самостоятельная деятельность и участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках заданных регламентов. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения Деятельность, Предполагающая Решение практических задач, предполагающих выбор способов решения в различных условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач


Таблица дескрипторов НРК (фрагмент) Квалиф. уровень Широта полномочий и ответственность Сложность деятельности (характер умений) Наукоемкость деятельности (характер знаний) 6 Самостоятельная профессиональна деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Деятельность, предполагающая решение задач технологического или методического характера, в условиях многообразия способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности Синтез профессиональ- ных знаний и опыт (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации




ЕТКС КСД ОКЗ ПС ОПИСАНИЕ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ -Тарифный разряд -Нет единства в принципах описания -? Отражение современных требований Критерий: уровень образования и стаж -Характеристики разного уровня обобщенности -Неполнота описания -? Отражение современных требований -Единые принципы описания -Системность описания -Критерий: качественные характеристики (результат образования и профессиональ- ного опыта) АНАЛИЗ


КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ (21 АВГУСТА) БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ? БУХГАЛТЕР ОТЛИЧИЕ: СТАЖ И ОБРАЗОВАНИЕ ОБЩЕЕ: ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ …Разрабатывает рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 5 уровень НРК РФ Самостоятельная деятельность и участие в управлении выполнением поставленных задач в рамках заданных регламентов. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения. Решение поставленных практических задач, предполагающих выбор известных способов решения. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности Деятельность, требующая сочетания профессиональных знаний, практического опыта… БУХГАЛТЕР …Осуществлять учет первичных документов …Осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… …Участвовать в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 6 уровень НРК РФ Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Деятельность, требующая синтеза профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта… БУХГАЛТЕР II КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Разрабатывать рабочий план счетов, формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы…


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СФОРМУЛИРОВАННЫЕ С ПОМОЩЬЮ НРК РФ 7 уровень НРК РФ Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений Решение задач развития, требующих разработки новых подходов, использования разнообразных методов (в том числе и инновационных) Деятельность, основанная на синтезе профессиональных и самостоятельно создаваемых новых знаний прикладного характера и опыта в определенной области и/или на стыке областей БУХГАЛТЕР I КАТЕГОРИИ …Организовывать и осуществлять контроль работ по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации… Руководить разработкой рабочего плана счетов, форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы… Анализировать хозяйственно-финансовую деятельность предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности…


Национальная система квалификаций отраслевые рамки квалификаций профессиональные и образовательные стандарты Единые механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях Национальная система оценки результатов образования и сертификации НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ